Введение 3
1. Теоретические основы банковской конкуренции на рынке банковских
услуг 7
1.1. Понятие конкуренции на рынке банковских услуг и ее отличительные
особенности 7
1.2. Виды банковской конкуренции, их характеристика 17
1.3. Управление конкурентным потенциалом коммерческого банка 20
2. Анализ конкуренции кредитных организаций на рынке банковских
услуг 26
2.1. Анализ конкурентного потенциала коммерческих банков с
государственным участием 26
2.2. Анализ конкурентного потенциала региональных банков по РТ 38
3. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности
коммерческого банка 48
3.1. Прогноз конкурентной позиции коммерческих банков на основе
ЭММ 48
3.2. Проблемы и пути совершенствования конкурентной позиции коммерческого банка 51
Заключение 58
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных условиях периодически повторяющихся финансовых кризисов приобретает особое значение процесс адаптации коммерческих банков к быстро меняющимся макро- и мезо- условиям, что в свою очередь не может не отразиться на качестве и, соответственно, на конкурентоспособности банковских услуг.
Развитие и повышение конкурентоспособности банковских услуг является залогом социально-экономического развития региона и, в конечном итоге, всей страны. Однако методология повышения конкурентоспособности банковских услуг находится на стадии формирования.
Создание условий для развития соперничества на рынке банковских услуг выступает одним из основных факторов эффективной реализации конституционной позиции единства экономической сферы и свободного перемещения финансовых услуг. Состязательность побуждает к эффективным действиям на рынке, предлагая клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что создание эффективного рыночного механизма развития банковского сектора российской экономики является важным условием совершенствования конкурентной борьбы в среде коммерческих банков, так как конкуренция в банковской сфере гораздо более сложный процесс, чем в любом другом сегменте экономики.
Целью данной работы выступает исследование формирования конкурентного потенциала коммерческого банка и направлений совершенствования управления им в современных условиях.
Исходя из поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- изучение понятия конкуренции на рынке банковских услуг и ее отличительные особенности;
- определение видов банковской конкуренции, их характеристика;
- исследование особенностей управления конкурентным потенциалом коммерческого банка;
- анализ конкурентного потенциала коммерческих банков с
государственным участием;
- анализ конкурентного потенциала региональных банков по РТ;
- прогноз конкурентной позиции коммерческих банков на основе ЭММ;
- проблемы и пути совершенствования конкурентной позиции коммерческого банка
Объектом исследования в работе выступает банковский сектор, в том числе банки Республики Татарстан.
Предметом исследования является конкурентный потенциал коммерческого банка.
В данной работе были использованы следующие работы в области формирования конкурентного потенциала коммерческого банка: Э. А. Уткина, Н. И. Морозовой, Г. И. Морозовой, М. Гельвановского, В. Жуковской, И. Трофимовой, И. А. Никоновой, Р. Н. Шамгунова, Л. П. Кроливецкой, В.И. Колесникова, Р.М. Нуреева, Д. В. Трофимова, Фрадиной Т.И., Г. Н. Белоглазовой и т.д.
Теоретической и методологической основой дипломной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерность развития рыночной экономики, особенности формирования конкурентного потенциала на рынке банковских услуг.
В работе использовались федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности коммерческих банков, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, данные публикуемой и бухгалтерской отчетности банков, а также информация официальных сайтов по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, банковской деятельности в сети Интернет.
Исследование базируется на применении аналитических выборок, а также на использовании метода группировки, стоимостного и сравнительного анализа по динамическому состоянию изучаемых показателей.
Научная новизна полученных результатов заключается в комплексном исследовании основ и показателей конкурентоспособности коммерческого банка, целей и задач политики банка, в развитии практических подходов к оценке конкурентного потенциала коммерческого банка на рынке банковских услуг.
Конкурентоспособность банка - это степень устойчивости его позиций относительно основных конкурентов при существующей конкурентной структуре рынка и достигнутая благодаря созданию уникальной ценности банковских продуктов и услуг для клиентов.
Конкурентоспособность коммерческого банка является результатом его деятельности на конкурентных сегментах рынков финансовых услуг и продуктов и определяется в конечном итоге прибылью(рентабельностью), получаемой кредитной организацией при предоставлении услуг клиентам в сравнении с аналогичными показателями банков-конкурентов. Следует подчеркнуть, что конкурентоспособность коммерческого банка- относительная величина, которая может варьироваться на отдельных рынках без изменения конкурентной стратегии одного и того же коммерческого банка. При этом, объективной целью коммерческого банка(что следует из его определения)является получение прибыли, а конкурентоспособность кредитной организации в этом случае связывается с конечными результатами ее деятельности, которые объективно снижаются в условиях конкуренции, т.е. наличия значительного числа банков-конкурентов со схожими целями и задачами текущей деятельности.
Управление конкурентоспособностью является неотъемлемой частью деятельности коммерческого банка. Конкурентоспособность банка зависит от факторов, влияющих на нее, как внешних, так и внутренних. Соответственно, для эффективного управления конкурентоспособностью необходимо четкое выявление таких факторов.
В современной науке и практике выделяют различные формы, виды и методы банковской конкуренции.
Деятельность финансовых организаций отличается особой спецификой, а соответственно, для них необходимо конкретизировать факторы, влияющие на конкурентоспособность.
У банка, как и у любой другой организации, существует множество факторов, влияющих на его конкурентоспособность. Поэтому целесообразно выделять наиболее значимые факторы конкурентоспособности, влияние которых имеет наибольшие последствия как положительные, так и отрицательные. Это позволит более эффективно управлять конкурентоспособностью, а также разрабатывать меры по ее повышению, не растрачивая имеющиеся ресурсы банка на незначительные улучшения.
В современной науке и практике выделяют различные формы, виды и методы банковской конкуренции.
Под формой конкуренции понимается разработка и реализация конкретного способа и соперничества. Под методом конкуренции понимается совокупность инструментов соперничества между действующими субъектами предпринимательского бизнеса. Но каждый банк в ситуации жесткой конкуренции должен сам выбирать приоритетные направления развития. Анализ каждого вида банковской конкуренции поможет более результативно справиться с этой задачей.
Глобализация финансового пространства, интенсивное развитие коммуникационных и информационных технологий, обусловившие снятие ограничений на свободное перемещение капитала в экономике, усиление конкурентной борьбы на финансовых рынках повышают значимость обоснования инструментов, способных формировать и поддерживать конкурентные преимущества коммерческих банков на высококонцентрированных и динамично растущих рынках.
При этом поиск экономических инструментов, технологий и направлений повышения конкурентоспособности становится актуален как для коммерческих банков с государственным, так и с частным участием в капитале банка.
Банки с государственным участием - кредитные организации, принимающие управленческие решения с участием правительства. Если подходить к вопросу серьезно, единственным полностью государственным банком можно назвать только Центральный банк России. Остальные учреждения являются такими не в полной мере. Но на них тоже оказывает влияние правительство, путем приобретения долей. К организациям с гос. участием относят те учреждения, уставной капитал которых был создан за счет средств ЦБ России и исполнительной власти. Анализ показал что, конкурентоспособным исходя из приведенных данных можно назвать Сбербанк России: обладает достаточно высоким показателем рентабельности и достаточности капитала. При этом данный банк несет и значительный риск потери ликвидности в связи с объемами потоков денежных средств, обслуживающих банком.
Одним из лидеров на рынке банковского сектора Республики Татарстан является Банк «Ак Барс». Тенденции развития региональных коммерческих банков детерминированы усилением конкуренции со стороны инорегиональных банков, в том числе банков с участием иностранного капитала, а также небанковских кредитных организаций, что актуализирует необходимость повышения их конкурентоспособности. Для решения этой задачи требуется разработать адекватный методический инструментарий, позволяющий выявить конкурентный потенциал и критические зоны в деятельности региональных коммерческих банков и на этой основе сформировать механизм повышения их конкурентоспособности.
Результаты оценки уровня конкурентоспособности банков Республики Татарстан с применением разработанной экономико-математической модели показывают, что наибольшая конкурентоспособность отмечена у Девон- Кредита за счет наивысшего уровня рентабельности их представленных субъектов. Приведенная экономико-математическая модель конкурентоспособности направлена на учет всех возможных факторов, которые комплексно характеризуют эффективность деятельности субъектов на банковском сегменте.
В научной литературе по экономике излагаются разные методические подходы к оценке конкурентоспособности коммерческих банков. В своей существенной части они базируются на методиках оценки состояния коммерческого банка, прежде всего финансового, или таких важных характеристик его деятельности, как устойчивость и надежность, достаточно полно описанных в специальных источниках. Данные методики различаются по источникам получения информации, охвату направлений банковской деятельности и учету ее среды, виду используемых показателей, инструментарию построения, технологиям расчета и др.
Таким образом, мы выявили, что при разработке конкурентной позиции кредитной организации нужно опираться на выявленные в ходе ситуационного анализа ее сильные и слабые стороны, внешние риски и возможности, оказывающие влияние на ее деятельность, и стараться выбрать те альтернативы дальнейшего развития, которые бы позволили решить поставленные задачи в достижении конкурентного преимущества на рынке.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г., №14-ФЗ (ред. от 6.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., №395-1 (ред. от 29.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., №86-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
4. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.07.2006 г., № 135-ФЗ (ред. от 4.06.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
5. Об обязательных нормативах банков [Электронный ресурс]: Инструкция Банка России от 3.12.2012 г. №139-И (ред. от 16.02.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
6. О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 10.02.2003 г., №215-П (ред. от 25.10.2013 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
7. О рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 7.08.2006 г. №106-Т // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.04.2015.
8. АбаеваН. П. К вопросу понятия «конкурентоспособность банковских услуг» под ред. Н.П. Абаевой Л. Т. Хасановой. УлГТУ, 2010.405 с.
9. Абелев О. А. Совокупность видов банковских продуктов как фактор развития коммерческого банка // Банковские услуги. 2012. № 3. С. 18 - 25
10. Белоглазова Г.Н., КроливецкаяЛ.П. Банковское дело: учебник / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика. 2015. 498 с.
11. Лаврушин О. И. Банковский менеджмент : учебник / под ред. О. И. Лаврушина. 2-е. изд., перераб. и доп. М. : КНОРУС. 2016. 560 с.
12. Жуков Е. Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции / под ред. Е. Ф. Жукова. М. : Вузовский учебник. 2015. 423 с.
13. Баркан Д.И. Теоретические подходы к определению понятия
конкуренции [Элек-тронный ресурс]. - URL:
http: //be5.biz/ekonomika1/r2012/3468.htm.
14. Бодров А. А. Сенкус В. В. Конкуренция банков и определение конкурентных преимуществ на современном рынке банковских услуг // ВестникКемГУ. 2015. № 2 (54). Т. 1. 369 с.
15. Гурьянов С. А. Маркетинг банковских услуг [Электронныйресурс] / под общей редакцией B. B. Томилова, С.А. Гурьянова -Режим доступа : http:// www. marketing. spb.ru/
16. Бодров А. А., Сенкус В. В. Конкуренция банков и определение конкурентных преимуществ на современном рынке банковских услуг // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (54). Т. 1. С. 263-266.
17. Гельвановский М. Конкурентоспособность в микро-, мезо-и
макроуровневом измерениях// Российский экономический журнал. 1998. № 3.
С. 89-95.
18. Дресвянников В. С. Стратегическое управление процессами функционирования, совершенствования и развития предприятия// Проблемы теории и практики управления. 2013. № 8 . С. 209 - 2016.
19. Карпухин И. В. Банковский маркетинг: учебное пособие /под ред. И. В. Карпухин. Ульяновск :УлГТУ. 2012. 244 с.
20. Левин С.А. Формирование конкурентной способности регионального коммерческого банка: анализ стратегий / Левин С.А // Банковские услуги. - 2015. - №2.
21. Кирдина С.Г. Преодолевая ограничения методологического
индивидуализма// Журнал экономической теории. 2015. №4. С. 100-110.
21. Кладова А.А. Об особенностях неструктурной оценки банковской конкуренции в России// Маркетинг и финансы. 2016. №3(03). С. 184-199.
22. Колесников Н.А. Теоретические подходы к определению понятия
конкуренции [Электронный ресурс] /под ред. Н.А. Колесникова. - URL:
http: //be5.biz/ekonomika1/r2012/3468.htm.
23. Коробова Г.Г. Банковская культура как фактор развития банковской конкуренции// Банковские услуги. 2016. № 2. С. 12-23.
24. Куршакова Н. Б. Организация оперативной работы подразделений
регионального банка для обеспечения конкурентоспособности
услуг//Маркетинг коммуникации. 2011. № 2. С. 198 - 199.
25. Куршакова Н. Б. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности услуг региональных банков Российской Федерации :дисс. ... д-а экон. наук. СПб. 2004. 418 с.
26. Мамонов М.Е. Неструктурный подход к оценке уровня конкуренции в российском банковском секторе// Банковское дело. 2010. №11. С. 17-24.
27. Мирецкий А. П. О сущности банковских услуг и банковских продуктов// Вестник СГСЭУ. 2011. № 4. С. 206-231.
28. Нейлбафф, Б. Дж., Бранденбургер, А. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе / под ред. Б. Нейлбафф, А. Бранденбургер. М. : Омега-Л. 2012. 352 с.
29. Никонова, И. А. Стратегия и стоимость коммерческого банка / под ред. И. А. Никоновой, Р. Н. Шамгунова. М. : «Альпина Бизнес Букс», 2015. 304 с.
30. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. /под ред. Р.М. Нуреева. М., 2013. 247 с.
31. Селютина О. Г. Межбанковская конкуренция и ее влияние на повышение качества банковских услуг:автореф... канд. экон. наук : 08.00.10 / Селютина Ольга Геннадьевна; Орел: 2012. 24 с.
32. Трофимов Д. В. Самоорганизующиеся системы: управление продажами розничных банковских услуг // Российское предпринимательство. 2012. № 21 (219). С. 88-92.
33. Полунин Л. В. Исследование системы оценки
конкурентоспособности предприятий в инновационной региональной экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. 2012. № 9(43). С. 131-137.
34. Уткин Э. А. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] / Э. А. Уткин, Н. И. Морозова, Г. И. Морозова. М. : АКА- ЛИС. Режим доступа :http : //www.bibliotekar.ru.
35. Царев В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. В. В. Царев, А. А. Кантарович, В. В. Черныш. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 2011. 799 с.
36. Фрадина Т.И. Анализ конкурентоспособности банковских услуг на внешнем рынке// Финансы и кредит. 2015. № 34. 163 с.
37. Хамидуллин А. В. Основные факторы конкурентного
преимущества коммерческого банка в экономике региона // Экономические науки. 2014. №-1.163 с.
38. Щербакова, Ю. А. Состояние и тенденции рынка розничного кредитования // Банковский ритейл. 2010. № 4. 258 с.
39. Шурчкова, Ю. В. Конкурентная среда и ее влияние на стратегию поведения организации: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Шурчкова Юлия Владимировна. Воронеж. 2011. 204 с.
40. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика / под ред. А.Ю. Юданов. 3-е изд., испр. и доп. М. : Гном и Д. 2010. 304 с.
41. Официальные данные ФАС -http://fas.gov.ru/documents/legislative-acts.html
42. Годовой отчет за 2016 год ПАО
«Сбербанк» .Режимдоступа: http: //www.sberbank.ru/ru.
43. Годовой отчет за 2016 год ПАО «ВТБ». Режим доступа:http://www.vtb.ru
44. Годовой отчет за 2016 год Группы Внешэкономбанк. Режим
доступа: http: // www.veb.ru
45. Годовой отчет за 2016 год АО «Газпромбанк». Режим
доступа: http: //www.gazprombank.ru
46. Годовой отчет за 2016 год ОАО «Россельхозбанк». Режим доступа: http: //www.rshb.ru
47. Годовой отчет за 2016 год ПАО «Ак Барс». Режим доступа: http s: //www.akbars .ru
48. Годовой отчет за 2016 год ПАО «Девон-Кредит». Режим доступа: https: //www.devoncredit.ru
49. Годовой отчет за 2016 год ПАО «Акибанк». Режим доступа: http: //www.akibank.ru
50. Годовой отчет за 2016 год АО «Татсоцбанк». Режим доступа: http s: //tatsotsbank.ru
51. Годовой отчет за 2016 год ООО КБЭР «Банк Казани». Режим доступа: http://www.bankofkazan.ru