Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование групповой работы на уроках математики как способ формирования учебного сотрудничества младших школьников

Работа №35895

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
661
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы формирования учебного сотрудничества в
групповой работе младших школьников……………………………………… 6
1.1. Сущность понятия «учебное сотрудничество» в психологопедагогической литературе ……………………………………………………...6
1.2 Специфика группового метода обучения…………………………………..14
Выводы по I главе………………………………………………………………..26
ГЛАВА II Методические особенности формирования учебного сотрудничества в групповой работе учащихся на уроках математики в начальной школе………………………………………………………………………………….27
2.1. Методика организации сотрудничества младших школьников…………27
2.2 Опытно-экспериментальная работа и анализ её результатов…………….34
Выводы по II главе………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….48
Библиографический список……………………………………………………..50
Приложение

Перед школой в современном мире стоит задача воспитание компетентной личности, способную занять инициативную позицию, взаимодействовать с другими людьми. Так как навык взаимодействия и сотрудничества
может развиваться уже с самого раннего возраста, то особая роль отводится
периоду обучения ребенка в начальной школе, именно в начальной школе в
процессе учебной деятельности под руководством учителя у детей формируется учебное сотрудничество [38, с. 25-26]. Проблемами учебного сотрудничества занимались выдающиеся педагоги и психологами такие как: Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинский, Г.А. Цукерман и др.
По федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования важная задача начальной школы - это формировать коммуникативных универсальных учебных действий ребенка для
умения адаптироваться в социуме.
Ученикам необходимо научиться:
«грамотно выбирать языковые средства, приходить к общему решению в
процессе сотрудничества и разрешать возникающие конфликтные ситуации в
процессе согласования своих позиций и учета интересов друг друга, использовать имеющиеся знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач» [34, с. 57]. Одним из важнейших средств достижения данной цели обучения младших школьников в начальной школе, по
нашему мнению, является реализация принципа сотрудничества в обучении
(воспитании) младших школьников.
Следует отметить, что в обучении детей в сотрудничестве большую
роль играет организация групповой работы, которые основаны на учебном
сотрудничестве, где ребенок вооружается навыками самостоятельной работы, ставя себя в позицию исследователя в процессе изучения нового материала, становится равноправным участником учебной деятельности.4
Организовать работу в группе можно на этапе самостоятельного изучения нового материала, в процессе разрешения проблемных ситуаций обсуждаются различные варианты решения задачи. Работа в группе, позволяет уащимся быть активными участниками учебной деятельности, со всей серьёзностью подходить к учебным задачам так как от его участия зависит общий
успех, научиться сотрудничать с любым партнером, строя вежливое и доброжелательное общение, испытывать чувство ответственности за усех своих
партнёров, а не только за свои собственные. Главная задача организации
данной работы заключается в том, чобы у каждого участника группы сформировались необходимые знания и умения.
Обучение, которое сроится на использовани груповых форм организации урока, позволяет сформировать класс как учебное сообщество, способное решать учебную задачу, искать пути ее решения и применять полученные результаты используя их в дальнейшем.
Изучения влияния групповых работ для формирования у учеников
навыка учебного сотрудничества имеет не только теоретическое, но и важное
практическое значение. Это обусловлено тем, что умение сотрудничать со
сверстниками играет немаловажную роль в развитии, обучении и воспитании
младшего школьника. Этим определяется актуальность данной работы.
В данной дипломной работе сделана попытка показать эффективность использования групповых форм работ на уроках математики для формирования учебного сотрудничества младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования –организация групповой формы работы на уроке математики, как средство формирования учебного сотрудничества младших школьников.
Цель исследования – теоретически ознакомиться и подтвердить на
практике эффективность использования групповой работы на уроках матема-5
тики как способ сформировать навык учебного сотрудничества у младших
школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что регулярное использование групповой работы на уроках математики поможет сформировать навык
учебного сотрудничество младших школьников.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной
проблеме исследования.
2. Подобрать комплекс заданий, для того чтобы организовать групповую работу на уроке математики в начальной школе.
3. Провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу.
4. Определить влияние использования групповой работы на уроках математики на эффективность формирования учебного сотрудничества младших
школьников.
Для решения поставленных задач в процессе исследования мы использовали следующие теоретические и практические методы: анализ психологопедагогической и методической литературы, сизучение и обобщение педагогического опыта, наблюдениеза учащимися в процессе учебной деятельности, педагогический эксперимент, анализ и обработка полученных результатов исследования. Практическая значимость работы в данной работе представлены конкретные разработки комплексных дидактических заданий, а
также методические рекомендации для организации парной и групповой работы на уроках математики, направленные на формирование навыка учебного сотрудничества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном образовательном процессе большое внимание уделяется формированию учебного сотрудничества младших школьников в групповой работе. Педагоги отмечают, если у детей плохое межличностные взаимодействие, то это снижает эффективность обучения.
В первой главе проанализирована теория учебного сотрудничества,
раскрыто формирование и организация групповой работы младших школьников. Учебное сотрудничество представляет собой совокупность навыков:
социальная коммуникабельность, учитывание чужого мненияи толерантное к
ней отношение, умение слушать партнёра и вступать с ним в диалог; участие
в коллективных обсуждениях проблем и вопросов; умение включаться и
взаимодействовать с группой сверстников и создавать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Проанализировав
опыт педагогов-практиков, выделены основные методические принципы и
правила организации групповой работы младших школьников.
Во второй главе описана опытно-экспериментальнай работа по организации системы групповой работы на уроках математики в 3-м Исследование ,
состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Результаты констатирующего этапа показали, что младшие школьники нуждаются в повышение уровня учебного сотрудничества , так как больше половины демонстрируют низкий уровень учебного сотрудничества в группе.
На формирующем этапе была организована работа в группах с младшими школьниками на занятиях математики в соответствии с определенными требованиями. После заданий проводилась рефлексия каждой группы, где
дети сами учились подводить итоги своей работы в группе.Постепенно задания усложнялись, организовывались новый формы группового взаимодействия. Организация групповой работы эффективно влияла на поддержание
интерес детей к предмету математики, формировала потребность детей в организации коллективной работы, воспитывала позитивное отношение к учеб-49
ному сотрудничеству и личную ответственность каждого участника за общий
результат всей группы.
По окончанию формирующего этапа эксперимента, был проведен контрольный этап исследования. Он показал эффективность использования
групповой работы. Этому свидетельствует то, что в экспериментальном
классе уровень учебного сотрудничества стал выше, тогда как в контрольном
классе, где опытная работа не проводилась, осталась почти на том же уровне.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу, что при регулярное использовании групповой работы на
уроках математики формирует учебное сотрудничество младших школьников, задачи решены, цель работы достигнута.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
2. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся /
И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. 2009. N 2.
3. Бухалко Н.И. Групповая работа на уроках русского языка в 3-м классе /
Н.И. Бухалко // Начальная школа плюс и До и После. 2008. N 4.
4. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших
школьников. Начальная школа. 1994. N 12.
5. Гиниятуллина Я.С. Опыт организации групповой работы на уроках //
Начальная школа. 2014. N 1.
6. Глазков А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности // Начальная школа. 2014. N10.
7. Гончарик, А.В. Влияние групповой формы на формирование и развитие
учебной мотивации // Начальная школа. 2014. N 11
8. Дашевская Л.П. Организация групповой работы при повторении материала
по математике // Начальная школа. 1990. N 2
9. Журавлёва, И.Н. Групповые формы работы на уроках математики //
Начальная школа. 2010. N 5.51
10. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у
учащихся оценки результата деятельности / И.В. Иванова // Начальная школа
До и После. 2011. N2
11. Ивлева, Э.И. Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики
// Начальная школа. 2012. N 2
12. Каравайцева Ю.М. Инновационный потенциал оценки качества обучения
студентов колледжа в контексте реализации ФГОС / Ю.М. Каравайцева, Т.А.
Султанова //Образование и воспитание. 2015. N 3.
13. Кудряшова Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа
плюс До и После. 2007. N 3.
14. Кузнецова И.В. Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова //
Начальная школа плюс До и После. 2002. N 11.
15. Попова А.И. Об организации коллективных занятий / А.И. Попова, И.Г.
Литваинская // Начальная школа. 2010. N 8.
16. Роганова, Н.Ф. Первые итоги групповой работы на уроках математики //
Начальная школа. 2010. N2
17. Савушкина Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников /
Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы. 2008. N 4.
18. Утеева Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся
на уроке // Математика в школе, 1985. N 2.52
19. Балканский Д.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности // Начальная школа. 2012.
20. Батышев С.Я. История профессионального образования в России / С.Я.
Батышев, А.М. Новиков и др. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003.
21. Башмаков М.И. Нефёдова М.Г Математика: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч 2. (Второе полугодие) / М.И.Башмаков.
М.: Просвещение 2012.
22. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебнометодическое пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. М.: Мирос, 2002.
23. Ванцян А.Г. Нечаева Н.В. Реализация нового образовательного стандарта:
потенциал системы Л.В. Занкова. / А.Г. Ванцян Н.В. Нечаева. Самара: Учебная литература, 2011.
24.Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. М.: Эксмо, 2012.
25. Гуманитарная образовательная среда как условие и фактор развития
гражданско-правового сознания студентов Шевченко С. В. Зубарева В. А.
Романенко Е.С. / В книге: Развитие системы образования – обеспечение будущего Германова Г. Н. Горшенина М. В. Ескиндирова М. Ж., Зубарева В. А.
Карасюк В. В. Коновалова Н. Г. Красильникова Е. В. Макеева И. А. Романенко Е. С. Стовпець В. Г. Уткина А. Н. Шаркун Ю. Ф. Шаркун Ю. Ф. Шевченко
С. В. / Одесса, 2013.53
27. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе. Реализация системнодеятельностного подхода к обучению: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий
Е.М. Кондратюк И.Н. Толмачева Э.И. Шилкунова. 5-е изд. М.: Вита-пресс,
2012.
28. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
29. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.:
Народное образование, 2004.
30.Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.:
Просвещение, 2014.
31.Совместная деятельность / Методология, теория, практика / Под ред. А.А.
Журавлева. М.: Наука, 2013.
32. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб.пособие. Ростов н / Д.:
изд-во Феникс,1997.
33. Иванов С. В. Типы и структура уроков / С.В. Иванов. М. 1952.
34. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. 2010.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ