МЕЖДУНАРОДНО-ПРОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические вопросы международно-правового регулирования
трудовой миграции 7
1.1. Понятие трудовой миграции, ее сущность и содержание предмета
международно-правового регулирования 7
1.2. Социально-политические предпосылки международно-правового
регулирования трудовой миграции 21
2. Правовой статус трудящихся-мигрантов и его закрепление в нормах
международного права 30
2.1. Содержание прав и обязанностей трудящихся мигрантов 30
2.2. Международно-правовые основания ответственности за незаконную
трудовую миграцию 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теоретические вопросы международно-правового регулирования
трудовой миграции 7
1.1. Понятие трудовой миграции, ее сущность и содержание предмета
международно-правового регулирования 7
1.2. Социально-политические предпосылки международно-правового
регулирования трудовой миграции 21
2. Правовой статус трудящихся-мигрантов и его закрепление в нормах
международного права 30
2.1. Содержание прав и обязанностей трудящихся мигрантов 30
2.2. Международно-правовые основания ответственности за незаконную
трудовую миграцию 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Международная миграция населения является сложным социально-экономическим процессом, регулирование которого осуществляется различными институтами. Ее роль приобретает все большее значение в разных странах мира, вызывая при этом множество разногласий. Преобразование человеческих ресурсов в главный источник социально-экономического развития государств увеличивает значимость изучения миграционных проблем. В этой связи, на современном этапе возникает острая необходимость в исследовании регуляторов международной трудовой миграции.
Основные проблемы международной миграции отражены в работах таких ученых как М.И Баранник, А.И Долгова, С.В Рязанцева, Метелев С.Е. и др. На современном этапе развития мировой экономики возрастает влияние глобализации на миграционные процессы населения. Глобализационные потоки усилили неравенство экономических условий и возможностей, это повлияло на рост межгосударственных перемещений населения и формирование принципиально новой миграционной ситуации в мире. Вследствие чего, остро встали вопросы национальной безопасности, сохранения этнической идентичности и др. .
Выделяют следующие причины международных миграционных потоков населения: экономические; социальные; политические;
национальные; религиозные и др. В современном мире миграционные потоки приобретают все большее распространение. В этой связи международная миграция населения регулируется на международном и национальном уровнях. К числу международных организаций осуществляющих регулирование миграционных процессов относятся: Международная организация по миграциям (МОМ), осуществляющая разработку программ по регулированию миграционных потоков, предоставление консультационных и экспертных услуг, предотвращающая «утечку умов» и др.; Международная организация труда (МОТ), которая осуществляет регулирование социального развития, занятости, защиту занятых мигрантов; Верховный комиссариат ООН по делам беженцев регулирует процессы их защиты, проблемы репатриации.
Объект исследования составляют правовые отношения, складывающиеся по вопросам правового регулирования трудовой миграции.
Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих международную трудовую миграцию.
Цель работы заключается в исследовании международно-правового регулирования трудовой миграции. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. определить понятие трудовой миграции, ее сущность и содержание предмета международно-правового регулирования,
2. выявить социально-политические предпосылки международно-правового регулирования трудовой миграции,
3. охарактеризовать содержание прав и обязанностей трудящихся мигрантов,
4. выявить особенности международно-правовых оснований ответственности за незаконную трудовую миграцию.
Методологическую основу исследования составили: сравнительно-правовой метод, предусматривающий сопоставление различных нормативных актов; логический метод, обусловливающий применение индукции, дедукции, анализа и синтеза; технике-юридический метод, предусматривающий толкование норм права и правовое моделирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные положения могут послужить основой при дальнейших научных исследованиях проблем, касающихся трудовой миграции. Сделанные выводы могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики, специальной литературы.
Основные проблемы международной миграции отражены в работах таких ученых как М.И Баранник, А.И Долгова, С.В Рязанцева, Метелев С.Е. и др. На современном этапе развития мировой экономики возрастает влияние глобализации на миграционные процессы населения. Глобализационные потоки усилили неравенство экономических условий и возможностей, это повлияло на рост межгосударственных перемещений населения и формирование принципиально новой миграционной ситуации в мире. Вследствие чего, остро встали вопросы национальной безопасности, сохранения этнической идентичности и др. .
Выделяют следующие причины международных миграционных потоков населения: экономические; социальные; политические;
национальные; религиозные и др. В современном мире миграционные потоки приобретают все большее распространение. В этой связи международная миграция населения регулируется на международном и национальном уровнях. К числу международных организаций осуществляющих регулирование миграционных процессов относятся: Международная организация по миграциям (МОМ), осуществляющая разработку программ по регулированию миграционных потоков, предоставление консультационных и экспертных услуг, предотвращающая «утечку умов» и др.; Международная организация труда (МОТ), которая осуществляет регулирование социального развития, занятости, защиту занятых мигрантов; Верховный комиссариат ООН по делам беженцев регулирует процессы их защиты, проблемы репатриации.
Объект исследования составляют правовые отношения, складывающиеся по вопросам правового регулирования трудовой миграции.
Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих международную трудовую миграцию.
Цель работы заключается в исследовании международно-правового регулирования трудовой миграции. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. определить понятие трудовой миграции, ее сущность и содержание предмета международно-правового регулирования,
2. выявить социально-политические предпосылки международно-правового регулирования трудовой миграции,
3. охарактеризовать содержание прав и обязанностей трудящихся мигрантов,
4. выявить особенности международно-правовых оснований ответственности за незаконную трудовую миграцию.
Методологическую основу исследования составили: сравнительно-правовой метод, предусматривающий сопоставление различных нормативных актов; логический метод, обусловливающий применение индукции, дедукции, анализа и синтеза; технике-юридический метод, предусматривающий толкование норм права и правовое моделирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные положения могут послужить основой при дальнейших научных исследованиях проблем, касающихся трудовой миграции. Сделанные выводы могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики, специальной литературы.
Основные направления государственного регулирования включают в себя:
- нормативно-правовую базу;
- целевые государственные миграционные программы;
- специализированные государственные миграционные службы;
- двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения по миграции.
Так, вследствие возрастания роли международной миграции все более острым встает вопрос о её последствиях, преимущественно для стран, принимающих мигрантов.
В связи с этим большинство принимающих государств для уменьшения потока легальной миграции применяют следующие методы:
1. Введение визового режима или его ужесточение;
2. Сокращение социальных преимуществ;
3. Угроза задержания.
Однако, вследствие применения ожесточенных мер для ограничения потока легальных мигрантов увеличивается рост нелегальной миграции.
Вместе с тем, существуют способы предотвращения нелегальной миграции:
- подписание соответствующих договоров и соглашений между принимающими государствами;
- усиление пограничных и миграционных служб, финансовые санкции и т.д.;
- образование центров содержания незаконных мигрантов;
- введением уголовного наказания для организаторов трафика незаконных мигрантов.
Хотелось бы отметить положительные и отрицательные стороны проблемы международной трудовой миграции. К положительным, в первую очередь относятся: конкуренция на рынках труда; рост предложения рабочей силы; увеличение объемов внутреннего валового продукта и снижение уровня цен; повышение конкурентоспособности национальной экономики. К отрицательным, в свою очередь, относятся: необходимость изменения в системе образования и профессиональной подготовке кадров, формирование дисбаланса на рынке труда, в связи с увеличением безработицы; снижение уровня оплаты труда и осложнение социально-экономического положения местных жителей данного региона. На основании этого немаловажными являются вопросы, связанные с определением особенностей, перспектив и направлений развития международных процессов трудовой миграции в развитых странах мира.
Привлечение к административной ответственности за нарушения миграционного законодательства является своеобразным барьером государства для защиты от незаконной миграции и ее последствий, при котором нарушители наказываются административными штрафами, выдворением, приостановлением деятельности, но при этом не оказываются привлеченными к уголовной ответственности. Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании Совета Безопасности называл три основных направления противодействия экстремизму - повышение внимания к межнациональным отношениям, работу с молодежью и совершенствование миграционной политики, поскольку «незаконная, неконтролируемая миграция - это питательная среда для преступности». Несмотря на то, что в органах, занимающихся вопросами миграции, достаточно хорошо построена система наблюдения за миграционными потоками, фиксации правонарушений, и, фактически, каждый иностранный гражданин зарегистрирован в нескольких базах данных, остаются нерешенными многие вопросы.
Таким образом, государственное регулирование трудовой миграции осуществляется путем реализации различных целевых миграционных программ, поддержкой государственных миграционных служб, двусторонними и многосторонними межгосударственными соглашениями по миграции.
Анализ ситуации свидетельствует о том, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в сфере миграции, позволяющего системно решать весь перечень вопросов, относящихся к миграционной политике. Эффективное решение проблем, связанных с незаконной миграцией, возможно только при наличии качественного миграционного законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, и существования оптимального механизма его реализации.
- нормативно-правовую базу;
- целевые государственные миграционные программы;
- специализированные государственные миграционные службы;
- двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения по миграции.
Так, вследствие возрастания роли международной миграции все более острым встает вопрос о её последствиях, преимущественно для стран, принимающих мигрантов.
В связи с этим большинство принимающих государств для уменьшения потока легальной миграции применяют следующие методы:
1. Введение визового режима или его ужесточение;
2. Сокращение социальных преимуществ;
3. Угроза задержания.
Однако, вследствие применения ожесточенных мер для ограничения потока легальных мигрантов увеличивается рост нелегальной миграции.
Вместе с тем, существуют способы предотвращения нелегальной миграции:
- подписание соответствующих договоров и соглашений между принимающими государствами;
- усиление пограничных и миграционных служб, финансовые санкции и т.д.;
- образование центров содержания незаконных мигрантов;
- введением уголовного наказания для организаторов трафика незаконных мигрантов.
Хотелось бы отметить положительные и отрицательные стороны проблемы международной трудовой миграции. К положительным, в первую очередь относятся: конкуренция на рынках труда; рост предложения рабочей силы; увеличение объемов внутреннего валового продукта и снижение уровня цен; повышение конкурентоспособности национальной экономики. К отрицательным, в свою очередь, относятся: необходимость изменения в системе образования и профессиональной подготовке кадров, формирование дисбаланса на рынке труда, в связи с увеличением безработицы; снижение уровня оплаты труда и осложнение социально-экономического положения местных жителей данного региона. На основании этого немаловажными являются вопросы, связанные с определением особенностей, перспектив и направлений развития международных процессов трудовой миграции в развитых странах мира.
Привлечение к административной ответственности за нарушения миграционного законодательства является своеобразным барьером государства для защиты от незаконной миграции и ее последствий, при котором нарушители наказываются административными штрафами, выдворением, приостановлением деятельности, но при этом не оказываются привлеченными к уголовной ответственности. Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании Совета Безопасности называл три основных направления противодействия экстремизму - повышение внимания к межнациональным отношениям, работу с молодежью и совершенствование миграционной политики, поскольку «незаконная, неконтролируемая миграция - это питательная среда для преступности». Несмотря на то, что в органах, занимающихся вопросами миграции, достаточно хорошо построена система наблюдения за миграционными потоками, фиксации правонарушений, и, фактически, каждый иностранный гражданин зарегистрирован в нескольких базах данных, остаются нерешенными многие вопросы.
Таким образом, государственное регулирование трудовой миграции осуществляется путем реализации различных целевых миграционных программ, поддержкой государственных миграционных служб, двусторонними и многосторонними межгосударственными соглашениями по миграции.
Анализ ситуации свидетельствует о том, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в сфере миграции, позволяющего системно решать весь перечень вопросов, относящихся к миграционной политике. Эффективное решение проблем, связанных с незаконной миграцией, возможно только при наличии качественного миграционного законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, и существования оптимального механизма его реализации.



