ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 6
1.1. Сущность и особенности организации групповой формы работы учащихся на уроке 6
1.2. Педагогические условия организации групповой формы работы на уроке 10
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 18
2.1. Изучение опыта работы учителя физической культуры по организации групповой деятельности на уроке 18
2.2. Методические рекомендации, отражающие специфику организации групповой работы учащихся на уроке физической культуры 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Актуальность темы исследования связана с тем, что на современном этапе в России реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС положена идея, которая предполагает воспитание гражданина России, т. е. современного конкурентоспособного человека, который будет учиться всю жизнь». Особенностью ФГОС является системно-деятельностный подход, где главная задача − творческое развитие личности учащихся, нацеленное на реальные виды деятельности и конкретные результаты.С этих позиций одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся.
Современное образование требует поддержать инициативность, самостоятельность учеников, сформировать у них навыки сотрудничества, общения, учить делать самостоятельный выбор. Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.
В психолого-педагогической и учебно-методической литературе достаточно много внимания уделяется проблеме организации групповой работы учащихся на уроках. Данной проблеме посвящены исследования Н.В. Решетниковой, И.М. Чередова, Г.П. Щедровицкого, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальпериной, Г.А. Цукерман, Х.Й. Лийметси др. В частности, диссертация Л.В. Даровских посвящена развитию инициативности старшеклассников в процессе групповой работы; в диссертации С.А. Учуровой рассматривается групповая учебная работа, как способ развития социальной компетентности учащихся, С.Г. Чипсанова рассматривала дифференцированно-групповую работу как форму организации профильного обучения старших школьников. Однако, несмотря на многочисленные исследования, посвященные организации групповой работы, довольно мало исследований, посвященных специфики организации групповой работы на уроках физкультуры. В связи с этим проблема изучения специфики организации групповой работы учащихся на уроке физкультуры требует дополнительного исследования.
Объект исследования – групповая работа учащихся на уроке.
Предмет исследования – специфика организации групповой работы учащихся на уроке.
Цель исследования – изучение специфики организации групповой работы учащихся на уроке.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1.Рассмотреть сущность и особенности организации групповой работы учащихся на уроке.
2.Проанализировать педагогические условия организации групповой работы учащихся на уроке.
3.Изучить специфику организации групповой работы на уроке физкультуры.
4. Разработать методические рекомендации с учетом специфики организации групповой работы на уроках физкультуры.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы в рамках темы исследования).
2. Эмпирические: наблюдение, обобщение педагогического опыта.
Проведенное исследование посвящено одной из актуальных проблем − изучение специфики организации групповой работы учащихся на уроке физической культуры.
В ходе исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие результаты:
1. Рассмотрена сущность и особенности организации групповой работы учащихся на уроке. В процессе анализа литературных источников было выявлено, что групповая работа −форма организации коллективной выработки решения с использованием методов интенсивной мыслительной деятельности («мозговой штурм», синектика и др.) и методов группообразования (социально-психологический тренинг и т. п.).
Объединение учащихся в группы способствует формированию самооценки школьников. В группе ребятам предоставлена возможность оценивать деятельность группы и самого себя, высказать свое мнение, послушать мнение других, у них вырабатывается умение работать именно в команде, учащиеся учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы, а в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповую форму организации обучения следует рассматривать не только с точки зрения достижения учебных целей, но и в более широком социокультурном контексте. Дело в том, что способность работать в команде, согласовывать и соотносить свои цели, действия и профессиональное поведение с целями, действиями и поведением других членов команды (коллектива, группы) является ключевой профессиональной компетенцией специалиста XXI в. А способность к сотрудничеству и сотворчеству, установлению положительных межличностных отношений, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, критически и адекватно оценивать свои возможности, – все это начинает формироваться в школьные годы в процессе учебного сотрудничества, групповой, совместной учебной деятельности.
2. Проанализированы педагогические условия организации групповой работы учащихся на уроке.
Групповая работа школьников на уроке проводится с учетом следующих условий:
– предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебной задачи и инструктаж учителя;
– обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;
– групповая работа по выполнению учебного задания;
– наблюдение учителя и помощь работе группы и отдельным учащимся;
– взаимопроверка и взаимоконтроль за выполнением задания в группе;
– сообщение учащихся учителю и классу о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов;
– индивидуальная самооценка работы в группе, взаимооценка.
На этапе проектирования групповой работы учитель осуществляет следующие действия: подбирает задания и задачи, соответствующие познавательным возможностям различных групп учащихся; формулирует обучающие, воспитательные и развивающие цели групповой работы; определяет этап урока, на котором будет организована групповая работа, уточняет объем, состав знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения группового задания.
3. Изучен опыт работы учителей физкультуры в рамках темы исследования.
Нами изучен опыт работы учителей физической культуры, З.Ю. Ефимовой, Ю.В. Корягиной и С.Н. Варакиной, часто использующих в своей практике групповую форму работы. Изучение опыта работы педагогов показало, что групповую форму работу работы удобно использовать на уроке физической культуры, причем на любом его этапе. Однако, она требует грамотного руководства со стороны педагога.
4. Разработаны методические рекомендации, отражающие специфику организации групповой работы на уроках физкультуры. В процессе организации групповой работы педагогу следует определить цели и задачи урока, определить основания деления учеников на группы, разработать критерии оценивания, определить содержание задания для групп учащихся в соответствии с целями урока и составом группы на каждом этапе урока, распределить обязанности в группе, показать учащимся образец работы в группе, обязательно проводить анализ работы каждой группы, контролировать работу групп, оказывать помощь и т.д.
В заключении хотелось бы отметить, что групповая работа, конечно, не является панацеей от всех бед. В процессе организации и проведения групповой работы существуют следующие проблемы: сложно налаживать взаимоотношения учащихся; не всегда учитель может проследить, все ли учащиеся работают продуктивно; ученики много говорят не по существу. Но эти проблемы можно решить, занимаясь такой работой в системе, хорошо представляя задачи и цели, которые нужно достичь. Нет смысла ставить и, тем более, обсуждать вопрос о том, какая из форм организации работы предпочтительнее: фронтальная, индивидуальная или групповая. Каждая хороша в рамках тех задач, на решение которых она направлена. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения и отработки умений. Поэтому организация групповой работы требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Анализ опыта работы учителей физкультуры показал, что специфика организации групповой работы на уроке состоит в том, что
класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Групповые технологии на уроках физической культуры несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека.
Цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены.
1. Аракчеева З.В. Основные принципы учебной деятельности / Аракчеева З.В.// Science Time, 2015. - № 2 (14). – 16 - 17 с.
2. Бойцова Н.В. Внутренняя и внешняя мотивация профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Акмеология. 2017. № 3 (23). С. 84–85.
3. Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии //Биология в школе. - 2008. - № 16. С. 16.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
5. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. - 240с.
6. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
8. Кукушин В.С. Теория и методика обучения: учеб. пособие / В.С. Кукушин – Ростов-на-дону: Феникс, 2005. - 271 с.
9. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2000, № 4. – С. 9 – 16.
10. Суховершина Ю.В. Тренинги коммуникативной компетентности. – М.: Академический проект, 2009. – 111 с.
11. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева – Саратов, – 2013. – 120 с.
12. Широбакина Е. А., Андреенко Т. А. О внедрении информационных технологий в самостоятельное обучение студентов спортивно-педагогическим дисциплинам // Проблемы и перспективы внедрения информационных и коммуникационных технологий в физкультурное образование в контексте подготовки конкурентоспособного компетентного специалиста: материалы международной заочной электронной научно-методической конференции (г. Волгоград, 21-25 ноября 2016г.). Волгоград, 2016. С. 201-205.
13. Самообразование 2018: [сайт]. – Москва, 2020 –URL: https://nougazprom.mskobr.ru/files/%20учителей%20физической%20культуры%20ИЗО%20музыки%20%202018.pdf (дата обращения: 16.06.2021). – Текст: электронный