Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние стиля руководства на эффективность управления современной образовательной организацией

Работа №80486

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
501
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Система управления педагогическим коллективом образовательной организации 7
1.2. Характеристика когнитивных процессов и индивидуально -
психологических свойств личности руководителя, их учет в системе управления педагогическим коллективом 24
1.3. Содержание понятия «индивидуальный стиль
руководства» 40
1.4. Выводы по 1 главе 53
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 55
2.1. Методы и организация исследования 55
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 60
2.3. Рекомендации по повышению эффективности управления руководителям и педагогам школы и оценка их эффективности 72
2.4. Выводы по 2 главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 108

Актуальность исследования. Для решения теоретических и практических задач управления образовательным учреждением все большее значение имеют сегодня базовые принципы и методы управленческой науки. Современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание основ управления. Уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя при создании условий, способствующих формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.
Достижения современной науки и ее вклад в практику управленческой деятельности образовательного учреждения необходимо рассматривать как важнейший резерв повышения эффективности решения проблем, встающих сегодня перед педагогическими коллективами и обществом в целом.
Несоответствия между современными требованиями и реальным уровнем управленческой культуры руководителей образовательных учреждений касаются в основном следующих моментов:
- недостаточное знакомство с современными теориями управления и формирования управленческой культуры;
- недостаточное развитие навыков профессионального анализа особенностей своей личности и личности коллег.
Таким образом, назрела необходимость создания соответствующей программы обучения управленческих кадров, которая обеспечит возможность повышения профессиональной компетентности и культуры управления.
Профессиональная управленческая культура является объектом внимания и изучения различных областей знаний. Различным аспектам профессиональной культуры (культура делового общения, научно-исследовательская культура, педагогическая культура) руководителей
Психологическая наука исследует особенности личности руководителя образовательного учреждения (Е.Е. Ведров, А.Г. Ковалев, И.С. Ладенко, В.Я. Ляудис, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Е.И. Степанова, Г.П. Щедровицкий и др.), рассматривает личностные характеристики, оказывающие положительное или отрицательное влияние на исполнение его социальной роли.
В последние годы усилился интерес к проблеме эффективного управления педагогическими системами, его сущность раскрыты в работах В.И. Зверевой, Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, М.Г. Макарова, Н.В. Немовой, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и других.
Анализ научной педагогической литературы, касающейся вопросов управления образовательным учреждением, а также изучение опыта управленческой деятельности показывают, что в настоящее время недостаточно внимания уделено личностным особенностям руководителя образовательного учреждения, его качествам и эффективности работы, требованиям, которые предъявляет к нему современное общество.
Выбранная нами тема - «Влияние личностных качеств руководителя на эффективность управления современным образовательным учреждением» актуальна, потому что рассматривает основные особенности личности руководителя и современные механизмы эффективного управления педагогическим коллективом.
Предмет - индивидуальный стиль управления и его влияние на эффективность управления современной образовательной организацией.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность управления образовательной организацией будет повышаться, если руководитель, зная предъявляемые к нему требования, стремится к совершенствованию индивидуального стиля управления, развивая в себе те личностные качества, которые необходимы для грамотного управления коллективом.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:
- изучить систему управления педагогическим коллективом образовательного учреждения;
- определить характеристику когнитивных процессов и индивидуально - психологических свойств личности руководителя, их учет в системе управления педагогическим коллективом;
- раскрыть сущность и содержание понятия «индивидуальный стиль управления»;
- исследовать основные психологические аспекты управления в образовательном учреждении;
- разработать рекомендации по повышению эффективности управления руководителям и педагогам школы и дать оценку их эффективности.
Научная новизна данного исследования заключается в попытке определить роль личностных качеств руководителя и его индивидуального стиля в процессе управления образовательной организацией.
Методологическую основу исследования составляют: взгляды различных ученых на роль руководителя в процессе управления (Бандурка A. М., Розанова В.А., Кабаченко Т.С. и др.), теории управления педагогическими системами Лазарева В.С., Поташника М.М, Сластенина
B. А.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы, изучение и обобщение опыта управленческой деятельности, тестирование, ранжирование, наблюдение, беседа, анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятий «управление образовательной организацией», «личностные качества руководителя», «индивидуальный стиль управления» в обосновании зависимости между индивидуальным стилем руководителя и эффективностью управления образовательной организацией.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в практической деятельности руководителей образовательных организаций.
База исследования: КГУ «Урицкая средняя школа №1» отдела образования акимата Сарыкольского района.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы показал, что образовательное учреждение - социальная организация, которая представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), поэтому важно умело и эффективно управлять ею.
Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости.
В целом процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.
Изложенное выше составляет тот минимум теоретических знаний, которым любой руководитель должен владеть и уметь применять его на практике, чтобы управленческая деятельность любого образовательного учреждения всегда была эффективной.
Руководитель образовательного учреждения для успешного управления деятельностью подчиненных должен учитывать их индивидуальные особенности.
Целью эмпирического исследования, проведенного нами, было - выявить основные психологические аспекты управления в школьном коллективе образовательного учреждения.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты психодиагностики и практической работы в КГУ «Урицкая средняя школа №1» отдела образования акимата Сарыкольского района (Р. Казахстан).
Общее число обследованных - 45 педагогических работников, среди которых: директор школы, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе и педагоги школы, каждый из которых является руководителем организации образовательного процесса и, наверняка, руководителем ученического класса, выступая в роли классного руководителя.
Изучение проблемы проведенного эмпирического исследования показало, что успешно выполнены его основные задачи.
Как было установлено в исследовании,
- обследуемые педагоги отличаются различными стилями управления, формирование которых обусловлено, как объективными, так и субъективными способностями, зависящими от личности руководителя;
- в работе со школьниками необходимо обращать внимание на тип темперамента, на выраженные признаки акцентуации личности ученика;
- педагоги - мужчины и педагоги - женщины выделяют разные наиболее значимые для них компоненты управленческих способностей;
- педагоги с высшим образованием выделяют в управленческой деятельности наиболее важные компоненты - коммуникативные умения и профессиональный самоанализ, в то время как руководители со средним образованием не придают особого значения;
- руководители со стажем более 5 лет выделяют наиболее значимые компоненты управленческих способностей: эмоционально - волевой, социально - коммуникативный и организационный, а руководители со стажем до 5 лет, считают проектировочный и конструктивный компоненты.
Мы предлагаем рекомендации по повышению эффективности управления руководителям и педагогам школы, в результате использования которых возможно получить следующие результаты:
• благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
• заинтересовывать всех участников деятельности в достижении намеченных результатов;
• удовлетворенность членов коллектива достигнутыми результатами и условиями работы;
• мотивированность участников на результативный труд.
Мы считаем, что предложенные рекомендации по совершенствованию эффективности управления руководителей КГУ «Урицкая средняя школа №1» отдела образования акимата Сарыкольского района действительно являются эффективными.
Таким образом, цель исследования - изучение личностных качеств руководителей как важнейшего средства повышения эффективности управления в современном образовательном учреждении - достигнута. Задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л.
Наука, 1992. - 240 с.
2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология
управления. - Харьков: Мысль, 2008. - 169 с.
3. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения //Личность и общение: Избр. труды. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - С. 55-64.
4. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М.: Наука,2002. - 345 с.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». -
М.: Гардарики, 2008. - 288 с.
6. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой
деятельности заместителя директора школы. - М.: Центр «Пед. поиск», 2010. - 160 с.
7. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. -
М.: Наука, 2003. - 145 с.
8. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления //
Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1993. - № 2. - С.184 - 196.
9. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов / Пер. с нем. - М.:
Прогресс, 1990. - 214 с.
10. Кабаченко Т.С. Психология управления. - М.: Пед. общество России, 2000. - 384 с.
11. Князев Е. Об искусстве управлять школой // Директор школы. - 1995. - № 6. - С.77-85.
12. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М. Политиздат, 1988. - 271 с.
13. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление . М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.
14. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. М.: Дело, 1996. - 352 с.
15. Кудряшова Л.Д., Каким быть руководителю: Психология
управленческой деятельности. - Л.: Лениздат, 2006. - 160 с.
16. Кузнецов В. Личность директора школы // Народное образование. - 1993. № 9/10. - С. 19-23.
17. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. - М.: Издательство «Корпоративные стратегии», 2004, - 496 с.
18. Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы:
Учебное пособие. - М.: Центр социальных и экономических
исследований, 1997. - 336 с.
19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1997. - 460 с.
20. Михеев. В. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 368 с.
21. Ольшанский В., Волжская Н. Престиж должности и авторитет личности // Директор школы. - 2000. - № 4 - С. 3-10.
22. Омаров А. М. Предприимчивость руководителя. - М.: Издательство
политической литературы, 1990. - 254 с.
23. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.:
Политиздат, 1981. - 170 с.
24. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. -
М.: Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.
25. Пикельная В.С. Теоретические основы управления (школоведческий а спект). - М.: Высшая школа, 1990. - 175 с.
26. Пименовский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. - 2007. - № 5. - С. 97-103.
21. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой // Директор школы. - 2001. - № 6. - С. 34 - 40.
28. Практическая психология для менеджеров: учеб. пособие. Под ред. М.А. Кириллова. - М: Познание, 2006. - 199 с.
29. Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
30. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении
персоналом. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 160 с.
31. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. Социальные организации и управление. - Воронеж, 2005. - 230 с.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. - М.: Владос, 1999. - 383 с.
33. Розанова В.А. Психология управления. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - 384 с.
34. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. Под. ред. Лазарева В.С. - М.: Педагогика, 2005. - 270 с.
35. Самыгин С., Столяренко Л. Психология управления: учебное пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 2007. - 139 с.
36. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с.
31. Свеницкий А.Л. Социальная психология управления. - СПб.: СПбГУ, 2012.- 202 с.
38. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 2000. - 203с.
39. Станкин М.И. Психология управления. - М.: ЗАО «Бизнес школа», 2012. - 368 с.
40. Тейлор Ф.У. Менеджмент / Пер. с англ. - М.: Конролинг, 1992. - 137 с.
41. Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров. - М.: Владос, 2006. - 287 с.
42. Управление персоналом организации. Под. ред. А.Я. Кибанова. М.: Дело, 2007. - 280 с.
43. Файоль А. Общее и промышленное управление / Пер.с франц. - М.: Дело, 2002. - 180 с.
44. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. Т.1. - М.:
Прогресс, 1992. - 380 с.
45. Фролов П.Т. Школа молодого директора. - М. Молодая гвардия, 1988. - 137 с.
46. Фролова Т. Начнем с познания себя. К вопросу о саморегуляции педагогов и руководителей школ // Директор школы. - 2007. - № 6. - С. 11-19.
47. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - Учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2002. - 320 с.
48. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая деятельность, управление на предприятии. - М.,: Высшая школа, 2009. - 304 с.
49. 7 главных качеств хорошего руководителя [Интернет ресурс]:
http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/lichnye-kachestva/p13600/ (Дата
обращения - 05.08.2016).
50. Личные качества руководителя [Интернет ресурс]: http://kak-
bog.ru/lichnye-kachestva-rukovoditelya(Дата обращения - 05.08.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ