Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональная социальная политика и ее роль в экономике

Работа №47029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Социальная политика как система 7
1.1. Основные виды социальной политики и их взаимосвязь 7
1.2. Механизмы и институты социальной политики 17
1.3. Особенности социальной политики Российской Федерации 25
2. Анализ региональной социальной политики на примере Республики
Татарстан 35
2.1. Характеристика социальной политики в Республике Татарстан 35
2.2. Структура социальной политики в Республике Татарстан 44
2.3. Сферы реализации социальной политики в Республике Татарстан 47
3. Совершенствование социально-экономической политики в Республике
Татарстан 52
3.1. Разработка социально-экономического проекта «Родные и близкие» 52
3.2. Эффективность социально-экономического проекта «Родные и близкие»
Заключение 62
Список использованных источников

Социальная политика относится к числу наиболее актуальных проблем общественной жизни, анализ состояния социальной политики государства и поиск ее альтернативных вариантов являются предметом многочисленных научных дискуссий. В условиях глобализации встают вопросы о способах организации социальной жизни, роли социальных взаимодействий и создании условий для реализации человеческих потребностей в современном обществе. Даже в развитых социальных государствах стабилизация экономического роста зачастую сопровождается усиливающейся дифференциацией уровня жизни, что ограничивает жизненные перспективы для многих групп населения и вызывает обострение социальных проблем.
Сказанное свидетельствует о необходимости изменения, как самих приоритетов социальной политики, так и способов ее выработки, с учетом того факта, что человек и качество его жизни становятся ключевым фактором современных концепций социальной политики.
Суть социальной политики любого государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Важной особенностью социальной сферы общества является то, что она достаточно глубоко интегрирована в сферу экономики. Именно экономика обеспечивает государство ресурсами для реализации социальной политики, а социальная сфера, в свою очередь, оказывает влияние на экономическое развитие.
Критическим условием устойчивого экономического развития, обеспечения социальной и политической стабильности страны и ее регионов является формирование благоприятного инвестиционного климата. От состояния инвестиционного климата во многом зависит уровень деловой активности, размер налоговых поступлений, а, следовательно, наполняемость федерального и региональных бюджетов.
Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Соответственно, в России были созданы и введены в действие различного рода механизмы социальной защиты, такие как программы поддержки безработных и малоимущих граждан, материнский капитал, бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.д. Финансирование таких механизмов неизбежно создает серьезную нагрузку для бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, которые, в свою очередь, зависят, от налоговых и страховых платежей.
Значительная часть непосредственных социальных затрат государства компенсируется за счет поступлений со стороны бизнеса, что, способствует увеличению налогового бремени, административных барьеров и общему падению инвестиционной привлекательности России. В условиях текущего экономического кризиса подобная ситуация может привести к серьезному падению уровня деловой активности, росту теневой экономики, бюджетному дефициту. В результате, возложенные на государство социальные обязательства перестанут выполняться, что может привести к социальной нестабильности. Кроме того, состояние социальной сферы имеет большое значение при принятии решений об инвестировании средств в экономику со стороны внутренних и внешних инвесторов. Уровень и качество жизни населения, уровень доходов и потребительский потенциал, состояние трудовых ресурсов и человеческого капитала, отсутствие острых социальных проблем являются существенными факторами, определяющими привлекательность территории для реализации инвестиционных проектов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная политика, с одной стороны, является эффективным инструментом решения многих острых социальных проблем, повышения покупательской способности населения и развития человеческого капитала, т.е. увеличения инвестиционной привлекательности страны (региона), а, с другой стороны, финансирование мероприятий социальной политики связано с наличием определенных налоговых и страховых платежей, создающих существенные барьеры для развития бизнеса. Следовательно, государственную социальную политику возможно рассматривать в качестве одного из основных факторов формирования инвестиционного климата страны и ее регионов.
Ключевой проблемой, поставленной перед исследованием, является высокий уровень социальной нагрузки на региональный бюджет, а также наличие ряда социальных проблем в РТ, что негативно влияет на формирование инвестиционного климата.
Гипотеза ВКР заключается в том, что совершенствование текущей региональной социальной политики РТ может способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата региона.
Целью ВКР ставится выявление направлений совершенствования социальной политики на территории РТ с целью улучшения регионального климата.
В соответствии с этой целью, ставится ряд задач:
- определить основные виды социальной политики и их взаимосвязь;
- рассмотреть механизмы и институты социальной политики;
- выявить особенности социальной политики Российской Федерации;
- определить цели и задачи социальной политики в Республике Татарстан;
- рассмотреть структуру социальной политики в Республике Татарстан;
- определить сферы реализации социальной политики в Республике Татарстан;
- предложить способы повышения эффективности социальной политики Республики Татарстан.
Объектом исследования выступает Республик Татарстан. Предмет исследования: региональная социальная политика и ее роль в экономике.
Настоящее исследование было проведено с использованием следующих методов:
- экспертный опрос;
- анализ источников (статистические данные);
- критический анализ нормативно-правовой базы и официальных документов;
- индукция;
- описание.
Данная ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная политика является одним из приоритетных направлений государственного управления в России. Кроме основной функции - ликвидации социального неравенства и повышения общего уровня и качества жизни населения, социальная политика также оказывает значительное влияние на формирование инвестиционного климата страны в целом и отдельных ее регионов.
В ходе исследования были выявлены основные социальные факторы, влияющие на инвестиционный климат региона. К ним относятся: общая численность населения и динамика среднедушевого дохода, которые определяют потенциальную емкость рынка, уровень социальной стабильности и дифференциации населения, а также количество и качество имеющихся на территории региона трудовых ресурсов.
Оценка основных показателей регионального инвестиционного климата РТ свидетельствует о его вполне удовлетворительном состоянии. Однако, наличие некоторых негативных тенденций (резкое падение объемов инвестиций в основной капитал, замедление темпов создания новых юридических лиц) позволяет сделать вывод о том, что на территории РТ существует ряд факторов, сдерживающих его дальнейшее развитие. Наличие таких барьеров, в значительной степени, обусловлено проблемами социального характера.
Оценка состояния социальной сферы РТ производилась, исходя из данных проведенного экспертного опроса и анализа актуального статистического материала. Выделены следующие ключевые социальные проблемы, ограничивающие развитие инвестиционного климата в РТ:
- Снижение темпов роста среднедушевых денежных доходов населения и величины среднемесячной заработной платы;
- Рост величины прожиточного минимума;
- Падение реальных располагаемых доходов населения (снижение покупательской способности основных видов доходов);
- Увеличение уровня бедности (численности населения с доходами ниже прожиточного минимума);
- Сохранение относительно невысокого среднего уровня оплаты труда, а также значительной степени его отраслевой дифференциации;
- Значительная доля населения с доходами ниже величины среднемесячной заработной платы;
- Устойчивое сокращение численности населения, которое проявляется как в превышении смертности над рождаемостью, так и в уменьшении положительного сальдо миграции;
- Снижение численности и старение трудовых ресурсов, а также их отток из наиболее наукоемких и трудоемких отраслей;
- Высокий уровень социальной нагрузки на региональный бюджет.
В целях элиминирования указанных социальных проблем и обеспечения устойчивого социально-экономического развития РТ были выделены следующие направления совершенствования текущей региональной социальной политики: развитие и совершенствование института социального партнерства, активное применение механизмов государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в социальную сферу, повышение адресности предоставления государственной социальной помощи на основе системы социальных контрактов. На текущий момент времени масштабы применения данных механизмов носят весьма ограниченный характер, что снижает их потенциальный эффект. Для обеспечения совершенствования текущей региональной социальной политики был предложен ряд мер, в рамках указанных выше направлений. Ключевыми из них являются:
- Создание конкретных экономических стимулов для участников социального партнерства;
- Укрепление и развитие структуры сторон социального партнерства;
- Привлечение к участию в социальном партнерстве субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Совершенствование механизмов информационного обеспечения участников социального партнерства;
- Расширение инструментов финансирования ГЧП;
- Развитие нормативной и институциональной среды регулирования государственно-частного партнерства на региональном уровне;
- Законодательное закрепление конкретных условий применения социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи;
- Введение дополнительных критериев по нуждаемости;
- Применение социальных контрактов в качестве механизма стимулирования индивидуального предпринимательства.
Практическая реализация указанных мер позволит снизить социальную напряженность, а также обеспечить необходимые условия для устойчивого повышения качества и уровня жизни населения, степени его социальной защищенности, всестороннего развития имеющегося на территории РТ человеческого капитала. Кроме того, будут созданы возможности для уменьшения социальной нагрузки на региональный бюджет, снижения уровня налогового бремени для бизнеса, которые, в сочетании с решением проблем социального характера, окажут благоприятное воздействие на состояние регионального инвестиционного климата и уровень деловой активности


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
5. Закон Республики Татарстан от 17.06.2015 № 40-ЗРТ «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
Книги, монографии
6. Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России Демидова Т.Е., Калабухова Г.В., Кононова Т.Б., Медведева Г.П., Семин О.В., Старовойтова Л.И., Тяпкина Т.Ю., Фирсов М.В., Щеглова А.С. Монография / Под общей редакцией Г.П. Медведевой. Москва, 2016.
7. Безопасность личности и социума как основа совместной социальной политики государства и общества. - М.: Норма, 2015. - 160 с.
8. Богданов, И.Я. Безопасность личности и социума как основа совместной социальной политики государства и общества. Современное гражданское общество и социальная безопасность. Сборник статей / И.Я. Богданов. - М.: Норма, 2015. - 559 с.
9. Быковская Ю.В. Обеспечение экономической безопасности посредством формирования и реализации государственной социальной политики в органах внутренних дел Российской Федерации. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / Быковская Юлия Викторовна. - М.: Юнити- Дана, 2015. - 173 с.
10. Волгин Н.А. Социальная политика / Н.А. Волгин. - М.: ЮНИТИ,
2013. - 736 с.;
11. Волгин, Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика / Н.А. Волгин. - М.: КноРус, 2016. - 193 с.
12. Канаева, А. О. Корпоративная социальная политика. Теория и практика управленческих решений / А.О. Канаева. - М.: Издательство СПбГУ, 2013. - 364 с.
13. Маргулян Я.А. Социальная политика / Я.А. Маргулян. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2013. - 236 с.
14. Маргулян, Я. А. Основы социального государства: учебное пособие для академического бакалавриата / Я. А. Маргулян. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 175 с.
15. Мау, В. А. Развитие человеческого капитала-новая социальная политика / В.А. Мау. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2013. - 548 с.
16. Мау, В.А. Развитие человеческого капитала-новая социальная политика. Сборник научных статей / В.А. Мау. - Москва, СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 603 с.
17. Самойлов В.В. Государственно - правовое регулирование социально-экономических и политических процессов: учебник. - М.: Юнити, 2013. - 272 с.
18. Социальная политика государства и бизнеса: учебник для
бакалавриата и магистратуры / О. А. Канаева [и др.]; под ред. О. А. Канаевой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 343 с.
19. Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И.Г., Юдников С.А. -изд. 3-е, перераб. - Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, - 2014. - 172 с.
20. Социальная политика: учебник для академического бакалавриата / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 395 с.
21. Шарин, В.И. Основы социальной политики и социальной защиты. Учебное пособие. Гриф МО РФ: моногр. / В.И. Шарин. - М.: ИНФРА-М, 2016.- 521 с.
22. Экономические основы социальной работы / Под ред. И.Н. Маяцкой.
- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. С. 264.
Диссертации
23. Хайруллова А.И. Государственная финансовая поддержка института малого предпринимательства [Текст]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / А.И. Хайруллова - Казань, 2015. - 195 с.
Печатная периодика
24. Агафонов В.А., Целевой аспект разработки комплексных программ регионального развития и эффективность государственного управления [Текст] / В.А. Агафонов // Экономическая политика. - 2014. - № 10. - С. 3-16.
25. Архангельский В.Н. Региональные особенности динамики рождаемости и демографическая политика / Архангельский В.Н. // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - № 1. - С. 73-82.
26. Асланова С.Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 511—514.
27. Ахметшин Р.М. Модель государственного регулирования субъектов предпринимательства в Республике Татарстан // Российское предпринимательство. - 2013. - Том 14. - № 8. - С. 62-67.
28. Базаров Р. Т. Особенности предпринимательской деятельности в Республике Татарстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 1826-1830.
29. Башмаков В.И. Социальное партнерство в России: пути становления / Башмаков В.И. // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - № 10. - С. 60-70.
30. Боровикова О.В. Эффективная государственная политика как условие формирования российского социального государства / О.В. Боровикова // Экономика образования. - 2013. - № 4. - С. 191-195.
31. Починок А.П. Социальная политика как фактор формирования инвестиционного климата // В кн.: Бизнес и власть в России: формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата / Науч. ред.: А.Н. Шохин. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. - С. 309-319.
32. Синетова Р.Г. Повышение социальной сознательности бизнеса-фактор делового успеха // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №9. С. 187-189.
33. Соловьева В.А. Реализация государственной социальной политики: проблемы и перспективы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №7. - С. 57-60.
34. Соловьева М. Ф. О реализации социальной политики в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 4. - С. 26¬30.
35. Тамбовцев В.Л. Социальная политика: нерешенная задача научного обоснования / Тамбовцев В.Л. // Общественные науки и современность. - 2015.- № 6. - C. 5-13.
36. Тупицын Д.А. Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 9. - С. 1329-1336.
37. Тяпкина Т.Ю. Пенсионная система Российской Федерации // В сборнике: Профессионализм и творчество в социальной работе сборник научных статей. Москва, 2016. С. 125-133.
38. Шимановская К.А., Тяпкина Т.Ю., Козловская Д.И. Сущность, направления и функции социальной защиты населения Российской Федерации В сборнике: Организационно-административная деятельность в системе социальной защиты населения Сборник научных статей. Москва, 2016. С. 46¬52.
39. Gustman A. Effects of social security policies on benefit claiming, retirement and saving / Gustman A. // Journal of Public Economics. - 2015. - Vol. 129. - P. 51-62.
40. Hartl J. Social Policy: An Issue for Today and the Future / Hartl J. // Sociological Review. - 2013. - Vol. 3. - P. 209-219.
41. Lawson N. Social program and optimal policy / Lawson N. // Labour Economics. - 2015. - Vol. 37. - P. 13-27.
42. Popescu R. Changes in Patterns of Social Policy - Family Quality of Life and Policy Implementation / Popescu R. // Procedia Economics and Finance. - 2015.
- Vol. 22. - P. 810-819.
43. Vable A. Can social policy influence socioeconomic disparities? / Vable A. // Economic Modelling. - 2016. - Vol. 26. - P. 129-135.
44. Vargas-Hernandez J. What is Policy, Social Policy and Social Policy Changing / Vargas-Hernandez J. // International Journal of Business and Social Science. - 2013. - Vol. 2, № 10. - P. 287-291.
Электронные ресурсы
45. Андреева Е. С. Эффективность проектов государственно-частного партнерства (на примере Республики Татарстан) [Электронный ресурс] / Е. С. Андреева, А. Н. Дырдонова, А. А. Стародубова // Вестн. Казан. технологич. ун¬та. - 2013. - № 16. - Режим доступа:http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/effektivnost-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-na-primere-respubliki-tatarstan(дата обращения: 04.05.2018).
46. Вершинина А. П. Малый бизнес: поддержка и оценка развития в регионе [Электронный ресурс] / А. П. Вершинина // Вестн. ВУиТ. - 2016. - № 1 (30). - Режим доступа:http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/malyy-biznespodderzhka-i-otsenka-razvitiya-v-regione (дата обращения: 04.05.2018).
47. Дрынова В. В. Тенденции социальных расходов в государственной
политике // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/tendentsii-sotsialnyh-rashodov-v-
gosudarstvennoy-politike (дата обращения: 04.05.2018).
48. Лаврикова Н.И. Концепция реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL:http:ZZweb.snauka.ru/issuesZ2015Z08Z57270 (дата обращения: 04.05.2018).
49. Морозова Е.А., Минаева Т.А. Социальная политика в регионе:
некоторые тенденции и проблемы (на примере Кемеровской области) // Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZsotsialnaya-politika-v- regione-nekotorye-tendentsii-i-problemy-na-primere-kemerovskoy-oblasti (дата
обращения: 04.05.2018).
50. Плюхина А.А. Социальная политика современной России: проблемы
и тенденции развития ZZ Экономический журнал. 2015. №4 (40). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnaya-politika-sovremennoy-rossii-problemy-i- tendentsii-razvitiya(дата обращения: 04.05.2018).
51. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tatstat.ru (дата обращения 04.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ