Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Доходы бюджетов и их разграничение между бюджетами разных уровней

Работа №80312

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы формирования доходов бюджетов 7
1.1. Современный подход к определению доходов бюджета, их классификация 7
1.2. Критерии и модели разграничения доходных источников между бюджетами разных
уровней 12
2. Анализ доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 20
2.1. Анализ разграничения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации 20
2.2. Доходы федерального бюджета 27
2.3 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
34
3. Перспективы развития доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 43
3.1. Зарубежный опыт разграничения доходов между бюджетами разных уровней и
возможности его использования в России 43
3.2. Перспективы укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов в
условиях ограниченных возможностей налоговой децентрализации 50
Заключение 60
Список использованных источников

Бюджетная система Российской Федерации трехуровневая. При этом бюджетная деятельность на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации должна обеспечивать принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ). Особо важное значение имеет правильное распределение (разграничение) доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.
Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление через воздействие на уровень доходности социальных групп и видов деятельности. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяет оказывать определённое воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объёмы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. Доходы бюджета выражают отношения распределения и перераспределения национального дохода. Формой проявления этих доходов выступают чаще всего налоги.
Центральное место в системе доходов любого бюджета бюджетной системы занимают налоговые доходы.
Налоговые доходы разграничиваются между бюджетами различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.
Децентрализованное предоставление бюджетных услуг требует наличия источников для их финансирования. В децентрализованной финансовой системе, как и в централизованной, один из основных источников доходов — налоги (собственные или закрепленные на долговременной основе нормативными актами вышестоящих органов власти). Органы власти располагают различными налоговыми инструментами для обеспечения доходной части бюджетов.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование теоретической основы доходов бюджета, а также выявление их роли в бюджетной системе РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи, а именно:
- рассмотреть содержание, классификацию и современный подход к определению доходов бюджета;
- изучить критерии и модели разграничения доходных источников между бюджетами разных уровней;
- проанализировать разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- рассмотреть доходы федерального бюджета;
- проанализировать доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- проанализировать зарубежный опыт разграничения доходов между бюджетами разных уровней и возможности использования данного опыта в России ;
- определить перспективы укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов в условиях ограниченных возможностей налоговой децентрализации;
Объектом исследования являются доходы в бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предметом исследования являются доходы бюджетов.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы такие методы научного познания, как методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, метод сравнения и пр.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, учебная и специальная литература, материалы периодической печати, а также официальные сайты
глобальной сети интернет, относящиеся к Министерству финансов Российской Федерации и Республики Татарстан.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Во введении рассмотрена актуальность выбранной темы, цель и задачи исследуемой темы выпускной квалификационной работы. Определены объект и предмет исследования, научная база и теоретико-информационная основа.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования доходов бюджетов. Исследуется понятие, значение и сущность доходов бюджетов. Рассматриваются теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Изучаются критерии и модели разграничения доходных источников между бюджетами разных уровней.
Вторая глава посвящена анализу состава доходов бюджетов разных уровней. Особый упор сделан на динамику поступлений доходов за период 2014-2016 гг.
В третьей главе рассматриваются перспективы развития доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях укрепления доходной базы бюджетов бюджетной системы. Также раскрыт зарубежный опыт разграничения доходов между бюджетами разных уровней и возможности его использования в России.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
При распределении доходов по уровням бюджетной системы немаловажное значение имеет сохранение в стране единого экономического пространства. Нельзя, например, наделять региональные власти правом введения ввозных и вывозных пошлин на территорию данного субъекта Федерации и аналогичных им дополнительных налогов, так как это может привести к образованию закрытых экономических территорий.
Примерно такие же негативные последствия могут возникнуть, если региональным властям будет предоставлено право самим устанавливать налог на добавленную стоимость и т.д. Поэтому необходимо закрепление таких доходов за федеральными органами власти.
В России разграничение доходов между уровнями бюджетной системы устанавливается БК РФ. Центральное место в системе доходов любого бюджета бюджетной системы занимают налоговые доходы. Налоговые доходы разграничиваются между бюджетами различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.
Налоговый кодекс РФ устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы. Согласно Бюджетному кодексу РФ все региональные налоги в полном объеме поступают в бюджеты соответствующих субъектов. Равным образом все местные налоги в полном объеме поступают в соответствующие местные бюджеты.
Экономическая сущность доходов федерального бюджета состоит в их назначении, которое заключается в материальном обеспечении публичных нужд страны.
Доходная часть федерального бюджета пополняется за счёт налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных поступлений. Также можно выделить два дополнительных основания классификации доходов. В зависимости от степени окончательности зачисления доходов в федеральный бюджет можно выделить: доходы, подлежащие окончательному зачислению и доходы, подлежащие дальнейшему возмещению из бюджета. В зависимости от реальности зачисления дохода в бюджет можно выделить: реально зачисляемые и выпадающие доходы федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета на протяжении всего анализируемого периода сократились. Налоговые доходы составляли большую часть доходов как в денежном выражении, так и в процентном соотношении, так же их объем увеличивался с каждым годом и уже с 2015 года превышает 60%. В период с 2014-2015 года неналоговые доходы заметно снизились с 6464,6 млрд. руб. до 4808.4 млрд. руб. соответственно. В 2016 году доходы составили 4586,3 млрд. руб. Что касается безвозмездных поступлений, в 2015 году они достигают своего максимального значения в 259,2 млрд. руб. (заметен существенный прирост в двукратном размере по сравнению с 2014 годом). В 2016 году, данный показатель опускается до отметки в 151,7 млрд. руб.
На основании проведенного анализ доходов федерального бюджета за 2014-2016 годы можно сделать вывод, что налоговые доходы превышают неналоговые доходы федерального бюджета. Так же необходимо отметить, что из -за последствий мирового экономического кризиса в 2015 году наблюдается весомое снижение доходов федерального бюджета. Важным аспектом налоговых поступлений в федеральный бюджет является то, что подавляющее большинство показателей значительно увеличивается, увеличивая общий налоговый доход и его рост в процентном соотношении. Неналоговые доходы федерального бюджета значительно сокращаются в связи с заметным уменьшением доходов от внешнеэкономической деятельности, в свою очередь заметный рост доходов от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности не в состоянии перекрыть снижение доходов от внешнеэкономической деятельности, т.к. остальные факторы не оказывают такого сильного влияния на общую сумму раздела неналоговых доходов.
Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.
Общие доходы Республики Татарстан в 2014 году составили 180,8 млрд. руб., все последующие года данный показатель увеличивался и в 2015 году достиг 203,9 млрд. руб., а в 2016 году 220,2 млрд. руб. Наряду с увеличением общего показателя доходов бюджета, так же увеличивались налоговые доходы. Также стоит отметить, что в течение трех лет налоговые доходы стремительно увеличивались. Что касается неналоговых доходов, они занимают самую маленькую долю от общего объема денежных доходов. Данный показатель в среднем равен 4% и в течении анализируемого периода снижается в денежном выражении, составив в 2016 году 8,2 млрд. руб.
На примере Республики Татарстан отчетливо видно, что при общем увеличении поступлений в бюджет республики за счет налоговых доходов, которые с каждым годом значительно увеличиваются, неналоговые доходы и безвозмездные поступления сокращаются, в лучшем случае остаются неизменны.
Динамика доходов бюджета города Казань в период с 2014-2016 гг. увеличивается и составляя 22405,71 млн. руб. в 2016 году. Налоговые доходы составляют наибольший объем поступлений, который увеличивается как в денежном эквиваленте, так и в общем объеме. В 2016 году достигается сумма равная 10339,03 млн. руб. и доля в 46,14%, что весьма ощутимо по сравнению с 9211,97 млн. руб. и 42,53% в 2014 году. Безвозмездные поступления так же составляют крупную долю в общем объеме и в 2016 году составляют 9003,79 млн. руб. и 40,19%. В свою очередь, неналоговые доходы демонстрируют отрицательную тенденцию и значительно сокращаются на сумму превышающую 800 млн. руб., достигая нижней точки в 3062,89 млн. руб. и долю в 13,67% в 2016 году.
В общем и целом, подводя итоги доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, стоит отметить, что преобладающие поступления в бюджет приходятся на налоговые доходы, которые увеличиваются с каждым годом на всех уровнях бюджетной системы, в то время как неналоговые доходы сокращаются как в объеме поступлений так и в денежном выражении. Даже на бюджете Республики Татарстан заметена похожая тенденция.
Анализируя зарубежный опыт разграничения доходов между бюджетами разных уровней следует отметить следующее. Имеются две противоположные модели организации внутренних бюджетно-налоговых взаимоотношений. Первая из них использует разграничение доходов в качестве инструмента регулирования неравных условий жизни. Вторая модель основана на следующих принципах. Равных условий жизни не следует добиваться путем корректировки результатов деятельности рыночных сил. Целесообразнее дать возможность каждому региону конкурировать, исходя из собственных сравнительных преимуществ.
Разграничение налоговых доходов в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется с использованием различных по содержанию моделей. При этом, если США используют в своей модели широкую автономию, в том числе налоговую, субъектов Федерации, а большинство налогов закреплено за конкретными уровнями управления, то в Германии ситуация иная.
Для германской модели характерна высокая степень централизации, а значительная часть налогов служит основой для формирования налоговых доходов бюджетов сразу нескольких уровней. В соответствии с Конституцией фискальная политика Германии призвана создать и поддерживать единообразные условия жизни по всей стране. Важным аспектом германской системы долевого разделения налогов является горизонтальное распределение поступлений от налогов.
Если исходить из классического набора инструментов организации территориальной налоговой системы каждого штата США, то следует отметить законодательно равные права для всех штатов относительно стартовых условий мобилизации налоговых доходов. Однако направленность целей региональной финансовой политики каждого штата существенным образом изменяет отдачу территориальной налоговой систему.
Таким образом, как свидетельствует сравнительный анализ особенностей процесса разграничения налоговых доходов, каждая страна, в зависимости от целей и направленности финансовой политики, а также исторических традиций, использует определенный набор методов и способов формирования доходной базы каждого уровня бюджетной системы.
Анализ проведенный во второй главе, показал неравномерность распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Это приводит к недостаточности доходов бюджетов, в первую очередь, регионального и муниципального бюджетов. В связи с этим требуется усовершенствование действующей системы разграничения.
В конечном итоге необходимо принять следующие меры:
- изменение порядка распределения налога на доходы с физических лиц;
- организация система распределения налоговых платежей;
- введении прогрессивной шкалы налогообложения налога на доходы физических лиц;
- введение в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов;
- расширить перечень региональных налогов;
- изменить механизмы зачисления в бюджет некоторых налогов и сборов, закрепленных за регионами бюджетами.



1) Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 11.04.2017.
2) Бюджетный кодекс Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 11.04.2017.
3) Закон Республики Татарстан от 28.11.2016 № 93-ЗРТ «О бюджете Республики
Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [Электронный ресурс] // официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан
http://minfin.tatarstan.ru/byudzhet-2017.htm
4) Сводной доклад Республики Татарстан о результатах мониторинга эффективности
деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов республики Татарстан по итогам 2015 года. [Электронный ресурс] // официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан
http://minfin.tatarstan.ru/byudzhet-2017.htm
5) Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. Под ред. проф. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, проф. Н. Г. Ивановой. — М.: Юрайт, с. 24-35.
6) Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Изд-во Дашков и К. - М., 2010 г.
7) Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2006 г.
8) Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система, Том 1, 2016 г.
9) Бабич А. М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: ЮНИТИ, 2007 г.
10) Беляев А..В., Турбина Н. М. Модели организации и регулирования межбюджетных отношений в зарубежных странах, 2015 г.
11) Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации; Дашков и Ко, 2012 г.
12) Врублевская О.В., Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения 2007 г.
13) Гардаш С.В. Федеральная налоговая система США: современные особенности, 2014 г.
14) Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации, 2006 г.
15) Горлова О.С. Разграничение и распределение доходов между бюджетной системы РФ.
16) Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2007 г.
17) Довгая О. В. Государственные внебюджетные фонды: учебное пособие, 2015 г.
18) Дьяконова М.Л., Ковалева Т,М., Кузьмина Т.Н. Финансы и кредит, 2016 г.
19) Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации, 2007 г.
20) Ермасова Н. Б. Бюджетная система; Высшее образование, 2012 г.
21) Жидкова Е. Ю., Видеркер Н. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие, 2014 г.
22) Журнал Экономика и жизнь. Статья местные и региональные бюджеты, 2016 г.
23) Зевакин М. Ю. Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий: Финансы и кредит, 2007 г.
24) Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики: Экономический анализ: теория и практика, 2007 г.
25) Кузнецов В.В., Ваховский В.В., Чебурашкина И.С. Государственное и
муниципальное управление: Учебное пособие. - Ульяновск, 2008 г.
26) Ливеровский А.А., Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации. Учебное пособие, Санкт-Петербург, 2007 г.
27) Меркушкин Н.И. Межбюджетные отношения: перспективы развития, 2008г.
28) Мудрова Н.В. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов, 2014 г.
29) Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра М, 2007 г.
30) Национальные интересы: научно-практический и теоретический журнал, 2015 г.
31) Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации; Дашков и Ко, 2010 г.
32) Николаев, А. Ю. Налоговые доходы бюджета. Финансы, 2007г.
33) Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ. Учебник для бакалавров; М.: АИО Огонек - Москва, 2013 г.
34) Пономаренко Е. В. Государственная казна, 2004 г.
35) Романовский М., Врублевская О. Бюджетная система Российской Федерации, 2008 г.
36) Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр, 2007 г.
37) Федосов В. А. Бюджетная система Российской Федерации, 2012 г.
38) Черник Д.Г. Налоги и налогообложение, 2006 г.
39) Казначейство РТ [Электронный ресурс] : Учет и распределение поступлений за 2014-2016 года.- Официальный сайт Казначейства РТ.- Режим доступа: http: //www.tatarstan. ro skazna.ru
40) Казначейство РФ [Электронный ресурс] : Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях за 2014-2016 года.- Официальный сайт казначейства РФ.- Режим доступа: http://www.roskazna.ru
41) Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс] : Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях за 2014-2016 года.- Официальный сайт Министерство Финансов РФ.- Режим доступа: http://www.minfin.ru
42) Счетная палата РТ [Электронный ресурс] : Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях за 2014-2016 года.- Официальный сайт Счетной палаты РФ.- Режим доступа: http://www.sprt.ru
43) Счетная палата РФ [Электронный ресурс] : Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях за 2014-2016 года.- Официальный сайт Счетной палаты РФ.- Режим доступа: http://www.ach.gov.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ