Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике табакокурения у младших школьников

Работа №80499

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8
1.1 Аддиктивное поведение как одна из форм отклоняющегося
поведения 8
1.2 Особенности профилактики табакокурения в младшем школьном
возрасте 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.1 Организация, методы и методики исследования 28
2.2 Программа работы педагога - психолога с семьей по профилактике
табакокурения у младших школьников 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 38
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 40
3.1 Анализ констатирующего этапа экспериментальной работы 40
3.2 Анализ контрольного этапа экспериментальной работы 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. В современном обществе, не смотря на активную популяризацию здорового образа жизни, проблема табакокурения относится к одной из злободневных. Курение - это проблема, затрагивающая не только отдельно взятого человека, а общество в целом. Рассматривая проблему в масштабах страны, модно сделать вывод о катастрофической опасности курения для здоровья нации. Ежедневно табакокурение уничтожает каждого десятого человека в мире. При этом, одна треть из курящих умирает в продуктивном возрасте, теряя около двадцати лет своей жизни. К 2030 году эта пропорция составит один из шести, или десять миллионов случаев смерти в год - больше, чем по любой другой отдельной причине [56]. Также, с каждым годом наблюдается устойчивая тенденция уменьшения возраста курения — с сигаретой нередко встречаются младшие школьники от девятилетнего возраста.
Следует отметить, что в общеобразовательной организации в группу риска давно уже входят не только дети из социально неблагополучных семей. А. Бакаев отмечает, что функции ранней профилактики должны реализовывать социальные и образовательные учреждения. По мнению Беличевой С., эффективная ранняя профилактика может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально- педагогического, организационно - административного и медико - педагогического характера [4].
На основании вышеизложенного актуальность исследования обусловлена на следующих уровнях:
- на социальном - в мировом рейтинге наша страна находится в первой пятерке по интразональности табакокурения среди обучающихся школы. Из 69,9% курящих в возрасте 9-15 лет 28,9% составляют девочки и 39,8% - мальчики (по данным аналитического центра "Левада"). Табакокурение является фактором, увеличивающим в 6-8 раз количество осложнений туберкулёза и смертность от этого заболевания.
- на научном - в психолого-педагогической литературе большая часть исследований посвящена изучению проблем табакокурения в подростковом и юношеском возрасте, проблема табакокурения в младшем школьном возрасте остается малоизученной.
- на практическом - отмечен дефицит разработанных программ по профилактике табакокурения именно в младшем школьном возрасте, а также оставлена без внимания работа педагога - психолога по профилактике табакокурения с семьей младших школьников.
Таким образом, тема нашего исследования «Работа педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников» является актуальной.
Теоретическую основу исследования составили:
- концептуальные положения отечественной и зарубежной психолого - педагогической литературы о понимании содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий аддиктивного поведения (Я. И. Гилинский, А. В. Гоголева, А. Ю. Егоров, Ц. П. Короленко, В. Д. Менделевич, Н. Н. Мехтиханова, Г. В. Старшенбаум, В. В. Шабалина);
- основные исследования психологических особенностей младшего школьного возраста, способствующих развитию зависимого поведения (Г. С. Абрамова, О. Н. Безрукова, К. Р. Брагина, Б. С. Волков, Н. А. Горбач, В. В. Давыдов, Е. Д. Дедков, Р. П. Ефимкина, С. И. Левикова, И. Г. Малкина-Пых, О. В. Понукалина, О. А. Толченов, О. В. Хухлаева);
- мероприятия по организации профилактики зависимого поведения в современном обществе (М. В. Жукова, Н. А. Залыгина, К. С. Лисецкий, Л. Г. Леонова, А. В. Котляров, А. В. Гоголева).
Анализ психолого-педагогической литературы и статистических данных позволил выявить противоречие между необходимостью проведения работы педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения уже в младшем школьном возрасте и отсутствием разработанных программ профилактики данного вида зависимости в столь раннем возрасте.
На основе выделенных противоречий была определена проблема исследования: каким должно быть содержание работы педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников?
Тема исследования: «Работа педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить программу работы педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников.
Объект исследования: профилактика табакокурения в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: работа педагога - психолога с семьей как средство профилактики табакокурения у младших школьников.
Гипотеза исследования: профилактика табакокурения у младших школьников будет успешной, если будет реализована программа работы педагога - психолога с семьей по данному направлению.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть аддиктивное поведение как один из видов отклоняющегося поведения;
2. Выявить особенности профилактики табакокурения в младшем школьном возрасте;
3. Экспериментальным путем проверить результативность программы работы педагога-психолога, направленного на профилактику табакокурения у младших школьников.
Для решения ранее поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме табакокурения как одного из видов аддиктивного поведения);
- эмпирические (эксперимент констатирующий, формирующий, контрольный);
- методы математической статистики для обработки и интерпретации данных.
База исследования: МАОУ «СОШ №74 г.Челябинска». Средний возраст испытуемых -11 лет.
Этапы исследования:
1 этап (март - июнь 2017г.) - определение темы магистерской работы, формулирование цели, а также объекта, предмета и задач исследования. Кроме того, на данном этапе осуществлен поиск психолого-педагогической литературы по теме исследования, разработка проведения экспериментальной работы;
2 этап (сентябрь 2017 г.) - констатирующий эксперимент, разработка содержания формирующего этапа экспериментальной работы;
3 этап (октябрь 2017г. - апрель 2018 г.) - формирующий этап
эксперимента (внедрение программы работы педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников), контрольный этап экспериментальной работы;
4 этап (май 2018 г.) - обработка и анализ полученных данных,
оформление результатов исследования.
Методологической основой исследования является личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки программы работы педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников с учетом психологических особенностей данного возраста.
Теоретическая значимость исследования в том, что обоснованы возможности взаимодействия общеобразовательной организации и семьи для реализации профилактической деятельности по профилактике табакокурения детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: данные исследования и разработанная программа работы педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения младших школьников могут быть использованы педагогами - психологами, социальными педагогами, классными руководителями и теми, кто занимается профилактикой табакокурения младших школьников.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем:
- публикации результатов исследования (Научно - издательский центр "Социосфера": «Актуальность работы педагога -психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников в общеобразовательной организации», Научно - практический электронный журнал "Аллея наук": «Особенности профилактики табакокурения в младшем школьном возрасте», «Семейное просвещение как способ профилактики табакокурения младших школьников»).
Научная новизна: теоретически обоснована, содержательно представлена и экспериментально проверена программа работы педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников.
Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в практике педагога-психолога в работе с семьей по профилактике табакокурения среди младших школьников на тематических классных часах, а также на внеурочной деятельности.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений, всего 94 страницы. В тексте 10 рисунков, 12 таблиц, 7 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мотивирование подрастающего поколения на формирование здорового образа жизни как ценности является одной из главных задач системы образования и государства в целом. В национальном проекте «Здоровье», значительное место занимают профилактические мероприятия таких асоциальных явлений как табакокурение, алкоголизм, наркомания. Обоснована необходимость формирования здорового образа жизни у младшего поколения [5]. Во - первых, происходит неуклонное «омоложение» детей, употребляющих сигареты. Во - вторых, с распространением вредных привычек протекает лавинообразное совершенствование симптомов болезни, вызванных курением. В - третьих, последствия табакокурения имеют «латентный» характер, что во многом, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний.
При проведении исследования была поставлена цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу работы педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников. Цель была достигнута посредством решения задач исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме табакокурения как одного из видов аддиктивного поведения;
2. Выявить психологические особенности младшего школьного возраста, способствующих развитию зависимого поведения;
3. Разработать программу по организации работы педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников;
4. Экспериментально проверить, проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
Базу исследования составили обучающиеся МАОУ "СОШ № 74 г.Челябинска". В состав экспериментальной группы вошли ученики 4 «В» в количестве 22 человек (из них 10 девочек и 12 мальчиков), с которыми проводился формирующий этап исследования. Средний возраст испытуемых 11 лет. Контрольную группу составили ученики 4 «Б» в количестве 22 человек (из них 11 девочек и 11 мальчиков), с которыми не проводился формирующий этап исследования. Средний возраст испытуемых 11 лет.
После апробации разработанной нами программы работы педагога - психолога с семьей по профилактике табакокурения у младших школьников «Табак - семейный враг!» в экспериментальной и контрольной группах был проведен контрольный этап эксперимента, который доказал динамику качественный показателей обучающихся и родителей.
Уровень самооценки младших школьников экспериментальной группы по методике "Лесенка" Щура заметно изменился: у 52% обучающихся отмечается адекватный уровень самооценки, количество обучающихся с низким уровнем самооценки равно нулю. У обучающихся контрольной группы качественных изменений не наблюдается.
Показали наличие качественных изменений результаты "Анкеты школьной мотивации" Лускановой: высокий уровень школьной мотивации (учебную активность) отмечается у 33% и 48% контрольной и экспериментальной группах соответственно, средний уровень школьной мотивации выявлен у 33% и 45% контрольной и экспериментальной групп соответственно, 17% обучающихся контрольной группы и 7% обучающихся экспериментальной группы школа привлекает больше внеучебными сторонами, низкая школьная мотивация наблюдается только в контрольной группе (17%).
В результате диагностики "Уровня школьной тревожности" Филлипса у преобладающей части испытуемых контрольной группы (63,7 %)
повышенный и высокий уровень тревожности. В экспериментальной группе количество обучающихся с повышенным и высоким уровнем тревожности значительно уменьшилось, преобладает умеренный уровень тревожности (45%).
В результате диагностики родителей по "Тесту-опросник родительского отношения" А.Я.Варга, В.В.Столина было выделено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. По шкале кооперация можно отметить положительную тенденцию у родителей обучающихся экспериментальной группы (72%);
Также родители обучающихся экспериментальной группы стали проще относиться к неудачам ребенка, поддерживать их в эмоциональном плане.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, данные контрольного этапа эксперимента позволяют подтвердить гипотезу исследования: профилактика табакокурения у младших школьников будет успешной, если будет реализована программа работы педагога - психолога с семьей по данному направлению.



1. Александров, А. А. Курение и его профилактика в школе [Текст]/ А. А. Александров. - М.: Медиа сфера, 1996. - 254с.
2. Анисимов, Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи [Текст]/ Л.Н. Анисимов. - М.: Юридическая литература, 2018.- 175с.
3. Ахмедзянова, Э. Ф. Первичная профилактика наркотизации детей и подростков [Текст]/ Э. Ф. Ахмедзянова. - Казань, Аек Буллу, 2000.- 197с.
4. Березина, С. В. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками [Текст]/ К. С. Лисецкого. - СПб.: Изд. Института Психотерапии, 2011. - 258с.
5. Велищева, М. М. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ Л. Н. Рыбакова, М. Г. Цеткин. - М.: педагогика, 2007. - 317с.
6. Венедиктов, Д. В. Общественное здоровье: пути оценки и прогнозирования. Общественные науки и здравоохранение [Текст]/ Д. В. Венедиктов. - М.: Наука, 1987. - 210с.
7. Выготский, Л. С. [Текст]: Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432с.
8. Верзилин, Н. М. Проблемы методики преподавания [Текст]/ Н. М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1983. - 200с.
9. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст]: учеб. - метод. пособие / А. В. гоголева. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж «МОДЭК», 2013. - 237.
11. Гусева, Н. А. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами [Текст]/ Н. А. Гусева. СПб.: Речь, 2015. - 120с.
12. Гусева, Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / под. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб. : Речь, 2015.— 256 с.
13. Данилин, А. Г. Как спасти детей от наркотиков. - "Врачи предупреждают" [Текст]/ А. Г.. Данилин. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф 2011. - 348 с.
14. Димофф, Т. Как уберечь детей от наркотиков? [Текст]/ Т. Димофф. - М.: "Золотой теленок", 1999. - 327с.
15. Жукова, М. В. Особенности младшего школьника с отклоняющимся поведением [Текст]/ М. В. Жукова. - Сер. З. - Челябинск: Вестник. Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ, 2003.- 121с.
16. Здравомыслова, О. Поведение, отклоняющего от нормы: Проблемы подростковой наркотической зависимости. [Текст]/ О. Здравомыслова. - Народное образование, 2009. - 374с.
17. Замановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е. В. Здравомыслова. - М: Издательский центр "Академия", 2014. 288с.
18. Исмуков, Н. Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. [Текст]/ Н. Н. Исмуков. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2011. - 384с.
19. Камскова. Ю. Г. Профилактика основных факторов риска: курения, алкоголизма, наркомании. [Текст]/ Ю. Г. Камскова. - печ. Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2000. - 127с.
20. Колесов, В. Д. Учителю о наркомании. [Текст]: Учебное пособие / Д. В. Колесов; Акад. пед. и социальных наук. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2009.- 365с.
21. Колесов, В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст]/ Д. В. Колесов. - 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2009. - 121с.
22. Колесов, В. Д. Не допустить беды: о сущности и профилактике наркомании [Текст]/ Д. В. Колесов. - М.: Педагогика, 1988. - 132с.
23. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2018. - 36 с.
24. Коробкина, З. В. Профилактика наркологической зависимости у детей и молодежи [Текст]: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В. А. Попов. - М.: Изд. Центр " Академия", 2012. - 286с.
25. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1991, N 1. С. 8-15.
26. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск, «Олсиб», 2011 - 251 с.
27. Лозова, В. В. профилактика наркомании: школа, семья [Текст]: Учебное пособие / В. В. Лозова. - Екатеринбург: Изд - во Уральского университета, 2010.- 325с.
28. Ланина, И. Я. Развитие интереса школьника к предмету [Текст]/ И. Я. Ланина. - М.: Просвещение, 2011. - 117с.
29. Макеева, А. Г. Долго ли до беды? Педагогическая профилактика детского наркотизма [Текст]/ И. А. Лысенко. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2010. - 240с.
30. Макеева, А. Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. - М.: Просвещение, 2015. - 315 с.
31. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних [Текст]: Учебное пособие / Н.Ю. Максимова. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 321с.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/ В.С. Мухина. - М.: Академия, 2008. - 368с.
33. Наркотики и яды: Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения / Сост. В. И. Петрова, Т. И. Ревяко. - М.: Литература. 2016. - 373 с.
34. Николаева, Л. П. Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителя / Д. В. Колесов. - М.: Московский психолого-социальный институт, Изд-во НПО "МОДЭК", 2010. - 298с.
35. Немов, Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2013, 7-е изд., 688с.
36. Немов, Р. С. Психология. Кн. 2. Психология образования. - М.: Владос, 2010, 5-е изд., 496с.
37. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р. В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера 1998. - 100с.
38. Панчешникова, Л. М. [Текст]: Методическое пособие для ВУЗов / Л. М. Панчешникова. - М.: Просвещение, 1976. - 201с.
39. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб. метод, пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М., 2016. - 239
40. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании среди подростков: от терапии к практике / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - М.: Генезис, 2011. - 216с.
41. Соловов, А. В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет [Текст]/ А.В. Соловов. - М.: Изд-во: НМЦ «ДАР» им. Л. С. Выготского, 2015. - 345с.
42. Соломзез, Д. А. Наркотики и общество [Текст]/ Д. А. Соломзез, г. Соколовский. - М.: Академия, 1998. - 298с.
43. Твое здоровье в твоих руках: Сб. методических материалов. - 2015. - 51 с.
44. Токарь О. В. Детская практическая психология в кратком изложении. - М.: ФЛИНТА, 2016 - 224 с.
45. Толстых Н. Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Толстых Н. Н., Кулаков С. М. // Вопросы психологии. Самара: СФ ГБОУ МГПУ - 2003. - № 2. - С. 35-38.
46. Усова, А. В. Об организации обучения школьников [Текст]/ А.В. Усова. М.: Просвещение, 1989. - 300с.
47. Ураков, И. Г. Алкоголь: личность и здоровье / Ураков, И. Г. - М.: Медицина, 2016. - 80 с.
48. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: Практическое пособие / К. Фопель. - М.: Генезис, 1998. - 160с.
49. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Текст] // Вестник образования, 2018 - №18. - С. 14 - 16 .
50. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии Фельдштейн, Д. И. - М.: Международная педагог, академия, 2015. - 366 с.
51. Фролова, Е. В. Профилактика потребления психоактивных веществ: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками [Текст]/ Е. В. Фролова, М. В. Жукова. - Челябинск: ЧГПУ, 2001. - 115с.
52. Холмс. Д. А. Анормальная психология [Текст]/ Д.А. Холмс. - СПб.: Питер, 2013. - 307с.
53. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я. Дошкольники. М.: Генезис, 2014. —175 с.
54. Хомик В. С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / Хомик В. С., //Вопросы психологии. - 2014. - №1. - С. 98-106.
55. Цветкова О. А. Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 702-704
56. Цетлин М. Г., Колесников А. А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). - М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2017. - 430 с.
57. Шипицына, Л. М. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. [Текст]/ Под научной редакцией Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб., 1999. - 123с.
58. Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». [Текст]/ Т. И. Шульга. - М.: 2001.-128с
59. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]/ Д. Б. Эльконин. - М.: Воронеж. НПО "МОДЭК", 2001. - 417 с.
60. Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии [Текст]/ В. В. Юрчук. - М.: "Современное слово", 2015. - 768с.
61. Ягодинский В. И. Уберечь от дурмана: - М., 2055. - 282с.
62. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 2066. - 287с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ