Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Расходы бюджетов и их разграничение между бюджетами разных уровней

Работа №53418

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
318
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы разграничения расходов между бюджетами разных
уровней 6
1.1. Экономическое содержание и классификация расходов бюджетов 6
1.2. Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований 13
2. Анализ разграничения расходов бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации 24
2.1. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета 24
2.2. Состав и структура расходов бюджета субъектов Российской Федерации 35
2.3. Анализ состава и структуры расходов местного бюджета 43
3. Перспективы совершенствования системы разграничения расходов бюджетов
между бюджетами разных уровней в Российской Федерации 50
3.1. Зарубежный опыт разграничения расходов бюджетов между бюджетами
разных уровней и возможности его использования в России 50
3.2. Возможности реформирования системы разграничения расходов бюджетов
между бюджетами разных уровней в России 61
Заключение 75
Список использованных источников 80
Приложения

Основное место в финансовой системе любой страны занимает бюджет, так как именно с момента принятия государством данного документа финансы приобретают всеобщий характер. С помощью бюджета государство имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы для экономического и социального роста, стимулировать производственные и социальные процессы. Доходы и расходы бюджета - это две группы отношений, через которых проявляется регулирующая роль бюджета.
Расходы бюджета, являясь компонентом общей финансовой категории бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Именно эти затраты формируют экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств бюджета по различным направлениям. Главное назначение расходов является обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них полномочий. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, расходы бюджета, это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что именно в расходной части бюджета отражается реализация основных направлений бюджетной политики. Поскольку государственные средства должны
результативно расходоваться не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном уровне бюджетной системы, необходимо четко определить ответственность за реализацию решений задач в области расходования бюджетных средств, но и самое важное хорошо организовать процесс управления расходами. Перечисленные задачи решаются на стадии планирования расходов при составлении проектов бюджета на определенный период. Очевидно, что вопросы приоритетности расходов в условиях
ограниченности бюджетных ресурсов становятся актуальными. К тому же в
3
настоящий момент разграничение расходов между бюджетами разных уровней является одним из дискуссионных вопросов современной экономической теории и практики хозяйствования, и, конечно же, подлежат обязательному рассмотрению.
Целью исследования является изучение расходов бюджетов и основы их разграничения между бюджетами разных уровней.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы разграничения расходов между бюджетами разных уровней;
- рассмотреть экономическое содержание и классификацию расходов бюджетов;
- изучить расходные обязательства Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
- изучить состав и структуру расходов федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и расходов местного бюджета;
- изучить зарубежный опыт разграничения расходов бюджетов между бюджетами разных уровней и возможности его использования в России;
- сформулировать выводы и предложения по совершенствованию системы разграничения расходов бюджетов между бюджетами разных уровней в Российской Федерации.
Объект исследования - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местный бюджет бюджетной системы РФ.
Предметом исследования является расходы бюджетов, их экономическое содержание.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных ученых в области финансов и организации бюджетного процесса. В свою очередь, многие аспекты исследуемого вопроса нашли отражение в трудах ряда ученых и специалистов: Н.Н. Ханчук, А.В. Голубев, Г.Б. Поляк, Д.Л. Комягин, Н.И.
Химичева, Е.В. Покачалова, В.А. Парыгина, К. Браун, Дж.Э. Стиглиц, А.А.
4
Тедеев, С.И. Мельников, М.В. Романовский, М.П. Афанасьев и т.д.
Информационно-статистическую базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации (Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения), материалы Министерства финансов Российской Федерации, основные научные результаты исследований отечественных специалистов, опубликованных в периодических изданиях, а также материалы, размещенные в сети Интернет.
В качестве научного инструментария исследования используется различные методы и приемы сравнительного, статистического и экономического анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании системы разграничения расходов бюджетов между бюджетами разных уровней. Практическая значимость исследования состоит в том, что применение методики и рекомендаций, которые будут предложены в исследовании, позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, как на федеральном уровне, так и на региональном и местном уровне.
Структура и объем работы обусловлены поставленными целью и основными задачами выбранного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Расходы бюджета, являясь компонентом общей финансовой категории
бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением
государством своих функций. Специфика расходов бюджета государства и
входящих в его состав общественно - территориальных образований заключается
в том, что именно эти затраты формируют экономические отношения, на основе
которых происходит процесс использования средств бюджета по различным
направлениям. Иными словами, расходы бюджета являются комплексом
отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов
поступают по своему назначению.
С возникновением государства как института управление расходами во все
времена считалось одной из важнейших и сложнейших проблем в каждом
государстве независимо от того, какой объем ресурсов поступает в
государственную казну и каков уровень социально-экономического развития той
или иной страны. Это связано, как правило, с тем, что средства, которые
выделялись из государственной казны для финансирования отдельных отраслей
экономики или социальной сферы, всегда оказывались недостаточными.
Управление расходами строилось адекватно (хотя и не всегда) растущим задачам
государства и его бюджета. Процесс управления расходами в современных
условиях осложняется ограниченностью ресурсов на всех стадиях принятия
государственных решений – от определения общего объема расходов до их
распределения и финансирования.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется
в соответствии с расходными обязательствами. Расходные обязательства – это
обусловленные законом, нормативным правовым актом, договором или
соглашением обязанности публично-правового образования (Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или
действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому
или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту
международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства возникают в результате принятия федеральных
законов, нормативных правовых актов. Основными нормативными актами,
определяющими систему разграничения полномочий в России, являются
Конституция РФ (статьи 71–73), федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-
ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации», устанавливающий перечень полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, и
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий
перечень вопросов местного значения муниципальных образований.
Разграничение расходов между бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации изучены на основе анализа расходов федерального бюджета, бюджета
Республики Татарстан и города Казани. Наиболее приоритетными направлениями
расходования средств федерального бюджета являются две сферы: социальная
сфера и сфера обороны и безопасности. Вследствие общего экономического
спада все больше разделов федерального бюджета подлежат сокращению
финансирования (в 2014 году снижение финансирования коснулось 4 раздела
расходов, в 2015 году 6 разделов).
Неблагоприятным, на наш взгляд, является то, что в стране сокращаются
расходы на сферу экономики (на 22,4%) при одновременном росте расходов на
безопасность и оборону. По нашему мнению, в условиях экономического спада,
приоритет в бюджетной политике должен быть отдан тем направлениям, которые
способны обеспечить экономический рост, увеличение производства,
строительства, заработной платы и потребительского спроса.
В структуре расходов бюджета Республики Татарстан наблюдаются совсем
иные тенденции, нежели в структуре расходов федерального бюджета: удельный
вес расходов на социально-культурную сферу, занимают более половины77
расходной части бюджета региона: 54% в 2013 году, 56,9% в 2014 году и 51,7% в
2015 году. Расходы на поддержку сфер экономики занимают чуть более трети от
общего объема расходов бюджета субъекта, а именно: 34,7% в 2013 году, 32,9% в
2014 году и 39,45% в 2015 году.
Проведенный анализ показал, что Республика Татарстан все большую часть
расходов финансирует за счет собственных доходов (налоговых и неналоговых),
что говорит, с одной стороны, о снижении его зависимости от финансовой
помощи от федерального центра, но с другой стороны – отражает политику
федеральных властей по постепенному прекращению софинансирования
региональных расходов.
Местный бюджет города Казани является социально ориентированным,
поскольку удельный вес расходов на социально-культурную сферу составляет
49,9% в 2013 году, 59,2% в 2014 году и 59,4% в 2015 году. Параллельно с ростом
доли расходов на социально-культурную сферу сокращается финансирование
экономики города и их удельного веса в структуре расходов: с 33,9% в 2013году
до 24,9% в 2015году.
Бюджет города Казани при исполнении своей расходной части с каждым
годом все больше зависит от безвозмездных поступлений, поскольку их величина,
а так же удельный вес в сумме расходов, ежегодно возрастают: если в 2013 году
34,8% расходов местного бюджета было профинансировано за счет финансовой
помощи из вышестоящих бюджетов, то в 2015 году данный показатель возрос до
40,5%. Это в свою очередь ставит вопрос о пересмотре существующей системы не
только распределения расходов, но и закрепления доходов за местными
бюджетами в Российской Федерации.
В целом же по результатам распределения расходов по уровням бюджетной
системы РФ можно сказать, что такие расходы, как оборона и национальная
безопасность – финансируются за счет средств федерального бюджета РФ.
Практически равное соотношение расходов федерального центра и субъекта РФ
приходится на финансирование общегосударственных вопросов. По остальным
статьям расходов (в сфере экономики и социальной сфере) обязанности по их78
финансированию лежат на плечах бюджетов субфедерального уровня.
Нам представляется интересным опыт Канады по организации
распределения расходов между бюджетами разных уровней, когда расходы на
здравоохранение, социальную помощь, развитие дошкольного образования и
охраны детства лежат на плечах федерального бюджета, облегчая расходное
бремя бюджетов субфедерального уровня. На наш взгляд, необходимо внедрять
модель межбюджетных отношений, действующую не только и не столько как
спасательный круг для отстающих и нуждающихся субъектов Российской
Федерации, а прежде всего как фактор их социально-экономического развития.
Развивая вопрос о делегировании расходных обязательств на нижестоящие
уровни бюджетной системы РФ и их финансовом обеспечении, необходимо
отметить: недостаточное финансовое обеспечение полномочий и предметов
введения ограничивает возможности территориальных органов власти в
эффективной реализации управленческих функций, что отрицательно влияет на
социально-экономическое развитие территорий, так и удовлетворение
общественных потребностей на соответствующем уровне. Так как объемы
передаваемых публично-властных полномочий и их финансовое обеспечение не
сбалансированы.
В целях совершенствования распределения расходов по уровням
бюджетной системы РФ необходимо:
а) передать на федеральный уровень социальные расходные обязательства:
- уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование
неработающего населения;
- социальную поддержку реабилитированных лиц и лиц, признанных
пострадавшими от политических репрессий;
- социальную поддержку тружеников тыла;
- организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих
редких (орфанных) заболеваний.


1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // Справочноправовая система «Гарант».- Последнее обновление 01.06.2016.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 02.06.2016) // Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее обновление 13.06.2016.
3. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2013 год
[Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 10.06.2014 №52-ЗРТ (ред. от 17.10.2015)// Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее обновление
17.10.2015.
4. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014 год
[Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 12.06.2015 №36-ЗРТ (ред. от 17.10.2015)// Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее обновление
17.10.2015.
5. О Программе развития бюджетного федерализма в Российской
Федерации на период до 2005 года [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 (ред. от 06.02.2004) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 05.04.2016.
6. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов - М.: Юрайт, 2012. - 777 с.
7. С.В.Запольский С.В. Финансовое право: учебное пособие /С.В.
Запольский - М.: М.Юрайт, 2015. -156 с.
8. Изабакаров И.Г, Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова - М.: Инфра-М, 2013. - 272 с.
9. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: учебное пособие /Д.Л. Комягин - М.: Москва, 2011. - 351с.
10. Крохина Ю.А. Бюджетное право России: учебник для магистров/ Ю.А. Крохина - М.: Юнити-Дана,2013. - 703 с.
11. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник /
А.С. Нешитой - М.: Дашков и К, 2014. - 312 с.
12. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская - М.: Юрайт, 2013. - 539 с.
13. Поляк Г.Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г.Б. Поляк - М.: Проспект, 2014. - 440 с.
14. Ханчук Н.Н. Бюджетная система России: учебное пособие/ Н.Н. Ханчук
- М.: Владивосток, 2005 г. - 226 с.
15. Арлашкин И.Ю, Дерюгин А.Н, Прока К.А. Разграничение полномочий между уровнями власти в российской федерации: бюджетные аспекты // Финансовый журнал.- 2015. - № 4 (26). - С. 85-93.
16. Бологан Н.А. Проблемы распределения расходов федерального бюджета как угроза экономической безопасности России // Научный альманах. - 2015.- № 7 (9). - С. 61-63.
17. Васильев В.С. Основные структурные изменения в федеральном бюджете США в годы президентства Б.Обамы // Россия и Америка в XXI веке. - 2016. - № 1. - С. 11.
18. Веремеева О.В. К вопросу о разграничении полномочий в бюджетноналоговой сфере // Экономика. Налоги. Право. - 2011. - № 6. - С. 136-142.
19. Гаджиев И.А. Разграничение расходных полномочий между уровнями публичной власти // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 11-2. - С. 280-282.
20. Голованова Н.В, Домбровский Е.А. Федеральный центр и регионы: изменение разграничения полномочий в 2005-2015 годах // Научноисследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016. - № 2 (30).
- С. 41-51.
21. Лебедева А.Д. Проблемы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ // Актуальные вопросы современной науки. -
2013. - №30-2. - С. 57-60.
22. Мамедов А.В, Фомина Е.А. Федеральный бюджет: риск ухудшения структуры расходов // Экономическое развитие России. - 2016.- Т. 23. № 3. - С. 19
24.
23. Молчанова М.Ю. К вопросу о расходных полномочиях органов местного самоуправления в РФ // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2013. - № 2. - С. 77-88.
24. Морозов И.А. Четыре способа разграничения расходных обязательств (полномочий) в российской федерации // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 20. - С. 271-275.
25. Мухина А.С. Проблемы реализации принципов бюджетного федерализма в управлении бюджетной системой российской федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013.- № 4. - С. 384-388.
26. Пименов Е.А. Бюджетный федерализм в Канаде и России: сравнительноправовой анализ // Современное право. - 2011. - № 9. - С. 15-20.
27. Пешкова Х.В. Требование разграничения расходов между федеральным бюджетом, региональными бюджетами, местными бюджетами как принцип бюджетного устройства России // Вестник Академии. - 2011. - № 1. - С. 22-25.
28. Раджабова З.К., Раджабова З.О. К вопросу: бюджетная стратегия и структура расходов федерального бюджета // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 3-1. - С. 183-186.
29. Седельникова Р.И. Финансы публично-правовых образований как средства осуществления общественного интереса // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26. № 1. - С. 134-140.
30. Сугарова И.В. Выравнивающая составляющая межбюджетных отношений: содержание, функции и обеспечение // Управление экономическими и социальными системами региона. - 2015. - С. 237-247.
31. Толстых Т.Н. Межбюджетное регулирование разграничения расходных и доходных полномочий и предметов ведения различных уровней власти : Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России Коллективная монография. - 2013. - С. 30-44.
32. Усков И.В. Зарубежный опыт обеспечения финансовой
самостоятельности муниципальных органов власти // Управление
экономическими системами. - 2015. - №1. С. 46-49
33. Информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс]: Бюджетная система. - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2015. - Режим доступа: http://info.minfin.ru.
34. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: ВВП РФ в текущих ценах - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2016 - Режим доступа: http://www.gks.ru
35. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год. - Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации, 2016. - Режим доступа: http://audit.gov.ru
36. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь-июнь
2015 года. - Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации, 2015. - Режим доступа: http://audit.gov.ru
37. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]: Доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Совета КСО при Счетной палате Т.А. Голиковой.- Официальный сайт Счетной палаты Рф,
2016 - Режим доступа: http://audit.gov.ru
38. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс]: Консолидированный отчет об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 1 января 2015 года. - Официальный сайт Казначейства России, 2016 - Режим доступа: http://www.roskazna.ru
39. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс]: Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета РФ за 2013-2015гг. - Официальный сайт Казначейства России, 2016 - Режим доступа: http://www.roskazna.ru
40. Финансовое управление города Казани [Электронный ресурс]: Отчет о работе Исполнительного комитета за 2014 год, Отчет о работе Исполнительного комитета за 2015 год. - Официальный портал мэрии Казани, 2016- Режим доступа: http: //www.kzn.ru
41. Министерство финансов Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Отчет об исполнении консолидированного бюджета и бюджета Республики Татарстан на 01.01.2016 год. - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016 - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru
42. Финансовое управление города Казани [Электронный ресурс]: Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани за 2013 год.- Официальный портал мэрии Казани, 2016- Режим доступа: http://www.kzn.ru
43. Финансовое управление города Казани [Электронный ресурс]: Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани за 2014 год. - Официальный портал мэрии Казани, 2016- Режим доступа: http://www.kzn.ru
44. Финансовое управление города Казани [Электронный ресурс]: Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани 1 января 2016 год. - Официальный портал мэрии Казани, 2016- Режим доступа: http://www.kzn.ru
45. УФК по Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Исполнение федерального бюджета на территории РТ. - Официальный сайт УФК по РТ, 2016 - Режим доступа: http://tatarstan.roskazna.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ