Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Работа №79444

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость6900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1. Историко-правовой анализ социальной защиты несовершеннолетних 6
1.2. Несовершеннолетние в системе социальной защиты 16
1.3. Зарубежный опыт социальной защиты несовершеннолетних 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 31
2.1. Виды специальных учреждений социальной защиты несовершеннолетних 31
2.2. Организация деятельности социозащитных учреждений для несовершеннолетних 37
2.3. Направления совершенствования деятельности социозащитных учреждений для несовершеннолетних 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65


Актуальность исследования. В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результат смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, то есть являются сиротами при живых родителях. Их число растёт катастрофическими темпами. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, нравственных устоев.
Ведущими причинами социального сиротства являются:
- лишение родительских прав;
- отказ от воспитания ребёнка;
- пребывание родителей в местах заключения.
В Российской Федерации задачей государственной важности является защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, приводящих к трудным жизненным ситуациям ребенка. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Реабилитацией детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, занимаются такие учреждения, как социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для несовершеннолетних. Основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся в социальной помощи детей и подростков, их социальной реабилитации и помощь в жизненном определении.
Объектом исследования являются социально-обеспечительные отношения, участниками которых выступают специальные учреждения социальной защиты несовершеннолетних.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы социального обеспечения несовершеннолетних в специальных учреждениях социальной защиты, доктринальные положения в рамках темы выпускной квалификационной работы, а также судебная практика.
Цель выпускной квалификационной работы – всесторонние исследование социально-обеспечительных отношений, участниками которых выступают специальные учреждения для социальной защиты несовершеннолетних, путем анализа нормативных правовых актов, юридической литературы и судебной практики, а также разработка направлений совершенствования деятельности указанных учреждений.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) провести историко-правовой анализ социальной защиты несовершеннолетних;
2) проанализировать положение несовершеннолетних в системе социальной защиты;
3) рассмотреть зарубежный опыт социальной защиты несовершеннолетних;
4) охарактеризовать виды специальных учреждений социальной защиты несовершеннолетних;
5) определить проблемы организации деятельности социозащитных учреждений для несовершеннолетних;
6) наметить направления совершенствования деятельности социозащитных учреждений для несовершеннолетних.
Обоснование положений и выводов, содержащихся в выпускной квалификационной работы, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правовой, статистический и логико-юридический.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
1. Рассмотренные нами проблемы в сфере защиты прав несовершеннолетних, не теряющие своей актуальности на протяжении всей истории развития российской государственности, приобретают сегодня особый смысл. Прежде всего, это связано с масштабами существующей детской беспризорности в России, наличием социального сиротства, фактов насилия в отношении несовершеннолетних и ростом преступности среди них, предупреждение которой является стратегической задачей государства. Во-вторых, необходимо проведение эффективной социально-экономической, демографической, образовательной и культурной правовой политики
2. Анализ зарубежного опыта социальной защиты несовершеннолетних подтверждает необходимость объединения усилий государств по обеспечению реализации прав ребенка на всех уровнях: международном, национальном, институциональном. Эффективным решением данного вопроса является работа парламента, осуществляющего мониторинг программы защиты детей, путем участия в общественных мероприятиях и акциях. Парламенты имеют полномочия активизировать законотворческую деятельность по обеспечению прав детей, регулировать соблюдение прав и осуществлять профилактические действия путем подготовки детей к участию в жизни своей страны.
Перечисленные меры представляют собой долгосрочную перспективу в совершенствовании правовой базы, нацеленной на реализацию прав юных граждан.
Рассмотренные примеры эффективной работы парламентов Южно-Африканской республики, Чили, Таиланда, Мадагаскара и Германии актуализируют необходимость обмена международным опытом по вопросам защиты детей.
3. В ст. 13 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ указаны основные виды учреждений, деятельность которых направлена на социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения – несовершеннолетних лиц, которые в связи с развитием различных жизненных обстоятельств остались без родителей, поэтому данной категории лиц так важна социальная реабилитация. К таким учреждениям относятся:
1) социально-реабилитационные центры, работа которых направлена на оказание социальной помощи несовершеннолетним. При осуществлении деятельности данных учреждений перед ними стоит две основных задачи, первая – профилактика безнадзорности, вторая – реабилитация лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты, основное направление деятельности которых – обеспечение нуждающихся несовершеннолетних лиц временным жильем. В таких приютах дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают помощь, которая выражается в социальной реабилитации.
3) центры помощи беспризорным несовершеннолетним. Такие дети попадают в социальные центры в том случае, если по какой-либо причине остаются без попечения родителей или законных представителей, а также если у них отсутствует место жительства или пребывания. Работники центров оказывают несовершеннолетним как социальную помощь, так и содействуют в трудоустройстве.
Перечисленные социозащитные учреждения для несовершеннолетних, по сути, одинаковы, цели похожи. Во всех трех видах дети содержаться в течение времени, необходимого для их устройства.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Декларация прав ребёнка Резолюция ГА ООН 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека, М.: Юридическая литература. 1990 г.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. - Ст. 3301.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
6. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 7007.
8. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. – 1996. № 52. –Ст. 5880.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
10. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // СЗ РФ. – 2000. – № 49. – Ст. 4822.
11. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 (ред. от 19.05.2021) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. – 2014. – № 22. – Ст. 2887.
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 февраля 2016 г. № 07-834 «О направлении методических рекомендаций».
13. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 (ред. от 31.12.2018) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 № 31238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 11, 17.03.2014.
14. Приказ МВД России от 09.04.2013 № 198 (ред. от 25.06.2019) «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных выносить постановление о помещении несовершеннолетних на срок до 48 часов в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2013 № 28764) // Российская газета, № 136, 26.06.2013.
15. Постановление Минтруда РФ от 30.01.1997 № 4 «Об утверждении Порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.1997 № 1261) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 7, 1997.
Учебная и научная литература
16. Абрамов В. И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 /В. И. Абрамов. — Саратов, 2007. — 55 с.
17. Алиева М.Н., Ибрагимов А.М. К проблеме специальной защиты детей по международному праву: история, современность и перспективы решения // Юридический вестник ДГУ. – 2014. – №1. – С. 62-66.
18. Антология социальной работы: в 5 т. Т.1: История социальной помощи в России / сост. М. В. Фирсов. — М. : Сварогъ : НВФ СПТ, 1994. — 278 c.
19. Антюфеева О. С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности несовершеннолетних (Криминологический и правовой аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / О. С. Антюфеева. — Рязань, 2004. — 25 с.
20. Аристов Е. В. Вопросы конституционно-правового обеспечения и защиты прав детей в России / Е. В. Аристов, Г. Г. Михалева // Закон и право. — 2020. — № 9. — С. 15-23.
21. Астафичев П. А. Законодательство о защите детей от приносящей им вред информации в механизме ограничений конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям / П.А. Астафичев // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 2. — С. 17–22.
22. Бондаренко О. А. Законодательство России в области защиты и реализации конституционных прав и свобод ребенка / О. А. Бондаренко // Бизнес. Образование. Право. — 2008. — № 7. — С. 91-95.
23. Будько О.Д. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / О.Д. Будько. – Краснодар, 2004. 26 c.
24. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М., 2005. 211 с.
25. Горячева С. А. Конституционно-правовая защита прав несовершеннолетних в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02 / С. А. Горячева. — Москва, 2012. — 57 с.
26. Дзанагова М. К., Бетеева М. М. Основные риски и угрозы для несовершеннолетних в информационной сфере / М. К. Дзанагова, М. М. Бетеева // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 5 (185). — С. 84-85.
27. Зайнышев И.Г. Теория и методика социальной работы. Ч. 1: учеб. пособие / И.Г. Зайнышев. — М. : Союз, 1994. — 339 с
28. Зуев А.В., Макеева И.А., Индык К.П. Проблемные аспекты защиты прав несовершеннолетних / А.В. Зуев, И.А. Макеева, К.П. Индык // Ленинградский юридический журнал. – 2017. – №3 (49). – С. 117-125
29. Капитонова Е. А. Защита прав несовершеннолетних в информационном поле: проблемы и перспективы / Е.А. Капитонова // Гражданин и право. — 2013. — № 6. — С. 35 – 41.
30. Кожевников К.М. Роль прокуратуры в защите конституционных прав семьи, детей, профилактике преступности несовершеннолетних / К. М. Кожевников // Законность. – 2017. – № 11. – С. 3-6.
31. Корочкова Л.Н. Развитие российских благотворительных организаций в области социально-педагогической помощи несовершеннолетним: история и современные тенденции: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н. Корочкова.— Уфа, 2007.— 220 с.
32. Крамчанинова М. В. Современная государственная политика в вопросах социального сиротства в России // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2020. — № 12-1. — С. 82–89.
33. Лучникова С.Н. Презрение детей в России в XIX веке как эффективное направление их социальной защиты/ С.Н. Лучникова // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы Всерос. науч.-практ. конф. для студентов, магистрантов и преподавателей: в 2-х т. — 2014. — С. 124-128.
34. Мархгейм М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01, 12.00.02 / М. В. Мархгейм. — Москва, 2005. — 52 с.
35. Михайленко И. А. Конституционно-правовые механизмы защиты прав несовершеннолетних граждан Российской Федерации, воспитываемых за рубежом / И. А. Михайленко, О. А. Теплякова // Вестник Гуманитарного университета. — 2016. — № 3 (14). — С. 52-56.
36. Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А. С. Мордовец; под ред. Н. И. Матузова. — Саратов: СВШ МВД РФ, 1996. — 287 с.
37. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2009. С. 74.
38. Пичугин В. Г. Детская беспризорность и безнадзорность: соотношение понятий / В. Г. Пичугин // Вестник РГГУ. Серия: Психология. — 2009. — № 7. — С. 238 – 241.
39. Поддубная Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом. – М.: Академия, 2008. 177 с.
40. Поляков А. В. Проблема безопасности детства как приоритет национальной политики Российской Федерации / А. В. Поляков, У. В. Унусян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2019. — Т. 21, № 2. — С. 227-239.
41. Русская правда (пространная редакция). Хронос: исторические источники. Русская правда. [Электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/pravda72.php (дата обращения: 01.06.2021).
42. Рыжова Н.И., Громова О.Н. Актуальность виктимологической деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса как составляющая обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современном социуме // Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции. СПб., 2018. С. 40-46.
43. Свердлова В.Р. Защита прав детей как конституционная ценность // В сборнике: Конституция Российской Федерации и защита прав человека и гражданина Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». – Краснодар, 2015. – С. 143-146.
44. Свердлова В.Р. Защита прав детей как конституционная ценность // В сборнике: Конституция Российской Федерации и защита прав человека и гражданина Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». – Краснодар, 2015. – С. 143-146.
45. Синцов Г. В. Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: теория и практика, тенденции и противоречия развития: монография / Г. В. Синцов, П. Л. Лихтер. — Москва: Юрлитинформ, 2018. — 216 с.
46. Синцов Г. В. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти / Г. В. Синцов // Lex russica (Русский закон). – 2016. – № 7 (116). – С. 160-166.
47. Сологуб А. Ю. Конституционно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации / А. Ю. Сологуб // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 4. — С. 175-177.
48. Соснина Н.Г. Обеспечение эффективности защиты прав детей: на примере зарубежного опыта // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 3 (32). С. 386 – 389.
49. Супонина Е. А. Беспризорность и безнадзорность: о природе феноменов и соотношении юридических понятий / Е. А. Супонина, Е. В Герасимова // Полицейская деятельность. — 2020. — № 2. — С. 9-19.
50. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 48.
51. Ходусов А. А. Конституционно-правовое регулирование защиты материнства и детства в Российской Федерации / А.А. Ходусов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2020. — № 2. — С. 61–68.
52. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учеб. пособие / Е.И. Холостова. — М. : Дашков и Ко, 2012. — 220 с.
53. Чеснокова Ю.В. Развитие системы призрения детей в России в IX-XVIII веках / Ю.В. Чеснокова // Юридическая наука в XXI веке: сб. науч. ст. по итогам работы четвертого междунар. круглого стола. — Ростов н/Д: ООО «КОНВЕРТ», 2018. — С. 59–62.
54. Шаймарданов К. Д. Конституционно-правовой механизм защиты основных прав человека и гражданина в Российской Федерации и ее субъектах: На примере Республики Татарстан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / К. Д. Шаймарданов. — Казань, 2003. — 24 c.
55. Шпагина Е. М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации / Е. М. Шпагина // Психология и право. — 2016. — Т. 6, № 4. — С. 86-94.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ