Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Работа №47442

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
567
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 8
1.1. Сущность и формы школьного краеведения. Понятие «краеведение»
Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Краткая история развития школьного краеведения 14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 20
2.1. Основные задачи изучения водных ресурсов в школьном курсе
географии 20
3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОДНОГО КРАЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 39
3.1. Выявление начального уровня знаний учащихся о водных ресурсах города
Казани 39
3.2. Разработка проекта по изучению водных ресурсов города Казани 44
3.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по изучению
краеведческого аспекта изучения водных ресурсов географии 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 690
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В последнее время в образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению родного края. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).
Актуальность исследования определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В этом отношении значение краеведческого материала в преподавании истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов общеобразовательной школы трудно переоценить. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т.д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности.
В современных условиях, когда идёт глубокий и многоаспектный процесс технократической негативной трансформации природы, природных ресурсов, провинций и экосистем, изучение этого процесса учителями и школьниками имеет неоценимое и многогранное значение. Ибо без его изучения на примере конкретных природных зон и местностей, конкретного физико¬географического района и населённых пунктов невозможно познание взаимоотоношений в системе «природа- человек- общество». Также в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению истории, культуры, природы родного края, знанию «своих корней», своих растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Для непосредственного и успешного познания и изучения природы, природных ресурсов и процессов, их закономерностей исключительно большое, всестороннее значение имеют не только учебные классные занятия, но и краеведческая деятельность (экскурсии, туристко- краеведческие походы, учебно- экологические тропы, создаваемые в различных природных зонах и местностях). Они создают потенциальную и многообразную возможность близкого соприкосновения и познания окружающей природной среды, её богатств и творений, изучать в природных условиях структуру и состав, жизнедеятельность растительного и животного мира.
Школьное краеведение - процесс всестороннего изучения учениками под руководством педагога природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Высокая значимость данной проблемы нашла отражение в комплексе законодательных и методических документов. Прежде всего, речь идет о ФГОС ООО. Причем одним из целевых направлений закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» названа защита национальных и региональных культур и культурных традиций.
В проекте под названием «Национальная доктрина образования в РФ» указано, что система образования обязана обеспечить развитие, сохранение, распространение культуры, а также историческую преемственность поколений. Необходимо воспитать бережное отношение к культурному и историческому наследию народов России, воспитать граждан демократического, социального государства, патриотов России, которые уважают права и свободы личности, обладают высокою нравственностью и проявляют национальную и религиозную терпимость. В связи с этим актуальность темы данной работы обусловлена нынешним качественным обновлением современной школы. Обновление происходит на основе взаимосвязи классических и новейших подходов к организации комплексного учебно-воспитательного процесса в форме совместной творческой деятельности учителя и ученика. Педагоги стремятся освоить теорию и технологию интеграции учебных и внешкольных занятий учеников, школьного и внешкольного образования в целом
Изучение опыта педагогов - новаторов показывает огромное значение природы в развитии личности ребёнка (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский); акцентируют внимание на единстве человека и природы (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, А.Дистервег, М.Монтень). Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий, практическом познании мира принадлежит Н.И.Новикову, Ф.И. Янковичу.
Глубокое научно-педагогическое обоснование необходимости активного познания местного края дал родоначальник русского школьного краеведения Д.Д.Семёнов.
Ценный вклад в разработку основных проблем школьного географического краеведения внесли Строев К.Ф., Матрусов И.С.
В настоящее время продолжается научная разработка теоретических и методических вопросов краеведческой деятельности. Результатом общения детей с природой через краеведческую деятельность является развитие у них мироощущения единства человека со всем живым на Земле, что приводит к необходимости гармонизировать свою деятельность с людьми и биосферой. В этой связи проблема познания природы в естественных условиях учащимися общеобразовательных школ остаётся по прежнему актуальной. И если вопросы методики изучения краеведения на уроках географии в современной науке достаточно изучены, то, к сожалению, методика изучения рек малой родины разработана недостаточно. А ведь вода исключительно важна не только в жизни человека, но и в жизни всего живого на Земле. Всем известно выражение «вода - это жизнь», но, даже понимая всю важность роли воды в жизни человека, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим. Во многом это объясняется тем, что учащиеся имеют слабые представления о водных ресурсах родного края. В связи с этим тема «Краеведческий аспект изучения водных ресурсов в школьном курсе географии» является весьма актуальной.
На основании этого была сформулирована цель исследования: изучить краеведческий аспект изучения водных ресурсов в школьном курсе географии .
Объект исследования: учебно -воспитательный процесс в средней школе.
Предмет исследования: процесс формирования знаний о водных ресурсах у учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: процесс изучения водных ресурсов в школьном курсе географии будет проходить успешнее, если:
- использовать различные формы и методы краеведческой работы;
- применить при изучении водных ресурсов метод проектирования.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:
1 рассмотреть понятие «краеведение», а также раскрыть сущность и формы школьного краеведения;
2 описать краткую историю развития краеведения;
3. охарактеризовать методические условия изучения водных ресурсов в школьном курсе географии;
4. выявить начальный уровень знаний учащихся о водных ресурсах г. Казань;
5. разработать проект по изучению водных ресурсов г. Казани;
6. проанализировать результаты проведенной опытно - практической работы.
Методологической основой исследования послужили идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервега, М.Монтеля, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского о единстве человека и природы, о значимости наглядных исследовательских методов в образовательном процессе, С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина, о психолого-педагогических особенностях экологического воспитания, В.Л.Погодиной, А.В. Даринского о школьном краеведении.
Методы исследования: анализ научно - методической литературы, тестирование, анкетирование, беседы, наблюдения; педагогический эксперимент.
Практическая значимость: разработанные нами формы краеведческой деятельности могут быть рекомендованы учителям для формирования знаний о водных ресурсах родного края у учащихся общеобразовательной школы.
База исследования: МБОУ СОШ №41 г. Казань.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Школьное краеведение в виде системы, которая относится к учебно-воспитательной работе, охватывает географическое, литературное, историческое, природоведческое и другие направления. Все указанные направления работы, являясь частями целого, представляют собой основные структурные элементы общешкольного краеведения. Они тесно взаимосвязаны не только по своему содержанию, но также по форме организации и методам проведения.
Связи между разными направлениями краеведческой работы на практике проявляются в виде исторического подхода, реализуемого педагогом в процессе изучения природных и социально-экономических условий края, культуры, литературы, искусства, устного народного творчества.
Практически каждое направление школьного краеведения обусловлено множеством конкретных задач, которые необходимо решить в рамках изучения учебной дисциплины. В каждом направлении работа ведется с собственным объектом изучения. Таким образом, формируется самостоятельная система краеведческой работы в школе. Причем каждое направление работы тесно взаимосвязано с другими.
Одним из направлений школьного краеведения является внеурочная деятельность, которая представляет собой составную часть учебно-воспитательного процесса и одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеурочные занятия по географии выступают в качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми. Работа эта предусматривает те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков внеурочная работа по географии строится на основе интересов, возникающих у детей при изучении предмета.
Содержание работы, организационные формы и методы работы в рамках школьного краеведения обусловлены целями и задачами учебно¬воспитательной работы в школе. Также играют роль такие факторы, как требования школьных программ, специфика исторического прошлого и конкретные природные и социально-экономические условия родного края.
Одной из ведущих форм внеурочной деятельности по географии в современной школе является проектная деятельность.
Недостаточный уровень краеведческих знаний, выявленный в ходе проведенной нами опытно - практической работы, свидетельствует о том, что формы, средства и методы учебно-воспитательной работы, используемые при формировании представлений о водных ресурсах родного края на уроках географии, недостаточно эффективны.
В связи с тем нами был разработан и апробирован проект по изучению реки Казанка. Анализ результатов проведенной нами работы показал, что данный проект достаточно эффективен.
Таким образом, в заключении отметим, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598
2. Абдуллина Л., Габидуллин Л. Казань. Путеводитель. - М.: Аякс-пресс, 2011. - 108 с
3. Аничкина Н.В., Щетинкин А.Г. Изучение водных ресурсов Липецкой
области в школьном курсе географии // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 5. - С. 26-31;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11659(дата обращения:
24.05.2018)
4. Атласова Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся- подростков школ народов Севера к национальной культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 19 §1. -17с.
5. Березовская А.О., Глушкова А.Д. Геологические понятия в школьном курсе географии. Учебно - методическое пособие - Иркутск изд-во ГОУ ВПО «Иркутск. гос. пед. ун-т»., 2003, 87с.
6. Берг Краеведение и география.2000
7. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин «100 вопросов и ответов» Животные.-М.:ЗАО «Росмэн», 2006.
8. Гайсин И.Т., Гилемханов И.Р. Преемственность экологическогообразования учащейся молодежи: Учебно-методическое пособие/ Казань:КФУ, 2012, 2012.- 60 с.
9. Гладкий Ю. Н., А. И. Чистобаев. Регионоведение. Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Гардарики, 2003. — С. 43-44, 48.
10. Глазачев С. Н., Кашлев С. С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя - М., 2004.
11. Гришина А.А. Краеведческий материал как средство развития
познавательной и творческой деятельности школьников: Автореф. Дис.канд. пед. наук. -Челябинск, 1978.
12. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 4. - С. 35-35; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5937(дата обращения: 25.05.2018).
13. Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 2006.
14. Ким Э. В., Сиротин В. И., Крылов А. И. География. География России. 8-9 классы. Методическое пособие. К учебникам А. И. Алексеева, В. А. Низовцева, Э. В. Ким. - М.: ДРОФА, Вертикаль, 2016.
15. Костин А. К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. Научно-теоретический журнал. - 2005. - № 8.
16. Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н. Туризм, краеведение и ИКТ социализации учащихся / LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2013.
17. Латышев О.Ю. Библиотечное краеведение в оценке сетевого сообщества //
Международный школьный научный вестник. - 2017. - № 2. - С. 178-181; URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=210(дата обращения:
25.05.2018)
18. Латышев О. Ю., Ильин В. Н., Макарова Л. Н. Туризм, краеведение и ИКТ. - М.: 2013. - 100 с.
19. Лихачёв Д. С. Любить родной край // Отечество: Краеведческий
альманах. — М., 1990. — Вып. 1. — С. 8.
20. Матрусова И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М, 2007 С 78-98
21. Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова ; под ред. Р.С. Чалова ; рец.: С.И. Болысов, Г.В. Бастраков: Эрозионные и русловые процессы. - М.: МАКС Пресс, 2010
22. Науки о Земле: Учебное пособие/ Под ред. проф. А.Г.Мусина. Казань: РИЦ "Школа", 2008.- 208 с. (Соавтор Мусин А.Г., Уразметов И.А. и др.). (Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 050103.65 (032500) география. №187/07 от 12 октября 2007 г.).
23. Никитин А. О. Краеведение между исследованием и мифом // Пятые Яхонтовские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Рязань, 14-17 октября 2008 г. / Отв. ред. И. Г. Кусова. — Рязань, 2010. — С. 21-43.
24. Никонова М. А. Краеведение. - М.: Академия, 2012. - 192 с.
25.Общая физическая география:Учебно-методическое пособие/И.А.Уразметов. С.К.Губеева. Р.Г.Кадырова. Каз.федер.ун-т. -Казань. 2015. - 106 с. (6.6 п.л.). 100 экз.
26.Острикова Е. А. Организация краеведческой деятельности в школе как отражение тенденции регионализации образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 95-97. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2622/(дата обращения: 25.05.2018).
27. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2015. - 128 с.
28. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др.] под ред. Горского В.А. - 2-е изд. - М. Просвещение, 2011. - 111с.
29. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1931. Номер 16. Страница 185.
30. Старостина М. Фольклорное краеведение в школе. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 320 с.
31. Ступин Д.Ю.: Загрязнение почв и новейшие технологии их восстановления.
- СПб.: Лань, 2009
32. Супруненко Ю. П. Казань. Между Востоком и Западом. - М.: Вече, 2013. - 336 с.
33. Сухоруков В. Д., Суслов В. Г. Методика обучения географии. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 360 с.
34. Сухоруков В. Д., Финаров Д. П., Верещагина Н. О., Вилейто Т. В. Практикум по методике обучения географии. - М.: Академия, 2010. - 144 с.
35. Таможняя Е. А., Смирнова М. С., Душина И. В. Методика обучения географии. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 322 с.
36. Трофимов А.М., Гайсин И.Т.. Кубышкина Е.Н. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙГЕОГРАФИИ. Учебное пособие. -Казань: РИЦ "Школа", МОиН РТ, 2010. -108 с.
37. Хусаинов З. Краеведение. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 312 с.
38. Хусаинов З. Методика обучения географии и экологии Республики Татарстан. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 244 с.
39. Цыдыпова Т.В. Краеведческая работа в школе // Научное сообщество
студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(51).
URL: https://sibac.info/archive/guman/3(51).pdf(дата обращения: 25.05.2018)
40. Шамшин А.Б. Историко - краеведческая работа со школьниками // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 5. - С. 12
41. Яковлева Т., Еременко О., Демичева В. Краеведение как средство формирования социокультурной компетенции. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 108 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ