ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АГРОХОЛДИНГА (НА ПРИМЕРЕ АГРОХОЛДИНГОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
|
Введение 4
ГЛАВА 1. АГРОХОЛДИНГИ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЗАИМОДЙСТВИЯ ОТРАСЛЕЙ АПК 6
1.1. Агрохолдинги: сущность и особенности формирования 6
1.1.1. Определение и экономическая сущность агрохолдингов 6
1.1.2. Предпосылки и этапы развития агрохолдингов 11
1.2. Современные агрохолдинги России: географическое размещение и
экономическая сущность 15
1.3. Роль агрохолдингов в инновационной кластеризации 18
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА АГРОХОЛДИНГА «ЗВЕНИГОВСКИЙ» 24
2.1. Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства
Республики Марий Эл 24
2.2. Организационная структура агрохолдинга «Звениговский» 27
2.2.1. СПК «Звениговский» 31
2.2.2. Мясокомбинат «Звениговский» 32
2.3. Агрохолдинг «Звениговский» и его вертикально-интегрированная
структура 33
2.3.1. Сельскохозяйственное производство 33
2.3.2. Производство кормов 35
2.3.3. Животноводческий комплекс 37
2.3.4. Мясокомбинат 39
2.3.5. Автопарк 41
2.3.6. Сеть магазинов 43
ГЛАВА 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСШИРЕНИЯ РЫНКА
СБЫТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ АГРАХОЛДИНГА «ЗВЕНИГОВСКИЙ» .. 45
3.1. Особенности пространственной организации сбыта готовой продукции
агрохолдинга «Звениговский» 45
3.2. Ижевск, как новый предпочтительный рынок сбыта готовой продукции
агрохолдинга «Звениговский» 51
Список литературы 65
Приложения 71
ГЛАВА 1. АГРОХОЛДИНГИ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЗАИМОДЙСТВИЯ ОТРАСЛЕЙ АПК 6
1.1. Агрохолдинги: сущность и особенности формирования 6
1.1.1. Определение и экономическая сущность агрохолдингов 6
1.1.2. Предпосылки и этапы развития агрохолдингов 11
1.2. Современные агрохолдинги России: географическое размещение и
экономическая сущность 15
1.3. Роль агрохолдингов в инновационной кластеризации 18
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА АГРОХОЛДИНГА «ЗВЕНИГОВСКИЙ» 24
2.1. Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства
Республики Марий Эл 24
2.2. Организационная структура агрохолдинга «Звениговский» 27
2.2.1. СПК «Звениговский» 31
2.2.2. Мясокомбинат «Звениговский» 32
2.3. Агрохолдинг «Звениговский» и его вертикально-интегрированная
структура 33
2.3.1. Сельскохозяйственное производство 33
2.3.2. Производство кормов 35
2.3.3. Животноводческий комплекс 37
2.3.4. Мясокомбинат 39
2.3.5. Автопарк 41
2.3.6. Сеть магазинов 43
ГЛАВА 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСШИРЕНИЯ РЫНКА
СБЫТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ АГРАХОЛДИНГА «ЗВЕНИГОВСКИЙ» .. 45
3.1. Особенности пространственной организации сбыта готовой продукции
агрохолдинга «Звениговский» 45
3.2. Ижевск, как новый предпочтительный рынок сбыта готовой продукции
агрохолдинга «Звениговский» 51
Список литературы 65
Приложения 71
Актуальность. Агропромышленный комплекс является важным сектором любой страны. Именно здесь формируется все то, что связано с продовольствием и его потреблением. Сельское хозяйство является одной из его приоритетных сфер, направленной на производство продуктов питания (как основы жизнедеятельности людей) и сырья для многих потребительских товаров. Состояние продовольственных рынков оказывает существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в обществе и уровень экономической безопасности страны, в связи с чем особое внимание стоит уделять изучению новых тенденций и процессов, возникающих в отрасли. Экономический кризис 90-х годов ХХ в., породил новую форму интеграции - агрохолдинговые формирования. Данная форма интеграции не исчерпала своего потенциала и является весьма эффективной в решении современных проблем. В условиях экономической нестабильности все большую актуальность приобретают вопросы внутренней организации деятельности агрохолдингов, исследование отношений собственности входящих состав предприятий, обоснование их влияния на развитие сельских территорий, потребителей и экономику страны в целом.
Актуальность анализа формирования и развития агрохолдингов в России связана с тем, что именно крупные компании в наибольшей степени подвержены влиянию макроэкономических факторов в силу масштабов производства и территории присутствия. Именно они вносят максимальный вклад в обеспечение продовольственной безопасности и реализацию политики импортозамещения в Российской Федерации.
Цель. Экономико-географическое характеристика одного из ведущего российского интегрированного холдинга «Звениговский», деятельность которого охватывает ряд регионов Поволжья.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие взаимосвязанные задачи:
1. Рассмотрены теоретические основы функционирования агрохолдингов: их экономическую сущность, предпосылки и этапы развития, современное состояние и роль агрохолдингов в сельскохозяйственной кластеризации.
2. Оценены роль и место агрохолдинга «Звениговский» в сельском хозяйстве Республики Марий Эл.
3. Проведен анализ конкурентоспособности предприятия и выявлены внешние и внутренние факторы хозяйственной деятельности предприятия и конкурентные позиции изучаемого предприятия.
4. Оценены возможности расширения рынка сбыта готовой продукции агрохолдинга «Звениговский» в новом для продаж регионе - Республике Удмуртии.
Предметом исследования являются пространственные аспекты хозяйственной деятельности агрохолдинга «Звениговский»: организация сельского хозяйства в двух регионах Поволжья; доля рынка сбыта готовой продукции.
Объектом исследования является вертикально-интегрированное современное российское предприятие - агрохолдинг «Звенигвский», обладающее высокой конкурентоспособностью.
При выполнении данного исследования были использованы такие методы географических исследований, как литературный, описательный, аналитический, графический, картографический, табличный.
Вопросы, касающиеся теоретических и практических основ функционирования агрохолдингов, в литературе освещены достаточно слабо. Основой для теоретического исследования послужили периодические издания по сельскохозяйственной тематике, монографии и учебные пособия, официальные источники в сети Интернет. Практическая часть исследования основана на анализе официальных годовых отчетов.
Структура работы. Работа состоит из трех глав, восьми параграфов, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Актуальность анализа формирования и развития агрохолдингов в России связана с тем, что именно крупные компании в наибольшей степени подвержены влиянию макроэкономических факторов в силу масштабов производства и территории присутствия. Именно они вносят максимальный вклад в обеспечение продовольственной безопасности и реализацию политики импортозамещения в Российской Федерации.
Цель. Экономико-географическое характеристика одного из ведущего российского интегрированного холдинга «Звениговский», деятельность которого охватывает ряд регионов Поволжья.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие взаимосвязанные задачи:
1. Рассмотрены теоретические основы функционирования агрохолдингов: их экономическую сущность, предпосылки и этапы развития, современное состояние и роль агрохолдингов в сельскохозяйственной кластеризации.
2. Оценены роль и место агрохолдинга «Звениговский» в сельском хозяйстве Республики Марий Эл.
3. Проведен анализ конкурентоспособности предприятия и выявлены внешние и внутренние факторы хозяйственной деятельности предприятия и конкурентные позиции изучаемого предприятия.
4. Оценены возможности расширения рынка сбыта готовой продукции агрохолдинга «Звениговский» в новом для продаж регионе - Республике Удмуртии.
Предметом исследования являются пространственные аспекты хозяйственной деятельности агрохолдинга «Звениговский»: организация сельского хозяйства в двух регионах Поволжья; доля рынка сбыта готовой продукции.
Объектом исследования является вертикально-интегрированное современное российское предприятие - агрохолдинг «Звенигвский», обладающее высокой конкурентоспособностью.
При выполнении данного исследования были использованы такие методы географических исследований, как литературный, описательный, аналитический, графический, картографический, табличный.
Вопросы, касающиеся теоретических и практических основ функционирования агрохолдингов, в литературе освещены достаточно слабо. Основой для теоретического исследования послужили периодические издания по сельскохозяйственной тематике, монографии и учебные пособия, официальные источники в сети Интернет. Практическая часть исследования основана на анализе официальных годовых отчетов.
Структура работы. Работа состоит из трех глав, восьми параграфов, введения, заключения, списка литературы и приложений.
В результате выполненной работы установлено, что агропромышленный комплекс является важным сектором экономики и важную роль играют агрохолдинги. Именно здесь формируется все то, что связано с продовольствием и его потреблением.
Следует отметить, что российское законодательство о холдингах характеризуется отсутствием системности, последовательности, единообразия понятийного аппарата. Правовое обеспечение холдингов отстает от требований современной экономики. С 1992 г. прошло 23 года, временное положение уже не в полной мере соответствует предпринимательским реалиям современной России, Федеральный закон «О холдингах» так и не был принят.
Нами рассмотрен один из ведущих мясоперерабатывающих предприятий не только Республики Марий Эл, но и России - агрохолдинг «Звениговский». Сельскохозяйственные земли предприятия расположено в Центральной части Звениговского района Республики Марий Эл и представлены единым компактным массивом. Так же в двух районах Республики Татарстан находятся землевладения агрохолдинга, на основывается кормовая база предприятия. Экономико-географическое положение агрохолдинг можно назвать достаточно выгодным, так как он находится на пересечении транспортно-логистических путей, соседствует с регионами с развитой экономикой. Агрохолдинг «Звениговский» состоит из двух одноименных предприятий, СПК и Мясокомбината «Звениговский». Здесь реализуется весь спектр производственных процессов - от выращивания скота и производства собственных кормов до реализации готовой продукции, через собственную сеть магазинов.
Несмотря на то, что Республика Марий Эл является менее развитой по сравнению с другими регионами, объем производства продукции здесь реализуется на достаточно высоком уровне, и вклад агрохолдинга в экономику Республики Марий Эл достаточно велик. На фоне тяжелой экономической ситуации в республике и всеобщий спад производства, предприятие продолжает работать прибыльно, в то время, как многие другие предприятия давно стоят или работают не первый год с убытком.
Вместе тем, присутствует и ряд проблем. Сейчас руководство агрохолдинга много работает над снижением затрат, особенно в энергетике, совершенствованием работы торговых сетей, формированием новых логистических схем.
Несмотря на тяжелые рыночные условия и нехватку денежных средств, предприятие имеет постоянных клиентов в пределах республики и ищет их за пределами. Если в 2006 году объемы продаж за пределы Республики Марий Эл составляли 69,1%, то в 2016 году - 71,1%. Максимальный объем продаж основных видов мясной продукции приходится на 2 республики - Чувашия и Татарстан. В 2016 году в эти 2 региона было реализовано больше 40% от общего объема реализации.
80% продукции предприятия реализуется через собственную сеть магазинов. При этом оно стремится проводить продажу своей продукции только через собственную сеть магазинов и минимизировать поставки в другие магазины. На данный момент «Звениговский» имеет 523 собственных магазина в 7 регионах России. Клиентов привлекает высокое качество продукции, ее широкий ассортимент и приемлемые отпускные цены.
В планах у «Звениговского» в ближайшее время увеличить сбыт продукции через собственную фирменную сеть магазинов, так как продукция продается по отпускной цене в отличие от обычных магазинов. Высокая конкурентоспособность на рынке выпускаемой продукции, вызывает необходимость географического расширения сети фирменных магазинов агрохолдинга. В нашей работе в качестве нового региона сбыта была предложена Республика Удмуртия, и ее столичный город Ижевск. Преимуществом является то, что он находится относительно недалеко от Республики Марий Эл и от тех регионов, где уже представлена и знакома продукция данного агрохолдинга. Изучив районы города Ижевск, нами были выбраны точки, наиболее благоприятного размещения фирменной сети.
Выводами нашего исследования являются:
1. Город Ижевск является благоприятным городом для расширения фирменной сети магазинов агрохолдинга «Звениговский». Социологический опрос, показал, что население в целом благоприятно воспринимает приход нового продовольственного бренда на местный рынок.
2. Отбор девяти точек, которые характеризуются наиболее благоприятным экономико-географическим положением, происходил по таким критериям: крупным потоком покупателей, особенно в часы пик, расположение рядом с остановками общественного транспорта и размещаются в наиболее благоприятных микрорайона города.
3. Из девяти выделенных нами точек наиболее предпочтительными являются №3, №6 и №9. Точка №3 была выбрана потому, что Октябрьский район является центром города Ижевск и концентрирует платежеспособное население. Строительство нового жилого комплекса только увеличит его. Точки №6 и №9 мы расположили на рынках города, которые посещают большое количество не только жителей района, но и всего города, а так же приезжих из других населенных пунктов.
Таким образом, изучаемое предприятие является динамично развивающимся вертикально-интегрированным агропромышленным холдингом, который имеет потенциал для выхода на новые рынки сбыта.
Следует отметить, что российское законодательство о холдингах характеризуется отсутствием системности, последовательности, единообразия понятийного аппарата. Правовое обеспечение холдингов отстает от требований современной экономики. С 1992 г. прошло 23 года, временное положение уже не в полной мере соответствует предпринимательским реалиям современной России, Федеральный закон «О холдингах» так и не был принят.
Нами рассмотрен один из ведущих мясоперерабатывающих предприятий не только Республики Марий Эл, но и России - агрохолдинг «Звениговский». Сельскохозяйственные земли предприятия расположено в Центральной части Звениговского района Республики Марий Эл и представлены единым компактным массивом. Так же в двух районах Республики Татарстан находятся землевладения агрохолдинга, на основывается кормовая база предприятия. Экономико-географическое положение агрохолдинг можно назвать достаточно выгодным, так как он находится на пересечении транспортно-логистических путей, соседствует с регионами с развитой экономикой. Агрохолдинг «Звениговский» состоит из двух одноименных предприятий, СПК и Мясокомбината «Звениговский». Здесь реализуется весь спектр производственных процессов - от выращивания скота и производства собственных кормов до реализации готовой продукции, через собственную сеть магазинов.
Несмотря на то, что Республика Марий Эл является менее развитой по сравнению с другими регионами, объем производства продукции здесь реализуется на достаточно высоком уровне, и вклад агрохолдинга в экономику Республики Марий Эл достаточно велик. На фоне тяжелой экономической ситуации в республике и всеобщий спад производства, предприятие продолжает работать прибыльно, в то время, как многие другие предприятия давно стоят или работают не первый год с убытком.
Вместе тем, присутствует и ряд проблем. Сейчас руководство агрохолдинга много работает над снижением затрат, особенно в энергетике, совершенствованием работы торговых сетей, формированием новых логистических схем.
Несмотря на тяжелые рыночные условия и нехватку денежных средств, предприятие имеет постоянных клиентов в пределах республики и ищет их за пределами. Если в 2006 году объемы продаж за пределы Республики Марий Эл составляли 69,1%, то в 2016 году - 71,1%. Максимальный объем продаж основных видов мясной продукции приходится на 2 республики - Чувашия и Татарстан. В 2016 году в эти 2 региона было реализовано больше 40% от общего объема реализации.
80% продукции предприятия реализуется через собственную сеть магазинов. При этом оно стремится проводить продажу своей продукции только через собственную сеть магазинов и минимизировать поставки в другие магазины. На данный момент «Звениговский» имеет 523 собственных магазина в 7 регионах России. Клиентов привлекает высокое качество продукции, ее широкий ассортимент и приемлемые отпускные цены.
В планах у «Звениговского» в ближайшее время увеличить сбыт продукции через собственную фирменную сеть магазинов, так как продукция продается по отпускной цене в отличие от обычных магазинов. Высокая конкурентоспособность на рынке выпускаемой продукции, вызывает необходимость географического расширения сети фирменных магазинов агрохолдинга. В нашей работе в качестве нового региона сбыта была предложена Республика Удмуртия, и ее столичный город Ижевск. Преимуществом является то, что он находится относительно недалеко от Республики Марий Эл и от тех регионов, где уже представлена и знакома продукция данного агрохолдинга. Изучив районы города Ижевск, нами были выбраны точки, наиболее благоприятного размещения фирменной сети.
Выводами нашего исследования являются:
1. Город Ижевск является благоприятным городом для расширения фирменной сети магазинов агрохолдинга «Звениговский». Социологический опрос, показал, что население в целом благоприятно воспринимает приход нового продовольственного бренда на местный рынок.
2. Отбор девяти точек, которые характеризуются наиболее благоприятным экономико-географическим положением, происходил по таким критериям: крупным потоком покупателей, особенно в часы пик, расположение рядом с остановками общественного транспорта и размещаются в наиболее благоприятных микрорайона города.
3. Из девяти выделенных нами точек наиболее предпочтительными являются №3, №6 и №9. Точка №3 была выбрана потому, что Октябрьский район является центром города Ижевск и концентрирует платежеспособное население. Строительство нового жилого комплекса только увеличит его. Точки №6 и №9 мы расположили на рынках города, которые посещают большое количество не только жителей района, но и всего города, а так же приезжих из других населенных пунктов.
Таким образом, изучаемое предприятие является динамично развивающимся вертикально-интегрированным агропромышленным холдингом, который имеет потенциал для выхода на новые рынки сбыта.



