Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №70185

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ РУССКИХ
НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия «двигательное развитие» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности двигательного развития старших
дошкольников 14
1.3. Педагогические условия влияния русских народных
подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Изучение двигательного развития старших дошкольников на
констатирующем этапе 31
2.2. Методические рекомендации по использованию русских
народных подвижных игр для двигательного развития старших дошкольников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ

Изучение показателей здоровья, физического и двигательного развития
детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время. По данным
Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко,
В.И. Усакова и др., от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного возраста
имеют низкий уровень двигательного развития.
Причины этого кроются в современном образе жизни. Основную часть
свободного времени современный ребенок проводит у телеэкрана.
Психологи, педагоги, медики отмечают общую для детских дошкольных
учреждений и школы тенденцию – снижение двигательной активности детей
(Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для
ребенка-дошкольника и младшего школьника потеря в движениях – это
потеря в здоровье, развитии, знаниях.
В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает
выявление новых источников пополнения и обогащения средств
двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно
быть использование народных традиций физического воспитания, поэтому
весьма актуально изучение возможностей обогащения двигательного развития
детей старшего дошкольного возраста на основе применения русских народных
игр.
По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой,
П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры
являются эффективным средством физического воспитания. А.В. Запорожец
подчеркивал, что подвижная игра представляет собой первую, доступную
для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное
воспроизведение навыка движений. Народные игры представляют большую
ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры4
личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания
нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.
Проблема использования народных подвижных игр как средства
двигательного и психического развития детей нашла
отражение в современных исследованиях Н.Н. Беспаловой, Т.П. Козлова,
В.М. Григорьева, В.И. Прокопенко.
Дидактические основы обучения дошкольников элементам спортивных
игр систематизированы и обобщены в исследованиях Э.Й. Адашкявичене,
Л.Н. Волошиной, В.Г. Гришина, Т.Н. Дмитренко, В.И. Усакова,
А.А. Чепуркиной и др. Использование материалов данных исследований дает
возможность осуществлять рациональный выбор средств и методов
обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на
основе применения русских народных игр.
Несмотря на то, что проблема физического воспитания дошкольников
нашла свое отражение в многочисленных исследованиях педагогов, однако
вопрос использования народных игр, направленных на двигательное развитие
детей 5-6 лет представлен не достаточно.
Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема
которого формулируется следующим образом: каковы педагогические
условия влияния русских народных подвижных игр на двигательное развитие
старших дошкольников. Это определило выбор темы исследования «Влияние
русских народных подвижных игр на двигательное развитие старших
дошкольников».
Цель работы: выявить педагогические условия влияния русских
народных подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников.
Объект исследования: процесс двигательного развития детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия влияния русских
народных подвижных игр на обогащение двигательного развития детей
старшего дошкольного возраста.5
Гипотеза исследования: влияние русских народных подвижных игр на
двигательное развитие старших дошкольников будет эффективно при
соблюдении следующих условий:
- учитывать возрастные и индивидуальные возможности старших
дошкольников;
- применять задания, упражнения в игровой форме для создания
положительной эмоциональной атмосферы;
- использовать последовательный переход от разучивания элементов в
упражнениях к совершенствованию в ходе самой игры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «двигательное развитие» в психологопедагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать двигательное развитие детей старшего
дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия использования русских
народных подвижных игр как средство двигательного развития старших
дошкольников
4. Исследовать уровень двигательного развития старших
дошкольников на констатирующем этапе.
5. Разработать методические рекомендации по использованию русских
народных подвижных игр, направленных на двигательное развитие старших
дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы
использовался комплекс методов исследования: теоретические: анализ
психолого-педагогической и философской литературы, эмпирические:
наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
контрольный), количественный и качественный анализ полученных
результатов.
База исследование: Муниципальное дошкольное Образовательное
учреждение «Центр развития ребѐнка-детский сад № 4 п. Майский
Белгородского района, Белгородской об

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Отечественные педагоги, ученые и общественные деятели указывали
на большое значение народных подвижных игр. Е.Н. Водовозова,
П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, К.Д. Ушинский и др., отмечали, что народные
подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.
А.В. Запорожец подчеркивал, что подвижная игра представляет собой
первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая
предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Народные
игры представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и
физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и
навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и
обычаям. В связи с чем важным является использование народных подвижных
игр для обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного
возраста на основе применения русских народных игр.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования позволил рассмотреть определение «двигательного развития».
В работе мы опирались на определение «двигательное развитие», авторами
которого являются М.Н. Дедулевич, И.К. Ковалевский, В.А. Шишкина. Они
рассматривают его как процесс количественных и качественных изменений в
освоении ребенком движений. При этом результатом развития является
полноценное овладение ребенком основными движениями, разнообразие
двигательных навыков, совершенствование тонкой моторики, развитие
двигательных способностей.
Изучение особенностей двигательного развития старших
дошкольников позволило выявить следующие особенности: в старшем
дошкольном возрасте происходит становление двигательных способностей,
формируются важные базовые двигательные умения и навыки, создается
фундамент двигательного опыта. Все, что обеспечивает двигательное48
развитие ребенка, становится стимулирующим фактором развития
интеллектуальной, эмоциональной и других сфер личности.
Как показывают современные исследования, многие дети так и не
достигли возрастных показателей двигательного развития. В связи с этим
весьма актуальным является поиск путей обогащения двигательного
развития ребенка-дошкольника. Наиболее естественной основой
двигательного развития дошкольников являются детские подвижные игры,
взятые из сокровищницы народных игр, в том числе игра городки.
Практическая работа с целью изучения влияния русских народных
подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников
осуществлялась на базе МДОУ «ЦРР-д/с №4 п. Майский». Результаты
изучения уровня двигательного развития дошкольников на констатирующем
этапе педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что
способы организации работы в старшей группе в недостаточной степени
позволяют совершенствовать двигательную активность и разработать
методические рекомендации для педагогов по использованию русских
народных подвижных игр для двигательного развития старших
дошкольников. При разработке которых мы опирались программу «Играйте
на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет Л.Н. Волошиной и на
педагогические условия гипотезы, о том, что влияние русских народных
подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников будет
эффективно при соблюдении следующих условий: учитывать возрастные и
индивидуальные возможности старших дошкольников; применять задания,
упражнения в игровой форме для создания положительной эмоциональной
атмосферы; использовать последовательный переход от разучивания
элементов в упражнениях к совершенствованию в ходе самой игры.


1. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.И. Адашкявичене. - М. : Просвещение, 1992. - 158 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л. : Л-Издат, 1968. - 38 с.
3. Анохин, П.К. Теория функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 134 с.
4. Аракелян, О.Г. Обучение прыжкам в детском саду [Текст] : учеб. пособие для вузов / О.Г. Аракелян, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. - М. : Академия, 1999. - 201 с.
5. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин; Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М. : Просвещение, 1968. - 445 с.
6. Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть [Текст] / И.А. Аршавский. - М. : Советский спорт, 1990. - 136 с.
7. Бальсевич, В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет [Текст] / В.К. Бальсевич, М.Н. Королева, Л.Т. Майорова // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №10. - С. 22-32.
8. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиология активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1966. - 349 с.
9. Беспалова, Н.Н. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.Н. Беспалова. - Барнаул, 2002. - 28 с.
10. Бецкой, И.И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества. История дошкольной педагогики в России [Текст] / И.И. Бецкой; Под ред. С.Ф. Егорова. - М. : Просвещение, 1982. - 346 с.
11. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М.М. Боген. - М. : Физкультура и спорт. 1985. - 193 с.
12. Бруннер, Д. Процесс обучения [Текст] / Д. Бруннер; пер. с англ. - М., 1962. - 120 с.
13. Быкова, А.И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Быкова. - М., 1949. - 25 с.
14. Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст] / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 224 с.
15. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] : Пособие для воспитателей д/сада / Е.Н. Вавилова. - М. : Просвещение, 2000. - 198 с.
16. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 224 с.
17. Волошина, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л.Н. Волошина. - М. : АРКТИ, 2005. - 108 с.
18. Волошина, Л.Н. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] : монография / Л.Н. Волошина, М.М. Мусанова. - М. : ИД Академии Естествознания, 2012. - 234 с.
19. Вундт, В. Очерк психологии [Текст] / В. Вундт; Под ред. Н.Я. Грота. - М. : Москов. книгоизд-во, 1912. - 304 с.
20. Выготсткий, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Воронеж, 1996. - 511 с.
21. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей [Текст] / С.И. Гальперин. - М. : Просвещение, 1965. - 286 с.
22. Гориневский, В.В. Совместные игры мальчиков и девочек [Текст] /
В.В. Гориневский. - М. : Молодая Гвардия, 1930. - 322 с.
23. Григорьев, В.М. Народные игры и традиции в России [Текст] / В.М. Григорьев. - М. : Патит, 1994. - 204 с.
24. Гришин, В.Г. Игры с мячом и ракеткой [Текст] / В.Г. Гришин. - М. : Просвещение, 1982. - 211 с.
25. Гроос, К. Душевная жизнь ребенка [Текст] / К. Гроос. - Киев, 1916. - 240 с.
26. Губа, В.П. Эффективность метода освоения основных спортивных умений [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Губа. - М., 1985. - 21 с.
27. Дедулевич, М.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н. Дедулевич, В.А. Шишкина. - Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2013. - 92 с.
28. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
29. Дмитренко, Т.И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Дмитриенко. - Киев : Радянська школа,
1973. - 226 с.
30. Дуркин, П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре [Текст] : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Архангельск, 1995. - 43 с.
31. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] : Избр. психол. тр. / А.В. Запорожец. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 731 с.
32. Зданевич, А.А. Общая структура показателей, определяющих результат в метаниях у школьников с применением различных методов факторного анализа [Текст] / А.А. Зданевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №1. - С. 40-53.
33. Змановский, Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание - ведущие факторы укрепления здоровья ребёнка [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1978. - №8. - С. 45-51.
34. Иваненко, М.А. Социальное развитие ребенка в период детства
[Текст] : Понятийно-терминологический словарь / М.А. Иваненко,
Л.В. Моисеева. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2002. - 329 с.
35. Исаенко, Ю.М. Модель процессуального и содержательного обеспечения двигательной активности младших дошкольников [Текст] / Ю.М. Исаенко, Л.Н. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 30-34.
36. Исаенко, Ю.М. Педагогическое обеспечение двигательной активности детей 3-4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.М. Исаенко. - Белгород, 2012. - 28 с.
37. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
38. Карманова, Л.В. Физическая культура в старшей группе детского сада [Текст] / Л.В. Карманова, В.Н. Шебеко. - Минск : Полымя, 1997. - 196 с.
39. Кобяков, Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека [Текст] / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 11. - С. 20-23.
40. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.А. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : МарТ, 2005. - 448 с.
41. Козак, О.Н. Путешествие в страну [Текст] / О.Н. Козак. - СПб. : Союз, 1998. - 268 с.
42. Кокорева, О.И. Развитие точности движений у детей 6-го года жизни в играх-эстафетах [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.И. Кокорева. - М., 1997. - 28 с.
43. Коменский, Я.А. О воспитании [Текст] / Я.А. Коменский. - М. : Школьная пресса, 2003. - 98 с.
44. Куссмауль, А. Расстройство речи : Опыт патологии речи [Электронный ресурс] / А. Куссмауль; пер. с нем. А.М. Ногаллер. - Киев, 1999. - 276 с.; Режим доступа: https://www.pqosle.ru/url7saGvPwr5D63LnkV
45. Лебедева, Т.Н. Школа и здоровье учащихся [Текст] / Т.Н. Лебедев. - Минск : Университэцкае, 1998. - 224 с.
46. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт. 1952. - Т. 1. - 370 с.; Т. 2. - 380 с.
47. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №6. - С. 10-15.
48. Лях, В.И. О классификации координационных способностей [Текст] / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 7. - С. 28¬31.
49. Маланов, С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы [Текст] /
С.В. Маланов. - Воронеж : Изд-во НПО «Мода», 2001. - 223 с.
50. Маллаев, Д. Теория и практика психотехнических игр [Текст] / Д. Маллаев, Д. Гасанова. - М. : ООО «Гуманитарный ИД ВЛАДОС», 2013. - 200 с.
51. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной психологии и физиологии [Текст] / А.А. Маркосян. - М. : Просвещение, 1974. - 297 с.
52. Михайлова, С.Н. Развитие координации движений у детей 6-7 лет, как основа повышения их физической подготовленности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук С.Н. Михайлова. - СПб., 1990. - 25 с.
53. Ноткина, Н.А. Индивидуальные различия в формировании двигательных качеств дошкольников [Текст] / Н.А. Ноткина // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду : Межвузовский сборник науч. тр. : ЛПГИ им. А.И. Герцена, 1985. - С. 146-151.
54. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду: для воспитателей д/с [Текст] / Т.И. Осокина. - 3-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1986. - 304 с.
55. От рождения до школы : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 304 с.
56. Панов, В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Панов. - М., 1996. - 26 с.
57. Пиаже, Ж. Избранные труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Педагогика, 1969. - 659 с.
58. Плеханов, Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти томах. Том I. [Текст] / Г.В. Плеханов. - М. : Госполитиздат, 1956. - 311 с.
59. Покровский, Е.А. Детские игры, преимущественно русские [Текст] / Е.А. Покровский. - СПб., 1994. - 254 с.
60. Правдов, М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.А. Правдов. - СПб., 1992. - 26 с.
61. Прейер, В. Элементы общей физиологии [Текст] / В. Прейер; Пер. проф. И. Тарханова. - СПб. : Типография A.M. Котомина, 1884. - 263 с.
62. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] // Вестник образования. - 2016. - № 1. - С. 146-151.
63. Прокопенко, В.И. Подвижные игры для учащихся начальной школы [Текст] : Учебное пособие / В.И. Прокопенко, И.К. Ковалевский, В.В. Прокопенко. - Екатеринбург : Центр, 2018. - 311 с.
64. Прокопенко, В.И. Традиционные игровые средства физического воспитания народов Севера и их роль в воспитании молодого поколения [Текст] / В.И. Прокопенко, В.В. Прокопенко // Теория и история игры : сб. памяти Е.А. Покровского. - М. : В. 1, 1995. - С. 41-50.
65. Рунова, М.А. Движение день за днем; Двигательная Активность - источник здоровья детей [Текст] : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. / М.А. Рунова. - М. : Линка-Пресс, 2007. - 96 с.
66. Рунова, М.А. Дошкольные учреждения: оптимизация режима двигательной активности [Текст] / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С. 81-86.
67. Сальников, В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития [Текст] / В.А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
- 1997. - №4. - С. 8-12.
68. Сеченов, И.М. Участие органов чувств в работах рук у зрячего и слепого [Текст] / И. М. Сеченов // Избранные произведения; Т. 1. - М. : 1952.
- 516 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ