Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Работа №46684

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы161
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования ЗОЖ у одаренных подростков 14
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий
исследования «здоровье», «здоровый образ жизни» 14
1.2 Возрастные особенности формирования ЗОЖ у одаренных
подростков 22
1.3 Принципы формирования ЗОЖ у одаренных подростков 31
Выводы по главе 1 39
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ЗОЖ у одаренных подростков 41
2.1. Научно-практическое обоснование педагогических условий
формирования ЗОЖ у одаренных подростков 41
2.2. Организация и методики исследования формирования ЗОЖ у
одаренных подростков 79
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
ЗОЖ у одаренных подростков 86
Выводы по главе 2 94
Заключение 96
Библиографический список литературы 99
Приложения


Актуальность проблемы исследования. Проблема формирования здорового образа жизни и конкретно здоровья среди подростков является не только очень важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны.
На сегодняшний день в России в целом очень бурно прогрессирует такая проблема, как ухудшения состояния здоровья не только пожилых людей и наследственно больных, но и такой группы населения как подростки.
Подростки - это особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является своеобразным показателем социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предсказателем изменений в здоровье населения в дальнейшие годы.
Об актуальности данной проблемы свидетельствуют многочисленные статистические данные. Приведем некоторые из них. По данным Минздрава РФ около 80% детей, обучающихся в образовательных учреждениях, имеют хронические заболевания; по прогнозу к 2020 году хроническая заболеваемость может достигнуть 95%; по результатам Всероссийской диспансеризации детей только одна треть детей (32%) считаются здоровыми, у остальных имеются не только функциональные отклонения здоровья, но два и более заболеваний. Показатель заболеваемости подростков увеличился на 29%. В структуре заболеваемости 31% составляют болезни органов дыхания, на второе месте занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена, на третьем - болезни органов пищеварения. В 2-3 раза увеличилась распространенность болезней костно-мышечной системы, в 1.6 - сердечно-сосудистой системы, в 1.2 раза заболеваний глаза и его придаточного аппарата. Ситуация усугубляется ростом среди молодежи «саморазрушающего поведения», мягко называемого «вредными привычками»: курение табака, употребление алкоголя и наркотиков. Так по данным социологических исследований по России курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь. Основной причиной потребления алкоголя является наличие компании друзей в 60% [14].
Поэтому особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Для понимания важности обсуждаемой проблемы необходимо учитывать, что по определению Всемирной Организации Здравоохранения, Оттавской Хартии укрепления здоровья, «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье - это нормальное состояние, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой.
Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы школьной молодежи. Следует учитывать тот факт, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 10% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 60% от образа жизни самого человека. Особенно это относится к подросткам, поскольку именно в этот возрастной период в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции [15].
Но в силу этих же особенностей подростки чрезмерно подвержены влиянию среды, под воздействием которой в основном происходит формирование поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье.
Острой проблемой для одаренных детей является очень насыщенный график занятий со всеми вытекающими отсюда последствиями - дефицит времени для полноценного отдыха, а также для подготовки домашнего задания. Одаренным детям среднего школьного возраста необходимо создать более благоприятные условия для формирования здорового образа жизни: организовать работу по расширению и углублению знаний одаренных школьников о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни, мотивировать на соблюдение правил здоровьесбережения, всем значимым для детей лицам вести работу по повышению ценностного отношения детей к здоровью. Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия по математике, информатике и физике лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятия физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления.
Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы. Настоящее исследование основано на анализе широкого круга научной литературы, посвященной вопросам определения категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Феномен здоровья в силу своей универсальности оказывается предметом исследования медиков, социологов, философов, педагогов.
Акцент на различных сторонах понятия «здоровья», на его многогранности ставят такие авторы как Г.С. Никифорова [53], Г.И. Румянцев [67], Г.С. Туманян [80] и др. С позиций системного подхода многокомпонентность здоровья отражена в работе Г.П. Малахова [43], А.А. Новика и др.
Попытку дать комплексное определение понятию «здоровье» и «здоровый образ жизни» предприняли Н.И.Вишняков [14], В.А.Миняев [25].
Многогранность проблемы здорового образа жизни, представленная в работах философов, педагогов, социологов говорит об отсутствии единого целостного подхода к пониманию здорового образа жизни. Наиболее распространенным является медико-биологический подход, о чем свидетельствует большое количество публикаций З.В. Коробкина [21], А.Г. Щедриной [54] и др.
К сожалению, в конкретной работе медицины и образования по сохранению и укреплению здоровья подростков отмечается разобщенность и непонимание собственных задач в рамках общей для них проблемы.
Медицине, как никогда, необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» (в том числе, курение, употребление алкоголя и наркотиков), имеют поведенческую основу (Н.А. Сирота [73], Л.Б. Шнейдер [94] и др.). Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием человека. Проблемам мотивации посвящены работы И.А. Рудакова [69], Л.М. Семенюк [74], О.С. Ситникова [70] и др.
Однако, в целом, проблема мотивации и сохранения здоровья, формирования ценностного отношения к здоровью остается недостаточно изученной в современной научной литературе. Особенно это касается подростков как наиболее уязвимой группы населения, стоит отметить, что проблеме формирования здорового образа жизни у одаренных подростков посвящено очень ало исследований. В настоящее время нет единого подхода в решении проблемы формирования здорового образа жизни среди подростков, а есть единичные исследования, в разных областях науки педагогики, валеологии, медицины.
Исходя из выше сказанного, работа по формированию здорового образа жизни у одаренных подростков представляется чрезвычайно актуальной.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить следующие противоречия по теме исследования между:
- требованиями современного общества к наличию здорового, полноценного поколения и недостаточно выраженной ориентацией образовательного процесса на формирование ЗОЖ у одаренных подростков;
- необходимостью формирования ЗОЖ у одаренных подростков и недостаточным использованием разнообразных форм и методов педагогического воздействия для формирования ЗОЖ.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы педагогические условия формирования ЗОЖ у одаренных подростков?
Данная проблема позволила сформулировать и обозначить следующую тему исследования: «Формирование здорового образа жизни у одаренных подростков».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования ЗОЖ у одаренных подростков.
Объект исследования - процесс формирования ЗОЖ у одаренных подростков
Предмет исследования - педагогические условия формирования ЗОЖ у одаренных подростков.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни у одаренных подростков будет более эффективным, если:
- в процессе формирования ЗОЖ опираться на сущностно-содержательную характеристику здорового образа жизни;
- учитывать возрастные особенности формирования ЗОЖ у одаренных подростков;
- опираться на системообразующие принципы формирования ЗОЖ у одаренных подростков;
- выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у одаренных подростков: сформировать и закрепить принципы и навыки здорового образа жизни; реализовать программу «Здоровый образ жизни», направленной на создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Выявить возрастные особенности формирования ЗОЖ у одаренных подростков.
3. Обосновать принципы формирования ЗОЖ у одаренных подростков.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у одаренных подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ученых-медиков: Н.М. Амосов, И.И. Брехман [11;12], В.П. Казначеев [32; 33], Ю.П. Лисицын [37], Б.Н. Чумаков [85]; психологов: В.М. Бехтерев [9], Л.С. Выготский [76], педагогов: В.К. Зайцев [27], В.В. Колбанов [36], С.В. Попов [60], Л.Г. Татарникова [80] и др. Данные многочисленные труды, связанные с продлением жизненного потенциала и долголетия, о сохранении здоровья.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация);
- эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальная база исследования ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ. В исследовании приняли участи подростки, обучающиеся 7 классов в количестве 50 человек.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2016 по 2018 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2016 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы, выявлялись теоретико-методологические аспекты формирования здорового образа жизни у одаренных подростков, изучались сущность и особенности формирования здорового образа жизни у одаренных подростков, определялись педагогические условия формирования здорового образа жизни у одаренных подростков. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2017 по 2018 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия формирования здорового образа жизни у одаренных подростков, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2018 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать здоровый образ жизни у одаренных подростков: сформировать и закрепить принципы и навыки здорового образа жизни; реализавать программу «Здоровый образ жизни», направленной на создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни.
2. Разработана и внедрена программа формирования здорового образа жизни у одаренных подростков «Здоровый образ жизни».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования здорового образа жизни у одаренных подростков. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции воспитания одаренных подростков и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации подходов по формированию здорового образа жизни, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам работы с одаренными подростками.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать здоровый образ жизни у одаренных подростков. Разработана и апробирована программа «Здоровый образ жизни», направленная на формирование здорового образа жизни у одаренных подростков. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки одаренных подростков к жизни в современном обществе.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение работы с одаренными подростками с целью формирования здорового образа жизни.
Также материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов, педагогов, классных руководителей в общеобразовательных учреждениях при организации воспитательной работы с одаренными подростками.
Положения, выносимые на защиту:
Педагогические условия, позволяющие формировать здоровый образ жизни у одаренных подростков: сформировать и закрепить принципы и навыки здорового образа жизни; реализовать программу «Здоровый образ жизни», направленной на создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня сформированности здорового образа жизни у одаренных подростков, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2016 по 2018 гг. в ходе опытно-экспериментальной работы в ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ.
Результаты исследования нашли отражение в публикациях в следующих сборниках:
1. сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Казанского федерального университета посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака тема: «Формирование здорового образа жизни у подростков» 2016 г.;
2. сборник статей и методических материалов международной научной практической конференции Одаренность и ее развитие в условиях университетского педагогического образования тема: «Об особенностях формирования здорового образа жизни у одаренных подростков» 2017г.;
3. сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Казанского федерального университета Актуальные проблемы педагогики и психологии тема: «Формирование здорового образа жизни у одаренных подростков» 2017 г.;
4. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции Образование и наука в современных реалиях тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни» 2018 г.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях:
1. Международная конференция, посвященная 25-летию Российского общества Януша Корчака «Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей» - 2016 г.;
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федерального университета - 2017 г.;
3. XX Международной научно-практическая конференции «Одаренность и ее развитие в условиях университетского педагогического образования» - 2017 г.;
4. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федерального университета - 2018 г.
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Оздоровление подрастающего поколения в России является важнейшей государственной задачей, обеспечивающей будущее устойчивое развитие страны, благоприятные условия для самореализации человека в общественно полезной деятельности. Огромная роль в этом процессе отводиться школе, в которой возможно соединение обучения с физкультурно-оздоровительной работой во внеурочное время.
Категория «здоровье» рассматривается нами как динамическое, изменяющееся под влиянием внешних и внутренних причин, специфическое целостное образование, обнаруживающее себя в самосохранении, укреплении и поддержании на протяжении всей жизни человека, проявляющееся на различных уровнях жизнедеятельности: соматическом, психическом, нравственном, духовном.
1. Понятие «здоровье » сегодня значительно расширяется и связывается не только с физиологическим и психофизиологическим пространством, но и воспринимается как сложный феномен, как особое социальное отношение субъектов на уровне сохранения и активных действий в пространстве социального бытия и трактуется неоднозначно, что приводит к неоднозначности понимания здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - результат не только наличия определённой совокупности внешних обстоятельств (благоприятные условия, совокупность знаний о здоровье, наличие контроля в виде норм общественного мнения и так далее), но и внутренних - соответствующей мотивации, готовности к тому, чтобы ему следовать.
В нашем исследовании под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
2. Мы выявили, что для подростков основными составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность.
3. Нами были рассмотрены основолагающие принципы формирования здорового образа жизни такие, как принцип ответственности, комплексности, индивидуализации, умеренности, рационального чередования нагрузки и отдыха, рациональной организации жизнедеятельности, «сегодня и всю жизнь», валеологического самообразования.
4. На основе анализа литературы нами была выявлена совокупность педагогических условий формирования здорового образа жизни у одаренных подростков: сформировать и закрепить прицципы и навыки здорового образа жизни; реализовать программу «Здоровый образ жизни», направленной на создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни.
5. В ходе констатирующего этапа исследования мы выявили, что уровень сформированности ЗОЖ у одаренный подростков находится на низком уровне.
Ученики ЭГ и КГ справляются с имеющимися незначительными проблемами в ведении здорового образа жизни. Стоит обратить внимание на то, что обучающиеся понимают что здоровье на сегодняшний день имеет огромное значение в нашей жизни, и стараются редко нарушать нормы здорового образа жизни.
Обучающимся не хватает свободного времени на то, чтобы больше уделять внимания своему здоровью.
6. В ходе формирующего этапа исследования нами были апробированы педагогические условия формирования ЗОЖ у одаренных подростков: сформировать и закрепить принципы и навыки здорового образа жизни; реализовать программу «Здоровый образ жизни», направленной на создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни.
7. Контрольный этап исследования показал, что произошли существенные изменения по изучаемым параметрам сформированности здорового образа жизни у одаренных подростков, полученные результаты подтверждены методами математической обработки данных.
На основании проведенного исследования, можно сделать выводы, что гипотеза исследования подтвердилась, а именно, выявленные педагогические условия формирования здорового образа жизни у одаренных подростков: сформировать и закрепить принципы и навыки здорового образа жизни; реализовать программу «Здоровый образ жизни», направленной на создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни, являются эффективными и, могут использоваться психологами и педагогами в своей работе.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов формирования здорового образа жизни у одаренных подростков. Дальнейшая работа может идти по следующим направлениям: выявление особенностей этого процесса в младшем школьном возрасте, у учащейся молодёжи в различных учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования.



1. Аменд А., Жукова М., Фролова Е. Состояние здоровья детей и молодежи / А. ААменд, М. Жукова, Е. Фролова // Воспитательная работа в школе. - 2004. - № 4. - С. 21-27
2. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков / М.В. Антропова. - М.: Просвещение, 1982. - 336 с.
3. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? / Г.А. Апанасенко // Валеология. - 1996. - № 2. - С. 9-14
4. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья: некоторые проблемы теории и практики / Г.А. Апанасенко // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Речь, 1993. - С. 49-60
5. Баранов А.А. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, И. В. Звездина. - М.: Литтерра, 2007. - 216 с.
6. Беленов В.Н. Формирование ценностного отношения
старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания: Автореф.дис. канд.пед.наук / В.Н. Белонов. - Самара, 2000. - 19 с.
7. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - М.: Варгус, 2000. - 192 с.
8. Белов В.И. Психология здоровья / В.И. Белов. - СПб.: Речь, 1994. - 272 с.
9. Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции. - Казань, 2003
10. Бокерия Л. Образованные люди живут дольше / Л. Бекория // Здоровье школьника. - 2007. - № 4. - С. 8-10
11. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Просвещение, 1990. - 324 с.
12. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Лениздат, 1987. - 125 с.
13. Вавилов Ю.Н., Вавилов А.Ю. Спортивно-оздоровительное движение «президентские состязания» как фактор формирования здорового стиля жизни россиян / Ю.Н. Вавилов, А.Ю. Вавилов // Семья и здоровье. Материалы III Международного конгресса «Российская семья». - М., 2006. - С. 224 - 228.
14. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Сфера, 2001. - 325 с.
15. Вишнякова Н. И. Общественное здоровье и здравоохранение / Под редакцией В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. - М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 656 с.
16. Воронова Е. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е. Воронова. - Ростов на/ Дону: Феникс, 2014/ - 245 с.
17. Воспитательная деятельность педагога / Под общ.ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: РЕМС, 2005. - 336 с.
18. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К.А. Г ельвеций. - М.: Политиздат, 1974. - С. 115
19. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности / Ж.М. Глозман. - М.: Сфера, 2002. - 283 с.
20. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.
21. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Е.И. Гуменюк, Н.А. Слисенко. - М.: Детство-пресс, 2011. - 324 с.
22. Детство: краткий словарь-справочник / Под общ.ред. А.А. Лиханова, Е.М.Рыбинского. - М.: Прима, 1996. - 136 с.
23. Джон Локк. Мысли о воспитании / Дж. Локк // Соч.: В 3 т. - Т.З. - М.: Просвещение, 1988. - 324 с.
24. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии / А.И. Донцов, Т.П. Емельянов. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
25. Ерёмина О.Л. Социально-педагогическое обеспечение
физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня: Автореф .дис. канд.пед.наук / О.Л. Еремина. - Кострома, 2006. - 22 с.
26.Загвоздкина М.В. Формирование здорового образа жизни российской семьи как фактор развития системы непрерывного образования / М.В. Загвоздкина // Семья и здоровье. Материалы III Международного конгресса «Российская семья». - М., 2006. - С. 150-153
27.Зайцев Н.А. Кубики Зайцева. Учебное пособие / Н.А. Зайцев. - СПб.: Питер, 1999. -Комплект для дома, группы, класса
28.Засобина Г.А., Назаров В.И., Куклина Л.В., Минеева Л.Ю. Здоровье и возможности его сохранения в педагогическом процессе / Г.А. Засобина, В.И. Назаров, Л.В. Куклина, Л.Ю. Минеева. - Иваново, 2003. - 192 с.
29.Здоровый образ жизни - залог здоровья / Под ред.Ф.Г. Мурзакаева. -Уфа: Мараббат, 1987. - 280 с.
30.Зенкова Т.Г. Развитие педагогического менеджмента
здоровьесберегающего образования учащихся / Т.Г. Занкова // Семья и здоровье. Материалы III Международного конгресса «Российская семья». - М., 2006. - С. 194-197
31.Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни / А.М. Изуткин, Г.И. Царегородцев. - М.: Просвещение, 1977. - 145 с.
32. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В.П. Казначеев // Валеология. - 1996. - №4. - С. 75-82
33. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека / В.П. Казначеев. - М.: Сфера, 2004. - 167 с.
34. Кодекс здоровья и долголетия. Молодой и средний возраст. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 47 с.
35. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Сфера, 2000. - 176 с.
36. Колбанов В.В. Основы педагогики здоровья: монография / В.В. Колбанов. - СПб.: Изд-во Балтийской педагогической академии,
2015. - 155 с.
37. Кулова C.B. Здоровье как ресурс развития одаренного ребенка / С.В. Кулова // Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. - М.: МГУ, 2004. - С. 189-201
38. Ломоносов, М.В. Сочинения / М.В.Ломоносов; вступ. ст. и примеч. А.А.Морозова. - М.: Художественная Лититература, 1961. - 591 с.
39. Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина. - М.: Медицина, 2002. - 234 с.
40. Лощаков A.M. Акмеологические условия оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога: Автореф.дисс. канд.пед.наук / А.М. Лощаков. - Кострома, 2006. - 22 с.
41. Лукьянова М., Шахмуратова А. Методика изучения личностной культуры старшеклассников / М. Лукьянова, А. Шахмуратова // Воспитательная работа в школе. - 2003. - № 6. - С. 92-101
42. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Речь, 1998. - 688 с.
43. Макарчук А.Н. Соматическое воспитание как средство общего развития и сохранения здоровья учащихся общеобразовательных школ: Автореф.дис. канд.пед.наук / А.Н. Макарчук. - СПб., 2004. - 24 с.
44. Малахов Г.П. Календарь лечебного и раздельного питания на каждый день / Г.П. Малахов. - М.: АСТ, Астрель, 2009. - 256 с.
45. Мальчевская И.В. Организация деятельности школы здоровья в
условиях мегаполиса: Автореф.дис.канд.пед.наук / И.В.
Мальчевская. - М., 2006. - 21 с.
46. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека / Н.М. Мартынова // Философские науки. - 1992. - № 2. - С. 5-12
47. Маюров Я.А. Новый предмет «Уроки культуры здоровья» и его введение в школах России и ближайшего зарубежья / Я.А. Маюров // Семья и здоровье. Материалы III Международного конгресса «Российская семья». - М., 2006. - С. 239-242
48. Маюров Я.А., Маюров А.Н. В здоровом теле здоровый дух / Я.А. Маюрова, А.Н. Маюров. - М.: Сфера, 2004. - 128 с.
49. Морозов М. Основы здорового образа жизни / М. Морозов. - М.: Вега, 2014. - 256 с.
50. Московин С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московин // Вестник здоровья. - 2006. - № 4. - С. 6-14
51. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2013. - 189 с.
52. Непомнящая Т.А., Давыдова H.H. Современные условия социализации учащихся / Т.А. Непомнящая, Н.Н. Давыдова // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы. - Екатеринбург, 2002. - С. 154-161
53. Нещерет Л.Г. Диагностика воспитательного процесса / Л.Г. Нещерет // Проблемы школьного воспитания. - 1996. - № 1. - С. 37-40
54. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
55. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса / Д.У. Нистрян // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. -Кишинев, 1991. - С.40-63
56.Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. - М.: Сфера, 2005. - 64 с.
57. Пивченко В.П. Формирование культуры общения старшеклассников
средствами социально-ориентирующей игры: Автореф.дис.
канд.пед.наук / В.П. Пивченко. - Новосибирск, 1995. - 22 с.
58. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников / М.М. Плоткин. -М.: Прайм, 2003. - 200 с.
59. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни - М.: Сфера, 2012
60. Попов С.В. Валеология в школе и дома / С.В. Попов // О физическом благополучии школьников. - 1997. - № 1. - С. 23-33
61. Правильный выбор: программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни / сост. С.М. Чечельницкая и др. - М.: Прайм, 2005. - 111 с.
62. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков // Вестник образования России. - 2004. - № 18. - С. 34-43
63. Проведение ролевого тренинга по искоренению вредных привычек. -алкоголя и наркотиков. - Кострома, 2005. - 16 с.
64. Программа воспитания подростков: первый этап эксперимента / Под ред. Р.У.Богдановой. - СПб.: Речь, 2005. - 123 с.
65. Психологический словарь / Авт.сост. В.Н. Копорулина и др. - Ростов-на-Дону, 2004. - 640 с.
66. Психология современного подростка / Под ред. Л.А.Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
67. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: МГУ, 1990. - 494 с.
68. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.
69. Румянцев А.Г., Пимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей / А.Г. Румянцев, М.В. Пимакова, С.М. Чечельская. - М.: Сфера, 2004. - 388 с.
70. Сборник методических материалов по профилактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях / Е.И. Алаторцева [и др.]; под ред. Е.В. Белоноговой, О.П. Ткаченко; Обл. психолого валеологический центр. - Кемерово: Радуга, 2004. - 136 с.
71. Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков. - М.: МГУ, 2006. - 88 с.
72. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб. пособие для вузов / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
73. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 178 с.
74. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев . - М.: Сфера, 2002. - 368 с.
75. Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева / В.М. Бехтерев Избранные работы по социальной психологии. - М.:Наука,1994. - 400 с.
76. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования / А.Д. Степанов, Д.А. Изуткин // Советское здравоохранение. - 1981. - № 5. - С. 6
77. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1988. - 289 с.
78. Тамошин Ю. Внеурочная воспитательная работа: измеримые и конкретные результаты / Ю. Тамошин // Директор школы. - 2001. - № 8. - С. 21-28
79. Татарникова Л.Г., Коновалова Н.Г., Сметанкина С.И. Введение в педагогику здоровья учителя / Л.Г. Татарников, Н.Г. Коновалова, С.И. Сметанкина. - СПб.: Речь, 2006. - 252 с.
80. Терентьев Л.А. Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения / Л.А. Терентьев // Семья и здоровье. Материалы III Международного конгресса «Российская семья». - М.,
2006. - С. 254-257
81. Тестирование детей / Авт.-сост. В. Богомолов. - Ростов/ на Дону: Феникс, 2005. - 352 с.
82. Труфанова О.К. К вопросу о психологической характеристике
состояния соматического здоровья / О.К. Труфанова //
Психологический вестник РГУ. - 1998. - № 3. - С.70-71
83. Туманя Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.С. Туманян. - М. : Академия, 2006. - 332 с.
84. Устав Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля года) // Министерство здравоохранения. - М.: Медицина, ВОЗ, Женева, 1968.
85. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Под ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов / на Дону: Феникс, 2014. - 245 с.
86. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования. - М.: Сфера, 2004. - 172 с.
87.Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 3-14
88.Чумаков Б.Н. Валеология / Б.Н. Чумаков. - М.: Сфера, 1997. - 156 с.
89. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе / М.В. Шакурова. - М.: Прайм, 2004. - 272 с.
90. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Гардарики, 2006. - 384 с.
91. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. - М.: АСТ, 2005. - 734 с.
92. Школа семейной педагогики здоровья. - Вологда: Бам, 2004. - 88 с.
93. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. - М.: Модэк, 2010. - 367 с.
94. Шубина H.A. Новые подходы к повышению эффективности социализации школьников / Н.А. Шубина// Актуальные проблемы теории и практики социальной работы. - Екатеринбург, 2002. - С. 182- 184
95. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии / Н.В. Яковлева // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - Ярославль, 1998. - С. 364-366
96. Ястребов В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: Автореф .дис. канд.пед.наук / В.В. Ястребов. - Волгоград, 2004. - 24 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ