ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Повышение эффективности деятельности предприятия за счёт совершенствования ассортиментной и товарной политики 8
1.2 Теоретические основы формирования товарной политики предприятия.
1.2.1 Ассортимент и номенклатура продукции, виды и классификация
1.2.2 Планирование ассортимента продукции
1.2.3 Товарная политика на предприятии 31
1.2.4 Анализ ABC и XYZ
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК
НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЧЕБАРКУЛЬСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД» 44
2.1 Общая характеристика ОАО «Чебаркульского молочного завода»
2.2 Анализ экономической деятельности предприятия 49
2.3 Направления повышения эффективности деятельности предприятия
2.4 Экономическая оценка влияния внедрения рекомендуемых
мероприятий на эффективность деятельности предприятия 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что изучение показателей экономической эффективности производственной деятельности предприятия может использоваться: как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных экономических решений, целесообразности инвестиций; как средство оценки мастерства и эффективности управления; как способ прогнозирования будущих результатов. Переход к рыночной экономике просит перестройки всего хозяйственного механизма сверху донизу, и, сначала, системы управления предприятием в условиях нестабильной, довольно оживлённой внешней среды. У компаний появляются новые партнёры, усугубляются производственные взаимосвязи, изменяется стоимость на ресурсы, вводятся новые законодательные акты, характеризующие правила взаимоотношений компаний с муниципальными институтами. Данные и другие объективные условия становления экономики предназначают необходимость разработки концепции управления предприятием на базе использования системы менеджмента. В особенности кардинально меняются место и роль товарной политики в совокупной системе управления предприятием. Это объясняется тем, что большая часть предприятий проходят на данный момент довольно непростой период, обусловленный переходом от планирования товарного ассортимента к выработке ими товарной политики. Последняя, естественно, непременно включает элементы планирования, но и вместе с тем существенно расширяет возможности применения стратегического и тактического подхода к управлению товарным ассортиментом.
Стратегия маркетинга для любого предприятия в современных условиях имеет важнейшее значение для принятия принципиальных долгосрочных решений, дающих ориентиры и направляющие отдельные мероприятия маркетинга на достижение поставленных целей. Выбор стратегии ограничивают внешние и внутренние условия.
Цель выпускной квалификационной работы: определение путей
повышения эффективности деятельности предприятия на примере ОАО «Чебаркульский молочный завод».
В соответствии с целью определяется объект и предмет исследования.
Объект исследования: ОАО «Чебаркульский молочный завод».
Предмет исследования: показатели экономической эффективности
деятельности предприятия.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрены понятия ассортимент и номенклатуры продукции;
2. Рассмотрено влияние потребительского спроса на ассортимент продукции;
3. Рассмотрена методика планирования ассортимента продукции;
4. Рассмотрена товарная политика на предприятии;
5. Дана общая характеристика исследуемому предприятию;
6. Проанализирована организационная структура предприятия;
7. Проанализирована экономическая деятельность предприятия;
8. Проанализированы качественные показатели эффективности продукции предприятия и товарной политики.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность проблемы, определены цели и сформулированы задачи.
В первой главе рассмотрены общие теоретические и методологические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия.
Во второй главе даётся оценка работы предприятия ОАО «Чебаркульский молочный завод». Проводится анализ факторов маркетинговой среды определяющих товарную политику предприятия, а также анализ динамики и
структуры ассортимента исследуемого предприятия. Проведены результаты маркетингового исследования, делаются попытки их адаптации процессу формирования товарной политики предприятия, проводится сегментация рынка потребителей продукции ОАО «Чебаркульский молочный завод», анализируются требования целевых сегментов.
Проведен анализ эффективности товарной политики предприятия и рассчитаны качественные показатели пользовательского спроса на продукцию.
В заключении на основании обобщения результатов проведённого исследования сформулированы основные выводы и положения, вносимые в защиту.
При написании работы в качестве информационной базы для проведения исследования были использованы данные предоставленные отделами сбыта, маркетинга и экономическим отделом ОАО «Чебаркульский молочный завод», нормативные и законодательные документы, научная литература, а так же информация из сети Internet.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что исследования проведены на базе ОАО «Чебаркульский молочный завод» и могут быть использованы в практической деятельности предприятия.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены пути повышения эффективности деятельности предприятия на примере открытого Акционерного Общества «Чебаркульский молочный завод». ОАО «Чебаркульский молочный завод» является одним из ведущих в Челябинской области производителем молочных продуктов. Место нахождения Общества определяется по месту нахождения его органов управления, располагающихся по адресу: Российская Федерация, 456440 Челябинская область, город Чебаркуль, ул.Дзержинского 1.
Характер деятельности: закупка сырого молока и переработка на молочные продукты, оптовая и розничная торговля.
Только 75 % молока закупается в хозяйствах Чебаркульского района. Снижение из года в год надоев и поголовья незначительно отразилось на выпуске продукции Молочного завода [42].
Поставляемое на переработку молоко соответствует ГОСТу. На заводе постоянно совершенствуются технологические процессы и внедряются новые виды продукции. Благодаря непрерывной работе по улучшению качества продукции, продукция завода пользуется большим спросом в городах горнозаводской зоны и в Челябинске.
Ситуация в отрасли складывается неоднозначно. Многие заводы не выжили в условиях сокращения производства цельномолочной продукции. Некоторые, пережив смену собственника, начинают наращивать объемы производства.
На рынке области стала появляться продукция Перми, Каменск - Уральска, Шадринска и др. Предприятия области стали терять рынки сбыта. Появились проблемы с реализацией. В данной ситуации руководством Чебаркульского молочного завода было принято решение покупки нового оборудования для улучшения качества продукции молока и ускорения его производства
Проведенный анализ экономического состояния показал, что за 2015 год предприятие имело прибыль по балансу 615526 тыс.руб. За 2014 год - 506913 тыс.руб. Прибыль больше на 108613 тыс.руб. В 2015 году по основной деятельности прибыль составила 783674 тыс.руб., а за предыдущий год по основной деятельности было получено 658183 тыс.руб. Результат по прочим операциям уменьшил прибыль за отчётный период на 215542 тыс.руб. и за предыдущий период 178232 тыс.руб.
В 2015 году финансовый результат по основной деятельности улучшился на 140333 тыс.руб.. За счёт увеличения объема на 84414,05 тыс. руб., изменения структуры на 17035,79 тыс. руб. и снижения удельных затрат на 38883,16 тыс.руб.
За 2015 год предприятие отработало с прибылью по основной деятельности, прибыль составила: 783674 тыс.руб., прибыль по балансу: 615526 тыс. руб.. В 2015 году выручка: 3155967 тыс.руб., в предыдущем: 2822964 тыс.руб., повышение на 333003 тыс.руб..
В целом деятельность предприятия на сегодняшний день является успешной. В условиях финансово-экономического кризиса предприятие наращивает производственные мощности, снижает себестоимость продукции, увеличивает рентабельность выпущенного продукта.
С помощью матрицы BCG был проведен анализ и планирования продуктовой программы (товарного ассортимента), который позволяет правильно распределить ресурсы между имеющимися товарами. Для оценки качественных показателей действующей товарной номенклатуры был проведено исследование с помощью матрицы «Бостон консалтинг групп». Матрица «Бостон консалтинг групп» предполагает четыре сценария развития продукта, которые получили наименование «звезда», «денежная корова», «вопросительные знаки» и «собаки».
В группу «Звезда» попали продукты: молоко, сметана, творог, кефир.
В группу « Дойные коровы» попали продукты: сыворотка молочная, масло «Чебаркульское»
В группу «Вопросительный знак» попало топленое масло.
В группу «Собаки» попала сыворотка питьевая и масло «Чебаркульское» давальческое.
В результате проведенного анализа на основании матрицы BCG выявлены следующие проблемы с ассортиментом продукции предприятия:
1. Реализации продукта «топленое масло» в фасовке по 500 гр. является низко рентабельной;
2. Производство продукта из области матрицы «собака» «Сыворотка питьевая» является для предприятия менее рентабельным, чем «Сыворотка молочная»;
3. Рентабельность выработки «Масло «Чебаркульское» давальческое» из области матрицы «собака» в два раза ниже рентабельности масла
«Чебаркульское» собственного производства.
Для повышения прибыльности продукции предлагаются следующие предложения:
1. Выпускать «масло топленое» в фасовке по 200 гр. Предположим, что уменьшение фасовки продукции приведет к росту реализации, и при этом планируется снизить себестоимости, т.к. используется стандартный аппарат фасовки по 200 гр.;
2. Отказаться от производства «Сыворотка питьевая» и все сырье, которое использовалось для производства «Сыворотка питьевой» передать на производство «Сыворотки молочной».
3. Провести мероприятия по модернизации оборудования для выпуска масла «Чебаркульское» давальческое для снижения себестоимости производства.
4. Продолжать совершенствование новых видов упаковок, которые улучшат внешний вид и удлинят срок хранения продукции.
Расчет предложенных мероприятий для масла «топленого» и масла «Чебаркульское» давальческое показал, что это приведет к снижению себестоимости продукции. В итоге это даст предприятию дополнительную прибыль в сумме 13537 тыс.руб. и рост рентабельности с 7% до 15,86%. Расчёт предложенных мероприятий для масла «Чебаркульское» давальческое показал, что снижение себестоимости произойдёт за счет модернизации оборудования по производству масла, затраты на которую составят 300000 руб.. Предприятие получит дополнительную прибыль в сумме 2196 тыс.руб. и рост рентабельности продукции с 10,33% до 14, 81%.
Расчет предложенных мероприятий по отказу от выпуска «Сыворотке питьевая» и использования этого сырья для производства «Сыворотка молочная» показал, что в данном случае предприятие получит дополнительную прибыль в сумме 31495 тыс.руб.
В результате снижения себестоимости продукции предприятие сэкономит сырьевые и материальные ресурсы в сумме 9905 тыс.руб. и получит дополнительную прибыль в сумме 47228 тыс.руб.
При выполнении данных предложений будут получены результаты:
1. Повышение эффективности производства и получение дополнительной прибыли за счет выпуска нового продукта, который будет пользоваться большим спросом на рынке;
2. Приведет к усилению позиции предприятия на рынке продовольственных товаров.
Повторное построение матрицы BCG через определенный период времени может быть полезным в процессе контроллинга. А также полученные результаты можно использовать в процессе стратегического анализа.
Для повышения эффективности работы ОАО «Чебаркульский молочный завод» также предлагаются следующие мероприятия по развитию стратегического управления предприятия:
1) позиционирование имиджа предприятия и продвижение продукции. Большое внимание следует далее уделять пропаганде и политике позиционирования положительного имиджа. Для ознакомления потребителей с новыми видами продукции, а также поддержания стабильного спроса на уже имеющийся ассортимент специалистам предприятия необходимо проводить дегустации-презентации в торговой сети. В ходе проведения дегустаций покупатели и работники торговли оценивают продукцию по вкусовым качествам, делятся впечатлениями, вносят свои предложения по расширению ассортиментной линейке и др. На основании предложений и пожеланий покупателей вносятся изменения в ассортиментный перечень предприятия.
С целью ознакомления потребителей с новыми видами продукции, а также привлечение новых клиентов предприятию постоянно необходимо проводить рекламные компании, а именно: прокат рекламных роликов на телевидении и радио, реклама в средствах массовой информации, прокат рекламных листовок в городском транспорте, проведение дегустаций - презентаций новых видов продукции.
2) руководителям подразделений и специалистам необходимо ежегодно участвовать в конференциях и курсах, направленных на организацию эффективной работы и совершенствование маркетинговой деятельности, так как результат продаж зависит от компетенции и уровня знаний каждой службы предприятия.
3) принять меры для усовершенствования системы оплаты труда, для всех категорий работников и увязать их с показателями результативности. Большое внимание уделить поощрению идей, при внедрении которых повышается эффективность работы, возможна экономия денежных средств, ресурсов, либо предложений, связанных с рациональным подходом к организации труда на всех видах производства.
4) проводить мероприятия по повышению качества молочной продукции. Качество - это главный инструмент борьбы за потребителя. Для сохранения стабильного положения на рынке ОАО «Чебаркульский молочный завод» должен обеспечить высокое качество продукции, увеличить сроки ее хранения, что требует обеспечения завода качественным сырьем, тароупаковочными материалами, современным технологическим оборудованием, а также необходимо осваивать новые виды продукции, пользующиеся спросом у покупателя и стабильно выполнять заявки торгующих организаций.
Качество молока - это совокупность свойств, удовлетворяющих требования потребителя. Качество товара складывается из качества продукции и качества упаковки. Для повышения качества молока требуется:
1) использование качественного сырья (молока);
2) соблюдение технологии;
3) санитарно-гигиенический контроль.
1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Опубликована на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) / Опубликован на Официальном
интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http: //www.pravo .gov .ru.
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2016) / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
6 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016) / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
7 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016) / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
8 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
9 Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
10 Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
11 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
12 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
13 Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний / Опубликован на Официальном интернет- портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
14 Федеральный закон от 01.12.2014 № 401-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
15 Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470 (ред. от
03.09.1998) "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации" / Опубликовано на Официальном интернет- портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
16 Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от
06.07.2015) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" / Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
17 Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ (с изм. от 14.12.2015) "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" / Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
18 Приказ Минтруда России от 25.12.2012 № 625н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2012 № 26385) / Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http: //www.pravo .gov .ru.
19 ГОСТ Р 52738-2007 Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения. Последние изменения 22.05.2013г.
20 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ред. От 09.10.2013) №67, ТР ТС 033/2013
21 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)
22 Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011)
23 Технический регламент Таможенного союза "На масложировуюпродукцию" (ТР ТС - 024 - 2011)
24 Устав ОАО «Чебаркульский молочный завод», утвержденный
5.04.2002г.
Книги и статьи
25 Азрилияна, А.Н. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. // 5-е изд. доп. и перераб./ - М.: Институт новой экономики. - 2011. - 180 с.
26 Багиев, Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиев // «Изд-во «Экономика»/ - 2011 г. - 459 с.
27 Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. // - М.: ИНФРА- М. - 2011. - 215 с.
28 Бурдукевич Т. Качество начинается со стандарта. // Национальная экономическая газета. - 2010 г. № 19. - С.8
29 Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. // 6-е изд., перераб. и доп. / - М.: Гардарика. - 2012. - 296 с.
30 Глухов В.В. Менеджмент. Учебник. 2-е издание, испр. и доп. СПб.: Издательство «Лань». - 2012. - 528 с.
31 Жемчугов, А.М., Жемчугов, М.К. Разработка и реализация эффективной стратегии // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - №11. - С. 19-24.
32 Ильин А.И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ - М.: «Новое знание». - 2012. - 677 с.
33 Киселев В. Формирование ассортимента в сфере торговли: Маркетинг/ В. Киселев. // - 2011. - 389 с.
34 Ковалев, В.В., Волкова, О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для вузов / В.В. Ковалев. // - М: Проспект. - 2011. - 537 с.
35 Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия./ - М.: Финансы и статистика. - 2014. - С. 10-18
36 Кудрявцева Л.Б. Товарная политика предприятия: Учебное пособие. - 2011. - 87 с.
37 Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. / М: Новое знание. - 2010. - 238 с.
38 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. // — 5-е изд., перераб. и доп./ — М.: ИНФРА-М. - 2011. - 536 с.
Интернет-источники
39 Справочно-информационная система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/.
40 Википедия. Свободная энциклопедия. URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki
41 ОАО «Чебаркульский молочный завод» URL:http://www.milk74.ru
42 Официальный сайт Чебаркульского городского округа URL: http://chebarcul. ru/city/enterprises-institutions/pu3/
43 Министерство экономического развития Челябинской области URL: http: //www.econom-chelreg.ru
44 Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru
45 РОССТАНДАРТ. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии URL:http://www.gost.ru