ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕС 7
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса в экономике России и зарубежных стран 7
1.2. История развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом 18
1.3. Направления, принципы и основные мероприятия системы поддержки малого предпринимательства 26
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ЕГО ПОДДЕРЖКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 36
2.1. Состояние малого и среднего бизнеса и его поддержки в Республике Татарстан и их решения 36
2.2. Институциональные аспекты поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан 48
2.3. Проблемы малого и среднего бизнеса и его поддержки в Республике Татарстан и их решения 56
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОЛИТИКИ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 64
3.1. Улучшение институциональной среды малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан 64
3.2. Перспективы развития малого и среднего бизнеса и его поддержки в Республике Татарстан 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕС 7
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса в экономике России и зарубежных стран 7
1.2. История развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом 18
1.3. Направления, принципы и основные мероприятия системы поддержки малого предпринимательства 26
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ЕГО ПОДДЕРЖКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 36
2.1. Состояние малого и среднего бизнеса и его поддержки в Республике Татарстан и их решения 36
2.2. Институциональные аспекты поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан 48
2.3. Проблемы малого и среднего бизнеса и его поддержки в Республике Татарстан и их решения 56
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОЛИТИКИ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 64
3.1. Улучшение институциональной среды малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан 64
3.2. Перспективы развития малого и среднего бизнеса и его поддержки в Республике Татарстан 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рыночные преобразования в России, разрушение централизованной системы управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности. Приведение в действие основных рыночных механизмов экономического регулирования радикально изменило психологию людей. Постепенное накопление критической массы преобразований запустило механизм саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый и средний бизнес. Именно свободное предпринимательство призвано интенсифицировать дальнейшее развитие экономических реформ в России.
Малое предпринимательство гибко реагирует на изменения конъюнктуры рынка, быстро и эффективно заполняет неиспользованное ресурсное пространство, препятствует монополизации рынка, создавая при этом новые рабочие места, что особенно важно в условиях кризиса экономики. Однако малое предпринимательство дает ощутимые результаты только там, где осуществляется его действенная государственная поддержка. В России пока еще не сформирована эффективно действующая система государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая формирование нормальной среды для его становления и развития.
Актуальность темы исследования определяется тем, что малое предпринимательство по своей природе не способно без государственной поддержки успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, реализовать экономические и социальные интересы мелких собственников. Вместе с тем, уровень развития действующей системы управления государственной поддержкой малому предпринимательству не позволяет обеспечить объективное выравнивание его положения по сравнению с другими, более мощными секторами экономики, путем создания ему общих, благоприятных условий для работы.
Поскольку малое предпринимательство в основном зависит от внутренней экономической конъюнктуры, то и процесс управления развитием системы должен быть сориентирован на реализации функций поддержки, прежде всего на отечественном рынке, путем проведения протекционистской государственной политики в формировании определенных правил рыночных отношений.
Необходимость управления процессом развития системы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан обусловлена и потребностью всего общества в ускоренном становлении бизнеса, являющегося наряду с крупным производством неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, без соответствующего уровня, развития которого современная экономика не может нормально функционировать.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды Гая Фрейзер-Сэмпсона, Джефри Хау, Э.А. Арустамова, М.И. Балашевича, М.М. Газалиева, В.А. Осипова, О.У. Девлетова. Наличие трудов, посвященных изучению малого бизнеса в России и за рубежом, свидетельствует о том, что проблема достаточно актуальна и представляет интерес в практическом плане. Однако, до сих пор в ней больше вопросов, чем ответов.
Главной целью написания работы разработка теоретических и практических вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике России и зарубежных стран.
2. Просмотреть основные этапы формирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом.
3. Рассмотреть основные направления, принципы и мероприятия системы поддержки малого предпринимательства
4. Провести анализ состояния малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, сравнить показатели РТ с показателями регионов ПФО.
5. Разработать институты и нормативно-правовые акты, оказывающие влияние на малый и средний бизнес в Республике Татарстан.
6. Рассмотреть проблемы малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, обозначить их решения.
7. Составить рекомендации по улучшению институциональной среды поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
8. Обозначить перспективы развития малого и среднего бизнеса, составить прогноз на 3 года по основным его показателям.
Объект исследования - малый и средний бизнес и система его поддержки со стороны государства и других институтов современного рынка. Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого и среднего бизнеса.
Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к деятельности малых предприятий, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.
Информационная основа работы - данные органов государственной статистики (Росстат, Татарстанстат), а также нормативно-правовая база по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов: теоретического, аналитического, практического, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении представлены цель и задачи работы, объект и предмет исследования, методы анализа, источники информационного обеспечения работы. В первой главе представлен теоретический обзор малого и среднего бизнеса в целом, история его развития, а также направления и основные мероприятия по его поддержке. Во втором разделе приводится анализ состояния малого и среднего бизнеса и существующих мер его поддержки и развития в Республике Татарстан. В третьем разделе даются рекомендации по совершенствованию системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
Работа включает 93 страницы, 12 таблиц, 12 рисунков, список
использованной литературы из 59 источников, 4 приложений.
Малое предпринимательство гибко реагирует на изменения конъюнктуры рынка, быстро и эффективно заполняет неиспользованное ресурсное пространство, препятствует монополизации рынка, создавая при этом новые рабочие места, что особенно важно в условиях кризиса экономики. Однако малое предпринимательство дает ощутимые результаты только там, где осуществляется его действенная государственная поддержка. В России пока еще не сформирована эффективно действующая система государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая формирование нормальной среды для его становления и развития.
Актуальность темы исследования определяется тем, что малое предпринимательство по своей природе не способно без государственной поддержки успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, реализовать экономические и социальные интересы мелких собственников. Вместе с тем, уровень развития действующей системы управления государственной поддержкой малому предпринимательству не позволяет обеспечить объективное выравнивание его положения по сравнению с другими, более мощными секторами экономики, путем создания ему общих, благоприятных условий для работы.
Поскольку малое предпринимательство в основном зависит от внутренней экономической конъюнктуры, то и процесс управления развитием системы должен быть сориентирован на реализации функций поддержки, прежде всего на отечественном рынке, путем проведения протекционистской государственной политики в формировании определенных правил рыночных отношений.
Необходимость управления процессом развития системы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан обусловлена и потребностью всего общества в ускоренном становлении бизнеса, являющегося наряду с крупным производством неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, без соответствующего уровня, развития которого современная экономика не может нормально функционировать.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды Гая Фрейзер-Сэмпсона, Джефри Хау, Э.А. Арустамова, М.И. Балашевича, М.М. Газалиева, В.А. Осипова, О.У. Девлетова. Наличие трудов, посвященных изучению малого бизнеса в России и за рубежом, свидетельствует о том, что проблема достаточно актуальна и представляет интерес в практическом плане. Однако, до сих пор в ней больше вопросов, чем ответов.
Главной целью написания работы разработка теоретических и практических вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике России и зарубежных стран.
2. Просмотреть основные этапы формирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом.
3. Рассмотреть основные направления, принципы и мероприятия системы поддержки малого предпринимательства
4. Провести анализ состояния малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, сравнить показатели РТ с показателями регионов ПФО.
5. Разработать институты и нормативно-правовые акты, оказывающие влияние на малый и средний бизнес в Республике Татарстан.
6. Рассмотреть проблемы малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, обозначить их решения.
7. Составить рекомендации по улучшению институциональной среды поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
8. Обозначить перспективы развития малого и среднего бизнеса, составить прогноз на 3 года по основным его показателям.
Объект исследования - малый и средний бизнес и система его поддержки со стороны государства и других институтов современного рынка. Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого и среднего бизнеса.
Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к деятельности малых предприятий, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.
Информационная основа работы - данные органов государственной статистики (Росстат, Татарстанстат), а также нормативно-правовая база по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов: теоретического, аналитического, практического, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении представлены цель и задачи работы, объект и предмет исследования, методы анализа, источники информационного обеспечения работы. В первой главе представлен теоретический обзор малого и среднего бизнеса в целом, история его развития, а также направления и основные мероприятия по его поддержке. Во втором разделе приводится анализ состояния малого и среднего бизнеса и существующих мер его поддержки и развития в Республике Татарстан. В третьем разделе даются рекомендации по совершенствованию системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
Работа включает 93 страницы, 12 таблиц, 12 рисунков, список
использованной литературы из 59 источников, 4 приложений.
В условиях новейшего этапа НТР именно мелкие и средние фирмы продемонстрировали поразительную мобильность и восприимчивость к авангардным технологиям. Именно мелкие предприниматели чаще идут на передний край научно-технического прогресса, поскольку они в меньшей степени, чем экономические гиганты, обременены инерцией старых технологий и управленческих схем.
К настоящему времени в Республике Татарстан действуют около 165,5 тысяч единиц малого и среднего бизнеса, на которых занято около 400 тысяч человек. Начиная с момента зарождения в РТ малое предпринимательство сформировалось как самостоятельная сфера экономики, обрело правовой статус, заявило о своих правах, возможностях и насущных потребностях. Однако, несмотря на осознание государством той важной роли, которую малое предпринимательство играет в социально-экономическом развитии и стабилизации общества, проблемы, проявившиеся в самом начале становления малого предпринимательства, остаются, в основном, нерешёнными до сих пор.
Самыми существенными из этих проблем являются: недостаток финансовых и имущественных ресурсов, плохая система финансово-кредитного обеспечения малого предпринимательства; несовершенство нормативно-правовой базы, особенно в сфере налоговой политики и администрирования малого предпринимательства; не до конца развитая инфраструктура поддержки и информационного обеспечения малого предпринимательства.
Однако следует отметить, что, несмотря на обилие публикаций, посвященных теме малого и среднего бизнеса и усиливающейся снизу критике властей по поводу слабой эффективной экономической политики, отношение самой власти к проблеме малого предпринимательства продолжает кардинально меняться.
В настоящее время в Республике Татарстан в том или ином виде существуют все элементы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, эффективно действующие в промышленно развитых странах. Однако при этом невозможно говорить о действующей системе поддержки малого предпринимательства. Признаками этого являются в первую очередь: относительно небольшие объёмы бюджетных средств, выделяемых на нужды поддержки малого предпринимательства; отсутствие хорошей системы финансово-кредитного и имущественного обеспечения малого предпринимательства, отсутствие достаточно сильных и авторитетных объединений предпринимателей, способных осуществлять защиту их интересов и осуществлять функции самоуправления в этой сфере экономической деятельности.
За прошедшие годы в Республике Татарстан сформированы основы системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. Принято более 10 нормативно-правовых актов и программ развития, касающихся деятельности малого бизнеса. Созданы условия для участия малых предприятий в конкурсах на поставку продукции для государственных нужд. Созданы и функционируют объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Однако приходится констатировать, что в целом в ходе экономических реформ так и не была создана продуманная стройная система государственной поддержки малого бизнеса, который все больше попадал под налоговый, бюрократический и криминальный пресс. В результате предприниматели постепенно теряли надежду на возможность стабильного легитимного существования и уходили в теневой сектор экономики. Колоссальный потенциал малого бизнеса в Республики Татарстан до сих пор так и не реализован. В чем же причины?
Во-первых, российская законодательная и исполнительная власть так и не создала эффективную правовую систему, учитывающую интересы малого бизнеса. И если крупный бизнес мог лоббировать принятие или непринятие тех или иных законов и правовых актов, то рядовой предприниматель был отлучен от процесса нормотворчества
Во-вторых, неблагоприятная макроэкономическая ситуация последних лет сделала кредитные ресурсы фактически недоступными для малого бизнеса. А те мизерные средства, которые выделялись из бюджетов на развитие предпринимательства, в лучшем случае распределялись "чиновниками от малого бизнеса" между "своими" предприятиями, а в худшем - использовались на иные цели.
В-третьих, разрастающаяся государственная и муниципальная бюрократия обложила предпринимателя неимоверным количеством административных барьеров (лицензий, разрешений, сертификатов и т.п.) и надзорно-проверяющих инстанций.
В-четвертых, существующая налоговая система, непосильная даже для крупных фирм, сделала малый бизнес чуть ли ни априорно невыгодным. Что автоматически увело его "в тень": так, до 50% фактически действующих субъектов малого предпринимательства не регистрируются, реальный фонд оплаты труда в них превышает официальный на 90%, реальный хозяйственный оборот, напротив, занижен на 70%, до 60% всех операций идет в налично-денежной либо в бартерной форме.
В-пятых, это низкий платежеспособный спрос, сочетающийся с возрастающей ценой сырья, материалов и услуг.
Исследование сложившегося механизма и практики государственной поддержки малого предпринимательства позволяет сделать следующие основные выводы и предложения.
Во-первых, малое предпринимательство, как любой процесс (биологический, физический, общественный), в своем развитии, особенно в начальный период, нуждается в соответствующих условиях. Субъектом, обеспечивающим его создание и функционирование, является государство. В мировой практике совокупность этих условий получила обобщающий термин «поддержка». Государственная поддержка малого предпринимательства должна рассматриваться не просто как метод содействия становлению и развитию малого бизнеса, но как способ обеспечения реализации конституционных гарантий прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
В той или иной степени многие инструменты государственного регулирования могут быть оценены как государственная поддержка. Само понятие «государственная поддержка малого предпринимательства» не дифинируется в литературе, предполагается его интуитивное восприятие.
Понятие государственного регулирования на практике часто отождествляется с понятием государственной поддержки. В действительности это не тождественные, хотя и тесно взаимосвязанные категории. По своему смыслу понятие «регулирование» является близким к понятию «воздействие», «управление»; понятие «поддержка» более конкретно и связано с результатом осуществления государственных мероприятий, точнее, с оценкой данного воздействия самими товаропроизводителям и.
В Татарстане и в России в целом, «де-юре» создана определенная система государственной поддержки малого предпринимательства, включающая юридический, организационный и экономический блоки. Однако она не реализовалась в «де-факто» по двум следующим причинам. Первая причина - это игнорирование, а нередко и прямой саботаж исполнительными органами (чиновниками) принятых нормативно-правовых актов, то есть отсутствие элементарной государственной дисциплины. Вторая причина-несовершенство и слабость «правового поля» малого предпринимательства. С одной стороны, в нем много «белых пятен», жизненно необходимые условия функционирования и развития субъектов малого бизнеса не имеют юридической основы; с другой стороны, - многие законы, указы, постановления устарели и неадекватны новым реалиям экономической ситуации.
Основной организационный элемент государственной поддержки малого предпринимательства — федеральные и региональные программы — регулярно разрабатываются, но не всегда утверждаются в соответствии с законодательной процедурой и, как правило, не выполняются. Усилия и затраты законодательных и исполнительных органов власти на их разработку экономически не соизмеримы с получаемыми от реализации результатами, то есть эффективность этих программ крайне низка.
Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан и в России в целом, отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным фактором. Несмотря на то, что за прошедшее 15-летие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. Проявляющиеся в последние годы тревожные тенденции сокращения субъектов малого предпринимательства в целом по стране позволяют сделать вывод о том, что потенциал его роста при существующих условиях исчерпан.
Во-вторых, многолетний опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого и среднего предпринимательства. Несмотря на обилие материалов, посвященных описанию различных форм и механизмов поддержки предпринимательства, представляется крайне важным показать в сжатом виде опыт стран "Большой семерки" в использовании государственных средств и возможностей для поддержки малого бизнеса. Именно они в значительной мере обеспечивает устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие многих стран в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках. Каждое из этих государств разрабатывает долговременную политику достижения стратегических целей социально-экономического развития обществ и принимает соответствующие решения по привлечению к этой работе самой массовой и инициативной части населения, сформировавшейся в секторе малого предпринимательство. В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие предпринимательства в направлениях, соответствующих интересам общества. Однако, при этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки малого предпринимательства, разнообразие организационных форм инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства.
Опыт этих стран убедительно показывает, что развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.
В-третьих, вопросы всесторонней поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан — самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. Оно строится на принципе создания наиболее благоприятных условий для его развития, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Действия, предпринимаемые в последнее время высшими органами власти страны, свидетельствуют о серьезных намерениях сделать государственную политику в отношении малого бизнеса последовательной, продуманной и прозрачной.
Положительным в развитии малого предпринимательства в республике является и то, что в настоящее время находится под патронажем Президента Республики Татарстан. Малое предпринимательство - один из немногих секторов экономики, способных обеспечить республику товарами и услугами первой необходимости, пополняя ее бюджет и создавая новые рабочие места. Отметим, что в настоящий момент функционирование малого бизнеса в Республике Татарстан происходит с гораздо большей интенсивностью с регионами схожего экономического развития Приволжского федерального округа.
Как считает глава республики Р.Н.Минниханов, при оказании правовой, организационной, финансовой поддержки малым предприятиям в производящих отраслях (промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, строительство), в сфере общественного питания, услуг и инновационного бизнеса, существенный рост отечественных товаропроизводителей и укрепление их позиций на внутреннем рынке - «способны произвести еще больший рывок в развитии экономики республики».
Таким образом, конкретная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из приоритетных задач в сфере экономической политики Руководства Республики Татарстан в ближайшие годы.
К настоящему времени в Республике Татарстан действуют около 165,5 тысяч единиц малого и среднего бизнеса, на которых занято около 400 тысяч человек. Начиная с момента зарождения в РТ малое предпринимательство сформировалось как самостоятельная сфера экономики, обрело правовой статус, заявило о своих правах, возможностях и насущных потребностях. Однако, несмотря на осознание государством той важной роли, которую малое предпринимательство играет в социально-экономическом развитии и стабилизации общества, проблемы, проявившиеся в самом начале становления малого предпринимательства, остаются, в основном, нерешёнными до сих пор.
Самыми существенными из этих проблем являются: недостаток финансовых и имущественных ресурсов, плохая система финансово-кредитного обеспечения малого предпринимательства; несовершенство нормативно-правовой базы, особенно в сфере налоговой политики и администрирования малого предпринимательства; не до конца развитая инфраструктура поддержки и информационного обеспечения малого предпринимательства.
Однако следует отметить, что, несмотря на обилие публикаций, посвященных теме малого и среднего бизнеса и усиливающейся снизу критике властей по поводу слабой эффективной экономической политики, отношение самой власти к проблеме малого предпринимательства продолжает кардинально меняться.
В настоящее время в Республике Татарстан в том или ином виде существуют все элементы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, эффективно действующие в промышленно развитых странах. Однако при этом невозможно говорить о действующей системе поддержки малого предпринимательства. Признаками этого являются в первую очередь: относительно небольшие объёмы бюджетных средств, выделяемых на нужды поддержки малого предпринимательства; отсутствие хорошей системы финансово-кредитного и имущественного обеспечения малого предпринимательства, отсутствие достаточно сильных и авторитетных объединений предпринимателей, способных осуществлять защиту их интересов и осуществлять функции самоуправления в этой сфере экономической деятельности.
За прошедшие годы в Республике Татарстан сформированы основы системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. Принято более 10 нормативно-правовых актов и программ развития, касающихся деятельности малого бизнеса. Созданы условия для участия малых предприятий в конкурсах на поставку продукции для государственных нужд. Созданы и функционируют объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Однако приходится констатировать, что в целом в ходе экономических реформ так и не была создана продуманная стройная система государственной поддержки малого бизнеса, который все больше попадал под налоговый, бюрократический и криминальный пресс. В результате предприниматели постепенно теряли надежду на возможность стабильного легитимного существования и уходили в теневой сектор экономики. Колоссальный потенциал малого бизнеса в Республики Татарстан до сих пор так и не реализован. В чем же причины?
Во-первых, российская законодательная и исполнительная власть так и не создала эффективную правовую систему, учитывающую интересы малого бизнеса. И если крупный бизнес мог лоббировать принятие или непринятие тех или иных законов и правовых актов, то рядовой предприниматель был отлучен от процесса нормотворчества
Во-вторых, неблагоприятная макроэкономическая ситуация последних лет сделала кредитные ресурсы фактически недоступными для малого бизнеса. А те мизерные средства, которые выделялись из бюджетов на развитие предпринимательства, в лучшем случае распределялись "чиновниками от малого бизнеса" между "своими" предприятиями, а в худшем - использовались на иные цели.
В-третьих, разрастающаяся государственная и муниципальная бюрократия обложила предпринимателя неимоверным количеством административных барьеров (лицензий, разрешений, сертификатов и т.п.) и надзорно-проверяющих инстанций.
В-четвертых, существующая налоговая система, непосильная даже для крупных фирм, сделала малый бизнес чуть ли ни априорно невыгодным. Что автоматически увело его "в тень": так, до 50% фактически действующих субъектов малого предпринимательства не регистрируются, реальный фонд оплаты труда в них превышает официальный на 90%, реальный хозяйственный оборот, напротив, занижен на 70%, до 60% всех операций идет в налично-денежной либо в бартерной форме.
В-пятых, это низкий платежеспособный спрос, сочетающийся с возрастающей ценой сырья, материалов и услуг.
Исследование сложившегося механизма и практики государственной поддержки малого предпринимательства позволяет сделать следующие основные выводы и предложения.
Во-первых, малое предпринимательство, как любой процесс (биологический, физический, общественный), в своем развитии, особенно в начальный период, нуждается в соответствующих условиях. Субъектом, обеспечивающим его создание и функционирование, является государство. В мировой практике совокупность этих условий получила обобщающий термин «поддержка». Государственная поддержка малого предпринимательства должна рассматриваться не просто как метод содействия становлению и развитию малого бизнеса, но как способ обеспечения реализации конституционных гарантий прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
В той или иной степени многие инструменты государственного регулирования могут быть оценены как государственная поддержка. Само понятие «государственная поддержка малого предпринимательства» не дифинируется в литературе, предполагается его интуитивное восприятие.
Понятие государственного регулирования на практике часто отождествляется с понятием государственной поддержки. В действительности это не тождественные, хотя и тесно взаимосвязанные категории. По своему смыслу понятие «регулирование» является близким к понятию «воздействие», «управление»; понятие «поддержка» более конкретно и связано с результатом осуществления государственных мероприятий, точнее, с оценкой данного воздействия самими товаропроизводителям и.
В Татарстане и в России в целом, «де-юре» создана определенная система государственной поддержки малого предпринимательства, включающая юридический, организационный и экономический блоки. Однако она не реализовалась в «де-факто» по двум следующим причинам. Первая причина - это игнорирование, а нередко и прямой саботаж исполнительными органами (чиновниками) принятых нормативно-правовых актов, то есть отсутствие элементарной государственной дисциплины. Вторая причина-несовершенство и слабость «правового поля» малого предпринимательства. С одной стороны, в нем много «белых пятен», жизненно необходимые условия функционирования и развития субъектов малого бизнеса не имеют юридической основы; с другой стороны, - многие законы, указы, постановления устарели и неадекватны новым реалиям экономической ситуации.
Основной организационный элемент государственной поддержки малого предпринимательства — федеральные и региональные программы — регулярно разрабатываются, но не всегда утверждаются в соответствии с законодательной процедурой и, как правило, не выполняются. Усилия и затраты законодательных и исполнительных органов власти на их разработку экономически не соизмеримы с получаемыми от реализации результатами, то есть эффективность этих программ крайне низка.
Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан и в России в целом, отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным фактором. Несмотря на то, что за прошедшее 15-летие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. Проявляющиеся в последние годы тревожные тенденции сокращения субъектов малого предпринимательства в целом по стране позволяют сделать вывод о том, что потенциал его роста при существующих условиях исчерпан.
Во-вторых, многолетний опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого и среднего предпринимательства. Несмотря на обилие материалов, посвященных описанию различных форм и механизмов поддержки предпринимательства, представляется крайне важным показать в сжатом виде опыт стран "Большой семерки" в использовании государственных средств и возможностей для поддержки малого бизнеса. Именно они в значительной мере обеспечивает устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие многих стран в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках. Каждое из этих государств разрабатывает долговременную политику достижения стратегических целей социально-экономического развития обществ и принимает соответствующие решения по привлечению к этой работе самой массовой и инициативной части населения, сформировавшейся в секторе малого предпринимательство. В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие предпринимательства в направлениях, соответствующих интересам общества. Однако, при этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки малого предпринимательства, разнообразие организационных форм инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства.
Опыт этих стран убедительно показывает, что развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.
В-третьих, вопросы всесторонней поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан — самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. Оно строится на принципе создания наиболее благоприятных условий для его развития, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Действия, предпринимаемые в последнее время высшими органами власти страны, свидетельствуют о серьезных намерениях сделать государственную политику в отношении малого бизнеса последовательной, продуманной и прозрачной.
Положительным в развитии малого предпринимательства в республике является и то, что в настоящее время находится под патронажем Президента Республики Татарстан. Малое предпринимательство - один из немногих секторов экономики, способных обеспечить республику товарами и услугами первой необходимости, пополняя ее бюджет и создавая новые рабочие места. Отметим, что в настоящий момент функционирование малого бизнеса в Республике Татарстан происходит с гораздо большей интенсивностью с регионами схожего экономического развития Приволжского федерального округа.
Как считает глава республики Р.Н.Минниханов, при оказании правовой, организационной, финансовой поддержки малым предприятиям в производящих отраслях (промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, строительство), в сфере общественного питания, услуг и инновационного бизнеса, существенный рост отечественных товаропроизводителей и укрепление их позиций на внутреннем рынке - «способны произвести еще больший рывок в развитии экономики республики».
Таким образом, конкретная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из приоритетных задач в сфере экономической политики Руководства Республики Татарстан в ближайшие годы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВО ФОРА! И МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Госфранчайзинг как инструмент развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Реализация государственной политики по развитию экономической системы малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального Округа
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017



