Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников
1.1. Феномен самооценки в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности самооценки младших школьников 15
1.3. Модель формирования адекватной самооценки младших школьников 22
Глава II. Организация опытно-экспериментального исследования формирования адекватной самооценки младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики исследования 31
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 35
Глава Опытно-экспериментальное исследование по формированию
III. адекватной самооценки младших школьников
3.1. Психолого-педагогическая программа формирования адекватной самооценки младших школьников 43
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 50
3.3. Психологические рекомендации родителям и педагогам по
формированию адекватной самооценки младших школьников...
3.4. Технологическая карта внедрения результатов исследования
формирования адекватной самооценки младших школьников .. 63
Заключение 73
Библиографический список 76
Приложения
Актуальность развития самооценки состоит в том, что знание выявленной самооценки у младшего школьника дает возможность понимания, на сколько самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияет на поведение, деятельность и развитие, взаимоотношения с другими людьми. Отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха, постановки целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности [22, с.93]. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов ребенка, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира.
Самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающий комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношений ребенка с социумом при сохранении собственной самобытности [7, с.36].
Формирование адекватной самооценки, как одной из индивидуально-личностных особенностей субъекта, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития. Проблема развития самооценки, как наиболее значимого структурного компонента самосознания и Я - концепции человека, с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной науки: определены психологические особенности самооценки на разных возрастных этапах (Р. Берне, Л.И. Божович, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), рассмотрены вопросы коррекции самооценки (Б.Н. Мясищев, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин), определено место самооценки структуре личности (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина,) и другие.
Актуальность исследования определила тему нашей работы: «Формирование адекватной самооценки младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально про-верить эффективность реализации психолого-педагогической программы формирования адекватной самооценки младших школьников.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: формирование адекватной самооценки младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование адекватной самооценки младших школьников возможно, будет эффективным при реализации опытно-экспериментальной работы, включающей: обоснование и апробацию модели формирования адекватной самооценки младших школьников, внедрение психолого-педагогической программы формирования адекватной самооценки младших школьников, разработку рекомендаций родителям и педагогам.
Задачи исследования.
1. Изучить феномен самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности самооценки младших школьников.
3. Разработать и апробировать модель формирования адекватной само-оценки младших школьников.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. Разработать и реализовать психолого-педагогическую программу формирования адекватной самооценки младших школьников.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Составить рекомендации родителям и педагогам по формированию адекватной самооценки младших школьников.
9. Внедрить результаты исследования в практику работы образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и конкретизации понятия «самооценка»; в дополнении содержания представления о структуре самооценки; в обосновании психолого-педагогической программы формирования адекватной самооценки младших школьников; в том, что совокупность полученных результатов способствует решению проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, создают научное обоснование совершенствованию процесса формирования адекватной самооценки младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется внедрением в образовательной процесс образовательной организации психолого-педагогической программы формирования адекватной самооценки младших школьников.
В исследовании применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ литературы, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий), опрос, тестирование.
3. Методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
На разных этапах исследования использовались психодиагностические методики: методика В.Г. Щур «Лесенка», методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан «Изучение самооценки», методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой).
Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназия № 93 им. А.Ф. Гелича, г. Челябинска, в исследовании принимали участие младшие школьники в количестве 30 человек. Младшие школьники из 2«А» класса, в количестве 15 человек, и школьники из 2«В» класса, в количестве 15 человек.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения его материалов на LXXVII Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы», проходящей в июне-июле 2018 года, в Москве: Баркова Н.П. Формирование адекватной самооценки младших школьников/ Н.П. Баркова, Н.И. Аркаева // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам LXXVII Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - № 24(77). - М., Изд. «Интернаука», 2018. - URL:https://www.internauka.org/young-scientist/researcher/77#article-81488,а также в публикациях научных статей в международном научном журнале «Молодой ученый»: Баркова Н. П., Аркаева Н. И. Изучение самооценки младших школьников // Молодой ученый. — 2018.— №26. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51873/.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 112 страниц. Библиографический список включает 70 источников. В работе содержится 9 рисунков, 8 таблиц и 5 приложений.
Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как устойчивое структурное образование, компонент Я- концепции, самосознания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я - концепции. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, её взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха, постановки целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности.
Формирование самооценки сопровождает весь ход учебно - познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамические во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее ребенок в приобретении способности к действительной самостоятельности в учении.
В модели формирования адекватной самооценки младших школьников все основные процессы и взаимосвязи и блоки (теоретический, диагностический, формирующий, аналитический) представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в виде динамической системы, построенной по иерархическому принципу.
Опытно - экспериментальное исследование психолого-педагогической программы формирования самооценки младших школьников проходило в три этапа: поисково-подготовительного, опытно - экспериментального и контрольно - обобщающего. В работе использовались следующие методы и методики: анализ психолого-педагогической и методической литературы, беседа, наблюдение, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование при помощи методик: методики В.Г Щур «Лесенка», методики Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан и методики «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой). Математико-статистический анализ осуществлялся с помощью критерия Вилкоксона. Данный критерий используется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность.
Формирование самооценки младшего школьника происходит на протяжении всех лет обучения в школе. При этом наибольшее значение для формирования самооценки имеют первый и второй год обучения.
В результате исследования были получены следующие результаты. В основном младшие школьники имеют завышенный и средний уровень самооценки по всем методикам. Это объясняется возрастной спецификой школьников, особенностями восприятия картины мира. Достаточно низкий процент учеников имеет низкий уровень самооценки. Данные результаты дали нам основание для разработки программы психолого-педагогического формирования самооценки младших школьников и более глубокого эмпирического исследования данного феномена.
Психолого-педагогическая программа формирования самооценки младших школьников была составлена на основе работ таких авторов как: В.М. Астапов, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, Т.И. Яничевой и др. Организация и содержание процесса формирования адекватной самооценки младших школьников направлены на расширение функциональных и операционных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и др., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности» в процессе оценивания себя. В процессе формирующего воздействия происходит перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации.
В психолого-педагогических рекомендациях педагогам, психологам, родителям в формировании адекватной самооценки младшего школьника важно помнить, что оценка своих возможностей формирует адекватное отношение к себе. Это позволяет развивающейся личности намечать пути своего развития, строить самообразовательные планы, формировать способность рассчитывать на свои силы. Адекватную самооценку необходимо формировать непосредственно в процессе обучения.
Таким образом, гипотеза исследования экспериментально подтвердилась: формирование адекватной самооценки младших школьников будет эффективным при реализации опытно-экспериментальной работы, включающей: обоснование и апробацию модели формирования адекватной самооценки младших школьников, внедрение программы формирования адекватной самооценки младших школьников, разработку рекомендаций родителям и педагогам.
Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. - М. : Наука, 2012. - 335 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. - М. : Наука, 2003. - 288 с.
3 Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания (Серия «Мастера психологии»). - СПб. : Питер, 2001. - 642 с.
4. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1978. - №6. - С. 11-19.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М. : Смысл ; ИЦ Академия, 2012. - 414 с.
6. Ашмарин, И. П. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. - Л. : ЛГУ, 1975. - 78 с.
7. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. - 2001. - №4. - С. 31-38.
8. Бернс, Р. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара. Изд. Дом «Бахрах», - 2003. - 656 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
10. Большой психологический словарь. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
11. Братусь, Б. С. Смысловая сфера личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. : Изд-во Питер, 2017. - 480 с.
12. Брушлинский, А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 6. - С. 5-11.
13. Васильев, И. А. Мотивация и контроль за действием. - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 143 с.
14. Выготский, Л. С. Психология. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. - 1061 с.
15. Выготский, Л. С. Психология развития человека. - М. : Смысл ; Эксмо, 2016. - 1135 с.
16. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология. - М. : Пед. Общество России, 2003. - 512 с.
17. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. - М. : Школьные технологии, 2008. - 128 с.
18. Долгова, В. И. Акмеология управления (на примере инновационной деятельности кадров государственной службы). - Челябинск : ЧГПУ, 2000. - 380 с.
19. Долгова, В.И., Ордина, И.П. Формирование позитивной я- концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 4 (24). - С. 63-65.
20. Долгова, В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: SUBJECT AND OB¬JECT OF COGNITION IN A PROJECTION OF EDUCATIONAL TECH¬NIQUES AND PSYCHOLOGICAL CONCEPTS LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Edu¬cational sciences (London, June 05 - June 10, 2014). Chief editor - Pavlov V.V.. - London, 2014. - С. 62-65.
21. Долгова, В.И. Природа как фактор нравственного развития личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее Рушанин В.Я.Р. - Челябинск, 2000. - С. 169-171.
22. Захарова, А.В. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - №4. - С. 90-99.
23. Захарова, А.В. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - №3. - С. 58-65.
24. Коссов, Б. Б. Личность: актуальные' проблемы системного подхода // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 58-68.
25. Кулюткин, Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 41-44.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Академия, 2014. - 352 с.
27. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. - М. : Педагогика, 1983. Т. 1. - 1983. - 392 с.
28. Маркович, Д. Ж. Социальная экология: Книга для учителя. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2006. - 176 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 456 с.
30. Резническо, М.А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. - 1998. - №1. - С. 25-30.
31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:- ВЛАДОС, 2016. - 529 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии (Серия «Мастера психологии»). - СПб. : Питер, 2008. - 713 с.
33. Руденский, Е. В. Деформация Я-концепции как предмет социально-педагогической виктимологии : (Опыт эксперим. исслед.). - Новосибирск : изд-во Сиб. психосоц. ин-та, 2012. - 58 с.
34. Петровский, А.В. Психология. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 512 с.
35. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб. : Речь, 2001. - 349 с.
36. Синицын, Ю. Н. Формирование здоровой личности учащегося в условиях образовательного пространства. - Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2007. - 219 с.
37. Слободчиков, В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 37-49.
38. Слободчиков, В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека //Вопросы психологии. - 1986. - № 6. - С. 14-23.
39. Современная психология: справочное руководство / под ред. Е. А. Сергиенко. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 688 с.
40. Сорокун, П.А. Общая психология. - Псков: ИГИИ, -2003-312 с.
41. Столин, В. В. Самосознание личности. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2008. - 288 с.
42. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов на Дону: Феникс, 2013. - 544 с.
43. Узнадзе, Д. Н. Общая психология. - Спб. : Питер, 2014. - 414 с.
44. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 291с.
45. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности. - М. : Флинта, 2004. - 670 с.
47. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
48. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2001. - 288 с.
49. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1987. - 144с.
50. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 99-102.
51. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность (Серия «Мастера психологии»). - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2014. - 864 с.
52. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. - 383 с.
53. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни
- М. : МПСИ, 2006. - 768 с.
54. Шепель, В. М. Социально-психологические проблемы воспитания.- М.: Моск. рабочий, 1987. - 239 с
55. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики. 2 часть/ Н. И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 256 с.
56. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.
- М. : ВЛАДОС, 2008. - 517 с.
57. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. - М.:ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 448 с.
58. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогическое творчество, 1980. - 298с.
59. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М., 1996. - 344 с.
60. Эриксон, Э. Трагедия личности. - М. : ЭКСМО, Алгоритм, 2008. - 256 с.
61. Юнг, К.Г. Аналитическая психология / К.Г. Юнг. - СПб.: Питер, 1994. - С.39-100.
62. Юнг, К. Г. Психологические типы. - М. : АСТ, 2006. - 768 с.
63. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Изд- во «Наука», 1975. - С. 89-105.
64. Ядов, В. А. Социальная психология личности // Социология и со-временность. - 2013. - Т. 1. - С. 75-90, 106-120.
65. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М. : Омега-Л, 2009.- 567 с.
66. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1989. - 315 с.
67. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации. Избранные психологические труды (Серия «Психологи отечества»). - М. : Просвещение, 2008. - 304с.
68. Якунин, В.А. Педагогическая психология. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. - 349 с.
69. Ясвин, В. Я. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М. : ФиС, 2002. - 368 с.
70. Яценко, Т.С. Социально-психологическое обеспечение в подготовке будущих учителей / Т.С. Яценко. - Киев, Вища школа, 1987. - 111 с.