ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 14
1.1. Теоретический анализ проектирования модели педагогического менеджмента в образовательной организации 14
1.2. Концептуальные основы проектирования модели педагогического менеджмента в образовательной организации 25
1.3. Проектирование модели педагогического менеджмента в
образовательной организации 39
Выводы по первой главе 55
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 57
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования эффективности модели педагогического менеджмента в образовательной организации 57
2.2. Формирующий этап опытно-экспериментального исследования
эффективности модели педагогического менеджмента в образовательной организации 67
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования эффективности модели педагогического менеджмента в образовательной организации....78
Выводы по второй главе 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Регламент деятельности должностных лиц ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» Коркинский филиал при реализации ОПОП 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета «Преподаватель глазами студентов»
Актуальность исследования вопроса проектирования модели педагогического менеджмента обусловлена инновационным развитием современного Мира в целом и Российского государства в частности.
Учитывая то обстоятельство, что за тридцатилетний период становления Российской Федерации, как правопреемника СССР, был подорван престиж среднего профессионального образования и к подготовке специалистов среднего звена проявлялся наименьшей интерес как со стороны «молодого» государства, так и стороны потребителя образовательной услуги, а многие профессии устарели и под воздействием развития новейших технологий потребовали модернизации, в современной России основной сектор промышленного производства столкнулись с существенным кадровым дефицитом рабочих и специалистов среднего звена, обладающих компетенциями и квалификациями, необходимыми для полноценного развития производства, а также внешней и внутренней экономики. В итоге, государству пришлось пересмотреть политику подготовки «рабочих кадров» и признать абсолютную значимость «рабочей профессии» в социально-экономическом развитии нашей страны.
Вопрос развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации был признан приоритетным и включен в реализацию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [48]. В свою очередь, на основании указанного документа и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» была разработана и утверждена Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная Коллегией Минобрнауки России, протоколом от 18 июня 2013 года № ПК-5вн, основной целью, которой, явилось создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности [51].
На основании указанных документов 15 апреля 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», определившая цель и сроки модернизации системы среднего профессионального образования [45]. На смену указанной программе, Постановлением Правительства Российской Федерации 26 декабря 2017 года № 1642, утверждена государственная программа «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы, конкретизировавшая мероприятия по повышению качества среднего профессионального образования с учетом выявленных за прошедший период проблем [46].
В рамках реализации указанных нормативных актов, отечественная система среднего профессионального образования преодолела основной этап развития, установленный Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обусловленный переходом к новой структуре профессионального образования, а также передаче властных и распорядительных функций в части создания и управления профессиональными образовательными организациями с государственного на региональный уровень [57]. Как любой реорганизационный процесс, указанные изменения сопровождались в первую очередь оптимизацией самих образовательных организаций, проходившей, как правило, путем объединения материально-технических баз и трудовых коллективов.
Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики, консолидация усилий и ресурсов образовательных организаций в развитии системы подготовки кадров, а так же создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся, стали основными задачами, поставленными государством в условиях преобразования перед образовательными организациями среднего профессионального образования.
Учитывая требования Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года и государственной программы «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы, перед руководителями профессиональных образовательных организаций встал вопрос поиска модели педагогического менеджмента, позволяющей достигнуть максимально эффективных результатов от основной деятельности, подконтрольных им, образовательных организаций.
Целый ряд исследований за последние годы неоднократно подтверждали актуальность вопроса поиска и выработки концептуальных основ для построения модели педагогического менеджмента, как своего рода инструмента управления образовательным процессом, которая будет способствовать эффективному управлению образовательной организацией и реализации образовательных программ подготовки среднего профессионального образования.
Проектирование модели педагогического менеджмента, направленного на организацию деятельности образовательной организации среднего профессионального образования в условиях стратегического развития системы образования, является основным инструментом управления образовательной организацией.
В современных исследованиях, которые посвящены изучению проблемы проектирования модели педагогического менеджмента, значительное место отводится общим вопросам модернизации системы управления образовательными организациями. При этом в условиях прогрессивного развития технологий и общества, всегда актуален вопрос организации и управления современным образовательным процессом, базирующемся на материально-техническом и учебно-методическом ресурсе, квалифицированных педагогических кадрах и механизмах государственного, частного и социального партнерства.
В ходе данного исследования выявлены факторы препятствующие развитию отечественных профессиональных образовательных организаций. К одному из таких факторов с уверенностью можно отнести низкий уровень организации и управления образовательным процессом, не способный обеспечить соответствие квалификации выпускников запросам потенциальных работодателей и требованиям реального сектора экономики.
Одной из попыток улучшить управление образовательным процессом со стороны руководителей профессиональных образовательных организаций является усиление контрольных мероприятий, преобразования процесса планирования и отчётности. Однако данная попытка приводит лишь к погружению преподавательского состава в бюрократизм и отдаляет его от решения вопроса улучшения качества образовательного процесса, воспитательной работы и повышения интереса у обучающихся к образовательному процессу.
Кроме того, необходимо учитывать, что преподаватель зачастую ограничен отдельными ресурсами образовательной организации. Отсюда формируется потребность в эффективном использовании ресурсов профессиональной образовательной организации, которые будут способствовать повышению эффективности подготовки специалистов.
Таким образом, учитывая вышеизложенного, выявляются следующие противоречия:
- между требованиями государственной политики, выраженной в нормативно-правовых документах и низкой эффективностью внутреннего управления образовательным процессом в профессиональной образовательной организации, обусловленной рядом факторов, зачастую независимых от руководителя образовательного процесса;
- между проектированием модели педагогического менеджмента, повышающей эффективность подготовки специалистов среднего звена и возможности рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов в условиях недостаточного финансирования;
- между запросами потребителями образовательной услуги - обучающихся, работодателей, реального сектора экономики и обеспечением соответствия квалификации выпускников данным запросам и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.
Из обозначенных противоречий следует актуальность исследования - необходимость разработки и реализации модели педагогического менеджмента в образовательной организации в целях повышения эффективности подготовки обучающихся.
Объект исследования - менеджмент в образовательной организации.
Предмет исследования - модель педагогического менеджмента в образовательной организации.
Цель исследования - спроектировать и реализовать модель педагогического менеджмента в образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что если спроектировать и реализовать модель педагогического менеджмента в образовательной организации, основывающуюся на идеях системного и процессного подходов и включающую: а) основные рабочие процессы; б) процессы управления; в) процессы, обеспечивающие образовательную деятельность, то это позволит повысить эффективность подготовки обучающихся.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы проектирования модели педагогического менеджмента в образовательной организации;
2) определить концептуальные основы проектирования модели педагогического менеджмента в образовательной организации;
3) спроектировать модель педагогического менеджмента в образовательной организации;
4) осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности модели педагогического менеджмента;
5) проанализировать результаты опытно-экспериментального
исследования эффективности реализованной модели педагогического менеджмента в образовательной организации.
Теоретико-методологическая основа исследования - научные работы отечественных и зарубежных авторов, посвящённые вопросам:
- повышения эффективности подготовки студентов образовательных организаций среднего профессионального образования (В.М. Гаськов, С.Ю. Малыгина, Н.А. Морева, А.И. Субетто и другие);
- проектирования модели управления образовательным процессом в профессиональной образовательной организации (В.П. Тимофеев, В.А. Федоров, Н.В. Чичерина, Т.И. Шамова, Е.А. Шевелев и другие);
- использования систем менеджмента и маркетинга в современных образовательных организациях (Р.Н. Абрамов, Г.А. Балыхин, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Матяш Г.В., Мухаметзянова, В.П. Симонов и другие).
Положения, выносимые на защиту:
- модель педагогического менеджмента в образовательной организации, направленная на эффективное управление образовательным процессом и повышения качества подготовки обучающихся;
- система критериев и показателей оценки эффективности модели педагогического менеджмента в образовательной организации.
Научная новизна исследования заключается в использовании совокупности системного и процессного подходов управления при проектировании и реализации модели педагогического менеджмента в образовательной организации.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом анализе проектирования модели педагогического менеджмента в образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации модели педагогического менеджмента в целях эффективного управления образовательным процессом, направленного на повышение качества подготовки обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа, в период с 2017 по 2019 годы:
- на первом этапе (2017-2018 гг.) анализировались проблема исследования, объект, предмет и цель исследования, формулировались рабочая гипотеза и задачи исследования, программа исследования;
- на втором этапе (2018-2019 гг.) осуществлялись формирующий и контрольный этапы исследования, разработка, апробация и корректировка модели педагогического менеджмента в образовательной организации, осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов, проводилась проверка и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе эксперимента;
- на третьем этапе (2019 г.) анализировались и обобщались
полученные результаты исследовательской работы, осуществлялось текстовое оформление магистерской диссертации, формулировались выводы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, педагогической,
психологической и учебно-методической литературы по управлению образовательными организациями среднего профессионального образования, законодательных и нормативных актов, делопроизводственных документов и статистической отчетности;
- моделирование предмета исследования;
- наблюдение за объектом исследования;
- анкетирование, интервьюирование и диагностирование участников исследования;
- формирующий эксперимент по реализации предмета исследования;
- сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной проверки.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» Коркинский филиал.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации имеются 4 научные публикации. Автор диссертации принял личное участие в исследовании и получении научных результатов, выраженных:
- в изучении теоретического и практического состояния проблемы проектирования модели педагогического менеджмента в образовательной организации;
- в проектировании модели педагогического менеджмента в образовательной организации;
- в осуществлении опытно-экспериментальной проверке эффективности модели педагогического менеджмента;
- в анализе результатов опытно-экспериментального исследования эффективности реализованной модели педагогического менеджмента в образовательной организации.
Структура диссертации. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Результаты опытно-экспериментальной проверки разработанной модели педагогического менеджмента образовательной организации подтвердили достоверность теоретических исследований в данной работе и позволили сделать следующие выводы:
На основе проведенного исследования теоретических основ повышения эффективности подготовки студентов образовательных организаций среднего профессионального образования, проектирования модели управления образовательным процессом в профессиональной образовательной организации и использования систем менеджмента и маркетинга в современных образовательных организациях установлено, что в образовательных организациях среднего профессионального образования имеется необходимость разработки и реализации модели педагогического менеджмента как метода управления образовательным процессом и его субъектами, в целях повышения эффективности и качества итогового результата - подготовки и выпуска востребованных специалистов среднего звена.
Концептуальной основой построения модели педагогического менеджмента является взаимосвязь системного и процессного подходов. Системный подход позволил определить модель управления образовательным процессом как деятельности системы, с набором связей и отношений. Процессный подход позволяет идентифицировать обеспечивающие и управленческие процессы, направленные на получение конечного результата, соответствующего требованиям ФГОС СПО и запросам реального сектора экономики.
На основе системного подхода в управлении образовательным процессом сформулированы принципы реализации модели педагогического менеджмента - проектирование, внедрение, функционирование и развитие системы управления образовательным процессом. В качестве основных принципов процессного подхода для построения модели педагогического менеджмента рассмотрены и применены личные и деловые качества руководителя образовательной организации: лидерство, вовлечение персонала, социальное партнерство, идентификации процессов, принятие решений. Кроме того, разработка концептуальных положений модели педагогического менеджмента на основе сочетания принципов процессного подхода позволила: создать систему критериев оценки качества
образовательного процесса; проводить непрерывный мониторинг измеряемых параметров и показателей, анализируя происходящие изменения; координировать и направлять субъектов образовательного процесса на повышение эффективности их действий и взаимодействий, учитывая при этом требования потребителей и заинтересованность самих субъектов.
В процессе реализации формирующего этапа опытно-экспериментального исследования достигнута положительная динамика по примененным формам управленческой деятельности в образовательном процессе.
Дальнейшие научные разработки проблемы проектирования и реализации модели педагогического менеджмента образовательной организации среднего профессионального образования позволят:
- эффективно организовать и реализовать образовательный процесс, с целью повышения качества подготовки специалистов среднего звена;
- обозначить траекторию реализации индивидуально-профессиональных и личностных достижений образовательных результатов студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях;
- расширить партнерство образовательных организаций и потенциальных работодателей для полноценного внедрения практико-ориентированного обучения в процессе подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;
- повысить мотивацию и заинтересованность преподавательского состава в эффективном образовательном процессе и как следствие в качественной подготовке будущих специалистов.
1. Абрамов, Р.Н. Менеджериализм: экономическая идеология и управленческая практика / Р.Н. Абрамов / / Экономическая социология. - 2007 - Т.8, №2. - С. 92-101.
2. Антропова, О.А. Модель управления процессом обучения в
профессиональной образовательной организации / О.А. Антропова / / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.mnvnauka.ru/2018/05/Antropova.pdf.
3. Балыхин, Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г.А. Балыхин / / - М.: Экономика, 2003. - 428 с.
4. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация / А.В. Барташев / / - М.: Академия, 2009. - 192 с.
5. Беленький, П.П. Модель построения образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования на основе новых информационных технологий / П.П. Беленький / / - М.: Институт развития профессионального образования, 2006. - 208 с.
6. Беляков, С.А. Возможности использования различных моделей совершенствования управления образовательным процессом в высшем учебном заведении / В.С. Беляков, С.А. Беляков / / Экономика образования.-2005. - №2. - С. 73-78.
7. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков / / - М.: МАКС Пресс, 2009.-437 с.
8. Беляков, С.А. Новые формы образовательных организаций и некоторые проблемы организации управление образованием / С.А. Беляков / / Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - №5. - С. 66-72.
9. Беляков, С.А. Управление образовательным процессом / С.А. Беляков / / Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - №2. - С. 68-85.
10. Бобков, В.Н. Кризис образования и науки в России - главный тормоз в её переходе на стратегию инновационного развития / В.Н. Бобков / / - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 40 с.
11. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д. Бухарова / / - Ростов н/Д.: Академия, 2009. - 336 с.
12. Бухарова, Г.Д. Системы образования: учебное пособие / Г.Д. Бухарова / / - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 475 с.
13. Виничук, О.Ю. Проблемы формирования модели мониторинга профессионального образования региона / О.Ю. Виничук / / Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2009. - №3. - С. 38-45.
14. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский // М.:
Экономист, 2004. - 528 с.
15. Гаськов, В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой / В.М. Гаськов / / - Москва.: 2000. - 386 с.
16. Глазунов, А.Т. Регионализация профобразования: программа развития и эффективность управления / А.Т. Глазунов, В.Б. Золоторев / / М.: Изд. центр АПО, 2002. - 104 с.
17. Гончаров, М.А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования: учебное пособие / М.А. Гончаров / / - М.: КНОРУС, 2010 - 336 с.
18. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества: Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=BB2847D8D3609F688F3586 BEFC67CF14&req=doc&base=LAW&n=261034&dst= 100007&fld=134&stat= refcode%3D 16876%3Bdstident%3D 100007%3Bindex%3D0#51 yhisld96.
19. Демин, В.М. Модернизация среднего профессионального образования: пути опережающего развития / В.М. Демин / / Казанский педагогический журнал. № 1. - 2003. - с. 3-15.
20. Дьяконов, В.П. Организация учебной деятельности студентов при асинхронном обучении: процессный подход / В.П. Дьяконов / / Сибирский педагогический журнал, 2014. - № 6. - с. 79-84.
21. Загвязинский, В.И. Педагогика / В.И. Загвязинский, И.Н., Емельянова / / - М.: Академия, 2012. - 352 с.
22. Загвязинский, В.И. Российское образование: роль науки в его дальнейшем развитии / Народное образование. № 3. - 2014. с. 9-16.
23. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя / / Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - с. 34-42.
24. Ибрагимов, Г.Г. Особенности управления колледжами в современных условиях / Г.Г. Ибрагимов, Р.Г. Гарифуллин / / Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 8. - с. 3-6.
25. Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании / Д.А. Иванов / / - М.: Академия, 2008. - 336 с.
26. Казандаев, И.А. Модель управления образовательным
процессом в системе среднего профессионального образования / И.А. Казандаев / / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://dspace.tltsu.ru/handle/123456789/906.
27. Казандаев, И.А. Структурно-функциональная модель
управления образовательным процессом как средство достижения результатов среднего профессионального образования / И.А. Казандаев / / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25500969.
28. Кифа, Л.Л. Модель формирования профессиональной компетенции в области кадрового менеджмента / Л.Л. Кифа, И.В.
Непрокина / / Вектор науки Тольяттинского государственного
университета. - 2011. - № 1. - С. 356-359.
29. Ковлякова, В.Е. Оценка качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля / В.Е. Ковлякова / / - Москва: Московский государственный педагогический университет, 2013.-209 с.
30. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров / / - М.: Академия, 2005. - 173 с.
31. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский / / - М.: Педагогический поиск, - 2002. - 224 с.
32. Коротков, Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление / Э.М. Коротков / / - М.: ГУУ, - 2002. - 150 с.
33. Куторго, Н.А. Модульно-компетентностная технология реализации стандарта СПО в колледже / Н.А. Куторго / / - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 240 с.
34. Лебедева, И.А. Процессный подход в менеджменте качества образования в вузе / И.А. Лебедева / / - М.: Молодой ученный, 2011. - № 7.
- С. 91-94.
35. Лейбович, А.Н. Федеральные государственные
образовательные стандарты / А.Н. Лейбович / / Образовательная политика.
- 2009. - № 8. - 11 с.
36. Малыгина, С.Ю. Педагогические условия реализации профессионального модуля в учреждениях профессионального образования / С.Ю. Малыгина / / - М.: Федеральный институт развития образования. - 2013. - 26 с.
37. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н.В. Матяш / / - М.: Академия, 2012. - 160 с.
38. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального
образования. Практикум / Н.А. Морева / / - М.: Академия, 2008. - 159 с.
39. Мухаметзянова, Г.В. Профессиональное образование как фактор формирования человеческого капитала / Г.В. Мухаметзянова / / - Казань: КГГУ, 2003.
40. Непрокина, И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования / И.В. Непркина / / Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 7. - С. 60-65.
41. Новиков, А.М. О предмете и структуре методологии / А.М. Новиков, Д.А. Новиков / / Мир образования - образование в мире. - М.: РАО, - 2008. - № 1. - С. 8-15.
42. Новиков, А.М. Образовательные системы и управление ими /
A. М. Новиков, Д.А. Новиков / / Специалист. - М.: - 2012. - № 3. - С. 3-8.
43. Остапенко, А.А. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия / А.А. Остапенко / / Человек. Сообщество. Управление. - 2013. - № 4. - С. 37-53.
44. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник / П.И. Пидкасистый,
B. А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус / / - М.: Академия, - 2014. - 624 с.
45. Перечень поручений по итогам рабочей поездки в
Свердловскую область (утв. Президентом РФ 06.04.2018 № Пр-580)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319145/.
46. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/.
47. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г.№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71848426/.
48. Поташник, М.М. Управление качеством образования:
практикоориентированная монография и методическое пособие / М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос, А.М. Моисеев / / - М.:
Педагогическое общество России, - 2006, - 448 с.
49. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.
50. Сластенин, В.А. Педагогика. Учебник. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / / - М.: Академия, - 2013. - 496 с.
51. Солодова, Е.А. Новые модели в системе образования. Синергетический подходов. / Е.А. Солодова / / Либроком, - 2013. - 344 с.
52. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256447/.
53. Субетто, А.И. Качество непрерывного образования: логика развития и проблемы / А.И. Субетто / / - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, - 2000. - 498 с.
54. Суслова, Н.Ф. Система моделирования и планирования образовательной деятельности колледжа как основа реализации государственного стандарта / Н.Ф. Суслова / / Среднее профессиональное образование. - 2003. № 9. - С. 5-12.
55. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / Ю.Г. Татур / / - М.: ИЦ ПКПС, - 2004. - 16 с.
56. Тимофеев, В.П. Повышение эффективности образовательного процесса в средних учебных заведениях технического профиля Российской
Федерации / В.П. Тимофеев / / - Москва: ФГВОУ ВПО «Военный
университет», - 2011. - 423 с.
57. Федеральные государственные образовательные стандарты
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
nt/cwww.consultant.ru/documeons_doc_LAW_142304/.
58. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
59. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова / / - М.: Академия, - 2008. - 208 с.
60. Харькова, Е.В. Оценка качества образовательных услуг как основа развития учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Харькова / / - М.: Российская международная академия туризма, - 2011. - 202 с.
61. Чичерина, Н.В. Колледж как ресурсный центр подготовки квалифицированных специалистов / Н.В. Чичерина / / - М.: Научно-исследовательский институт развития профессионального образования, - 2012. - 157 с.
62. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин / / - М.: Валдос, - 2002. - 319 с.
63. Шевелев, Е.А. Управление процессом становления педагогического субъекта в образовательном учреждении / Е.А. Шевелев / / Волгоград: Астраханский государственный университет, - 2010. - 189 с.
64. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф / / - М: Наука, 1966. - 301 с.