РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
|
Введение 3
1. Теоретические основы региональной социальной политики
1.1. Понятие социальной политики государства 7
1.2. Сущность, виды и направления региональной социальной
политики 15
1.3. Методы оценки эффективности региональной социальной
политики 24
2. Анализ региональной социальной политики и ее роль в экономике Республики Татарстан
2.1. Оценка развития социальной сферы региона 36
2.2. Основные направления финансирования социальной сферы в
регионе 48
2.3. Оценка эффективности социальной политики в Республике
Татарстан 58
3. Основные направления повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан
3.1. Повышение эффективности бюджетных расходов на социальную
сферу в регионе 66
3.2. Совершенствование механизмов реализации социальной политики в
Республике Татарстан 73
Заключение 82
Список использованных источников 87
1. Теоретические основы региональной социальной политики
1.1. Понятие социальной политики государства 7
1.2. Сущность, виды и направления региональной социальной
политики 15
1.3. Методы оценки эффективности региональной социальной
политики 24
2. Анализ региональной социальной политики и ее роль в экономике Республики Татарстан
2.1. Оценка развития социальной сферы региона 36
2.2. Основные направления финансирования социальной сферы в
регионе 48
2.3. Оценка эффективности социальной политики в Республике
Татарстан 58
3. Основные направления повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан
3.1. Повышение эффективности бюджетных расходов на социальную
сферу в регионе 66
3.2. Совершенствование механизмов реализации социальной политики в
Республике Татарстан 73
Заключение 82
Список использованных источников 87
Тема данной дипломной работы является весьма актуальной. До начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, так как реализация социальной политики осуществлялась по сформированным Центром правилам. Несмотря на то, что региональные проблемы социального развития существовали всегда, формирование социальной политики на уровне региона достаточно новое явление для России. В современном российском обществе первостепенной важностью в экономическом развитии страны обладает вовлечение в процесс регионального фактора. Тенденции сегодняшнего дня таковы, что именно органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.
В современном понимании регион склоняется в сторону социальной составляющей, так как регионы ограничиваются не только
территориальными рамками, но и дифференцируются по уровням социально-экономического развития.
В функциональной структуре любого региона социальная политика занимает самое значимое положение, которая нацелена на рост благополучия и благосостояния населения. Раскрепощению человека, выявлению его способностей в творчестве, совершенствованию отношений в обществе способствует именно гуманная ориентация развития региона. Социальные приоритеты, которые провозглашаются правительством и закрепляются в нормативно-правовых актах, обязаны активно реализовываться в повседневную жизнь жителей. Этому в существенной мере должна способствовать региональная социальная политика.
Именно социальная политика в регионе обеспечивает расширенное воспроизводство населения, политическую стабильность, гражданское
согласие, регулирование отношений в обществе. Реализуется это все через государственные решения, социальные программы и мероприятия. Социальная политика региона приводит к взаимодействию всех общественных сфер жизнедеятельности в урегулировании социальных проблем. Формирование и эффективная реализация региональной социальной политики является одним из факторов, существенно влияющих на степень стабильности государственной деятельности.
Актуальность также обусловлена социальной напряжённостью в отношениях общества, повышенной негативностью социальных явлений, уменьшением гражданской безопасности и социальной защищённости. Во многих регионах обостряются противоречия между:
- обещанным процветанием и полученным обеднением части населения;
- интересами людей и проводимыми реформами;
- общественными отношениями и производительными силами;
- богатыми и бедными слоями населения;
-жизненными потребностями и финансовыми возможностями их удовлетворения и др.
Объектом исследования является региональная социальная политика государства как совокупность региональных и федеральных отношений по формированию и реализации социальной политики в современных условиях.
Предмет исследования - эффективность реализации социальной политики на региональном уровне и влияние социальной политики региона на экономику.
Целью работы является определение путей повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан.
Исходя из цели, к задачам работы можно отнести следующее:
- рассмотреть сущность, виды и направления региональной социальной политики;
- изучить методы оценки эффективности региональной социальной политики;
- проанализировать состояние социальной политики в регионе;
- оценить эффективность социальной политики в Республике
Татарстан;
- обосновать основные направления повышения эффективности
социальной политики в Республике Татарстан.
Несмотря на довольно широкое освещение отдельных аспектов социальной политики, в отечественной литературе все также мало работ по глубокому и подробному исследованию проблемы формирования региональной социальной политики. В дипломной работе были использованы работы следующих авторов: Волгина Н.А. «Социальная политика», Скворцов И.П. «Социальная политика региона: теория и практика», Сидорина Т.Ю. «Социальная политика - между экономикой и социологией». Также особого внимания заслуживают работы Р.П. Миригова, В.Н. Лескина и А.Н. Щвецова, М.Д. Шарыгина, В.В. Воронина, С.Н. Смирнова и другие.
Методологическая основа составлена из историко-философской, системной, ценностно-нормативной, сравнительной подходов. Структурно-функциональный анализ позволил рассмотреть социальную политику региона как целостную, сложную, развивающуюся систему.
Также в дипломной работе были использованы данные из сайта Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, статистические сборники Госкомстата.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснованы актуальность темы, ее теоретическая база, цель и задачи. В первой главе будут рассмотрены теоретические основы
6 региональной социальной политики. Во второй главе будет проведен анализ региональной социальной политики в Республике Татарстан. В третьей главе необходимо определить основные пути повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан. И в заключении будут подведены итоги в целом по работе.
В современном понимании регион склоняется в сторону социальной составляющей, так как регионы ограничиваются не только
территориальными рамками, но и дифференцируются по уровням социально-экономического развития.
В функциональной структуре любого региона социальная политика занимает самое значимое положение, которая нацелена на рост благополучия и благосостояния населения. Раскрепощению человека, выявлению его способностей в творчестве, совершенствованию отношений в обществе способствует именно гуманная ориентация развития региона. Социальные приоритеты, которые провозглашаются правительством и закрепляются в нормативно-правовых актах, обязаны активно реализовываться в повседневную жизнь жителей. Этому в существенной мере должна способствовать региональная социальная политика.
Именно социальная политика в регионе обеспечивает расширенное воспроизводство населения, политическую стабильность, гражданское
согласие, регулирование отношений в обществе. Реализуется это все через государственные решения, социальные программы и мероприятия. Социальная политика региона приводит к взаимодействию всех общественных сфер жизнедеятельности в урегулировании социальных проблем. Формирование и эффективная реализация региональной социальной политики является одним из факторов, существенно влияющих на степень стабильности государственной деятельности.
Актуальность также обусловлена социальной напряжённостью в отношениях общества, повышенной негативностью социальных явлений, уменьшением гражданской безопасности и социальной защищённости. Во многих регионах обостряются противоречия между:
- обещанным процветанием и полученным обеднением части населения;
- интересами людей и проводимыми реформами;
- общественными отношениями и производительными силами;
- богатыми и бедными слоями населения;
-жизненными потребностями и финансовыми возможностями их удовлетворения и др.
Объектом исследования является региональная социальная политика государства как совокупность региональных и федеральных отношений по формированию и реализации социальной политики в современных условиях.
Предмет исследования - эффективность реализации социальной политики на региональном уровне и влияние социальной политики региона на экономику.
Целью работы является определение путей повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан.
Исходя из цели, к задачам работы можно отнести следующее:
- рассмотреть сущность, виды и направления региональной социальной политики;
- изучить методы оценки эффективности региональной социальной политики;
- проанализировать состояние социальной политики в регионе;
- оценить эффективность социальной политики в Республике
Татарстан;
- обосновать основные направления повышения эффективности
социальной политики в Республике Татарстан.
Несмотря на довольно широкое освещение отдельных аспектов социальной политики, в отечественной литературе все также мало работ по глубокому и подробному исследованию проблемы формирования региональной социальной политики. В дипломной работе были использованы работы следующих авторов: Волгина Н.А. «Социальная политика», Скворцов И.П. «Социальная политика региона: теория и практика», Сидорина Т.Ю. «Социальная политика - между экономикой и социологией». Также особого внимания заслуживают работы Р.П. Миригова, В.Н. Лескина и А.Н. Щвецова, М.Д. Шарыгина, В.В. Воронина, С.Н. Смирнова и другие.
Методологическая основа составлена из историко-философской, системной, ценностно-нормативной, сравнительной подходов. Структурно-функциональный анализ позволил рассмотреть социальную политику региона как целостную, сложную, развивающуюся систему.
Также в дипломной работе были использованы данные из сайта Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, статистические сборники Госкомстата.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснованы актуальность темы, ее теоретическая база, цель и задачи. В первой главе будут рассмотрены теоретические основы
6 региональной социальной политики. Во второй главе будет проведен анализ региональной социальной политики в Республике Татарстан. В третьей главе необходимо определить основные пути повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан. И в заключении будут подведены итоги в целом по работе.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Социальная политика - политика государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Целями государственной социальной политики являются в обобщенном виде гарантии населению минимального дохода, обеспечение доступными социальными услугами, предоставление материальной помощи в случае инвалидности, болезни, потери кормильца и других социальных невзгод.
К принципам государственной социальной политики относятся: принцип социальной справедливости, принцип индивидуальной социальной ответственности, принцип солидарности, принцип социальной компенсации, принцип социальных гарантий, принцип всеобщности. Данные принципы должны быть соблюдены всеми членами государства.
Объектом государственной социальной политики являются люди, социальные и объединенные общности. Субъект государственной социальной политики - это органы государственной власти, организации, учреждения и предприятия, которые создают и реализуют социальную политику. Основные направления внешней и внутренней политики государства определяет Президент Российской Федерации.
2. Социальная политика региона - это деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которая направлена на развитие социальной сферы региона, решение социальных вопросов, формирование условий для жизнедеятельности населения, удовлетворение их интересов, социальных потребностей, гарантий и прав, предоставление социальных услуг.
В зависимости от степени вмешательства государства в социальную сферу и степени приоритета социальных проблем в деятельности субъекта, региональная социальная политика может быть разделена на два вида: остаточная (ограниченная по своим масштабам, преимущественно пассивная и имеет компенсационный характер) и институциональная (социальная политика выполняет существенную роль в снабжении жителей социальными услугами и рассматривается как более эффективная в политическом и социально-экономическом смыслах).
Существует три направления региональной социальной политики: социальное развитие, социальная защита и социальная безопасность.
3. В теоретической части мы рассмотрели несколько методов оценки эффективности социальной политики, некоторые из которых будут применены во второй главе нашей работы при оценке эффективности социальной политики Республики Татарстан. К основным методам относятся:
- расчет индекса развития человеческого потенциала;
- метод оценки социальной результативности с помощью критерия эффективности, определив соотношение результатов предыдущего года и фактических результатов;
- метод соотношения затрат на реализацию какого-либо социального мероприятия с полученными результатами;
- оценка эффективности относительно динамики нефинансовых индикаторов.
Далее в практической части был проведен анализ социальной политики в Республике Татарстан. Власти региона обращают большое внимание на развитие социальной сферы. Исследование показало, что ежегодно в республике реализуются всевозможные программы социального характера, растут объемы финансирования образования, здравоохранения, культуры и спорта. Все эти мероприятия благоприятно сказываются на уровне и качестве жизни населения. Основными направлениями расходов являются:
-содержание и развитие образовательных учреждений, сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров;
- оказание высокотехнологичной медицинской помощи, содержание учреждений, централизованные закупки медикаментов и оборудования и другие;
-финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- комплектование книжных фондов, поддержка творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов.
В Республике Татарстан на сегодняшний день расходуется 61,2% из общего объема расходов бюджета на социальную сферу. Наибольший удельный вес в общей сумме расходов приходится на образование (33,5%) и здравоохранение (25,6%).
В третьем разделе второй главы была проведена оценка эффективности реализуемой социальной политики в Республике Татарстан. Были применены два метода. В первую очередь мы посчитали ИЧР и сделали следующие выводы:
- Республика Татарстан относится к регионам с высоким уровнем ИЧР и входит в первую десятку в рейтинге ООН в России;
- индексы Татарстана превышают все средние показатели по стране. Средний ИЧР по России составил 0,843, индекс Республики - 0,86;
- показатели человеческого развития в регионе с каждым годом растут.
Отсюда мы сделали вывод о высокой эффективности социальной политики в регионе.
Далее были проанализированы нефинансовые индикаторы оценки эффективности социальной политики за 2014-2016 гг. Мы сказали, что индикаторы, касающиеся доходов населения, имеют отрицательную тенденцию. Причиной этому является кризис. При этом все остальные индикаторы ежегодно растут. Исходя из этого, мы можем сказать, что проводимая социальная политика в республике имеет положительную отдачу и является достаточно эффективной.
Третья глава посвящена разработке основных направлений повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан. В первом разделе этой главы предложили основные меры повышения эффективности расходов бюджета региона на социальную сферу: строгое соблюдение норм контроля расходов в режиме экономии; введение принципов планирования направленного на результат бюджетирования; совершенствование перечня и структур государственных программ Республики Татарстан ; усиление внутреннего финансового контроля деятельности подведомственных учреждений; обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля за их эффективностью и результативностью и другие.
Во втором разделе третьей главы нами рекомендованы меры по совершенствованию механизмов реализации социальной политики в Республике Татарстан. Мы считаем, что достигнуть этого можно с помощью: преобразования в работе департамента; совершенствования законодательства о государственной социальной помощи, социальной поддержке; осуществления постоянного мониторинга развития социальной сферы; совершенствования механизмов информирования населения Республики Татарстан о предоставляемых возможностях; подготовка новых специалистов в данной сфере и другие.
К числу механизмов, позволяющих совершенствовать социальную политику в Республике Татарстан, мы отнесли:
-проектный механизм, который имеет направленность повышения качества и доступности образования, социализации молодежи, финансирования систем здравоохранения, повышения квалификации медицинских кадров, формирования стимулов к высокопроизводительному труду, повышения производственной и деловой активности населения;
-организационный механизм, предполагающий изменения в области взаимодействия подведомственных организаций с Департаментом социальной защиты населения;
-кадровый механизм, основой которого является пересмотр кадрового состава учреждения и создание системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере социальной политики;
-нормативно-правовой механизм предусматривает совершенствование законодательства государственной социальной политики;
-научный механизм реализации региональной социальной политики предполагает осуществление постоянного мониторинга развития социальной сферы в современных условиях;
-информационный механизм подразумевает совершенствование механизмов информирования населения Республики Татарстан о предоставляемых возможностях.
1. Социальная политика - политика государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Целями государственной социальной политики являются в обобщенном виде гарантии населению минимального дохода, обеспечение доступными социальными услугами, предоставление материальной помощи в случае инвалидности, болезни, потери кормильца и других социальных невзгод.
К принципам государственной социальной политики относятся: принцип социальной справедливости, принцип индивидуальной социальной ответственности, принцип солидарности, принцип социальной компенсации, принцип социальных гарантий, принцип всеобщности. Данные принципы должны быть соблюдены всеми членами государства.
Объектом государственной социальной политики являются люди, социальные и объединенные общности. Субъект государственной социальной политики - это органы государственной власти, организации, учреждения и предприятия, которые создают и реализуют социальную политику. Основные направления внешней и внутренней политики государства определяет Президент Российской Федерации.
2. Социальная политика региона - это деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которая направлена на развитие социальной сферы региона, решение социальных вопросов, формирование условий для жизнедеятельности населения, удовлетворение их интересов, социальных потребностей, гарантий и прав, предоставление социальных услуг.
В зависимости от степени вмешательства государства в социальную сферу и степени приоритета социальных проблем в деятельности субъекта, региональная социальная политика может быть разделена на два вида: остаточная (ограниченная по своим масштабам, преимущественно пассивная и имеет компенсационный характер) и институциональная (социальная политика выполняет существенную роль в снабжении жителей социальными услугами и рассматривается как более эффективная в политическом и социально-экономическом смыслах).
Существует три направления региональной социальной политики: социальное развитие, социальная защита и социальная безопасность.
3. В теоретической части мы рассмотрели несколько методов оценки эффективности социальной политики, некоторые из которых будут применены во второй главе нашей работы при оценке эффективности социальной политики Республики Татарстан. К основным методам относятся:
- расчет индекса развития человеческого потенциала;
- метод оценки социальной результативности с помощью критерия эффективности, определив соотношение результатов предыдущего года и фактических результатов;
- метод соотношения затрат на реализацию какого-либо социального мероприятия с полученными результатами;
- оценка эффективности относительно динамики нефинансовых индикаторов.
Далее в практической части был проведен анализ социальной политики в Республике Татарстан. Власти региона обращают большое внимание на развитие социальной сферы. Исследование показало, что ежегодно в республике реализуются всевозможные программы социального характера, растут объемы финансирования образования, здравоохранения, культуры и спорта. Все эти мероприятия благоприятно сказываются на уровне и качестве жизни населения. Основными направлениями расходов являются:
-содержание и развитие образовательных учреждений, сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров;
- оказание высокотехнологичной медицинской помощи, содержание учреждений, централизованные закупки медикаментов и оборудования и другие;
-финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- комплектование книжных фондов, поддержка творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов.
В Республике Татарстан на сегодняшний день расходуется 61,2% из общего объема расходов бюджета на социальную сферу. Наибольший удельный вес в общей сумме расходов приходится на образование (33,5%) и здравоохранение (25,6%).
В третьем разделе второй главы была проведена оценка эффективности реализуемой социальной политики в Республике Татарстан. Были применены два метода. В первую очередь мы посчитали ИЧР и сделали следующие выводы:
- Республика Татарстан относится к регионам с высоким уровнем ИЧР и входит в первую десятку в рейтинге ООН в России;
- индексы Татарстана превышают все средние показатели по стране. Средний ИЧР по России составил 0,843, индекс Республики - 0,86;
- показатели человеческого развития в регионе с каждым годом растут.
Отсюда мы сделали вывод о высокой эффективности социальной политики в регионе.
Далее были проанализированы нефинансовые индикаторы оценки эффективности социальной политики за 2014-2016 гг. Мы сказали, что индикаторы, касающиеся доходов населения, имеют отрицательную тенденцию. Причиной этому является кризис. При этом все остальные индикаторы ежегодно растут. Исходя из этого, мы можем сказать, что проводимая социальная политика в республике имеет положительную отдачу и является достаточно эффективной.
Третья глава посвящена разработке основных направлений повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан. В первом разделе этой главы предложили основные меры повышения эффективности расходов бюджета региона на социальную сферу: строгое соблюдение норм контроля расходов в режиме экономии; введение принципов планирования направленного на результат бюджетирования; совершенствование перечня и структур государственных программ Республики Татарстан ; усиление внутреннего финансового контроля деятельности подведомственных учреждений; обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля за их эффективностью и результативностью и другие.
Во втором разделе третьей главы нами рекомендованы меры по совершенствованию механизмов реализации социальной политики в Республике Татарстан. Мы считаем, что достигнуть этого можно с помощью: преобразования в работе департамента; совершенствования законодательства о государственной социальной помощи, социальной поддержке; осуществления постоянного мониторинга развития социальной сферы; совершенствования механизмов информирования населения Республики Татарстан о предоставляемых возможностях; подготовка новых специалистов в данной сфере и другие.
К числу механизмов, позволяющих совершенствовать социальную политику в Республике Татарстан, мы отнесли:
-проектный механизм, который имеет направленность повышения качества и доступности образования, социализации молодежи, финансирования систем здравоохранения, повышения квалификации медицинских кадров, формирования стимулов к высокопроизводительному труду, повышения производственной и деловой активности населения;
-организационный механизм, предполагающий изменения в области взаимодействия подведомственных организаций с Департаментом социальной защиты населения;
-кадровый механизм, основой которого является пересмотр кадрового состава учреждения и создание системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере социальной политики;
-нормативно-правовой механизм предусматривает совершенствование законодательства государственной социальной политики;
-научный механизм реализации региональной социальной политики предполагает осуществление постоянного мониторинга развития социальной сферы в современных условиях;
-информационный механизм подразумевает совершенствование механизмов информирования населения Республики Татарстан о предоставляемых возможностях.
Подобные работы
- Особенности региональной социальной политики и ее роль в экономике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Региональная социальная политика и ее роль в экономике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Методы оценки эффективности корпоративной социальной политики.
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Социальная политика государства и проблемы её реализации на региональном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2020 - Роль региональной молодежной политики в развитии профессиональных компетенций студентов
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Социальная политика субъекта Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Влияние корпоративной социальной политики на эффективность внутрифирменных трудовых отношений
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование социальной политики на предприятии (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019



