Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Конкурентоспособность профессиональной
образовательной организации
1.2 Методы оценки конкурентоспособности образовательной организации
1.3 Организационные условия обеспечения
конкурентоспособности профессиональной
образовательной организации
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГБПОУ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» И МЕРЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Анализ внутренней и внешней среды базы исследования 46
2.2 Анализ конкурентоспособности ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» в условиях профессионального образования в г. Челябинск
2.3 Предлагаемая модель повышения конкурентоспособности образовательной организации: сущность и методика внедрения
2.4 Эффективность предлагаемых мер по внедрению модели повышения конкурентоспособности образовательной организации
Выводы по второй главе 82
Заключение 84
Список использованных источников 88
Приложение
Актуальность темы исследования. Анализ конкурентоспособности считается необходимым компонентом деятельности каждого хозяйствующего субъекта. Значимость выполнения такого рода оценки определена целостным рядом обстоятельств. Из числа основных можно назвать потребность разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, подбор партнеров с целью совместной деятельности, вовлечение средств инвесторов, формирование проектов выхода на новые рынки сбыта и прочие. Так или иначе, реализация оценки преследует намерение: определить состояние на рынке. Результат этой цели возможен только при наличии своевременной и объективной технологии оценки конкурентоспособности, в основе которой можно было бы не только производить оценку деятельности профессиональной образовательной организации, но и предлагались бы определенные мероприятия по увеличению производительности деятельности.
Основные изменения в общественно-политическом механизме государства понесли за собой перемены в конъюнктуре спроса и предложения на рабочую массу, что определило образовательные организации перед потребностью значительного переосмысления собственной роли и места в новейших условиях. Обращение к рыночному типу хозяйствования поверг к возникновению рыночных отношений и в системе образования. Для того, чтобы сберечь собственные позиции, быть востребованной на рынке образовательных услуг, образовательная организация должна стать конкурентоспособной. А это означает, что она должна соответствовать постоянно меняющимся условиям жизни общества, чутко реагировать на них, открывая новые специальности и специализации, создавая эффективные технологии, обеспечивая фундаментальные знания, формируя практические умения и навыки, воспитывая специалиста, способного решать сложные
проблемы, в том числе в неординарных ситуациях.
Сегодня профессиональное образование - одно из самых крупных уровней образования. Более 2760 государственных и муниципальных образовательных организаций успешно реализуют подготовку специалистов по 254 специальностям, решают важные социально-экономические задачи общества.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной и мировой педагогике имеется определенный опыт исследования проблем конкурентоспособности образовательных организаций. Аспекты модернизации профессиональных образовательных организаций рассмотрены такими учеными, как С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков и др.
Многие вопросы теории и методики построения образовательного процесса, способствующие повышению уровня конкурентоспособности образовательных организаций на основе интеграции образования, нашли освещение в исследованиях М.Н. Берулавы, Н.Ю. Борисовой, В.А. Волкова, Р.И. Гурьяновой, Н.К. Чапаева и др.
В настоящее время намечены подходы к определению объективных оснований и факторов совершенствования образовательного процесса в свете развития конкурентоспособности образовательных организаций; наименее разработанными являются проблемы интегративного образовательного процесса, в частности, в структурировании содержания интегративного профессионального образования. Объективная необходимость поиска оптимального режима диктуется изменениями в науке, производстве, трудовой деятельности человека и др.
Таким образом, изучение теоретического материала по проблеме исследования и опыта деятельности образовательных организаций позволило выделить противоречия:
- разработка необходимой модели конкурентоспособности образовательной организации в условиях ограниченности ресурсов приводит к оттягиванию средств от стратегических направлений развития колледжа, что снижает возможный прирост потенциала образовательного учреждения.
В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что разработка конкретной модели конкурентоспособности будет способствовать повышению конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг, предоставляемых ГБПОУ «Южно-уральский государственный колледж».
Цель исследования: теоретическое обоснование и внедрение модели конкурентоспособности ГБПОУ «Южно-уральский государственный колледж».
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:
1. Конкретизировать понятие «конкурентоспособность образовательной организации» в научно-педагогической и экономической литературе.
2. Рассмотреть методы оценки конкурентоспособности образовательной организации
3. Определить условия эффективной реализации модели конкурентоспособности профессиональной образовательной организации.
4. Дать анализ конкурентоспособности ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж»
5. Осуществить внедрение модели конкурентоспособности ГБПОУ «Южно-уральский государственный колледж».
6. Проанализировать результаты экспериментальной работы и предложить рекомендации по дальнейшему внедрению модели конкурентоспособности ГБПОУ «Южно-уральский государственный колледж».
Объектом исследования выступает профессионально-образовательная деятельность в учреждении среднего профессионального образования
Предмет исследования: конкурентоспособность образовательной организации ГБПОУ «Южно-уральский государственный колледж».
Методологическая и теоретическая основа исследования опирается на теории конкурентоспособности (П.С. Завьялов, О.С. Олейник, М. Портер, Р.А. Фатхутдинов и др.); конкурентоспособность товаров (Г.Г. Азгальдов, В.Д. Андрианов, В.М. Власова, Е.П. Горбашко, В.Е. Завьялов, А.Н. Литвиненко, М. Портер, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и др.); теория конкурентных преимуществ (Д.Рикардо, А.Смит, Хекшер-Олин); конкурентоспособность образовательных организаций (А. Адамский, Э.Д. Днепров, В.А. Караковский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Научное определение «конкурентоспособность образовательной организации».
2. Условия и факторы эффективной реализации модели повышения конкурентоспособности образовательной организации.
3. Авторская модель конкурентоспособности образовательной организации, реализуемая по принципу «репутационный навигатор-ресурсы- результаты» и целевая аудитория ее эффективного внедрения.
4. Методика оценки конкурентоспособности образовательной организации на основе учета качественных и количественных показателей текущей и стратегической деятельности.
5. Рекомендации по повышению конкурентоспособности образовательной организации для роста эффективности уставной и хозяйственной деятельности базы исследования на основании формирования репутационного навигатора для всей типов заинтересованной аудитории.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- уточнении понятий «конкурентоспособность», «конкурентоспособности образовательных организаций»;
- разработке модели конкурентоспособности образовательной организации;
- изучении условий эффективной реализации модели конкурентоспособности в ГБПОУ «Южно-уральский государственный колледж»;
- определении критерий оценки конкурентоспособности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке авторской модели конкурентоспособности образовательной организации, результаты которой могут быть использованы в практике других образовательных организаций, что повлияет на:
- создание благоприятных условий для эффективного управления развитием и функционированием образовательной организации;
- наращивание потенциала и конкурентоспособных преимуществ образовательной организации;
- изменение качественных функционирования
образовательной организации.
Научная новизна исследования определяется:
- предложена авторская модель конкурентоспособности в ГБПОУ «Южно-уральский государственный колледж»;
- исследованы факторы и условия эффективной реализации модели конкурентоспособности образовательной организации;
- идентифицированы критерии оценки конкурентоспособности образовательной организации.
Методы исследования. Направление задач исследования обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов.
Теоретические методы: а) историко-педагогический анализ
использовался для определения состояния конкурентоспособности в образовательной организации; б) изучение и анализ философской, экономической, психологической, культурологической литературы по вопросам конкурентоспособности.
Эмпирические методы: а) организация констатирующего этапа
экспериментальной работы по определению уровня конкурентоспособности в образовательной организации; б) проведение формирующего этапа экспериментальной работы по реализации модели конкурентоспособности; в) организация проверки действенности данной модели.
Основные этапы и база исследования: экспериментальная работа проводилась на базе ГБПОУ «Южно-уральский государственный колледж» (ЮУГК). Адрес: Россия, Челябинск, улица Курчатова, 7.
На первом этапе (2017г.) осуществлялось осмысление теоретико-методологических аспектов исследования, выявлялось состояние проблемы конкурентоспособности в образовательной организации в научной литературе и педагогической практике. В процессе теоретического осмысления проблемы была изучена социально-психологическая, управленческая и экономическая литература, а также диссертационные исследования по данной проблеме, определялись ведущие позиции исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и т.п.) и его понятийное поле, проводился констатирующий этап экспериментальной работы. Применялись теоретические методы.
На втором этапе (2018 г.) уточнялись задачи, гипотеза исследования, выявлялись специфика и особенности конкурентоспособности в образовательной организации. Проектировалась и реализовывалась модель конкурентоспособности в ГБПОУ «Южно-уральский государственный колледж». Применялись эмпирические методы.
Третий этап (2019-2020 гг.) включал уточнение теоретико-поисковых выводов, итоговую обработку результатов исследования, разработку рекомендаций и указаний в организации, обобщение результатов.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечиваются: выбором комплекса эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследования.
Апробация результатов исследования:
- Факторы обеспечения конкурентоспособности профессиональной образовательной организации: «Молодежный научный вестник», который входит в РИНЦ и есть в открытом доступе на Elibrary.ru;
- Инновационная деятельность в сфере образовательных услуг как фактор повышения ее конкурентоспособности: «Форум молодых ученых», который входит в РИНЦ и есть в открытом доступе на Elibrary.ru.
- Проблемы конкурентоспособности профессионального образования: «Наука и просвещение», которая входит в РИНЦ и есть в открытом доступе на Elibrary.ru;
Внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций и выступлений по теме диссертационного исследования на научно-практических конференциях разного уровня.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список. Текст изложен на 98 страницах, список использованных источников содержит 100 источников используемой литературы. Также включены 14 таблиц и рисунки.
Во введении описывается актуальность рассматриваемой проблемы, цели и задачи. В первой главе представлены теоретические аспекты формирования конкурентоспособности: определение понятия конкурентоспособность, конкурентоспособность образовательной организации, условия эффективной реализации модели, критерии оценки конкурентоспособности, методические аспекты организации оценки конкурентоспособности, сделаны выводы. Во второй главе была проведена экспериментальная работа и разработаны рекомендации по дальнейшему внедрению модели конкурентоспособности профессиональной образовательной организации на примере ГБПОУ «Южно-уральский государственный колледж», сделаны выводы по экспериментальной работе. В заключении подведены итоги проделанной работы, сопоставлены цели и задачи исследования с полученными результатами.
Традиционно высокие требования, предъявляемые к системе образования, а также заложенный в нее принцип самосовершенствования, стимулируют процесс постоянного развития образовательных организаций, поступательного движения вперед как в учебном, так и научном плане. Дух соперничества в среде образовательных организаций также оказывает положительное воздействие на систему образования. Оценка и анализ деятельности образовательных организаций или оценка их конкурентоспособности является одной из наиболее важных задач как при организации управления системой образования в целом, так и отдельно взятой организации, в частности. Разработка же на основе проведенной оценки стратегии повышения конкурентоспособности и программы ее реализации, позволяют повысить оперативность и качество, принимаемых управленческих решений, значительно снизить риск принятия ошибочного решения, своевременно внести корректировку в стратегические и тактические планы образовательной организации, что является немаловажным фактором в условиях быстро меняющихся рыночных отношений.
Решая задачи, поставленные в начале исследования, мы определили, что конкурентоспособность образовательной организации — это превосходство образовательной организации своими образовательными услугами в конкретных сегментах рынка в определенный период времени; потенциальная способность образовательной организации предоставлять конкурентоспособные услуги в будущем без ущерба своему финансовому состоянию.
Основным преимуществом конкурентоспособности является концепция конкурентоспособности выпускников (их знаний, умений, навыков) на рынке труда, «полноты реализации сформированных в процессе обучения профессиональных личностных свойств».
Таким образом, было определено, что образовательная организация обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, обеспеченность материально-технической стороны образовательного процесса. Одна из самых сложных задач в работе по формированию имиджа организации состоит в создании системы обеспечения реализации составляющих имиджа. Можно выделить две основные группы способов, предполагающие определение основных направлений деятельности, актуальных для образовательной организации, и в их рамках набор методов, приемов и технологий, который используются организацией. К первой группе относятся:
- участие в специализированных мероприятиях, и организация подобных мероприятий;
- проведение PR-мероприятий - организация дней открытых дверей, презентаций, работа по профориентации, популяризация деятельности организации через средства массовой информации;
- рекламирование - использование разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа организации, для этого выпускаются рекламные листовки, буклеты, информация о самых важных и значимых событиях в деятельности организации находит свое освещение на радио, телевидении, на страницах Интернет и др.
Также, мы определили, что конкурентоспособная образовательная организация должна характеризоваться следующими показателями:
- оптимально осуществлять инновационную деятельность, направленную на совершенствование содержания и технологий образовательного процесса;
- осваивать маркетинговую деятельность, способствующую
реализации стратегических задач образовательной организации, анализу изменения потребительского спроса, с целью создания конкурентоспособного продукта;
- обеспечивать качество образования, соответствующее современным требованиям педагогической теории и практики, способное удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства;
- вести успешную финансово-экономическую деятельность, за счет маневрирования материальными и финансовыми ресурсами;
- обеспечивать повышение профессионального роста педагогов.
Общими шагами, характерными для всех подходов в большей или меньшей степени, были определены - изучение преимуществ и слабостей образовательной организации, подготовка персонала к изменениям, изучение потребностей социума и потенциальных потребителей и заказчиков образовательных услуг (маркетинговое исследование).
Именно эти шаги в совокупности с направлениями для разработки модели конкурентоспособности и были положены нами в основу экспериментальной работы по разработке модели конкурентоспособности в профессиональной образовательной организации.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы мы получили большой объем информации об актуальном уровне развития конкурентоспособности ГБПОУ «Южно -уральский государственный колледж», выявили потенциальные зоны для развития конкурентоспособности, которые затем положили в основу организации деятельности административно-педагогического персонала по повышению конкурентоспособности образовательной организации.
Реализация формирующего этапа эксперимента позволила достичь положительной динамики практически по всем определенным показателям конкурентоспособных преимуществ. Целенаправленная реализация системы мероприятий, направленных на укрепление конкурентоспособности образовательной организации положительно повлияла на качество предоставляемых услуг, общую внешнюю оценку организации заказчиками и партнерами, позволила укрепить внутренний имидж организации, сделала причастность к организации более ценным и значимым для участников образовательного процесса.
Безусловно, делать однозначные выводы о повышении конкурентоспособности ГБПОУ «Южно -уральский государственный колледж» по окончании нашего исследовании не представляется возможным в связи с краткосрочностью периода. Для формирования сильного имиджа, способствующего серьезному возрастанию конкурентных преимуществ, требуется намного больше времени. Однако результаты, полученные нами в рамках данного исследования, позволяют говорить о значимой положительной тенденции в данном направлении.
Таким образом, разработка конкретной модели конкурентоспособности будет способствовать повышению конкурентоспособности образовательной организации, повышения востребованности образовательных услуг, предоставляемых данной образовательной организацией, подтвердилась. Цель нашей работы можно считать достигнутой.
1. Абрамкина, А. А. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг вуза[Текст]/ автореф. дис. канд. эконом. наук / Абрамкина Александра Анатольевна. Омск. 2017. - 104 с.
2. Азоев, Г. Л. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия[Текст]/ Г. Л. Азоев. - Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2016. - 264 с.
3. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]/ М.М. Алексеева - М.: Финансы и статистика, 2015. - 368 с.
4. Анашенко, И. К. Система факторов конкурентоспособности образовательной программы высшего профессионального образования [Текст]// Молодой ученый. — 2015. — №10.2. - 54 с.
5. Анашенко, И.К., Дупленко, Н.Г. Влияние эксклавности региона на ключевые факторы успеха программ высшего профессионального образования по экономическим направлениям [Текст]// Молодой ученый.
2014. № 19.1. - 100 с.
6. Анисимова, М.А., Анисимов, А.В. Оценка конкурентной среды на финансовом рынке (теория и практика антимонопольного регулирования: учеб.пособие[Текст] / Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед. ун-т», 2016. - 58 с.
7. Ануриев, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка: учебное пособие [Текст]/ В. Ануриев, И. Муромкина, У. Евтушенко. - СПб.: Питер, 2017. - 55 с.
8. Артеменко, В.Г., Беллендир, М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие[Текст] /-М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2015. - 128 с.
9. Астахов, К.Н. Инновации промышленных предприятий и их экономический рост [Текст]// Экономист, 2017. - 169 с.
10. Афоничкин, А. И., Горелик, О.М., Волохин, С.Б.Повышение конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы в регионе (на
примере Самарской области) [Текст]// Маркетинг образовательных услуг. М.: МЭСИ. 2015. - 69 с.
11. Багиева, Г.Л. Управление персоналом: учебник для вузов [Текст]/ под ред. Г.Л. Багиевой, Б.Л. Ереминой. - 2-е изд., - М.: Юнити, 2016. - 415 с.
12. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник для вузов [Текст]/ М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика,
2015. - 12 с.
13. Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта[Текст] / - М.: «Финансы и статистика», 2020. - 206 с.
14. Баринов, В.А. Экономика фирмы: стратегическое
планирование[Текст]/ В.А. Баринов -М.:Кнорус, 2015. - 89 с.
15. Басовский, Л.Е, Басовская, Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник[Текст] / - М.: ИНФРА - М, 2015. - 366 с.
16. Белоусов, В. Л. Оценка конкурентоспособности фирмы [Текст]// Маркетинг в России и за рубежом, 2017. - 58 с.
17. Бердникова, Т.Б. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности[Текст] / - М.: «Финансы и статистика», 2017. - 623 с.
18. Бернар И., Колли Ж. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х томах [Текст]/ Пер. с франц. - М.: Междунар. отношения, 2015. - Т. 1 - С.784, Т. 2 - 720 с.
19. Блинов, А.О. Искусство управления персоналом: учебное пособие для эконом., колледжей и вузов[Текст] / А.О. Блинов, О.В. Василевская. - М.: ГЕЛАН, 2016. - 411 с.
20. Василевский В. Диверсификация образовательных услуг [Текст]/ В. Василевский// Человек и труд, 2017. - 132 с.
21. Васильева, Г. А. Маркетинг: учебник для вузов[Текст] / Г. А. Васильева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 23 с.
Т1. Васильченко Н. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе [Текст]/ Н. Васильченко, Е. Бурлюкина, В. Секерин // Маркетинг. - 2015. - № 6. - 22 с.
23. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе [Текст]/ В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2016. - 495 с.
24. Викторова, Е.М. Формирование мотивов потребительского поведения на современном российском рынке образовательных услуг: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Волгоград, 2016. - 65 с.
25. Власова, Е.И., Мокроносов, А.Г. Управление
конкурентоспособностью брендов[Текст] / Екатеринбург: Изд-во
Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2015. - 54 с.
26. Ганаева, Е.А. Некоторые аспекты достижения
конкурентоспособности образовательных учреждений [Текст]/Е.А.Ганаева //Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы регион. науч.-практ. конф. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. ч. 1- 397 с.
27. Гараев, И. М., Фасхиев, Х. А. Анализ состояния проблемы
управления конкурентоспособностью организации сферы
услуг[Текст]//Камск: Камский государственный политехнический институт. - 2015. - 79 с.
28. Гиляровская, Л. Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия[Текст] / СПб и др.: ПИТЕР, 2020. - 249 с.
29. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения[Текст]// Маркетинг. - 2017. - №2. - 64 с.
30. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник для вузов [Текст]/ Е. П. Голубков, М.: Финансы и статистика, 2015. - 89 с.
31. Горемыкин, В.А. Стратегия развития предприятия: учебник для вузов [Текст]/ В. А. Горемыкин, Н. В. Нестерова. - М.: Дашков и К, 2016. - 47 с.
32. Градобоев, К.Р. Логистика как фактор конкурентоспособности компании [Текст]//Человек и труд, 2020. - 85 с.
33. Грибов, И.Д. Экономика предприятия: учебник для вузов [Текст]/ И.Д Грибов, В.П. Грузинов.- М.: Финансы и статистика, 2017. - 14-18 с.
34. Гурков, И.Б.Стратегическая архитектура конкурентоспособной фирмы[Текст] // ЭКО,2017. - 52-55 с.
35. Гусаров, В.М. Статистика: учебное пособие для вузов [Текст]/ В.М. Гусаров. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 63 с.
36. Димитриев, М. Д. Формирование конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования в рыночных условиях: автореферат дис. канд. экон. наук: 08.00.05[Текст]/ Димитриев Михаил Викторович. Сочи. 2015. - 124 с.
37. Драчева, Е.Л. Менеджмент: учебник для вузов [Текст]/ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - М.: РШФРА-М, 2015. - 214 с.
38. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов [Текст]/ А.П. Егоршин. - 3-е изд., - Н.Новгород: НИМБ, 2017. - 720 с.
39. Елисеева, И.И. Общая теория статистики: учебник для вузов [Текст]/ И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 58 с.
40. Ефимова О. В. Финансовый анализ[Текст]/ М.: Бухгалтерский учет, 2016.- 525 с.
41. Завьялов. П. С. Стратегический менеджмент [Текст]/ Завьялов П.С., М.И. Соколова. - М.: Экономистъ, 2015. - 514 с.
42. Зайцев. Л. Г. Стратегический менеджмент [Текст]/ Л.Г. Зайцев - М.: Аспект Пресс, 2015. - 231 с.
43. Инновационная деятельность в сфере образовательных услуг как фактор повышения ее конкурентоспособности [Электронный ресурс]/ Кирсанова Д. С. - Режим доступа - https://elibrary.ru/item.asp?id=39193197
44. Кашпаров, Д.В. Организационная модель оценки влияния
среднего профессионального образования на развитие конкурентоспособности малого предпринимательства региона [Текст] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016. - 168 с.
45. Киперман Г.Я. Маркетинг образовательных услуг [Текст]// Высшее образование в России. - 2015. - №5. - 17-23 с.
46. Кныш, М.И. Конкурентные стратегии[Текст]/ Спб, 2017. - 284 с.
47. Ковалев, В. В. Финансовый анализ[Текст]/ М.: «Финансы и статистика», 2020. - 559 с.
48. Лапыгин, Ю. Н. Стратегическое развитие организации: Учебное пособие [Текст]/под ред. Ю. Н. Лапыгина. - М.: КНОРУС, 2016. - 319 с.
49. Латфуллин, Г.Р. Теория организации: учебник для вузов [Текст]/ Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. - СПб.: Питер. 2020. - 54-59 с.
50. Липкина, Е. Д. Теория и методология обеспечение конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования: дис. д-ра экон. Наук[Текст]/ Е. Д. Липкина. - Омск, 2016. - 55 с.
51. Лозовский, Л.Ш. Теория и практика оценки
конкурентоспособности товаров и услуг[Текст]/ М.: Юрайт-М, 2020. - 224 с.
52. Управление предпринимательской деятельностью
государственного вуза[Электронный ресурс]/ Майсаков, Д. Л. - Режим доступа: http: //utmn. ru/library/avtoref/Maicakov.htm
53. Малхорта, К. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / Малхорта К., Нереш М.[Текст] / Издательский дом «Вильяме». 2017. - 78 с.
54. Мамонтов С. Изучение конкуренции на карагандинском региональном рынке образовательных услуг ВУЗов [Текст]// Маркетинг/ 2015. - №3.- 72 с.
55. Масленченков, Ю.С. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы [Текст]/ Ю.С. Масленченков, Ю.П. Тронин. - М.: Дашков и К, 2015. - 125 с.
56. Матанцев, А. Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга: Учебно-практическое пособие[Текст] / А. Н. Матанцев. - М.: 2020. - 521с.
57. Международный маркетинг: Учеб. пособие [Текст]/
Н.И.Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В.Барсукова; Под ред.
Н.И.Перцовского - М.: Высшая школа, 2017. - 214 с.
58. Мильгром, Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий[Текст]// Маркетинг в России и за рубежом, 2015. - №2. - 57 с.
59. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур[Текст]// Риск, 2015.- 87 с.
60. Моисеева Н., Пискунова Н., Костин Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (ВУЗА) [Текст]// Маркетинг, 2016. - 89 с.
61. Молчанов, Н.Н. Метод оценки конкурентоспособности нововведений[Текст]//Инновации, 2016. - 56 с.
62. Мохначев, С. А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего профессионального образования: дис.д-ра экон. наук [Текст]/ С. А. Мохначев. - Екатеринбург, 2020. - 301 с.
63. ПащенкоН.И. Основы маркетинга в сфере образования[Текст] / Спб.: Изд-во Спб ГУ, 2017. - 419 с.
64. Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы [Электронный ресурс] / Перцовский Н. И. - Режим доступа: http: //www.supermarketing.narod.ru
65. Погодина, Г.А. Что с точки зрения менеджера определяет конкурентоспособность фирмы [Текст]// Человек и труд, 2017. - 200 с.
66. Поддьяков, А.Н. Психология конкуренции в обучении[Текст] / М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2016. - 267 с.
67. Попов, Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии: учебник для вузов [Текст]/ Е.В. Попов. М.: ИНФРА-М, 2015. - 54 с.
68. Попов, Е.В. Услуги образования и рынок [Текст]// Российский экономический журнал, 2015. - № 6 - 49 с.
69. Поршнева, А.Г. Управление организацией: учебник для вузов [Текст]/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцева. - М.; ИНФРА-М, 2016. - 57 с.
70. Производственный менеджмент: Учебник[Текст]/ Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2017. - 33 с.
71. Прыкина, Л. В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов [Текст]/ Л. В. Прыкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 98 с.
72. Райзберг, Б.А. Управление развитием негосударственных образовательных учреждений в сфере высшего и дополнительного профессионального образования в регионе. - Дисс. на соискание уч. степ. канд. экон. Наук[Текст]/ Москва: Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ, 2016. - 381 с.
73. Романова, И.Б. Маркетинг: учебник для вузов [Текст]/ И. Б. Романова, А.Н. Корлюгов, Ю.Ю. Красильников. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 66 с.
74. Руткаускас, Т.К., Журухин, Г.И. Экономика предприятия: учеб.пособие[Текст] / Руткаускас Т.К., Журухин Г.И. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед. ун-т», 2017. - 99 с.
75. Савченко, Н.Л. Менеджмент: Конспект лекций[Текст]/ Н.Л. Савченко - Верхняя Пышма, 2016. - 88 с.
76. Сажина, М.А. Экономическая теория[Текст]/ М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - М.: НОРМА, 2017. - 94 с.
77. Сачинов, К. А. Маркетинг сферы образовательных услуг[Текст] / М.: Триада, 2015. - 389 с.
78. Сивкова, А. И. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие для вузов [Текст]/ А. И. Сивкова, Е. К.Фрадкина. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. - 69 с.
79. Стрижов, А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений [Текст]// Стандарты и мониторинг в образовании. М.: 2016. - №3. - 49 с.
80. Титова, Н.Е., Кожаев, Ю.П. Маркетинг: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений[Текст] / Н.Е. Титова, Ю.П. Кожаев. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 85 с.
81. Товышева,И.З. Маркетинговые исследования: учебник для вузов [Текст]/ И.З. Товышева. ЕМ.: Экономистъ, 2015. - 93 с.
82. Чуева, Л.Н. Экономика фирмы: Учебник для студентов вузов [Текст] /2-е изд. М.: ИТК «Дашков и К», 2017. - 138 с.
83. Факторы обеспечения конкурентоспособности профессиональной образовательной организации [Электронный ресурс]/ Кирсанова Д. С. - Режим доступа - https://elibrary.ru/item.asp?id=38163385
84. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник[Текст] / М.: Дело, 2017. - 58 с.
85. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, от 26 июля 2006 года.
86. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ, от 8 августа 2001 года.
87. Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ, от 13 марта 2006 года.
88. Федеральный закон «О средствах массовой информации» № 2124-1, от 27 декабря 1991 года.
89. Фишман, Л.И. Образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии[Текст] / Л.И. Фишман, В.В. Дудников, Г.Б. Голуб; Департамент науки и образования Администрации Самар. обл., Ин-т "Открытое о-во" (Фонд Сороса), Мегапроект "Развитие образования в России". - Самара: Профи , 2015.- 49 с.
90. Хершген, X. Маркетинг: основы профессионального успеха: учебник для вузов [Текст] / X. Хершген. - М.: ИНФРА-М 2017. - 62 с.
91. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка [Текст] / М.: Финансы и статистика, 2016. - 69 с.
92. Шевченко, Ю. А. Применение проективной методики «Я-ВУЗ» при исследовании конкурентоспособности вуза [Текст] // Науковедение. 2015. № 3. - 104 с.
93. Шилькова, В.В. Структура рынка образовательных услуг и стратегия развития вуза [Текст]/ В. В. Шилькова, И. И. Лазарева, И. Е. Ильичев // Экономика образования, 2017. - № 1. - 29 с.
94. Щербина, А.В. Конкуренция на региональных рынках
профессионально-образовательных услуг: факторы, механизм,
регулирование[Текст] / Дисс. канд. эконом. наук. Ростов н/Д., 2016. - 123 с.
95. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст] / Учебное пособие. 3-е изд., переработанное и дополненное. М.: Тандем, 2015. - 146 с.
96. Ярин, Г.А. Экономика фирмы: Учебник [Текст] / Екатеринбург: Изд-во Уралгос. экон. ун-та, 2020. - 249 с.
97. Шарипов, Ф.В. Менеджмент общего и профессионального образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/Ф.В. Шарипов. — Электрон. Текстовые данные. — М.: Логос, 2014. — 432 с. — 978-5-98704-750-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27267.html.
98. Шарипов, Ф.В. Педагогический менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие/Ф.В. Шарипов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Университетская книга, 2014. — 480 c. — 978-5-98699-155-9. — Режим доступа: http: //www.iprbookshop .ru/30669.html.
99. Шашенкова, Е. А. Исследовательская деятельность: словарь
[Электронный ресурс] / Е. А. Шашенкова. - Москва: УЦ «Перспектива», 2014. - 88 с. - Режим доступа:
http: //didacts .ru/dictionary/1003/word/modelirovanie.
100. Энциклопедия профессионального образования: учеб.пособие для студ.сред.спец. и высш. учеб. заведений [Текст]/Под. ред. С.Я. Батышева.- М.: АПО, 2014, Т 1-3.ISBN: 5-85449-100-1.