Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЦЕНЕ

Работа №80488

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ В НАРОДНОМ ТАНЦЕ 7
1.1. Индивидуальность - основа исполнительского мастерства 7
1.2. Исполнительские традиции казахского народного танца
(исторический аспект) 14
1.3. Тематическое многообразие и особенности исполнения
казахских танцев 24
ГЛАВА 2. СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ
ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КАЗАХСКОГО ТАНЦА.... 31
2.1. Изучение и преподавание казахского танца в системе
подготовки профессиональных исполнителей народного танца 31
2.2. Конкурсы казахского танца как средство сохранения
исполнительских традиций 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание и глубина любого народного танца могут быть верно, и полно раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Точность - это не простой профессиональный педантизм, не шаблон, не самоцель, а прежде всего живое, поэтически вдохновенное чувство танца, которое определяет зрелость и совершенство исполнительского мастерства.
Отличительной особенностью казахского танца, рожденного в глубокой древности, было то, что танец исполнялся сольно и только мужчинами. В исследованиях сценического театрального искусства упоминаются известные в народе комики и плясуны: Ахмет Берсагимов, Рахим Асылбеков, Зарубай Кулсеитов, Курманбек Джандарбеков. Они были первыми исполнителями - профессионалами. Основными отличительными чертами мужского казахского танца были собранный корпус тела, невероятная экспрессия исполнения, резкие, порывистые движения, работа каждого сустава. Традиции мужского исполнительства старались сохранить и передать первые профессиональные танцовщики - Аубакир Исмаилов, Даурен Абиров.
Женский казахский танец - это полностью сценическое искусство. Но нет ни одного упоминания историков, этнографов, путешественников о танцевальном творчестве женщин. Становление и развитие женского казахского танца связано с Шарой Жиенкуловой. Ее танец «Келиншек» (молодуха) в музыкальном спектакле «Айман-Шолпан» в 1933 году был первой попыткой создания женской сценической хореографической лексики, которая стала основой для создания последующих.
Современный казахский танец претерпел значительные изменения по сравнению с первыми сценическими вариантами. Прежде всего, эти изменения касаются техники исполнения. Она стала сложнее. Это связано с возникновением системы подготовки профессиональных артистов ансамблей народного танца. Это такие образовательные учреждения, как: Алматинское хореографическое училище им. А. Селезнева, Республиканский колледж эстрадно-циркового искусства, Академия музыки, Академия хореографии, областные колледжи культуры и искусства. Образовательный процесс здесь является традиционным, включая общепринятые дисциплины - классический, народно-сценический танцы, композиция танца, основы музыки и т.д. В результате движения народного танца, подкрепленные исполнительской техникой классического танца, обрели большую виртуозность, пластичность, силу, благородство, образность и характерность художественного выражения.
Анализируя творческий путь мастерства исполнения известных артистов, имеющих индивидуальный почерк, напрашивается вопрос: «Почему сегодня стало исчезать сольное исполнительское искусство?».
Одной из причин можно назвать возникновение массовых форм сценического исполнения - ансамблей народного танца. Наиболее яркими, зрелищными считаются групповые танцы. Добиться четкости движений гораздо легче, чем найти и подготовить солиста-исполнителя, который мог бы в одиночку своим искусством завладеть вниманием всех зрителей. В результате, в концертных программах профессиональных коллективов выступления солистов оказались не востребованными, что привело практически к исчезновению сольного танца.
Вторая причина вытекает из первой: хореографические композиции современных профессиональных и самодеятельных коллективов это стилизованные казахские танцы, которые требуют синхронности движений и даже схожести танцоров на одно лицо. Эта тенденция привела к нивелированию сольного танца, к снижению интереса исполнителей к творческому росту. Танцы становятся похожими друг на друга и отличаются порой только костюмами и музыкой. Во многих
самодеятельных и даже профессиональных коллективах руководителей интересует больше чисто техническое мастерство, которое доставляет зрителям только эстетическое удовольствие. Балетмейстеры не уделяют должного внимания развитию индивидуального мастерства.
Постепенно угасает подлинное народное импровизационное плясовое творчество, забываются и не используются национальные, не менее интересные движения и приемы, разработанные Шарой Жиенкуловой, Дауреном Абировым, Сарой Кушербаевой, Тати Изимовой. Незаслуженно забыты воссозданные Ольгой Всеволодской-Голушкевич этнографические сюжеты, движения и образы. В результате казахский танец все более отдаляется от национальной манеры, свойственной народным исполнителям.
Сегодня по казахской хореографии создана достаточная теоретическая база. О национальных особенностях казахского танца, его становлении и развитии в разное время писали Д. Абиров, А. Исмаилов, Л. Сарынова, Г. Жумасеитова, Т. Кишкамбаев, Л. Мамбетова. Методику изучения казахского танца предложили А. Кульбекова, Г. Бейсенова, Г. Орумбаева. Но при всем многообразии казахских танцевальных движений, предлагаемых разными авторами для изучения, не существует единой методики в преподавании и не выработана единая терминология. Но, тем не менее, можно выделить ряд наиболее устойчивых и распространенных элементов, которые являются своеобразным алфавитом, из которого складываются танцевальные «слова» и «фразы». Каждый такой элемент носит национальную окраску и раскрывает национальные особенности характера казахского народа. Транскрипция многих фольклорных движений на профессиональный хореографический язык может придать сценическим танцам оригинальный национальный характер.
Проводимые с 1992 года республиканские конкурсы имени Шары Жиенкуловой, многочисленные фестивали, мастер-классы стараются решить эти проблемы. Казахский танец становится предметом обсуждения семинаров, конференций, круглых столов. Все эти мероприятия направлены на выявление талантливых исполнителей, на решение задач сохранения и развития преемственности народных исполнительских традиций, возрождение традиционного сольного казахского танца.
Таким образом, мы можем выявить противоречие: с одной стороны - повышенный интерес к народному танцу, количественный и качественный рост хореографических коллективов, а с другой стороны - потеря исполнительских традиций в сценической практике профессиональных и любительских ансамблей танца.
Вопросы соотношения традиций и современности в казахской хореографии послужили отправной точкой в выборе темы исследования: «Сохранение народных исполнительских традиций на профессиональной сцене».
Цель исследования - раскрыть национальные особенности исполнительских традиций казахского танца.
Объект исследования - казахский танец.
Предмет исследования - исполнительское мастерство профессиональных артистов народного казахского танца.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по теме исследования;
- раскрыть понятия «индивидуальность», «манера исполнения» как характерной черты исполнительского мастерства артиста;
- проследить этапы становления и развития казахского танца через творчество народных и профессиональных исполнителей;
- определить отличительные особенности исполнительской манеры мужских и женских казахских танцев;
- раскрыть методику изучения и преподавания казахского танца в системе подготовки профессиональных исполнителей народного танца;
- показать значение конкурсов в решении задач сохранения национальных исполнительских традиций.
В исследовании мы опирались на труды этнографов, искусствоведов по теории и истории народной казахской культуры (А.В. Затаевича, И.
Алтынсарина, У. Джанибекова, Р.С. Джунусовой, З.Б. Ажибековой); работы, раскрывающие проблемы развития казахской национальной хореографии (Л.П. Сарынова, Д.Т. Абиров, С.Б. Жукенова, А.А. Жолтаева); учебно-методические пособия по преподаванию казахского танца (Г. Бейсенова, С. Кульбекова, И. Тобагабылова, Ш. Салимбаева).
Гипотеза: мы предположили, что сохранение исполнительских традиций в творчестве современных артистов народного танца возможно при условии сочетания профессионального технического мастерства, актерских способностей с пониманием и освоением характера и манеры исполнения движений, с развитием индивидуальности.
В работе над раскрытием темы мы использовали такие методы, как:
- изучение научной литературы по теме исследования;
- просмотр и анализ видеоматериалов с выступлениями профессиональных артистов с целью выявления особенностей исполнения;
- изучение и анализ программ и методических рекомендаций по преподаванию казахского танца;
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сделан анализ творчества профессиональных артистов, выявлены особенности их исполнительской манеры. Материалы работы могут быть полезны руководителям самодеятельных хореографических коллективов, педагогам дополнительного образования, постановщикам казахских танцев.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения. В конце работы представлен список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Народный казахский танец представляет собой одну из граней художественной культуры общества, воплощает этнохудожественное сознание и этнохудожественную деятельность поколений. Являясь составной частью духовной культуры народа, он является синкретическим видом искусства и неразрывно связан с языком, устным народным творчеством, религией, декоративно-прикладным искусством, костюмом, обычаями, традициями, обрядами, которые оказали определенное влияние на лексику, определили тематику, содержание, сюжет танцев.
В исследовании мы рассмотрели наиболее распространенные в народе танцы. Все они имеют содержание, в котором отражена жизнь казаха. Исполнителями танцев, как правило, были мужчины.
Яркими представителями народной танцевальной культуры были А. Исмаилов, Д. Абиров. Народные танцовщики являлись одновременно и постановщиками композиции танца, и ее исполнителями.
Характерной чертой исполнения казахских танцев является импровизация, сочетание яркого эмоционального характера танца с изобретательностью и находчивостью плясунов. Мастерство артиста определяется технической подготовленностью, совершенством и выразительностью исполнения, и самое главное - способностью передачи движений, в присущей только ему индивидуальной манере исполнения, повторения которой быть не может.
Также мы определили, что становление женского сценического казахского танца началось не с обработки танцевального фольклора, как это было с мужскими плясками, а создания заново. Первые женские сценические танцевальные образы принадлежат Шаре Жиенкуловой. Благодаря ее интерпретации и талантливому исполнению, движения первых стилизованных казахских танцев становятся подлинными средствами народной хореографии.
Активное развитие казахской народно-сценической хореографии связано с творчеством таких балетмейстеров, как Ю. Ковалев, Д. Абиров, З. Райбаев, Б. Аюханов, М. Тлеубаев. Каждый из них, имея свой оригинальный почерк хореографа, принес и закрепил новые принципы в постановку казахского танца. Благодаря чутью ведущих балетмейстеров появились новые имена исполнителей сольного танца, репертуар которых отличался разнообразием стиля и манеры.
Сегодня казахский танец занимает достойное место в репертуаре таких профессиональных ансамблей, как: Государственный ансамбль танца Республики Казахстан «Салтанат», молодежно-эстрадный театр танца «Гульдер», Государственный ансамбль фольклорного танца «Алтынай», театр танца «Наз». Кроме этого, создано огромное количество ансамблей при областных филармониях, военные ансамбли, самодеятельные хореографические коллективы.
Казахский танец в творчестве профессиональных исполнителей получил развитие за счет обогащения движениями балетной техники, народно-сценической и современной хореографии, взаимосвязи с танцевальными традициями других народов. Активно применяются принципы стилизации.
Сохранение и развитие казахского народного танца на высоком профессиональном уровне возможно при комплексном подходе к его обучению. Это стало возможно, благодаря созданию системы профессионального образования - открытию в хореографическом училище народного отделения.
Обучение строится на методической последовательности, постепенном, естественном углублении в этнический прикладной материал на основе сравнительного анализа характерных черт казахского танцевального фольклора. Если про женский танец мы говорим, как о танце рук, то казахский мужской танец - это танец всего тела, танец виртуозных движений ног, сложных орнаментальных движений рук, необычных движений корпуса, плеч и головы. В связи с этим, в женском классе большое внимание уделяется разработке, постановке рук с последующим изучением движений ног, корпуса в работе у станка и на середине. В мужском классе большое внимание уделяется силовым движениям, прыжкам, трюкам.
Несмотря на имеющиеся методические, теоретические, практические материалы выдающихся специалистов в области национальной хореографии актуальным вопросом остается методика преподавания. Основная задача педагогов, а в дальнейшем постановщика и исполнителя - добиться характерной манеры исполнения, сделать так, чтобы каждое движение было оправдано в танце, несло смысловую нагрузку, выполняло актерскую задачу и раскрывало содержание танца. Артист должен владеть секретом жизнеспособности народного танца, уметь выразить национальную самобытность народа, его дух и темперамент.
В ходе исследования, анализируя творчество профессиональных ансамблей, мы выявили главную проблему современного казахского сценического искусства. Это отсутствие ярких, запоминающихся сольных выступлений. Одним из главных факторов является воспитание в ансамблях танца танцоров с яркой индивидуальностью и постановкой для них сольных номеров. Балетмейстеры должны больше уделять внимания развитию индивидуального мастерства исполнителей. Интерпретация, дающая возможность соединения нехарактерных движений, задумок, органично подчеркивающих фольклорную суть, способна направить развитие казахского танца не только в сторону технического усложнения движений, но и в сторону укрепления исполнительских традиций.
Поэтому мы считаем, что характерной чертой современного сценического искусства должно стать переосмысление исполнительского и балетмейстерского наследия, и заинтересованность педагогов и постановщиков в воспитании исполнителях, обладающих яркой индивидуальностью.



1. Абиров, Д. История казахского танца [Текст]: Учебное пособие / Д.Т. Абиров. - Алматы: «Санат», 1997. - 160 с.
2. Балтабаев, М.Х. Концептуальная модель государственного регулирования социального развития культуры в Казахстане [Текст] / М.Х. Балтабаев, М.С. Арзумбетова.- Алматы, 2006. - 32 с
3. Бейсенова, Г.Н. Казахский танец [Текст]: программа по казахскому танцу для хореографических училищ, / Г.Н. Бейсенова. - Алматы, 1993. - 18 с.
4. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии [Текст] / Ю.В. Бромлей. - М., 1983. -277 с.
5. Всеволодская-Голушкевич, О.В. Школа казахского танца.- Алматы: Онер, 1994.-184 с.
6. Горбачев, А.А. Проблемы и перспективы культурологического образования в вузах культуры Казахстана [Текст] / А.А. Горбачев // Проблемы и перспективы молодого вуза культуры: Тезисы докладов на межрегион. научно-практической конференции.- Уральск, 2014. - С.14-15.
7. Дальгейм, А. Казахские танцы [Текст] / А. Дальгейм, А. Ескалиев. - Алматы: Онер, 1997. - 68 с.
8. Джанибеков, У. Айтысы и искусство танца: о взаимосвязях песенной импровизации и танца [Текст] / У. Джанибеков, О.В. Всеволодская-Голушкевич // Простор. - 1988. - № 1. - С. 24-27.
9. Джанибеков, У. Проблемы традиционного искусства казахов в историко-этнографическом аспекте [Текст]: дис. ...канд. ист. наук / У. Джанибеков.- Новосибирск, 2011. - 210 с.
10. Джулумбетова, Г.А. Танцы народов Средней Азии и Казахстана [Текст] / Г.А. Джулумбетова.- Алматы: Онер, 2004.- 102 с.
11. Диваев А.А Из области киргизских верований [Текст] / А.А. Диваев. - Казань, 2011
12. Жиенкулова, Ш. Би орнектери (на каз.яз.) [Текст] / Ш.
Жиенкулова. - Алматы, 2010. - 314 с. [Электронный ресурс]. URL:
https://books.google.ru/books/about/(дата обращения 14.10.2018)
13. Жиенкулова, Ш. Казахские танцы [Текст] / Ш. Жиенкулова. - Алматы: Онер, 1985. - 276 с.
14. Жиенкулова, Ш. Тайна танца [Текст] / Ш. Жиенкулова. - Алматы: Онер, 1980.- 280 с.
15. Жолтаева, А.А. Традиционный казахский танец в системе этнохудожественного образования [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / А.А. Жолтаева. - М., 2012.- 167 с.
16. Жузбасов, К.Г. Казахи [Текст] / К.Г. Жузбасов. - Алматы: Казахстан, 1995.- 352 с.
17. Жукенова С.Б. Проблемы совершенствования подготовки руководителей самодеятельных хореографических коллективов в Казахстане. Тезисы докл.на межвуз.науч.конф. - [Электронный ресурс]. URL:https://books.google.ru/books/about/(дата обращения 07.11.2018)
18. Жукенова, С.Б. Социально-педагогические факторы развития самодеятельного хореографического искусства в Казахстане [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / С.Б. Жукенова. - М., 1991.- 195 с.
19. Казахи: учебное пособие для студ. ВУЗов / Б. Казыханова, Б. Ибраев; под ред. К.Г. Жусбасова. - Алматы: Казахстан, 1995.- 325 с.
20. Казыханова, Б. Эстетическая культура казахского народа.
[Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books/about/(дата
обращения 07.11.2017)
21. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика.- М., 1988.
22. Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством [Текст] / под ред. К.Г. Жусбасова. - Алматы, 2001.- 264 с.
23. Кузнецова, Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа и его формирование: автореф. дис. ...канд. пед. наук /
Т.М. Кузнецова. [Электронный ресурс]. URL: http://any-
book.ru/book/show/id/33259 (дата обращения 07.06.2018)
24. Кульбекова А.К. Казахский танец. Учебно-методическое пособие для вузов по специальности 060440 «Хореография». - Уральск, ЗКГУ, институт культуры им. Даулеткерея, 2002. - 87с.
25. Кульбекова А.К. Содержательные аспекты казахского народного танца // Вестник МГУКИ. - 2008. - №3 (19). - 253-257с
26. Кульбекова А.К. Формирование исполнительских навыков у студентов-хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана // Вестник МГУКИ. - 2007. - №3 (19). - 178-182с
27. Кульбекова, А.К. Казахский танец [Текст]: Учебно¬
методическое пособие / А.К. Кульбекова. - Уральск, 2010. - 87 с.
28. Мухамбаева А.Х. Национальные обычаи и традиции казахского народа и их влияние на воспитание детей и молодежи: Дис.канд.пед.наук.- М., 2004.-С.50.
29. Наумова, О.Б. Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана: автореф. дис. ...канд. ист. наук / О.Б. Наумова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/etnografia/sovremennye-jetnokulturnye-processy-u-kazahov-v-mnogonacionalnyh-rajonah.html(дата обращения 11.08.2018)
30. Орумбаева, Г. Казахский танец. Методика его преподавания [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Г. Орумбаева, А. Калелова; под ред. Г. Бейсеновой. - Алматы: Респуб.изд.каб., 2015. - 160 с.
31. Программа по казахскому народному танцу для факультетов
хореографии высших учебных заведений / под. ред. А. Кульбековой. [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-
metodika-prepodavaniya-kazakhskogo-narodnogo-tantsa-v-vuzakh-kultury-i-iskusstv(дата обращения 23.09.2018).
32. Сапарова, Ю.А. Становление и развитие художественной самодеятельности в Казахстане: дис. ...канд. пед. наук / Ю.А. Сапарова.- [Электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/kult-prosvet/stanovlenie-i- razvitie-hudozhestvennoj-samodejatelnosti(дата обращения 23.07.2018).
33. Сарынова, Л.П. Балетное искусство Казахстана [Текст] / Л.П. Сарынова. - Алма-Ата: Наука, 1976. - 176 с.
34. Слыханова В. Формирование движенческих навыков. Движения и элементы мужского народного танца /В. Слыханова.- Век информации. - 2009. - 45с.
35. Сохранение и возрождение фольклорных традиций [Текст]: сборник / Сост. Бинин.- АлмаАта.-М., 2011. - 256 с.
36. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений [Текст] / И.В. Суханов.- М.: Политиздат, 1976.- 216 с.
37. Ткаченко Т.С. Народный танец [Текст] / Т.С. Ткаченко.- М.: Искусство, 2011.- С. 17-22.
38. Уральская, В.И. Выразительные средства современного хореографического искусства [Текст] / В.И. Уральская // сб. Вопросы воспитания балетмейстера в театральном ВУЗе. - М.: ГИТИС, 1980, с.31 ст.
39. Федянина, Л. Классика казахстанского балета [Текст] / Л. Федянина. - Алматы: Фонд Сорос Казахстан, 2002. - 224 с.
40. Формирование национального балета в Казахстане [Электронный ресурс] URL:http://allrefs.net/c2/2sigt/(дата обращения 05.08.2018)
41. Шанкибаева, А. Казахская хореография: развитие форм и художественных средств [Текст]: автореф. дис.канд. искусствоведения / А. Шанкибаева. - Алматы, 2006. - 24 с.
42. Шаханова, Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки) [Текст] / Н. Шаханова. - Алматы, 1998. - 98 с.
43. Шевчук Л.В. Дети и народное художественное творчество [Текст] / Л.В. Шевчук. - М.: Просвещение, 1985. - 178 с.
44. Шереметьевская Н. Танец на эстраде [Текст] / Н. Шереметьевская. - М.: Искусство, 1985. - 344 с.
45. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/i/1 -igra.html(дата обращения 14.10.2018).
46. Эльяш Н. Казахский балет. Из стенограммы выступления во Всероссийском театральном обществе 23 декабря 1958 г. - Архив ГАТОБ им. Абая
47. Этнополитогенез казахской нации [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/569035/vvedenie#339(дата обращения 14.10.2018).
48. Этническая и национальная культуры. Культурология:
конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://culture.wikireading.ru/58907(дата обращения 14.10.2018)
49. Южалина Н.С. Менталитет как социокультурная целостность: автореф. дис. канд. культурологии [Текст] / Н.С. Южалина. - Челябинск, 2003. - 30 с.
50. Янковская, О.Н. Учить ребенка танцам необходимо [Текст] / О.Н. Янковская // Начальная школа. - 2000, - №2. - С. 34-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ