ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
1.1 Специфика работы учителя-дефектолога в научной литературе 10
1.2 Модель управления деятельностью учителя - дефектолога в педагогическом отделе учреждения здравоохранения 21
1.3 Педагогические условия эффективности управления деятельностью
учителя-дефектолога 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ № 1 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА С УЧАСТНИКАМИ РиА В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Цель, задачи и общая характеристика экспериментальной
работы 39
2.2 Содержание и методика формирующего
эксперимента 46
2.2.1 Улучшение показателей «качества» 46
2.2.2 Улучшение показателей «производительность» 52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 54
2.3.1. Анализ критерия «Качество» 54
2.3.2 Анализ критериев «Надежность и производительность» 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ № 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность исследования. По данным ВОЗ, 32 миллиона детей в мире живут, страдая от потери слуха. Благодаря преобразованиям в различных областях жизнедеятельности, у пациентов с потерей слуха появилась возможность всесторонне развиваться и активно участвовать в жизни общества. Наличие слухового аппарата или кохлеарного импланта позволяет ребенку услышать мир, но для полноценного взаимодействия с окружающей средой необходима долговременная реабилитация или абилитация. При этом основными направлениями реабилитации и абилитации (далее - РиА) являются: медицинская, профессионально ориентационная, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная, социально-бытовая адаптация (Федеральный закон 419 от 01.12 .2014).
Реабилитация, - по данным ВОЗ, - это комбинированное применение медицинских, социальных, педагогических, юридических и профессиональных мероприятий по профессиональной подготовке и воспитанию человека с целью достижения наибольшего уровня функциональной способности. В.С. Дмитриев определяет реабилитацию как биопсихосоциальный процесс, который способствует формированию взаимозависимых побудительных мотивов-стимулов для личности и общества к самосовершенствованию и обеспечению-удовлетворению потребностей. Н. Вайзман считает, что реабилитация - корригирование личности в социуме. Он разделяет понятия коррекции, компенсации и реабилитации. «Настанет время, когда человечество победит и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше, чем медицински и биологически, оно победит их социально и педагогически», высказывался по этому поводу Л.С. Выготский.
Педагогический аспект реабилитации включает в себя комплекс мероприятий: раннее выявление дефекта слуха, помощь в подборе ребенку индивидуального слухового аппарата, обеспечивающего необходимое звукоусиление, проведение педагогической коррекции, прогноз эффективности реабилитационных мероприятий и разработка оптимального образовательного маршрута (Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Леонгард Э. И., и др.). Участниками процесса РиА становятся врачи, родители и педагоги. Важная роль в педагогической реабилитации детей с нарушением слуха отводится учителю-дефектологу (сурдопедагогу). Дефектолог в своей работе большое внимание уделяет развитию слухового восприятия, помогает узнавать и различать на слух речевые и неречевые звуки; слова, звукоподражания, словосочетания, короткие фразы, предложения, тексты.
Проблема повышения качества педагогического аспекта РиА напрямую зависит от полноценного взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса - учителей-дефектологов, логопедов, психологов, врачей различного профиля. Многие противоречия в ее решении связаны с многочисленными потребностями субъектов реабилитационного процесса и невозможностью их реализации. В условиях инновационного развития медицины и образования проблема определения параметров деятельности учителей - дефектологов и их роли в организации РиА в учреждении здравоохранения становится одной из приоритетных, т.к. от них напрямую зависит построение реабилитационного маршрута в условиях стационара. Таким образом, эта проблема должна быть реализована структурно - в виде системы взаимодействия учителя-дефектолога с другими участниками реабилитационного процесса в учреждении здравоохранения.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречиями между требованиями общества к педагогическому аспекту РиА и способностью учреждения здравоохранения обеспечить реализацию педагогического аспекта РиА.
Актуальность на научно-педагогическом уровне определяется:
1. Недостаточной изученностью эффективных стратегий взаимодействия учителей-дефектологов с другими участниками процесса РиА в учреждении здравоохранения;
2. Неопределенностью критериев оценки эффективности деятельности учителя-дефектолога в учреждении здравоохранения.
Проблема исследования - неопределенность профессионально-педагогических параметров деятельности учителя-дефектолога в системе взаимодействия специалистов реабилитационного процесса в учреждении здравоохранения.
Цель исследования - определить и научно обосновать модель взаимодействия учителя-дефектолога с участниками РиА в учреждении здравоохранения.
Объект исследования - процесс РиА детей с нарушением слуха.
Предмет исследования - профессионально¬
педагогическая деятельность учителя-дефектолога в Центре реабилитации для детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения.
Гипотеза исследования - управление деятельностью учителя- дефектолога в педагогическом отделе учреждения здравоохранения возможно, если:
1. Определить профессионально-педагогические критерии
эффективности деятельности учителя-дефектолога;
2. Разработать модель управления взаимодействием учителя- дефектолога с участниками РиА в учреждении здравоохранения;
3. Внедрить в работу Центра модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками РиА в учреждении здравоохранения.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.
1. Проанализировать современное состояние проблемы научно-педагогических основ управления деятельностью учителя-дефектолога в педагогической теории и практике;
2. Определить профессионально-педагогические критерии оценки деятельности учителя-дефектолога в учреждении здравоохранения на материалах собственного опытно-экспериментального исследования;
3. Разработать и опробировать модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками РиА детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета, объекта, задач и гипотезы исследования, и включали анализ, систематизацию и обобщение литературных данных; метод эксперимента; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Методологическую основу исследования составляют:
1. Положение специальной психологии и коррекционной педагогики об общих закономерностях развития слышащего и глухого ребенка, основанное на культурно-исторической теории Л.С. Выготского;
2. Базовое положение отечественной научной школы сурдопедагогики о решающем значении раннего и дошкольного обучения и воспитания в развитии ребенка с нарушенным слухом (Корсунская Б. Д., Леонгард Э. И., Пелымская Т. В., Рау Е. Ф., Рау Н. А., Шматко Н. Д. и др).
Теоретическую основу исследования составляют:
1. Компетентностный подход в профессиональном развитии и становлении педагога (Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, А.А. Деркач, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, В.Н. Козиев, Т.Г. Браже, Ю.Г. Татур, Г.С. Трофимова);
2. Идеи о структуре нравственного сознания, социального развития, ценностно - смысловой сферы педагога (Б.С. Братусь, Д.И. Фельдштейн, Ш.А. Амонашвили, В.П. Бездухов);
3. Идеи измерения и управления качеством в педагогических системах (А.И. Субетто, В.А. Кальней, С.Е. Шишов, М.М. Поташник, А.Н. Майоров, Д.А. Новиков, В.С. Черепанов, В.П.Симонов, В.П.Беспалько);
База исследования. Исследование проводилось на базе Центра реабилитации слуха для детей ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница".
В исследовании принимали участие специалисты медицинского и педагогического профиля - врачи сурдологи-оториноларингологи, педагоги- психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи (сурдопедагоги), которые проводят диагностику детей, находящихся в стационаре Центра, для оценки уже имеющихся возможностей, и для определения дальнейшего педагогического реабилитационного потенциала. Исследование проводилось в течение двух лет (2016, 2017 года) и включало три этапа.
На первом этапе (апрель - октябрь 2016 гг.) проводилось изучение и анализ теоретической и методической литературы, теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил определить проблему и сформулировать научную задачу, рабочую гипотезу, цель, объект, предмет, теоретически разработать модель взаимодействия учителя-дефектолога с участниками педагогической реабилитации детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения.
На втором этапе (ноябрь 2016 г. - май 2017 г.) проводилась работа по реализации указанной модели на базе Центра; осуществлялись систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке модели.
На третьем этапе (июнь 2017 г. - ноябрь 2017 г.) осуществлялся анализ результатов теоретического исследования опытно-экспериментальной работы, объяснение результатов исследования и оформление их в виде диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены оптимальные педагогические критерии деятельности учителя-дефектолога при взаимодействии участников педагогической реабилитации детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения, структурированы педагогические условия для проведения РиА, а также впервые разработана модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками педагогической реабилитации.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что уточнены понятия «педагогическая реабилитация», «критерии деятельности учителя-дефектолога», определены оптимальные педагогические условия для взаимодействия участников процесса реабилитации в учреждении здравоохранения.
Практическая значимость. Разработанная модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками РиА может быть использована:
1. В системе обеспечения междисциплинарного взаимодействия со специалистами психолого-педагогического профиля в ходе реабилитации детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения;
2. В системе взаимодействия специалистов медицинского и педагогического профиля в учреждениях образовательного и реабилитационного профиля.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, его комплексностью, адекватностью методов и методик исследования, поставленным цели и задачам, репрезентативностью полученных данных, глубиной анализа полученных результатов и выделения в них частных и общих закономерностей.
Личный вклад состоит в теоретическом обосновании и организационно-экспериментальном обеспечении педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях стационара учреждения здравоохранения, в научно-методическом обосновании условий и содержания реабилитационных мероприятий в условиях стационара учреждения. Исследование представляет собой обобщение собственного двухлетнего опыта работы с детьми с различными нарушениями слуха, результаты экспериментального авторского поиска.
Публикации и выступления. Результаты исследования отражены в сборнике «Педиатрический вестник Южного Урала» 2017 года, обсуждались на собраниях педагогического отдела ЧОДКБ, а также на кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ. Практические рекомендации по проведению коррекционных мероприятий выдаются каждому пациенту и могут осуществляться во время внеурочной деятельности образовательной организации, во время домашнего обучения, а так же в ходе ежедневных режимных моментов.
В течение исследования принималось участие:
1. В курсах повышения квалификации «Реабилитация детей раннего возраста с кохлеарными имплантами» Института коррекционной педагогики РАО г. Москвы;
2. В международном семинаре по реабилитации детей и взрослых с нарушением слуха, в том числе после кохлеарной имплантации, проводимым Международной Академией слухоречевой реабилитации MED-EL в г. Челябинске.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками процесса РиА в учреждении здравоохранения.
2. Профессионально-педагогические критерии деятельности учителя- дефектолога.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 106 наименований. Общий объем диссертации составляет 83 страницы, в их число входит 11 таблиц, 5 диаграмм, 1 приложение. Приложения №2, №3 определены отдельно.
Проведенное нами исследование было посвящено теоретическому и эмпирическому изучению особенностей детей с нарушением слуха в условиях стационарного пребывания в Центре реабилитации слуха для детей в ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница», а так же разработке эффективной многокомпонентной модели управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками реабилитации и абилитации.
На этапе констатирующего эксперимента проводились изучение и анализ методической литературы, теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы, наблюдение за участниками процесса РиА в Центре реабилитации слуха для детей ГБУЗ ЧОДКБ. Полученный материал позволил выделить основные особенности деятельности всех специалистов педагогического и медицинского профиля в процессе РиА, определись основные профессионально-педагогические критерии деятельности учителя-дефектолога. Кроме того, через систему профессионально-педагогических блоков нами была изучена эффективность и результативность деятельности учителя-дефектолога в педагогическом отделе учреждения здравоохранения, определены и разграничены смежные компетенции специалистов педагогического профиля, разработаны карты обследования пациентов с нарушением слуха для улучшения преемственности между педагогами и врачами.
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по разработке и внедрению модели взаимодействия специалистов на базе Центра; осуществлялись систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке модели. Так же нами была изучена деятельность специалистов педагогического отдела ГБУЗ ЧОДКБ - учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога психолога, рассмотрена деятельность специалистов медицинского профиля - врачей сурдологов- оториноларинголов. Разработанная нами модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками процесса РиА в учреждении здравоохранения состоит из шести ступеней, описывающих профессиональную деятельность, выполняемые функции и средства их реализации каждой структурной единицы.
На этапе контрольного эксперимента проводилась оценка и сравнения экспериментальной и контрольной групп пациентов Центра для оценки динамики эффективности работы учителя-дефектолога, то есть использовался метод количественного и качественного анализа, интерпретации полученных фактов, происходило формулирование выводов и практических рекомендаций. Результаты контрольного эксперимента позволили констатировать увеличение количества повторных госпитализаций в сравнении с 2016 годом, но, при этом, отметить отрицательную тенденцию к снижению общего числа госпитализаций.
В целом, проведенное исследование позволило восполнить пробелы, имеющиеся в организации процесса РиА в Центре реабилитации слуха для детей ГБУЗ ЧОДКБ, связанные с содержанием и направлениями успешного взаимодействия всех специалистов Центра, а так же доказало, что определение адекватного прогноза реабилитационных мероприятий возможно при соблюдении определенных условий, освещенных выше.
1. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями // Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. - Саламанка: ЮНЕСКО, 1994. - 52 с.
2. Абчук, В. А. / Менеджмент: Учебник. - СПб.: Издательство «Союз», 2002 - 463 с. - (Серия «Высшая школа»).
3. Айзман, Г. И. Подготовка ребенка к школе / Г.И. Айзман, Г.И. Жарова, С.Д. Забрамная. - Томск: Пеленг, 1994. - 167 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
5. Афанасьев, В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. - М.: Издательство политической литературы, 1986. - 334 с.
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
7. Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. - М.: Педагогика, 1991. - 268 с.
8. Вайзман, Н. П. «Реабилитационная педагогика» / Н. П. Вайзман. - М.: Аграф, 1996, - 158 с.
9. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / под ред. Т. И. Шамовой. - М., 1991. - С. 101-102
10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. Т.5/ Под ред. Т. А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - С. 257-321.
11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
12. Выготский, Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5 Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. -М.: 1983. - С. 34-49.
13. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: дисс. ... д-ра пед. наук / Е.А. Гнатышина. - Челябинск, 2008. - 529 с.
14. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
15. Специальная дошкольная педагогика: учебник / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Академия, 2013. - 352 с.
16. Давыденко, Т. М. Рефлексивное управление школой: Теория и практика / Т. М. Давыденко. - Москва - Белгород, 1995. - 250 с.
17. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и
инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 448с.
18. Дмитриев, В. С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию: Монография / В. С. Дмитриев. - М.: Изд-во ВНИИФК, 2001. - 240 с.
19. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога - дефектолога / Т. Б. Епифанцева [и др.]. - Ростов н/Д, Феникс, 2000. - 486 с.
20. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 480 с.
21. Зонтова, О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации / О. В. Зонтова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 43 с.
22. Исаев, Р. А. Основы менеджмента: учебник / Р. А. Исаев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 264 с.
23. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 77 с.
24. Князев, С. Н. Управление: искусство, наука, практика: учебное пособие для студентов вузов по специальности экон. и юрид. профиля / С. Н. Князев, - Мн.: Армита - Маркениг, Менеджмент, 2002. - 512 с.
25. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения.
26. [Текст]: материалы Междунар. науч.- практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. - М., 2001. - С. 8-13.
27. Королева, И. В. Помощь детям с нарушением слуха: Руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. - Санкт - Петербург: КАРО, 2016. - 304 с.
28. Корсунская, Б. Д. О семейном воспитании глухого дошкольника / Б. Д. Корсунская // Дефектология. - 1971. № 2. - С. 58-66.
29. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985
30. Кузьмичева, Е. П. Развитие речевого слуха у глухих / под ред. Т. А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
31. Кукушкина, О. И. Нормальный ранний онтогенез как ориентир сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ [Электронный ресурс] / О. И. Кукушкина, М. Р. Хайдарпашич, А. И. Сатаева // Альманах Института коррекционной педагогики. Вып. № 21. -2015.
32. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие / В. В. Лебединский. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
33. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребенка. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - С. 18-27.
34. Любимов, М. Л. Из опыта работы по интегрированному обучению детей с нарушением слуха /М. Л. Любимов. - М.: Школьная книга, 2007. - С.117-124.
35. Любимов, М. Л. // Психологическая наука и образование. - 2003. № 1. - С. 99-102
36. Малофеев, Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н. Н Малофеев // Дефектология. 1997. №4.
- С. 3-15.
37. Малофеев, Н. Н. Из истории отечественно специальной школы / Н. Н Малофеев // Дефектология. 2003. №3 - С.3-10.
38. Менеджмент в управлении школой/ под ред. Т. И. Шамова. - М., 1992.
39. Методика работы социального педагога / под ред. JI. B. Кузнецовой.
- М.: Школьная пресса, 2003. - 96 с.
40. Миронова, Э. В. Если Вы перестали слышать: Пособие для позднооглохших людей / Э.В. Миронова. - М.: Загрей, 1999. - 46 с.
41. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л. П. Назарова. - М.: ВЛАДОС, 2001. 28 с.
42. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Гос. изд-во иностранных и научных словарей, 1963. - 900 с.
43. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. /Б. И. Пинский. - М.: Педагогика, 1985. - 128 с.
44. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.
Книга 1/ под общей ред. С. Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
45. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.
Книга 2 / под общей ред. С. Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 112 с.
46. Пороцкая, Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы / Т. И. Пороцкая. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
47. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы / Под ред. Воронковой В. В. - М: Просвещение, 2001. - 192с.
48. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы / под ред. В. В. Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2012.
49. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / сост. Л. А. Вохмянина. — 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 256 с.
50. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 1-4. В 2 ч. / сост. Е. П. Левитан. - М.: Просвещение, 2001.
51. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2, 3-4-х классов. Методические рекомендации и рабочая тетрадь / сост. Д. В. Лубовский. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002.
52. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие / И. В. Дубровина [и др.]. - М.: Академия, 1998. - 160с.
53. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /под ред. И. В.Дубровиной. - М.: Академический проект, 2002. - 128 с.
54. Психологический словарь / под ред. Ю. Л. Неймера. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 640с.
55. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия . Т.2. / под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. - М.: ЧеРо: Высш. шк.: изд-во МГУ, 2002. - 818 с.
56. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации / ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999. - 202с.
57. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие / И. Ю. Левченко, [и др.]. М.: Академия, 2003. - 320 с.
58. Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии [Текст] : сборник научных статей /под ред. Ю. А. Разенковой. - М. Права человека, 2003. - 252 с.
59. Ратанова, Т. А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие / Т. А. Ратанова. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 168с.
60. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике/ Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. - М.: Дидант, 1992. - 256 с.
61. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. - 192с.
62. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2000. - 160с.
63. Самыличев А. С., Метиева Л. А. Оздоровительное направление в учебно-воспитательном процессе специальной коррекционной школы - интерната / А. С. Самыличев, Л. А. Метиева // Дефектология. 2000. №4. - С.71-73.
64. Сатаева, А. И. Педагогическая реабилитация глухих дошкольников после кохлеарной имплантации / А. И. Сатаева // Вестник оториноларингологии. 2015; № 80(1). - С.28-31.
65. Сатаева, А. И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации / А. И. Сатаева // Дефектология. 2012; № 2: - С.50-62.
66. Сборник нормативных документов по специальному (коррекционному) образованию/ сост.: М. И. Солодкова, О. С. Виноградова. - г. Челябинск: Управление по делам образования, 2001. - 188 с.
67. Селевко, Г. К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г. К. Селевко. - М.: НИИ шк. техн., 2005. - 144 с.
68. Семаго, Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога/ Н. Я.Семаго, М. М.Семаго. - М.: Аркти, 2000. - 208 с.
69. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высш. учеб. заведений / А. В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
70. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В.Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350 с.
71. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами/ В.П. Симонов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.
72. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений Н. Ю. Синягина / - М.: ВЛАДОС, 2001. - 96 с.
73. Слободняк, Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении/ Н. П. Слободняк. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 256 с.
74. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина [и др.] - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 784 с.
75. Специальная дошкольная педагогика /под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2001. - 312с.
76. Специальная педагогика: учебное пособие / Л. И.Аксенова [и др.]. - М.: Академия, 2001. - 400с.
77. Специальная психология: учебное пособие / под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2005. - 464 с.
78. Степанов, С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста/ С. С. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
79. Стребелева, Е. А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями / Е. А. Стребелева// Дефектология. 2002. №5. - С.68-72.
80. Стребелева, Е. А., Браткова, М. В. Вариант индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями/ Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. 2001. №1. - С.80-86.
81. Стребелева, Е. А., Закрепина, А.В. Современные формы оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии/ Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. 2005. №1. - С.3-10.
82. Сухарева, Г.Е. Несколько положений о принципах психической диагностики // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2-х т. / Под ред. В. В. Лебединского и М. К. Бардышевской. Т. 1-М.: ЧеРо: Высшая школа. Издательство МГУ, 2002. - 744с.
83. Сухарева, Е. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста/ Е.Е Сухарева. - М.: Медицина, 1975. - 320 с.
84. Суховершина, Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции / Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е Скоромная. - М.: Академический Проект; Трикста, 2016. - 112 с.
85. Третьяков, П. И. Практика управления современной школой: опыт педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. - М.: МПУ, 1995 - 204 с.
86. Ульенкова, У. В. Особенности личностной тревожности младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях / У. В. Ульенкова // Дефектология. 2004. №1. - С. 29-35.
87. Ульенкова У. В., Лебедева, О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия, 2002. -176 с.
88. Философский энциклопедический словарь/ сост. Е. Ф. Губский [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 578с.
89. Фишман, М. Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии детей: учебное пособие / М.Н. Фишман. - М.: УРАО,
2001. - 76 с.
90. Хайртдинова, Л. Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта /Л. Ф. Хайртдинова // Дефектология. 2005. №5. - С. 11-13.
91. Хайртдинова, Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта: Дис.канд. пед. наук/ Л. Ф. Хайртдинова. - М., 2002. 166 с.
92. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 2007. - 192 с.
93. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Ф. Шалимов. - М.: Академия, 2003. - 160 с.
94. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учебное пособие/ Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М.: ВЛАДОС,
2002. - 320 с.
95. Шевчук, Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении / Л. Е. Шевчук // Дефектология. 2004. №6. - С. 28-31.
96. Шевчук, Л. Е. Теория и практика интегрированного обучения учащихся с особенностями развития в общеобразовательной школе: монография/ Л. Е. Шевчук. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. - 256 с.
97. Шептенко, П. А. Методика работы социального педагога: учебное пособие / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. - М.: Академия, 2001. - С. 68-70.
98. Шипицына, Л. М. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Современные тенденции развития специального образования в России/ Л. М. Шипицына. - М.: Права человека, 2001. - С.57-58.
99. Шматко, Н. Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России: проблемы и перспективы/Н.Д. Шматко. - СПб. - 1996. - С.13-19.
100. Шматко, Н. Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии/ Н.Д. Шматко // Дошкольное воспитание. - 1998. №3. - С. 77-81.
101. Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит/ Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. - М.: Просвещение, 1995. - 319 с.
102. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Днятельность / Э. Г. Юдин. - М.: Едиториал УРСС, 1997. - 444 с.
103. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. - 391 с.
104. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
105. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с .
106. Яковлева, Н. О. Концепция педагогического проектирования:
методологические аспекты: Монография / Н.О. Яковлева. - М.:
Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 194 с.