Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность учителя по адаптации младших школьников к процессу обучения

Работа №80707

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы146
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Рассмотрение проблем адаптации первоклассников к процессу обучения в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Сущность понятия «адаптация». Виды адаптации 7
1.2. Особенности работы учителя в период адаптации первоклассников к
процессу обучения в школе 16
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе 26
2.1. Цель и задачи экспериментальной работы. используемые методики .. 26
2.2. Результаты исследования 33
2.3. Программа деятельности учителя начальных классов по адаптации
первоклассников к процессу обучения в школе 39
Выводы по 2 главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение

Школа - это совершенно новые условия жизни и деятельности для ребенка. Это увеличение физических и эмоциональных нагрузок. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебным занятиям, школьным заботам. С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но при этом требующих максимальных физических и интеллектуальных сил. Ребенку непривычны и режим учебных занятий, и обилие новых впечатлений, которыми хочется тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Тяжело ребенку следить за мыслью учителя и не отвлекаться, с трудом приходиться сидеть в нужной позе целый урок.
В.А. Мижериков считает, что приспособление (адаптация) первоклассника к обучению в школе происходит не сразу. Требуется не день и даже не неделя, чтобы освоиться в школе. Это довольно долгий процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма.
Большое место в последние десятилетия в исследованиях по педагогике занимают проблемы школьной адаптации и дезадаптации, свой вклад в эти исследования внесли: Э.М. Александровская и Н.И. Кокуркина, М.М. Безруких и С.П. Нфимова, С.А. Беличева, А.Б. Воронцов, В.Е. Каган, Р.В. Овчарова, Г.А. Цукерман, В.Р. Цылев.
Психолого-педагогические особенности первоклассников рассмотрены в трудах: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, В.А. Авеерина, А.А. Люблинской, С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, М.Е. Хватцева.
Роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе охарактеризована Р.В. Овчаровой, Ш.А. Амонашвили, Ю.И. Кулагиной, Г.А. Стрелковым, А.Б. Воронцовым, Л.Ф. Фридманом, И.А. Зимней, Г.А. Цукерман и Е.Ю. Зоткиной.
Адаптация первоклассников к процессу обучения в школе во многом зависит от того, как будут складываться взаимоотношения учитель- ученик. Учитель для ученика, как правило, высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель - авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекает их нарушения. Вся деятельность учителя подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.
Одна из основных задач, которые школа ставит перед ребенком - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Но, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически у всех детей одинакова, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у детей с плохой памятью, недостаточным уровнем интеллектуального развития, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что в начале обучения учебная деятельность возникает не сразу, основной вид деятельности ребенка меняется на новый.
Таким образом, адаптационный период обучения для первоклассников весьма труден: он перестраивает весь образ жизни ребенка и его деятельность. Меняются социальные условия, которые определяют развитие и саму жизнь ребенка. Переход в позицию школьника создает ситуацию психологической открытости ребенка. Последствия трудной адаптации различны - это и низкий уровень усвоения учебного материала, и снижение работоспособности, и ухудшение состояния здоровья, и увеличение заболеваемости.
Сегодня перед педагогической общественностью стоит проблема обеспечения эффективной адаптации ребенка к обучению в школе, поскольку его успешность во многом будет зависеть от того, насколько удачным будет первый период школьной жизни. Отношение к этой проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксацией потребности в социально адаптированных учащихся. Воспитание и обучение личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. В общеобразовательной практике не всегда удачно сочетается раннее начало обучения, увеличение объема информации, повышение требований, творческая активность детей с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанием взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Актуальность данной темы определяется потребностью в создании необходимых условий для облегчения процесса адаптации первоклассников к процессу обучения.
Проблема: каково содержание деятельности учителя по адаптации младших школьников к процессу обучения?
Обозначенная проблема исследования определяется противоречием между необходимостью организации работы по адаптации первоклассников к процессу обучения и недостаточным её методическим обеспечением.
Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы адаптации детей первого класса к процессу обучения в школе для разработки программы деятельности учителя начальных классов.
Объект исследования: адаптация первоклассников к процессу обучения.
Предмет исследования: адаптация первоклассников к процессу обучения в деятельности учителя начальных классов.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность адаптации первоклассников к процессу обучения в школе и ее виды;
2. Изучить особенности работы учителя в период адаптации первоклассников к процессу обучения в школе;
3. Провести экспериментальную работу по определению уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе;
4. Разработать программу деятельности учителя по адаптации детей первого класса к процессу обучения в школе.
Решение задач исследования предполагает использование следующих методов:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение);
2) эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа, эксперимент);
3) методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 140 г. Челябинска», количество детей 15.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение. В списке литературы 47 источников, в тексте работы 5 таблиц, 1 рисунок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня перед педагогической общественностью стоит проблема обеспечения эффективной адаптации ребенка к обучению в школе, поскольку его успешность во многом будет зависеть от того, насколько удачным будет первый период школьной жизни.
Актуальность данной темы определяется потребностью в создании необходимых условий для облегчения процесса адаптации первоклассников к процессу обучения.
Целью нашей работы было изучение теоретических аспектов проблемы адаптации детей первого класса к процессу обучению в школе для разработки программы деятельности учителя начальных классов.
В теоретической части нашего исследования нами были изучены и проанализированы работы таких педагогов, как И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Н.И. Гуткина и др. Анализ литературных источников позволил определить, что адаптация - это не только процесс приспособления ребенка к новой системе отношений, социальным условиям, новым требованиям, видам деятельности, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно выделить три уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе. Каждому уровню соответствует определенная группа детей. Условно ученые выделяют высокий, средний и низкий уровни.
Рассмотрев особенности работы учителя в период адаптации первоклассников к процессу обучения в школе, мы пришли к выводу, что педагогу необходимо соблюдать режим и условия организации учебных занятий, учебной и внеучебной нагрузки; методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ должны соответствовать возрастным возможностям детей. Также необходимо, чтобы педагог знал и учитывал в своей работе функциональные особенности организма школьника на протяжении каждого урока, выстраивая образовательный процесс так, чтобы можно было варьировать интенсивность нагрузки и наиболее сложный материал давать в период, когда у детей больше сил.
Во второй главе представлены этапы экспериментальной работы и ее результаты. Целью эксперимента являлось выявление уровня адаптации первоклассников для разработки программы деятельности учителя по адаптации первоклассников к процессу обучения в школе.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методики: Определение сформированности «Внутренней позиции школьника» «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер); Определение мотивов учения (И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова); Исследование адаптации методом Люшера (Л.Н. Собчик); Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан);
В результате констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: 20% (3 человека) - адаптация проходит успешно, на высоком уровне, поводов для беспокойства нет; 67% (10 человек) - адаптация к школе проходит на среднем уровне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения; 13% (2 человека) - адаптация протекает на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к процессу обучения в школе нами была разработана программа развивающих занятий по адаптации первоклассников к процессу обучения в школе «Первый раз в первый класс!».
В итоге работы цель исследования достигнута, задачи реализованы. Продолжение нашей работы мы видим в проверке результативности разработанной нами программы.



1. Авраменко, Н. К. Подготовка ребенка к школе / Н. К. Авраменко. - М.: 1972. - 48 с.
2. Агафонова, И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И. Н. Агафонова. // Начальная школа. - 1999. - № 1.
-С. 61-63.
3. Ананьев, Б. Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению / Б. Г. Ананьев, А. И. Сорокин. - М.: 1995. - 232 с.
4. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л. П. Баданина. // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 12. - С. 59¬
62.
5. Басова, Е. Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход / Е. Д. Басова. // Воспитание школьников. - 2009. - № 8.-С. 48-54.
6. Белшева, С. А. Диагностика школьной дезадаптации / С. А. Белшева.
- М.: АСТ, 2007. - 143 с.
7. Битянова, М. Р. Психолог на старте школьных проблем / М. Р. Битянова. - М.: Знание, 1997. - 217 с.
8. Божович, Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. М. Божович. - М.: 1968. - 267 с.
9. Болховитин, С. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / С. Болховитин. и др. // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 50-52.
10. Бугрименко, Е. А. Школьные трудности благополучных детей / Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. - М.: 1994. - 189 с.
11. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л. А. Венгер. - М.: Ювента, 1994. - 189 с.
12. Венгер, Л. А. Домашняя школа / Л. А. Венгер. - М.: Ювента, 1994. - 169 с.
13. Венецкая, А. Формирование культуры общения младших школьников / А. Венецкая, Б.. // Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 73¬77.
14. Воронцов, А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения / А. Воронцов. // Начальная школа «Первое сентября». - 2008. - № 13. - С. 32-35.
15. Герц, Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов / Е. Н. Герц, Е. А. Кутузова. // Завуч начальной школы. - 2008. - № 4. - С. 59-66.
16. Гуткина, Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. Н. Гуткина. // Психологическое образование. - 1997. - № 4. - С. 41-47.
17. Зайцева, В. Первый раз в первый класс, или как важно быть готовым / В. Зайцева. // Начальная школа «Первое сентября». - 2007. - № 17. - С. 12-15.
18. Зотова, А. И. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. Методология и методы социальной психологии / А. И. Зотова, И. К. Кряжева. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 149 с.
19. Колотова, А. Н. Подготовка ребенка к школе: материал для родителей / А. Н. Колотова. // Начальная школа «Первое сентября». - 2008. - № 8. - С. 19-22.
20. Корнетов, Г. Б. Основания и перспективы современного образования / Г. Б. Корнетов. // Школьные технологии. - 2007. - № 1. - С. 7-15.
21. Королева, О. Ф. Адаптационный период в первом классе / О. Ф. Королева. // Образование в современной школе. - 2003. - № 6. - С. 37-45.
22. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация первоклассников / Т. В. Костяк. - М.: Феникс, 2008. - 176 с.
23. Кравцов, Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Кравцов, Е.. - М.: Феникс, 1991. - 145 с.
24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. - М.: Юрайт, 1991. - 335 с.
25. Лазарев, В. Трудности периода адаптации / В. Лазарев. // Начальная школа «Первое сентября». - 2006. - № 16. - С. 9.
26. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н. П. Локалова. - М.: Педагогическое образование России, 2000. - 220 с.
27. Лосев, П. Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе / П. Н. Лосев. // Начальная школа «Первое сентября». - 2005. - № 8. - С. 51-55.
28. Матюхина, М. В. Общие методические подходы к диагностике психической адаптивности младших школьников / М. В. Матюхина. - М.: Глобус, 1996. - 181 с.
29. Мижериков, В. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений / В. Мижериков, А.. - М.: Феникс, 2008. - 447 с.
30. Насонов, А. Н. Дети в процессе адаптации к школе / А. Н. Насонов. // Завуч начальной школы. - 2003. - № 4. - С. 110-115.
31. Нечаева, Н. Организация и содержание периода адаптации к школе первоклассников / Н. Нечаева. // Начальная школа «Первое сентября». - 2003. - № 33. - С. 13-14.
32. Обухова, Л. В. Рабочая книга школьного психолога / Л. В. Обухова. - М.: Терра, 2001. - 213 с.
33. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, 1999. - 261 с.
34. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. - М.: Просвещение, 1978. - 291 с.
35. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: учебник для бакалавров под ред. П.И. Пидкасистого / П.П. Пидкасисты й. - М.: Юрайт, 2012. - с.
36. Пилипко, Н. В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклашками / Н. В. Пилипко. и др. - М.: Перспектива, 2002. - с.
37. Простатина, О. Ю. Адаптация первоклассников к школе / О. Ю. Простатина. // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 8. - С. 6¬14.
38. Салмина, Н. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова. - М.: МГ1П1У, 2009. - 210 с.
39. Санько, А. К. Введение в школьную жизнь / А. К. Санько, Ю. Ж. Кафеева. // Школьный психолог. - 1999. - № 23. - С. 51-63.
40. Семенова, Т. С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе / Т. С. Семенова. // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 8. - С. 13-15.
41. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О. В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2003. - 176 с.
42. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь / Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова. - Томск: Генезис, 1992. - 94 с.
43. Цыба, Н. В. Система адаптации первоклассников, как педагогическая технология / Н. В. Цыба. // Завуч начальной школы. - 2002. - № 5. - С. 68¬88.
44. Шаповаова, О. Е. Изучение отношения младших школьников к обучению / О. Е. Шаповаова. // Начальная школа «Первое сентября». - 2010. - № 1. - С. 22-25.
45. Шинтарь, З. Введение в школьную жизнь / З. Шинтарь. // Начальная школа «Первое сентября». - 2005. - № 15. - С. 2-33.
46. Шкуричева, Н. Совместная деятельность - успешная адаптация / Н. Шкуричева. // Начальная школа «Первое сентября». - 2007. - № 14. - С. 43-46.
47. Ясюкова, Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л. А. Ясюкова. - СПб.: Речь, 2003. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ