Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы взаимодействия ДОО с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного
возраста 20
1.3 Взаимодействие ДОО с родителями в процессе трудового воспитания
детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по 1 главе 36
Глава 2 Исследовательская работа по организации взаимодействия ДОО с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 38
2.1 Цели и задачи исследования 38
2.2 Организация взаимодействия ДОО с родителями в процессе
трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 44
2.3 Методические рекомендации по организации взаимодействия ДОО с
родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста 48
Выводы по 2 главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение
В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольной организации к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОО. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями.
Начало 2013 года стало богатым на события - особо значимые для развития нашей страны и ее образовательной системы. В конце 2012 года принят закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу с 1.09.2013 г., в котором определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования». Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольная образовательная организация. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, закладываются исходные жизненные позиции. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).
В последние годы в педагогических словарях все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОО с родителями.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость организации взаимодействия педагогов ДОО с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста и составить методические рекомендации по реализации выявленных педагогических условий.
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективно при реализации следующих педагогических условий:
1. Организовывать педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2. Организовывать проектную деятельность с детьми и родителями по развитию интереса детей к трудовой деятельности.
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:
5
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические методики исследования.
5. Разработать перспективный план взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
7.Составить методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
С целью подтверждения гипотезы исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (сравнение, обобщение, классификация, систематизация) и эмпирические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анализ публикаций по теме исследования, изучение опыта педагогической работы дошкольных учреждений, наблюдение, опросы)
Исследование осуществлялось в 2 этапа:
- констатирующий (сентябрь - декабрь 2019 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования; определение педагогических условий, подбор диагностических методик
- проектировочный (февраль - май 2020 г.): разработка перспективного плана взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; составление методических рекомендаций по организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; формулировка выводов; обобщение и литературное оформление исследования.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №301 г. Челябинска
Теоретическая значимость квалификационной работы: состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Практическая значимость квалификационной работы: состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных организаций
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Проблема организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных для современной науки. В педагогических исследованиях (Д.В.Сергеева, А. Д. Шатова, И. Ф. Назаров, И.Ф.Свадковский, А.И.Кочетов, А.Г.Тулеганова, Г.М. Киселева, И. В. Житко, Г. М. Малунова, Е. И. Образцова, Р. Н. Кузьмина, И. Ф. Харламов и др.) трудолюбие рассматривается как одно из ведущих, интегративных качеств личности.
В педагогических исследованиях многих ученых определены пути организации трудового воспитания детей дошкольного возраста:
- систематическое и планомерное воздействие взрослых
(Д.В.Сергеева);
- воспитание готовности к труду на основе его привлекательности (Л. Б. Касперская);
- воспитание интереса к труду, желания трудиться на пользу людям (Л.Е. Образцова);
- приобщение каждого ребенка к труду посредством трудовых поручений (Г. М. Киселева).
Важную роль в организации трудового воспитания дошкольников играет дошкольная образовательная организация, где ребенок имеет возможность включаться в различные виды трудовой деятельности, выполнять трудовые поручения, наблюдать за трудовой деятельностью взрослых, оказывать им посильную помощь.
Организация трудового воспитания - это интегративный процесс, в котором тесно связаны становление личностных качеств человека, ее нравственной стороны и приобретение трудовых навыков и умений. Старший дошкольный возраст является одним из самых важных в процессе организации трудового воспитания, так как дети уже овладели большинством трудовых умений, а психологические характеристики позволяют прочувствовать всю его нравственную значимость.
В соответствии с гипотезой исследования, процесс организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно будет происходить при реализации следующих психолого-педагогических условий: организовывать педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; организация проектной деятельности с детьми и родителями по развитию интереса детей к трудовой деятельности
Организация трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Опираясь на анализ, проектной деятельности, а также на диагностику организации трудового воспитания детей и анкетирования родителей, были представлены рекомендации по педагогическим условиям, помогающие в организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования были выполнены все поставленные цели и задачи, а также была подтверждена гипотеза.
1. Аксенов, Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Д.Е. Аксенов. - М.: Просвещение, 2012. - 336с.
2. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2011 - № 11. - С. 34.
3. Арнаутова, Е.Л. О воспитании трудолюбия: учеб. пособие для студентов дошкольных отд-ний и фак. средних лед. учеб. заведений / Е.Л.Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - 68-69с.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2011. - 204 с.
5. Безруких, М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая
энциклопедия для дошкольников / М.Н.Безруких. - М.: Ювента, 2011. - с.67
6. Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.,2002. С. 289
7. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л.Р.Болотина. - М.: Академия, 2010. - 450с.
8. Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе
К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.11: Курск, 2011 - 134 с.
9. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства : пособие для преподавателей / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2011. -122с.
10. Буре, Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Р.С. Буре,
Л. В.Загик.- 3-е изд., испр., доп.- М.: Норма, 2010. - 76с.
11. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. - М. : Академия, 2011. - 446 с.
12. Виноградова, Н.А., Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова. - М.: Айресс-Пресс, 2009. - 128с.
13. Глебова, Л.С. Педагогический энциклопедический словарь / Л.С.Глебова. - М.: Большая энциклопедия, 2013. - 450с.
14. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред.
А.М. Виноградовой.- М.: Просвещение, 2011. - 230с.
15. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 144 с.
16. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1
17. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей /Т.Н.Доронова// Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 63.
18. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника: учеб. пособие для студентов дошкольных отд-ний и фак. средних лед. учеб. заведений / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 96 с.
19. Жуковская, Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Р.И.Жуковская, Л.А.Пеньевская. - М.: Норма, 2010. - 340с.
20. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : Учебник для студентов педагогических ВУЗов / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
22. Комарова, Т. Трудовое воспитание в детском саду / Т.Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 48с.
23. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - С.101-105.
24. Курпатов, А. Дети. Психология : учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.Курпатов. - М. : ОлмаМЕдиа Групп. 2010. - 480 с.
25. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В.Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 276с.
26. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2011. — 76 с.
27. Маркова, Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы /Л.С. Маркова. - М.: АРКТИ, 2012. - 78 с.
28. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских,
В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - С. 1-50.
29. Основы педагогики / Под ред.А. С. Макаренко. - М.:Норма, 2012. - 602 с.
30. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост.
Е.С.Рапацевич. - М.: Современное слово, 2013. - 116 с.
31. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 384 с.
32. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2010. - 479 с.
33. Савенков, А.И. Педагогическая психология / А.И.Савенков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 500 с.
34. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности: учеб. пособие для студентов дошкольных отд-ний и фак. средних лед. учеб. заведений / Д.В. Сергеева. - М.: Просвещение, 2010. - 96с.
35. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2011. - 129с.
36. Ушинский, К. Педагогические сочинения : учеб. пособие для студентов пед. вузов / К.Ушинский. - М.: Педагогика, 2008. - 490с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155
38. Филатов, Ф.Р. Основы психологии: учеб. пособие / Ф.Р. Филатов. - М.: Дашков и К.; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2012. - 656 с.