Введение…………………………………………………………………………
1 Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности коммерческого предприятия……………………………………………….
1.1 Понятия конкурентоспособности предприятия……………………….
1.2 Современные представления о конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………..
1.3 Уровни конкурентоспособности предприятия…………………………
1.4 Методика оценки конкурентоспособности коммерческого предприятия………………………………………………………………
2 Анализ ресурсов предприятия……………………………………………….
2.1 Характеристика предприятия…………………………………………….
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности……………………….
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия и проблемы в его деятельности………………………………………………………………
2.4 Расчет показателей конкурентоспособности……………………………
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности пред-приятия…………………………………………………………………
3.1 Предложения, направленные на повышение конкурентоспособности товаров и услуг предприятия ООО «Россэко»…………………………..
3.2 Расчет экономической целесообразности предложенных мероприятий
3.3 Правовое обеспечение управления предприятием……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс на 31.12.2006г……………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс на 31.12.2007г……………………
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс на 31.12.2008г………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках на 31.12.2006 г……………
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о прибылях и убытках на 31.12.2007 г…………...
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Отчет о прибылях и убытках на 31.12.2008 г……………
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Структура баланса ООО «Россэко» в 2006-2008 г.г……
ПРИЛОЖЕНИЕ И Графический анализ активов баланса за 2006-2008 г.г...
ПРИЛОЖЕНИЕ К Графический анализ пассивов баланса за 2006-2008 г.г..
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Графический анализ динамики выручки, себестоимости и прибыли за 2006-2008 г.г……………..
ПРИЛОЖЕНИЕ М Структура затрат на производство предприятия ООО «Россэко» в 2006-2008г.г………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Система показателей, характеризующих состояние объекта анализа хозяйственной деятельности…………
ПРИЛОЖЕНИЕ О Система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности……………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ П Сравнительный анализ конкурентов…………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ Р Соотношение прибыли от рекламы и затрат на нее в ООО «Россэко» на прогнозируемый период…………...
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.
Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.
Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. В условиях жесткой конкуренции и роста издержек непременным условием выживания субъекта экономики становятся исследования на предмет выживания предприятия в конкурентной борьбе.
В условиях становления рыночных отношений в нашей стране коммерческой организации как никогда ранее требуется мобилизовать все имеющиеся у нее ресурсы для победы в конкурентной борьбе. Рынок диктует условия:
сроки выполнения;
качество;
соответствие цены финансовым возможностям покупателей.
Перед организацией встает необходимость жесткого планирования всех видов ресурсов и тщательного их анализа для выявления столь необходимых резервов.
Следует выявлять и включать в работу предприятия резервы производства, рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Поэтому в настоящее время значительно возрастает роль анализа конкурентоспособности предприятия, основная цель которого – выявление и устранение недостатков в деятельности предприятия, поиск и вовлечение в производство неиспользуемых резервов.
Анализ конкурентоспособности предприятия является важнейшей функцией управления. Он служит орудием контроля за работой предприятия и организации, средством динамического развития не только коммерческой, но и производственной сферы предприятия.
Так как для обеспечения конкурентоспособности организации в условиях рынка, требуется увеличение производительности труда, снижение затрат на производство.
В настоящее время известны два подхода к решению поставленной задачи: экстенсивный и интенсивный. Естественно, что первый подход не годится для предприятия работающего в нестабильных условиях рынка при отсутствии централизованных государственных или частных заказов.
Осуществление же интенсивного пути развития переносит центр внимания на всех уровнях с количественных показателей на качественные. В связи с этим появляются новые направления в анализе конкурентоспособности предприятия. В частности, при анализе должны быть выявлены достижения за счет интенсивных факторов:
повышение эффективности управления маркетингом;
прироста объема производства за счет интенсификации в использовании трудовых ресурсов;
интенсификации в использования производственных фондов за счет сэкономленного сырья, топлива, энергии;
повышения качества продукции и выполненных работ;
роста рентабельности производства за счет снижения себестоимости работ;
усовершенствования организационной структуры предприятия.
Подводя итог, можно отметить следующее:
Важность анализа конкурентоспособности в коммерческо - производственной сфере определяется огромной ролью капитальных вложений в экономику нашей страны.
От развития этой отрасли, выпускающей товары народного потребления и торгующей ими, напрямую зависят промышленность, транспорт и в конечном плане – уровень жизни населения. Всё это делает тему данной дипломной работы очень современной и актуальной.
Предметом исследования в дипломной работе являются теоретические и практические вопросы, связанные с оценкой и анализом конкурентоспособности коммерческого предприятия.
Объектом исследования в дипломной работе является ООО «Россэко» - предприятие занимающегося торговлей промышленных товаров.
Целью дипломной работы являлся анализ и оценка конкурентоспособности данного хозяйствующего субъекта, выявление позитивных и негативных аспектов его коммерческой работы за период 2006 – 2008 г. и на основании вышеуказанного анализа, найти резервы и выработать пути развития конкурентоспособности данного предприятия на рынке г. Комсомольска – на – Амуре на Амуре на 2010 – 2012 г.г.
В связи с этим в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
изучить понятия, методы, виды анализа, используемые при проведении анализа конкурентоспособности и составлению плана конкурентной стратегии предприятия;
дать краткую характеристику деятельности организации с его структурой, и выпускаемой продукцией;
провести оценку ресурсов находящихся в распоряжении предприятия в 2006 - 2008г, найти пути их более эффективного их использования ;
дать объективную оценку конкурентоспособности в производственной сфере предприятия на 2006 – 2008 г.г.;
наметить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, настоящая дипломная работа в целом охватывает все основные области развития конкурентоспособности предприятия «Россэко», и дает общие рекомендации по менеджменту, маркетингу, финансам и другим составляющим конкурентоспособность предприятия на практике.
Проведенное нами аналитическое исследование финансово –хозяйственной деятельности «Россэко» привело к выводу о том, что на данном предприятии имеют место следующие проблемы:
1.Фактический объем реализации продукции ниже фактического объема закупок.
2.Неполное выполнение обязательств по договорам поставки продукции.
3.Неполная загрузка сбытового потенциала предприятия.
4.Увеличение уровня переменных затрат.
По финансовой устойчивости предприятия выявлены следующие проблемы:
Баланс предприятия и отчёт о прибылях и убытках за 2008 г. показал, что реализация продукции снизилась на 32,3 % (6837 – в 2008г., 10726 – в 2007 г.).
Произошёл рост оборотных активов, но в, основном, за счёт дебиторской задолженности, которая в отчетном периоде увеличилась на 30,3 % и составила на конец отчетного периода 2066 тыс. р.
Этот факт говорит, о том, что предприятие отпускает товар оптовым покупателям «под реализацию» и не получает своевременный возврат де-нежных средств за отпущенную продукцию.
Также влияние на рост оборотных активов оказало значительное количество запасов (32,6 % в общей структуре оборотных активов), объем которых к концу 2006 г. снизился незначительно – на 4,4 %.
Анализ пассива свидетельствует об увеличении краткосрочных пассивов предприятия и, в частности кредиторской задолженности, что значительно ослабляет финансовую устойчивость организации.
Проведенный анализ финансовой устойчивости позволяет сделать вывод о крайне неустойчивом финансовом положении ООО «Россэко».
На основе проведенного анализа внешнего и внутреннего окружения предприятия ООО «Россэко», были разработаны пути повышения конку-рентноспособности ООО «Россэко» для дальнейшего внедрения на рынок фототоваров и канцелярии.
Основой стратегией по повышению конкурентноспособности предприятия стала концентрация внимания на стоимости предлагаемой продукции, а именно: ее снижении.
В ходе проведенного анализа была выявлена насущная потребность у предприятия в развитии сбытовой деятельности как дополнительного источника финансирования.
Предприятию необходимо пересмотреть принципиально свою сбытовую политику, каналы реализации продукции, рекламную деятельность.
. Все стратегии развития данного предприятия как это следует из проведённого SWOT- анализа сводятся к нескольким моментам: необходимо расширять ассортимент выпускаемой продукции, привлекать новых клиентов.
Для определения конкретной целевой покупательской группы автором было проведено исследование потребительских предпочтений по предполагаемым видам и ассортименту канцелярии и фототоваров вообще и продукции производства «Коника» в частности у жителей Комсомольска – на - Амуре.
Анализ полученных результатов показал, что в городе существует достаточно солидная группа потребителей этой продукции.
В целом проведенные маркетинговые исследования выявили перспективность развития в Комсомольске-на-Амуре такого вида бизнеса как реализации фототоваров и канцелярии и усиления конкурентной борьбы.
Для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо расширение ассортимента продукции, что позволит улучшить финансовое состояние.
Проведённый в третьей главе анализ позиционирования фирмы ООО «Россэко» среди конкурентов на рынке фототоваров и канцелярии г.Комсомольска – на – Амуре и исследование ассортиментной конъектуры этих групп товаров среди покупателей нашего города позволило автору сделать финансовый расчёт безубыточности продаж предприятия по продукции марки «Коника» для ООО «Россэко» и прогноз продаж по этому товару для данного предприятия на 2009 - 2011 г.г.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) – гл.4
2. (с дополнениями и комментариями). Справочная правовая система "Га-рант"
3. Об обществах с ограниченной ответственностью. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г.). Справочная правовая система "Гарант"
4. О лицензировании отдельных видов деятельности. Постановление Правительства РФ от 16.09.98 (с дополнениями и комментариями). Справочная правовая система "Гарант"
5. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы.- М.: Финста-тинформ. 2002, стр.169.
6. Абраютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности пред-приятия. - М.: Дело,2001, стр.117.
7. Академия рынка. Маркетинг: Пер. с фр. М.: Экономика. 2003, стр.39 -42.
8. Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М, 2002, стр.14 -17.
9. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ./Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Издательство «Питер»,2003, стр.78 -83.
10. Баркан, Д. И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. - Л.: Редак-ционно-издательский центр «Культ-информ-пресс» совместно с социально-коммерческой фирмой «Человек»,2001, стр.118.
11. Баканов, М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа.- М.:Финансы и статистика. 2000, стр.75.
12. Богатко ,А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Вече, 2000, стр.112 .
13. Баззел Р., Кокс, Д., Браун ,Р. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ.- М.: Финстатинформ. 2003, стр.96 .
14. Балабонов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта.- М.: Финансы и статистика. 2004, стр. 31.
15. Барнгольц, С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. – М.: Финансы и статистика. 1999, стр.78.
16. Басовский, Л.Е. Маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 1999, стр.58 .
17. Бландер, Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху трансформации - СПб, Питер, 2000, стр. 21.
18. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М: Юристъ, 1998, стр.15.
19. Брунер, Р.Ф. и др. Краткий курс MBA. M.: Олимп-Бизнес, 2000, стр.93 -94.
20. Белайчук, А.К., Окладников, Д.Е. Новый подход к финансовому анализу (www.bcons.ru/knowl- Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, стр.40 -41.
21. Бердникова ,Т.Б. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М: ИНФРА – М, 2001, стр.29.
22. Бухгалтерский учет / Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. - М.: Финансы и статистика, 1997, стр.36 -38.
23. Вартанов, А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология.- М.: Финансы и статистика. 2001, стр.13 -14.
24. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка.-
М.: Издательский Дом «Дашков и К».2001, стр.45 -46.
25. Гаврилин ,Ю.Ф. Маркетинг. Челябинск: ЧГТУ. 2001, стр.46 -50.
26. Виханский ,О.С. - Стратегическое управление - М.: Гардарики, 2003, стр.97.
27. Грищенко,О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Вече, 2000, стр.56 – 57.
28. Владимирова, Л.П. Прогнозирование ипланирование в условиях рынка.-
29. М.:Издательский Дом «Дашков и К».2001, стр.123.
30. Голубкова, Е.П. Менеджмент: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 2004, стр. 49.
31. Голубкова ,Е.П. Менеджмент: выбор лучшего решения.- М.: Экономика. 2003, стр.115 -116.
32. Герасимчук, В.И., Удалов Ф.Е. Маркетинг в рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1999, стр.91.
33. Герчикова, И. И. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004, стр.37.
34. Гибас. Деловые отношения с покупателями: успешная торговля и маркетинг в бизнесе. – М., ЮНИТИ, 2003, стр.77 -78.
35. Дембинский,Н.В. Анализ экономики промышленного предприятия.- Минск: Беларусь. 1999, стр.45.
36. Данько,Т.П. Управление предприятием (методологический аспект). Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001, стр.23.
37. Дельян, А. и др. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. – М.: Прогресс, 2004, стр. 56.
38. Дихтль, Е., Хёршген, Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова; Под ред. И.С.Минко. - М.: Высшая школа, 2004, стр.78.
39. Завьялов, П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг (сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке).- М.: Международные отношения. 2001, стр.92 -93.
40. Каракоз, И.И., Самборский В.И. Теория экономического анализа. – Ки-ев: Высшая школа. 1999, стр.40 -41.
41. Ковбасюк, М.Р. Анализ финансовой деятельности предприятия с использованием ПЭВМ. – М.: Финансы и статистика.2000, стр.78 -79.
42. Ковалёв,В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчётности.- М.: Финансы и статистика. 2004, стр.45 -46.
43. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учёт, анализ хозяйственной деятельности и аудит. 2-е издание.- М.: Перспектива. 2004, стр.123 -124.
44. Котлер,Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс. 2000, стр.67 -68.
45. Кретов, И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие. - М.: Финстатинформ. 2004, стр.19 -20.
46. Котлер, Ф., Армстронг, Г., Сондерс, Д., Вонг,В. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е европ. изд. - СПб., Издат. дом «Вильямс», 2002, стр. 44.
47. Ковалев, А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпри-ятия. - 2 - изд., перераб. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001, стр.58.
48. Ковалев, В.В., О.Н. Волкова. Анализ хозяйственной деятельности пред-приятия. – М .: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000, стр.23 -24.
49. Ковалёв, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инве-стиций, анализ отчётности.- М.: Финансы и статистика. 2004, стр.68 - 69.
50. Круглов, М.И. Стратегическое управление компанией. - М.: Русская деловая литература, 2004, стр. 51.
51. Кравченко, Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. – Минск: ПКФ «Экаунт». 2004, стр.12.
52. Любушин, Н.П. Анализ финансово- экономической деятельности пред-приятия. – М.: Экономика, 2000, стр.47 -48.
53. Лунев, В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. - М.: Финпресс, 2003, стр.14.
54. Мельничук, Д. Методологические разработки корпоративного стратегического плана предприятия. // Маркетинг. – 2000, № 4, стр.91 - 92.
55. Маркетинг. Сборник: Пер. с англ. - М.: Прогресс. 2004, стр.84 .
56. Питер, Р. Диксон. Управление маркетингом. - М.: Бином, 2003, стр.96.
57. Попырин ,В.И. Мир контракта: виды сделок, условия цены. - М.: Финвест, 1993, стр.78 -81.
58. Равель, М., Равель Н. Как завоевать клиента. Перевод с немецкого. – СПб.: Питер-Пресс, 2003, стр. 55.
59. Рейме О., Гибас Д. Деловые отношения с покупателями: успешная тор-говля и маркетинг в бизнесе. - М.,2002, стр.38.
60. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО "Новое знание", 2002, стр.46 .
61. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- Минск: ООО «Новое знание». 2000, стр.18 .
62. Селезнева, Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, стр.95 -96.
63. Селезнева, Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, стр.50.
64. Цветаев, В.М. Управление персоналом – СПб., Питер, 2000, стр.34.
65. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. / Под редакцией В.И.Стражева - Минск «Вышейшая школа», 1995, стр.45 -46.
66. Тренев, Н.Н. Стратегическое планирование.- М.: «Издательство ПРИОР». 2002, стр.98 -101.
67. Торговое дело. Под общ. ред. проф. Брагина, Л.А. – М.: ИНФРА-М, 2001, стр.56 -57.
68. Тренев,Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000, стр.11.
69. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации – М.: ЗАО «Бизнес-школа «ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 2002, стр.62 -63.
70. Шеремет, А.Д., Сайфулин,Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2002, стр.38 -41.
71. Шеремет, А.Д., Сайфулин, Р.С. Методика финансового анализа.-
72. М.: «Инфра-М». 2004, стр.103 -105.
73. Хруцкий, В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг.- М.: Финансы и статистика. 2001, стр.21 -24.