Деятельность учителя по адаптации младших школьников к процессу обучения
|
Введение 3
Глава 1. Рассмотрение проблем адаптации первоклассников к процессу обучения в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Сущность понятия «адаптация». Виды адаптации 7
1.2. Особенности работы учителя в период адаптации первоклассников к
процессу обучения в школе 16
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе 26
2.1. Цель и задачи экспериментальной работы. используемые методики .. 26
2.2. Результаты исследования 33
2.3. Программа деятельности учителя начальных классов по адаптации
первоклассников к процессу обучения в школе 39
Выводы по 2 главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Глава 1. Рассмотрение проблем адаптации первоклассников к процессу обучения в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Сущность понятия «адаптация». Виды адаптации 7
1.2. Особенности работы учителя в период адаптации первоклассников к
процессу обучения в школе 16
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе 26
2.1. Цель и задачи экспериментальной работы. используемые методики .. 26
2.2. Результаты исследования 33
2.3. Программа деятельности учителя начальных классов по адаптации
первоклассников к процессу обучения в школе 39
Выводы по 2 главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Школа - это совершенно новые условия жизни и деятельности для ребенка. Это увеличение физических и эмоциональных нагрузок. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебным занятиям, школьным заботам. С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но при этом требующих максимальных физических и интеллектуальных сил. Ребенку непривычны и режим учебных занятий, и обилие новых впечатлений, которыми хочется тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Тяжело ребенку следить за мыслью учителя и не отвлекаться, с трудом приходиться сидеть в нужной позе целый урок.
В.А. Мижериков считает, что приспособление (адаптация) первоклассника к обучению в школе происходит не сразу. Требуется не день и даже не неделя, чтобы освоиться в школе. Это довольно долгий процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма.
Большое место в последние десятилетия в исследованиях по педагогике занимают проблемы школьной адаптации и дезадаптации, свой вклад в эти исследования внесли: Э.М. Александровская и Н.И. Кокуркина, М.М. Безруких и С.П. Нфимова, С.А. Беличева, А.Б. Воронцов, В.Е. Каган, Р.В. Овчарова, Г.А. Цукерман, В.Р. Цылев.
Психолого-педагогические особенности первоклассников рассмотрены в трудах: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, В.А. Авеерина, А.А. Люблинской, С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, М.Е. Хватцева.
Роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе охарактеризована Р.В. Овчаровой, Ш.А. Амонашвили, Ю.И. Кулагиной, Г.А. Стрелковым, А.Б. Воронцовым, Л.Ф. Фридманом, И.А. Зимней, Г.А. Цукерман и Е.Ю. Зоткиной.
Адаптация первоклассников к процессу обучения в школе во многом зависит от того, как будут складываться взаимоотношения учитель- ученик. Учитель для ученика, как правило, высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель - авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекает их нарушения. Вся деятельность учителя подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.
Одна из основных задач, которые школа ставит перед ребенком - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Но, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически у всех детей одинакова, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у детей с плохой памятью, недостаточным уровнем интеллектуального развития, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что в начале обучения учебная деятельность возникает не сразу, основной вид деятельности ребенка меняется на новый.
Таким образом, адаптационный период обучения для первоклассников весьма труден: он перестраивает весь образ жизни ребенка и его деятельность. Меняются социальные условия, которые определяют развитие и саму жизнь ребенка. Переход в позицию школьника создает ситуацию психологической открытости ребенка. Последствия трудной адаптации различны - это и низкий уровень усвоения учебного материала, и снижение работоспособности, и ухудшение состояния здоровья, и увеличение заболеваемости.
Сегодня перед педагогической общественностью стоит проблема обеспечения эффективной адаптации ребенка к обучению в школе, поскольку его успешность во многом будет зависеть от того, насколько удачным будет первый период школьной жизни. Отношение к этой проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксацией потребности в социально адаптированных учащихся. Воспитание и обучение личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. В общеобразовательной практике не всегда удачно сочетается раннее начало обучения, увеличение объема информации, повышение требований, творческая активность детей с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанием взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Актуальность данной темы определяется потребностью в создании необходимых условий для облегчения процесса адаптации первоклассников к процессу обучения.
Проблема: каково содержание деятельности учителя по адаптации младших школьников к процессу обучения?
Обозначенная проблема исследования определяется противоречием между необходимостью организации работы по адаптации первоклассников к процессу обучения и недостаточным её методическим обеспечением.
Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы адаптации детей первого класса к процессу обучения в школе для разработки программы деятельности учителя начальных классов.
Объект исследования: адаптация первоклассников к процессу обучения.
Предмет исследования: адаптация первоклассников к процессу обучения в деятельности учителя начальных классов.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность адаптации первоклассников к процессу обучения в школе и ее виды;
2. Изучить особенности работы учителя в период адаптации первоклассников к процессу обучения в школе;
3. Провести экспериментальную работу по определению уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе;
4. Разработать программу деятельности учителя по адаптации детей первого класса к процессу обучения в школе.
Решение задач исследования предполагает использование следующих методов:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение);
2) эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа, эксперимент);
3) методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 140 г. Челябинска», количество детей 15.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение. В списке литературы 47 источников, в тексте работы 5 таблиц, 1 рисунок.
В.А. Мижериков считает, что приспособление (адаптация) первоклассника к обучению в школе происходит не сразу. Требуется не день и даже не неделя, чтобы освоиться в школе. Это довольно долгий процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма.
Большое место в последние десятилетия в исследованиях по педагогике занимают проблемы школьной адаптации и дезадаптации, свой вклад в эти исследования внесли: Э.М. Александровская и Н.И. Кокуркина, М.М. Безруких и С.П. Нфимова, С.А. Беличева, А.Б. Воронцов, В.Е. Каган, Р.В. Овчарова, Г.А. Цукерман, В.Р. Цылев.
Психолого-педагогические особенности первоклассников рассмотрены в трудах: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, В.А. Авеерина, А.А. Люблинской, С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, М.Е. Хватцева.
Роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе охарактеризована Р.В. Овчаровой, Ш.А. Амонашвили, Ю.И. Кулагиной, Г.А. Стрелковым, А.Б. Воронцовым, Л.Ф. Фридманом, И.А. Зимней, Г.А. Цукерман и Е.Ю. Зоткиной.
Адаптация первоклассников к процессу обучения в школе во многом зависит от того, как будут складываться взаимоотношения учитель- ученик. Учитель для ученика, как правило, высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель - авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекает их нарушения. Вся деятельность учителя подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.
Одна из основных задач, которые школа ставит перед ребенком - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Но, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически у всех детей одинакова, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у детей с плохой памятью, недостаточным уровнем интеллектуального развития, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что в начале обучения учебная деятельность возникает не сразу, основной вид деятельности ребенка меняется на новый.
Таким образом, адаптационный период обучения для первоклассников весьма труден: он перестраивает весь образ жизни ребенка и его деятельность. Меняются социальные условия, которые определяют развитие и саму жизнь ребенка. Переход в позицию школьника создает ситуацию психологической открытости ребенка. Последствия трудной адаптации различны - это и низкий уровень усвоения учебного материала, и снижение работоспособности, и ухудшение состояния здоровья, и увеличение заболеваемости.
Сегодня перед педагогической общественностью стоит проблема обеспечения эффективной адаптации ребенка к обучению в школе, поскольку его успешность во многом будет зависеть от того, насколько удачным будет первый период школьной жизни. Отношение к этой проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксацией потребности в социально адаптированных учащихся. Воспитание и обучение личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. В общеобразовательной практике не всегда удачно сочетается раннее начало обучения, увеличение объема информации, повышение требований, творческая активность детей с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанием взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Актуальность данной темы определяется потребностью в создании необходимых условий для облегчения процесса адаптации первоклассников к процессу обучения.
Проблема: каково содержание деятельности учителя по адаптации младших школьников к процессу обучения?
Обозначенная проблема исследования определяется противоречием между необходимостью организации работы по адаптации первоклассников к процессу обучения и недостаточным её методическим обеспечением.
Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы адаптации детей первого класса к процессу обучения в школе для разработки программы деятельности учителя начальных классов.
Объект исследования: адаптация первоклассников к процессу обучения.
Предмет исследования: адаптация первоклассников к процессу обучения в деятельности учителя начальных классов.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность адаптации первоклассников к процессу обучения в школе и ее виды;
2. Изучить особенности работы учителя в период адаптации первоклассников к процессу обучения в школе;
3. Провести экспериментальную работу по определению уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе;
4. Разработать программу деятельности учителя по адаптации детей первого класса к процессу обучения в школе.
Решение задач исследования предполагает использование следующих методов:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение);
2) эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа, эксперимент);
3) методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 140 г. Челябинска», количество детей 15.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение. В списке литературы 47 источников, в тексте работы 5 таблиц, 1 рисунок.
Сегодня перед педагогической общественностью стоит проблема обеспечения эффективной адаптации ребенка к обучению в школе, поскольку его успешность во многом будет зависеть от того, насколько удачным будет первый период школьной жизни.
Актуальность данной темы определяется потребностью в создании необходимых условий для облегчения процесса адаптации первоклассников к процессу обучения.
Целью нашей работы было изучение теоретических аспектов проблемы адаптации детей первого класса к процессу обучению в школе для разработки программы деятельности учителя начальных классов.
В теоретической части нашего исследования нами были изучены и проанализированы работы таких педагогов, как И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Н.И. Гуткина и др. Анализ литературных источников позволил определить, что адаптация - это не только процесс приспособления ребенка к новой системе отношений, социальным условиям, новым требованиям, видам деятельности, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно выделить три уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе. Каждому уровню соответствует определенная группа детей. Условно ученые выделяют высокий, средний и низкий уровни.
Рассмотрев особенности работы учителя в период адаптации первоклассников к процессу обучения в школе, мы пришли к выводу, что педагогу необходимо соблюдать режим и условия организации учебных занятий, учебной и внеучебной нагрузки; методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ должны соответствовать возрастным возможностям детей. Также необходимо, чтобы педагог знал и учитывал в своей работе функциональные особенности организма школьника на протяжении каждого урока, выстраивая образовательный процесс так, чтобы можно было варьировать интенсивность нагрузки и наиболее сложный материал давать в период, когда у детей больше сил.
Во второй главе представлены этапы экспериментальной работы и ее результаты. Целью эксперимента являлось выявление уровня адаптации первоклассников для разработки программы деятельности учителя по адаптации первоклассников к процессу обучения в школе.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методики: Определение сформированности «Внутренней позиции школьника» «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер); Определение мотивов учения (И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова); Исследование адаптации методом Люшера (Л.Н. Собчик); Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан);
В результате констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: 20% (3 человека) - адаптация проходит успешно, на высоком уровне, поводов для беспокойства нет; 67% (10 человек) - адаптация к школе проходит на среднем уровне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения; 13% (2 человека) - адаптация протекает на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к процессу обучения в школе нами была разработана программа развивающих занятий по адаптации первоклассников к процессу обучения в школе «Первый раз в первый класс!».
В итоге работы цель исследования достигнута, задачи реализованы. Продолжение нашей работы мы видим в проверке результативности разработанной нами программы.
Актуальность данной темы определяется потребностью в создании необходимых условий для облегчения процесса адаптации первоклассников к процессу обучения.
Целью нашей работы было изучение теоретических аспектов проблемы адаптации детей первого класса к процессу обучению в школе для разработки программы деятельности учителя начальных классов.
В теоретической части нашего исследования нами были изучены и проанализированы работы таких педагогов, как И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Н.И. Гуткина и др. Анализ литературных источников позволил определить, что адаптация - это не только процесс приспособления ребенка к новой системе отношений, социальным условиям, новым требованиям, видам деятельности, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно выделить три уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе. Каждому уровню соответствует определенная группа детей. Условно ученые выделяют высокий, средний и низкий уровни.
Рассмотрев особенности работы учителя в период адаптации первоклассников к процессу обучения в школе, мы пришли к выводу, что педагогу необходимо соблюдать режим и условия организации учебных занятий, учебной и внеучебной нагрузки; методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ должны соответствовать возрастным возможностям детей. Также необходимо, чтобы педагог знал и учитывал в своей работе функциональные особенности организма школьника на протяжении каждого урока, выстраивая образовательный процесс так, чтобы можно было варьировать интенсивность нагрузки и наиболее сложный материал давать в период, когда у детей больше сил.
Во второй главе представлены этапы экспериментальной работы и ее результаты. Целью эксперимента являлось выявление уровня адаптации первоклассников для разработки программы деятельности учителя по адаптации первоклассников к процессу обучения в школе.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методики: Определение сформированности «Внутренней позиции школьника» «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер); Определение мотивов учения (И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова); Исследование адаптации методом Люшера (Л.Н. Собчик); Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан);
В результате констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: 20% (3 человека) - адаптация проходит успешно, на высоком уровне, поводов для беспокойства нет; 67% (10 человек) - адаптация к школе проходит на среднем уровне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения; 13% (2 человека) - адаптация протекает на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к процессу обучения в школе нами была разработана программа развивающих занятий по адаптации первоклассников к процессу обучения в школе «Первый раз в первый класс!».
В итоге работы цель исследования достигнута, задачи реализованы. Продолжение нашей работы мы видим в проверке результативности разработанной нами программы.



