Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ основных проблем массовых беспорядков и специальных операций ОВД по их пресечению……………………………………………….6
1.1. Массовые беспорядки: организация, участие……………………………...6
1.2. Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов по пресечению массовых беспорядков…………………………………………….10
1.3. Тактика деятельности правоохранительных органов в период массовых беспорядков……………………………………………………………………...14
Глава 2. Совершенствование профилактики и предотвращения массовых беспорядков………………………………………………………………………19
2.1. Повышение эффективности предупреждения массовых беспорядков в части их профилактики и предотвращения…………………………………….19
2.2. Особенности предупреждения и пресечения массовых беспорядков в УИС……………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………………...30
Приложения
Актуальность исследования. События, происходящие в Российской Федерации за последние 25 лет, установили определенные социально-экономические и политические предпосылки для образования и процветания массовых беспорядков. Базисом для этих конфликтов стали разногласия между социальными группами в сфере религии, национальностей, политики и убеждений. С развитием демократии увеличился рост числа массовых беспорядков и их масштаб. В несанкционированные массовые мероприятия зазывают все больше молодого поколения, так как оно больше всего подвержено влиянию относительно политических взглядов и появлению экстремистских направленностей. Чаще всего массовые беспорядки появляются как следствие различных митингов, демонстраций, шествий, пикетов и т.д. Россия является многонациональным государством, в нём интенсивно развивается демократическое общество и, несмотря на наличие внутриполитического диалога, следует ожидать увеличения данного вида преступлений. Во время различных концертов, различных шоу, митингов, а также спортивных состязаний есть вероятность обострения ситуации, после которой последуют беспорядки, вандализм и погромы.
В наше время, массовые беспорядки провоцируются экстремистами и радикально настроенными лицами и используются ими, с целью повлиять на власть, борьбы за неё. Довольно частым явлением стали акты экстремистских сообществ, акции оппозиции, столкновения среди футбольных фанатов. Чаще всего, эти конфликты происходят из-за противоречий во взглядах и убеждениях, стремления высказаться и быть услышанным.
Массовые беспорядки приводят не только к нарушению общественного правопорядка, но и несут в себе потенциальную угрозу для национальной безопасности. Беспорядки расшатывают обстановку в государстве. Они представляют угрозу для жизнедеятельности людей не только в России, но и по всему миру.
Объект исследования – массовые беспорядки.
Предмет исследования – деятельность правоохранительных органов, направленная на организацию и ведение специальной операции по предупреждению и пресечению массовых беспорядков.
Целью данного исследования является изучение организации и ведения специальной операции по предупреждению и пресечению массовых беспорядков.
Исходя из поставленной цели сформулируем задачи исследования:
1) проанализировать основные проблемы массовых беспорядков и специальных операций ОВД по их пресечению;
2) рассмотреть особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов по пресечению массовых беспорядков;
3) предложить меры, направленные на совершенствование профилактики и предотвращения массовых беспорядков.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический, логический, изучения документов, метод системного подхода.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы и предложения.
Проблема массовых беспорядков является актуальной в современном мире. Массовые беспорядки – сложное социальное явление, возникающее вследствие возникновения противоречий. Массовые беспорядки, представляют собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов. В настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста и представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций. Важная черта –политизация сил проведения массовых беспорядков.
Массовые беспорядки, выражается как негативное проявление, влияющее на устои общества, требуют тактической и профессиональной ликвидации. В данном процессе важную роль играют действия по осуществлению массовых операций ОВД. Подготовка таких операций должна требовать серьезную моральную и материальную подготовку сотрудников. Она связана с профессиональной подготовкой, проведением занятий и разработкой планов, обеспечением материально-техническими средствами пресечения массовых беспорядков.
Немаловажное внимание должно уделяться организации проведения любых специальных операций, как в техническом оснащении, так и профессиональном наборе кадров. А в рамках предотвращения появления массовых беспорядков необходимо проводить мероприятия, направленные на повышения культуры личности, ценности общечеловеческих устоев и решения вопросов и всех противоречий мирным путем.
Основным законодательным актом в области предупреждения преступности является Федеральный закон от 23 июня 2016 г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» , в котором, впрочем, не содержится положений, которые бы непосредственно учитывали специфику профилактики массовых беспорядков, их организации и призывов к таковым. Как отмечают отдельные учёные, этот Федеральный закон, по сути, не предложил какие-либо новые, не известные ранее подходы к профилактике и предупреждению правонарушений в целом, поскольку таковые уже были отражены в отдельных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, а обобщил и систематизировал имеющиеся положения в области превентивной деятельности . А.Д. Щербаков и вовсе пишет о том, что этот Закон носит узковедомственный характер, имеет множество терминологических неточностей, проистекающих из недостаточного учёта законодателем имеющихся положений юридической науки, а также позитивного зарубежного опыта в области профилактики правонарушений .
Вместе с тем полагаем, что принятие такого Закона следует рассматривать как позитивный шаг в направлении создания законодательной базы для предупреждения преступлений и иных правонарушений, продолжением которого должно стать принятие более узких законов либо введение новых разделов (глав) или отдельных положений в существующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов и (или) противодействие отдельным видам правонарушений, в том числе массовым беспорядкам.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, № 23, ст. 2277.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
5. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 26 (часть I) ст. 3851
6. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.
7. Федеральный закон от 12.02.2015 № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. № 7 ст. 1022.
8. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69 «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 35 ст. 3649.
Монографии, брошюры, статьи, выступления
9. Гнесь В.Н., Плохих Г.И. Совершенствование огневой подготовки сотрудников полиции как одно из условий правомерного применения ими огнестрельного оружия // Известия Юго-западного государственного университета. История и право. – Курск, 2015. – 341 с.
10. Игнатов А. Н., Кашкаров А. А., Новиков Д. В. Криминологический анализ угроз экстремистского характера в Крымском федеральном округе // Крымский филиал Краснодарский университет МВД России. Симферополь, 2016. – 419 с.
11. Игнатов А.Н. Меры по укреплению законности и противодействию нарушению прав человека в деятельности органов внутренних дел // В сборнике: Права и свободы человека в контексте развития современного государства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – - 418 с.
12. Кадулин О.П. Проблемы квалификации массовых беспорядков // Материалы IV Международной научной конференции. Воронеж, 2015. С. – 417 с.
13. Малиновский В.В. Организационная деятельность в уголовном праве РФ. - М.: Проспект, 2012. - -311 с.
14. Скрипченкова О.В. Совершенствование мер профилактики групповых неповиновений и массовых беспорядков в учреждениях УИС // Групповые неповиновения и массовые беспорядки в учреждениях УИС: материалы круглого стола / под общ. ред. С.В. Гарника. – М.: НИИ ФСИН России, 2018. – 517 с.
15. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. - М., 2014. – 617 с.
Периодические издания
16. Алексеевич С.С. Правовые и организационные основы управления органами внутренних дел при массовых беспорядках // Автореферат диссертации. Москва, 2016. С. 8 – 16.
17. Андреева О.А. Этноконфессиональные конфликты и противоречия как следствие комплекса социальных проблем в полинациональных регионах // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 8. - С. 9-13.
18. Багмет А.М. Расследование организации массовых беспорядков, участие в массовых беспорядках и призыва к массовым беспорядкам // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. Москва, 2016. № 6. С. 17 – 22.
19. Ведяшкин С.В. Становление и реформа профилактики административных правонарушений в России // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2018. - № 1. – С. 85-93.
20. Иванцов С.В. Актуальные проблемы совершенствования системы мер криминологического предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей / С.В. Иванцов, С.В. Борисов, Г.И. Узембаева, Т.Л. Музычук, Ю.Ю. Тищенко // Всероссийский криминологический журнал. – 2018. – Т. 12. – № 16. – С. 776-784.
21. Иванцов С.В. Планирование деятельности органов внутренних дел в системе правового регулирования предупреждения преступности // Вестник Московского университета МВД России. – 2015.– № 7. – С. 147-152.
22. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А. Проблемы профилактики преступлений экстремистской и террористической направленности в крымском федеральном округе // Мир юридической науки. – 2015. – № 10. – С. 47-53.
23. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А. Тенденции проявлений экстремизма и терроризма в Крымском федеральном округе и пути повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию им // Библиотека уголовного права и криминологии. – 2016. – № 2 (14). – С. 127-137.
24. Моисеенко А.А., Щербинин Е.С. Средства обеспечения практической направленности обучения в огневой подготовке // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 125 – 131.
25. Соловьев А. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению // Российская юстиция. - 2015. - № 7. - С. 47.
26. Хохрин С.А. Проблемы предупреждения пенитенциарной преступности, проблемы и пути решения // Журнал российского права. – 2016. - № 3. – С. 122-128.
27. Щербаков А. Д. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. - № 11. – С. 170-174