Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление рыночной позицией компании на основе маркетинговых технологий продвижения (на примере АО «Лизинговая компания «КАМАЗ»)

Работа №79619

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ПОЗИЦИЕЙ
НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОДВИЖЕНИЯ 9
1.1 Сущность и характеристика управления маркетинговыми технологиями..9
2 ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОДВИЖЕНИЯ
НА РЫНКЕ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ 31
2.1 Состояние и тенденции развития российского рынка лизинга 31
2.2 Аналитическая оценка структуры отраслевого рынка с позиции потребителя лизинга 39
2.3 Анализ управления маркетинговыми технологиями продвижения лизинговых услуг на АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» 49
3 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ
ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ НА АО «ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «КАМАЗ» 69
3.1 Алгоритм управления разработкой маркетинговых технологий по
продвижению услуг в сфере лизинга 69
3.2 Оценка эффективности внедрения маркетинговых технологий
продвижения на АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. В условиях насыщения рынка лизинговых услуг и ужесточения конкурентной борьбы, маркетинг становится основополагающим инструментом развития и повышения конкурентоспособности лизинговой компании. Подвижность и нестабильность российской экономики обуславливает необходимость в гибком подходе к планированию стратегии развития бизнеса и разработке маркетинговых технологий продвижения лизинговых услуг. Именно поэтому анализ и изучение продвижения лизинговых услуг можно отнести к числу наиболее актуальных вопросов, по причине необходимости создания достойного уровня инновационного потенциала страны. Во всем мире насчитывается огромное количество компаний, которые занимаются лизинговой деятельностью, в России число лизинговых компаний превышает отметку 120 зарегистрированных организаций. Уровень профессионализма персонала компаний сферы лизинговых услуг достаточно высок, что помогает руководителям лидирующих организаций анализировать, контролировать и решать практические задачи, стоящие перед компанией, что влияет на развитие российской отраслевой экономики. Конкуренция растёт, потребности потребителей меняются вследствие политических и экономических условий, лизинг приходит на смену другим услугам.
Развитие рыночных отношений обусловлено необходимостью использования маркетинговых технологий продвижения услуг в практической деятельности компании.
Степень разработанности проблемы. Информационной базой для изучения маркетинга в целом, а также более углубленное исследование маркетинговых технологий продвижения, являются труды отечественных авторов Морозова Ю.В., Ребровой Н.П., Мазилкиной Е.И., Шековой Е.Л., Нестеренковой О.А., Васильева Г.А., Масленникова Р., Рожкова И.В., Диденко Н.И., а также зарубежных авторов Кеннеди Ден и Райен Д.
Методы формирования маркетинговой политики продвижения и модель организации маркетинга в сфере оказания лизинговых услуг фрагментарно рассмотрены в научной литературе. Недостаточно исследованы вопросы оценки эффективности маркетинга лизинговых услуг, что затрудняет формирование финансовой устойчивости организации в условиях нестабильной экономики. Вопросы, посвященные этим проблемам в целевом сегменте отраслевого рынка, не проработаны вовсе. Актуальность, высокая практическая значимость и многогранность данной проблемы обусловили выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка и научное обоснование комплексом инструментов и практических рекомендаций в области применения маркетинговых технологий продвижения лизинговых услуг.
В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании были определены и решены следующие основные задачи:
- Изучить и раскрыть сущность и характеристику управления маркетинговых технологий продвижения;
- Изучить специфику маркетинговых технологий продвижения лизинговых услуг;
- Обосновать концептуальные подходы к применению маркетинговых технологий продвижения в управлении рыночной позицией;
- Выявить особенности маркетинга лизинговых услуг для отраслевого рынка;
- Разработать алгоритм последовательных маркетинговых решений по продвижению лизинговых услуг для АО «Лизинговая компания «КАМАЗ»;
- Оценить эффективность применения маркетинга лизинговых услуг с использованием инструментов продвижения в сфере лизинга.
Объектом исследования являются АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».
Предметом исследования являются управление рыночной позицией компании на основе маркетинговых технологий продвижения.
Теоретической, методологической и эмпирической базой исследования послужили работы зарубежных и отечественных ученых в области маркетинга и экономики. Исследования базировались на: использовании статистических экономико-математических методов; табличные методы представления статистических данных; кабинетных исследованиях.
Информационную базу исследования составили научные труды зарубежных и российских исследователей, законодательные и нормативно-правовые документы Российской Федерации, финансовая отчетность анализируемых организаций, Интернет-ресурсы, а также результаты собственных оценок и расчетов автора.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании инструментария для развития маркетинговых технологий продвижения лизинговых услуг для АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».
Наиболее существенные результаты, характеризующие положения, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:
1) Раскрыто содержание маркетинговых технологий продвижения лизинговых услуг, которые формируют маркетинговую политику продвижения организаций в сфере лизинговых услуг.
2) Предложены концептуальные подходы к формированию системы маркетинга лизинговых услуг с выделением ее целей, задач и принципов.
3) Определена природа применения методов управления маркетинговыми технологиями продвижения на рынке лизинговых услуг.
4) Разработан алгоритм последовательных маркетинговых решений по продвижению лизинговых услуг на АО «Лизинговая компания «КАМАЗ», основанный на комплексе маркетинга в сфере лизинга. Его использование позволяет максимально учитывать динамику изменения внешних и внутренних факторов рыночной среды в процессе реализации маркетинговой политики организации в сфере лизинга.
Структура и объем работы. Структура и объем диссертационной работы отражают логику исследований и порядок выполнения поставленных задач.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка из 67 наименований.
Во введении содержится обоснование актуальности тематики диссертации, раскрыта степень изученности проблемы, сформулированы цель, задачи, предмет и объект исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические аспекты управления рыночной позицией на основе маркетинговых технологий продвижения» проводится исследование сущности и характеристики управления маркетинговыми технологиями, раскрыты концептуальные подходы к применению маркетинговых технологий продвижения в управлении рыночной позиции, а также рассмотрено и изучено применение методов управления маркетинговыми технологиями продвижения на рынке лизинговых услуг.
Вторая глава «Исследование маркетинговых технологий продвижения на рынке лизинговых услуг содержит исследование состояния и тенденции развития российского рынка лизинга, оценена структура отраслевого рынка с позиции потребителя лизинга, а также выполнен анализ управления маркетинговыми технологиями продвижения лизинговых услуг на АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».
В третьей главе «Научно-практические рекомендации по продвижению лизинговых услуг на АО «Лизинговых компаний «КАМАЗ» предложен алгоритм управления разработкой маркетинговых технологий по продвижению услуг в сфере лизинга, а также экономически обоснован механизм внедрения маркетинговых технологий продвижения на АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».
В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по итогам проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам представленной диссертационной работы получены и сформулированы следующие выводы и предложения:
Высокая конкуренция наблюдается среди международных и российских компаний на рынке лизинговых услуг. Российский рынок значительно отстает он международного, однако, на настоящий момент наблюдается его развитие.
Использование маркетинговых технологий продвижения лизинговых услуг на отраслевой рынок с реализацией инструментов товарной, целевой, сбытовой и коммуникационной политики внутреннего и внешнего маркетинга с учетом отраслевых и рыночных особенностей, тенденций и закономерностей.
Концепция системы маркетинга лизинговых услуг представляет собой сложную трехстороннюю форму взаимодействия. Специфика лизинга сильно отличает эти услуги от любых других и диктует определенные принципы маркетинга, направленные на поддержание долговременных отношений с клиентом. В центре комплекса маркетинга лежит коммерческое предложение клиенту, а качество предоставляемых услуг и уровень обслуживания направлены на поддержание лояльности существующих клиентов и привлечение новых.
На рынок лизинга основное влияние оказывают следующие факторы: объемы и темпы роста ВВП; объем и темпы роста инвестиций в основной капитал; степень износа основных фондов; состояние рынка лизинга; степень финансовой автономии и размер ставок кредитования. Доля лизингового бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет около 1%, что порядком ниже. Чем процент ВВП европейских стран. Лидерами рынка лизинга России являются «ВТБ-Лизинг», «ГТЛК» и «Сбербанк-Лизинг». Самым крупным сегментом лизинга в России (а именно 54%) является легковой и грузовой автотранспорт. В связи с неудовлетворенностью функционирования сайта компании, был проведен сравнительный анализ сайта АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» с сайтами ведущих компаний на рынке лизинга России (а именно «ВТБ-Лизинга», «ГТЛК» и «Сбербанк-Лизинг»). В ходе сравнения, проведенного с помощью интернет-сайта a.seolik.ru, по таким критериям как «мобильность сайта», «скорость сайта» и «общая оценка сайта», получен результат о том, что сайт АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» уступает конкурентам по каждому из критерий.
Проведен SWOT-анализ АО «Лизинговая компания «КАМАЗ», по результатам которого определены такие сильные стороны как широкий ассортимент услуг, хорошая репутация у клиентов, высокий уровень квалификации специалистов, а также слабые стороны: отсутствие четко сформулированного направления стратегического развития, отсутствие должного эффекта от рекламной деятельности и слабая координация между отделами предприятия (недостаточные внутрифирменные коммуникации).
Стоит отметить, что на поведение потенциального лизингополучателя при принятии решения о покупке услуги лизинга оказывают влияние такие факторы как: цена, скорость оформления сделки, уровень сервиса, цена сопроводительных услуг, а также наличие дополнительных услуг.
Для продвижения услуг на отраслевой рынок необходимо сконцентрировать внимание на потребностях клиентской аудитории, в этом случае необходимо применять маркетинговые технологии продвижения услуг в зависимости от интересов рынка. В АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» используются такие методы продвижения лизинговых услуг как: реклама в журналах, партнерские программы с торгово-проводящей сетью «КАМАЗ», интернет-рассылки, а также функционирование call-центра.
Стратегии позиционирования и выбранный алгоритм последовательных маркетинговых решений по продвижению лизинговой компании с учетом особенностей специфики отраслевого рынка позволяют своевременно воздействовать на потребителей; рационально использовать ресурсный потенциал и фокусировать маркетинговые усилия организации.
Оценка эффективности маркетинга лизинговых услуг была использована в практической деятельности Департамента маркетинга АО «Лизинговая компания «КАМАЗ». Также был использован алгоритм применения маркетинговых решений по продвижению, обеспечивающий конкурентное преимущество и формирование рыночной позиции.
Полученные в диссертационной работе научные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития теоретических и практических основ маркетинга лизинговых услуг.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации.Ч. I, II, - М.: Эксмо, 2014. - 944 с.
2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029 - 2001 №454 - ст.
3. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете от
06.12.2011 №402 - ФЗ.
4. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции от
26.07.2006 г. № 135 - ФЗ.
Книги, монографии, диссертации, научные статьи
5. Акулич М.В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров / М.В. Акулич. - М.: Дашков и К, 2016. - 352 с.
6. Абаев А.Л., Алексунин, В.А. Международный маркетинг. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Л. Алексунин В.А. Абаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 362 с..
7. Акулич М.В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров / М.В. Акулич. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 352 с.
8. Артемьева О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: Учебник для магистров / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. - М.: Юрайт, 2013. - 424 с.
9. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 с.
10. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 с.
11. Галицкий Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 с.
12. Герасимов Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2013. - 336 с.
13. Голова А.Г. Управление продажами: учеб. для студ. экон. вузов, обуч. по направлению "Экономика" и спец. "Маркетинг", "Реклама" / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
14. Диденко Н.И. Международный маркетинг. учебник для
бакалавров / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 556 с.
15. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
16. Ильичева И. В. Маркетинговые технологии: учебно-
методическое пособие / И. В. Ильичева. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 158 с.
17. Каменева Н.Г. Международный маркетинг: Учебное пособие / Н.А. Нагапетьянц О.Н. Романенкова, Н.Г. Каменева, С.В. Земляк . - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 292 с.
18. Карасев А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 с.
19. Кеннеди Дэн. Секретное оружие маркетолога: найдите ваше уникальное преимущество, превратите его в мощное рекламное сообщение и донесите до правильных клиентов / Дэн Кеннеди, пер. с англ. А. Яковенко. - М.: ГИППО, 2012. - 203 с.
20. Кожемяко А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 с.
21. Коротков А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 с.
22. Котлер Ф. Основы маркетинга. 5-е европейское изд / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2015. - 752 с.
23. Котлер Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 с.
24. Котлер Филип. Основы маркетинга: профессиональное издание: / Филип Котлер, Гари Армстронг; пер. с англ. под ред. А.В.Назаренко. - 12-е изд. - М; СПб; Киев: ИД Вильямс, 2012. - 1067 с.
25. Кузнецова Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 139 с.
26. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно¬
практическое пособие / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 с.
27. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно¬
практическое пособие / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 с.
28. Маркевич А.Л. Основы экономики, менеджмента и маркетинга для морских специальностей рыбопромыслового флота / А.Л. Маркевич. - М.: МОРКНИГА, 2012. - 267 с.
29. Масленников Р. 101 совет по PR / Р. Масленников. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 68 с.
30. Моисеева Н.К. Международный маркетинг и бизнес: Учебное пособие / Н.К. Моисеева. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
31. Моосмюллер Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие / Г. Моосмюллер Н. Н. Ребик. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 198 с.
32. Моосмюллер Г. Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер Н.Н. Ребик.. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 200 с.
33. Моргунов В.И. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров / В.И. Моргунов, С.В. Моргунов. - М.: Дашков и К, 2015. - 184 с.
34. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2013. - 148 с.
35. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 150 с.
36. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд.(изд:8) / Ю.В. Морозов. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 138 с.
37. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд., испр. и доп.(изд:8) / Ю.В. Морозов. - М.: ИТК Дашков и К, 2013. - 152 с.
38. Музыкант В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации: Учебное пособие / В.Л. Музыкант. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 216 с.
39. Нестеренкова О.А. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук на тему «Маркетинговые технологии продвижения консалтинговых услуг», Москва - 2014.
40. Пичурин И.И. Основы маркетинга. Теория и практика. Учеб. пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 383 с.
41. Райен Д. Краткий курс интернет-маркетинга / Д. Райен. - М.: ШКИМБ, 2013. - 320 с.
42. Реброва Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум для спо / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 с.
43. Рожков И.В. Информационные системы и технологии в
маркетинге / И.В. Рожков. - М.: Русайнс, 2014. - 196 с.
44. Романов А.А. Маркетинговые коммуникации: Учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М,
2012. - 384 с.
45. Русакова О.И. Роль маркетинговых инструментов в продвижении страховых продуктов на российском рынке / О. И. Русакова, Д. С. Хаустов // Страховое дело. - 2014. - № 1. - С. 38-42.
46. Савчук Г.А., Управление маркетингом на предприятии, учебное пособие, Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., М, 2014 - 220 с.
47. Садченко К.В. Основы современного международного маркетинга / К.В. Садченко. - М.: ДиС, 2013. - 272 с.
48. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и К, 2013. - 296 с.
49. Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие для бакалавров / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и К, 2015. - 296 с.
50. Секерин В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д.
Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 232 с.
51. Скляр Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н.
Скляр, Г.И. Авдеенко, В.А Алексунин. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 216 с.
52. Скрипнюк Д.Ф. Международный маркетинг: Учебник для
бакалавров / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк; Отв. ред. Н.И. Диденко. - М.: Юрайт, 2012. - 556 с.
53. Смирнов А. Лидовое побоище. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете / А. Смирнов, Ю. Суздаль. - СПб.: ИГ Весь, 2015. - 176 с.
54. Соловьев Б. А., Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2013. - 335 с.
55. Сухарев О.С. Функциональный и интернет-маркетинг: Монография / О.С. Сухарев. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
56. Сысоева С.В. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. - СПб.: Питер,
2013. - 288 с.
57. Тихомиров В.П. Маркетинг в социальных медиа. Интернет- маркетинг коммуникации: Учебное пособие / В.П. Тихомиров. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
58. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Монография / Б.Е. Токарев.. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
59. Тюрин Д.В. Маркетинговые исследования: Учебник для
бакалавров / Д.В. Тюрин. - М.: Юрайт, 2013. - 342 с.
60. Шекова Е.Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: Практикум: Учебное пособие / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Евланов. - СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. - 160 с.
61. Шиловский В.Н. Маркетинг и менеджмент технического сервиса машин и оборудования: Учебное пособие / В.Н. Шиловский, А.В. Питухин. - СПб.: Лань, 2015. - 272 с.
62. Официальный сайт компании АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» [Электронный ресурс]http://www.kamazleasing.ru/
63. Официальный сайт компании «СБЕРБАНК-Лизинг»
[Электронный ресурс]https://www.sberleasing.ru/
64. Официальный сайт компании «ГТЛК» [Электронный ресурс] https://gttk.ru/
65. Официальный сайт компании «ВЭБ-лизинг» [Электронный
ресурс]http://veb-leasing.ru/
66. Интернет - сервис https://seolik.ru/
67. Сайт Российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг» http: //www.rosleasing.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ