Психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников
|
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Понятие «память» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития памяти младших школьников 12
1.3. Теоретическое обоснование модели психолого-педагогического
сопровождения развития памяти младших школьников 17
Глава II. Организация и проведение исследования памяти младших школьников 27
2.1. Этапы, методы и методики исследования памяти младших
школьников 27
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 35
Глава III. Экспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников 41
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения развития
памяти младших школьников 41
3.2. Анализ эффективности экспериментальной работы 48
3.3. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти
младших школьников 56
3.4. Технологическая карта внедрения результатов исследования
«Психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников» 61
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение
Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Понятие «память» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития памяти младших школьников 12
1.3. Теоретическое обоснование модели психолого-педагогического
сопровождения развития памяти младших школьников 17
Глава II. Организация и проведение исследования памяти младших школьников 27
2.1. Этапы, методы и методики исследования памяти младших
школьников 27
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 35
Глава III. Экспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников 41
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения развития
памяти младших школьников 41
3.2. Анализ эффективности экспериментальной работы 48
3.3. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти
младших школьников 56
3.4. Технологическая карта внедрения результатов исследования
«Психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников» 61
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение
Важную роль в жизни человека играет такой психический процесс, как память. Представления об окружающем мире, впечатления, переживания, знания оставляют в психике определенный след, сохраняются и закрепляются, при необходимости воспроизводятся или забываются. Этот феномен в психологии называется памятью.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что память формируется в процессе онтогенеза с раннего детства. На протяжении всего процесса формирования личности ребенка процессы памяти развиваются, механическая память постепенно замещается логической, совершенствуются процессы памяти, формируются мнемические способности. Со временем непроизвольная память становится произвольной.
Роль памяти в процессе развития и обучения очень велика. Значительно нагрузка на память возрастает в младшем школьном возрасте, так как в этот период ребенок начинает учиться в школе, осваивает различные учебные предметы, которые во многом ориентированы на запоминание большого объема информации. Дети учатся приемам логического запоминания, у них формируется зрительная и слуховая произвольная память.
Проблема развития памяти была освещена в работах А. Бине, П. Жане,
Э.Б. Титченер, Г. Эббингауз и другие авторы. Свой вклад в изучение детской памяти внесли отечественные ученые Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.В. Черемошкина и другие авторы. В этих исследованиях отмечается, что большое значение имеет память в процессе развития познавательной сферы младших школьников. В практике школьного обучения необходимо уделять внимание развитию произвольной памяти, то есть, адекватных, рациональных приемов и способов запоминания.
Анализ современного состояния процесса развития памяти учащихся начальной школы обнаруживает противоречие между потребностью в проведении работы по психолого-педагогическому сопровождению развития памяти младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе. Актуальность, недостаточная разработанность проблемы исследования и ее практическая значимость определили тему выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников».
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка программы психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников.
Объект исследования - развитие памяти младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень развития памяти младших школьников повысится при проведении программы психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «память» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.
3. Разработать модель психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников.
4. Определить этапы, методы и методики исследования памяти младших школьников.
5. Провести анализ результатов констатирующего этапа исследования.
6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников.
7. Проанализировать результаты формирующего этапа исследования
8. Составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы, целеполагание, моделирование); эмпирические (тестирование, эксперимент); методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
- методика изучения процесса узнавания «Узнай фигуры» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной зрительной памяти «Запомни рисунки» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной слуховой памяти «Запомни цифры» (Р.С. Немов);
- методика изучения процесса заучивания «Выучи слова» (Р.С. Немов).
Экспериментальная база исследования: МАОУ СОШ №67 г. Челябинска, 1 «б» класс, 20 учащихся.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что память формируется в процессе онтогенеза с раннего детства. На протяжении всего процесса формирования личности ребенка процессы памяти развиваются, механическая память постепенно замещается логической, совершенствуются процессы памяти, формируются мнемические способности. Со временем непроизвольная память становится произвольной.
Роль памяти в процессе развития и обучения очень велика. Значительно нагрузка на память возрастает в младшем школьном возрасте, так как в этот период ребенок начинает учиться в школе, осваивает различные учебные предметы, которые во многом ориентированы на запоминание большого объема информации. Дети учатся приемам логического запоминания, у них формируется зрительная и слуховая произвольная память.
Проблема развития памяти была освещена в работах А. Бине, П. Жане,
Э.Б. Титченер, Г. Эббингауз и другие авторы. Свой вклад в изучение детской памяти внесли отечественные ученые Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.В. Черемошкина и другие авторы. В этих исследованиях отмечается, что большое значение имеет память в процессе развития познавательной сферы младших школьников. В практике школьного обучения необходимо уделять внимание развитию произвольной памяти, то есть, адекватных, рациональных приемов и способов запоминания.
Анализ современного состояния процесса развития памяти учащихся начальной школы обнаруживает противоречие между потребностью в проведении работы по психолого-педагогическому сопровождению развития памяти младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе. Актуальность, недостаточная разработанность проблемы исследования и ее практическая значимость определили тему выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников».
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка программы психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников.
Объект исследования - развитие памяти младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень развития памяти младших школьников повысится при проведении программы психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «память» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.
3. Разработать модель психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников.
4. Определить этапы, методы и методики исследования памяти младших школьников.
5. Провести анализ результатов констатирующего этапа исследования.
6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников.
7. Проанализировать результаты формирующего этапа исследования
8. Составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы, целеполагание, моделирование); эмпирические (тестирование, эксперимент); методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
- методика изучения процесса узнавания «Узнай фигуры» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной зрительной памяти «Запомни рисунки» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной слуховой памяти «Запомни цифры» (Р.С. Немов);
- методика изучения процесса заучивания «Выучи слова» (Р.С. Немов).
Экспериментальная база исследования: МАОУ СОШ №67 г. Челябинска, 1 «б» класс, 20 учащихся.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. На основе учебной деятельности в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических новообразования - произвольность психических процессов и внутренний план действий. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения.
Для развития памяти младших школьников необходимо целенаправленная, систематическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения. В контексте разработанной модели была разработана программа психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников. В структуре модели мы выделили несколько структурных блоков (целевой, диагностический, коррекционный, аналитический, результативный).
Исследование памяти младших школьников осуществлялось на базе МАОУ СОШ №67 г. Челябинска. В соответствии с темой исследования выборка состоит из категории детей младшего школьного возраста. Исследование проведено в первом классе школы, возраст учащихся - 7 лет, количество учащихся в классе - 10 человек. Из них 12 девочек и 8 мальчиков.
По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей память сформирована на среднем и низком уровнях. Особенно низкие показатели имеют процессы узнавания и запоминания, более высокие показатели получены при диагностике объема кратковременной зрительной памяти. Полученные результаты показывают, что процессы памяти у младших школьников сформированы недостаточно, у большинства детей память образная, непроизвольная. У детей не сформированы приемы логического запоминания. Объект их кратковременной памяти ограничен, особенно слуховой памяти.
Программа рассчитана на 12 занятий по 40 минут. Занятия проводились два раза в неделю на протяжении шести недель. По своей структуре занятие делилось на вводную, основную и заключительную части. Задачей вводной части являлось создание у учащихся определённого продолжительного эмоционального фона. Также на данном этапе урока учащимся говорилось о целях данного занятия.
Задания для основной части занятия подбирались с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта проводилось неоднократное выполнение заданий. Реализован принцип «спирали», возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части занятия состояла в подведении итогов, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являлись ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном занятии.
На контрольном этапе экспериментальной работы проведена повторная диагностика уровня развития памяти детей младшего школьного возраста. Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста повысился уровень развития памяти. Все это доказывает эффективность проведенной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Для развития памяти младших школьников необходимо целенаправленная, систематическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения. В контексте разработанной модели была разработана программа психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников. В структуре модели мы выделили несколько структурных блоков (целевой, диагностический, коррекционный, аналитический, результативный).
Исследование памяти младших школьников осуществлялось на базе МАОУ СОШ №67 г. Челябинска. В соответствии с темой исследования выборка состоит из категории детей младшего школьного возраста. Исследование проведено в первом классе школы, возраст учащихся - 7 лет, количество учащихся в классе - 10 человек. Из них 12 девочек и 8 мальчиков.
По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей память сформирована на среднем и низком уровнях. Особенно низкие показатели имеют процессы узнавания и запоминания, более высокие показатели получены при диагностике объема кратковременной зрительной памяти. Полученные результаты показывают, что процессы памяти у младших школьников сформированы недостаточно, у большинства детей память образная, непроизвольная. У детей не сформированы приемы логического запоминания. Объект их кратковременной памяти ограничен, особенно слуховой памяти.
Программа рассчитана на 12 занятий по 40 минут. Занятия проводились два раза в неделю на протяжении шести недель. По своей структуре занятие делилось на вводную, основную и заключительную части. Задачей вводной части являлось создание у учащихся определённого продолжительного эмоционального фона. Также на данном этапе урока учащимся говорилось о целях данного занятия.
Задания для основной части занятия подбирались с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта проводилось неоднократное выполнение заданий. Реализован принцип «спирали», возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части занятия состояла в подведении итогов, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являлись ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном занятии.
На контрольном этапе экспериментальной работы проведена повторная диагностика уровня развития памяти детей младшего школьного возраста. Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста повысился уровень развития памяти. Все это доказывает эффективность проведенной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая коррекция свойств памяти младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Изучение особенности развития памяти у младших школьников (Современные образовательные технологии индивидуализации и социализации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с синдромом Дауна
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



