Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика государственной службы в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………….5
1.1. Понятие и сущность государственной службы……………………………….5
1.2. Классификация государственной службы…………………………………….9
1.3. Место службы в уголовно-исполнительной системе в системе государственной службы…………………………………………………………..14
Глава 2. Особенности правового регулирования государственной службы в уголовно-исполнительной системе……………………………………………….17
2.1. Система правовых актов, регулирующих деятельность государственной службы в уголовно-исполнительной системе……………………………………17
2.2. Направления повышения эффективности правового регулирования служебной деятельности сотрудников учреждений и органов ФСИН России...21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………….27
Актуальность исследования. Мировой опыт развития общественных отношений показывает, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться без государственного аппарата и его служащих. Значимое место в системе органов государственной власти занимают учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания. По состоянию на 01.01.2017 для реализации функций в этой сфере предусмотрено 225 284 должности аттестованных сотрудников . От деятельности должностных лиц этих органов зависит уровень обеспечения законности и правопорядка в обществе.
Вместе с тем в организации и правовом обеспечении служебной деятельности сотрудников учреждений и органов ФСИН России имеются проблемные, спорные и дискуссионные вопросы. В частности, государственно-служебные отношения сотрудников до сих пор в основном регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, которое не в полной мере учитывает специфику служебных отношений в уголовно-исполнительной системе. Недостаточно четко определены права, обязанности, запреты и ограничения по службе сотрудников. Имеются правовые проблемы привлечения сотрудника уголовно-исполнительной системы к административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Часть гарантий, предоставляемых сотрудникам, фактически не реализуются в полном объеме. До конца не решены спорные вопросы, связанные с поступлением на службу, аттестационным производством, профессиональной подготовкой сотрудников. Нуждаются в совершенствовании механизмы противодействия коррупционным правонарушениям на службе в уголовно-исполнительной системе.
Цель исследования – рассмотреть правовое регулирование прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и сущность государственной службы;
2) проанализировать классификацию государственной службы;
3) рассмотреть место службы в уголовно-исполнительной системе в системе государственной службы;
4) охарактеризовать систему правовых актов, регулирующих деятельность государственной службы в уголовно-исполнительной системе;
5) предложить направления повышения эффективности правового регулирования служебной деятельности сотрудников учреждений и органов ФСИН России.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в результате прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Государственная служба играет особую роль в государственном управлении посредством создания кадровой системы государственных служащих, которые обладают специальным правовым статусом, определяющим их правовой положение, круг прав, обязанностей, ограничений, гарантий, запретов и возможные меры юридической ответственности. Правовой статус служащего играет особую роль в процессе исполнения служащим должностных полномочий, регламентируя рамки его поведения, устанавливая определенные правила.
Государственную службу можно охарактеризовать как публичную, т.к. работа во благо народа и народ должен знать, насколько эффективно выполнена работа. Государственная гражданская служба является разносторонней – сочетает в себе не только исполнительную, но и управленческую и консервативную направленность.
Президент РФ В.В. Путин в послании к Федеральному Собранию указывал на то, что низкое качество власти является тормозом на пути реформ в различных сферах общественной жизни .
Трансформации службы в органах государственной власти относятся к числу ключевых структурных реформ. В условиях современного развития общества и государства этап правового оформления института службы в органах государственной власти пройден, и на повестке дня находится вопрос о повышении его эффективности.
В целях повышения эффективности правового регулирования служебной деятельности сотрудников учреждений и органов ФСИН России запланировано внесение Минюстом России законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации. Новый федеральный закон, прежде всего, должен сохранить традиционные институты государственной службы в уголовно-исполнительной системе, такие как порядок присвоения специальных званий, применение к сотрудникам мер поощрения, наложение на сотрудников дисциплинарных взысканий. В целях распространения положительного опыта работы, профилактики снижения мотивации сотрудников, предупреждения коррупционных проявлений в законопроекте предусмотрены конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, институт ротации руководящих кадров по истечении шести лет пребывания в замещаемой должности.
Будущий федеральный закон призван разрешить ряд проблемных вопросов организации служебной деятельности, в частности о взаимосвязи отдельных видов государственной службы, соотнесении специальных званий с воинскими званиями и классными чинами федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 01 марта 2018 г. // Российская газета. 2018. 2 марта.
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (по состоянию на 04.05.2017). Режим доступа: http://government.ru/orders/selection/406/27535/ (дата обращения: 04.03.2019).
Монографии, учебные пособия и справочная литература
5. Анисимков В.М. Реформа системы управления органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы: Теоретические основы и механизм реализации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. – 211 с.
6. Государственная служба в уголовно-исполнительной системе: учебное пособие / [Н. В. Анискина и др.]; под ред. канд. юрид. наук, доц. О. В. Дербиной; Федер. служба исполн. наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. – Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2018. – 309 с.
7. Маслов Д.В., Дмитриев М.Э., Айвазян З.С. Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество (доклад). М.: Центр стратегических разработок, 2018. – 114 с.
8. Телегин А.С. Служба в органах внутренних дел - особый вид государственной службы Российской Федерации // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: Сб. науч. трудов Краснодарского университета МВД России. Краснодар, 2012. – 314 с.
Периодические издания
9. Василенко А.И. Проблемы научного поиска перспектив развития института государственной службы в РФ // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. 2008. № 12 (144). С. 37–39.
10. Горшков М.К. Реальности пореформенной России: четверть века социальных трансформаций в социологическом измерении // Россия реформирующаяся. 2018. № 16. С. 33.
11. Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. № 6. С. 14 – 16.
12. Кистринова О.В. Конституционное регулирование государственной службы и статуса государственных служащих в России и в зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 12. С. 60–63.
13. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт зарубежных стран и России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 1 (35). С. 21 – 23.
14. Матвеев С.П. Система государственной службы: проблемы развития и совершенствования //Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 1. С. 131-137.
15. Музафарова Л.Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы // Молодой ученый. 2016. № 1 (105).
16. Осинцев Д. В. Государственная служба в системе государственного управления (проблема правового института) // Российский юридический журнал. 2010. № 5. С. 66–74.
Интернет источники
17. Зенков М.Ю. Государственная и муниципальная служба. Новосибирск. М.: Изд-во СибАГС. 2015; http://www.studfiles/ru/preview (Дата обращения 20.06.2019).
18. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Дата обращения: 18.06.2019).