Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АГРОХОЛДИНГА (НА ПРИМЕРЕ АГРОХОЛДИНГОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Работа №79311

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

география

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. АГРОХОЛДИНГИ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЗАИМОДЙСТВИЯ ОТРАСЛЕЙ АПК 6
1.1. Агрохолдинги: сущность и особенности формирования 6
1.1.1. Определение и экономическая сущность агрохолдингов 6
1.1.2. Предпосылки и этапы развития агрохолдингов 11
1.2. Современные агрохолдинги России: географическое размещение и
экономическая сущность 15
1.3. Роль агрохолдингов в инновационной кластеризации 18
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА АГРОХОЛДИНГА «ЗВЕНИГОВСКИЙ» 24
2.1. Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства
Республики Марий Эл 24
2.2. Организационная структура агрохолдинга «Звениговский» 27
2.2.1. СПК «Звениговский» 31
2.2.2. Мясокомбинат «Звениговский» 32
2.3. Агрохолдинг «Звениговский» и его вертикально-интегрированная
структура 33
2.3.1. Сельскохозяйственное производство 33
2.3.2. Производство кормов 35
2.3.3. Животноводческий комплекс 37
2.3.4. Мясокомбинат 39
2.3.5. Автопарк 41
2.3.6. Сеть магазинов 43
ГЛАВА 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСШИРЕНИЯ РЫНКА
СБЫТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ АГРАХОЛДИНГА «ЗВЕНИГОВСКИЙ» .. 45
3.1. Особенности пространственной организации сбыта готовой продукции
агрохолдинга «Звениговский» 45
3.2. Ижевск, как новый предпочтительный рынок сбыта готовой продукции
агрохолдинга «Звениговский» 51
Список литературы 65
Приложения 71

Актуальность. Агропромышленный комплекс является важным сектором любой страны. Именно здесь формируется все то, что связано с продовольствием и его потреблением. Сельское хозяйство является одной из его приоритетных сфер, направленной на производство продуктов питания (как основы жизнедеятельности людей) и сырья для многих потребительских товаров. Состояние продовольственных рынков оказывает существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в обществе и уровень экономической безопасности страны, в связи с чем особое внимание стоит уделять изучению новых тенденций и процессов, возникающих в отрасли. Экономический кризис 90-х годов ХХ в., породил новую форму интеграции - агрохолдинговые формирования. Данная форма интеграции не исчерпала своего потенциала и является весьма эффективной в решении современных проблем. В условиях экономической нестабильности все большую актуальность приобретают вопросы внутренней организации деятельности агрохолдингов, исследование отношений собственности входящих состав предприятий, обоснование их влияния на развитие сельских территорий, потребителей и экономику страны в целом.
Актуальность анализа формирования и развития агрохолдингов в России связана с тем, что именно крупные компании в наибольшей степени подвержены влиянию макроэкономических факторов в силу масштабов производства и территории присутствия. Именно они вносят максимальный вклад в обеспечение продовольственной безопасности и реализацию политики импортозамещения в Российской Федерации.
Цель. Экономико-географическое характеристика одного из ведущего российского интегрированного холдинга «Звениговский», деятельность которого охватывает ряд регионов Поволжья.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие взаимосвязанные задачи:
1. Рассмотрены теоретические основы функционирования агрохолдингов: их экономическую сущность, предпосылки и этапы развития, современное состояние и роль агрохолдингов в сельскохозяйственной кластеризации.
2. Оценены роль и место агрохолдинга «Звениговский» в сельском хозяйстве Республики Марий Эл.
3. Проведен анализ конкурентоспособности предприятия и выявлены внешние и внутренние факторы хозяйственной деятельности предприятия и конкурентные позиции изучаемого предприятия.
4. Оценены возможности расширения рынка сбыта готовой продукции агрохолдинга «Звениговский» в новом для продаж регионе - Республике Удмуртии.
Предметом исследования являются пространственные аспекты хозяйственной деятельности агрохолдинга «Звениговский»: организация сельского хозяйства в двух регионах Поволжья; доля рынка сбыта готовой продукции.
Объектом исследования является вертикально-интегрированное современное российское предприятие - агрохолдинг «Звенигвский», обладающее высокой конкурентоспособностью.
При выполнении данного исследования были использованы такие методы географических исследований, как литературный, описательный, аналитический, графический, картографический, табличный.
Вопросы, касающиеся теоретических и практических основ функционирования агрохолдингов, в литературе освещены достаточно слабо. Основой для теоретического исследования послужили периодические издания по сельскохозяйственной тематике, монографии и учебные пособия, официальные источники в сети Интернет. Практическая часть исследования основана на анализе официальных годовых отчетов.
Структура работы. Работа состоит из трех глав, восьми параграфов, введения, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате выполненной работы установлено, что агропромышленный комплекс является важным сектором экономики и важную роль играют агрохолдинги. Именно здесь формируется все то, что связано с продовольствием и его потреблением.
Следует отметить, что российское законодательство о холдингах характеризуется отсутствием системности, последовательности, единообразия понятийного аппарата. Правовое обеспечение холдингов отстает от требований современной экономики. С 1992 г. прошло 23 года, временное положение уже не в полной мере соответствует предпринимательским реалиям современной России, Федеральный закон «О холдингах» так и не был принят.
Нами рассмотрен один из ведущих мясоперерабатывающих предприятий не только Республики Марий Эл, но и России - агрохолдинг «Звениговский». Сельскохозяйственные земли предприятия расположено в Центральной части Звениговского района Республики Марий Эл и представлены единым компактным массивом. Так же в двух районах Республики Татарстан находятся землевладения агрохолдинга, на основывается кормовая база предприятия. Экономико-географическое положение агрохолдинг можно назвать достаточно выгодным, так как он находится на пересечении транспортно-логистических путей, соседствует с регионами с развитой экономикой. Агрохолдинг «Звениговский» состоит из двух одноименных предприятий, СПК и Мясокомбината «Звениговский». Здесь реализуется весь спектр производственных процессов - от выращивания скота и производства собственных кормов до реализации готовой продукции, через собственную сеть магазинов.
Несмотря на то, что Республика Марий Эл является менее развитой по сравнению с другими регионами, объем производства продукции здесь реализуется на достаточно высоком уровне, и вклад агрохолдинга в экономику Республики Марий Эл достаточно велик. На фоне тяжелой экономической ситуации в республике и всеобщий спад производства, предприятие продолжает работать прибыльно, в то время, как многие другие предприятия давно стоят или работают не первый год с убытком.
Вместе тем, присутствует и ряд проблем. Сейчас руководство агрохолдинга много работает над снижением затрат, особенно в энергетике, совершенствованием работы торговых сетей, формированием новых логистических схем.
Несмотря на тяжелые рыночные условия и нехватку денежных средств, предприятие имеет постоянных клиентов в пределах республики и ищет их за пределами. Если в 2006 году объемы продаж за пределы Республики Марий Эл составляли 69,1%, то в 2016 году - 71,1%. Максимальный объем продаж основных видов мясной продукции приходится на 2 республики - Чувашия и Татарстан. В 2016 году в эти 2 региона было реализовано больше 40% от общего объема реализации.
80% продукции предприятия реализуется через собственную сеть магазинов. При этом оно стремится проводить продажу своей продукции только через собственную сеть магазинов и минимизировать поставки в другие магазины. На данный момент «Звениговский» имеет 523 собственных магазина в 7 регионах России. Клиентов привлекает высокое качество продукции, ее широкий ассортимент и приемлемые отпускные цены.
В планах у «Звениговского» в ближайшее время увеличить сбыт продукции через собственную фирменную сеть магазинов, так как продукция продается по отпускной цене в отличие от обычных магазинов. Высокая конкурентоспособность на рынке выпускаемой продукции, вызывает необходимость географического расширения сети фирменных магазинов агрохолдинга. В нашей работе в качестве нового региона сбыта была предложена Республика Удмуртия, и ее столичный город Ижевск. Преимуществом является то, что он находится относительно недалеко от Республики Марий Эл и от тех регионов, где уже представлена и знакома продукция данного агрохолдинга. Изучив районы города Ижевск, нами были выбраны точки, наиболее благоприятного размещения фирменной сети.
Выводами нашего исследования являются:
1. Город Ижевск является благоприятным городом для расширения фирменной сети магазинов агрохолдинга «Звениговский». Социологический опрос, показал, что население в целом благоприятно воспринимает приход нового продовольственного бренда на местный рынок.
2. Отбор девяти точек, которые характеризуются наиболее благоприятным экономико-географическим положением, происходил по таким критериям: крупным потоком покупателей, особенно в часы пик, расположение рядом с остановками общественного транспорта и размещаются в наиболее благоприятных микрорайона города.
3. Из девяти выделенных нами точек наиболее предпочтительными являются №3, №6 и №9. Точка №3 была выбрана потому, что Октябрьский район является центром города Ижевск и концентрирует платежеспособное население. Строительство нового жилого комплекса только увеличит его. Точки №6 и №9 мы расположили на рынках города, которые посещают большое количество не только жителей района, но и всего города, а так же приезжих из других населенных пунктов.
Таким образом, изучаемое предприятие является динамично развивающимся вертикально-интегрированным агропромышленным холдингом, который имеет потенциал для выхода на новые рынки сбыта.



1. Алаев Э.В. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. - С. 34.
2. Ансаул А.Н. Менеджмент корпорации и корпоративное управление. / А.Н. Асаул, В.И. Павлов, Ф.И. Бескиерь, О.А. Мышко. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 328 с.
3. Арзамасцев, А.Д. Государственное регулирование экономического и социального развития АПК / А.Д. Арзамасцев, Д.Л. Напольских, Е.И. Гордеева // Вестник МарГТУ. - №1(8), 2010 г. - С. 3-16.
4. Базаев Ю.И. Основные принципы и направления повышения эффективности деятельности агрохолдингов / Ю.И. Базаев // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 11 - С. 55-57.
5. Бакуменко Л. С. Характеристика конкурентоспособности предпринимательских структур в аграрном секторе экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 3 (019).
6. Беляева О.А. Предпринимательское право, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, Контракт, 2009. - 352 с.
7. Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при
преобразовании государственных предприятий в акционерные
общества / Указ президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных
предприятий» №1392 от 16.11.1992 г.
8. Вольф М. Б., Дмитревский Ю. Д. География мирового сельского хозяйства. М., 1981.
9. Грядов С.И., Ковалева И.В. Агропромышленный кластер: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2009. - № 4. - С. 52-54.
10. Гумеров Р. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе // Российский экономический журнал, 2002. № 5-6. С. 24-34.
11. Гумарова Ф. Бюджетная поддержка развития АПК Республики Марий Эл // Сборник научных трудов Алтайского государственного аграрного университета. Барнаул, 2000.
12. Доржиева Е.В. Формирование агропромышленных кластеров как условие инновационного развития региональных систем // Известия ИГЭА. - 2011. - № 4. - С. 76-78.
13. Закон РСФСР от 25.12.90 N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности", 25 декабря 1990 года N 445-I.
14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662¬₽).
15. Котков В.В. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие / Под ред. А.К. Казанцева. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. - 199 с.
16. Михайлов Ю. П. Сельское хозяйство и природная среда //География и природные ресурсы. 2001.-№2.- С. 111-115.
17. Морозова Т. Г., Победина, М.П., Шишков С.С. Экономическая география России: М.: ЮНИТИ, 2004 - 41 с.
18. Оганесов Р.Ю. Агрохолдинги в сельском хозяйстве России//
Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих
предприятий. 2004, №4, С. 52-53.
19. Ракитников А.Н. География сельского хозяйства. М.: Мысль, 1970.¬342 с.
20. Республика Марий Эл в цифрах: краткий статистический сборник. - Йошкар-Ола: Маристат, 2015. - 374 с.
21. Романов А. Е., Арашуков В. П. Агропродовольственные кластеры: теория практика. Тула: Гриф и К, 2009.
22. Романова О.С. Современные тенденции развития интеграционных процессов в АПК России / О.С. Романова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 5. - С. 63-65.
23. Российская Федерация. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» / Федеральный закон РФ от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ 39.
24. Серова Е., Храмова И. Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России. - М.: Институт экономики переходного периода, 2002. - 36 с.
25. Статистический ежегодник «Республика Марий Эл» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2015.
26. Сулакшин С.С. Правовая модель холдинга для России / Буянова Е.Э., Кулаков В.В., Михайлов Н.И., Сазонова Е.С. - М.: Научный эксперт, 2012. - 280 с.
27. Токолова А. А. Кластеры как форма интеграции агропромышленного комплекса // Молодой ученый. — 2016. — №6.5. — С. 135-137.
28. Узун В.Я., Сарайкин В. А., Шишкина Е.А. Рейтинги крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции России (2006-2008 гг.) - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, Энциклопедия российских деревень. 2009. - 152 с.
29. Хасаев, Г.Р. Кластеры современные инструменты повышения конкурентоспособности региона (через партнерства к будущему) Часть 1 / Г.Р. Хасаев, Ю.В. Михеев // КОМПАС промышленной реструктуризаии. — 2003. -№5(6). С. 34-38.
30. Хухрин А. С., Примак А. А. Создание симбиотических кластеров как экономическая сущность стратегии управления // Развитие ЛПХ: устойчивость, интеграция, стратегия. М.: Восход-А, 2007.
31. Хухрин А. С., Примак А. А. Производственно-экологические
кластеры // Экологический вестник России. 2007. № 8.
32. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2008. - 799 с.
33. Чайникова Л. Н. Интегрированные структуры и их роль в повышении конкурентоспособности продукции АПК // Вестник ТГТУ. - 2006, № 2Б.
34. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление / Научно-практическое издание, - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 648 с.
35. Шишов, С.С. Экономическая география и регионалистика. / С.С. Шишов. - М., 1998.- 125 с.
36. Юричева Е.Ю. Развитие сельского хозяйства как элемент конкурентоспособности РМЭ / Актуальные проблемы экономики современной России: Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. С. 221-225.
37. Экономические показатели работы сельскохозяйственных предприятий Звениговского района за 2016 год.
Интернет источники
38. Анализ состояния конкуренции в отрасли [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=2494,
свободный (дата обращения: 19.03.2017).
39. Группа компаний «Русагро» // Годовой отчет 2015 [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
http://www.rsagroup.ru/files/reports/ru/pdf/rusagro ar 2015 .rus, свободный (дата обращения: 22.05.16).
40. Калянина Л. «Похоже, эту машину уже не остановить» Эксперт. -
2015. - №41. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://expert.ru/expert/2015/41/pohozhe-etu- mashinu-uzhe-ne-ostanovit/ -15.05.16,свободный.
41. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Официальный интернет-портал. [Электроный ресурс] - Режим доступа:http://www.mcx.ru/,, свободный.
42. Отчет ФАО. Агрохолдинги России и их роль в производстве зерна, -
2013 // Исследования по политике перехода сельского хозяйства № 2012-2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.fao.org/fileadmin/user upload/Europe/documents/Publications/Policy Stdies/Agroholdings ru.pdf, , свободный (дата обращения:
24.05.16).
43. Официальный сайт агрохолдига «Звениговский» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://zvenigov.com/,свободный.
44. Официальная статистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/,свободный.
45. Проблемы государственного регулирования и поддержка
агропромышленного комплекса. Аналитический доклад Комиссии по АПК Российского союза промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.viperson.ru/data/200808/dokladapk.doc, свободный.
46. Региональные комментарии - Республика Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regcomment.ru/regions/el/.htm, свободный.
47. Сайт администрация Индустриального района города Ижевск
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.izh.ru/i/info/14234.html,свободный.
48. Сайт администрации Ленинского района города Ижевск
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.izh.ru/i/info/14238.html,свободный.
49. Сайт администрации Октябрьского района города Ижевск
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.izh.ru/i/info/14235.html,свободный.
50. Сайт администрации Первомайского района города Ижевск
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.izh.ru/i/info/14236.html,свободный.
51. Сайт администрации Устиновского района города Ижевск
[Электронный ресурс - Режим доступа:
http://www.izh.ru/i/info/14237.html,свободный.
52. Шаблон анализа конкурентных сил в отрасли по Портеру
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //mybiblioteka.su/tom2/10-113158. html, свободный (дата
обращения: 21.04.2075).
53. Экспертно-аналитический портал агробизнеса, сельское хозяйство Марий Эл [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://abcentre.ru/page/selskoe-hozyaystvo-mariy-el,свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ