Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Работа №80801

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-педагогические основы совершенствования артистизма в условиях профессиональной хореографической подготовки 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «артистизм»
в аспекте его развития у учащихся старших классов хореографического училища 9
1.2 Историко-теоретические основания театральной педагогики и ее
потенциал в развитии артистизма у учащихся в процессе профессиональной хореографической подготовки 19
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Практика развития артистизма у учащихся старших классов хореографического 36
училища
2.1 Методические аспекты работы над развитием артистизма в
хореографическом училище 36
2.2 Разработка комплекса методов и упражнений на основе театральной педагогики по развитию артистизма в процессе занятий с учащимися старших классов хореографического училища, внедрение
и анализ результатов 44
Выводы по 2 главе 55
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения

Актуальность исследования
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью в модернизации системы профессионального образования при создании качественно новых условий и методов для развития творческой личности.
Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе РФ «Национальная доктрина образования до 2025 года». Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России. В данном документе выделен ряд задач, связанных с развитием артистизма у учащихся старших классов учреждения хореографического образования, среди них: разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности.
Занятия хореографией всесторонне развивают личность человека. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся хореографией, более эмоциональны, отзывчивы, общительны и восприимчивы. Необходимость решения проблемы развития артистизма у учащихся старших классов хореографического училища обусловлена тем, что очень часто данное понятие понимается лишь в узком его значении, в качестве проявления навыков и приемов, необходимых для профессии актёра. Хореографическое училище даёт огромный потенциал для развития личности ребёнка, но, к сожалению, не все возможности используются в полной мере. На занятиях танцами педагоги преимущественно прививают учащимся исполнительские умения и навыки, забывая об артистизме, который необходим для творческой самореализации учеников, умении устанавливать контакты с партнерами по сцене и зрителями в зале.Благодаря артистизму воспитываются чувства человека, формируется художественный вкус, происходит
осмысление собственного«я». Развиваются не только мимика, жесты и
3
интонация голоса, но и воображение, появляются ощущения внутренней свободы, одухотворенность, изящество.
Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства и развитие артистизма учащихся должно идти взаимосвязано, охватывая все классы хореографического училища от младших до старших.
Степень изученности темы исследования. Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы были широко изучены в работах разных авторов. Понятие «артистизм» и особенности его развития в разных сферах рассматривали такие ученые как: Л.С. Майковская, в области музыкального образования,И.Г. Соснина, в области хореографического искусства. Психологические аспекты данного понятия были раскрыты учеными: В. Гленн, Д. Зайфферт, Н.В. Рождественская, О.С. Соболевой, Н.В. Соковиковой, И.Г. Сосниной.
Различные этапы истории театральной педагогики исследовали Е.Б. Вахтангов, Н.А. Зверева, Д.Г. Ливнев, Б.Е. Захава, Г. Крэг, В.Э. Мейерхольд, П. Пави, Ф.К. Соллогуб, К.С. Станиславский и др. Основополагающими трудами по театральной педагогике являются работы Е.Б. Вахтангова, Г. Вильсона, Д.Н. Завалишиной, Б.Е. Захавы, В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского, Л.И. Тимофеева, В.О. Топоркова и др. Важные элементы подготовки актера, такие как сценический образ, были подробно изучены в трудах Э. Берна, Г.Г. Гадамера, Б.Е. Захавы, В.П. Курбатова, В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского, В.О. Топоркова. Работы по методике создания художественного образа были написаны такими авторами, как Н. Гартман, А.В. Гулыга.
Разные аспекты истории хореографического искусства были исследованы В.Н. Торгашовым, Е.П. Шевченко. Методика хореографии Н.А. Александрова, Н.П. Базарова, Т.К. Барышникова, Л.Д. Блок, А. Бенуа, А.Я. Ваганова, Ю.Н. Григорович, Н.М. Дудинская, Д. Зайфферт, Р.В. Захаров, Л.Р. Зихлинская, О.Г. Калугина, В.М. Красовская, В.С. Костровицкая, А.Я. Левинсон, Ф.В. Лопухов, В.П. Мей, Н.В. Соловикова, Н.И. Тарасов и многие другие.
Противоречие. В процессе проведения исследования было выявлено противоречие между широкой изученностью понятия «артистизм» в научной литературе и отсутствием методических разработок по его развитию у учащихся старших классов в учреждениях профессиональной хореографической подготовки.
Проблема исследования. На основании выявленного противоречия была определена проблема исследования: Какие методы и упражнения будут способствовать развитию артистизма у учащихся старших классов учреждения профессиональной хореографической подготовки?
Выявленное противоречие и сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы - «Работа над развитием артистизма у учащихся старших классов хореографического училища средствами театральной педагогики»
Цель исследования - разработать и апробировать в процессе опытно¬экспериментальной работы комплекс методов и упражнений по развитию артистизма у учащихся старших классов учреждения профессиональной хореографической подготовки.
Объект исследования - процесс хореографической подготовки в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования - развитие артистизма у учащихся старших классов учреждения профессиональной хореографической подготовки.
Гипотеза исследования:
Процесс воспитания артистизма у учащихся старших классов
хореографического училища будет проходить эффективней, если:
1. Будет рассмотрена сущностно-содержательная характеристика понятия «артистизм» в аспекте его развития у учащихся старших классов хореографического училища.
2. Будут изучены историко-теоретические основания театральной педагогики и ее потенциал в развитии артистизма у учащихся в процессе профессиональной хореографической подготовки.
3. Будут выявлены методические аспектыработы над развитием артистизма в учреждениях хореографического образования.
4. Будет разработан комплекс методов и упражнений на основе педагогических принципов по развитию артистизма, используемых в театральной педагогике, и апробирован в процессе занятий с учащимися старших классов хореографического училища.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущностно-содержательную характеристику понятия «артистизм» в аспекте его развития у учащихся старших классов хореографического училища.
2. Изучить историко-теоретические основания театральной педагогики и ее потенциал в развитии артистизма у учащихся в процессе профессиональной хореографической подготовки.
3. ВЫЯВИТЬ методические аспекты работы над развитием артистизма в учреждениях хореографического образования.
4. Разработать комплекс методов и упражненийна основе педагогических принципов по развитию артистизма, используемых в театральной педагогике,и апробировать его в процессе занятий с учащимися старших классов хореографического училища.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научно-исследовательских методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
методической литературы по хореографии и театральной педагогике; исследования по проблемам развития артистизма;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретическая база исследования.
Психолого-педагогические труды, в которых раскрыто понятие «артистизм» В. Гленн, Д. Зайфферт, Н.В. Рождественская, О.С. Соболева, Н.В. Соковикова, И.Г. Соснина. Работы по психолого-возрастной характеристике учащихся старших классов хореографического училища А.Я. Ваганова, Л.С. Выготский, Д.Н. Завалишина, Д. Зайфферт, Р.В. Захаров, Н.В. Соковикова.Методикаобучения актера по системе К.С.Станиславского, Е.Б. Вахтангов, Б.Е. Захава, Ф.Ф. Комиссаржевский, В.О.
Топорков.Профессиональное хореографическое образование Е.Я. Александрова, Я.Д. Сех, В.Н. Торгашов, А.В. Фомкин.Методика хореографического искусства Н.А. Александрова, Н.П. Базарова, А.И. Бочаров, А.Я. Ваганова, Л.Р. Зихлинская, О.Г. Калугина, В.С. Костровицкая, А.В. Лопухов, В.П. Мей, Н.Б. Панасюк, Н.И. Тарасов, А.В. Ширяев.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015 - 2016 г.) - было осуществлено изучение, теоретический анализ и сбор материала по теме исследования, включая психолого-педагогические работы по артистизму, театральной педагогике, теории и методике хореографического образования.
На втором этапе (2016 - 2017 г.) - разработан комплекс методов и упражнений для развития артистизма в процессе занятий хореографией, методики диагностики уровня развития артистизма у учащихся старших классов хореографического училища, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2017 г.) - выполнены формирующий и контрольный этапы эксперимента, проведено обобщение результатов исследования, оформлены и структурированы результаты.
Экспериментальная база исследования.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в
Государственномавтономномпрофессиональномобразовательномучреждении «Казанское хореографическое училище».
7
Новизна исследования заключается в разработке новых методов, направленных на развитие артистизма в процессе обучения хореографическому искусству, это: размышление о художественном образе, создание внутреннего плана исполняемого персонажа, анализ образного языка музыкального сопровождения, метод психологической свободы и внимания.
Практическаязначимостьработы заключается в том, что внедрение данных методов будет способствовать в обучении будущих артистов балета в хореографическом училище. Данную программу можно будет использовать и как отдельный курс занятий, и в сочетании с базовой программой на занятиях хореографией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В процессе проведения исследования было установлено, что понятие «артистизм» означает «особое свойство и качество личности, в которое входит совокупность специальных способностей, умений, навыков оказываться в новом образе, обеспечивающих высокий уровень мастерства в искусстве».
2. Театр зародился в эпоху Античности в Древней Греции, где существовал в виде дионисий, мистерий и священных представлений. В эпоху Средних веков развитие театра происходит в творчестве бродячих артистов - жонглеров, менестрелей и т.п. Расцвет драматического театра в эпоху Возрождения связан с творчеством великого драматурга У. Шекспира, пьесы которого ставились в лондонском театре «Глобус». Вершиной классицизма является французский театр XVII века, отраженный в комедиях Мольера.
3. Период XIX-XX вв. в театральном искусстве был ознаменован становлением авторских школ, связанных с деятельностью выдающихся актеров, таких как К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, являвшихся одновременно не только артистами театра, но и педагогами. Театральная педагогика развивалась в тесной связи развития других видов театрального искусства. Многие выдающиеся педагогики ХХ в. уделяли внимание, развитию балета, при этом указывая на необходимость разработки специальной методики воспитания артистизма хореографа, обусловленной специфическими особенностями выразительных средств данного вида искусства.
4. Для работы над артистизмом в классе классического танца был разработан комплекс методов и упражнений для развития артистизма на основе театральной педагогики:
Методы:
- размышление о художественном образе;
- создание внутреннего плана исполняемого персонажа;
- анализ образного языка музыкального сопровождения;
- метод психологической свободы и внимания.
Упражнения:
- упражнение на концентрацию внимания;
- развитие воображения;
- сценическая выразительность;
- освобождение мышц;
- импровизация;
- работа над мимикой.
5. Для оценки эффективности внедрения данных методов в процесс подготовки артиста балета нами были выделены критерии оценки артистизма:
- оригинальность и необычность в формировании хореографического образа;
- уточнение деталей в сюжетной линии, уход от обобщённости придуманных образов;
- подача образа и эмоциональное отношение к данному сценическому
действию самого ученика и зрителей;
- умение обрисовать в танце действие или характер (создание хореографического образа);
- умение чувствовать и слушать музыку во время исполнения танца;
- передача эстетического образа и нравственного смысла средствами хореографии.
6. В качестве методики диагностики уровня артистизма была использована карточка экспертной оценки. С ее помощью в процессе проведения трех этапов эксперимента отмечался уровень развития артистизма учащихся контрольной и экспериментальной групп.
7. В процессе формирующего эксперимента была осуществлена работа с использованием комплекса разработанных методов по постановке отрывка из балета Л.Минкуса «Дон Кихот», а также специальных упражнений.
8. По итогам эксперимента было отмечено, что уровень артистизма учащихся старших классов на контрольном этапе эксперимента оказался значительно выше в экспериментальной группе, тогда как динамика тех же показателей в контрольной группе была незначительной, что позволило сделать вывод об эффективности разработанных методов.
9. На основе проведённого эксперимента было установлено, что комплекс методов и упражнений, разработанных на основе театральной педагогики, является эффективным для развития артистизма у учащихся старших классов хореографического училища.



1. Александрова Н.А. Классический танец для начинающих. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 128 с.
2. Базарова Н.П. Классический танец. - СПб.: Лань, 2012. - 157 с.
3. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. М.: Айрис - пресс, 2000. - 266 с.
4. Берштейн Б. М. За чертой Апеллеса. Об истоках артистического письма партнерства / Б. М. Берштейн // Феномен артистизма в современном искусстве - М.: «Индрик», 2008. - 520 с.
5. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987. - 560 с.
6. Бенуа А. Беседы о балете // Театр. - СПб., 1908. - С. 103-115.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - СПб., -М.: Университетская книга, 1998. - 247 с.
8. Большая Советская энциклопедия: в 30 томах. - М.: Советская
Энциклопедия, - Т. 28. - 1978. - 616 с.
9. Ваганова А. Я. Основы классического танца. -СПб.: Лань, 2000. - 192 с.
10. Ваганова А.Я. Статьи, воспоминания, материалы. — Л.—М.:
Искусство, 1958. — 344 с.
11. Ваганова А.Я. Архив. Фонд Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.№ кп. 10371/329. А. Я.Ваганова. Мой путь.
12. Вахтангов Е.Б. Записки. Письма. Статьи. М. - Л. Искусство, 1939. - 131 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
14. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Трио, 2001. - 185 с.
15. Гартман Н. Этика. - М.: МОЛ, 2002. - 708 с.
16. Гленн Вильсон. Психология артистической деятельности. - М.:
Когито-Центр, 2001. - 384 с.
17. Григорович Ю.Н. Балет. Энциклопедия. Часть 1. М.: Советская
энциклопедия, 1981. - 624 с.
18. Григорович Ю.Н. Балет. Энциклопедия. Часть 2. М.: Советская
энциклопедия, 1981. - 573 с.
19. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. - 285 с.
20. Давлекамова С.А. Галина Уланова: Я не хотела танцевать. - М.: Владимир Даль, 2011. - 212 с.
21. Дудинская Н.М. Незабываемые уроки // Агриппина Яковлевна Ваганова. - М.: Слово, 2005. - 305 с.
22. Евгеньева А.П. Словарь русского языка в 4-х томах. - М.: Русский язык, 1999. Т. 1. А-Й. - 702 с. Т. 2. К-О. - 736 с. Т. 3. П-Р. - 750 с. Т. 4. С-Я. - 797 с.
23. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2-х томах. - М.: Русский язык, 2000. - 1209 с.
24. Завалишина Д.Н. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989. - 223 с.
25. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. - СПб.: Лань, 2012. - 128 с.
26. Зверева Н.А., Ливнев Д.Г. Словарь театральных терминов. - М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2007. - 136 с.
27. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. М.: Просвещение, 1973. - 233 с.
28. Захаров Р.В. Слово о танце. - М.: Лань, 2007. - 210 с.
29. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1989. - 242 с.
30. Зихлинская Л. Р., Мей В. П. Первые шаги. Примеры уроков для молодых педагогов профессиональных хореографических училищ. К.: Логос, 2003. - 360 с.
31. Калугина О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин.
- М.: КИПК и ПРО, 2010. - 123 с.
62
32. Каркина С.В. Теоретические аспекты интерпретации словесного текста в музыкальном искусстве: Учебное пособие / С.В.КаркинаК(П)ФУ - Казань, 2015. - 176 с.
33. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. -М.: Союзполиграфпром, 1976. - 321 с.
34. Комиссаржевский Ф.Ф. Творчество актера и теория Станиславского. - Пг: Свободное искусство, 1916. - 120 с.
35. КостровицкаяВ.С. Сто уроков классического танца. - М.: СТО, 2002. - 225 с.
36. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. - СПб.: Искусство, 2006. - 135 с.
37. Костровицкая В. С. Классический танец. Слитные движения. Руки. Учебное пособие. — СПб.: Лань, 2009. — 128с.
38. Красовская В.М. История русского балета. Учебное пособие. Л.: Искусство, 1978. - 231 с.
39. Красовская В.М. Статьи о балете. М.: Искусство. Ленинградское отделение, 1967. - 340 с.
40. Красовская В.М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. - М.: Аграф, 1999. - 208 с.
41. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя. - М.: Искусство, 1968. - 456 с.
42. Крэг Г. Искусство театра. - М.: Театр, 2009. - 239 с.
43. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
44. Курбатов В.П. Особенности системной интерпретации сценического образа как феномена культуры. - Кемерово, 2006. - 226 с.)
45. Левинсон А.Я. Старый и новый балет. СПб.: Планета музыки, 2008. - 560 с.
46. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. - М.: Искусство,
2002. - 214 с.
47. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца.
- М.: Лань, Планета музыки, 2010. - 344 с.
48. Луговая Е.К. Философия танца. - СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2008. - 131 с.
49. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. - М.: Искусство, 2009. - 184 с.
50. Мессерер А. М. Уроки классического танца. СПб.: Лань, 2004. - 376 с.
51. Мейерхольд В. . Статьи, письма, речи, беседы. Часть первая. М.: Искусство, 1968. - 792 с.
52. Михайлов М.М. Жизнь в балете. - Л-М: Искусство. 1966. - 314 с.
53. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. 2-е изд. доп. - М.: Искусство, 1990. -265 с.
54. Мухаметшина Л.Р. Развитие артистизма у младших школьников в процессе хоровых занятий в системе общего образования. - ВКР, Москва, 2016. - 78 с.
55. Никифорова А.В. Советы педагога классического танца. - М.:
Издательский дом Сюжет, 2004. - 270 с.
56. Ожегов С.И. Толкоявый словарь русского языка. Мир и Образование, 2016. - 736 с.
57. Пави П. Словарь театра. - СПб.: Театр, 2004. - 344 с.
58. Панасюк Н.Б. Методические основы проведения уроков классического танца. - Ярославль: Город, 2000. - 309 с.
59. Рабочий и театр. Журнал. ГИХЛ, 1926. №9. - 24 с.
60. Рождественская Н. В. Психология сценической деятельности. - СПб, 1995. - 181 с.
61. Сех Я.Д. Размышления о методике преподавания классического танца // Методика преподавания хореографических дисциплин. - М.: ГИТИС,
2003. - С. 39-43.
62. Соболева О.С. Продуктивность творческой деятельности артистов балета: Дис. ...канд. Психол. Наук: 19.00.13 Москва, 2005. - 174 с.
64
63. Соковикова Н.В. Психология балета.
издательский дом, 2012. - 576 с.
64. Соллогуб Ф. Театр одной воли // Театр. - СПб., 1908. - 200 с.
65. Соснина И.Г. Специальные способности артиста балета: Дис. ...канд. Психол. Наук : 19.00.01 Пермь, 1997. - 155 с.
66. Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избранное. М.: ВТО, 1982.
- 512 с.
67. Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2-х т. М.: ВТО, 1986. - т.
1. - 680 с., т. 2. - 448 с.
68. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953. - 782 с.
69. Станиславский К.С. Материалы, письма, исследования. - М.: изд-во Академии Наук СССР, 1955. - 699 с.
70. Станиславский К. С. Работа актёра над ролью. - М.: Искусство, 1991. - 399 с.
71. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1980. - 575 с.
72. Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. - М: Искусство, 1985. - 479 с.
73. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. СПб.: Планета музыки, 2008. - 512 с.
74. Театральная Энциклопедия: в 8 томах. - М.: Советская энциклопедия.
- Т.4. - 1965. - 1152 с.
75. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1968.
- 480 с.
76. Топорков В. О. О технике актера. -М.: ВТО, Искусство, 1954. - 123 с.
77. Топорков В. О. Станиславский на репетиции. Воспоминания. -М. -Л.: Искусство, 1949. - 191 с.
78. Топорков В. О. Четыре очерка о Станиславском. -М.: Советская Россия, 1963. - 47 с.
79. Торгашов В. Н. Теория и история хореографического искусства: учебное пособие. -ОГИИК, 2004. - 366 с.
80. Уральская В.И. Рождение танца. - М.: Россия, 2002. - 144 с.
81. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. -М.: АСТ, Астрель, 2007. - 1280 с.
82. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М: Искусство, 1978. - 240 с.
83. Худеков С.Н. Искусство танца. История, культура, ритуал. - М.: Эксмо, 2010. - 543 с.
84. Чикетти Г. Полный учебник классического танца. М.: АСТ; Астрель, 2007. - 507 с.
85. Шевченко Е.П. История хореографического искусства. Учебно-методическое пособие. - Саратов, 2016. - 52 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ