Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ В
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Формирование сценических навыков у подростков как
педагогическая проблема 9
1.2. Возможности деятельности хореографического коллектива в
аспекте формирования сценических навыков у подростков 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЦЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Разработка комплекса упражнений по формированию
сценических навыков у подростков в деятельности хореографического коллектива 26
2.2. Организация экспериментальной работы по формированию
сценических навыков у подростков (на примере деятельности хореографического коллектива «Полянка» г. Вятские поляны) .. 34
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение
Подростковый период развития личности ребенка является самым обсуждаемым среди исследователей и практиков таких областей как педагогика и психология. Это время противоречий, так как человек, который находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями детством и взрослостью, уже не имеет преимуществ ребенка, но еще не достиг возможностей взрослого.
Среди больших проблем данного периода становления личности, специалисты выделяют коммуникативно-поведенческий аспект. Как показывают наблюдения, в наше время молодое поколение стало испытывать проблемы межличностного общения и проявления эмоций в реальной социальной коммуникации - причем это бывает, как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, которым трудно регулировать свое поведение. Причин тому множество, перечислим следующие: во-первых, упрочившая свои позиции социально-жизненная конкуренция, где «побеждает сильнейший»; во-вторых, отсутствие должного уважительного общественного отношения к молодежи подросткового возраста и адекватной оценки и поддержки их самостоятельных инициатив; в-третьих, это перенос общения детей подросткового возраста в социальные сети.
Смена социальной позиции ребенка; стремление занять определенное место в коллективе, в обществе и в жизни; устойчивая потребность к постоянному самовыражению, проявлению творческой активности и самостоятельности в решении возникающих проблем и при этом отсутствие у подростка какого-либо опыта и внутренней готовности для осуществления самореализации - вот основное противоречие, определяющее генеральную педагогическую проблему.
Сегодня перед системой образования в нашей стране поставлено множество задач, для решения которых ориентирами выступают следующие моменты: «своевременно выявлять и поддерживать одарённых детей,
позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста» [71]. Как отмечается в концепции развития дополнительного образования: «в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [72].
В связи с этим, актуализировалась необходимость построения учебно¬воспитательного процесса в ракурсе развития творческой активности личности подростка в условиях деятельности хореографического коллектива. Среди разных направлений - хореографическое искусство, являясь социальным феноменом, выполняет функцию не только биологического и социального развития личности, но и функцию духовно-нравственного развития личности, способствуя формированию разносторонней личности ребенка.
Степень научной разработанности проблемы.
О влиянии искусства, как фактора формирования и развития личности ребенка, писали многие ученые (О.А. Апраксина, А.В.Луначарский, Л.А. Рапацкая, В.Н. Скатерщиков, Н.М. Сокольникова, Л.В. Тодоров, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова и др.). Очевидна научно-практическая ценность данных исследований, так как педагоги-практики находят наиболее совершенные и доступные пути, помогающие подросткам реализовывать свои творческие возможности.
Основам сценического мастерства уделено внимание в работах А.Я. Вагановой, Е.Н. Дечиной, М.В. Жабровец, Н.А. Зверева, Б.Е. Захава и др.
Различные вопросы хореографии освещены в работах Г.Ф. Валиева, А.А. Горского, Р.В. Захарова, В.С. Костровицкой, Ф.Х. Лопухова, А.М. Мессерера М.А. Мефодьева, С.М. Найденкина, В.Ю. Никитиной, Н.В. Рождественского, Н.И. Тарасова, Т.А. Ястребовой, М.Н. Юрьевой и др.
Направляющими ориентирами при разработке темы исследования послужили правовые законодательные документы: «Концепция развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 года, № 1726-р основы государственной культурной политики (2014 г.) и Концепция развития образования на 2016-2020 годы от 29 декабря 2014 года (№ 2765-р).
Вместе с тем, учеными недостаточно разработаны педагогические возможности занятий хореографией в ракурсе поставленной проблемы.
Актуальность и практическая значимость темы настоящего исследования обусловлена следующим противоречием между высоким педагогическим потенциалом хореографического искусства в развитии творчески активной личности подростка и отсутствием разработанного педагогического обеспечения формирования сценических навыков
подростков в деятельности хореографического коллектива.
Проблема исследования состоит в необходимости определения педагогического обеспечения, направленного на формирование сценических навыков у подростков в деятельности хореографического коллектива.
Тема настоящего исследования: Формирование сценических навыков у подростков в хореографическом коллективе.
Объект исследования - хореографическая подготовка в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - педагогическое обеспечение формирования сценических навыков у подростков в деятельности хореографического коллектива.
Цель исследования: научно-теоретическое обоснование проблемы формирования сценических навыков у подростков в хореографическом коллективе, разработка и апробация педагогического обеспечения данного процесса.
Поставленная цель предопределила круг решаемых задач:
1. Провести анализ литературы и дать научно-теоретическое обоснование проблемы формирования сценических навыков у подростков в деятельности хореографического коллектива с позиции педагогики.
2. Рассмотреть возможности деятельности хореографического коллектива в ракурсе формирования сценических навыков у подростков.
3. Разработать комплекс упражнений по формированию сценических навыков у подростков в деятельности хореографического коллектива
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке комплекса упражнений по формированию сценических навыков у подростков на примере деятельности хореографического коллектива «Полянка» г. Вятские Поляны.
Методологической основой исследования послужили
фундаментальные положения теории хореографического искусства отраженные в трудах А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, А.А. Горского, В.С. Костровицкой, Ф.Х. Лопухова, А.М. Мессерера; педагогические концепции, опирающиеся на традиции российской хореографической педагогики Н.В. Рождественская, С.М. Найденкин и др.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме
исследования и собственного сценического и педагогического опыта; изучение и сравнение опыта работы хореографов; синтез, обобщение, моделирование.
- эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический
эксперимент.
Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в МБУК ДК «Победа» г. Вятские Поляны детском хореографическом коллективе «Полянка». Общее количество участников эксперимента составило 23 человека, из которых 21 учащихся и 2 преподавателя.
Первый этап (сентябрь - декабрь 2016) включал проведение теоретического анализа психолого-педагогической, хореографической литературы по рассматриваемой проблематике; анализ источников по теории и практике формирования сценических навыков в профессиях сферы «сценическое искусство»; изучение нормативных документов;
На втором этапе (январь - март 2017) осуществлялась организация эмпирического исследования по изучению практики формирования сценических навыков в деятельности хореографических коллективов; определялись исходные теоретические позиции и категориальный аппарат исследования.
На третьем этапе (апрель - июнь 2017) осуществлялось обобщение полученных результатов исследования, проводилась обработка данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, разрабатывалось и апробировалось педагогическое обеспечение формирования сценических навыков у подростков, осуществлялась систематизация материала, уточнялись теоретико-методические выводы, формулировались итоговые выводы исследования, велась работа по оформлению рукописи дипломной работы.
Научная новизна исследования:
- уточнено определение сценические навыки и определен комплекс сценических навыков в хореографическом искусстве;
- выявлен и теоретически обоснован потенциал деятельности хореографического коллектива в формировании сценических навыков у подростков;
- разработан комплекс упражнений по формированию сценических навыков у подростков в деятельности хореографического коллектива.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью ее применения при подготовке детей в системе дополнительного образования. Материалы исследования могут быть использованы в учебных заведениях искусства и культуры, педагогических учебных заведений, при повышении квалификации работников культуры, искусства и дополнительного образования, написании методических работ.
Апробация результатов исследования. Основные результаты теоретического исследования были обсуждены на Итоговой научной конференции студентов КФУ 2017 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения.
Формирование сценических навыков у подростков в хореографической деятельности является актуальной педагогической проблемой. Рассматривая педагогические возможности хореографического искусства в аспекте формирования сценических навыков, мы пришли к выводу, что для успешного развития подрастающего поколения в процессе хореографических занятии нужно особое внимание уделить к формированию сценических навыков.
В ходе последовательного решения поставленных задач мы обнаружили, что сценические навыки являются сложным образованием, включающим в себя систему двигательно-технических, метро-ритмических,
пространственно-ориентированных художественно-выразительных и
координационных навыков, позволяющих решать художественно¬
технические задачи в условиях сценических выступлений.
Опираясь на анализ изученной литературы, мы пришли к заключению, что танцевальное искусство в хореографическом коллективе имеет широкие возможности, как в сфере воспитания , так и в сфере физического развития: во-первых, на занятиях хореографией ребенок учится соблюдать нормы этики и эстетики; во-вторых, ансамблевое творчество обостряет потребность каждого ребенка отвечать за свой вклад в общее дело, что формирует такое важное личностное качество как чувство ответственности; в-третьих, на хореографических занятиях воспитываются такие качества личности как терпение, трудолюбие, настойчивость в достижении цели,
дисциплинированность, которые необходимы не только в хореографическом зале; в-четвертых, в подростковом возрасте ребенок испытывает потребность в личностной и творческой самореализации и самоутверждении, хореографическое искусство является сценическим видом искусства, обеспечивающим реализацию обозначенной потребности.
В качестве педагогического средства, направленного на формирование сценических навыков у подростков в хореографическом коллективе были разработаны комплекс упражнении по пяти категориям сценических навыков включающее в себя систему:
1) двигательно-технических
2) метро-ритмических
3) пространственно-ориентированных
4) художественно-выразительных
5) координационных навыков.
Эффективность формировательного процесса зависит от профессионализма педагога хореографа который владеет личностно-ориентированными педагогическими технологиями, направленными на активизацию деятельности обучающегося и его комплексное хореографическое развитие.
Экспериментальная апробация полученных выводов осуществлялась по определенной программе: 1) разработка критериев оценки и
диагностических заданий для определения уровней сформированности сценических навыков подростков; 2) поэтапная реализация педагогического эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); 3) интерпретация полученных результатов педагогического эксперимента.
Опираясь на результаты констатирующего этапа эксперимента, проведенном в хореографическом коллективе «Полянка», была проведена работа по внедрению в образовательную практику данного коллектива комплекса упражнений по формированию сценических навыков у подростков. Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента позволили обнаружить более высокий уровень сформированнности сценических навыков у экспериментальной группы подростков.
Результаты проведенного исследования доказывают эффективность комплекса упражнений как педагогического средства, направленного на формирование сценических навыков подростков в хореографическом коллективе.
1. Базелюк В.В. Становление эстетической культуры старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографической деятельности как актуальная педагогическая проблема // Вестник ЧГПУ - № 12. - 2011- С. 30-38.
2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии учеб. Пособие / Т.К. Барышникова - Санкт-Петербург; «РЕСПЕКС» «ЛЮКСИ», 1996. - 253 с.
3. Баскаков В.Ю. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / В.Ю. Баскаков - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 224 с.
4. Биктагиров И.И. Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников / И.И. Биктагиров - Казань: К(П)ФУ, 2015. - 28-29 с
5. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Для студентов педагогических институтов / Н.И. Болдырев - М.: Просвещение, 1981. - 184 с.
6. Валукин Е.П. Методика преподавания хореографических дисциплин / Е.П. Валукин - М.: Издательство «ГИТИС», 2003. - 123 с.
7. Высоцкая Е.Н. Словарь Л.С. Выгодского / Е.Н. Высоцкая - Москва: Смысл, 2007. - 414 с.
8. Громов Ю. И. Основы хореографи / Ю.И. Громов Спб; Просвещение, 2005. - 271 с.
9. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология учеб. пособие / Ю.А. Ермолаева - М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 444 с.
10 Ершова О.В. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», Т. 15, № 3, 2016 - 99 с.
11. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии методическое пособие / Есаулов И.Г. Ижевск; Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 136 с.
12. Збруева, Н. В. Ритмическое воспитание актера / Н. Збруева. - Москва, 2007. - 88 с
13. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: учеб. пособие /
М.Ф. Иваницкий - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 544 с.
14. Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе: учеб. пособие для студентов по специализации «Хореография» вузов и училищ культуры / Л.Д. Ивлева - Челябинск; Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 1997. - 217 с.
15. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе: учеб. пособие для студентов по специализации «Хореография» вузов и училищ культуры / Л.Д. Ивлева - Челябинск; Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 1989. - 164 с.
16. Ильясова Р.Х. История искусств. Раздел хореографи / Р.Х. Ильясова
- Уфа; Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2011. - 199 с.
17. Калугина О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин учеб. пособие / О.Г. Калугина - Киров; КИПК и ПРО, 2010. - 123 с.
18. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений: учеб. пособие / Е.Г. Котельникова. - Ленинград; ЛГИК, 1980. - 210 с.
19. Краевский В.В. Методология педагогики / под ред. В.В. Краевского.
- М.: Педагогика, 1997. - 104 с.
20. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.:, 1998- 53с.
21. Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста учебное пособие / О.В. Кроповницкий - М.: «Владос», 2001. - 128 с.
22. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига, 1995.
- 176 с.
23. Meccepep А. Танец. Мысль. Время. / А. Мессерер - М.: Искусство, 1990. - 97 с.
24. Мельникова Е.П. Классический танец как процесс развития всестороннего совершенствования участников хореографического коллектива в учреждении дополнительного образования // Вестник Череповецкого государственного университета, 2012. - № 2. - Т. 2. -171-174 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. пособие для студ. вузов - 6-е изд., стереотип. /
B. С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
26. Нагаева Т.А. Физическое развитие детей и подростков учеб. пособие / Т.А. Нагаева - Томск; Издательство Сибирского государственного медицинского университета, 2011. - 99 с.
27. Нельсон А, Кокконен Ю Анатомия упражнений на растяжку /
A. Нельсон, Ю. Кокконен; пер. с англ. С.Э. Борич - Мн.: «Попурри», 2008. - 160 с.
28. Никитин В.Ю.Методика преподавания модерн танца. - Я вхожу в мир искусств / В.Ю. Никитин - Москва: - 2001. - № 4. - 54 с.
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка 3-е изд.,/
C. И. Ожегов - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
30. Панферов, В.И. Балетмейстер в драматическом спектакле /
B. И. Панферов - Челябинск, 1998. - 174 с. 60
31. Панферов В.И. Пластика современного танца. учеб. пособие / В.И. Панферов - Челябинск, 1996. - 161 с.
32. Пидкасистый П.И. (ред.) Педагогика учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
33. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс учеб пособие для студ. пед. вузов / И.П. Подласый - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 247 с.
34. Полятков С.С. Основы современного танца/ С.С. Полятков - Ростов н/Д; Феникс, 2005. - 80 с. (Серия «Без проблем»)
35. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев - М.: Педагогика, 1976. - 149 с.
36. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в
хореографическом коллективе / Л.Е. Пуляева - М.: «ТГУ
им. Г.Р. Державина» 2001. - 80 с.
37. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич - Минск, 2006. - 205 с.
38. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков учеб. пособие / М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина - Академия, 2002. - 101 с.
39. Саппорта К. Поиск красоты всегда бывает болезненным // Советский балет / К. Саппорта - 1996. - №1 - 17 с.
40. Сластенин А.В., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
41. Словарь иностранных слов. - 18-е. изд., стер. - М.: С48 Рус. Яз., 1989. -624 с.
42. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие /
Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону; Феникс, 1997. - 307 с.
43. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. М.: 1938. -136 с.
44. Хазанова Т.Б. Теория и методика преподавания историко-бытового и современного танца: (Программа для ин-тов искусства и культуры по спец. 2112) / Т.Б. Хазанова - М.: 1978. - 146 с.
45. Чурко Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность. Субъективные заметки о соврем. хореографии / Ю.М. Чурко - Минск; Полымя, 1999. - 221 с.
46. Шамина Л. Работа с самодеятельным коллективом / Л. Шамина - М.: Музыка, 1983. - 184 с.
47. Шипилина И.А. Хореография в спорте учебник для студентов / И.А. Шипилина Ростов н/Д; Феникс, 2004. - 224 с.
48. Эльконис Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконис издание - 3-е под редакцией Д.И. Фельдштейна М.: Москва, Воронеж: 2001. - 447 с.
49. Ястребова Т.А. Юрьева М.Н. Сущность и структура исполнительских навыков школьников в хореографии психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», Т. 15, № 3, 2016, - С. 99-101.
50. Ярошевский М.Г., Петровский А.В. Краткий психологический словарь / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Академия, 1998, - 53с.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
51. Академик. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://dic.academic.ru/dic.nsf/es/48854/репетиция
52. Биофайл. Научно-информационный журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //biofile.ru/chel/5757.html
53. Верхоляк А.В. Формирование танцевальных навыков у студентов
хореографических специальностей в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / А.В. Верхоляк Вестник МГУКИ, 2014. Режим доступа: http: //cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tantsevalnyh-
navykovu-studentov-horeograficheskih-spetsialnostey-v-sisteme-vysshego- professionalnogoobrazovaniya
54. Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная импровизация [Электронный ресурс] / Жить танцуя. 2015. 04 декабря. Режим доступа: http://girshon.ru/article/improvizatsiya-i-horeografiya/
55. Дополнительное образование детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.sportsc1.ru/education-educational-standards/ 62
56. Никитин В.Ю. Изоляция [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tanecwiki.com/index.php?option=com content&view=article&id=2588:izoly asiya-vadimnikitin&catid=38:literatyra-po-sovremennoy-xoreografii&Itemid=65
57. Никитин В.Ю. Кросс. Передвижение в пространстве (шаги, прыжки, вращения) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tanecwiki.com/index.php?option=com content&view=article&id=2602:cros s-krossperedvijenie-v-prostranstve-shagi-prijki-vrasheniya&catid=38:literatyra- posovremennoy-xoreografii&Itemid=65
58. Никитин В.Ю. Понятия современного танца [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.sibculture.ru/magazine/2009-2/balet/
59. Никитин В.Ю. Разогрев [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tanecwiki.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2587:razo gre v&catid=38:literatyra-po-sovremennoy-xoreografii&Itemid=65
60. Никитин В.Ю. Построение урока современного танца [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://tanecwiki.com/index.php?option=com content&view=article&id=2604:postr oenie-urokasovremennogo-tanca&catid=38:literatyra-po-sovremennoy- xoreografii&Itemid=65
61. История развития танца - модерн [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://tanecwiki.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2 584: istoriya-razvitiya-tansa-modern&catid=3 8 :literatyra-po- sovremennoyxoreografii&Itemid=65
62. Комбинация и импровизация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tanecwiki.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2603:com binasiya-i-inprovizaciya&catid=3 8 :literatyra-po-sovremennoy- xoreografii&Itemid=65
63. Курьянова С.В. Авторская программа учебной дисциплины Современный танец [Электронный ресурс] / С.В. Курьянова Мичуринск,
2011. Режим доступа: https://sites.google.com/site/svetkurhoreograf/moi-
stati/avtorskaaprogramma-sovremennyj -tanec 63
64. Свободная энциклопедия. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Учреждение дополнительного образования дете й
65. Свободная энциклопедия. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //ru.wikipedia.org/wiki/Навык
66. Словарь хореографических терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://terpsihora.net/index.php/uroki/teoriya/41 -slovar
67. Термины классического и современного танца [Электронный
ресурс] Современный танец. Режим доступа
http://tanecwiki.com/index.php?option=com content&view=article&id=62:termin usovremennogo-i-klasiheskogo-tanca&catid=38:literatyra-po- sovremennoyxoreo grafii&Itemid=65
68. Факторы, которые учитываются при отборе детей для занятий
хореографией [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //balletpro .narod.ru/school.html
69. Физическое развитие подросткового возраста [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://psyera.ru/3009/fizicheskoe-razvitie-
podrostkovogo-vozrasta
70. Хореографическая терминология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.xliby.ru/sport/horeografija_v_sporte_uchebnik_dlja_studentov/p2.ph
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
71. Концепция развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р)...: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya- na-2016-2020-gody.
72. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726