ВВЕДЕНИЕ 8
1 РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Экономический механизм функционирования рынка
образовательных услуг
1.2 Институциональные основы рынка образовательных услуг 27
2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
2.1 Спрос на образовательные услуги и инвестиции домохозяйств в образование
2.2 Предложение на рынке образовательных услуг 56
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ
3.1 Маркетинговые технологии субъектов российского рынка образовательных услуг
3.2 Институциональные новации в образовательной системе как фактор развития российского рынка образовательных услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Современную экономику характеризует тенденция повышения роли образования, а вопрос предоставления образовательных услуг является одним из самых актуальных. В этой связи ключевым факторами развития современной экономики являются образованность, компетентность и профессионализм рабочей силы, а также эффективное их использование. Следовательно, исследование совокупности социальных, природных и духовных сил, которые участвуют в создании образовательных услуг, приобретает особую теоретико-практическую значимость.
Современная глобальная экономика находится в состоянии динамичного развития, растет мобильность рабочей силы, поэтому работникам постоянно необходимо повышать свою квалификацию. Работники с более высоким уровнем образования с большим успехом адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам.
В настоящее время идёт формирование подходов и принципиальных позиций, последовательное накопление, наращивание конструкций и инструментария регулирования в решении конкретных проблем рынка образовательных услуг, что обусловливает актуальности исследования данной проблематики.
Регулирование рынка образовательных услуг в целевом отношении определяется долгосрочными интересами всех субъектов рынка, а также возможностью создания благоприятного и широкого экономического, социального, институционального резонанса, эффекта в виде воспроизводства национального интеллектуального потенциала и стимулирование взаимосвязанного с ним экономического роста.
Степень изученности проблемы. Проблемы рынка образовательных услуг в научной литературе освещаются достаточно полно и разносторонне. Разработкой методологических и научно-практических проблем человеческого развития и наращивания образовательного потенциала современной экономики активно занимаются Т. Заславская, А. Клепач, И. Майбуров, О. Шкаратан.
Институциональная организация рыночной экономики глубоко исследована Дж. Бьюкененом, Т. Вебленом, Дж. Гэлбрейтом, Р. Коузом, Д. Нортом, О. Уильямсоном и др. Среди российских ученых, активно применяющих институциональные концепции в анализе современного отечественного рынка образовательных услуг следует выделить А. Аузана, Р. Капелюшникова, Я. Кузьминова, В. Маевского, А. Нестеренко, А. Олейника, В. Полтеровича.
Необходимость эффективного развития рынка образовательных услуг обусловливает обсуждение связанных с этой задачей проблем среди ученых. Большое значение в этой области имеют труды В. Андрущенко, А. Белякова, Ф. Котлера, В. Мау, С. Синельниковой, О. Шнейдера, К. Эбнера и др.
Изучением регулирующих механизмов на рынке образовательных услуг занимаются такие российские учёные как С. Андреев, Е. Горяева, А. Решетников, А. Панкрухин, О. Сагинова, Л. Корчагова и др.
Цель работы заключается в исследовании механизма и направлений институционального регулирования современного российского рынка образовательных услуг.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить экономический механизм функционирования рынка образовательных услуг;
- выявить институциональные основы организации рынка образовательных услуг;
- проанализировать спрос на образовательные услуги и инвестиции домохозяйств в образование;
- исследовать предложение на рынке образовательных услуг;
- изучить маркетинговые технологии субъектов российского рынка образовательных услуг;
- исследовать институциональные новации в образовательной системе как фактор возрастания человеческого капитала.
Объектом исследования является рынок образовательных услуг.
Предметом исследования явилась система отношений, возникающих в процессе институционального регулирования рынка образовательных услуг.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность, цели задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты функционирования рынка образовательных услуг. Во второй главе проведен анализ механизма функционирования рынка и степени его сбалансированности. Третья глава посвящена исследованию способов и направлений развития рынка образовательных услуг в России. В заключении обобщены выводы и предложения в направлении развития российского рынка образовательных услуг.
Сферу образования следует понимать как сферу экономики, в рамках которой сконцентрированы значительные ресурсы труда, капитала, информации, предпринимательских способностей для производства образовательного продукта. Рынок образовательных услуг представляет собой процесс координации между производителями образовательных услуг, формирующими их предложение, и потребителями образовательных услуг, предъявляющих спрос на них. Результатом этой координации является равновесная цена, которая по своей экономической природе отражает достижение согласия между основными субъектами сферы образования.
Образовательная услуга, представляющая комплекс учебной и научной информации, передаваемой субъекту в виде суммы знаний специального характера, а также практических навыков для последующего применения. Ее специфическим свойствам является низкая степень осязаемости, неотделимость от источника, несохраняемость и непостоянность качества.
Современный российский рынок услуг ВПО представляет собой рынок несовершенной конкуренции. Он характеризуется неоднородностью образовательных услуг, существенными различиями долей рынка, которые занимают производители образовательных услуг, наличием входных барьеров.
В основу институциональной организации рынка образовательных услуг положено большое разнообразие организаций ВПО среди которых выделяются группы ВУЗов по формам собственности (государственные, муниципальные, негосударственные), по направлениям деятельности (исследовательские, предпринимательские, исследовательско-предпринимательские), по статусу (университеты, академии, институты), по сферам экономики (подведомственные различным министерствам и ведомствам).
Государственное воздействие на рынок образовательных услуг связано с разработкой требований к содержанию подготовки по направлениям и специальностям, формированием государственного заказа на подготовку специалистов высокой квалификации с учетом перспективных потребностей экономики; созданием системы непрерывного образования, применением маркетинговых инструментов с целью стимулирования спроса и продвижения профессий в интересах развития информационной экономики, созданием национальных образовательных порталов, совершенствованием существующей системы финансирования, расширением взаимодействия субъектов спроса и предложения образовательного рынка.
Под спросом на образовательные услуги понимается платежеспособная потребность в образовательных услугах или подкрепленное денежной возможностью желание потребителей приобрести образовательную услугу. Спрос на образовательную услугу характеризуется его величиной, означающей количество услуг, которое покупатель желает и способен приобрести при сложившемся уровне цен в данный момент времени. Выделяют индивидуальные инвестиции в образование; инвестиции, реализуемые на микроуровне (корпорации, фирмы, предприятия); инвестиции, реализуемые на макроуровне (государственные расходы в образовательную сферу); вложения институциональных инвесторов в сферу образования. В современных условиях российский рынок образовательных услуг преимущественно зависит от государственных инвестиций, а также от инвестиций домохозяйств. Увеличение инвестиций со стороны предприятий и институциональных инвесторов будет способствовать развитию российского рынка образовательных услуг.
Предложение образовательной услуги - предоставление различными образовательными учреждениями продукта, который удовлетворяет потребность в приобретении знаний. Специфика предложения программ и направлений профессиональной подготовки ВУЗов обусловливается процессом формирования рыночной экономики в России. Росту предложения образовательных услуг соответствовал рост числа образовательных организаций. Их увеличение обеспечивалось появлением негосударственных ВУЗов. Изменение стратегии государственной политики в направлении подготовки инженерных специальностей оказывает существенное влияние на изменение структуры предложения на рынке образовательных услуг.
Маркетинговая деятельность учебного заведения состоит в создании более высокой по сравнению с конкурентами ценности образовательных услуг для потребителя, способной максимально удовлетворить его потребности. Основными продуктами ВУЗа являются образовательные программы и выпускники. Правильное позиционирование ВУЗа и образовательной программы с точки зрения цены предоставляемых услуг как «общедоступной», «элитарной» или «с оптимальным сочетанием качества и цены» является важным компонентом маркетинговой стратегии вуза. Основным каналом распределения являются прямые продажи. Формами и методами продвижения образовательной услуги ВУЗа являются: реклама через средства массовой информации, издание брошюр, проведение дней открытых дверей и презентаций в школах, встреч выпускников, конференций и симпозиумов.
Анализ конкурентной среды включает в себя определение количества образовательных организаций, действующих на рынке; расчет объема рынка и доли конкретного ВУЗа на рынке; определение уровня концентрации рынка образовательных услуг; определение барьеров входа на рынок; анализ результатов научно-образовательной деятельности ВУЗа; уровень подготовки профессорско-преподавательского состава ВУЗа; исследование организационной структуры ВУЗа (наличие отдела маркетинга).
Российский рынок образовательных услуг высококонцентрированный, основными центрами сосредоточения являются Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Тюменская и Ростовская область. Наиболее конкурентоспособными российскими вузами в критериях условий для получения качественного образования, уровня востребованности выпускников работодателями, уровня научно-исследовательской деятельности являются: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (Государственный университет), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт - Петербургский государственный университет.
Институциональная новация в сфере российского образования - проект 5 Топ 100 представляется перспективной формой развития рынка образовательных услуг в России. Дальнейшая реализация проекта позволит ведущим ВУЗам России укрепить свои конкурентные преимущества, развить международное сотрудничество российских образовательных организаций, сделать доступными и распространенными стажировки преподавателей и студентов, активизировать трансфер знаний и технологий, что в конечном итоге повысит уровень развития российской экономики.
1. Абалкин Л.И., Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория. М.: УРСС, 2002. - 416 с.
2. Автономия образовательного учреждения. Экономико -правовые
аспекты. / Под общ.ред. Н.П. Литвиновой. СПб., 1999. - 218 с.
3. Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования. М.: 2003.- 122 с.
4. Андреева А.Ф. Маркетинг образовательного учреждения // Профессиональное образование. - 2003. - №8. - С. 22-29.
5. Арыстанбекова А. Х. Экономика, основанная на знаниях // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 6. - С. 47-58.
6. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Академическая результативность высших экономических школ России // Капитал страны. - 2013. - № 73.
7. Балыхин Г.А. Система образования в Российской Федерации: финансовое, организационное и нормативно-правовое обеспечение. // Экономика образования. - 2001. - № 2(3). - С. 5 - 14.
8. Белый Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования товарной политики вуза // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №3. - С. 42-47.
9. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1998. - 370 с.
10. Борисова Н.В. Современные образовательные технологии. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 78 с.
12. Виноградова Н.Ф. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны // Высшее профессиональное образование. - 2005 - №5. - С. 38-50.
13. Вифлеемский А.Б. Экономика образования. Книга 1. М.: Народное образование, 2003. - 368 с.
14. Волгина С.В. Управление ключевыми компетенциями в системе мер обеспечения конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг. Ростов-на Дону: Ростиздат, 2014. - 115 с.
15. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: статистический справочник/ Под ред. Савельева А.Я. М.: 2005. - 100 с.
16. Герасименко М. В. Конкурентоспособность образовательных услуг с применением Интернет-технологий (взгляд из России на американский опыт) // США и Канада. - 2005. - № 1. - С. 87 - 98.
17. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Поляризация или улучшение? Эволюция структуры рабочих мест в России // Вопросы экономики. - 2015. - №7. - С. 95-118.
18. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. М.: Экономика, 2000. - 281 с.
19. Грузков И.В. Воспроизводство человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики России. М.: Экономика, 2013. - 384с.
22. Доманский Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 261 - 267.
24. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Образование как ресурс информационного общества // Социологические исследования. - 2007. - № 6. - С. 101-112.
26. Ильинский И.Б. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. - 2004. - №9. - С. 39-51.
27. Ильичев И.Е. Государственные и негосударственные учебные заведения на российском рынке образовательных услуг. // Экономика образования. - 2001. - № 2. - С. 15 - 19.
28. Ильченко А.Н., Ксенофонтова О.Л. Стратегия регионального университета на рынке малых образовательных услуг// Успехи современного естествознания. - 2007. - № 8. - С. 34-56.
29. Истон П., Клис С. Образование и экономика: анализ альтернативных перспектив. // Перспективы: вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. - 1991. - №4 (76). - С. 7-28.
30. Ишина И.В. Внебюджетная деятельность учебных заведений в России: организационно-правовая база и основные направления. // Экономика образования. - 2001. - № 4(5). - С. 18 - 33
31. Короткая Э.М. Управление качеством образования. Учебное пособие для вузов. М: Академический проект, 2006. - 258 с.
32. Каташинских В.С. Институциональные основы магистратуры в современных условиях, автореферат на соискание ученой степени канд. соц. наук. Екатеринбург. 2013. - 25 с.
33. Крулл В. Стимулирование конкуренции и креативности в сфере высшего образования и Европы // Вопросы образования. - 2011. - №2. - С. 151¬162.
34. Курбатова М.В., Левин С.Н. Эффективный контракт в системе
высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности
институционального проектирования // Журнал институциональных исследований. Т. 5. 2014. - №1. - С. 46-53.
36. Лукашенко М. Маркетинг и PR в учебном заведении //Высшее образование в России, 2002. — № 4. — С.32-40.
37. Марцинкевич В.И. // Инвестиции в человека: экономическая наука и российская экономика // МЭМО. - 2006. - №9. - С. 28-42.
38. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. М.: ИНФРА - М, 1995. - 293 с.
39. Международный научно-обозревательный Форсайт-центр //
http:www.foresight.hse.ru/.
40. Министерство образования и науки Российской Федерации // http://www.минобрнауки.рф/м/
41. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации // http://www.mcx.ru
42. Министерство труда и социальной защиты РФ. Справочник востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий // http ://www.rosmintrud.ru/
43. Министерство экономического развития Российской Федерации // http ://www.economy.gov.ru
44. Монахов С. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы // Учитель. - 2003. - № 5. - С. 4 - 15.
45. Налоговый кодекс Российской Федерации//
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
46. Новейший философский словарь //
www. slovopedia.com/6/206/770876.html
47. Общероссийский классификатор услуг населению // http://base.garant.ru/179059/
48. Пруель Н.А. Образование как общественное благо: воспроизводство, распределение и потребление. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2008. - 168 с.
49. Рейтинг финансовых вузов. Исследовательский центр портала Superjob.ru// http:www.superjob.ru/
50. Рогов С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? // Независимая газета. 22.01.2015 г. // http://www.ng.ru/politics/2010-01- 22/3_kartblansh.html
51. Романкова Л. И. Современные проблемы экономики высшей школы // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 24-48.
52. Российский союз промышленников и предпринимателей // httpV/рспп.рф/
39. Савченко Н.А. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84211
40. Современный профиль вузовской науки в России и перспективы его изменения // Капитал страны. - 2013. - № 26.
54. Тамбовцев В., Рождественская И. Реформа высшего образования в России // Вопросы экономики. - 2014. - № 5. - С. 101-111.
57. Ушакова М. В. Российский рынок образовательных услуг и его специфика // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 5. - С. 25-38.
58. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru
59. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» // httpV/минобрнауки.рф.
60. Шевченко Д. Маркетинговые стратегии ценообразования в ВУЗе // Практический маркетинг. - 2002. - № 6. - С. 13-27.
61. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. — М.: Логос, 2005. - 115 с.
62. Экономика образования: Учебное пособие / В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин. - М., 1998. - 103 с.
63. Drucker P. F. The Educational Revolution // Social Change: Sources, Patterns, and Consequences. - N.Y., 1973. - 312 p.
64. The Knowledge-Based Economy. - Paris, 1996. - 289 p.