Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

Работа №78766

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы региональной социальной политики
1.1. Понятие социальной политики государства 7
1.2. Сущность, виды и направления региональной социальной
политики 15
1.3. Методы оценки эффективности региональной социальной
политики 24
2. Анализ региональной социальной политики и ее роль в экономике Республики Татарстан
2.1. Оценка развития социальной сферы региона 36
2.2. Основные направления финансирования социальной сферы в
регионе 48
2.3. Оценка эффективности социальной политики в Республике
Татарстан 58
3. Основные направления повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан
3.1. Повышение эффективности бюджетных расходов на социальную
сферу в регионе 66
3.2. Совершенствование механизмов реализации социальной политики в
Республике Татарстан 73
Заключение 82
Список использованных источников 87


Тема данной дипломной работы является весьма актуальной. До начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, так как реализация социальной политики осуществлялась по сформированным Центром правилам. Несмотря на то, что региональные проблемы социального развития существовали всегда, формирование социальной политики на уровне региона достаточно новое явление для России. В современном российском обществе первостепенной важностью в экономическом развитии страны обладает вовлечение в процесс регионального фактора. Тенденции сегодняшнего дня таковы, что именно органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.
В современном понимании регион склоняется в сторону социальной составляющей, так как регионы ограничиваются не только
территориальными рамками, но и дифференцируются по уровням социально-экономического развития.
В функциональной структуре любого региона социальная политика занимает самое значимое положение, которая нацелена на рост благополучия и благосостояния населения. Раскрепощению человека, выявлению его способностей в творчестве, совершенствованию отношений в обществе способствует именно гуманная ориентация развития региона. Социальные приоритеты, которые провозглашаются правительством и закрепляются в нормативно-правовых актах, обязаны активно реализовываться в повседневную жизнь жителей. Этому в существенной мере должна способствовать региональная социальная политика.
Именно социальная политика в регионе обеспечивает расширенное воспроизводство населения, политическую стабильность, гражданское
согласие, регулирование отношений в обществе. Реализуется это все через государственные решения, социальные программы и мероприятия. Социальная политика региона приводит к взаимодействию всех общественных сфер жизнедеятельности в урегулировании социальных проблем. Формирование и эффективная реализация региональной социальной политики является одним из факторов, существенно влияющих на степень стабильности государственной деятельности.
Актуальность также обусловлена социальной напряжённостью в отношениях общества, повышенной негативностью социальных явлений, уменьшением гражданской безопасности и социальной защищённости. Во многих регионах обостряются противоречия между:
- обещанным процветанием и полученным обеднением части населения;
- интересами людей и проводимыми реформами;
- общественными отношениями и производительными силами;
- богатыми и бедными слоями населения;
-жизненными потребностями и финансовыми возможностями их удовлетворения и др.
Объектом исследования является региональная социальная политика государства как совокупность региональных и федеральных отношений по формированию и реализации социальной политики в современных условиях.
Предмет исследования - эффективность реализации социальной политики на региональном уровне и влияние социальной политики региона на экономику.
Целью работы является определение путей повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан.
Исходя из цели, к задачам работы можно отнести следующее:
- рассмотреть сущность, виды и направления региональной социальной политики;
- изучить методы оценки эффективности региональной социальной политики;
- проанализировать состояние социальной политики в регионе;
- оценить эффективность социальной политики в Республике
Татарстан;
- обосновать основные направления повышения эффективности
социальной политики в Республике Татарстан.
Несмотря на довольно широкое освещение отдельных аспектов социальной политики, в отечественной литературе все также мало работ по глубокому и подробному исследованию проблемы формирования региональной социальной политики. В дипломной работе были использованы работы следующих авторов: Волгина Н.А. «Социальная политика», Скворцов И.П. «Социальная политика региона: теория и практика», Сидорина Т.Ю. «Социальная политика - между экономикой и социологией». Также особого внимания заслуживают работы Р.П. Миригова, В.Н. Лескина и А.Н. Щвецова, М.Д. Шарыгина, В.В. Воронина, С.Н. Смирнова и другие.
Методологическая основа составлена из историко-философской, системной, ценностно-нормативной, сравнительной подходов. Структурно-функциональный анализ позволил рассмотреть социальную политику региона как целостную, сложную, развивающуюся систему.
Также в дипломной работе были использованы данные из сайта Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, статистические сборники Госкомстата.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснованы актуальность темы, ее теоретическая база, цель и задачи. В первой главе будут рассмотрены теоретические основы
6 региональной социальной политики. Во второй главе будет проведен анализ региональной социальной политики в Республике Татарстан. В третьей главе необходимо определить основные пути повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан. И в заключении будут подведены итоги в целом по работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Социальная политика - политика государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Целями государственной социальной политики являются в обобщенном виде гарантии населению минимального дохода, обеспечение доступными социальными услугами, предоставление материальной помощи в случае инвалидности, болезни, потери кормильца и других социальных невзгод.
К принципам государственной социальной политики относятся: принцип социальной справедливости, принцип индивидуальной социальной ответственности, принцип солидарности, принцип социальной компенсации, принцип социальных гарантий, принцип всеобщности. Данные принципы должны быть соблюдены всеми членами государства.
Объектом государственной социальной политики являются люди, социальные и объединенные общности. Субъект государственной социальной политики - это органы государственной власти, организации, учреждения и предприятия, которые создают и реализуют социальную политику. Основные направления внешней и внутренней политики государства определяет Президент Российской Федерации.
2. Социальная политика региона - это деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которая направлена на развитие социальной сферы региона, решение социальных вопросов, формирование условий для жизнедеятельности населения, удовлетворение их интересов, социальных потребностей, гарантий и прав, предоставление социальных услуг.
В зависимости от степени вмешательства государства в социальную сферу и степени приоритета социальных проблем в деятельности субъекта, региональная социальная политика может быть разделена на два вида: остаточная (ограниченная по своим масштабам, преимущественно пассивная и имеет компенсационный характер) и институциональная (социальная политика выполняет существенную роль в снабжении жителей социальными услугами и рассматривается как более эффективная в политическом и социально-экономическом смыслах).
Существует три направления региональной социальной политики: социальное развитие, социальная защита и социальная безопасность.
3. В теоретической части мы рассмотрели несколько методов оценки эффективности социальной политики, некоторые из которых будут применены во второй главе нашей работы при оценке эффективности социальной политики Республики Татарстан. К основным методам относятся:
- расчет индекса развития человеческого потенциала;
- метод оценки социальной результативности с помощью критерия эффективности, определив соотношение результатов предыдущего года и фактических результатов;
- метод соотношения затрат на реализацию какого-либо социального мероприятия с полученными результатами;
- оценка эффективности относительно динамики нефинансовых индикаторов.
Далее в практической части был проведен анализ социальной политики в Республике Татарстан. Власти региона обращают большое внимание на развитие социальной сферы. Исследование показало, что ежегодно в республике реализуются всевозможные программы социального характера, растут объемы финансирования образования, здравоохранения, культуры и спорта. Все эти мероприятия благоприятно сказываются на уровне и качестве жизни населения. Основными направлениями расходов являются:
-содержание и развитие образовательных учреждений, сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров;
- оказание высокотехнологичной медицинской помощи, содержание учреждений, централизованные закупки медикаментов и оборудования и другие;
-финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- комплектование книжных фондов, поддержка творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов.
В Республике Татарстан на сегодняшний день расходуется 61,2% из общего объема расходов бюджета на социальную сферу. Наибольший удельный вес в общей сумме расходов приходится на образование (33,5%) и здравоохранение (25,6%).
В третьем разделе второй главы была проведена оценка эффективности реализуемой социальной политики в Республике Татарстан. Были применены два метода. В первую очередь мы посчитали ИЧР и сделали следующие выводы:
- Республика Татарстан относится к регионам с высоким уровнем ИЧР и входит в первую десятку в рейтинге ООН в России;
- индексы Татарстана превышают все средние показатели по стране. Средний ИЧР по России составил 0,843, индекс Республики - 0,86;
- показатели человеческого развития в регионе с каждым годом растут.
Отсюда мы сделали вывод о высокой эффективности социальной политики в регионе.
Далее были проанализированы нефинансовые индикаторы оценки эффективности социальной политики за 2014-2016 гг. Мы сказали, что индикаторы, касающиеся доходов населения, имеют отрицательную тенденцию. Причиной этому является кризис. При этом все остальные индикаторы ежегодно растут. Исходя из этого, мы можем сказать, что проводимая социальная политика в республике имеет положительную отдачу и является достаточно эффективной.
Третья глава посвящена разработке основных направлений повышения эффективности социальной политики в Республике Татарстан. В первом разделе этой главы предложили основные меры повышения эффективности расходов бюджета региона на социальную сферу: строгое соблюдение норм контроля расходов в режиме экономии; введение принципов планирования направленного на результат бюджетирования; совершенствование перечня и структур государственных программ Республики Татарстан ; усиление внутреннего финансового контроля деятельности подведомственных учреждений; обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля за их эффективностью и результативностью и другие.
Во втором разделе третьей главы нами рекомендованы меры по совершенствованию механизмов реализации социальной политики в Республике Татарстан. Мы считаем, что достигнуть этого можно с помощью: преобразования в работе департамента; совершенствования законодательства о государственной социальной помощи, социальной поддержке; осуществления постоянного мониторинга развития социальной сферы; совершенствования механизмов информирования населения Республики Татарстан о предоставляемых возможностях; подготовка новых специалистов в данной сфере и другие.
К числу механизмов, позволяющих совершенствовать социальную политику в Республике Татарстан, мы отнесли:
-проектный механизм, который имеет направленность повышения качества и доступности образования, социализации молодежи, финансирования систем здравоохранения, повышения квалификации медицинских кадров, формирования стимулов к высокопроизводительному труду, повышения производственной и деловой активности населения;
-организационный механизм, предполагающий изменения в области взаимодействия подведомственных организаций с Департаментом социальной защиты населения;
-кадровый механизм, основой которого является пересмотр кадрового состава учреждения и создание системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере социальной политики;
-нормативно-правовой механизм предусматривает совершенствование законодательства государственной социальной политики;
-научный механизм реализации региональной социальной политики предполагает осуществление постоянного мониторинга развития социальной сферы в современных условиях;
-информационный механизм подразумевает совершенствование механизмов информирования населения Республики Татарстан о предоставляемых возможностях.



1. Государственная программа «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 февраля 2014 года N 110.
2. Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 октября 2013 года N 794.
3. Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк» - «Будущее»: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 года N 1174.
4. Комплексный проект "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2015 годы: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 декабря 2010 г. N 1018.
5. Государственная программа "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года N 1023.
6. Закон о бюджете Республики Татарстан на 2016 год от 20 ноября 2015 года N 97-ЗРТ.
7. Государственная программа "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы": утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 августа 2013 года N 553
8. Государственная программа "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы": утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 февраля 2014 года N 73.
9. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы»: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 октября 2013 года N 823.
10. Государственная программа «Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014-2020 годы»: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2013 года N 1000.
11. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 сентября 2015 года N 707.
12. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (с изменениями на 10 февраля 2017 года): утв. постановлением Правительством Российской Федерации от 2 августа 2010 года N 588.
13. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2012 года N 1199.
14. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в Республике Татарстан на период до 2018 года: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 марта 2014 года N 154
15. Собрание Законодательства Российской Федерации. 2008 г. N 47. Ст. 3489.
Статьи в сборниках и периодических изданиях
16. Ананских. М. С. «Методологические проблемы оценки эффективности бюджетных расходов»//Бюджет и финансы. - 2013. - № 3. - С. 18-21.
17. Васильева Е.Г. «Оценка эффективности социальной политики: региональная практика»//Экономика и экономические науки. - 2014 г. - №12. - С.29-33.
18. Гайзатуллин Р. Р., Зарипов И. И. «Пути повышения эффективности формирования и реализации бюджетной политики Республики Татарстан»// Экономика и экономические науки. - 2012 г. - №2. - С. 109-113.
19. Галиева И. С. «Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных Российских условиях»//Социология. - 2013. - №3. - С. 50-54.
20. Зиганшина Л.А. «О результативности и эффективности расходов бюджетов на социальную политику»// Экономика и экономические науки. - 2013г. - №26. - С. 57-65.
21. Камалтынов Ю. З., Салагаев А. Л. «Реализация целевых социальных программ в Республике Татарстан: оценка и основные направления развития»// Экономика и экономические науки. - 2013 г. - №2. - С. 240-244.
22. Приходченко О.С. «Повышение эффективности бюджетных расходов в целях социально-экономического развития территории»// Экономика и экономические науки. - 2014 г. - №12. - С. 180-184.
23. Пакулина И. С. «Стратегия развития социальной сферы в механизме
реализации региональной политики»//Вестник государственного и
муниципального управления. - 2012 г. - №2. - С.90-97.
Учебники и учебные пособия
24. Аверин А.Н., Берестова Л.И., Бобков В.Н. Социальная политика. Учебник. М.: Экзамен, 2012. - 944 с.
25. Бельчик Т.А. Оценка результативности социальной политики // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1-1. - 355 с.
26. Виницына В. В. Совершенствование механизма оценки эффективности реализации государственных программ // Финансы и кредит. - 2013. № 6. 388
с.
27. Волгина Н.А. Социальная политика / Под общ.ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2013г. -311с.
28. Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «МарТ», 2014. - 528 с.
29. Колесова В.П. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей редакцией проф. Колесова В.П. (экономический факультет МГУ) и Т. Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк). М.: Права человека, 2011. - 161 с.
30. Косенко О.В. Оценка эффективности региональной системы социальной
защиты // Материалы региональной научно-практической конференции «Социальная политика. Реалии XXI века: региональный аспект». - 2012 г. -
288 с.
31. Кочетков А.А. Основы экономической теории: Курс
лекций/А.А.Кочетков. -2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.- 387 с.
32. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. - 2015. -№1. - 261 с.
33. Лебедев Н. Б. Система образования в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и тенденции развития // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 2 - 277 с.
34. Лубашев. Е.А. Региональная социальная политика: теоретические основы, функции и принципы / Е.А. Лубашев // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 15. - 254 с.
35. Миронов, С.М. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов/ С. Миронов // Общество и экономика. - 2011. - №5. - 321 с.
36. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов/
И.П.Николаева.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2011. - 244 с.
37. Приходченко О. С. Формирование бюджетной стратегии на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. 263 с.
38. Приходько А. В. Шпаргалка по макроэкономике. 2012 г. - 361 с.
39. Сидорина Т.Ю. Социальная политика - между экономикой и социологией/Т.Ю. Сидорина // Общественные науки и современность. - 2012. -№6. - 294 с.
40. Скворцов И.П. Социальная политика региона: теория и практика. - М.: Кнорус, 2013. - 248 с.
41. Смирнов С.С., Исаев Н.А. Социальная политика. Новый курс // Вопросы экономики. -2013 г. - № 2. - 421 с.
42. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2011. - 298 с.
43. Сочнева Е. Н. Анализ современной модели социальной политики России // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3. - 162 с.
44. Федин В.В. Методология мониторинга целевых показателей развития
социальной защиты населения на уровне субъектов РФ // Тезисы доклада на методическом семинаре Управления социальной защиты населения. -
Волгоград, 2011 г. - 220 с.
45. Цветков О. Н. От управления затратами к управлению по результатам: информационно-аналитическая система управления реализацией стратегии социально-экономического развития // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2010 г. - № 2. 163 с.
46. Якобсон Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей/Л.И. Якобсон // Общественные науки и современность. -2012. -№2. - 351 с.
Электронные ресурсы
47. Государственная социальная политика: понятие и сущность
[Электронный ресурс] / Сайт «Электронной библиотека» - URL: http://libraryno.ru/(дата обращения 20.05.2013).
48. Региональная социальная политика [Электронный ресурс] / Сайт
«Студопедия - лекционный материал для студентов» - URL:
http://studopedia.su/(дата обращения 24. 04. 2015).
49. Основные показатели образования [Электронный ресурс] / Сайт Территориального органа Федеральной статистики по Республике Татарстан
- URL:http://tatstat.gks.ru/(дата обращения - 12.01.2017).
50. Основные показатели здравоохранения [Электронный ресурс] / Сайт Территориального органа Федеральной статистики по Республике Татарстан
- URL:http://tatstat.gks.ru/(дата обращения - 13.01.2017).
51. Тенденции социально-экономического развития Республики Татарстан в 2016 г. [Электронный ресурс] / Сайт Министерства экономики Республики Татарстан- URL:http://mert.tatarstan.ru/(дата обращения - 25.02.2017).
52. Основные показатели культуры [Электронный ресурс] / Сайт Территориального органа Федеральной статистики по Республике Татарстан
- URL:http://tatstat.gks.ru/(дата обращения - 15.01.2017).
53. Жилищный фонд [Электронный ресурс] / Сайт Территориального органа Федеральной статистики по Республике Татарстан - URL:http: //tatstat.gks .ru/(дата обращения - 17.01.2017).
54. Отчет об исполнении консолидированного бюджета и бюджета
Республики Татарстан на 1 января 2017 г. [Электронный ресурс] / Сайт Министерства финансов Республики Татарстан - URL:
http://minfin.tatarstan.ru/(дата обращения - 27.01.2017).
55. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт правовой информации Республики Татарстан - URL:http://pravo.tatarstan.ru/(дата обращения - 10.06.2015).
56. Постановление об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан [Электронный ресурс] / Сайт Электронного фонда правовой и нормативно-технической документации - URL:http://docs.cntd.ru/(дата обращения - 31.12.2012).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ