ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
1.1. Проблема развития творческой личности детей в условиях
современного образования
1.2. Воспитательные функции народного художественного творчества
1.3. Технологии развития творческого потенциала детей средствами народного художественного творчества
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Организация учебно-воспитательного процесса в кружке изобразительного творчества «ФантазиЯ» на базе дворового
клуба «Эдельвейс» г. Рудного
2.2. Нестандартные техники рисования как средство развития креативных качеств личности обучающихся
2.3. Диагностика творческих способностей в изобразительной деятельности детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической жизни нашей страны и всего мирового сообщества требуют наличия не просто образованных специалистов, владеющих знаниями и технологиями в тех или иных областях, а людей креативных, предприимчивых, инициативных, самостоятельных, конкурентоспособных. Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения. Иначе говоря, проявлять творческий подход. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.
Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве. Поэтому воспитание творческой личности является одной из актуальных задач системы образования.
Главным помощником педагога в деле творческого развития личности ребенка становится сегодня искусство. По своей способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не существует ни одна область человеческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего возраста создать каждому ребенку широкое поле для реализации его фантазии, детской непосредственности, способности интуитивно делать свои маленькие открытия.
В современных условиях широкие возможности для развития творческой личности учащихся предоставляют учреждения дополнительного образования детей, а именно кружки народного художественного творчества.
Народное творчество включает в себя огромное количество жанров. Это богатство любого этноса, это громадный пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Народное творчество присутствует в жизни человека повсеместно. Во все времена люди украшали резьбой домашнюю утварь, расшивали орнаментами одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умение, но и свою душу, свои надежды, мечты, радости и печали.
Сегодня наблюдается повышенный интерес к народной традиционной культуре и народному творчеству. В многочисленных кружках, студиях, школах дети занимаются декоративно-прикладным искусством. Подобные занятия отвечают интересам ребят, расширяют их знания и способствуют развитию творческих способностей.
Взяв в руки кисть, сделав первые узоры или расшивая национальный головной убор или мягкую игрушку, ребенок испытывает радость, изумление. Тем самым он становится участником увлекательного процесса творчества. Успехи в изготовлении различных изделий также способствуют появлению у детей уверенности в своих силах. Они становятся более решительными, способными справляться с трудностями. Это делает народное искусство универсальным средством социализации, средством усвоения социальных и нравственных ценностей.
Этим определяется актуальность темы «Развитие творческой личности детей средствами народного художественного творчества».
Цель - раскрыть сущность проблемы развития творческой личности детей в условиях дополнительного образования и отразить возможные пути ее решения средствами народного художественного творчества.
Объект исследования: народное художественное творчество как средство воспитания.
Предмет исследования: формы и методы развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психологической, педагогической, культурологической и научно-методической литературе.
2. Выявить роль народного художественного творчества в воспитании детей.
3. Раскрыть сущность творчества и творческой личности.
4. Показать технологии развития творческого потенциала личности средствами народного художественного творчества.
5. Разработать структуру креативного занятия по развитию
творческой личности в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза: процесс развития творческого потенциала детей
средствами народного художественного творчества будет более эффективным при
1) включение ребенка в активную творческую деятельность;
2) использовании на занятиях комплекса традиционных и инновационных форм и методов обучения.
База практического исследования: детский дворовый клуб «Эдельвейс», кружок изобразительного искусства «ФантазиЯ» (г. Рудный).
Методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных культурологов, этнологов, педагогов.
Различные аспекты художественного воспитания и творческого развития подрастающих поколений рассматривались в философских трудах Я.А. Коменского, И. Канта, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. Существенную роль в исследовании данной проблемы сыграли труды психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Зеньковского и др., отражающие гуманистические подходы к воспитанию и развитию личности.
В сфере педагогической науки к данной проблеме обращались Р.С. Немов, Б.М. Теплов, Я. Полонский, А.Я. Пономарев, раскрывшие вопросы творчества и развития творческих способностей детей.
В разработку проблем воспитания средствами искусства внесли свой вклад А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Д.Б. Кабалевский, С.Т. Шацкий и др.
В трудах российских ученых А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова раскрываются общие вопросы комплексного изучения традиционной культуры народа, излагаются варианты ее использования в современном педагогическом процессе, затрагиваются аспекты повышения роли народного творчества в культурно-досуговых учреждениях.
В процессе исследования мы также использовали законодательные, директивные, нормативные и программно-методические документы, энциклопедическую и справочную литературу, диссертации и монографии по рассматриваемой проблеме.
Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, беседы с детьми, родителями, педагогами.
Структура исследования: введение, заключение, две главы, список литературы, приложение.
В условиях модернизации казахстанской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности. Это связано, прежде всего, с принципиально новыми функциями художественного и эстетического воспитания, с переориентацией целевых установок. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире. Этим целям созвучна природа творческого развития личности ребенка.
Среди многообразия современных типов школ: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением естественно-математического и гуманитарного циклов выделяются учреждения, специализация которых непосредственно направлена на развитие творческих способностей детей. Речь идет об учреждениях дополнительного образования детей.
Заполнение свободного времени детей образовательным содержанием, обеспечение группового общения по интересам, отвлечение от бездумного времяпрепровождения «на улице» - таков социальный и педагогический фон развития современных детей и дворовых клубов.
Работая с детьми, наблюдая за ними в процессе занятий, мы убедились, что у детей есть существенное преимущество перед взрослыми - они не знают слов «нет», «нельзя», «невозможно». Они быстрее адаптируются ко всем изменениям, усваивают новую информацию, смело принимаются за что-то незнакомое, воплощают в жизнь свои идеи, не боясь экспериментировать, пробовать что-то новое, познавать мир во всей его красе и со всеми его возможностями. В своих рисунках дети могут сколько угодно выходить за рамки без всяких ограничений, забывая о своих страхах, создавая каждый раз что-то новое и получая при этом огромное удовольствие.
Каждому ребенку необходимо создать широкое поле для реализации его фантазии, детской непосредственности, способности интуитивно делать маленькие открытия. Помогают в этом нетрадиционные техники изобразительного творчества: коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии.
Ни для кого не секрет, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как преподаватель дает не готовый образец работы, а показывает лишь способ его выполнения нетрадиционным способом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность и внимание, способствуют проявлению инициативы и самостоятельности, выражению индивидуальности. Познавая разные способы изображения, школьники не только приобретают ручные умения и навыки, но и учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным.
Таким образом, мир творчества не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации. Поэтому уже с раннего детства нужно развивать творческие способности ребенка.
1. Аванесов, В.С. Социологические тесты. М., 1982 г
2. Альтшуллер, Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизнь, стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994, стр. 3-9.
3. Батурина, Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов. - М.: Школьная пресса, 2003 - 144 с.
4. Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках [Текст]/ М.Э.Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. - 2005. - № 5-6. -С.14-15.
5. Ветлугина, Н.А. Развитие художественного творчества детей [Текст]/ Н.А.Ветлугина // Художественное творчество и ребенок: Монография /- М.: Педагогика, 2002. - С.37-50.
6. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие младших школьников: Учебное пособие [Текст] /В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997 - 96 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. - М.: АСТ, 2008 г. - 671 с.
9. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов/ Под ред.: В.А. Якунина, В.В. Серикова. - СПб.: Речь, 2005. - 318с.
10. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология»/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 160с.
11. Гросул Н.В. Детская одаренность в изобразительном
творчестве. Изобразительное искусство в школе. 2008. №4. с. 22-28
12. Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.- С.14-15.
13. Жуганов, А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. - 2-е изд., доп. - Л.: Наука, 1991 г. - 141 с.
14. Зиновкина, М.М., Утёмов В.В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL:http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
15. Зиновкина, М.М., Гареев Р.Т. Творческое воображение и фантазия (Методы развития). Модульно-кодовое учебное пособие. Изд-во Европейской Академии Естественных наук «ИЦС «Ресурс», 2006. - 117 с.
16. Игнатова, И.Б. Коллектив художественного творчества: проблема педагогического руководства: учебное пособие / И.Б. Игнатова, С.М. Малакуцкая: Упр. культ. Белгородской обл.- Белгород: БГИКИ, 2006. - 163с. - Библиогр.: с.156-162.
17. Ильенков, Э.В. Личность и творчество./Э.В. Ильенков.- М.:Языки русской культуры, 2002. - 272 с.
18. Кандыбей, П.Н. Игровое моделирование урока
изобразительного искусства в системе дополнительного образования. // Композиционное мышление как основа профессионального обучения в сфере культуры: материалы Всерос. науч.-практической конференции. Краснояр. гос. худож. ин-т. - Красноярск: ИД Класс Плюс, 2012. с. 238-240.
19. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учебное пособие для студентов культ. просвет. фак. вузов культуры и искусств/ А.С. Каргин.- М.: Просвещение, 1984. - 224с.
20. Козлов, В.В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души. - М.: Гала-издательство, 2009. - 45 с.
21. Коротов, В.М. Развитие воспитательных функций коллектива: проблемы общей методики воспитательного процесса/ В.М. Коротов. - М.: Педагогика. 2004. - 280с.
22. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
23. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студ. пед. вузов/ Под ред.: М.В. Булановой-Топорковой, А.П. Кушнарева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 510с.
24. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 236 с.
25. Левицкая, И. Б. Развитие креативности школьников / И. Б. Левицкая, С. К. Турчак. - М.: Педагогика, 2007
26. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - с. 149-152.
27. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность с детьми: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
28. Макарова, Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002.
29. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе. Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.
30. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика»/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд. - М.: Педагогическое о-во России, 2004. - 480с.
31. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
32. Мелик-Пашаев, А.А., Ступеньки к творчеству. / А.А Мелик-
Пашаев., З.Н. Новлянская .- 2-е изд.,испр. и доп.- М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012.-159 с.
33. Мурашковска, И.Н. Формирование творческой личности как проблема содержания образования. // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: тезисы докл. VII междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск: ИИЦ “ТРИЗ-инфо”, 2004. - с. 23-38.
34. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В 3-х кн: 4-е изд. - Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
35. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб.: КАРО, 2008. - 96с.
36. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
37. Поль Вайнцвайг. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.
38. Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. - М.: АСТ, 2002 г. - 352 с.
39. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М: Академия, 1996.
40. Степанова, Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
41. Страунинг, А.М. Развитие творческого воображения школьников на занятиях по изобразительной деятельности.
42. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. С. - Пб. 2002
43. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.- Пб. 2002.
44. Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. - М.: Академический Проект, 2004.- 144 с.- (Руководство практического психолога).
45. Утёмов, В.В. Развитие креативности учащихся основной школы: Решая задачи открытого типа: Монография. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 186 с.
46. Шаповалова, Н.Г. Метод проектов: практика применения. // Начальная школа плюс. До и После. 2007. № 9. с.1-7.