Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный интеллект несовершеннолетних правонарушителей (Алтайский Государственный Университет)

Работа №53969

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы48
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения ( результаты исследования по различным методикам)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования и развития социального интеллекта несовершеннолетних правонарушителей 5
1.1 Понятие и сущность социального интеллекта 5
1.2 Особенности личностного и интеллектуального развития детей в подростковом возрасте 10
1.3 Специфика развития социального интеллекта несовершеннолетних правонарушителей 14
Глава 2 Эмпирическое исследование специфики социального интеллекта несовершеннолетних правонарушителей 20
2.1 Процедура и методика исследования 20
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 23
Выводы по второй главе 34
Заключение 36
Список использованных источников 38

Проблема социального интеллекта, несмотря на весьма длительный период интенсивных исследований, до сих сохраняет свою значимость и актуальность, оставаясь одной из наиболее противоречивых и дискутируемых.
Проблемами интеллекта в целом занимались такие ученые, как Г.Ю. Айзенк, Б.Г. Ананьев, Р. Амтхауэр, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун, проблемам социального интеллекта – Ж. Пиаже, Р. Селман, П. Эрвин, С. Гринспен, Дж. Дрискол, Р. Стернберг и др.
Однако сегодня в науке возникла настоятельная потребность в обнаружении некоего опосредующего звена, которое интегрировало бы в себе возможности человека и средовые факторы, отвечающие этим возможностям.
Особый интерес в плане анализа динамики интеллектуального развития представляет собой подростковый возраст. В этот временной период складывается особая ситуация развития, происходит половое созревание, которое в некоторой степени может тормозить интеллектуальное развитие, и одновременно формируется теоретическое (формальное, понятийное) мышление, обеспечивающее качественное повышение интеллектуальных ресурсов подростка. Таким образом, возникает основное противоречие подросткового возраста: с одной стороны, это сензитивный период для развития интеллекта, в том числе социального, с другой стороны, именно на данном этапе онтогенеза отмечается снижение темпа интеллектуального развития.
При этом и теория, и практика однозначно подтверждают, что личность несовершеннолетних подросткового возраста – категория духовно-нравственная, метафизическая, поэтому воочию наблюдаться не может. Но она проявляет себя в виде психических особенностей характера, на которые нужно обращать внимание при анализе неадекватных поступков и противоправных форм поведения несовершеннолетних.
Цель работы заключается в выявлении особенностей формирования и развития социального интеллекта у несовершеннолетних правонарушителей подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 раскрыть сущность социального интеллекта;
 обозначить особенности личностного и интеллектуального развития детей в подростковом возрасте;
 выявить специфику развития социального интеллекта несовершеннолетних правонарушителей.
Объектом исследования является социальный интеллект.
Предмет исследования – социальный интеллект несовершеннолетних правонарушителей подросткового возраста.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов, как Дж. Гилфорд, рассматривающий три стороны человеческого интеллекта [7], Л.Г. Десфонтейнес, анализирующая взаимосвязь социального интеллекта и ценностных ориентаций личности [8], Ю.Н. Емельянов [9] и В.Н. Куницына [10], акцентирующие свое внимание на особенностях формирования и совершенствования коммуникативной компетентности, и др.
В работе применялись следующие методы исследования: описание, сравнение, анализ психолого-педагогической и методической литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


С целью оценки социального интеллекта подростков, совершивших правонарушения, было организовано эмпирическое исследование.
В ходе исследования было установлено, что законопослушные подростки – это обидчивые подростки, которые агрессию проявляют косвенно, не в отношении кого-либо. Законопослушным подросткам характерно планирование решения возникших проблем, однако они также ищут социальную защиту со стороны взрослых. Подростки-правонарушители характеризуются тем, что они очень обидчивы, у них развита способность «отдаляться» от возникших проблем, а также они умеют планировать решения своих проблем. В ситуации выбора они принимают решения самостоятельно, несмотря на то, что не всегда их решение соответствует социальным и правовым нормам.
Такие эмоции, как горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина в группе несовершеннолетних правонарушителей имеют низкие показатели, т.е. для группы подростков-правонарушителей переживание данных чувств свойственно в наименьшей степени по сравнению с чувствами радости. Также группе подростков-правонарушителей не характерно распознавание эмоций окружающих людей, также они не совсем правильно классифицируют различного рода эмоции.
В ходе дисперсионного анализа было установлено, что подростки-правонарушители осознают свою взрослость и понимают, что у него появляются большие возможности, чем раньше. Чувство обиды, характерное для подростков-правонарушителей, – это естественная защитная реакция, вызванная в ответ на несправедливо нанесенные оскорбления, огорчение, а также негативные эмоции, полученные в результате. Причинить его могут как близкие, знакомые люди, так и учителя, коллеги по работе и даже незнакомцы. Обида характеризуется мощным эмоциональным зарядом. Она всегда имеет последствия и негативно влияет на динамку отношений с окружающими.
Анализ структуры социального интеллекта показал, что у законопослушных подростков показатели по всем изучаемым шкалам наиболее выражены, чем у подростков-правонарушителей.
Итак, в результате проведенного эмпирического исследования цель достигнута, гипотезы подтверждены.



1. Акопян, М.И. Интеллект и образ тела в старшем подростковом возрасте / М.И. Акопян // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2016. - № 34. – С. 14-23.
2. Бирюкова, А. Интеллект как основа развития личности / А. Бирюкова // Аналитика культурологии. – 2017. - № 14. – С. 14-16.
3. Валеева, Ж.С. Психолого-педагогические особенности развития социально-неадаптированной личности подростка в условиях досуга / Ж.С. Валеева // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 303 (октябрь). – С. 186-190.
4. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. Психология личности / Л.С. Выготский / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. – М.: Академия, 2018. – 288 с.
5. Выготский, Л.С. Трудное детство / Л.С. Выготский // Собр.соч.: в 6 т. – Т. 5. – М.: Педагогика,1983. – 368 с.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 512 с.
7. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Академия, 2015. – С. 433-456.
8. Десфонтейнес, Л.Г. Взаимосвязь социального интеллекта и ценностных ориентаций личности / Л.Г. Десфонтейнес // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 10. – С. 254-257.
9. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. – М.: Инфра-М, 2015. –403 с.
10. Замараева, М.В. Теоретическая интерпретация социального интеллекта и опыт его прикладного социологического исследования / М.В. Замараева // Теория и практика общественного развития. – 2020. – Режим доступа: https://doi.org/10.24158/tipor.2020.2.5 (дата обращения: 30.08.2020).
11. Кравцов, Г.Г. Онтогенез воли / Г.Г. Кравцов // Вестник РГГУ. – 2018. – №15: Психологические науки. – С. 29-41.
12. Кравцова, Е.Е. Индивидуальные и коллективные аспекты зоны ближайшего развития / Е.Е. Кравцова // «Зона ближайшего развития» в теоретической и практической психологии. Материалы XI Международных чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 15-17 ноября 2010 г. / Под. ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т; Ин-т психологии имени Л.С. Выготского., 2016. – С. 11-14.
13. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Вып. 1, ч. 1. – СПб., 2015. – С. 48-61.
14. Лунева, О.В. Социальный интеллект как категория социальной психологии / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 1. – С. 146-151.
15. Майборода, С.Б. Моделирование условий формирования учебных интересов трудных подростков / С.Б. Майборода // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2017. – № 2. – С. 41-45.
16. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2019. – 608 с.
17. Овчарова, Р.В., Христофорова, В.К. Исследование нравственного самосознания социально и педагогически запущенных подростков / Р.В. Овчарова, В.К. Христофорова // Вестник КГУ, – 2016. – №2. – С. 30-35.
18. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Пер. с англ. Л.В. Трубицыной, Д.А. Леонтьева; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Инфра-М, 2016. – 930 с.
19. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайн-дорф-Сысоева и др. / под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Вел-би; Изд-во Проспект, 2017. – С. 408-409.
20. Перелыгин, В.И. Отношение к «себе» и к «другим» у подростков (на примере исследования подростков из социально-реаблилитационного приюта) / В.И. Перелыгин. – М.: Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ. –2016. – 96 с.
21. Сараева, Н.М. Показатели социального интеллекта несовершеннолетних правонарушителей с разным уровнем субъектности / Н.М. Сараева, В.Т. Вагина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. – № 10 (45). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 14-21.
22. Чеснокова, О.Б. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем / О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботский // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 22-29.
23. Шайкова М.В. Психолого-криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников / М.В. Шайкова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2015. – № 2 (5). – С. 85-88.
24. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2019. – 349 с.
25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 554 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ