Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПО 6
1.1. Понятие творческих способностей в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Формы и методы развития творческих способностей студентов СПО 13
1.3. Развитие творческих способностей студентов СПО в процессе изучения профессионального модуля 18
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ И ТОРГОВЛИ» 28
2.1. Выявление уровня развития творческих способностей студентов колледжа ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» 28
2.2. Программа развития творческих способностей студентов СПО в процессе изучения профессионального модуля ПМ.07. «Осуществление процесса приготовления простой и основной кулинарной продукции» 33
2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов СПО .51
Вывод по 2 главе 57
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая — исполнительская — может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется.
Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку — нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Но как это сделать? Можно ли научить творчеству? Какие условия необходимы для раскрытия творческого потенциала личности? Эти вопросы волнуют человеческую цивилизацию на всем протяжении ее существования.
Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных постулатов, ни ясно очерченного предмета исследования, ни методики. Но сейчас эта тема из разряда отвлеченных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. Более того, изучение творческой деятельности приобретает прикладное значение
В настоящее время задача развития творческих способностей основной массы студентов является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи студентам преимущественно готовых знаний на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.
Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Поэтому необходимо, как говорил К.Д. Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта - сама жизнь».
Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от преподавателя к студенту.
Актуальность исследования определяется реалиями времени, тем, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В соответствии с выявленной актуальностью исследования, нами была сформулирована его тема «Развитие творческих способностей студентов при изучении профессионального модуля в профессиональной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически изучить проблему развития творческих способностей и разработать программу их развития в процессе изучения профессионального модуля.
Объект исследования: творческие способности студентов СПО
Предмет исследования: развитие творческих способностей у СПО в процессе изучения профессионального модуля.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы развития творческих способностей.
2. Осуществить теоретический анализ проблемы диагностики творческого потенциала подростков в психологической литературе. Проанализировать представления об условиях их развития.
3. Разработать, апробировать и экспериментальным путем подтвердить эффективность программы развития творческих способностей студентов СПО в процессе изучения профессионального модуля ПМ.07. «Осуществление процесса приготовления простой и основной кулинарной продукции».
4. Разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов СПО.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) Общелогические (анализ, синтез, сравнение, обобщение использованных источников).
Теоретико-методологические основы составили исследования по проблеме развития творческих способностей студентов отраженью в трудах Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, С.Л. Рубинштейна, А.
Практическая значимость работы заключается в попытке использовать комплекс заданий по развитию творческих способностей подростков через понятие и изучение творческого мышления, которое благоприятно воздействует на формирование творческой личности.
База исследования: ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», учебный корпус (учебный корпус №2): 454014, г. Челябинск ул. Ворошилова 16. В исследовании приняли участие 29 человек, 11 девушек и 18 юношей, обучающихся на первом курсе в группе ПК- 108 направление подготовки: 43.01.09 «Повар кондитер».
В исследовании принимало участие 29 человек, 11 девушек и 18 юношей.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Тема данной работы - изучение развития творческих способностей студентов колледжа - для меня, как будущего преподавателя, оказалась очень интересной и значимой.
Одним из важных путей развития творческих способностей и эффективной
подготовки будущего повара является целенаправленное обучение студентов правильному приготовлению блюд, их оформлению и подаче. В процессе практического усвоения знаний, умений и навыков студенты колледжа учатся видеть окружающую действительность с особенностями их будущей профессии.
Поэтому развитие творческих способностей у обучающихся в настоящее время встаёт на передний план.
Целью нашего исследования было изучить методики диагностики творческих способностей, выявить основные психологические условия развития творческих способностей подростков.
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы были реализованы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы развития творческих способностей.
Входе изучения теоретических основ развития творческих способностей и анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что понятие творческих способностей трактуется по-разному. Прислушиваясь к определению Б.М. Теплова, можно считать, что возможно рассматривать творчество как способность видеть проблему не так как ее видят другие, ассоциировать понятия, действительность целиком, включать новые знания.
Таким образом, развитие творческих способностей - это специально организованный, целенаправленный и системный процесс, результатом которого будут являться основательные сдвиги в показателях уровня развития составляющих творческого мышления: интеллектуальной сфере творчества (беглость, гибкость, оригинальность и точность мышления) и личностной сфере (комплексность, способность пойти на риск, воображение и любознательность) основанный на механизмах регуляции поисковой деятельности.
2. Осуществить теоретический анализ проблемы диагностики творческого потенциала подростков в психологической литературе. Проанализировать представления об условиях их развития.
После теоретического анализа проблемы диагностики творческого потенциала студентов в психологической литературе можно сделать вывод о том, что различные деятели педагогики и психологии считали, что творческие способности могут передаваться не только по наследству, но и были такие кто утверждал, что их могут развить только те люди, кто обладает высоким интеллектом. Так мнению Е. Басина, творческими личностями не рождаются, а становятся.
Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя - продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности - это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.
3. Осуществить анализ подходов к разработке программ развития креативности и творческого потенциала, исследовать и обобщить принципы их построения и систему реализуемых в них психологических условий.
Большое влияние на развитие творческих способностей оказывает определённая организация учебной творческой деятельности. Мы определили, что эффективному развитию творческих способностей студентов в учебном процессе способствует целесообразная организация учебной деятельности, позволяющая студентам колледжа поэтапно осваивать способы осуществления разнообразных видов деятельности.
Также в ходе работы было проведено тестирование, благодаря которому мы узнали уровень развития творческого потенциала у студентов колледжа.
Для повышения уровня развития творческих способностей была разработана программа дополнительных занятий в ходе изучения профессионального модуля. Данная программа помогает улучшить процесс развития творческих способностей студентов, благодаря упражнениям, которые она в себя включает. В содержание данной программы входит 6 занятий по 40 минут, и проводится она раз в неделю на протяжении всей преддипломной практики.
Таким образом, результаты выпускной квалификационной работы свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 280 с.
2. Байков, Ф. Я Ученье и творчество: Исслед. передового опыта работы учителей Псковск. обл. - Л.: Лениздат, 1979. - 149 с.
3. Берулава, М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования / М. Н. Берулава // Гуманитаризация образования № 1, 1998. - С. 14-24.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 320 с.
5. Вишнякова, Н. Ф. Рефлексивно-креативный подход к управлению творческим процессом / Н. Ф. Вишнякова // Гуманитаризация образования № 1, 1998. - С. 25-30.
6. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. - М.: Лантерна вита, 1995. - 150 с.
7. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 304 с.
8. Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
9. Пономарев, Я. А. Психология творчества. - М.: Издательство «Наука», 1976. - 302 с.
10. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд- во Акад. наук СССР. - 1959. - 354 с.
11. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы философии № 4, 1989. - С. 89-95.
12. Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики). - М.: Наука, 1968. - 272 с.
13. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии № 4, 1998. - С. 123-132.
14. Хуторской, А. В.Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
15. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997. - 314 с.
16. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М., 1990.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1976.
18. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М., 1974.
19. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб., 1999.
20. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - М.; Воронеж, 2002.
21. Мун, Л.П. Вы умнее, чем вы думаете / Л.П. Мун. - М., 1996.
22. Осинский, А.К. Психология самостоятельности / А.К. Осинский. - Нальчик, 1996.
23. Паустовский К. Золотая роза. - М., 2000. С. 21.
24. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / П.И. Пидкасистый. - М., 1998.
25. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М., 1986.
26. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / Я.А.
Пономарев. - М., 1960.
27. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.
Пономарев. - М., 1976.
29. Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 2013.
30. Никитин Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 2015.
31. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2012. - 416 с.
32. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М. : Большая Российская энцикл., 2013. - 528 с.
33. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления.- М., 2016.
34. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарёв // учеб. Пособие - Педагогика, 2016.-280с.
35. Психология. Словарь Под ред. А.В. Петровского - М.: Политиздат, .-494 с. 2015
36. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Межериков ; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 448 с.
37. Методические рекомендации по организации и проведения
конкурсов профессионального мастерства, проводимых в ходе декад по профессиям и специальностям. URL:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http://collegemg.ru/DswMedia/metodrekprofkon kursa.doc&name=metodrekprofkonkursa.doc&lang=ru&c=5723b841451c (дата обращения: 03.03.20).
38. Методические рекомендации по разработке и анализу уроков теоретического/производственного обучения для начинающих педагогов образовательных учреждений среднего профессионального образования. URL:https://docviewer.yandex.ru/?url=http://collegemg.ru/DswMedia/metodrekpr ofkonkursa.doc&name=metodrekprofkonkursa.doc&lang=ru&c=5723b841451c (дата обращения: 10.03.20).
39. Общая психология: Тексты: учеб. пособие: в 3-х т., Т. 2: Субъект деятельности, кн. 1 / под ред. Ю. Б. Дормашева, С. А. Капустина, В. В. Петухова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Когито-Центр, 2015. - 608 с. - ISBN 978-5-89353-380-4.
40. Основы творческо-конструкторской деятельности. URL: http://pandia.ru/text/77/488/53769-4.php(дата обращения: 20.11.15).
41. Природа и характеристика творчества. URL:
http://studopedia.ru/13_154260_priroda-i-harakteristika-tvorchestva.html (дата
обращения 20.03.20.).
42. Раковская О. В. Развитие творческой активности студентов средних профессиональных образовательных учреждений в логике учебного проекта: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / О. В. Раковская. - Москва, 2008. - 25 с.
43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 713 с. - ISBN 978-5-459-01141-8.
44. Сиротюк, А. С. Диагностика одаренности: учеб. пособие / А. С. Сиротюк. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 1229 с. - ISBN 978-5-4458-5324-4.
45. Трудности подростка 14-16 лет: стратегия преодоления для
родителей и педагогов. URL: http://psylist.net/pedagog/trud.htm(дата
обращения: 15.02.20).
46. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». URL: http://273-
фз.рф/obuchenie/moduli/professionalnoe-obrazovanie/7-04 (дата обращения: 06.12.19).
47. Золотов Р.А. Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда / Р.А. Золотов, Д.А. Слепнева // Молодой ученый. - 2018. - №37. - С. 129-131.
48. Кузнецова Т.Г. Профильно-дескрипторные методы и органолептическая оценка мясных продуктов / Т.Г. Кузнецова, А.А. Лазарев // Мясная индустрия. - 2016. № 5. - С. 28-33.
49. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 2015.
50. Львов М.Р. Школа творческого мышления. - М., 2015.
51. Петровский А.В. Психология личности. М., 2015.
52. Полуянов Д. Воображение и способности. М., 2015.
53. Ратушный А.С. Технология продукции общественного питания. В 2¬х т. Т.1 Физико-химические процессы, протекающие в пищевых продуктах при их кулинарной обработке. - М.: Мир, 2013.- 351 с.
54. Ипатова И.С. Современные интерактивные формы обучения в ракурсе традиционной риторики // Великие реки-2015: материалы XVII Междунар. науч.-промышлен. форума. Труды науч. конгресса в 3-х томах. - Т.
2. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. - С. 275-278.
55. Шумилкина М.Н., Дроздова Д.А. Кондитер: Учебное пособие. -изд. 4 е, перераб. И доп. -Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 318 с.