Управление деятельностью учителя-дефектолога в педагогическом отделе учреждения здравоохранения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
1.1 Специфика работы учителя-дефектолога в научной литературе 10
1.2 Модель управления деятельностью учителя - дефектолога в педагогическом отделе учреждения здравоохранения 21
1.3 Педагогические условия эффективности управления деятельностью
учителя-дефектолога 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ № 1 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА С УЧАСТНИКАМИ РиА В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Цель, задачи и общая характеристика экспериментальной
работы 39
2.2 Содержание и методика формирующего
эксперимента 46
2.2.1 Улучшение показателей «качества» 46
2.2.2 Улучшение показателей «производительность» 52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 54
2.3.1. Анализ критерия «Качество» 54
2.3.2 Анализ критериев «Надежность и производительность» 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ № 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
1.1 Специфика работы учителя-дефектолога в научной литературе 10
1.2 Модель управления деятельностью учителя - дефектолога в педагогическом отделе учреждения здравоохранения 21
1.3 Педагогические условия эффективности управления деятельностью
учителя-дефектолога 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ № 1 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА С УЧАСТНИКАМИ РиА В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Цель, задачи и общая характеристика экспериментальной
работы 39
2.2 Содержание и методика формирующего
эксперимента 46
2.2.1 Улучшение показателей «качества» 46
2.2.2 Улучшение показателей «производительность» 52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 54
2.3.1. Анализ критерия «Качество» 54
2.3.2 Анализ критериев «Надежность и производительность» 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ № 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность исследования. По данным ВОЗ, 32 миллиона детей в мире живут, страдая от потери слуха. Благодаря преобразованиям в различных областях жизнедеятельности, у пациентов с потерей слуха появилась возможность всесторонне развиваться и активно участвовать в жизни общества. Наличие слухового аппарата или кохлеарного импланта позволяет ребенку услышать мир, но для полноценного взаимодействия с окружающей средой необходима долговременная реабилитация или абилитация. При этом основными направлениями реабилитации и абилитации (далее - РиА) являются: медицинская, профессионально ориентационная, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная, социально-бытовая адаптация (Федеральный закон 419 от 01.12 .2014).
Реабилитация, - по данным ВОЗ, - это комбинированное применение медицинских, социальных, педагогических, юридических и профессиональных мероприятий по профессиональной подготовке и воспитанию человека с целью достижения наибольшего уровня функциональной способности. В.С. Дмитриев определяет реабилитацию как биопсихосоциальный процесс, который способствует формированию взаимозависимых побудительных мотивов-стимулов для личности и общества к самосовершенствованию и обеспечению-удовлетворению потребностей. Н. Вайзман считает, что реабилитация - корригирование личности в социуме. Он разделяет понятия коррекции, компенсации и реабилитации. «Настанет время, когда человечество победит и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше, чем медицински и биологически, оно победит их социально и педагогически», высказывался по этому поводу Л.С. Выготский.
Педагогический аспект реабилитации включает в себя комплекс мероприятий: раннее выявление дефекта слуха, помощь в подборе ребенку индивидуального слухового аппарата, обеспечивающего необходимое звукоусиление, проведение педагогической коррекции, прогноз эффективности реабилитационных мероприятий и разработка оптимального образовательного маршрута (Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Леонгард Э. И., и др.). Участниками процесса РиА становятся врачи, родители и педагоги. Важная роль в педагогической реабилитации детей с нарушением слуха отводится учителю-дефектологу (сурдопедагогу). Дефектолог в своей работе большое внимание уделяет развитию слухового восприятия, помогает узнавать и различать на слух речевые и неречевые звуки; слова, звукоподражания, словосочетания, короткие фразы, предложения, тексты.
Проблема повышения качества педагогического аспекта РиА напрямую зависит от полноценного взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса - учителей-дефектологов, логопедов, психологов, врачей различного профиля. Многие противоречия в ее решении связаны с многочисленными потребностями субъектов реабилитационного процесса и невозможностью их реализации. В условиях инновационного развития медицины и образования проблема определения параметров деятельности учителей - дефектологов и их роли в организации РиА в учреждении здравоохранения становится одной из приоритетных, т.к. от них напрямую зависит построение реабилитационного маршрута в условиях стационара. Таким образом, эта проблема должна быть реализована структурно - в виде системы взаимодействия учителя-дефектолога с другими участниками реабилитационного процесса в учреждении здравоохранения.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречиями между требованиями общества к педагогическому аспекту РиА и способностью учреждения здравоохранения обеспечить реализацию педагогического аспекта РиА.
Актуальность на научно-педагогическом уровне определяется:
1. Недостаточной изученностью эффективных стратегий взаимодействия учителей-дефектологов с другими участниками процесса РиА в учреждении здравоохранения;
2. Неопределенностью критериев оценки эффективности деятельности учителя-дефектолога в учреждении здравоохранения.
Проблема исследования - неопределенность профессионально-педагогических параметров деятельности учителя-дефектолога в системе взаимодействия специалистов реабилитационного процесса в учреждении здравоохранения.
Цель исследования - определить и научно обосновать модель взаимодействия учителя-дефектолога с участниками РиА в учреждении здравоохранения.
Объект исследования - процесс РиА детей с нарушением слуха.
Предмет исследования - профессионально¬
педагогическая деятельность учителя-дефектолога в Центре реабилитации для детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения.
Гипотеза исследования - управление деятельностью учителя- дефектолога в педагогическом отделе учреждения здравоохранения возможно, если:
1. Определить профессионально-педагогические критерии
эффективности деятельности учителя-дефектолога;
2. Разработать модель управления взаимодействием учителя- дефектолога с участниками РиА в учреждении здравоохранения;
3. Внедрить в работу Центра модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками РиА в учреждении здравоохранения.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.
1. Проанализировать современное состояние проблемы научно-педагогических основ управления деятельностью учителя-дефектолога в педагогической теории и практике;
2. Определить профессионально-педагогические критерии оценки деятельности учителя-дефектолога в учреждении здравоохранения на материалах собственного опытно-экспериментального исследования;
3. Разработать и опробировать модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками РиА детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета, объекта, задач и гипотезы исследования, и включали анализ, систематизацию и обобщение литературных данных; метод эксперимента; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Методологическую основу исследования составляют:
1. Положение специальной психологии и коррекционной педагогики об общих закономерностях развития слышащего и глухого ребенка, основанное на культурно-исторической теории Л.С. Выготского;
2. Базовое положение отечественной научной школы сурдопедагогики о решающем значении раннего и дошкольного обучения и воспитания в развитии ребенка с нарушенным слухом (Корсунская Б. Д., Леонгард Э. И., Пелымская Т. В., Рау Е. Ф., Рау Н. А., Шматко Н. Д. и др).
Теоретическую основу исследования составляют:
1. Компетентностный подход в профессиональном развитии и становлении педагога (Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, А.А. Деркач, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, В.Н. Козиев, Т.Г. Браже, Ю.Г. Татур, Г.С. Трофимова);
2. Идеи о структуре нравственного сознания, социального развития, ценностно - смысловой сферы педагога (Б.С. Братусь, Д.И. Фельдштейн, Ш.А. Амонашвили, В.П. Бездухов);
3. Идеи измерения и управления качеством в педагогических системах (А.И. Субетто, В.А. Кальней, С.Е. Шишов, М.М. Поташник, А.Н. Майоров, Д.А. Новиков, В.С. Черепанов, В.П.Симонов, В.П.Беспалько);
База исследования. Исследование проводилось на базе Центра реабилитации слуха для детей ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница".
В исследовании принимали участие специалисты медицинского и педагогического профиля - врачи сурдологи-оториноларингологи, педагоги- психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи (сурдопедагоги), которые проводят диагностику детей, находящихся в стационаре Центра, для оценки уже имеющихся возможностей, и для определения дальнейшего педагогического реабилитационного потенциала. Исследование проводилось в течение двух лет (2016, 2017 года) и включало три этапа.
На первом этапе (апрель - октябрь 2016 гг.) проводилось изучение и анализ теоретической и методической литературы, теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил определить проблему и сформулировать научную задачу, рабочую гипотезу, цель, объект, предмет, теоретически разработать модель взаимодействия учителя-дефектолога с участниками педагогической реабилитации детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения.
На втором этапе (ноябрь 2016 г. - май 2017 г.) проводилась работа по реализации указанной модели на базе Центра; осуществлялись систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке модели.
На третьем этапе (июнь 2017 г. - ноябрь 2017 г.) осуществлялся анализ результатов теоретического исследования опытно-экспериментальной работы, объяснение результатов исследования и оформление их в виде диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены оптимальные педагогические критерии деятельности учителя-дефектолога при взаимодействии участников педагогической реабилитации детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения, структурированы педагогические условия для проведения РиА, а также впервые разработана модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками педагогической реабилитации.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что уточнены понятия «педагогическая реабилитация», «критерии деятельности учителя-дефектолога», определены оптимальные педагогические условия для взаимодействия участников процесса реабилитации в учреждении здравоохранения.
Практическая значимость. Разработанная модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками РиА может быть использована:
1. В системе обеспечения междисциплинарного взаимодействия со специалистами психолого-педагогического профиля в ходе реабилитации детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения;
2. В системе взаимодействия специалистов медицинского и педагогического профиля в учреждениях образовательного и реабилитационного профиля.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, его комплексностью, адекватностью методов и методик исследования, поставленным цели и задачам, репрезентативностью полученных данных, глубиной анализа полученных результатов и выделения в них частных и общих закономерностей.
Личный вклад состоит в теоретическом обосновании и организационно-экспериментальном обеспечении педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях стационара учреждения здравоохранения, в научно-методическом обосновании условий и содержания реабилитационных мероприятий в условиях стационара учреждения. Исследование представляет собой обобщение собственного двухлетнего опыта работы с детьми с различными нарушениями слуха, результаты экспериментального авторского поиска.
Публикации и выступления. Результаты исследования отражены в сборнике «Педиатрический вестник Южного Урала» 2017 года, обсуждались на собраниях педагогического отдела ЧОДКБ, а также на кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ. Практические рекомендации по проведению коррекционных мероприятий выдаются каждому пациенту и могут осуществляться во время внеурочной деятельности образовательной организации, во время домашнего обучения, а так же в ходе ежедневных режимных моментов.
В течение исследования принималось участие:
1. В курсах повышения квалификации «Реабилитация детей раннего возраста с кохлеарными имплантами» Института коррекционной педагогики РАО г. Москвы;
2. В международном семинаре по реабилитации детей и взрослых с нарушением слуха, в том числе после кохлеарной имплантации, проводимым Международной Академией слухоречевой реабилитации MED-EL в г. Челябинске.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками процесса РиА в учреждении здравоохранения.
2. Профессионально-педагогические критерии деятельности учителя- дефектолога.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 106 наименований. Общий объем диссертации составляет 83 страницы, в их число входит 11 таблиц, 5 диаграмм, 1 приложение. Приложения №2, №3 определены отдельно.
Реабилитация, - по данным ВОЗ, - это комбинированное применение медицинских, социальных, педагогических, юридических и профессиональных мероприятий по профессиональной подготовке и воспитанию человека с целью достижения наибольшего уровня функциональной способности. В.С. Дмитриев определяет реабилитацию как биопсихосоциальный процесс, который способствует формированию взаимозависимых побудительных мотивов-стимулов для личности и общества к самосовершенствованию и обеспечению-удовлетворению потребностей. Н. Вайзман считает, что реабилитация - корригирование личности в социуме. Он разделяет понятия коррекции, компенсации и реабилитации. «Настанет время, когда человечество победит и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше, чем медицински и биологически, оно победит их социально и педагогически», высказывался по этому поводу Л.С. Выготский.
Педагогический аспект реабилитации включает в себя комплекс мероприятий: раннее выявление дефекта слуха, помощь в подборе ребенку индивидуального слухового аппарата, обеспечивающего необходимое звукоусиление, проведение педагогической коррекции, прогноз эффективности реабилитационных мероприятий и разработка оптимального образовательного маршрута (Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Леонгард Э. И., и др.). Участниками процесса РиА становятся врачи, родители и педагоги. Важная роль в педагогической реабилитации детей с нарушением слуха отводится учителю-дефектологу (сурдопедагогу). Дефектолог в своей работе большое внимание уделяет развитию слухового восприятия, помогает узнавать и различать на слух речевые и неречевые звуки; слова, звукоподражания, словосочетания, короткие фразы, предложения, тексты.
Проблема повышения качества педагогического аспекта РиА напрямую зависит от полноценного взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса - учителей-дефектологов, логопедов, психологов, врачей различного профиля. Многие противоречия в ее решении связаны с многочисленными потребностями субъектов реабилитационного процесса и невозможностью их реализации. В условиях инновационного развития медицины и образования проблема определения параметров деятельности учителей - дефектологов и их роли в организации РиА в учреждении здравоохранения становится одной из приоритетных, т.к. от них напрямую зависит построение реабилитационного маршрута в условиях стационара. Таким образом, эта проблема должна быть реализована структурно - в виде системы взаимодействия учителя-дефектолога с другими участниками реабилитационного процесса в учреждении здравоохранения.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречиями между требованиями общества к педагогическому аспекту РиА и способностью учреждения здравоохранения обеспечить реализацию педагогического аспекта РиА.
Актуальность на научно-педагогическом уровне определяется:
1. Недостаточной изученностью эффективных стратегий взаимодействия учителей-дефектологов с другими участниками процесса РиА в учреждении здравоохранения;
2. Неопределенностью критериев оценки эффективности деятельности учителя-дефектолога в учреждении здравоохранения.
Проблема исследования - неопределенность профессионально-педагогических параметров деятельности учителя-дефектолога в системе взаимодействия специалистов реабилитационного процесса в учреждении здравоохранения.
Цель исследования - определить и научно обосновать модель взаимодействия учителя-дефектолога с участниками РиА в учреждении здравоохранения.
Объект исследования - процесс РиА детей с нарушением слуха.
Предмет исследования - профессионально¬
педагогическая деятельность учителя-дефектолога в Центре реабилитации для детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения.
Гипотеза исследования - управление деятельностью учителя- дефектолога в педагогическом отделе учреждения здравоохранения возможно, если:
1. Определить профессионально-педагогические критерии
эффективности деятельности учителя-дефектолога;
2. Разработать модель управления взаимодействием учителя- дефектолога с участниками РиА в учреждении здравоохранения;
3. Внедрить в работу Центра модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками РиА в учреждении здравоохранения.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.
1. Проанализировать современное состояние проблемы научно-педагогических основ управления деятельностью учителя-дефектолога в педагогической теории и практике;
2. Определить профессионально-педагогические критерии оценки деятельности учителя-дефектолога в учреждении здравоохранения на материалах собственного опытно-экспериментального исследования;
3. Разработать и опробировать модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками РиА детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета, объекта, задач и гипотезы исследования, и включали анализ, систематизацию и обобщение литературных данных; метод эксперимента; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Методологическую основу исследования составляют:
1. Положение специальной психологии и коррекционной педагогики об общих закономерностях развития слышащего и глухого ребенка, основанное на культурно-исторической теории Л.С. Выготского;
2. Базовое положение отечественной научной школы сурдопедагогики о решающем значении раннего и дошкольного обучения и воспитания в развитии ребенка с нарушенным слухом (Корсунская Б. Д., Леонгард Э. И., Пелымская Т. В., Рау Е. Ф., Рау Н. А., Шматко Н. Д. и др).
Теоретическую основу исследования составляют:
1. Компетентностный подход в профессиональном развитии и становлении педагога (Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, А.А. Деркач, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, В.Н. Козиев, Т.Г. Браже, Ю.Г. Татур, Г.С. Трофимова);
2. Идеи о структуре нравственного сознания, социального развития, ценностно - смысловой сферы педагога (Б.С. Братусь, Д.И. Фельдштейн, Ш.А. Амонашвили, В.П. Бездухов);
3. Идеи измерения и управления качеством в педагогических системах (А.И. Субетто, В.А. Кальней, С.Е. Шишов, М.М. Поташник, А.Н. Майоров, Д.А. Новиков, В.С. Черепанов, В.П.Симонов, В.П.Беспалько);
База исследования. Исследование проводилось на базе Центра реабилитации слуха для детей ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница".
В исследовании принимали участие специалисты медицинского и педагогического профиля - врачи сурдологи-оториноларингологи, педагоги- психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи (сурдопедагоги), которые проводят диагностику детей, находящихся в стационаре Центра, для оценки уже имеющихся возможностей, и для определения дальнейшего педагогического реабилитационного потенциала. Исследование проводилось в течение двух лет (2016, 2017 года) и включало три этапа.
На первом этапе (апрель - октябрь 2016 гг.) проводилось изучение и анализ теоретической и методической литературы, теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил определить проблему и сформулировать научную задачу, рабочую гипотезу, цель, объект, предмет, теоретически разработать модель взаимодействия учителя-дефектолога с участниками педагогической реабилитации детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения.
На втором этапе (ноябрь 2016 г. - май 2017 г.) проводилась работа по реализации указанной модели на базе Центра; осуществлялись систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке модели.
На третьем этапе (июнь 2017 г. - ноябрь 2017 г.) осуществлялся анализ результатов теоретического исследования опытно-экспериментальной работы, объяснение результатов исследования и оформление их в виде диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены оптимальные педагогические критерии деятельности учителя-дефектолога при взаимодействии участников педагогической реабилитации детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения, структурированы педагогические условия для проведения РиА, а также впервые разработана модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками педагогической реабилитации.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что уточнены понятия «педагогическая реабилитация», «критерии деятельности учителя-дефектолога», определены оптимальные педагогические условия для взаимодействия участников процесса реабилитации в учреждении здравоохранения.
Практическая значимость. Разработанная модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками РиА может быть использована:
1. В системе обеспечения междисциплинарного взаимодействия со специалистами психолого-педагогического профиля в ходе реабилитации детей с нарушением слуха в учреждении здравоохранения;
2. В системе взаимодействия специалистов медицинского и педагогического профиля в учреждениях образовательного и реабилитационного профиля.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, его комплексностью, адекватностью методов и методик исследования, поставленным цели и задачам, репрезентативностью полученных данных, глубиной анализа полученных результатов и выделения в них частных и общих закономерностей.
Личный вклад состоит в теоретическом обосновании и организационно-экспериментальном обеспечении педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях стационара учреждения здравоохранения, в научно-методическом обосновании условий и содержания реабилитационных мероприятий в условиях стационара учреждения. Исследование представляет собой обобщение собственного двухлетнего опыта работы с детьми с различными нарушениями слуха, результаты экспериментального авторского поиска.
Публикации и выступления. Результаты исследования отражены в сборнике «Педиатрический вестник Южного Урала» 2017 года, обсуждались на собраниях педагогического отдела ЧОДКБ, а также на кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ. Практические рекомендации по проведению коррекционных мероприятий выдаются каждому пациенту и могут осуществляться во время внеурочной деятельности образовательной организации, во время домашнего обучения, а так же в ходе ежедневных режимных моментов.
В течение исследования принималось участие:
1. В курсах повышения квалификации «Реабилитация детей раннего возраста с кохлеарными имплантами» Института коррекционной педагогики РАО г. Москвы;
2. В международном семинаре по реабилитации детей и взрослых с нарушением слуха, в том числе после кохлеарной имплантации, проводимым Международной Академией слухоречевой реабилитации MED-EL в г. Челябинске.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками процесса РиА в учреждении здравоохранения.
2. Профессионально-педагогические критерии деятельности учителя- дефектолога.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 106 наименований. Общий объем диссертации составляет 83 страницы, в их число входит 11 таблиц, 5 диаграмм, 1 приложение. Приложения №2, №3 определены отдельно.
Проведенное нами исследование было посвящено теоретическому и эмпирическому изучению особенностей детей с нарушением слуха в условиях стационарного пребывания в Центре реабилитации слуха для детей в ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница», а так же разработке эффективной многокомпонентной модели управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками реабилитации и абилитации.
На этапе констатирующего эксперимента проводились изучение и анализ методической литературы, теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы, наблюдение за участниками процесса РиА в Центре реабилитации слуха для детей ГБУЗ ЧОДКБ. Полученный материал позволил выделить основные особенности деятельности всех специалистов педагогического и медицинского профиля в процессе РиА, определись основные профессионально-педагогические критерии деятельности учителя-дефектолога. Кроме того, через систему профессионально-педагогических блоков нами была изучена эффективность и результативность деятельности учителя-дефектолога в педагогическом отделе учреждения здравоохранения, определены и разграничены смежные компетенции специалистов педагогического профиля, разработаны карты обследования пациентов с нарушением слуха для улучшения преемственности между педагогами и врачами.
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по разработке и внедрению модели взаимодействия специалистов на базе Центра; осуществлялись систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке модели. Так же нами была изучена деятельность специалистов педагогического отдела ГБУЗ ЧОДКБ - учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога психолога, рассмотрена деятельность специалистов медицинского профиля - врачей сурдологов- оториноларинголов. Разработанная нами модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками процесса РиА в учреждении здравоохранения состоит из шести ступеней, описывающих профессиональную деятельность, выполняемые функции и средства их реализации каждой структурной единицы.
На этапе контрольного эксперимента проводилась оценка и сравнения экспериментальной и контрольной групп пациентов Центра для оценки динамики эффективности работы учителя-дефектолога, то есть использовался метод количественного и качественного анализа, интерпретации полученных фактов, происходило формулирование выводов и практических рекомендаций. Результаты контрольного эксперимента позволили констатировать увеличение количества повторных госпитализаций в сравнении с 2016 годом, но, при этом, отметить отрицательную тенденцию к снижению общего числа госпитализаций.
В целом, проведенное исследование позволило восполнить пробелы, имеющиеся в организации процесса РиА в Центре реабилитации слуха для детей ГБУЗ ЧОДКБ, связанные с содержанием и направлениями успешного взаимодействия всех специалистов Центра, а так же доказало, что определение адекватного прогноза реабилитационных мероприятий возможно при соблюдении определенных условий, освещенных выше.
На этапе констатирующего эксперимента проводились изучение и анализ методической литературы, теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы, наблюдение за участниками процесса РиА в Центре реабилитации слуха для детей ГБУЗ ЧОДКБ. Полученный материал позволил выделить основные особенности деятельности всех специалистов педагогического и медицинского профиля в процессе РиА, определись основные профессионально-педагогические критерии деятельности учителя-дефектолога. Кроме того, через систему профессионально-педагогических блоков нами была изучена эффективность и результативность деятельности учителя-дефектолога в педагогическом отделе учреждения здравоохранения, определены и разграничены смежные компетенции специалистов педагогического профиля, разработаны карты обследования пациентов с нарушением слуха для улучшения преемственности между педагогами и врачами.
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по разработке и внедрению модели взаимодействия специалистов на базе Центра; осуществлялись систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке модели. Так же нами была изучена деятельность специалистов педагогического отдела ГБУЗ ЧОДКБ - учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога психолога, рассмотрена деятельность специалистов медицинского профиля - врачей сурдологов- оториноларинголов. Разработанная нами модель управления взаимодействием учителя-дефектолога с участниками процесса РиА в учреждении здравоохранения состоит из шести ступеней, описывающих профессиональную деятельность, выполняемые функции и средства их реализации каждой структурной единицы.
На этапе контрольного эксперимента проводилась оценка и сравнения экспериментальной и контрольной групп пациентов Центра для оценки динамики эффективности работы учителя-дефектолога, то есть использовался метод количественного и качественного анализа, интерпретации полученных фактов, происходило формулирование выводов и практических рекомендаций. Результаты контрольного эксперимента позволили констатировать увеличение количества повторных госпитализаций в сравнении с 2016 годом, но, при этом, отметить отрицательную тенденцию к снижению общего числа госпитализаций.
В целом, проведенное исследование позволило восполнить пробелы, имеющиеся в организации процесса РиА в Центре реабилитации слуха для детей ГБУЗ ЧОДКБ, связанные с содержанием и направлениями успешного взаимодействия всех специалистов Центра, а так же доказало, что определение адекватного прогноза реабилитационных мероприятий возможно при соблюдении определенных условий, освещенных выше.



