Введение
Глава 1. Маркетинговая деятельность торгового предприятия: теоретический аспект
1.1 Роль и значение маркетинговой деятельности в функционировании
торгового предприятия
1.2 Структура внешней среды торгового предприятия и методы ее
анализа
1.3 Особенности комплекса маркетинга дилерских салонов по продаже
автомобилей
Глава 2. Анализ внешней среды торгового предприятия ООО ПФ «ТрансТехСервис-2»
2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО ПФ «ТрансТехСервис-2»
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности данного
предприятия
2.3 Анализ влияния факторов внешней среды на маркетинговую деятельность
ООО ПФ «ТрансТехСервис-2»
Глава 3. Направления совершенствования маркетинговой деятельности торгового предприятия ООО ПФ «ТрансТехСервис-2» на основе результатов анализа внешней среды
3.1 Разработка рекомендации по совершенствованию маркетинговой
деятельности торгового предприятия ООО ПФ «ТрансТехСервис- 2»
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий по
совершенствованию маркетинговой деятельности торгового предприятия ООО ПФ «ТрансТехСервис-2»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Современный этап развития рыночных отношений в нашей стране отчетливо выделяет на первый план наличие технологий управления, менеджмента и маркетинговых составляющих деятельности предприятий торговли и сферы услуг. Представленный перечень можно продолжать достаточно долго. Однако совершенно очевидно, что он будет неполным без упоминания о маркетинге.
Маркетинг - одна из основополагающих профессиональных областей для субъектов рынка. Им следует знать, как описать рынок и разделить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести. Основным деятелем рынка является предприятия торговли и сферы услуг. Уметь управлять маркетингом необходимо, прежде всего, ради достижения первостепенных задач таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка.
По мере насыщения рынка в условиях рыночной экономики предприятия вынуждены использовать методы маркетинга, в противном случае оно утратит свои позиции на рынке или более того станет банкротом.
Конкуренция, возросшая в последние годы на рынке, привела к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы предприятий торговли и сферы услуг. С целью реального использования маркетинга как надежного инструмента достижения поставленных целей работы организации на рынке, руководителям и специалистам нужно осознать, не только общее понятие маркетинга, но и овладеть методологией применения маркетинга на практике в зависимости от конкретной ситуации.
На сегодня, суть и содержание маркетинговой деятельности в торговом предприятии заключена в обеспечении выполнения его главной цели - коммерческой, то есть получение прибыли. Потребитель предъявляет свои определенные требования к каждому товару: необходимое количество, качество, технические характеристики, сроки поставки и т. д. Именно вследствие этого усиливается конкуренция, заставляющая целенаправленно ставить задачи перед научно-техническими разработками, определять какой товар и как продавать, какие услуги оказывать.
Маркетинговая деятельность ориентирована именно на выявление и учет рыночного спроса и организацию сбытовой деятельности фирмы, а также оказание качественного сервиса и пост гарантийного обслуживания клиентов компании.
Однако как бы не строилась маркетинговая деятельность на предприятии, конкуренция становится все более жесткой, проблема удержания своей доли на рынке - все более актуальной. Ценовые методы в борьбе за повышение доли рынка утрачивают свою эффективность, да и не всегда применимы. Несомненно, для успешного существования компании на рынке уровень цен на предлагаемый продукт, качество продукта и уровень сервиса по-прежнему остаются важнейшими факторами. Но, к сожалению, этого в настоящее время мало.
Актуальность данной темы выпускной квалификационной работы заключается в возрастающей на сегодня роли маркетинговой деятельности в сфере торговли, являющейся весьма специфичным направлением, нацеленным на успешную реализацию товара и оказания сопутствующих торговых услуг. На современном этапе на рынке наблюдается ситуация ужесточенной конкуренции между предприятиями торговли. Именно поэтому с целью сохранения своей позиции на рынке и увеличения прибыли, торговым организациям необходимо правильно осуществлять маркетинговую деятельность, используя точно подобранные маркетинговые инструменты и, что самое главное, постоянно ее совершенствовать, опережая своих конкурентов.
Теоретической и методической основой выпускной квалификационной работы являются подходы по вопросам анализа и оценки маркетинговой деятельности торгового предприятия, используемый набор инструментов, приемов и методов, предлагаемый отечественными и зарубежными авторами. Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению и анализу маркетинговой деятельности в организации, фундаментальных, обобщающих трудов по данному вопросу в отечественной науке достаточно мало, это не означает, что проблема не исследуется отечественными специалистами или считается малоперспективной. Дело в том, что основное изучение маркетинговой деятельности торговой организации осуществляется на экспертно-прикладном уровне, результаты предназначены для внутренних нужд предприятий, рассчитаны на непосредственное внедрение в практику, часто носят закрытый характер.
Степень изученности данного исследования представлена в трудах следующих авторов: Афанасьев М.; Еляков А.Д.; Ефанов А.;Баканов М., Ващекин Н.; Бодренко О.Н.; Данилина А.; Дамари Р. и др.
Практическая значимость работы заключается в разработке маркетинговых алгоритмов повышения доходности бизнеса в условиях конкурентного рынка под влиянием внешней среды при эффективном использовании внутренних ресурсов предприятия.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ маркетинговой деятельности торгового предприятия ООО ПФ «ТрансТехСервис-2» и разработка предложений по ее совершенствованию на основе анализа его внешней среды. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
- изучить роль и значение маркетинга в деятельности торгового предприятия;
- проанализировать структуру внешней среды торгового предприятия и методы ее анализа;
- рассмотреть особенности комплекса маркетинга дилерских салонов по продаже автомобилей;
- дать организационную характеристику ООО ПФ «ТрансТехСервис-2» и осуществить оценку финансово-экономических показателей деятельности предприятия ООО ПФ «ТрансТехСервис-2»;
- провести анализ влияния факторов внешней среды на маркетинговую деятельность ООО ПФ «ТрансТехСервис-2»;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование маркетинговой деятельности ООО ПФ «ТрансТехСервис-2»;
- дать экономическую оценку предложенных мероприятий направленных на совершенствование маркетинговой деятельности ООО ПФ «ТрансТ ехСервис-2».
Объектом исследования является ООО ПФ «ТрансТехСервис-2» являющийся официальным дилером автомобилей марки «Toyota».
Предмет исследования - процесс организации маркетинговой деятельности торгового предприятия с учетом факторов внешней среды.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- экономико-статистический метод;
- метод сравнения;
- аналитический метод;
- методы обобщения и систематизации.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы и приложений. При написании работы были использованы: периодические издания, учредительные документы, а также финансовая отчетность исследуемого предприятия ООО ПФ «ТрансТехСервис-2» за 2014-2015 годы, научная литература, методическая литература, электронный ресурс.
В рамках данной выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы маркетинговой деятельности на предприятии, ее роль и значение в рыночной экономике, структура внешней среды предприятия и методы ее анализа, особенности комплекса маркетинга дилерских салонов по продаже автомобилей, организационно-экономическая характеристика торгового предприятия ООО ПФ «ТрансТехСервис-2», проведен анализ влияния факторов внешней среды на маркетинговую деятельность автосалона, а также разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности торгового предприятия на основе анализа внешней среды.
Маркетинговая деятельность любого торгового предприятия является неотъемлемой частью успешного развития бизнеса. Но как бы не строилась маркетинговая деятельность на предприятии, конкуренция становится все более жесткой, проблема удержания своей доли на рынке - все более актуальной.
В торговле мы имеем дело с готовым товаром, поэтому основной упор делается не на товар, а на услуги по его предложению и поддержке. Нужно не просто удовлетворить потребность покупателя (предложить
соответствующий товар), но и сделать этот процесс максимально легким, удобным и комфортным для него. Эта особенность торговой услуги как продукта существенно влияет на формирование комплекса маркетинга.
Торговая услуга - особая форма продукта, представляющая собой организацию и выполнение торговых функций предприятием торговли. Специфичность торговой услуги - симбиоз товара и оказываемой услуги по его продаже (неотделимость от товара) - является характерной особенностью рынка розничных торговых услуг.
Маркетинговая деятельность, осуществляемая в сфере торговли, имеет свою специфику и нацелена, в основном, на успешную реализацию товаров и оказанию сопутствующих услуг. Торговое предприятие функционирует в определенной маркетинговой среде, рассматривать которую можно на макроуровне и микроуровне.
К микросреде относятся: поставщики, посредники, финансовые институты, профсоюзы, потребители, конкуренты.
К макросреде относятся: технология, состояние экономической среды, природные факторы, социокультурные факторы, политико-правовые факторы.
Основными методами анализа внешней среды торгового предприятия являются: маркетинговые исследования, SWOT-анализ, PEST-анализ, Модель пяти конкурентных сил М. Портера.
В условиях рыночного хозяйства концепция маркетинга дилерских салонов по продаже автомобилей заключается в разработке маркетингового комплекса, представляющего собой маркетинговую стратегию и программу ее реализации (маркетинговую программу).
Можно сказать, что для дилерских салонов по продаже автомобилей 4Р расширяются до 7Р: сокращенного обозначения факторов, составляющих основу маркетинга-микс. Здесь к 4Р маркетинга (Product, Price, Place, Promotion) добавляются еще три: Peoples, Pecuniary (Physicalevidence), Process — люди, материальные (физические) свидетельства и процессы. Для любого дилерского салона важно выполнение всех трех дополнительных «р», для успешного развития центра и повышения конкурентоспособности.
ООО ПФ «ТрансТехСервис-2» является официальным дилером, осуществляющим продажу и техническое обслуживание автомобилей марки TOYOTA. В целом, ООО ПФ «ТрансТехСервис-2» довольно неплохо осуществляет свою деятельность. У автосалона есть показатели, которые соответствуют норме, а есть те, которые меньше нормы, что является недопустимым отклонением. Так отклонение от нормы имеют показатели обеспеченности собственными средствами (-1,25 при норме 0,1), коэффициент автономии (0,34 при норме 0,5), коэффициент маневренности (-1,07 при норме 0,2-0,5). Также наблюдается снижение рентабельности за 2015 год на 5,58% (2,49%), снижение выручки на 26%, прибыли от продаж на 29%, чистая прибыль уменьшилась на 67%.
Факторами, существенно влияющими на маркетинговую деятельность ООО ПФ «ТрансТехСервис-2», являются:
Факторы прямого воздействия: поставщики («Тойота Мотор» Москва) финансовые институты (банки ВТБ, Сбербанк, Ак барс банк), потребители (более 30 000 человек), конкуренты ( «Альянс-Авто», «Драйв Авто», «Германика Авто» и др.).
Факторы косвенного воздействия: технологические (использование
современных технологий), экономические (снижение доходов населения), социокультурные (жизненные ценности, установки, культурные традиции жителей города Казани), природные (растущие тарифы за электроэнергию), политико-правовые (льготное автокредитование и льготный лизинг).
К основным проблемам автосалона на данный момент можно отнести отставание в использовании современных технологий в сфере маркетинга, по сравнению с успешными автосалонами Москвы, снижение активности PR- деятельности, которое приводит к оттоку клиентов, а соответственно к уменьшению прибыли и снижению рентабельности.
С целью совершенствования эффективности маркетинговой
деятельности ООО ПФ «ТрансТехСервис-2» и соответственно увеличения прибыли, были разработаны некоторые рекомендации, а именно:
- разработка и внедрение мобильного приложения;
- проведение различных РR-кампаний, направленных на повышение имиджа компании и на привлечение новых клиентов.
Результатом эффективности разработки и внедрения мобильного приложения является повышение лояльности потребителей к данному автосалону, а также прирост количества клиентов. В качестве показателя было взято проведение ТО. Благодаря приложению, можно увеличить количество клиентов, а именно, предложить выгодные условия ТО, например скидку 10%, если запись была сделана через приложение, к тому же, имея под рукой приложение, потребителю будет удобно записаться через него, не теряя времени на предварительную запись, подъезжая в автосалон или на звонок. Количество клиентов увеличится минимум на 5 человек и составит 15 человек в день, эффективность по итогам 3 месяцев составит минимум 2,44, доход 630000 руб., затраты окупятся минимум за 2 месяца.
Вторым мероприятием, направленным на совершенствование маркетинговой деятельности автосалона является применение событийного маркетинга, а именно участие на различных мероприятиях города в качестве партнера. Это позволит повысит узнаваемость бренда и автосалона, усилить лояльность клиентов, расширит целевую аудиторию, собрать контакты потенциальных клиентов. Результаты по итогам 4 планируемых мероприятий будут выглядеть следующим образом:
1) «Red Bull Air Race».
- прибыль: 6 продаж * 250000 руб. = 1500000 руб.; чистая прибыль: 1500000 - 100000 = 1400000. Эффективность составит 1,4.
- прибыль: 10 продаж * 250000 руб. = 2500000 руб.; чистая прибыль: 2500000 - 100000 = 2400000. Эффективность составит 2,4.
2) «Кубок Конфедерации ФИФА 2017».
- прибыль: 8 продаж * 250000 руб. = 2000000 руб.; чистая прибыль: 2000000 - 300000 = 1700000. Эффективность составит 5,66.
- прибыль: 15 продаж * 250000 руб. = 3750000 руб.; чистая прибыль: 3750000 - 300000 = 3450000. Эффективность составит 11,5.
3) «SMR Racing Кубок РФ».
- прибыль: 3 продажи * 250000 руб. = 750000 руб.; чистая прибыль: 750000 - 50000 = 700000. Эффективность составит 14.
- прибыль: 6 продаж * 250000 руб. = 1500000 руб.; чистая прибыль: 1500000 - 50000 = 1450000. Эффективность составит 29.
4) «День города» 30 августа.
- прибыль: 2 продажи * 250000 руб. = 500000 руб.; чистая прибыль: 500000 - 25000 = 475000. Эффективность составит 19.
- прибыль: 5 продаж * 250000 руб. = 1250000 руб.; чистая прибыль: 1250000 - 25000 = 1225000. Эффективность составит 49.
Затраты на событийный маркетинг окупятся даже при условии продажи 1 машины.
Таким образом, можно сказать, что предложенные мероприятия являются экономически целесообразными и позволят предприятию получить дополнительный доход и повысить лояльность со стороны потребителей.
1. Решетило Т.Л. Эффективность событийного маркетинга по продвижению брендов на автомобильном рынке. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата экон. наук: 08.00.05./ Решетило Татьяна Леонидовна. - Екатеринбург, 2013. С 21-24.
2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учебное пособие.
- М.: ИКФ «ЭКМОС», 2013. - 35 с.
3. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики - СПб.: СПбУЭФ, 2016. - 55 с.
4. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации - СПб.: СПбУЭФ, 2016. - 23 с.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие.- М.: Ф. и Ст., 2013.- 82 с.
6. Баркан Д.И. Управление продажами. - СПб.: Высшая школа менеджмента, СПбГУ, 2013.- С. 16-21.
7. Брижашева О.В. Маркетинг торговли: Учебное пособие.-
Ул.:УлГТУ, 2014. - 7-23 с.
8. Винкельманн П.Э. Маркетинг и сбыт. - М.: Гребенников ИД, 2016.
- 13 с.
9. Гэмбл П., Стоун М. Маркетинг взаимоотношений с потребителями.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 72 с.
10. Егоров А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности - М.: Альпина Паблишер, 2015. - С. 45-48.
11. Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях - М.: Омега-Л, 2017. - С. 34-38.
12. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг - М.: Международные отношения, 2015.- С. 72-76.
13. Кардашин Л.И, Основы технологии организации торговли. - М.: ЮНИТИ, 2014.- С. 33-40.
14. Ковальков Ю.А., Дмитриев О.Н. Эффективные технологии маркетинга - М.: Машиностроение, 2012. - 63 с.
15. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / Под общ. Ред. С.Д. Резника. — Изд. 5-е, испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2012. — С. 134.
16. Кондрашов В.М. Управление продажами. - М.: ЮНИТИ, 2013.- 84 с.
17. Коротков А.В. Маркетинговые исследования. - М.: ЮНИТИ, 2012.-45-47 с.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ./ Общ. ред. и вст. ст. Е.М. Пеньковой - М:. Прогресс, 2014. - С. 61-70.
19. Кривоносов, А. PR - текст в системе публичных коммуникаций/ А. Кривоносов; - СПб.: Петербургское Востоковедение.- 2012.- 250с.
20. Лайкер, Дж. К. Дао Toyota: Пер с англ Гутман Т.Ю. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 400 с.
21. Малых В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. - М.: Изд- во «Экзамен», 2014. - 192 с.
22. Мотышина М.С. Методы и модели маркетинговых исследований - СПб.: СПбУЭФ, 2013.- 25 с.
23. Назимко А.Е. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей. — М.: Вершина, 2017. - 61 с.
24. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта /Под научной редакцией профессора Г.Л. Багиева: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - С. 41-52.
25. Никишкин В. В. Маркетинг розничной торговли. Теория и методология. - М.: Экономика, 2013. (Глава 2, 3, 4, 5, 9).
26. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина бизнес букс, 2015. - 45 с.
27. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: учебное пособие. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2016. - 51 с.
28. Строков В.А. Коммерческая деятельность товаропроизводителя. - М.: Хорс, 2013. - С. 12.
29. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. -
Таганрог.: ТРТУ, 2012. - С. 5-8.
30. Бельских И.Е. Имидж как средство формирования
дополнительного спроса на товарном потребительском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. — 2017. — № 1.- С. 10-12.
31. Вагина Е. Event-классификация: как сегментировать event-рынок // BTL Magazine. — 2014. — №1. - C. 3-6.
32. Гончарова И.В. Имидж и бренд как инструменты повышения прибыльности бизнеса // Вестник ВГУ. Сер: экономика и управление. — 2012. — № 2. - С. 6.
33. Конахина Н.А. Тенденции и процессы в мировой автомобильной промышленности // Проблемы современной экономики. - 2015. - №3(23). - С. 26.
34. Конахина Н.А. Тенденции развития мировой автомобильной промышленности // Экономист. - 2017. - №8. - С. 90.
35. Лаптев, А. Маркетинговые задачи торговых предприятий // Российская экономика. - 2012. - № 4. - С.19.
36. Лунева Е.А. Паблик рилейшнз как инструмент управления
имиджем и репутацией компании // Инновационное развитие
экономики региона: опыт и перспективы. - 2013. - № 4.- С. 5-6.
37. Мишанин И. А. Дилерский центр в кармане // АвтоБизнесРевю. - 2013.- № 10.- С. 1-2.
38. Некрасов А.И., Некрасова У.С. Основные модели создания имиджа // Фундаментальные исследования. — 2014. — №10.- С. 1-3.
39. Никишкин В.В., Цветкова А.Б. Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №4. - С. 56-58.
40. Пашутин С. Как событие продвигает бренд // PR в России. — 2016. —№ 2. - С.10.
41. Попов, Ф. Маркетинговая деятельность в торговле // Маркетинг, - 2012. - № 2. - С.41-46.
42. Робинсон К. Конкурентоспособность и маркетинг // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2015. - №1. - С. 24-27.
43. Рид С. Эффективно ли вы поддерживаете свой корпоративный имидж? // Маркетинг. — 2013. — № 6. - С. 12.
44. Рябых Д. Событийный маркетинг // Продвижение продовольствия. Prod&Prod. - 2014.-№1.- С. 1-2.
45. Степанова Т.Ю. Возможности событийного маркетинга в управлении имиджем организации // Проблемы маркетинга. Логистика. - 2015.- № 10.- С 215.
46. Финансовая отчетность ООО ПФ «ТрансТехСервис-2».
47. Авторынок Татарстана: продажи новых автомобилей за полгода сократились на 46%. [Электронный ресурс]. - Доступhttps://www.business- gazeta.ru/article/137900
48. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Экономика предприятия:
конспект лекций. [Электронный ресурс]. - Доступhttp://www.e-
reading.club/chapter.php/98059/11/Vasil%27eva%2C Mateush%2C Mironov-
Ekonomika predpriyatiya konspekt lekciii .html
49. Гильдия маркетологов [Электронный ресурс]. - Доступ http: //www.marketologi .ru/o - gil dii/opredel enie -marketinga/
50. Официальный сайт «Тойота Центр Казань» [Электронный ресурс].
- Доступhttp://toyota-kazan.tts.ru/
51. Официальный сайт ООО «Тойота Мотор» [Электронный ресурс]. - Доступhttps: //www.toyota.ru/index.j son
52. Индекс доверия потребителей по маркам 2017. Аналитическое
агентство АВТОСТАТ [Электронный ресурс]. - Доступ
https://www.autostat.ru/infographics/28722/
53. Количество пользователей интернета в России [Электронный
ресурс]. - Доступhttp://www.bizhit.ru/index/users count/0-151
54. Разработчик мобильного приложения AppMaker.ru[Электронный ресурс]. - Доступhttp://appmaker.ru/mobilnoe-prilozhenie-dlya-avtosalonov-dilerov-avtoservisov-na-iphone-ipad-i-android.html
55. Разработчик мобильного приложения appmobiles [Электронный
ресурс]. - Доступhttps: //www.appmobiles.ru/auto .html
56. Разработчик мобильного приложения WOXAPP [Электронный ресурс]. - Доступhttp://woxapp.com/prilozhenija-dlya-avtosalonov-i-avtoservisov/
57. Росстат сообщил о падении реальных доходов населения РФ в 2016
году на 5,9%. [Электронный ресурс]. - Доступ
http://www.interfax.ru/business/546942
58. Федоров И. Секреты автобизнеса. Как работает и зарабатывает менеджер по продажам в автосалоне [Электронный ресурс]. - Доступ http://info.drom.ru/misc/32031/
59. Чернозубенко П.Е. Торговый маркетинг (Трейд маркетинг). Кто такие трейд маркетологи?/ Записки маркетолога [Электронный ресурс]. - Доступhttp: //www.marketch.ru/proj ect/trade market.php
60. Эффективность дилерских центров по маркам 2016. Аналитическое
агентство АВТОСТАТ [Электронный ресурс]. - Доступ
https://www.autostat.ru/infographics/28378/