ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Система управления персоналом в дошкольном образовательном
учреждении 6
1.2 Понятие, принципы и организация оплаты труда 24
1.3 Особенности оплаты труда работников бюджетных организаций и
направления ее совершенствования 34
1.4 Новая система оплаты труда в дошкольных образовательных
учреждениях 54
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 28 63
2.1. Краткая характеристика финансовой деятельности МДОУ 63
2.2 Анализ организации заработной платы в учреждении на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда 70
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 28 73
3.1 Рекомендации по совершенствованию оплаты труда административно -
управленческого персонала 73
3.2 Рекомендации по совершенствованию оплаты труда рабочего персонала 79
3.3 Положение об оплате труда работников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28» Копейского городского
округа 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 118
ПРИЛОЖЕНИЯ 124
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников.
Понятие «оплата труда» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).
Содержание труда работников многих отраслей бюджетной сферы имеет характерные особенности, определяемые его направленностью на удовлетворение многообразных потребностей человека. Речь идет об удовлетворении таких потребностей человека, которые связаны с укреплением его физиологического и нравственного здоровья, повышением интеллектуального потенциала, общеобразовательного и профессионального уровня, формированием гражданских позиций.
Специфика труда работников отраслей бюджетной сферы (организации здравоохранения, образования, науки, культуры и др.) определяет, во-первых, их повышенную социальную ответственность перед обществом за результат своей деятельности. Их деятельность непосредственно направлена на человека и от того, какими будут результаты труда, в решающей степени зависит благополучие каждого члена общества и страны в целом. Деятельность социально-культурных отраслей непосредственно связана с реализацией ряда важнейших конституционных прав граждан - права на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, образования всех видов, на пользование достижениями культуры. Особенно важен для общества труд работников дошкольных образовательных учреждений, так как от результатов их работы зависит в целом развитие детей раннего возраста, что влияет на социально - культурное развития государства.
Труд работников отраслей бюджетной сферы характеризуется повышенным уровнем ответственности, высокой квалификацией и максимальным проявлением творчества в процессе трудовой деятельности. Это накладывает отпечаток на организацию их заработной платы. Наряду с общими принципами, организация оплаты труда в бюджетной сфере имеет свои особенности, такие как использование единых основ регулирования заработной платы во всех уровнях бюджетной сферы, дифференциация тарифных ставок и окладов работников, тарификация и присвоение им разрядов оплаты труда, установление стимулирующих доплат и надбавок.
Объектом для написания выпускной квалификационной работы послужили организационно-экономические аспекты формирования и совершенствования оплаты труда в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детском саду № 28 Копейского городского округа.
Предметом исследования является система оплаты труда работников дошкольного образовательного учреждения.
Целью написания выпускной квалификационной работы является совершенствование организации заработной платы в рамках внедрения новой системы оплаты труда ( НСОТ) .
Для достижения основной цели необходим глубокий и всесторонний анализ оплаты труда на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда и новой системы оплаты труда.
Исходя из цели исследования в выпускной работе были поставлены и решены следующие задачи:
• раскрытие экономической сущности заработной платы в современных условиях, ее особенности в бюджетных организациях;
• провести анализ и дать оценку системы оплаты труда на основе применения Единой тарифной сетки;
• проанализировать организацию заработной платы на основе применения отраслевой системы оплаты труда;
• выявить преимущества новой системы оплаты труда.
Предметом исследования являются принципы организации системы оплаты труда в ДОУ.
Методической теоретической и информационной базой послужили законы Российской Федерации, данные государственной и ведомственной статистики, бухгалтерская отчётность анализируемого предприятия.
В выпускной квалификационной работе были использованы экономико - статистические методы сбора и обработки информации, методы логического, сравнительного и системного анализа.
Во введении выпускной квалификационной работы рассматривается сущность организации оплаты труда и ее особенности в бюджетных организациях, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе работы рассматривается понятие, принципы и организация система оплаты труда, а также тарифная система оплаты труда. работников бюджетных организаций.
Вторая глава посвящена экономической характеристике финансовой деятельности организации, анализ показателей по труду и эффективность действующей системы оплаты труда работников Учреждения.
В третьей главе выпускной квалификационной работы рассмотрена система оплаты труда на основе применения новой системы оплаты труда.
В заключении приводится результат проведенных исследований, преимущества новой системы оплаты труда в ДОУ и эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда.
Труд работников отраслей бюджетной сферы характеризуется высоким уровнем ответственности, квалификацией и максимальным проявлением творчества в их деятельности. Это накладывает отпечаток на организацию их заработной платы. Наряду с общими принципами, организация оплаты труда в бюджетной сфере имеет свои особенности, такие как использование единых основ регулирования заработной платы во всех уровнях бюджетной сферы, дифференциация тарифных ставок и окладов работников, тарификация и присвоение им разрядов оплаты труда.
В данной работе был проведен анализ организации системы оплаты труда на основе применения Единой тарифной сетки. В результате чего были выявлены некоторые недостатки:
1) низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда);
2) недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;
3) недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.
Проведенные исследования по материалам МДОУ «Детский -сад № 28» КГО позволили сделать следующие выводы и предложения:
1. Экономический анализ показателей по труду и средств на его оплату показал, что в 2018 году на заработную плату из местного бюджета было выделено 14902992,00 рублей, что по сравнению с 2017 годом 11376241,55 рублей что на больше на 3526759,45 рублей. Это связано с мероприятиями по введению новой системы оплаты труда, и ростом средней заработной платы.
В МДОУ «Детский -сад № 28» КГО наблюдается увеличение размеров средней заработной платы, так, в 2018 году по сравнению с 2017 годом прирост средней заработной платы одного работника составил 2671,93 рублей, за счет введения новой системы оплаты труда и увеличения фонда заработной платы.
2. Получая заработную плату по ЕТС, работники Учреждения, равнодушно относятся к качественным показателям профессиональной деятельности. Недостатком данной системы является отсутствие связи между размерами оплаты труда работника и качеством, результативностью и эффективностью его работы. Использование ЕТС не мотивирует работника к достижению высоких результатов труда, в связи, с чем возникла необходимость перехода на новую систему оплаты труда. Основным принципом, которой является разделение заработной платы работников на две части: базовую (гарантированную) часть, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, и стимулирующую часть, размер которой зависит от качества, эффективности и результата работы сотрудника.
3. С переходом на новую систему оплаты труда заметно сократилась текучесть кадров, к концу 2018 года штат сотрудников МДОУ был укомплектован на 100 %. Наблюдается улучшение психологического климата в коллективе. Также, внедрение стимулирующих выплат положительно повлияло на участие воспитателей в мероприятиях, конкурсах и конференциях, что привело к высоким результатам методической деятельности.
Предложение разработать положения по распределению стимулирующих выплат для всех категорий работников МДОУ позволит:
1. повысить качество воспитательно-образовательной работы сотрудников муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада № 28 КГО;
2. повысить рост профессионального мастерства сотрудников;
3. развить творческую активность и инициативу при выполнении поставленных задач;
4. повысить мотивацию работников в области инновационной деятельности, современных образовательных технологий, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей;
5. сотрудникам учреждения почувствовать социальную защищенность и материальную поддержку.
6. в целом повысить эффективность деятельности МДОУ.
Нормативно-правовые и другие официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [электронный ресурс] - режим доступаhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) [электронный ресурс - режим доступа
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [электронный ресурс] - режим доступа
http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz4zQFdsj wb
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.07.2017) [электронный ресурс] - режим доступа http: //ppt.ru/kodeks .phtml?kodeks=17
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] - режим доступа http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Литературные источники:
1. Блинов А.О. Искусство управления персоналом: учеб. пособие для вузов / А.О. Блинов. - М.: ГЕЛАН, 2001. - 411с.
2. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных
руководителей / Е.А. Борисова. - М.: Питер, 2003. - 444 с.
3. Ватутина Н.Д., Сырова Т.В. Коммуникативная готовность
руководителя к управлению коллективом. - Магнитогорск, 2005. - 180с.
4. Вердиев Д.М. Теоретические и практические проблемы управленческой деятельности в современных условиях / Д.М. Вердиев. - М.: Академия, 2012. - 325с.
5. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 411с.
6. Галинская, Е.В., Иващенко, А.А., Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием персонала. М.: ИПУ РАН, 2015. 68 с.
7. Галныкина Г.Д. Управление персоналом: Учебно-метод. комплекс / Г.Д. Галныкина. - Ульяновск: УлГТУ, 2003. - 154 с.
8. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении/ Л.М. Денякина - М.: Новая школа, 2007. - 48 с.
6. Дойл Э. Сколько стоит ваша работа? // Кадровые решения. - 2009. - №1. - С. 107-115.
7. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи в оптимальные решения [Текст] / П. Друкер. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014.
8. Пыжова, Л.А. Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда // Молодой ученый. 2014. №8. С. 565-567.
9. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов/ А.П. Егоршин. - 4-е изд., испр. - Н. Новгород: НИМБ, 2003. - 720 с.
10. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Езопова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 320с.
11. Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно- самоорганизационный подход / Е.А. Ерохина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. - 160 с.
12. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А. Персианова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 62 с.
13. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития (программа РОСТ). - М.: Новая школа, 2007. - 140с.
14. Кодекс профессиональной этики педагогов ДОУ. - Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2006. - 56с.
15. Кравченко К.А. Организационное строительство и управление
персоналом крупной компании/ К.А. Кравченко. - М.: Академический
проспект, 2005. - 640 с.
16. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель ... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - М.: Дело, 2006. - 325с.
17. Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 320 с.
18. Кузнецов Ю. Развитие методологии менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 4. - С. 78-85.
19. Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия / под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 784 с.
20. Марусина М.Р. Роль заведующего в определении должностных обязанностей персонала ДОУ/ М.Р. Марусина. - М.: Инфра-М, 2008. - 82с.
21. Моргунов Е.Б. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. - 464 с.
22. Мордвин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16 / С.К. Мордвин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 360 с.
23. Муртазин Р. Формирование управленческого резерва компании. Часть 1. // Менеджмент сегодня. - 2004. - №4. - С. 22-26. стр. 23
24. Анопченко Т.Ю. Основы менеджмента: - М: Издательство
"Феникс", 2007. 365 с.
25. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория
экономики): Учебник. - 8 е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2003- с.301
26. Волгин Н.А., Одегова Ю.Г. Экономика труда (социально - трудовые отношения). - М.: “Экзамен” 2006.
27. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера,
государственная служба (Анализ, проблемы, решения). - М.,
2006.
28. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. Перевод с английского. — М.: ЮНИТИ, 2005-с.211
29. Единые рекомендации трехсторонней комиссии, на 2007 год. “Российская газета”
30. Заработная плата. Изд. второе переработанное и дополненное. - М.: Инф.-издат. дом "Филинъ", 2007-с.82
31. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (с изменениями на 21 января 2000 года)
32. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
33. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. - М.: Федерация Интернет образования, 2002. 180 с.
34. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. - 4¬е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2003
35. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. 495с.
36. Рофе А.И. О некоторых основополагающих вопросах о труде: материал для дискуссии // Известия Академии труда и занятости. - 2002. - № 1¬
2.
37. Рофе А.И. Рынок труда: Учебник для вузов. - М., 2003.
38. Рофе А.И. Труд: теория. Экономика. Организация. // Труд и социальные отношения. - 2005.
39. Рофе А.И., Стпрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: Учебник для вузов. - М., 2006.
40. Саркисянц Е.А. Развитие системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и возможные пути ее совершенствования // Кадры предприятия - 2005. - №7
41. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М.: Новая школа, 2001. - 304 с.
42. Трудовое законодательство для главного бухгалтера // Заочный семинар для подписчиков журнала “Главбух”, 2005
43. Трудовой Кодекс РФ по состоянию на 13 марта 2006 г.
44. Федеральный закон РФ № 122-ФЗ от 01.01.20005 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
45. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. —М.: Финансы и статистика, 2004-с.186
46. Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 2003.
47. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Учебное пособие. С-Пб. - 2003. 154с.
48. Яковлев Р.А. Оплата труда в организации. - М.: МЦФЭР, 2005.
49. Экономика труда (Социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2005
50. Волгин Н.А., Одегова Ю.Г. Экономика труда (социально - трудовые отношения). - М.: “Экзамен” 2006.
51. Рофе А.И. Труд: теория. Экономика. Организация. // Труд и социальные отношения. - 2005.
52. Рофе А.И., Стпрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: Учебник для вузов. - М., 2006.
53. 1 Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. Перевод с английского. — М.: ЮНИТИ, 2005-C.211
54. Заработная плата. Изд. второе переработанное и дополненное. - М.: Инф.-издат. дом "Филинъ", 2007-C.82