ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования лексических навыков на уроках иностранного языка…………………………………………5
1.1. Понятие лексики и способы ее формирования……………………………..5
1.2. Формирование лексических навыков на уроках иностранного языка……8
Выводы по главе 1……………………………………………………………….11
Глава 2. Использование песенного материала на уроках английского языка.13
2.1. Формирование лексических навыков с использованием песен………….13
2.2. Анализ УМК на наличие песен…………………………………………….16
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Актуальность исследования. На сегодняшний день все более популярными становятся нестандартные методы обучения иностранному языку, отодвигая традиционную работу с учебниками и словарями на последние ряды. В условиях современных технологий и интернета упростилась коммуникация между людьми по всей планете, что привело к многочисленным межкультурным отношениям. Непосредственное знакомство с культурой и традициями других стран стало неотъемлемой частью при обучении иностранному языку.
Наиболее распространенным и доступным для всех элементом культуры является музыкальное творчество. Благодаря наличию вербального текста песенный жанр как один из основных жанров музыкального творчества способен наиболее точно и красочно отобразить различные стороны бытовой и культурной жизни народа, воздействовать на эмоции и чувства обучающегося, затронуть его образно-художественную память, а так же содействовать эстетическому воспитанию. Более того, использование песенного материала на уроках иностранного языка привносит в процесс обучения элемент нестандартности и праздничности, что оказывает благоприятное влияние на эмоциональную сферу учащихся.
Объект исследования – формирование лексических навыков на уроках иностранного языка.
Предмет исследования – песенный материал как средство формирования лексических навыков на уроках английского языка.
Степень научной изученности темы исследования. Использованию песенного материала на уроках английского языка посвящено много научных работ. С.Ф. Гебель, Н.П.Дьяченко, Е.П. Карпиченкова, Ю.А. Комарова, Е.А.Михайлова, Е.И. Шевченко занимались исследованием повышения эффективности уроков английского языка с помощью песен. Работы Ж.Б. Верениновой, Г.А. Китайгородской, Н.Ф. Орловой, Е.И. Пассова, Г.С. Синькевича посвящены совершенствованию устной речи с использованием музыкальной направленности. З.Н. Никитенко и Е.С. Шер анализировали аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения. А.С. Любченко и Е.А. Павлова изучали применение песенного материала для проведения тематических и нестандартных уроков английского языка в школе.
Цель исследования заключается в анализе песни как средства формирования лексических навыков.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие лексики и способы ее формирования;
2) проанализировать формирование лексических навыков на уроках иностранного языка;
3) рассмотреть особенности формирование лексических навыков с использованием песен;
4) провести анализ УМК на наличие песен.
Методы исследования, применяемые в данной работе:
- теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, материалов научных исследований;
- анализ учебников.
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Роль лексики для овладения иностранным языком никак не менее значительна, чем грамматики. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, она, поэтому проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую.
Лексика – категория лингвистики, наука о языке, изучающая слова и их значения. Лексика – это живой организм, она постоянно, беспрерывно эволюционирует: появляются новые слова, часть слов – исчезает из обихода.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения преподавателя.
Использование такого средства обучения, как песенный материл, имеет ряд преимуществ в лингвистическом, психологическом и методическом компоненте формирования лексических навыков английского языка. Правильно организованное обучение иностранному языку с использованием современного песенного материала помогает успешному формированию лексических навыков. Ведь прослушивание музыки является для современного человека привычным времяпрепровождением, а значит, учебный процесс будет проходить в комфортной атмосфере.
Нами был проведен анализ УМК на наличие песен. Для анализа нами были отобраны наиболее популярные УМК 3 класса младшей школы и песенные материалы из учебных комплексов «Enjoy English 3», «Happy English 3», «Spotlight 3» и «Starlight 3». На основе проведенного анализа нами были сделаны следующие выводы. По объему песенного материала больше всего музыкальных произведений используется в УМК «Spotlight 3». В 1 части учебника, их количество составило 17. Чуть меньше это количество в учебнике «Starlight 3» - 15 песен. Сильный разрыв по сравнению с этими УМК чувствуется в учебнике «Happy English. ru», в его составе имеется 4 песни, а «Enjoy English 3» имеет лишь 3 аудиозаписи с музыкальным материалом.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языка) – М.: Икар, 2009. – 448 с.
2. Аитов В.Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6 классах средней общеобразовательной школы. — СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена, 1993. – 91 с.
3. Арапов М.В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В.Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
4. Баранова К.М. Starlight 3. Звездный английский. Учебник. 3 класс. Часть 1 / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. – 136 с.
5. Биболетова М.З. Enjoy English 3 класс. Учебник. – Обнинск: Титул, 2010. – 142 с.
6. Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России. Социокультурный аспект / А. П. Булкин // ИЯШ. — 1998. — № 6. — 570 с.
7. Быкова Н.И. Spotlight 3. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. – М.: Просвещение, 2012. – 178 с.
8. Ватютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах) / М.Н. Вятютнев. // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38-45.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов) / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2001. – 368 с.
11. Выготский Л.С. Развитие устной речи: Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. Ч. 1. – 51 с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – Москва: АРКТИ. 2003. – 165 с.
13. Зуева И.Е. Коммуникативно-ориентированные стратегии обучения лексической стороне иноязычной речи / И.Е. Зуева // Современные проблемы обучения иностранным языкам в высшей школе: материалы межвузовская научно-практическая конференция. – Н. Новгород: НГПУ, 2010. – С. 98-102.
14. Кауфман К.И. Счастливый английский.ру / Happy English.ru Учебник для 3 кл. общеобраз. учрежд. в двух частях: Часть1 / К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман. – Обнинск: Титул, 2012. – 128с.
15. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - СПб.: Из-во БЛИЦ, Cambridge University Press, 2001, - 224 с.
16. Новый словарь методических терминов и понятий Азимов Э.Г., Щукин А.Н. / сост.: Э.Г. Азимомов, А.Н. Щукин. М: Икар, 2009. — 448 с.
17. Носович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам / Е.В. Носович // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1. – 49 с.
18. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
19. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
20. Poзeнтaль Д.Э., Гoлyб И.Б., Teлeнкoвa M.A. Coвpeмeнный pyccкий язык — M., 2002. - 214 с.
21. Смыкалова А.В. Использование песен в обучении детей 4-6 лет иностранным языкам // Научные исследования и разработки молодых ученых. —Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2016 - № 10. – 103 с.
22. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.