ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ 5
1.1. История и значение школьной географии 5
1.2. История и значение краеведения в школьной географии 15
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ 23
2.1. Сущность и значение школьного географического краеведения 23
2.2. Методы применения краеведческого подхода в преподавании географии.29
2.3. Использование краеведческого компонента при изучении курса географии 6-9 классов 44
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список литературы 63
Приложение
Актуальность исследовательской работы заключается в формировании всесторонне гармонично развитой личности. Если взглянуть на опережающий всё стремительный технический прогресс, то можно заметить , что большая часть населения, в том числе подрастающее поколение , перестали замечать красоты окружающего нас мира.
Научить ребенка видеть красоту природы, оберегать и ценить ее - основная задача, стоящая перед учителем географии. На уроке у учеников должно появляться стремление получать новые знания об окружающей среде, в частности о природных и климатических особенностях родного края. Изучение природы страны и мира в целом должно познаваться в сравнении с местом, в котором мы живем. Так увлекательнее и проще будет усваиваться изучаемый материал и в то же время дети смогут опираться на личный опыт, развивать навыки наблюдения и кругозор.
Любовь к Родине в первую очередь сопряжена с любовью к родным краям - деревне, городу, селу, где человек родился, вырос и живет. Основная цель краеведения - развитие личности, приобщившейся к ценностям культуры, воспринявшей эталоны гуманизма , независимости, демократии, ответственной за судьбу своей страны. В каждом человеке нужно воспитывать патриотизм.
Краеведческий подход в преподавании играет большое значение, поскольку позволяет учащимся видеть мир воочию, наблюдать, сравнивать, анализировать всё, что нас окружает, вести человека к нравственному совершенствованию. Примеры из местной природы, на которую учитель географии должен направить взор учеников, позволят перейти от книги к реальной жизни.
Целью работы является обобщение значения в дисциплине и рассмотрение особенностей курса школьного географического краеведения.
Задачами работы является:
1. изучить основы школьного географического краеведения;
2. проанализировать педагогическое значения школьного
географического краеведения;
3. разработать возможности использования краеведческого компонента при изучении курса географии в 9 классе.
Объектом исследования является организация исследовательской деятельности учащихся при изучении курса краеведения в современной школе традиционными методами, а также путем внедрения краеведения как дисциплины при внеклассной работе.
Предметом исследования является поиск путей направленных на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской деятельности и формирование новых умений и навыков путем улучшения базовых знаний.
Практическая значимость темы заключается в изучении поставленных задач в теории и практике методики преподавания географии, краеведения и педагогики.
Новизна работы заключается в том, что:
- краеведческий аспект востребован в практике современного образования и способствует развитию комплекса познавательных и воспитательных задач;
- краеведение используется, как средство организации содержательного досуга детей представляющего собой возможность комплексно воздействовать на личность во время экскурсионной деятельности.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из содержательной части, введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.
Каждый учитель должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе.
Любой край-это неотъемлемая часть нашей страны, поэтому его особенности- природные, исторические, культурные, должны раскрываться в диалектическом единстве с общей природой и историей родного края.
Как уже говорилось, целью краеведческого образования является формирование у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления
При написании дипломной работы я учитывали специфику регионального курса, которая подразумевает более широкое использование активных форм обучения: в рамках классно - урочной формы - лекций, семинаров, практических работ, диспутов, ролевых игр, проблемных практических и самостоятельных работ; в рамках внеклассной работы - экскурсии, исследования, интеллектуальные игры, практические работы на местности. Всё вышесказанное позволяет выделить аспекты краеведения, которому присущи следующие черты:
- особое значение воспитательной функции;
- использование деятельностного подхода в качестве ведущего, поскольку при локализации задач практические и исследовательские работы школьников выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях предоставлять общественный интерес;
Краеведческий подход дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлении о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения.
Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии.
Представленная исследовательская работа демонстрирует возможность использования программы обучения детей не только в учебном процессе по направлению «краеведение», но и при изучении географии, истории и биологии.
1. Астафьев А.В. Уроки радости и вдохновения. Ж. «География в школе», №1, 1994.
2. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М. Просвещение, 1988. 159с.
3. Барков А.С. О научном краеведении.- В кн.: Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962г.
4. Васильев С.В. Использование локальных краеведческих атласов в экологической подготовке школьников. // Актуальные проблемы средств обучения биологии, географии в школе и ВУЗе. Сборник тезисных докладов Международной научно-практической конференции 29-31 января 2009 г. - М., 2009.
5. Васильев С.В., Кононова Г.А. Формирование образа территории в школьном краеведении. Ж. «География в школе», №6, 1995.
6. Жуковин И.Б.Моделирование содержания эколого-краеведческой подготовки учителя географии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - СПб., 1996. - 18с.
7. Ермошкина Г.Ф., Кузнецова Т.А. Микротопонимический анализ территории как аспект краеведческих исследований // Журнал «География в школе» № 2 2014 г
8. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. - Оренбург, 1997. - № 25. - С. 117.
9. Иванов Ю.П. Как помочь школьнику совершить «малое географическое открытие». Ж. «География в школе», №5, 1994.
10. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии. Ж. «География в школе», №5, 1995.
11. Козлова Ю.В. Краеведение. М. «ТЦ Сфера», 2007. 127с.
12. Кривошапкина О.М. Геоэкологическое краеведение (теория и опыт): Монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 206с.
13. Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М.: Академия педагогических наук, 1973 г.
14. Махов С.И., Финаров Д.П. Разработка системы экологических понятий и умений в школьном курсе географии // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и ВУЗе. - СПб.: Образование, 1994.
15. Морозова Г.А. Влияние краеведения на личность ученика. «География в школе», №4, 1997.
16. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. - М.: Академия, 2000. - 240с.
17. Овчинников Ф., Бакланов В.Слово об отчем крае. Сорочинск. 2003. 205стр.
18. Сафиуллин А. 3.Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей,- М.: Просвещение, 1989.
19. Строев К.Ф. Краеведение. М.,1974.
20. Туристско-краеведческие кружки в школе. Москва. «Просвещение». 1998 год.
21. Финаров Д.П. Основные направления совершенствования эколого - краеведческой работы // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и ВУЗе. Материалы семинара. - СПб.: Образование, 1994.
22. Чащина З.В. Краеведческая работа в начальных классах. - М.:
Просвещение, 1961. - 52с.
23. Чибилев А.А. Мусихин Г.Д. Павлейчик В.М. Паршина В.П. Зелёная книга Оренбургской области: Кадастр объектов Оренбургского природного наследия (Оренбургский филиал Русского географического общества) Оренбург. Изд-во «ДиМур» 1996г. 260стр.
24. Чибилёв А.А., Мусихин Г.Д. и др. Геологические памятники природы Оренбургской области. 2000г, 400с
25. Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии. Воронеж: ВОИПКРО, 2002 г.
26. Шмидт С. Краеведение воспитывает преданность своей Родине // Известия - 2003. - 23 декабря.
Интернет ресурсы:
27. www.Grandars.ru
http: //www. grandars. ru/shkola/geografiya/kraevedenie. html
28. www.studopedia.ru
http: //studopedia. ru/10_136014_chto-izuchaet-kraevedenie. html
29. www.megaobuchalka.ru
http: //megaobuchalka. ru/4/34044. html
30. www.school-kraevedenie.narod.ru
http: //school-kraevedenie. narod. ru/stroev/stroev 1. htm