Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Понятие «память» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития памяти младших школьников 12
1.3. Теоретическое обоснование модели психолого-педагогического
сопровождения развития памяти младших школьников 17
Глава II. Организация и проведение исследования памяти младших школьников 27
2.1. Этапы, методы и методики исследования памяти младших
школьников 27
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 35
Глава III. Экспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников 41
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения развития
памяти младших школьников 41
3.2. Анализ эффективности экспериментальной работы 48
3.3. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти
младших школьников 56
3.4. Технологическая карта внедрения результатов исследования
«Психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников» 61
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение
Важную роль в жизни человека играет такой психический процесс, как память. Представления об окружающем мире, впечатления, переживания, знания оставляют в психике определенный след, сохраняются и закрепляются, при необходимости воспроизводятся или забываются. Этот феномен в психологии называется памятью.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что память формируется в процессе онтогенеза с раннего детства. На протяжении всего процесса формирования личности ребенка процессы памяти развиваются, механическая память постепенно замещается логической, совершенствуются процессы памяти, формируются мнемические способности. Со временем непроизвольная память становится произвольной.
Роль памяти в процессе развития и обучения очень велика. Значительно нагрузка на память возрастает в младшем школьном возрасте, так как в этот период ребенок начинает учиться в школе, осваивает различные учебные предметы, которые во многом ориентированы на запоминание большого объема информации. Дети учатся приемам логического запоминания, у них формируется зрительная и слуховая произвольная память.
Проблема развития памяти была освещена в работах А. Бине, П. Жане,
Э.Б. Титченер, Г. Эббингауз и другие авторы. Свой вклад в изучение детской памяти внесли отечественные ученые Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.В. Черемошкина и другие авторы. В этих исследованиях отмечается, что большое значение имеет память в процессе развития познавательной сферы младших школьников. В практике школьного обучения необходимо уделять внимание развитию произвольной памяти, то есть, адекватных, рациональных приемов и способов запоминания.
Анализ современного состояния процесса развития памяти учащихся начальной школы обнаруживает противоречие между потребностью в проведении работы по психолого-педагогическому сопровождению развития памяти младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе. Актуальность, недостаточная разработанность проблемы исследования и ее практическая значимость определили тему выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников».
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка программы психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников.
Объект исследования - развитие памяти младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень развития памяти младших школьников повысится при проведении программы психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «память» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.
3. Разработать модель психолого-педагогическое сопровождение развития памяти младших школьников.
4. Определить этапы, методы и методики исследования памяти младших школьников.
5. Провести анализ результатов констатирующего этапа исследования.
6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников.
7. Проанализировать результаты формирующего этапа исследования
8. Составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы, целеполагание, моделирование); эмпирические (тестирование, эксперимент); методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
- методика изучения процесса узнавания «Узнай фигуры» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной зрительной памяти «Запомни рисунки» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной слуховой памяти «Запомни цифры» (Р.С. Немов);
- методика изучения процесса заучивания «Выучи слова» (Р.С. Немов).
Экспериментальная база исследования: МАОУ СОШ №67 г. Челябинска, 1 «б» класс, 20 учащихся.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. На основе учебной деятельности в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических новообразования - произвольность психических процессов и внутренний план действий. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения.
Для развития памяти младших школьников необходимо целенаправленная, систематическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения. В контексте разработанной модели была разработана программа психолого-педагогического сопровождения развития памяти младших школьников. В структуре модели мы выделили несколько структурных блоков (целевой, диагностический, коррекционный, аналитический, результативный).
Исследование памяти младших школьников осуществлялось на базе МАОУ СОШ №67 г. Челябинска. В соответствии с темой исследования выборка состоит из категории детей младшего школьного возраста. Исследование проведено в первом классе школы, возраст учащихся - 7 лет, количество учащихся в классе - 10 человек. Из них 12 девочек и 8 мальчиков.
По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей память сформирована на среднем и низком уровнях. Особенно низкие показатели имеют процессы узнавания и запоминания, более высокие показатели получены при диагностике объема кратковременной зрительной памяти. Полученные результаты показывают, что процессы памяти у младших школьников сформированы недостаточно, у большинства детей память образная, непроизвольная. У детей не сформированы приемы логического запоминания. Объект их кратковременной памяти ограничен, особенно слуховой памяти.
Программа рассчитана на 12 занятий по 40 минут. Занятия проводились два раза в неделю на протяжении шести недель. По своей структуре занятие делилось на вводную, основную и заключительную части. Задачей вводной части являлось создание у учащихся определённого продолжительного эмоционального фона. Также на данном этапе урока учащимся говорилось о целях данного занятия.
Задания для основной части занятия подбирались с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта проводилось неоднократное выполнение заданий. Реализован принцип «спирали», возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части занятия состояла в подведении итогов, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являлись ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном занятии.
На контрольном этапе экспериментальной работы проведена повторная диагностика уровня развития памяти детей младшего школьного возраста. Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста повысился уровень развития памяти. Все это доказывает эффективность проведенной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / под ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. - М.: Прогресс, 2014. - 528 с.
2. Байзулинова, Г.Х. Мнемотехника в учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Г.Х. Байзулинова // Ступень в педагогическую науку. - М., 2017. - С. 32-35.
3. Битянова, М.Р. Организация психологической службы школы / М.Р. Битянова. - М.: Литера, 2015. - 360 с.
4. Брагина, С.Б. Программа креативных занятий по развитию памяти и изучению русского языка / С.Б. Брагина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 38. - С. 16-20.
5. Букреева, А.А. Коррекция памяти младших школьников / А.А. Букреева // Научно-методический электронный журнал Концепт. -
2015. - № S2. - С. 121-125.
6. Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов / А.Н. Булыко. - М.: Мартин, 2015. - 848 с.
7. Венгер, Л.А. Психология развития: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Л.А. Венгер; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2015. - 176 с.
8. Винокурова, С.Н. Развитие памяти у младших школьников на уроках русского языка посредством словарной работы / С.Н. Винокурова, В.П. Марфусалова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - Т. 6. - С. 104-107.
9. Возрастные и индивидуальные различия памяти / под ред. А.А. Смирнова. - М.: Литера, 2013. - 329 с.
10. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс,
2016. - 1008 с.
11. Гнездилов, Г.В. Возрастная психология и психология развития:
учебное пособие / Г.В. Гнездилов, А.Б. Курдюмов, Е.А. Кокорева; отв. ред. Р.В. Ершова. - М.: Изд-во Современного гуманитарного
университета, 2013. - 204 с.
12. Головина, Е.С. Индивидуальные особенности памяти младшего школьника / Е.С. Головина // Молодой ученый. - 2017. - № 10-1 (144). - С. 18-22.
13. Гольева, Г.Ю. Целеполагание психолого-педагогического
сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста / Г.Ю. Гольева, Н.А. Суровец // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - Т. 44. - С. 88-94.
14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4-х томах. - Т.4. - М.: Аст, 2014. - 921 с.
15. Долгова, В.И. Взаимосвязь видов памяти и свойств внимания младших школьников / В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская // Культура и образование: от теории к практике. - 2016. - Т. 1. - С. 58-64.
16. Долгова, В.И. Влияние уровня развития памяти на успеваемость младших школьников / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, О.В. Веселова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 36-40.
17. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. - М.: Перо, 2015. - 200 с.
18. Дурова, Н.В. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе / Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Школа-пресс, 2015. - 218 с.
19. Елисеева, В.В. Психологические особенности младшего школьного возраста / В.В. Елисеева, А.А. Филиппова, А.А. Мирошниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 4 (9). - С. 352-353.
20. Емельянова, Е.С. Разработка тренажера для диагностики и развития памяти / Е.С. Емельянова, Ж.А. Шепелева, В.В. Ефремов // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 4 (10). - С. 25-26.
21. Ефремов, В.В. Разработка развивающей игры для тренировки памяти и внимания / В.В. Ефремов, Е.А. Игнатенко, Ж.А. Шепелева // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. - Уфа, 2016. - С. 80-82.
22. Ефремова, К.О. Использование дидактических игр как средство развития произвольной памяти / К.О. Ефремова // Организация развития мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: теория и практика. - Киров: Радуга-пресс, 2016. - С. 265-267.
23.Захарюта, Н.В. Память в контексте культурно-исторической концепции психического развития / Н.В. Захарюта // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 4. - С. 76-80.
24.Зимин, О.А. К вопросу о развитии памяти / О.А. Зимин // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2015. - № 18. - С. 39-45.
25. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной
психологии / Т.П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
26. Казанцева, В.А. Стихотворение как средство развития памяти младших школьников на уроках литературного чтения / В.А. Казанцева, Н.В. Ежова // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. - 2016. - № 1 (2). - С. 55-58.
27. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2012. - 160 с.
28. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2014. - 176 с.
29. Кольберг, Н.А. Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ / Н.А. Кольберг // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (136). - С. 597-602.
30. Кравцова, А.А. Соотношение произвольного и непроизвольного
запоминания разного вида материала у детей младшего школьного возраста / А.А. Кравцова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2013. - Т. 4. № 2. - С. 17-20.
31. Краткий психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 320 с.
32. Кузнецова, С.В. Развиваем детскую память / С.В. Кузнецова, Е.А. Терских. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 320 с.
33. Кулеш, Е.В. Приемы мнемотехники как средство развития памяти младшего школьника в насыщенной информационно-образовательной среде / Е.В. Кулеш, Е.М. Авученкова // Психология обучения. - 2014. - № 10. - С. 31-35.
34. Лебедь, Е.В. Программа креативного занятия по развитию памяти у младших школьников «Цифры превращаются» / Е.В. Лебедь // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - Т. 28. - С. 56-61.
35. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2015. - 410 с.
36. Локтева, И.В. Технологии развития памяти и их применение в педагогической практике / И.В. Локтева // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 4 (4). - С. 173-175.
37. Ломакина, Д.А. Развитие смысловой памяти у детей младшего школьного возраста / Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская, В.В. Виноградов // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. - 2016. - № 1. - С. 21-23.
38. Лукоянова, К.В. Память, ее роль и развитие в процессе трудовой деятельности / К.В. Лукоянова // Управление человеческими ресурсами. - 2012. - № 1 (1). - С. 45-50.
39. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2012. - 319 с.
40. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. - М.: МПСИ,
2011. - 287 с.
41. Матюшкин, И.Ю. Как развить хорошую память / И.Ю. Матюшкин. - М.: Литера, 2012. - 168 с.
42. Меньщикова, С.А. Развитие памяти учащихся в личностно-ориентированном образовании / С.А. Меньщикова, С.В. Сидоров // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 19. - С. 56-58.
43. Михайлова, В.С. Развитие слухового вида памяти у первоклассников / В.С. Михайлова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 10. - С. 61-65.
44. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. - 352 с.
45. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2014. - 632 с.
46.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 2013. - 944 с.
47. Полтавская, Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е.А. Полтавская // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № S2. - С. 61-65.
48. Полянская, Е.Н. Особенности видов памяти детей младшего школьного возраста / Е.Н. Полянская, А.С. Григорьевская // Акмеология. - 2014. - № S3-4. - С. 137-141.
49. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Литера, 2014. - 184 с.
50. Развиваем память. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / сост. С. Гаврина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинин. - М.: Речь, 2013. - 34 с.
51. Развитие и тренировка памяти. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 147 с.
52. Рзаева, Т.Ш. Развитие и улучшение памяти / Т.Ш. Рзаева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2013. - Т. 3. - № 2. - С. 460.
53. Рогов, Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. - М.: Речь, 2014. - 480 с.
54. Родионова, А.С. Психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего школьного возраста / А.С. Родионова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 10. - С. 106¬110.
55. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
56. Савельев, А.Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования / А.Е. Савельев // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2012. - № 2 (16). - С. 88-92.
57. Салагор, А.Г. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста / А.Г. Салагор, А.С. Москвина // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 7-6. - С. 106-110.
58. Семенова, Е.А. Особенности развития памяти средствами дидактических игр в младшем школьном возрасте / Е.А. Семенова, Е.В. Сидорина // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 7. № 11. - С. 131¬133.
59. Сидоренко, А.В. Особенности психического развития младших школьников / А.В. Сидоренко // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 2 (8). - С. 142-144.
60. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2014. - 350 с.
61. Сонько, А.Н. Приемы продуктивного запоминания стихотворений младшими школьниками / А.Н. Сонько, Г.Б. Мардиросова // Путь науки. - 2015. - № 11 (21). - С. 164-166.
62. Справочник по психологии и психотерапии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2014. - 896 с.
63. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 480 с.
64. Тимошенко, Т.В. Роль памяти в развитии детей / Т.В. Тимошенко, С.Ю. Васильева, Н.А. Алифанова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 1 (3). - С. 240-242.
65. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
66. Фахрутдинова, Р.А. Развитие памяти одаренных школьников на младшем этапе обучения (на материале экспериментального исследования) / Р.А. Фахрутдинова, Р.А. Ахмадуллина // Филология и культура. - 2014. - № 3 (37). - С. 288-294.
67. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ / сост. А.А. Кельцева. - М.: Эксмо, 2014. - 787 с.
68. Флейман, В.Д. Музыкальная память: процесс и развитие / В.Д. Флейман. Смоленск, 2014. - 55 с.
69.Чебучева, Е.В. Дидактическая игра как средство развития мнемических характеристик в младшем школьном возрасте / Е.В. Чебучева, Е.В. Качалова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - Т. 3. № 2. - С. 30-35.
70. Черемошкина, Л.В. Психология памяти: учеб. пособие / Л.В.
Черемошкина. - М.: Академия, 2014. - 368 с.
71.Чуприкова, Н.И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека / Н.И. Чуприкова // Мир психологии. - 2015. - № 2. - С. 15-22.
72.Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2015. - 734 с.
73.Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2014. - 384 с.