Правовое регулирование предпринимательских отношений в особых экономических зонах Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения об особых экономических зонах в Российской Федерации 12
§ 1. История развития законодательства об особых экономических зонах в Российской Федерации 12
§ 2. Система правового регулирования отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в особых экономических зонах 21
§ 3. Субъекты особых экономических зон 33
Глава 2. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в особых экономических зонах различного типа 55
§ 1. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в промышленно-производственных особых экономических зонах 55
§ 2. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в технико-внедренческих особых экономических зонах 62
§ 3. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в туристско-рекреационных особых экономических зонах 68
§ 4. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в портовых особых экономических зонах 71
Глава 3. Система льгот и преференций для субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах 76
§ 1. Публично-правовые льготы и преференции для субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах 76
§ 2. Частно-правовые и организационные льготы и преференции для субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах 91
Заключение 95
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Глава 1. Общие положения об особых экономических зонах в Российской Федерации 12
§ 1. История развития законодательства об особых экономических зонах в Российской Федерации 12
§ 2. Система правового регулирования отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в особых экономических зонах 21
§ 3. Субъекты особых экономических зон 33
Глава 2. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в особых экономических зонах различного типа 55
§ 1. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в промышленно-производственных особых экономических зонах 55
§ 2. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в технико-внедренческих особых экономических зонах 62
§ 3. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в туристско-рекреационных особых экономических зонах 68
§ 4. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в портовых особых экономических зонах 71
Глава 3. Система льгот и преференций для субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах 76
§ 1. Публично-правовые льготы и преференции для субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах 76
§ 2. Частно-правовые и организационные льготы и преференции для субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах 91
Заключение 95
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Одной из задач государства является развитие экономического и научного потенциала страны, экономики отдельных территорий и регионов, главным образом ориентированное на формирование предпринимательского потенциала, стимулирование развития наукоемких производств, внедрения новейших технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках. Все это способствует укреплению позиции страны на мировом рынке и модернизации традиционных отраслей экономики, и, как следствие, влияет на уровень благосостояния общества.
Между тем их развитие предполагает возложение значительной финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней, что обусловливает необходимость сотрудничества государства и бизнеса.
Уже в начале XX века Г.Ф. Шершеневич указывал на необходимость тесного сотрудничества государства и частного капитала, отмечая, что "государство нуждается в подрядчиках, поставщиках, перевозчиках, нанимателях и т.п. Чтобы привлечь их к выполнению того, в чем государство нуждается, без принуждения их, необходимо возбудить в них личный материальный интерес, который требует обеспечения" . Столетие спустя данные идеи нашли воплощение в институте свободных (особых) экономических зон.
В настоящее время свободные (особые) экономические (оффшорные) зоны получили широкое распространение в странах Европы, Персидского залива, а также в странах Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна.
Как показывает практика, такие зоны обусловили модернизацию экономики многих развивающихся стран, в частности, Китая, Малайзии, Мексики, Тайваня, Филиппин, Шри Ланки, Южной Кореи и т.д. К примеру, в Малайзии, являющейся крупным экспортером полупроводников, 90% продукции электронной промышленности создается на территории свободных экономических зон .
В России вопрос создания особых экономических зон стал актуален еще в 90-е годы XX века, что было обусловлено необходимостью ускорения экономических преобразований с целью перехода на рыночную экономику всех отраслей.
Изначально появились Свободные экономические зоны, модель создания которых в основном был скопирован у зарубежных стран. Однако, в вопросе создания таких зон недостаточно было простого обращения к имеющемуся зарубежному опыту.
Да, мы понимаем, что во все исторические периоды законодатели в своей деятельности в той или иной степени использовали юридический материал других стран и в наше время также, вряд ли было бы правильно игнорировать иностранный опыт.
Но не учитывать специфику российской экономики, недооценивать российский менталитет, все это опасно для процессов гармонизации, унификации национального законодательства.
Поэтому, в развитии особых (свободных) экономических зон России центральное место занимала проблема нормативно-правового регулирования. Безусловно, на процесс их организации повлияли такие негативные факторы, как:
становление рыночной системы в условиях системного кризиса;
подзаконный характер правового регулирования создания и функционирования ОЭЗ, существовавший до 2005 года, который не в полной мере обеспечивал надлежащий уровень правовой защиты инвестиций.
Вышеперечисленное, в свою очередь, обусловило
низкую результативность функционирования ОЭЗ.
Все же следует признать, что российским правительством особым экономическим зонам уделяется особое внимание, о чём свидетельствует динамичность развития законодательства в области создания и функционирования ОЭЗ. В связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» многие ранее выдвинутые положения подлежат новому осмыслению.
Казалось бы, с момента принятия Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", можно утверждать, что разработана адекватная, полноценная нормативно-правовая база, отвечающую потребностям сегодняшнего дня. Бесспорно, принятие специального закона огромный шаг к пути становления системы правового регулирования отношений в данной сфере. Но нельзя говорить о полном отсутствии правовых проблем, пробелов в законе, тем более при объявлении Счетной палатой России в 2017 году, что функционирование большинства особых экономических зон (ОЭЗ) за 11 лет своего существования не достигли уровня прогнозируемой эффективности.
Поэтому, в последнее время вновь активизировалась полемика, касающаяся дальнейшего существования и развития ОЭЗ в России. Причем порой по данному вопросу имеются абсолютно противоположные точки зрения. Это подчеркивает необходимость более глубокого исследования данного вопроса.
Таким образом, актуальность проведенного исследования обоснована необходимостью анализа правового регулирования предпринимательских отношений в особых экономических зонах, выявления существующих правовых проблем и изучения направлений совершенствования механизма правового регулирования предпринимательской деятельности в таких зонах.
Степень научной разработанности темы. Выбор темы диссертационного исследования обусловлен не только ее актуальностью, но и слабой научной разработанностью. В отечественной юридической литературе практически не освещены вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ современного периода.
Отдельные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ являются предметом исследования ряда отечественных авторов. Например, есть работы В. Л. Сурикова, С. Г. Овчинниковой, посвященные вопросам определения терминологии ОЭЗ; Д. Р. Арутюнова - по вопросам административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ.
Однако комплексный анализ правового регулирования
предпринимательских отношений в ОЭЗ Российской Федерации до настоящего времени не проводился. Единственная научная работа, которую можно отметить, диссертация Якимовой О.Е. , которая провела всеобъемлющий анализ по данной теме.
Между тем, отдавая должное названным авторам, нельзя не констатировать, что достигнутый уровень исследований не соответствует задачам сегодняшнего дня. Современные экономические условия требуют нового подхода к изучению особых экономических зон, нового осмысления опыта их функционирования, правового регулирования деятельности в таких зонах и выработки рекомендации по их эффективному использованию в отечественной экономике. В соответствии с этим были сформулированы цель и задачи исследования.
Цель работы заключается в формировании целостного представления о современном правовом регулировании в России предпринимательских отношений в особых экономических зонах и разработка предложений по совершенствованию законодательства в области ОЭЗ в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. определить историю развития законодательства об особых экономических зонах в Российской Федерации,
2. охарактеризовать систему правового регулирования отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в особых экономических зонах в Российской Федерации,
3. обозначить субъекты особых экономических зон,
4. проанализировать особенности осуществления предпринимательской
деятельности в особых экономических зонах различного типа: промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных,
портовых особых экономических зонах,
5. рассмотреть частноправовые и организационные льготы и преференции для субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах,
6. исследовать публично-правовые льготы и преференции для субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах.
Объект исследования составляют совокупность, регулируемых российским законодательством, общественных отношений, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность в особых экономических зонах, правоприменительной практики, а также из концептуальных взглядов правоведов.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких специалистов в области общей теории права, гражданского, предпринимательского, административного права, экономической теории, как: Шершеневич Г.Ф. , Алексеев С.С, Яковлев В.Ф., Новицкий И.Б, Овчинникова С. Г., Отнюкова Г.Д., Брызгалин А.В. , Вишняков В.Г. , Доронина Н.Г., Нешатаева Т.Н. , Сулейменов М.К., Швыдак Н.Г., и других. Отдельные проблемы, касающиеся правового регулирования предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, отражены в работах следующих авторов: В. Л. Сурикова, С. Г. Овчинниковой, Богуславский М.М , С.И. Бахтин , Б.И. Исмаилов , Л.В. Царева, О.В. Флоря , О.Е. Якимова и других.
Нормативно-правовую основу исследования составили:
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ, часть 1 и 2), Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», иные Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования является практика
Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и др.
Методологическая основа исследования представлена совокупностью общенаучных и частнонаучных методов. В процессе исследования применялись общетеоретические методы научного познания, к которым относятся анализ и синтез, дедукция и индукция, теоретическое моделирование. Сочетание указанных методов позволило осуществить анализ исследуемых проблем, что в свою очередь дало возможность выявить тенденции правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, определить основные проблемы и наметить возможные пути их решения и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что диссертантом предпринята попытка осуществить более детальное исследование проблем правового регулирования предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ. В проведенном исследовании выявлены особенности условий осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, исследованы особенности получения статуса резидента ОЭЗ, заключения соглашений на ведение промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной, портовой деятельности, раскрыты особенности таможенного, налогового регулирования, сформулированы рекомендации по совершенствованию действующего законодательства об ОЭЗ.
Наиболее значимые теоретические и практические выводы, предложения по совершенствованию действующего законодательства нашли свое выражение в следующих положениях, выносимых на защиту:
Между тем их развитие предполагает возложение значительной финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней, что обусловливает необходимость сотрудничества государства и бизнеса.
Уже в начале XX века Г.Ф. Шершеневич указывал на необходимость тесного сотрудничества государства и частного капитала, отмечая, что "государство нуждается в подрядчиках, поставщиках, перевозчиках, нанимателях и т.п. Чтобы привлечь их к выполнению того, в чем государство нуждается, без принуждения их, необходимо возбудить в них личный материальный интерес, который требует обеспечения" . Столетие спустя данные идеи нашли воплощение в институте свободных (особых) экономических зон.
В настоящее время свободные (особые) экономические (оффшорные) зоны получили широкое распространение в странах Европы, Персидского залива, а также в странах Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна.
Как показывает практика, такие зоны обусловили модернизацию экономики многих развивающихся стран, в частности, Китая, Малайзии, Мексики, Тайваня, Филиппин, Шри Ланки, Южной Кореи и т.д. К примеру, в Малайзии, являющейся крупным экспортером полупроводников, 90% продукции электронной промышленности создается на территории свободных экономических зон .
В России вопрос создания особых экономических зон стал актуален еще в 90-е годы XX века, что было обусловлено необходимостью ускорения экономических преобразований с целью перехода на рыночную экономику всех отраслей.
Изначально появились Свободные экономические зоны, модель создания которых в основном был скопирован у зарубежных стран. Однако, в вопросе создания таких зон недостаточно было простого обращения к имеющемуся зарубежному опыту.
Да, мы понимаем, что во все исторические периоды законодатели в своей деятельности в той или иной степени использовали юридический материал других стран и в наше время также, вряд ли было бы правильно игнорировать иностранный опыт.
Но не учитывать специфику российской экономики, недооценивать российский менталитет, все это опасно для процессов гармонизации, унификации национального законодательства.
Поэтому, в развитии особых (свободных) экономических зон России центральное место занимала проблема нормативно-правового регулирования. Безусловно, на процесс их организации повлияли такие негативные факторы, как:
становление рыночной системы в условиях системного кризиса;
подзаконный характер правового регулирования создания и функционирования ОЭЗ, существовавший до 2005 года, который не в полной мере обеспечивал надлежащий уровень правовой защиты инвестиций.
Вышеперечисленное, в свою очередь, обусловило
низкую результативность функционирования ОЭЗ.
Все же следует признать, что российским правительством особым экономическим зонам уделяется особое внимание, о чём свидетельствует динамичность развития законодательства в области создания и функционирования ОЭЗ. В связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» многие ранее выдвинутые положения подлежат новому осмыслению.
Казалось бы, с момента принятия Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", можно утверждать, что разработана адекватная, полноценная нормативно-правовая база, отвечающую потребностям сегодняшнего дня. Бесспорно, принятие специального закона огромный шаг к пути становления системы правового регулирования отношений в данной сфере. Но нельзя говорить о полном отсутствии правовых проблем, пробелов в законе, тем более при объявлении Счетной палатой России в 2017 году, что функционирование большинства особых экономических зон (ОЭЗ) за 11 лет своего существования не достигли уровня прогнозируемой эффективности.
Поэтому, в последнее время вновь активизировалась полемика, касающаяся дальнейшего существования и развития ОЭЗ в России. Причем порой по данному вопросу имеются абсолютно противоположные точки зрения. Это подчеркивает необходимость более глубокого исследования данного вопроса.
Таким образом, актуальность проведенного исследования обоснована необходимостью анализа правового регулирования предпринимательских отношений в особых экономических зонах, выявления существующих правовых проблем и изучения направлений совершенствования механизма правового регулирования предпринимательской деятельности в таких зонах.
Степень научной разработанности темы. Выбор темы диссертационного исследования обусловлен не только ее актуальностью, но и слабой научной разработанностью. В отечественной юридической литературе практически не освещены вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ современного периода.
Отдельные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ являются предметом исследования ряда отечественных авторов. Например, есть работы В. Л. Сурикова, С. Г. Овчинниковой, посвященные вопросам определения терминологии ОЭЗ; Д. Р. Арутюнова - по вопросам административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ.
Однако комплексный анализ правового регулирования
предпринимательских отношений в ОЭЗ Российской Федерации до настоящего времени не проводился. Единственная научная работа, которую можно отметить, диссертация Якимовой О.Е. , которая провела всеобъемлющий анализ по данной теме.
Между тем, отдавая должное названным авторам, нельзя не констатировать, что достигнутый уровень исследований не соответствует задачам сегодняшнего дня. Современные экономические условия требуют нового подхода к изучению особых экономических зон, нового осмысления опыта их функционирования, правового регулирования деятельности в таких зонах и выработки рекомендации по их эффективному использованию в отечественной экономике. В соответствии с этим были сформулированы цель и задачи исследования.
Цель работы заключается в формировании целостного представления о современном правовом регулировании в России предпринимательских отношений в особых экономических зонах и разработка предложений по совершенствованию законодательства в области ОЭЗ в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. определить историю развития законодательства об особых экономических зонах в Российской Федерации,
2. охарактеризовать систему правового регулирования отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в особых экономических зонах в Российской Федерации,
3. обозначить субъекты особых экономических зон,
4. проанализировать особенности осуществления предпринимательской
деятельности в особых экономических зонах различного типа: промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных,
портовых особых экономических зонах,
5. рассмотреть частноправовые и организационные льготы и преференции для субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах,
6. исследовать публично-правовые льготы и преференции для субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах.
Объект исследования составляют совокупность, регулируемых российским законодательством, общественных отношений, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность в особых экономических зонах, правоприменительной практики, а также из концептуальных взглядов правоведов.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких специалистов в области общей теории права, гражданского, предпринимательского, административного права, экономической теории, как: Шершеневич Г.Ф. , Алексеев С.С, Яковлев В.Ф., Новицкий И.Б, Овчинникова С. Г., Отнюкова Г.Д., Брызгалин А.В. , Вишняков В.Г. , Доронина Н.Г., Нешатаева Т.Н. , Сулейменов М.К., Швыдак Н.Г., и других. Отдельные проблемы, касающиеся правового регулирования предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, отражены в работах следующих авторов: В. Л. Сурикова, С. Г. Овчинниковой, Богуславский М.М , С.И. Бахтин , Б.И. Исмаилов , Л.В. Царева, О.В. Флоря , О.Е. Якимова и других.
Нормативно-правовую основу исследования составили:
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ, часть 1 и 2), Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», иные Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования является практика
Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и др.
Методологическая основа исследования представлена совокупностью общенаучных и частнонаучных методов. В процессе исследования применялись общетеоретические методы научного познания, к которым относятся анализ и синтез, дедукция и индукция, теоретическое моделирование. Сочетание указанных методов позволило осуществить анализ исследуемых проблем, что в свою очередь дало возможность выявить тенденции правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, определить основные проблемы и наметить возможные пути их решения и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что диссертантом предпринята попытка осуществить более детальное исследование проблем правового регулирования предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ. В проведенном исследовании выявлены особенности условий осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, исследованы особенности получения статуса резидента ОЭЗ, заключения соглашений на ведение промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной, портовой деятельности, раскрыты особенности таможенного, налогового регулирования, сформулированы рекомендации по совершенствованию действующего законодательства об ОЭЗ.
Наиболее значимые теоретические и практические выводы, предложения по совершенствованию действующего законодательства нашли свое выражение в следующих положениях, выносимых на защиту:
На основе проведенного исследования правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах можно подвести следующие итоги.
В своем развитии законодательство Российской Федерации об ОЭЗ прошло три этапа, каждый из которых отличается друг от друга уровнем (степенью) правового регулирования инвестиционных отношений и прежде всего наличием или отсутствием специального законодательного акта об ОЭЗ, а именно:
1) период формирования законодательства об ОЭЗ (1990 - 1995 гг.), когда были созданы первые СЭЗ, и правовые основы хозяйственной деятельности резидентов этих зон устанавливались подзаконными актами - положениями о той или иной СЭЗ;
2) период развития законодательства об ОЭЗ (1996 - 2004 гг.), в течение которого были приняты федеральные законы об отдельных ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, а также в Республике Ингушетия;
3) современный период (с 2005 г. по настоящее время), который связан с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» как базового законодательного акта, устанавливающего порядок создания, функционирования и прекращения деятельности таких зон в Российской Федерации. При этом в законодательство Российской Федерации об ОЭЗ входит не только этот федеральный закон, но и иные федеральные законы, содержащие нормы различной отраслевой принадлежности. Как следствие, оно представляет собой комплексную отрасль российского законодательства.
Предоставляемый на территории ОЭЗ особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности зависит от политики государства по привлечению инвестиций и может в различных сочетаниях предусматривать:
1) льготный режим налогообложения прежде всего в отношении уплаты 95
налога на прибыль организаций;
2) льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны);
3) ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;
4) упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;
5) единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;
6) самостоятельный бюджет зоны;
7) предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;
8) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.
Нормативное регулирование, управление и контроль в ОЭЗ призваны осуществлять разные органы власти и организации. Однако, в настоящее время функции по выработке единой государственной политики, нормативно-правовому регулированию и управлению промышленно-производственными, технико-внедренческими, туристско-рекреационными и портовыми ОЭЗ возложены на один уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти - Министерство экономического развития РФ, хотя закон позволяет отдельными полномочиями по управлению ОЭЗ (за исключением распоряжения (отчуждения) земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности) наделять органы исполнительной власти субъектов РФ, управляющие компании, в лице акционерных обществ, 100% акций которых принадлежит РФ.
Резидент ОЭЗ - это, как правило, индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, отвечающие установленным требованиям и получившие статус резидента в соответствии с законодательством об особых экономических зонах. При этом приобретение и лишение (утрата) этого статуса в законодательстве Российской Федерации могут быть связаны с различными юридическими фактами: регистрацией в администрации ОЭЗ, либо в ином уполномоченном органе на территории зоны; включением в реестр резидентов; заключением соглашения с органом управления ОЭЗ; нарушением резидентом действующего законодательства; прекращением действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ и т.д.
Несмотря на то, что порядок получения статуса резидента промышленно- производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ, резидента ОЭЗ в Калининградской области и участника ОЭЗ в Магаданской области имеет свои особенности, он всегда включает в себя подачу заявки и принятие решения уполномоченным органом, а в случае положительного решения - внесение в реестр резидентов ОЭЗ и (или) выдачу соответствующего свидетельства. Однако, в отличие от ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, отношения между резидентом промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-
рекреационной или портовой ОЭЗ и органом управления ОЭЗ оформляются соглашением об осуществлении соответствующей деятельности в ОЭЗ.
Предъявляются и разные требования к лицам, претендующим на статус резидента. К примеру, Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»:
1) не допускает признания в качестве резидентов ОЭЗ:
- физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
- индивидуальных предпринимателей (в отношении промышленно - производственных и портовых ОЭЗ);
- унитарных предприятий;
- некоммерческих организаций;
2) обязывает резидента зарегистрироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;
3) требует заключения с органом управления ОЭЗ соглашения о ведении соответствующей деятельности в ОЭЗ.
В целом, отношения между органом управления ОЭЗ и резидентом промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-
рекреационной или портовой ОЭЗ носят договорный характер. То же самое следует сказать применительно к отношениям между резидентом и администрацией ОЭЗ в Калининградской области, хотя между ними не составляется документ, подписанный сторонами.
В общем виде соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ представляет собой договор, в силу которого резидент ОЭЗ обязуется в течение срока его действия осуществлять в ОЭЗ особый вид деятельности - промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность, а органы управления ОЭЗ - в согласованный срок заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка или государственного (муниципального) имущества, расположенного на земельных участках в границах ОЭЗ, для ведения указанного вида деятельности. Оно является двусторонним, консенсуальным и взаимным договором и относится к инвестиционному договору.
Резиденты ОЭЗ в РФ пользуются налоговыми преимуществами по сравнению с другими налогоплательщиками. На территории промышленно - производственных, технико-внедренческих и портовых ОЭЗ действует также таможенный режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу, в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ. Особый правовой режим в ОЭЗ существует и в порядке въезде и выезде иностранных граждан, гарантиях от неблагоприятного изменения законодательства и т.д.
В заключение следует сделать вывод о завершении в настоящее время формирования законодательства Российской Федерации об ОЭЗ. В отличие от периода начала 1990-х гг. оно регулирует на законодательном уровне в необходимой степени широкий круг отношений, связанных с осуществлением инвестиционной и иной деятельности в ОЭЗ. Тем не менее, мы отметили в данной работе ряд проблем в сфере нормативно-правового регулирования, которые подлежат дальнейшему разрешению.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что практика создания Особых экономических зон в России поспособствовала оздоровлению и поступательному развитию широкого спектра направлений экономики, науки и народного хозяйства. Конечно же, хочется верить, что, несмотря на проблемы, которые сопутствуют развитию ОЭЗ в России, данный инструмент развития принесет свои плоды и выведет экономику нашей страны на новый уровень.
В своем развитии законодательство Российской Федерации об ОЭЗ прошло три этапа, каждый из которых отличается друг от друга уровнем (степенью) правового регулирования инвестиционных отношений и прежде всего наличием или отсутствием специального законодательного акта об ОЭЗ, а именно:
1) период формирования законодательства об ОЭЗ (1990 - 1995 гг.), когда были созданы первые СЭЗ, и правовые основы хозяйственной деятельности резидентов этих зон устанавливались подзаконными актами - положениями о той или иной СЭЗ;
2) период развития законодательства об ОЭЗ (1996 - 2004 гг.), в течение которого были приняты федеральные законы об отдельных ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, а также в Республике Ингушетия;
3) современный период (с 2005 г. по настоящее время), который связан с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» как базового законодательного акта, устанавливающего порядок создания, функционирования и прекращения деятельности таких зон в Российской Федерации. При этом в законодательство Российской Федерации об ОЭЗ входит не только этот федеральный закон, но и иные федеральные законы, содержащие нормы различной отраслевой принадлежности. Как следствие, оно представляет собой комплексную отрасль российского законодательства.
Предоставляемый на территории ОЭЗ особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности зависит от политики государства по привлечению инвестиций и может в различных сочетаниях предусматривать:
1) льготный режим налогообложения прежде всего в отношении уплаты 95
налога на прибыль организаций;
2) льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны);
3) ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;
4) упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;
5) единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;
6) самостоятельный бюджет зоны;
7) предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;
8) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.
Нормативное регулирование, управление и контроль в ОЭЗ призваны осуществлять разные органы власти и организации. Однако, в настоящее время функции по выработке единой государственной политики, нормативно-правовому регулированию и управлению промышленно-производственными, технико-внедренческими, туристско-рекреационными и портовыми ОЭЗ возложены на один уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти - Министерство экономического развития РФ, хотя закон позволяет отдельными полномочиями по управлению ОЭЗ (за исключением распоряжения (отчуждения) земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности) наделять органы исполнительной власти субъектов РФ, управляющие компании, в лице акционерных обществ, 100% акций которых принадлежит РФ.
Резидент ОЭЗ - это, как правило, индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, отвечающие установленным требованиям и получившие статус резидента в соответствии с законодательством об особых экономических зонах. При этом приобретение и лишение (утрата) этого статуса в законодательстве Российской Федерации могут быть связаны с различными юридическими фактами: регистрацией в администрации ОЭЗ, либо в ином уполномоченном органе на территории зоны; включением в реестр резидентов; заключением соглашения с органом управления ОЭЗ; нарушением резидентом действующего законодательства; прекращением действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ и т.д.
Несмотря на то, что порядок получения статуса резидента промышленно- производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ, резидента ОЭЗ в Калининградской области и участника ОЭЗ в Магаданской области имеет свои особенности, он всегда включает в себя подачу заявки и принятие решения уполномоченным органом, а в случае положительного решения - внесение в реестр резидентов ОЭЗ и (или) выдачу соответствующего свидетельства. Однако, в отличие от ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, отношения между резидентом промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-
рекреационной или портовой ОЭЗ и органом управления ОЭЗ оформляются соглашением об осуществлении соответствующей деятельности в ОЭЗ.
Предъявляются и разные требования к лицам, претендующим на статус резидента. К примеру, Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»:
1) не допускает признания в качестве резидентов ОЭЗ:
- физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
- индивидуальных предпринимателей (в отношении промышленно - производственных и портовых ОЭЗ);
- унитарных предприятий;
- некоммерческих организаций;
2) обязывает резидента зарегистрироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;
3) требует заключения с органом управления ОЭЗ соглашения о ведении соответствующей деятельности в ОЭЗ.
В целом, отношения между органом управления ОЭЗ и резидентом промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-
рекреационной или портовой ОЭЗ носят договорный характер. То же самое следует сказать применительно к отношениям между резидентом и администрацией ОЭЗ в Калининградской области, хотя между ними не составляется документ, подписанный сторонами.
В общем виде соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ представляет собой договор, в силу которого резидент ОЭЗ обязуется в течение срока его действия осуществлять в ОЭЗ особый вид деятельности - промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность, а органы управления ОЭЗ - в согласованный срок заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка или государственного (муниципального) имущества, расположенного на земельных участках в границах ОЭЗ, для ведения указанного вида деятельности. Оно является двусторонним, консенсуальным и взаимным договором и относится к инвестиционному договору.
Резиденты ОЭЗ в РФ пользуются налоговыми преимуществами по сравнению с другими налогоплательщиками. На территории промышленно - производственных, технико-внедренческих и портовых ОЭЗ действует также таможенный режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу, в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ. Особый правовой режим в ОЭЗ существует и в порядке въезде и выезде иностранных граждан, гарантиях от неблагоприятного изменения законодательства и т.д.
В заключение следует сделать вывод о завершении в настоящее время формирования законодательства Российской Федерации об ОЭЗ. В отличие от периода начала 1990-х гг. оно регулирует на законодательном уровне в необходимой степени широкий круг отношений, связанных с осуществлением инвестиционной и иной деятельности в ОЭЗ. Тем не менее, мы отметили в данной работе ряд проблем в сфере нормативно-правового регулирования, которые подлежат дальнейшему разрешению.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что практика создания Особых экономических зон в России поспособствовала оздоровлению и поступательному развитию широкого спектра направлений экономики, науки и народного хозяйства. Конечно же, хочется верить, что, несмотря на проблемы, которые сопутствуют развитию ОЭЗ в России, данный инструмент развития принесет свои плоды и выведет экономику нашей страны на новый уровень.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Особые экономические зоны как инструмент развития регионов в современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО — ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития особых экономических зон в регионах России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО
ТИПА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Создание и функционирования особых экономических зон в мировой и отечественной практике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017



