ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, УТРАТИВШИХ РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства как способа защиты прав детей 7
1.1 История развития института опеки и попечительства над
несовершеннолетними 7
1.2. Опека (попечительство): понятие и правовая сущность 12
1.3 Понятие и содержание защиты прав несовершеннолетних, утративших
родительское попечение 27
Глава 2 . Особенности правоотношения опеки и попечительства над
несовершеннолетними 35
2.1 Основания установления и прекращения опеки и попечительства 35
2.2. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 46
2.3 Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка 62
2.4 Правовое положение органов опеки и попечительства в России 70
2.5 Защита прав несовершеннолетних, находящихся под опекой и
попечительством 78
Заключение 87
Список использованной литературы
Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства как способа защиты прав детей 7
1.1 История развития института опеки и попечительства над
несовершеннолетними 7
1.2. Опека (попечительство): понятие и правовая сущность 12
1.3 Понятие и содержание защиты прав несовершеннолетних, утративших
родительское попечение 27
Глава 2 . Особенности правоотношения опеки и попечительства над
несовершеннолетними 35
2.1 Основания установления и прекращения опеки и попечительства 35
2.2. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 46
2.3 Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка 62
2.4 Правовое положение органов опеки и попечительства в России 70
2.5 Защита прав несовершеннолетних, находящихся под опекой и
попечительством 78
Заключение 87
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Опека и попечительство - это законодательно предусмотренные формы защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, не способных самостоятельно осуществлять свои права. Опека и попечительство предполагает наделение специальных лиц - опекунов и попечителей - обязанностями и правами в области опеки и попечительства. Опека - форма устройства, которая устанавливается на основании решения суда над малолетними гражданами (до 14 лет), а также над гражданами, призванные судом недееспособными в силу психического расстройства.
Попечительство - способ защиты прав и интересов отдельных несовершеннолетних граждан (от 14 до 18 лет) и граждан, признанных судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, который назначается органами опеки и попечительства, расположенными по месту жительства лица. Попечитель заменяет родителя или усыновителя подростков. Подросток сам совершает сделки, но с письменного согласия попечителя.
В современном Российском законодательстве опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, закрепляются в одних и тех же законодательных актах, решение вопросов в данной сфере осуществляют одни и те же органы - органы опеки и попечительства.
Идентичен механизм передачи органам местного самоуправления государственных полномочий в сфере опеки и попечительства: они передаются законами субъекта Российской Федерации.
Общим также является порядок выбора и назначения опекунов, их обязанности представлять и защищать права своих подопечных в органах государственного и муниципального управления, а также их права. Однако между опекой и попечительством существуют и существенные различия. Так, опеку назначают над недееспособным гражданином, и, соответственно, опекун осуществляет от его имени все юридические функции. В то время, как попечитель является только помощником своего подопечного.
Сегодня институт опеки и попечительства дополняется институтом доверительного управления, который осуществляется как различные формы патронажа над дееспособными гражданами. В настоящее время с помощью института опеки и попечительства государство защищает личные и имущественные права, а также законные интересы детей, которые в силу объективных причин сами этого сделать не могут.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними было уделено достаточно большое внимание в работах российских и зарубежных авторов. Среди трудов, посвященных проблемам семейного права и вопросам применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, следует выделить работы Е.П. Бурдо, О.В. Косточкиной, Н.А. Темниковой, Е.В. Белоголовцевой, Д.Е. Бабичевой, Б. Адиловой, Ф.А. Кабардиевой, Т.А. Ивановой, Н.А. Явновой, Т.С. Бобковой, С.В. Марковой др. и др.
Непосредственно проблемам применения опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, уделялось внимание в работах A.M. Беляковой, П.В, Гулидова, Н.М. Ершовой, А.В. Заряевой, СВ. Макаровой, В.Д. Майковой, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, СВ. Осиповой и др.
Целью настоящего исследования является выработка комплексного представления об опеке и попечительстве как способе защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на основе комплексного анализа действующего законодательства, судебной практики и трудов ученых, занимающихся проблемами семейного и гражданского права. Для того, чтобы достичь указанной цели, нам необходимо выполнить такие важные для нас задачи:
1) Изучить историю развития института опеки и попечительства над несовершеннолетними;
2) Рассмотреть опеку (попечительство): понятие и правовая сущность;
3) Изучить способы защиты прав несовершеннолетних, утративших родительское попечение;
4) Рассмотреть основания установления и прекращения опеки и попечительства;
5) Изучить права детей, находящихся под опекой (попечительством);
6) Рассмотреть права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка;
7) Изучить правовое положение органов опеки и попечительства в России;
8) Проанализировать особенности защиты прав
несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством;
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу применения опеки и попечительства над несовершеннолетними как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие как правоотношения по опеке и попечительству над несовершеннолетними в Российской Федерации, так и процедуру установления опеки и попечительства и правовые последствия ее применения.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: диалектический, позволяющий рассматривать общественные явления и процессы в постоянном развитии и взаимосвязи, совокупность общенаучных и частноправовых методов познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы научного познания.
В качестве нормативной базы исследования были исследованы международно-правовые акты, а также Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, федеральные законы и нормативно-правовые акты, а также судебная практика.
Все исследованные нами материалы помогли нам более точно изучить поставленные перед нами задачи в начале нашего исследования. Положения и выводы, содержащиеся в исследовании, основаны на нормах конституционного, гражданского, семейного и других отраслей законодательства.
Попечительство - способ защиты прав и интересов отдельных несовершеннолетних граждан (от 14 до 18 лет) и граждан, признанных судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, который назначается органами опеки и попечительства, расположенными по месту жительства лица. Попечитель заменяет родителя или усыновителя подростков. Подросток сам совершает сделки, но с письменного согласия попечителя.
В современном Российском законодательстве опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, закрепляются в одних и тех же законодательных актах, решение вопросов в данной сфере осуществляют одни и те же органы - органы опеки и попечительства.
Идентичен механизм передачи органам местного самоуправления государственных полномочий в сфере опеки и попечительства: они передаются законами субъекта Российской Федерации.
Общим также является порядок выбора и назначения опекунов, их обязанности представлять и защищать права своих подопечных в органах государственного и муниципального управления, а также их права. Однако между опекой и попечительством существуют и существенные различия. Так, опеку назначают над недееспособным гражданином, и, соответственно, опекун осуществляет от его имени все юридические функции. В то время, как попечитель является только помощником своего подопечного.
Сегодня институт опеки и попечительства дополняется институтом доверительного управления, который осуществляется как различные формы патронажа над дееспособными гражданами. В настоящее время с помощью института опеки и попечительства государство защищает личные и имущественные права, а также законные интересы детей, которые в силу объективных причин сами этого сделать не могут.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними было уделено достаточно большое внимание в работах российских и зарубежных авторов. Среди трудов, посвященных проблемам семейного права и вопросам применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, следует выделить работы Е.П. Бурдо, О.В. Косточкиной, Н.А. Темниковой, Е.В. Белоголовцевой, Д.Е. Бабичевой, Б. Адиловой, Ф.А. Кабардиевой, Т.А. Ивановой, Н.А. Явновой, Т.С. Бобковой, С.В. Марковой др. и др.
Непосредственно проблемам применения опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, уделялось внимание в работах A.M. Беляковой, П.В, Гулидова, Н.М. Ершовой, А.В. Заряевой, СВ. Макаровой, В.Д. Майковой, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, СВ. Осиповой и др.
Целью настоящего исследования является выработка комплексного представления об опеке и попечительстве как способе защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на основе комплексного анализа действующего законодательства, судебной практики и трудов ученых, занимающихся проблемами семейного и гражданского права. Для того, чтобы достичь указанной цели, нам необходимо выполнить такие важные для нас задачи:
1) Изучить историю развития института опеки и попечительства над несовершеннолетними;
2) Рассмотреть опеку (попечительство): понятие и правовая сущность;
3) Изучить способы защиты прав несовершеннолетних, утративших родительское попечение;
4) Рассмотреть основания установления и прекращения опеки и попечительства;
5) Изучить права детей, находящихся под опекой (попечительством);
6) Рассмотреть права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка;
7) Изучить правовое положение органов опеки и попечительства в России;
8) Проанализировать особенности защиты прав
несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством;
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу применения опеки и попечительства над несовершеннолетними как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие как правоотношения по опеке и попечительству над несовершеннолетними в Российской Федерации, так и процедуру установления опеки и попечительства и правовые последствия ее применения.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: диалектический, позволяющий рассматривать общественные явления и процессы в постоянном развитии и взаимосвязи, совокупность общенаучных и частноправовых методов познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы научного познания.
В качестве нормативной базы исследования были исследованы международно-правовые акты, а также Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, федеральные законы и нормативно-правовые акты, а также судебная практика.
Все исследованные нами материалы помогли нам более точно изучить поставленные перед нами задачи в начале нашего исследования. Положения и выводы, содержащиеся в исследовании, основаны на нормах конституционного, гражданского, семейного и других отраслей законодательства.
Изучение прошлого и современного нормотворческого опыта правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства в России и дает основания утверждать, что опека и попечительство не только правовой институт, система правоотношений, форма устройства, но и вид социальной заботы граждан, нуждающихся в особой правовой защите.
Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания.
Подопечный ребенок является особым субъектом защиты, и ему свойственна специфическая правосубъектность. Он обладает правами, во многом совпадающими с правами всех несовершеннолетних, но реализуются им эти права в семье опекуна, который совместно с государством в лице органов опеки и попечительства обеспечивает их реализацию.
Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» впервые введена возможность установления совместной опеки (попечительства). Основания для назначения нескольких опекунов (попечителей) законом не определяются, указывается лишь на то, что органы опеки и попечительства при этом должны исходить из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки (попечительства).
Необходимо законодательно установить конкретные исключительные основания установления совместной опеки (попечительства). Таким основанием может быть устройство ребенка в приемную или патронатную семью или иные исключительные ситуации. В пункте 9 статьи 10 указанного закона следует изменить диспозитивный подход к регулированию отношений при множественности опекунов (попечителей) и отразить необходимость распределения обязанностей опекунов (попечителей), не касающихся представительства и защиты прав подопечных, если опекуны (попечители) не являются супругами.
Проанализировав правовое положение органов опеки и попечительства в правоотношениях по опеке и попечительству, следует обратить внимание, с одной стороны, на несомненное повышение уровня и качества правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства .
Оно доведено до уровня федерального закона, в то время как до сравнительно недавнего времени оно либо существовало на уровне Положения «Об органах опеки и попечительства», утвержденного Советом министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. либо с середины 90-х годов вообще было сведено к минимуму. Детально обозначены задачи и полномочия органа опеки и попечительства, их права и обязанности по отношению к лицам, нуждающимся в установлении над ними опеки или попечительства, а также в отношении опекунов и попечителей.
С другой стороны, насколько четко определен в настоящее время их правовой статус в системе органов государственной власти, настолько неопределенным остается их гражданско-правовое положение в общей системе участников гражданско-правовых отношений.
Поэтому вопрос о наделении этих органов, как и вообще органов публичных образований в качестве участников гражданских правоотношений исключительной правоспособностью специально для такого участия требует законодательного решения.
К сожалению, существующие механизмы обеспечения защиты прав несовершеннолетних, утративших родительское попечение, недостаточно результативны, получили распространение жестокое обращение с детьми и различные формы насилия в отношении несовершеннолетних со стороны лиц, замещающих родителей, имеют место случаи незаконной выплаты опекунских пособий, известны и другие правонарушения, совершаемые не без участия сотрудников учреждений опеки и попечительства.
В настоящее время требует внимания и вопрос установления возмездной опеки (здесь речь не идет о приемной семье). Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ № 48 "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного установлен Правительством РФ и не может превышать 5 % дохода от имущества подопечного за отчетный период .
Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день такие нормативно-правовые документы приняты в 56 регионах. В Республике Татарстан выплата вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям, исполняющим свои обязанности возмездно, производится Министерством образования и науки Республики Татарстан путем перечисления на лицевой счет гражданина ежемесячно на основании заявки органа опеки и попечительства, осуществляющего контроль.
Мы считаем необходимым изыскать возможность финансирования выплаты вознаграждения опекунам из федерального бюджета. Заслуживает внимание точка зрения, что в законах субъектов Российской Федерации должны быть закреплены основания и условия, при которых заключение возмездных договоров опеки невозможны.
Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания.
Подопечный ребенок является особым субъектом защиты, и ему свойственна специфическая правосубъектность. Он обладает правами, во многом совпадающими с правами всех несовершеннолетних, но реализуются им эти права в семье опекуна, который совместно с государством в лице органов опеки и попечительства обеспечивает их реализацию.
Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» впервые введена возможность установления совместной опеки (попечительства). Основания для назначения нескольких опекунов (попечителей) законом не определяются, указывается лишь на то, что органы опеки и попечительства при этом должны исходить из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки (попечительства).
Необходимо законодательно установить конкретные исключительные основания установления совместной опеки (попечительства). Таким основанием может быть устройство ребенка в приемную или патронатную семью или иные исключительные ситуации. В пункте 9 статьи 10 указанного закона следует изменить диспозитивный подход к регулированию отношений при множественности опекунов (попечителей) и отразить необходимость распределения обязанностей опекунов (попечителей), не касающихся представительства и защиты прав подопечных, если опекуны (попечители) не являются супругами.
Проанализировав правовое положение органов опеки и попечительства в правоотношениях по опеке и попечительству, следует обратить внимание, с одной стороны, на несомненное повышение уровня и качества правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства .
Оно доведено до уровня федерального закона, в то время как до сравнительно недавнего времени оно либо существовало на уровне Положения «Об органах опеки и попечительства», утвержденного Советом министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. либо с середины 90-х годов вообще было сведено к минимуму. Детально обозначены задачи и полномочия органа опеки и попечительства, их права и обязанности по отношению к лицам, нуждающимся в установлении над ними опеки или попечительства, а также в отношении опекунов и попечителей.
С другой стороны, насколько четко определен в настоящее время их правовой статус в системе органов государственной власти, настолько неопределенным остается их гражданско-правовое положение в общей системе участников гражданско-правовых отношений.
Поэтому вопрос о наделении этих органов, как и вообще органов публичных образований в качестве участников гражданских правоотношений исключительной правоспособностью специально для такого участия требует законодательного решения.
К сожалению, существующие механизмы обеспечения защиты прав несовершеннолетних, утративших родительское попечение, недостаточно результативны, получили распространение жестокое обращение с детьми и различные формы насилия в отношении несовершеннолетних со стороны лиц, замещающих родителей, имеют место случаи незаконной выплаты опекунских пособий, известны и другие правонарушения, совершаемые не без участия сотрудников учреждений опеки и попечительства.
В настоящее время требует внимания и вопрос установления возмездной опеки (здесь речь не идет о приемной семье). Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ № 48 "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного установлен Правительством РФ и не может превышать 5 % дохода от имущества подопечного за отчетный период .
Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день такие нормативно-правовые документы приняты в 56 регионах. В Республике Татарстан выплата вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям, исполняющим свои обязанности возмездно, производится Министерством образования и науки Республики Татарстан путем перечисления на лицевой счет гражданина ежемесячно на основании заявки органа опеки и попечительства, осуществляющего контроль.
Мы считаем необходимым изыскать возможность финансирования выплаты вознаграждения опекунам из федерального бюджета. Заслуживает внимание точка зрения, что в законах субъектов Российской Федерации должны быть закреплены основания и условия, при которых заключение возмездных договоров опеки невозможны.
Подобные работы
- ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, УТРАТИВШИХ РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Защита прав детей-сирот в России
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Опека и попечительство как способ защиты прав недееспособных или не полностью дееспособных граждан (Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2023 - Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Ростовский филиал))
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на жилое помещение: проблемы теории и пути решения
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Опека и попечительство над несовершеннолетними: вопросы правового регулирования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование ограничения родительских прав
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2019



