ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы взаимодействия ДОО с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного
возраста 20
1.3 Взаимодействие ДОО с родителями в процессе трудового воспитания
детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по 1 главе 36
Глава 2 Исследовательская работа по организации взаимодействия ДОО с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 38
2.1 Цели и задачи исследования 38
2.2 Организация взаимодействия ДОО с родителями в процессе
трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 44
2.3 Методические рекомендации по организации взаимодействия ДОО с
родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 48
Выводы по 2 главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы взаимодействия ДОО с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного
возраста 20
1.3 Взаимодействие ДОО с родителями в процессе трудового воспитания
детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по 1 главе 36
Глава 2 Исследовательская работа по организации взаимодействия ДОО с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 38
2.1 Цели и задачи исследования 38
2.2 Организация взаимодействия ДОО с родителями в процессе
трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 44
2.3 Методические рекомендации по организации взаимодействия ДОО с
родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 48
Выводы по 2 главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение
В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольной организации к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОО. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями.
Начало 2013 года стало богатым на события - особо значимые для развития нашей страны и ее образовательной системы. В конце 2012 года принят закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу с 1.09.2013 г., в котором определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования». Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольная образовательная организация. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, закладываются исходные жизненные позиции. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).
В последние годы в педагогических словарях все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОО с родителями.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость организации взаимодействия педагогов ДОО с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста и составить методические рекомендации по реализации выявленных педагогических условий.
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективно при реализации следующих педагогических условий:
1. Организовывать педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2. Организовывать проектную деятельность с детьми и родителями по развитию интереса детей к трудовой деятельности.
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:
5
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические методики исследования.
5. Разработать перспективный план взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
7.Составить методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
С целью подтверждения гипотезы исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (сравнение, обобщение, классификация, систематизация) и эмпирические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анализ публикаций по теме исследования, изучение опыта педагогической работы дошкольных учреждений, наблюдение, опросы)
Исследование осуществлялось в 2 этапа:
- констатирующий (сентябрь - декабрь 2019 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования; определение педагогических условий, подбор диагностических методик
- проектировочный (февраль - май 2020 г.): разработка перспективного плана взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; составление методических рекомендаций по организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; формулировка выводов; обобщение и литературное оформление исследования.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №301 г. Челябинска
Теоретическая значимость квалификационной работы: состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Практическая значимость квалификационной работы: состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных организаций
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Начало 2013 года стало богатым на события - особо значимые для развития нашей страны и ее образовательной системы. В конце 2012 года принят закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу с 1.09.2013 г., в котором определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования». Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольная образовательная организация. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, закладываются исходные жизненные позиции. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).
В последние годы в педагогических словарях все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОО с родителями.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость организации взаимодействия педагогов ДОО с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста и составить методические рекомендации по реализации выявленных педагогических условий.
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективно при реализации следующих педагогических условий:
1. Организовывать педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2. Организовывать проектную деятельность с детьми и родителями по развитию интереса детей к трудовой деятельности.
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:
5
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические методики исследования.
5. Разработать перспективный план взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
7.Составить методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
С целью подтверждения гипотезы исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (сравнение, обобщение, классификация, систематизация) и эмпирические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анализ публикаций по теме исследования, изучение опыта педагогической работы дошкольных учреждений, наблюдение, опросы)
Исследование осуществлялось в 2 этапа:
- констатирующий (сентябрь - декабрь 2019 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования; определение педагогических условий, подбор диагностических методик
- проектировочный (февраль - май 2020 г.): разработка перспективного плана взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; составление методических рекомендаций по организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; формулировка выводов; обобщение и литературное оформление исследования.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №301 г. Челябинска
Теоретическая значимость квалификационной работы: состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Практическая значимость квалификационной работы: состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных организаций
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Проблема организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных для современной науки. В педагогических исследованиях (Д.В.Сергеева, А. Д. Шатова, И. Ф. Назаров, И.Ф.Свадковский, А.И.Кочетов, А.Г.Тулеганова, Г.М. Киселева, И. В. Житко, Г. М. Малунова, Е. И. Образцова, Р. Н. Кузьмина, И. Ф. Харламов и др.) трудолюбие рассматривается как одно из ведущих, интегративных качеств личности.
В педагогических исследованиях многих ученых определены пути организации трудового воспитания детей дошкольного возраста:
- систематическое и планомерное воздействие взрослых
(Д.В.Сергеева);
- воспитание готовности к труду на основе его привлекательности (Л. Б. Касперская);
- воспитание интереса к труду, желания трудиться на пользу людям (Л.Е. Образцова);
- приобщение каждого ребенка к труду посредством трудовых поручений (Г. М. Киселева).
Важную роль в организации трудового воспитания дошкольников играет дошкольная образовательная организация, где ребенок имеет возможность включаться в различные виды трудовой деятельности, выполнять трудовые поручения, наблюдать за трудовой деятельностью взрослых, оказывать им посильную помощь.
Организация трудового воспитания - это интегративный процесс, в котором тесно связаны становление личностных качеств человека, ее нравственной стороны и приобретение трудовых навыков и умений. Старший дошкольный возраст является одним из самых важных в процессе организации трудового воспитания, так как дети уже овладели большинством трудовых умений, а психологические характеристики позволяют прочувствовать всю его нравственную значимость.
В соответствии с гипотезой исследования, процесс организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно будет происходить при реализации следующих психолого-педагогических условий: организовывать педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; организация проектной деятельности с детьми и родителями по развитию интереса детей к трудовой деятельности
Организация трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Опираясь на анализ, проектной деятельности, а также на диагностику организации трудового воспитания детей и анкетирования родителей, были представлены рекомендации по педагогическим условиям, помогающие в организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования были выполнены все поставленные цели и задачи, а также была подтверждена гипотеза.
В педагогических исследованиях многих ученых определены пути организации трудового воспитания детей дошкольного возраста:
- систематическое и планомерное воздействие взрослых
(Д.В.Сергеева);
- воспитание готовности к труду на основе его привлекательности (Л. Б. Касперская);
- воспитание интереса к труду, желания трудиться на пользу людям (Л.Е. Образцова);
- приобщение каждого ребенка к труду посредством трудовых поручений (Г. М. Киселева).
Важную роль в организации трудового воспитания дошкольников играет дошкольная образовательная организация, где ребенок имеет возможность включаться в различные виды трудовой деятельности, выполнять трудовые поручения, наблюдать за трудовой деятельностью взрослых, оказывать им посильную помощь.
Организация трудового воспитания - это интегративный процесс, в котором тесно связаны становление личностных качеств человека, ее нравственной стороны и приобретение трудовых навыков и умений. Старший дошкольный возраст является одним из самых важных в процессе организации трудового воспитания, так как дети уже овладели большинством трудовых умений, а психологические характеристики позволяют прочувствовать всю его нравственную значимость.
В соответствии с гипотезой исследования, процесс организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно будет происходить при реализации следующих психолого-педагогических условий: организовывать педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; организация проектной деятельности с детьми и родителями по развитию интереса детей к трудовой деятельности
Организация трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Опираясь на анализ, проектной деятельности, а также на диагностику организации трудового воспитания детей и анкетирования родителей, были представлены рекомендации по педагогическим условиям, помогающие в организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования были выполнены все поставленные цели и задачи, а также была подтверждена гипотеза.
Подобные работы
- Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Игра-драматизация как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Умственное воспитание детей старшего дошкольного возрастав процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Педагогическое просвещение родителей но вопросам трудовою воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК
СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016



