Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка школьного элективного курса «План и карта»

Работа №87138

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Основы элективного курса и ее роль в географии
1.1 Элективные курсы в общеобразовательной средней школе 5
1.2 Роль элективных курсов в преподавании географии 6
1.3 Методические приемы используемые учителем на элективных курсах.. ..13 Глава 2 Применение ГИС на элективных курсах
2.1 Значение использование ГИС при изучении школьной географии 15
2.2 Использование ГИС на уроках географии на элективных курсах 15
2.3 Проблемы использования ГИС и в школьном географическом
образование 17
2.4 Методические приемы используемые учителем на уроках географии с использованием ГИС 19
Глава 3 Элективный курс по географии «План и карта»
3.1 Календарно-тематическое планирование школьного элективного курса
«План и карта» 21
3.2.1 План и содержание элективного курса «План и карта» 23
3.2.2 Фонд оценочных средств 42
3.3 Разработка конспекта урока элективного курса «План и карта» с использованием ГИС 50.
Заключение 57
Список литературы 59
ПРИЛОЖЕНИЕ


«План и карта» одна из самых сложных тем в содержании географического образования. Желательно именно с неё начинать изучение курса географии. Однако на последующих этапах обучения вопросам этой темы уделяется весьма мало внимания. При изучении содержание темы формируется важнейшее географическое умение -ориентироваться на местности, по плану и карте. Кроме того, в содержание темы включены такие вопросы как: Геоинформационная система (ГИС-система сбора, хранения анализа и графической визуализации пространственных географических данных и связанной с ними информации о необходимых объектах);определение по карте географических координат; измерение расстояний по плану и карте с помощью масштаба и линий градусной сети; изображение рельефа на плане и карте ; съемка местности и многие другие. Усвоение основного содержания темы требует детальной проработки и повторения учебного материала на всем протяжении географической подготовки как основной, так и в старшей школе. К сожалению, современная школьная программа уделяет недостаточное внимание топографической и картографической подготовке учащихся. Результатом служат не высокие оценки ЕГЭ, связанные с практической деятельностью по картам, слабым знаниям географической номенклатуры , использованием информации, заложенной в содержании карт для выполнения конкретных практических работ.
Усвоение содержания темы «План и карта» имеет огромное значение для формирования общей культуры личности. Умения и навыки, полученные при изучении этой темы, пригодятся не только в учебной и научной деятельности, но и в повседневной жизни, в быту ( использование атласов автомобильных дорог, туристических карт схем и др.)
Все вышесказанное послужило причиной разработки данного дополнительного курса (34 часа), рассчитанного на учащихся 6 - 11 классов.
Цель: Разработать школьный элективный курс «План и карта», чтобы способствовало развитию интереса к географии и смежным наукам, активизировалась познавательная деятельность у учащихся, способствовала формированию специальных умений и решению задач профессиональной ориентации.
Задачи:
-Раскрыть значение элективного курса на уроках географии
-Изучить программу ГИС и как она применяется на элективных курсах
-Разработать школьный элективный курс «План и карта»

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ни одна сфера человеческой деятельности не обходится сегодня без применения географических карт. Требуются они и в повседневной и в профессиональной деятельности. Умение читать картографические изображения необходимо современному человеку. Из многообразия направлений практического использования географических карт следует выделить главные: общее ознакомление и изучение территорий по картам, ориентирование по картам — на суше и океане, в походах и экспедициях, при движении войск, транспорта и т. д., в качестве инженерного проектирования в строительстве путей сообщения, трубопроводов, атомных станций, для разработки планов развития экономики и культуры, освоения территории, их целенаправленного преобразования. Карты необходимы при разведке и эксплуатации природных богатств, планировании и размещении производительных сил, для отображения результатов научных исследований и практической деятельности географии, геологии и других наук о Земле.
Важную роль играют географические карты и в преподавании географии. Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию у учащихся пространственного воображения, географического мышления. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность учащихся. В последние годы в школе развивается направление, связанное с развитием первичных научных умений и навыков наиболее подготовленных учеников. В этом плане картография, картографирование территориального размещения различных объектов и явлений, план местности, анализ получившихся картографических материалов может служить примером реальных научных результатов деятельности учеников.
Элективный курс "План и карта" представляется необходимым, так как методы картографии и топографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих
других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т. д..
Содержание курса позволяет познакомить учащихся с профессией картографа и топографа, поможет им разобраться в системе сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информацией о необходимых объектах (географическая информационная система, ГИС) востребованной во многих отраслях нашей экономики: строительстве, геологоразведке, геофизике, космической геодезии, мелиорации, нефтяной и газовой промышленности. А также определиться с выбором экзаменов.



1 .Андреев Н.В. Топография и картография. М., Просвещение, 1995.- 64 с.
2. Берлянт А.М. Картография: учебник /А.М. Берлянт.- 2 -е издание, исправленное и дополненное. - М.:КДУ, 2010. - 328 с.:
3 .А.М., Востокова А.В., Кравцова В.И. и др. Картоведение: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, - 2003. 477 с
4., А.М. Картографический словарь - М: Научный мир, 2005. - 424 с. 8. Серапинас Б.Б.
5. Берлянт, А.М. К концепции развития ГИС в России /А.М. Берлянт, Е.А. Жалковский //ГИС-Обозрение, 1996.-С. 7-11.6.Берлянт, А.М. Проблемы ГИС- образования в России /А.М. Берлянт, Е.Г. Капралов, И.К. Лурье //ГИС- Обозрение, 1994.-С. 52-53.
6. Воронина, М. А. (кандидат географических наук; доцент). Программа элективного курса "Основы географического краеведения", 10 класс [Текст] / М. А. Воронина, К. С. Квиташ // География и экология в школе XXI века. - 2012 . - № 7. - С. 58-62. - Библиогр.: с. 62 (11 назв. )
7 .География и геоэкология Сибири [Текст] : материалы всероссийской научной конференции, посвящённой Дню Земли и 100-летию Тунгусского феномена. Вып. 3 / отв.ред. В. П. Чеха. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. - 276 с. -
8 .География и геоэкология Сибири [Текст] : материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню Земли, Году учителя - 2010 в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" . Красноярск, 22 апреля 2010 г. Вып. 5 / отв. ред. О. Ю. Елин. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010. - 332 с.
9. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. М., Недра,1993.- 123с.
10. Григоренко А.Г., Киселев М.И. Инженерная геодезия для техникумов. М., Высшая школа, 1993.-34с
11. Деменева Л.М. Изучение топографической карты в 7 классе /География в шк.- 1974.- N 5.- С. 54-55
12. Дударенко Т.М., Скотаренко Р.В. О значении навыков чтения карты для усвоения географических понятий младшими школьниками //Вестн. Харьков.ун-та. Сер.психол.- 1968.- N 30, вып. 1.- С. 79-84.
13. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - М.:АСТ - Астрель, 2002.
14. Едский Б.Л., Пидорин А.В., Горчакова В.М. Работа с краеведческим атласом //География в шк.- 1968.- N 5.- С. 57
16. Ерохин М.В. Использование рельефной карты на уроках //География в шк.- 1959.- N 1.- С. 60-61
17. Жучкевич В.А. Внеучебная работа с картой //География в шк.- 1966.- N
1. - С. 49.
18. Заборский В.И. Графические навыки в самостоятельных работах учащихся с учебниками и картами //География в шк.- 1968.- N 4.- С. 41-42. 19.Заслоновский В.С. Особенности работы с картой в преподавании
географии в вечерней (сменной) школе //Геогр. сб. /Казан.ун-т.- 1970.- Вып. 5.- С. 210-213.
20.И.В. Работа с картосхемами учебного пособия в VII классе [Опыт работы 6-й школы Жмеринки] //Преподавание истории в шк.- 1964.- N 4.- С. 82-85.
21.Звездина, М. Л.Элективный курс для профильной школы "Экология человека: учимся исследовать" [Текст] / М. Л. Звездина // Биология в школе. - 2013. - № 1. - С. 48-53. - Библиогр.: с. 53 (7 назв.)
22.Зубова А.Н. Методика работы с топографической картой //Уч. зап. /Ярослав.гос. пед. ин-т.- 1969.- Вып. 75.- С. 167-174.
23.Зуев Д.Д. Учебная карта как структурный компонент школьного учебника //География в шк.- 1973.- N 5.- С. 48-52.
24. Исаченко Г.М. География сегодня. -М., 1979. С 90
25. Использование средств обучения в преподавании географии / Под. ред. Барышевой Ю. Г. -М., 1990.с 100-130
26. Колосова Н.Н., Чурилова Е.А., Кузьмина Н.А. « Картография с основами топографии» Учебное пособие для вузов., М.: ООО «Дрофа», - 2006. -272 с.
27. Колесниченко , С. А. Программа элективного курса "Основы природопользования" (9 класс) [Текст] : профильное обучение / С. А. Колесниченко // География и экология в школе XXI века. - 2009. - № 5. - С. 72- 80. - Библиогр.: с. 80 (16 назв. )
28. Коренной П.Ф., Соломко А.В. Полевая практика по топографии. Минск, высшая школа, 2000.-24с.
29. Куприн А.М. Занимательная топография. М., Просвещение, 1997.-140с.
30. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. М., Просвещение, 2000-66с.
31. Куприн А.М. С картой и компасом. М., Изд-во ДОСААФ СССР, 1991.-67с.
32. Куприянов, Н.И. Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, Corel DRAW, Flash [Текст]: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 128 с.
33. Компьютерная графика: энциклопедия/под редакцией В. Рейнбоу. - СПб.: Питер, 2003. - 768 с.
34. Компьютеризация учебного процесса : Межвуз. Сб.науч. тр. / Под ред.проф. В.Н.Врагова. - Новосибирск.1999.
35. Лапкина Н.А. О содержании лабораторных занятий по курсу основ топографии и картографии //Изв. Воронеж.гос. пед. ин-та.- 1970.- Т. 98.- С. 44-47.
36. Левицкий И.Ю. Умей читать топографическую карту //География в шк.- 1980.- N 4.- С. 75-76
37. Легенькая Е.Ф. Формирование картографических представлений на основе изучения географической карты в 5-8 классах //Геогр. исслед. в Саратов.ун-те.- Саратов, 1968.- С. 130-138.
38. М.В. Федорченко , В.П. Раклов Землеустроительное черчение. М., «Недра», 1991.- 336 с.
39. Максимов С.З. Значение составления схематических физико¬
географических профилей по комплексу карт и учебным пособиям в процессе обучения //Изв. Воронеж.гос. пед. ин-та.- 1970.- Т.- С.
40. Математическая картография: Учебник для вузов. - М.: Академия, - 2005. - 336 с. Плат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: 1999.
41. Методика обучения географии в средней школе / Под. ред. Матрусова И. С., -М.., 1985- 120с
42. Методика обучения географии в школе / Под. ред. Панчешниковой Л. М., -М., 1997.-56с
43. Миллер, Антон Львович (учитель географии). О разработке элективного курса "География и грамотность" [Текст] / А. Л. Миллер // Русский язык в школе. - 2010. - № 10. - С. 13-17 : табл. - Библиогр.: с. 17. - Подстроч. примеч.
44. Раклов В.П. Картография и ГИС: учебное пособие. - М.:КДУ, 2010. - 188 с
45. Программы элективных курсов. География. 9 класс . Профильное обучение [Текст] : методические указания / сост. С. Е. Дюкова. - М. : Дрофа, 2006. - 79 с. - (Элективные курсы).
46. Программы элективных курсов. География. 10-11 классы. Профильное обучение [Текст] : методические указания / сост. В.П. Дронов. - М. : Дрофа, 2006. - 191 с. - (Элективные курсы).
47. Петрова Н.Н., Новенко Д.В. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения на уроках географии в основной школе // Информатика и образование, 2003. №1.
48. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : В 2 т. Т.1.М.:НИИ школьных технологий, 2006, 816с.
49. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1999.
50. Суворов Н. “Интерактивное обучение: Новые подходы” М. 2005
51. Соколов И.А. Топографическая карта и местность. М., Изд-во ДОСААФ СССР, 1994.- 48с.
52. Суровцев Н.С. Картографические работы в 9 классе //Материалы Отд- ния учеб. географии /Геогр. о-во СССР.- М., 1961.- Вып. 1.- С. 23-38.
53. Суровцев Н.С. Составление картограммы на уроках практических работ по экономической географии СССР //География в шк.- 1962.- N
2. - С. 44-46
54. С.И. Курдин Лабораторный практикум по картографии с основами топографии, Минск, УП «Экоперспектива», 2003. - 206 с.
55. Топографическое черчение: учебно-методическое пособие . Ч.1/А.П.
карпик, В.Д. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, Е.С. Утробина, В.С. Писарев; по общ. ред, Д.В. Лисицкого.- 2-е изд. (УМО) - Новосибирск: СГГА, 2011.- 81с.
56. Условные знаки для топографических планов масштабов 1 : 5 000, 1 : 2 000, 1 : 1 000, 1 : 500 / Федер. служба геодезии и картографии России - М.: Картгеоцентр- Геоиздат, 2000. - 286 с.
57. Условные знаки для топографических карт масштаба 1 : 10 000 - М.: Недра, 1977. - 143 с
58. Усик Л.Е. Задания для практических работ по картам в курсе географии частей света и важнейших государств //География в шк.- 1965.- N 2.- С. 39-Федоров, А.В. Corel DRAW : экспресс-курс - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 400 с.
59. Царева, Л. А. Программа элективного курса "Основы почвоведения" [Текст] / Л. А. Царева, Е. А. Постникова // География в школе. - 2008. - № 5. - С. 54-56 .
60. Цыпина Э.М. Типы географических задач, решаемых на основе аэро- и космических снимков // Вестник Моск. ун-та, 1997. № 2. С. 15-20.
61. Электронный ресурс - Учебник - ГИС «Живая география»2008. - 528с. Интернет-ресурсы:
1 )www.vacad.ru
2 )http: //mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/
3) http://www.compress.ru/article.aspx?id=14787&iid=703
4) http://festival.1september.ru/articles/312993/
5) http: //www.rhsweb. org/intro
6) http://www.schoollink.org/twin.
7) http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10519
8) http://sko-school.ru/vsem/mat-obespech.html
9) http://hnu.docdat.com/docs/index-174307.html
10) http ://mygeog.ru/znachenie-i-primenenie-shkolnoj-geoinformacionnoj - sistemy-zhivaya-geografiya-na-urokax-geografii/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ