Введение 3
Глава 1. Основные исторические этапы развития
прокуратуры Российской Федерации 6
1.1. Дореформенная (Петровская) прокуратура (1722 - 1864 гг.) 6
1.2. Пореформенная прокуратура (1864 - 1917 гг.) 7
1.3. Советская прокуратура (1922 - 1991 гг.) 11
1.4 Новая Российская прокуратура 15
Глава 2. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 16
2.1. Надзор за исполнением законов органами дознания
при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях 16
2.2. Надзор за исполнением норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих подследственность
органов дознания, порядок и сроки дознания 19
2.3. Надзор за исполнением законов
при уведомлении лица о подозрении в совершении преступления 22
2.4. Надзор за исполнением при производстве дознания норм
Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих применение мер процессуального принуждения 24
2.5. Надзор за исполнением законов при окончании дознания 29
2.6. Надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими предварительное следствие 32
Глава 3. Функция уголовного преследования 43
3.1 Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции инстанции 43
3.2. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел
судом апелляционной инстанции 54
3.3. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел
судом кассационной инстанции 58
3.4. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел
судом надзорной инстанции 60
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Федеральный закон № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 "О прокуратуре
Российской Федерации" ставит перед прокуратурой одну из важнейших задач - участие в уголовном судопроизводстве. Прокурор является единственным участником уголовного процесса, который выполняет свои функции на всех стадиях.
Представляя роль прокурора в нынешнем уголовном судопроизводстве, можно сказать, что прокурор занимается уголовным преследованием, при этом одновременно в досудебном производстве надзирает за соблюдением требований закона органами дознания и органами предварительного следствия при осуществлении процессуальной деятельности.
Тема участия прокурора в судебном разбирательстве по уголовным делам, трудности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования всегда находились в поле зрения ученых, оставаясь предметом дискуссий, поэтому тема моей выпускной квалификационной работы не теряет актуальности по сей день.
При написании выпускной квалификационной работы мной широко использовались Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Приказ Генерального прокурора РФ от 26.01.2017 № 33 «Об организации
прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», Приказ Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», Приказ Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», Приказ Генерального прокурора РФ от 12.07.2010 № 276 «Об организации
прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении
разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства», Приказ Генерального прокурора РФ от 19.12.2011№ 433/49 «Об усилении
прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел» и учебная литература, которую я привела в разделе работы «Список используемых источников».
Объектом моего исследования стали общественные отношения, рассматриваемые через призму участия органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве.
Предметом изучения явились уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве, а также вопросы выполнения прокурором своих функций в уголовном судопроизводстве.
Цель работы - изучить особенности участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
• доказать, что прокурорский надзор за законностью действий органов предварительного расследования имеет важное значение в условиях трудной криминогенной обстановки;
• проанализировать нормы уголовно - процессуального закона,
регулирующие участие прокурора в досудебной и судебной стадиях уголовного разбирательства;
• изучить процессуальное положение прокурора в судебных стадиях
уголовного судопроизводства.
Моя выпускная квалификационная работа имеет теоретическое и практическое значение в той части, что при ее изучении, и особенно обращая внимание на выводы работы, можно сформировать вполне ясное представление о деятельности органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве, понять суть государственного обвинения, функции прокурора в суде, его отношений с другими участниками уголовного судопроизводства.
Выпускная квалификационная работа структурирована с учетом особенностей темы. Работа состоит из введения, трех глав, в которых рассматриваются статус и назначение прокуратуры как государственно - правового института в рамках исторических условий, особенности деятельности прокурора на стадии предварительного расследования уголовного дела, правовые аспекты участия прокурора в уголовном судопроизводстве, а также заключения, где сформированы итоги исследования и выявлены проблемы,списка литературы.
Принимая во внимание такие задачи прокуратуры, как обеспечение неукоснительного соблюдения законов участниками уголовного судопроизводства при осуществлении уголовного преследования и одновременно защиты их прав и законных интересов, можно сделать вывод, что именно прокурор может и должен гарантировать исполнение участниками уголовного судопроизводства федеральных законов в ходе своей деятельности.
Так как в уголовном процессе России предварительное обвинение формируется в ходе предварительного расследования, становится ясно, что прокурор должен активно участвовать в осуществлении уголовного преследования. Используя процессуальные полномочия, предоставленные законом, прокурор оказывает влияние на сбор, проверку и оценку доказательств по уголовным делам, квалификацию содеянного, результаты расследования путем осуществления надзорной деятельности.
Я считаю, что данное направление прокурорской деятельности в досудебном производстве являетсяэффективным средством выявления и пресечения нарушений закона, учитывая исторический опыт России, систему и структуру органов предварительного расследования, уровень
профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и правовой грамотности населения.
В ходе исследования, мне было очень трудно разделить два самостоятельных направления деятельности прокурора в досудебном производстве - осуществление уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Еще больше неопределенности в статус прокурора в досудебном производстве вносит разный объем предоставленных законодателем прокурору полномочий по отношению к органам дознания и органам предварительного следствия. Поэтому я предполагаю, что необходимо конкретизировать и расширить полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования. Более широкие полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, уменьшат обвинительный уклон в работе следователя, повысят процессуальную ответственность всех профессиональных участников уголовного судопроизводства. И самое главное, это даст наиболее высокие шансы достигнуть задачу прокуратуры в данном направлении деятельности - защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Я также обратила внимание на полномочия прокурора и руководителя следственного органа в предварительном следствии. Как известно, прокурор лишен права давать следователю обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных и иных процессуальных действий, об изменении объема обвинения, а также о квалификации расследуемого деяния. Данные полномочия законом отнесены к компетенции руководителя следственного органа. Однако, многие ученые считают, что руководитель следственного органа должен лишь руководить расследованием, его контроль должен быть направлен на предупреждение нарушений закона, а также на повышение эффективности организации расследования. Прокурор же должен иметь полный объемполномочий для устранения нарушений закона, своевременно не выявленных руководителем следственного органа, что привело бы к повышению качества расследования.
Функция уголовного преследования наиболее полно реализуется
прокурором в судебных стадиях уголовного судопроизводства.
Прокурор в стадии уголовного судопроизводства имеет право изменить обвинения, однако закон разрешает сделать это только в сторону смягчения. Иногда случается, что в ходе судебного разбирательства выясняется, что подсудимый совершил более тяжкое преступление, чем вменялось ему в вину, однако возможности изменить обвинение в сторону ухудшения нет.Поэтому имели место факты, когда суд, отразив в приговоре обстоятельства совершения подсудимым одного преступления, был вынужден, со ссылкой на ст. 252 УПК РФ, указывать, что содеянное квалифицируется по более мягкому закону, поскольку именно такая квалификация была дана действиям подсудимого в досудебном производстве. Понятно, что теряется суть правосудия и смысл судебного решения.
Многие ученые высказывают мнение, что следует внести в уголовно - процессуальный кодекс дополнения, позволяющие прокурору изменять обвинение на более тяжкое либо предъявлять новое обвинение, ухудшающее положение подсудимого (разумеется, при условии, что такое изменение обвинения не будет связано с восполнением неполноты предварительного расследования).
Европейский суд признает нарушением права на справедливое судебное разбирательство лишь тогда, когда подсудимый не уведомлен заранее об изменении вменяемого ему обвинения на более тяжкое, и не имеет возможности представить свои возражения против нового обвинения.
Таким образом, если подсудимому будет даваться возможность подготовиться к защите от нового обвинения, то и при изменении прокурором предъявленного обвинения на обвинение, ухудшающее положение подсудимого, право на защиту не нарушится.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 117);
3. Международный пакт о гражданских и политических правах;
4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ;
5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
6. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ;
7. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.01.2017
№ 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов дознания»;
8. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.20177
№ 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов предварительного следствия»;
9. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»;
10. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.12.2012 № 465 “Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства”;
11. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.11.2007
№ 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением
конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»;
12. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.07.2010
№ 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением
требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»;
13. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от
19.12.2011№ 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за
исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел»;
14. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»;
15. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России
№ 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780,
Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений»;
16. Буланова Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: методич. рекомендации / Н.В. Буланова, А.А. Малов, М.В. Парфенова. - М.: Генпрокуратура РФ, Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.
17. ЛавдаренкоЛ.И. Задержание и заключение под стражу: методич. пособие - Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) АГП РФ, 2007.
18. Кехлеров С.Г., Капинус О.С. Настольная книга прокурора (2-е изд., перераб. и доп.) - "Издательство Юрайт", 2013 г.
19. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: Учебник для вузов - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.
20. Статья: Роль прокурора в кассационной стадии уголовного
судопроизводства (Большакова М.Н.) ("Прокурор", 2016, N 1);
21. Статья: О проблемных вопросах участия прокуроров в стадиях уголовного процесса и складывающейся практике судебного рассмотрения уголовных дел. Авторский материал начальника Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Олега Анкудинова (Анкудинов О.Т.) ("Прокурор", 2014, N 4);
22. Статья: К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве (Капинус О.С.) ("Прокурор", 2013, N 2);
23. Статья: Проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о соблюдении подследственности уголовных дел в органах МВД России (Лошкарев В.В.) ("Прокурор", 2016, N 4);
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 № 18-П "По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно¬процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан»;
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан";
26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 №1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 № 60 "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел";