АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ИХ ПРОЕКТОВ) В РФ
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ИХ ПРОЕКТОВ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1 Понятие и принципы антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) 6
§ 1.2 Этапы становления и развития правового регулирования
антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) в Российской Федерации 18
§1.3. Конституционно-правовые основы антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) в Российской Федерации 26
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ИХ ПРОЕКТОВ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 2.1 Элементы механизма конституционно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы законодательных актов и их проектов в Российской Федерации 40
§ 2.2. Практика проведения независимой антикоррупционной экспертизы федеральных и региональных законодательных актов (их проектов) 53
Заключение 73
Список использованных источников и литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ИХ ПРОЕКТОВ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1 Понятие и принципы антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) 6
§ 1.2 Этапы становления и развития правового регулирования
антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) в Российской Федерации 18
§1.3. Конституционно-правовые основы антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) в Российской Федерации 26
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ИХ ПРОЕКТОВ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 2.1 Элементы механизма конституционно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы законодательных актов и их проектов в Российской Федерации 40
§ 2.2. Практика проведения независимой антикоррупционной экспертизы федеральных и региональных законодательных актов (их проектов) 53
Заключение 73
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации в статье 32 закрепляет право граждан на участие в управление делами государства. Одной из форм реализации данного права является участие граждан в подготовке, принятии и исполнении нормативных правовых актов
В рамках имплементации международных антикоррупционных конвенций, в законодательстве Российской Федерации появился институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В связи с этим обстоятельством отсутствует сложившаяся практики применения в российских условиях. Поэтому реализация этого института нуждается в разработке новых форм и направлений.
Антикоррупционная экспертиза законодательных актов и их проектов сегодня в большей мере приобретает публичный характер за счет широкого вовлечения в этот процесс институтов гражданского общества, а также граждан, прежде всего из числа «адресатов» , то есть тех, кому принимаемыми нормами необходимо будет пользоваться и руководствоваться.
Антикоррупционная экспертиза находится в совместно ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает принятие на себя как Федерацией, так и каждым из ее субъектов равной ответственности в этой сфере. В этой связи требуется согласованной законодательной базы, единства действий Федерации и ее субъектов, в том числе посредством проведения эффективной антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов).
На данный момент проводятся научные исследования, посвященные экспертизе нормативных правовых актов. Эти исследования носят в основном фрагментарный характер: от перечисления принципов до рассмотрения порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Объект исследования составляют конституционно-правовые отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на участие в управлении делами государства.
Предметом исследования являются совокупность норм отечественного права, доктринальные положения и материалы юридической практики, посвященные регулированию института антикоррупционной экспертизы.
Целью работы является формирование целостного представления об антикоррупционной экспертизе как форме реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства и одного из основных средств противодействия коррупции. Данная цель предопределила постановку следующих задач:
- Исследовать закономерности становления и развития правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
- Определение принципов антикоррупционной экспертизы законодательных актов и их проектов.
- Исследование практики проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Методологическая основа исследования. Для достижения цели работы и поставленных в соответствии с ней задач использовались общенаучные методы познания, которые предполагают объективность и всесторонность познания исследуемых явлений и процессов в их развитии, а также частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, формально-логический.
Теоретическая основа исследования. Для раскрытия данной темы теоретической основой послужили труды следующих ученых: Хабриевой Т.Я., Цыгановой О.Н., Тихомирова Ю.А., Талапаной Э.В., Кабанова П.А., Едлина В.А., Кудашкина А.В. и других.
Нормативные правовые основы исследования составляют: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации в сфере антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов); судебная практика, прежде всего решения Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации.
Эмпирическую основу исследования составили законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов, постановления Правительства РФ, приказы Президента РФ, данные статистической отчетности Министерства юстиции РФ и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
В рамках имплементации международных антикоррупционных конвенций, в законодательстве Российской Федерации появился институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В связи с этим обстоятельством отсутствует сложившаяся практики применения в российских условиях. Поэтому реализация этого института нуждается в разработке новых форм и направлений.
Антикоррупционная экспертиза законодательных актов и их проектов сегодня в большей мере приобретает публичный характер за счет широкого вовлечения в этот процесс институтов гражданского общества, а также граждан, прежде всего из числа «адресатов» , то есть тех, кому принимаемыми нормами необходимо будет пользоваться и руководствоваться.
Антикоррупционная экспертиза находится в совместно ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает принятие на себя как Федерацией, так и каждым из ее субъектов равной ответственности в этой сфере. В этой связи требуется согласованной законодательной базы, единства действий Федерации и ее субъектов, в том числе посредством проведения эффективной антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов).
На данный момент проводятся научные исследования, посвященные экспертизе нормативных правовых актов. Эти исследования носят в основном фрагментарный характер: от перечисления принципов до рассмотрения порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Объект исследования составляют конституционно-правовые отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на участие в управлении делами государства.
Предметом исследования являются совокупность норм отечественного права, доктринальные положения и материалы юридической практики, посвященные регулированию института антикоррупционной экспертизы.
Целью работы является формирование целостного представления об антикоррупционной экспертизе как форме реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства и одного из основных средств противодействия коррупции. Данная цель предопределила постановку следующих задач:
- Исследовать закономерности становления и развития правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
- Определение принципов антикоррупционной экспертизы законодательных актов и их проектов.
- Исследование практики проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Методологическая основа исследования. Для достижения цели работы и поставленных в соответствии с ней задач использовались общенаучные методы познания, которые предполагают объективность и всесторонность познания исследуемых явлений и процессов в их развитии, а также частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, формально-логический.
Теоретическая основа исследования. Для раскрытия данной темы теоретической основой послужили труды следующих ученых: Хабриевой Т.Я., Цыгановой О.Н., Тихомирова Ю.А., Талапаной Э.В., Кабанова П.А., Едлина В.А., Кудашкина А.В. и других.
Нормативные правовые основы исследования составляют: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации в сфере антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов); судебная практика, прежде всего решения Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации.
Эмпирическую основу исследования составили законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов, постановления Правительства РФ, приказы Президента РФ, данные статистической отчетности Министерства юстиции РФ и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Становление и развитие конституционно-правовых основ антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) в Российской Федерации позволяет выделить три основных этапа, каждый из которых характеризуется отличительными правотворческими решениями:
- первый этап - формирование конституционно-правовых предпосылок антикоррупционной экспертизы законодательных актов в Российской Федерации (с 1993 г. по 2004 г.);
- второй этап - развитие нормативно-правовых основ регулирования и организации осуществления антикоррупционной экспертизы законодательных актов в субъектах Российской Федерации (с 2005 г. по 2009 г.);
- третий этап - обеспечение публичности (гласности) проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов в Российской Федерации путем вовлечения в данный правовой процесс граждан и институтов гражданского общества и, как следствие, обеспечение конституционного (коренного) права граждан на участие в управлении делами государства (с 2009 г. по настоящее время).
2. Антикоррупционная экспертиза законодательных актов (их проектов) имеет двойственную природу. Прежде всего - это одна из постоянно действующих форм реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, и в то же время способ противодействия коррупции в стране.
3. В качестве сущностных признаков понятия «принципы антикоррупционной экспертизы законодательных актов и их проектов» следует выделить следующие обстоятельства:
1) это система научно обоснованных и проверенных на практике основополагающих базовых, идейных начал, связанных с организацией и проведением антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов);
2) ими необходимо руководствоваться в целях повышения эффективности и качества антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов), а также доступности участия граждан в ее проведении.
4. Антикоррупционную экспертизу законодательных актов (их проектов) также следует рассматривать в качестве одной из постоянно действующих форм непосредственного участия граждан в управлении делами государства.
5. Конституционно-правовые основы антикоррупционной
экспертизы законодательных актов (их проектов) в Российской Федерации - это не только основополагающие принципы и нормы Конституции Российской Федерации, но и принятые в их развитие положения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
6. Сущность конституционно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) заключается в правовом обеспечении реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, посредством предоставления каждому гражданину возможности проведения собственного специального исследования в форме независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) или личного участия в проведении уполномоченными государственными органами других видов антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов), в целях выявления в них коррупциогенных факторов, повышения качества и эффективности законодательства, а также его доступности для понимания широким кругом адресатов.
7. Отнесение правового регулирования вопросов проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и сущность конституционно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) предопределяют необходимость закрепления на уровне законодательства субъектов Российской Федерации реального механизма широкого участия граждан и институтов гражданского общества в проведении независимой и других видов антикоррупционной экспертизы законопроектов (их проектов).
8. В парадигме правового государства институт гражданского общества наделен определенными механизмами влияния на законодательную (представительную) власть в целом и ее правотворческую деятельность в частности. Одной из конституционных основ такой деятельности является конституционное право граждан на участие в управлении делами государства.
9. Основными элементами механизма конституционно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы законодательных актов Российской Федерации и их проектов являются следующие:
- конституционное право граждан на участие в управлении делами государства и принятое в его развитие законодательство Российской Федерации о проведении антикоррупционной экспертизы законодательных актов Российской Федерации и их проектов;
- профилактика коррупции: создание общественного мнения о нетерпимости к этому явлению в обществе, привлечение внимания к существующим проблемам лоббирования интересов целевых групп и контроль за их деятельностью;
- коррупциогенные факторы: положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, либо содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
- экспертное заключение: письменный документ, подготовленный по установленной форме, содержащий перечень выявленных коррупциогенных факторов или информацию об их отсутствии и подписанный экспертом, группой экспертов или руководителем экспертного учреждения.
10. Целесообразно выделять два основных вида антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов): государственную, проводимую федеральными органами государственной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами, и независимую, проводимую институтами гражданского общества и гражданами. Независимую антикоррупционную экспертизу, в свою очередь, можно подразделить на общественную и научную.
11. Сущностные признаки независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов). Прежде всего это экспертная (добровольная) деятельность независимых экспертов. Однако независимую антикоррупционную экспертизу законодательных актов (их проектов) следует рассматривать не только как вид антикоррупционной экспертизы, а как специализированное исследование, то есть разновидность познавательной деятельности, в ходе которой вырабатывается новое знание.
В качестве первоочередной цели антикоррупционной экспертизы в целом следует признать борьбу с коррупцией и ее проявлениями, а говоря о цели независимой антикоррупционной экспертизы, следует подчеркивать противодействие коррупциогенности в законодательстве, осуществляемое гласно, с широким привлечением общественности.
Указанная цель может быть достигнута посредством реализации следующих задач независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов):
- осуществление объективного и всестороннего рассмотрения принимаемых управленческих и правовых решений;
- оценка возможных коррупциогенных и иных
негативных последствий от принятых управленческих и правовых решений;
- усиление общественного контроля за органами власти;
- реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов;
- вовлечение институтов гражданского общества и граждан в сферу борьбы с коррупцией.
Таким образом, обеспечение общественного, объективного и гласного противодействия коррупциогенности законодательства - не только цель, но и сущностный критерий независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов).
12. Независимая антикоррупционная экспертиза в настоящее время находится на начальном этапе своего становления, о чем свидетельствуют имеющиеся в законодательстве пробелы и противоречия, к числу которых можно отнести:
- неопределенность круга субъектов независимой антикоррупционной экспертизы, в частности отсутствует законодательно установленное определение понятия «институты гражданского общества»;
- наличие в ряде регионов иных, не предусмотренных федеральным законодательством субъектов, осуществляющих аккредитацию независимых экспертов;
- отсутствие детальной регламентации сроков проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
- рекомендательный характер заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
13. Выявленные сущностные признаки независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов позволяют сформулировать следующее авторское определение: «Независимая антикоррупционная экспертиза законодательных актов (их проектов) - это добровольное исследование законодательных актов (их проектов) в целях осуществления всестороннего, гласного и объективного противодействия коррупциогенности законодательства, проводимое гражданами и институтами гражданского общества, аккредитованными в установленном законом порядке, результатом которого является подготовка заключения, носящего рекомендательный характер».
14. Действующее региональное законодательство, регулирующее отношения в данной сфере, нуждается в совершенствовании как с точки зрения закрепления на законодательном уровне единства требований к процедуре учета результатов антикоррупционной экспертизы в субъектах Российской Федерации, так и с точки зрения установления ответственности должностных лиц за непроведение антикоррупционной экспертизы.
1. Становление и развитие конституционно-правовых основ антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) в Российской Федерации позволяет выделить три основных этапа, каждый из которых характеризуется отличительными правотворческими решениями:
- первый этап - формирование конституционно-правовых предпосылок антикоррупционной экспертизы законодательных актов в Российской Федерации (с 1993 г. по 2004 г.);
- второй этап - развитие нормативно-правовых основ регулирования и организации осуществления антикоррупционной экспертизы законодательных актов в субъектах Российской Федерации (с 2005 г. по 2009 г.);
- третий этап - обеспечение публичности (гласности) проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов в Российской Федерации путем вовлечения в данный правовой процесс граждан и институтов гражданского общества и, как следствие, обеспечение конституционного (коренного) права граждан на участие в управлении делами государства (с 2009 г. по настоящее время).
2. Антикоррупционная экспертиза законодательных актов (их проектов) имеет двойственную природу. Прежде всего - это одна из постоянно действующих форм реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, и в то же время способ противодействия коррупции в стране.
3. В качестве сущностных признаков понятия «принципы антикоррупционной экспертизы законодательных актов и их проектов» следует выделить следующие обстоятельства:
1) это система научно обоснованных и проверенных на практике основополагающих базовых, идейных начал, связанных с организацией и проведением антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов);
2) ими необходимо руководствоваться в целях повышения эффективности и качества антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов), а также доступности участия граждан в ее проведении.
4. Антикоррупционную экспертизу законодательных актов (их проектов) также следует рассматривать в качестве одной из постоянно действующих форм непосредственного участия граждан в управлении делами государства.
5. Конституционно-правовые основы антикоррупционной
экспертизы законодательных актов (их проектов) в Российской Федерации - это не только основополагающие принципы и нормы Конституции Российской Федерации, но и принятые в их развитие положения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
6. Сущность конституционно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) заключается в правовом обеспечении реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, посредством предоставления каждому гражданину возможности проведения собственного специального исследования в форме независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) или личного участия в проведении уполномоченными государственными органами других видов антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов), в целях выявления в них коррупциогенных факторов, повышения качества и эффективности законодательства, а также его доступности для понимания широким кругом адресатов.
7. Отнесение правового регулирования вопросов проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и сущность конституционно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) предопределяют необходимость закрепления на уровне законодательства субъектов Российской Федерации реального механизма широкого участия граждан и институтов гражданского общества в проведении независимой и других видов антикоррупционной экспертизы законопроектов (их проектов).
8. В парадигме правового государства институт гражданского общества наделен определенными механизмами влияния на законодательную (представительную) власть в целом и ее правотворческую деятельность в частности. Одной из конституционных основ такой деятельности является конституционное право граждан на участие в управлении делами государства.
9. Основными элементами механизма конституционно-правового регулирования антикоррупционной экспертизы законодательных актов Российской Федерации и их проектов являются следующие:
- конституционное право граждан на участие в управлении делами государства и принятое в его развитие законодательство Российской Федерации о проведении антикоррупционной экспертизы законодательных актов Российской Федерации и их проектов;
- профилактика коррупции: создание общественного мнения о нетерпимости к этому явлению в обществе, привлечение внимания к существующим проблемам лоббирования интересов целевых групп и контроль за их деятельностью;
- коррупциогенные факторы: положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, либо содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
- экспертное заключение: письменный документ, подготовленный по установленной форме, содержащий перечень выявленных коррупциогенных факторов или информацию об их отсутствии и подписанный экспертом, группой экспертов или руководителем экспертного учреждения.
10. Целесообразно выделять два основных вида антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов): государственную, проводимую федеральными органами государственной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами, и независимую, проводимую институтами гражданского общества и гражданами. Независимую антикоррупционную экспертизу, в свою очередь, можно подразделить на общественную и научную.
11. Сущностные признаки независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов). Прежде всего это экспертная (добровольная) деятельность независимых экспертов. Однако независимую антикоррупционную экспертизу законодательных актов (их проектов) следует рассматривать не только как вид антикоррупционной экспертизы, а как специализированное исследование, то есть разновидность познавательной деятельности, в ходе которой вырабатывается новое знание.
В качестве первоочередной цели антикоррупционной экспертизы в целом следует признать борьбу с коррупцией и ее проявлениями, а говоря о цели независимой антикоррупционной экспертизы, следует подчеркивать противодействие коррупциогенности в законодательстве, осуществляемое гласно, с широким привлечением общественности.
Указанная цель может быть достигнута посредством реализации следующих задач независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов):
- осуществление объективного и всестороннего рассмотрения принимаемых управленческих и правовых решений;
- оценка возможных коррупциогенных и иных
негативных последствий от принятых управленческих и правовых решений;
- усиление общественного контроля за органами власти;
- реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов;
- вовлечение институтов гражданского общества и граждан в сферу борьбы с коррупцией.
Таким образом, обеспечение общественного, объективного и гласного противодействия коррупциогенности законодательства - не только цель, но и сущностный критерий независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов).
12. Независимая антикоррупционная экспертиза в настоящее время находится на начальном этапе своего становления, о чем свидетельствуют имеющиеся в законодательстве пробелы и противоречия, к числу которых можно отнести:
- неопределенность круга субъектов независимой антикоррупционной экспертизы, в частности отсутствует законодательно установленное определение понятия «институты гражданского общества»;
- наличие в ряде регионов иных, не предусмотренных федеральным законодательством субъектов, осуществляющих аккредитацию независимых экспертов;
- отсутствие детальной регламентации сроков проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
- рекомендательный характер заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
13. Выявленные сущностные признаки независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов позволяют сформулировать следующее авторское определение: «Независимая антикоррупционная экспертиза законодательных актов (их проектов) - это добровольное исследование законодательных актов (их проектов) в целях осуществления всестороннего, гласного и объективного противодействия коррупциогенности законодательства, проводимое гражданами и институтами гражданского общества, аккредитованными в установленном законом порядке, результатом которого является подготовка заключения, носящего рекомендательный характер».
14. Действующее региональное законодательство, регулирующее отношения в данной сфере, нуждается в совершенствовании как с точки зрения закрепления на законодательном уровне единства требований к процедуре учета результатов антикоррупционной экспертизы в субъектах Российской Федерации, так и с точки зрения установления ответственности должностных лиц за непроведение антикоррупционной экспертизы.
Подобные работы
- Антикорупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Проблемы института антикоррупционной экспертизы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Антикоррупционная экспертиза правовых актов в Российской Федерации(конституционно-правовое исследование)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Институт независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов: проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
Рефераты, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022



