Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Работа №29764
Тип работыДипломные работы
Предметбанковское дело и кредитование
Объем работы123
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
1. Экономическое содержание конкурентного потенциала кредитной
организации 6
1.1. Сущность конкурентного потенциала банка и факторы,
определяющие его уровень 6
1.2. Подходы к оценке конкурентоспособности коммерческого банка в
целях определения его потенциала 14
2. Практические аспекты управления конкурентным потенциалом на
примере ПАО «Сбербанк России» 28
2.1. Оценка конкурентоспособности ПАО «Сбербанк России» 28
2.2. Определение конкурентного потенциала ПАО «Сбербанк России» и
поиск резервов его повышения 41
3. Пути повышения эффективности управления конкурентным
потенциалом коммерческого банка 54
3.1. Проблемы развития конкурентных преимуществ отечественных
банков 54
3.2. Совершенствование управления конкурентным потенциалом ПАО
«Сбербанк России» посредством моделирования 61
Заключение 72
Список использованных источников 77
Приложения
Современное состояние банковской системы России и прогнозы ее
развития в условиях глобализации экономики актуализируют значимость
инструментов повышения конкурентоспособности кредитных организаций.
Ужесточение надзорно-контрольных требований со стороны Банка России,
ускорение бизнес-процессов и усложнение условий функционирования
хозяйствующих субъектов вызывают необходимость пересмотра
стратегических ориентиров и формирования новых эффективных механизмов
деятельности банков с целью расширения их конкурентных позиций.
В этой связи использование в кредитных организациях современных
способов оценки конкурентоспособности, раскрытия конкурентного
потенциала и инструментов управления потенциалом банка является важной
научно-практической проблемой, решение которой позволит обосновать
направления укрепления финансового положения отечественного банковского
сектора в целом. В свою очередь, необходимо совершенствование подходов к
определению количественных и качественных параметров
конкурентоспособности банков, адаптация наиболее эффективных и
рациональных аналитических методов и приемов, применяемых в зарубежной
банковской практике, к российским условиям, выработка стратегии
формирования, поддержания и наращивания конкурентных преимуществ,
внедрение комплекса инновационных технологий повышения результативности
работы с клиентами.
Реализация изложенных выше приемов позволит банку выстроить
эффективную систему управления банковской конкурентоспособностью,
обеспечить укрепление позиций банка на финансовом рынке и более тщательно
раскрывать конкурентный потенциал.
Исходя из вышеизложенного, целью настоящей работы является
совершенствование управления конкурентным потенциалом банка, в рамках
конкурентного развития кредитной организации. Для того, чтобы достичь
поставленную цель, в рамках работе решены были следующие задачи:
- определить понятие конкурентного потенциала банка и его
составляющих;
- провести обзор современных методов и способов по оценке
конкурентоспособности коммерческого банка в рамках выявления
конкурентного потенциала;
- оценить конкурентоспособность крупнейшего банка страны – ПАО
«Сбербанк России»;
- рассчитать и проанализировать конкурентный потенциал ПАО
«Сбербанк России», предложив направления его развития в стратегическом
масштабе;
- рассмотреть целесообразность определения конкурентных преимуществ
при построении конкурентной стратегии банков для повышения его
конкурентного потенциала;
- предложить систему управления конкурентным потенциалом ПАО
«Сбербанк России», используя приемы матричного анализа.
Предметом исследования являются теоретические и методические
положения оценки конкурентоспособности банка и управления его
потенциалом. Объектом исследования выступает конкурентное положение и
деятельность ПАО «Сбербанк России».
Теоретической и методологической основой работы послужили научные
труды и прикладные работы ведущих российских и зарубежных специалистов в
области управления конкурентоспособностью банков, базовые нормативно-правовые акты в сфере регулирования деятельности банков, методические
рекомендации по оценке их конкурентоспособности.
Инструментарно-методический аппарат исследования основан на
использовании общенаучных, общеэкономических и специальных методов и
приемов: анализа (системного, структурно-динамического, многомерного
экономико-статистического), экспертных оценок, моделирования, группировок,
монографического, абстрактно-логического и других.6
Информационно-эмпирическую базу исследования составили
законодательные акты Российской Федерации, Центрального банка России,
официальные отчетные данные ПАО «Сбербанк России», материалы научно-практических конференций, информация из периодической экономической
печати и официальных Интернет-сайтов, монографические исследования
ученых и научных коллективов.
Работа в структурном плане включает введение, теоретическую,
практическую и рекомендационные части (главы), заключение, а также список
использованных источников.
В условиях постоянно возрастающего уровня конкуренции вопросам
развития конкурентного потенциала уделяется все больше внимания. В связи с
тем, что большая часть научных работ посвящены толкованию и обзору
диагностики банковской конкуренции, конкурентоспособности кредитной
организации и состояния конкурентной среды в отечественном банковском
секторе, вопросы определения и развития конкурентного потенциала
исследователями оставались в тени.
В рамках исследования, определив каждое понятие, которое относится к
категории «конкуренции» было определено, что конкурентный потенциал, как
и конкурентные преимущества наряду с конкурентной стратегией банка
является неким фундаментом и каркасом формирования
конкурентоспособности банка. Следовательно, именно от грамотного
формирования конкурентной стратегии, детального поиска конкурентных
преимуществ и оперативного раскрытия конкурентного потенциала зависит
конкурентоспособность кредитной организации.
Под конкурентным потенциалом коммерческого банка в данной работе
понимается его целеориентированные совокупные возможности коммерческого
банка создавать, сохранять, укреплять и развивать устойчивые конкурентные
преимущества для обеспечения долгосрочной эффективной деятельности на
рынке. Он включает совокупность располагаемых финансовых,
организационных, трудовых, маркетинговых, информационных и
инновационных ресурсов и возможностей кредитной организации,
позволяющих ей создавать конкурентные преимущества перед другими
участниками рынка.
При этом для определения достигнутого уровня конкурентного
потенциала коммерческого банка считаем целесообразным использовать
балльную оценку его показателей, что позволит обеспечить соизмеримость
качественных и количественных критериев. При определении совокупного
индекса конкурентного потенциала каждый показатель, входящий в его
структурные элементы, необходимо оценить по пятибалльной шкале и
разделить полученное суммарное количество баллов на максимально
возможное.
Также был проведен обзор современных моделей и методической базы
используемые при диагностировании и определении конкурентных позиций
кредитных организаций. В рамках каждого авторского подхода определения
конкурентоспособности банка были выявлены достоинства и недостатки.
В практической части работы, была оценена конкурентоспособность
крупнейшего банка Российской Федерации – ПАО «Сбербанк России» с
использованием различных подходов – оценки кредитного рейтинга,
надежности, устойчивости и охвата рынка. При этом показатели ПАО
«Сбербанк России» сравнивались с его ближайшими конкурентами, которые
наряду с данным банком формируют ТОП-5 банков Российской Федерации.
Сравнительный анализ показал, что Банк является лидером в России по
объемам предоставляемых услуг корпоративным и розничным клиентам, при
этом Банк ежегодно наращивают долю розничного рынка, что является
целеустремленной задачей Банка согласно реализуемой им стратегии развития
Банка до 2020 г. Ближайшие конкуренты Банка по бизнесу отстают
существенно, как минимум в 2-2,5 раза по охвату рынка банковских услуг
России. У Банка высокий индекс надежности по методике Кромонова,
наилучшие значения финансового положения по методике CAMEL, и
рейтинговое агентство Moody’s взвешенно повысил кредитный рейтинг Банка в
начале 2017 г. с изменением прогноза с негативного на стабильный в
долгосрочном периоде, а с 2018 г. пересмотрел и прогноз на позитивный.
Анализ и оценка конкурентного потенциала Банка позволило определить,
что среди семи компонентов конкурентного потенциала у Банка нет явных
проблем с развитием какого-либо компонента. ПАО «Сбербанк России»
активно уделяет внимание развитию инновационного и информационного
потенциала в рамках своей деятельности. Благодаря развитию маркетингового
потенциала в последние годы Банком взят курс на оптимизацию офисной сети
по стране, которое сокращается в динамике и большинство услуг
предоставляются клиентам дистанционно. Естественно, такие задачи не могут
быть решены без активной вовлеченности управленческого звена, значит
управленческий потенциал также используется Банком близким к максимуму.
В отношении рыночного потенциала, мы отмечали, что Банк по большинству
оказываемых услуг является практически монополистом в банковском секторе,
следовательно, имидживые составляющие еще долгое время будут работать во
благо Банку.
Эффективность управления конкурентным потенциалом предлагается
оценивать в динамике через матричные методы, правильное построение
подобных матриц указывают на слабые и сильные стороны развития того или
иного компонента конкурентного потенциала банка, что было доказано на
примере ПАО «Сбербанк России». Построенные матрицы показали, что по
итогам 2016 г. были плотнее, чем по итогам 2017 г., когда разброс был
сильным. Однако такие компоненты, как ресурсный и кадровый потенциал
продолжают оставаться проблемными зонами комплексного конкурентного
потенциала Банка.
Единственный компонент, который может быть относительно уязвимым
– это ресурсный потенциал, поскольку требует решения сложной, вечной, но
типично банковской задачи – как достигнуть при минимальных рисках,
максимум доходности от проведения банковских операций так, чтобы операции
не вредили ликвидности. Но и в этом направлении у Банка нет нерешаемых
проблем, Банк тонко чувствует рынок и пополняет или избавляется от
ликвидности в зависимости от конъюнктуры рынка, улучшает процесс
управления рисками, увеличивает доходность и сокращает стоимость ресурсов,
что повышает прибыльность операций. Но и здесь работа ПАО «Сбербанк
России» и высшего звена менеджмента должна проводиться кропотливо на
постоянном уровне, поскольку банковские риски всегда вытекают из
банковских операций и соответственно, при дальнейшем улучшении риск-76
менеджмента, конкурентный потенциал Банка будет укрепляться еще сильнее.
Другим компонентом конкурентного потенциала ПАО «Сбербанк
России» является кадровый потенциал, который у Банка также бывает не до
конца совершенным в разные периоды. Вариантами укрепления кадрового
потенциала может быть увеличение производительности труда; снижение
уровня конфликтности; участие персонала в процессе управления. Кроме этого
в условиях роста автоматизации бизнес-процессов кредитных организаций,
видится логичным внедрение в образовательный процесс именно дисциплину в
сфере инноваций, чтобы персонал мог постоянно улучшать свои навыки и
способности и эффективно применять их в процессе труда.
Также нами были предложены Банку система мероприятий развития и
укрепления его конкурентного потенциала, которая базируется на семи этапах,
и направлена на то, чтобы ПАО «Сбербанк России» мог комплексно подходить
к процессу управления всеми элементами с целью достижения максимального
эффекта. А это требует разработки и обновления конкурентных стратегий,
направленных на развитие внутрибанковских и рыночных возможностей Банка.
В условиях банковской конкуренции кредитным организациям важно
выстраивать конкурентные стратегии по дальнейшему развитию своей
деятельности в условиях конкурентной среды и ведения конкурентной борьбы с
другими банками. От полноты и своевременности использования конкурентных
преимуществ зависит качество управления конкурентным потенциалом.
Ориентированность банка на повышение конкурентоспособности
деятельности должна стать одним из приоритетов банковского менеджмента,
что позволит не только повысить эффективность деятельности конкретного
коммерческого банка, но и существенно поднять уровень национального
банковского сектора в целом. Изучение существующих концептуальных
подходов к оценке уровня конкурентоспособности коммерческих банков
позволило сделать вывод о необходимости разработки методики ее
интегральной оценки, позволяющей проводить сравнительный анализ банков-конкурентов, формировать их рейтинги на основе показателей эффективности
деятельности.
О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 23.05.2018 г.) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее
обновление 31.05.2018.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от
23.04.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия
Проф. – Последнее обновление 31.05.2018.
3. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
26.07.2006 г., № 135-ФЗ (ред. от 4.06.2018 г.) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 31.05.2018.
Книги, монографии
4. Ансофф И. Стратегическое управление. / И. Ансофф. - М.: Экономика,
2009. - 358 с.
5. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. / Г.Я. Гольдштейн. –
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 94 с.
6. Найденов Н.Д., Чесноков В.П. Основные понятия менеджмента:
Глоссарий / под общ. ред. Чеснокова В.П. - Сыктывар: КРАГСиУ, 2007. – 195 с.
7. Никонова И.А., Шамгунов Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого
банка. / под общ. ред. И.А. Никоновой. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 304 с.
8. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании или Маркетинговые
методы конкурентной борьбы. / Н.С. Новосва. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 254
с.
9. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. / Г.С. Панова.
- М.: ИКЦ «ДИС», 1997. - 464 с.
10. Рыбин Е.В. Пути повышения конкурентоспособности российских
банков. / Е.В. Рыбин. – М.: Финансы и статистика, 2008. - 208 с.79
11. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. / под общ. ред. И.О.
Спицына. - Тернополь: АО «Тарнекс», ЦММС «Писпайп», 1993. - 656 с.
12. Тегин В.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. / В.А.
Тегин. - Коломна: КИ МГОУ, 2010. - 134 с.
Диссертации
13. Кладова А.А. Особенности развития конкурентной среды (на примере
банковского сектора России): дисс. … канд. экон. наук. Москва. 2016. 250 с.
14. Краюшкин В.С. Управление конкурентоспособностью коммерческого
банка: дисс. … канд. экон. наук. Ставрополь. 2013. 181 с.
15. Кудашева Ю.С. Совершенствование методики оценки
конкурентоспособности коммерческого банка: дисс. … канд. экон. наук.
Ставрополь. 2007. 186 с.
Авторефераты диссертаций
16. Вавилова Е.В. Конкурентное поведение банков в условиях роста
концентрации и централизации банковского капитала: автореф. дисс. канд.
экон. наук. Самара, 2011. 28 с.
17. Иванилова О.В. Основные направления повышения
конкурентоспособности региональных банков России: автореф. дисс. канд.
экон. наук. Москва. 2013. 24 с.
18. Лёвин С.А. Стратегия повышения эффективности деятельности
регионального коммерческого банка: автореф. дисс. канд. экон. наук. Саратов,
2012. 33 с.
19. Назаров О.М. Управление кадровым потенциалом кредитных
организаций на основе компетентностного подхода: автореф. дисс. канд. экон.
наук. Самара, 2013. 23 с.
20. Разинкина И.В. Развитие методов оценки и инструментов повышения
конкурентоспособности промышленного предприятия: автореф. дисс. канд.
экон. наук. Москва, 2014. 22 с
21. Савушкина Ю.В. Управление конкурентоспособностью
коммерческого банка на основе развития сети филиалов: автореф. дисс. канд.80
экон. наук. Санкт-Петербург, 2012. 18 с.
Печатная периодика
22. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в
конкурентной среде / В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России
и за рубежом. - 2014. - № 6. - С. 3-13.
23. Букреева Л.М. Стратегия управления ресурсным потенциалом
коммерческого банка / Л.М. Букреева // Молодой ученый. - 2015. - № 24 (104). -
С. 391-393.
24. Викулов В.С. Маркетинг банковских продуктов на основе
сегментационных моделей / В.С. Викулов // Маркетинг в России и за рубежом. -
2015. - № 1. - С. 131-137.
25. Захарьян А.Г. Экспертная оценка комплексной устойчивости
коммерческого банка / А.Г. Захарьян // Финансовые исследования. - 2013. - №
9. - С. 14-19.
26. Капустин С.Н. Анализ финансовых показателей банка. Надежен ли
Ваш банк? / С.Н. Капустин // Финансы и кредит. - 2014. - № 24. - С. 18-23.
27. Климова Н.В. Повышение международной конкурентоспособности
российских банков / Н.В. Климова // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - № 6.
- С. 88-92.
28. Кондратьева М.А. Конкурентный потенциал и стратегии его развития
/ М.А. Кондратьева // Российское предпринимательство. - 2014. - № 11. - С. 59-
62.
29. Масленченков Ю.С., Команов В.А. Оценка деятельности
коммерческого банка на основе балансовых уравнений / Ю.С. Масленченков
Ю.С., Команов В.А. // Бизнес и банки. - 2015. - № 30. - С. 4-5.
30. Павлова Н.Н. Маркетинговый подход к оценке
конкурентоспособности товара / Н.Н. Павлова // Маркетинг в России и за
рубежом. - 2014. - № 1. - С. 82-89.
31. Пономарева Т.А., Супрягина М.С. Качество услуг: качественные
параметры оценки / Т.А. Пономарева, М.С. Супрягина // Маркетинг в России и81
за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 47-58.
32. Рашидов О., Таджитдинов К. Потенциал коммерческого банка, как
основа его конкурентных преимуществ / О. Рашидов, К. Таджитдинов // BiznesЭксперт. - 2016. - № 4 (100). - С. 102-108.
33. Рыкова И.Н., Чернышев А.А. Электоральные факторы, определяющие
конкурентоспособность банковских услуг / И.Н. Рыкова, А.А. Чернышев //
Финансы и кредит. - 2015. - № 20. - С. 63-69.
34. Степичева О.А., Юрина Е.А. Российские коммерческие банки: к
вопросу об инструментарии обеспечения конкурентоспособности / О.А.
Степичева, Е.А. Юрина // Социально-экономические явления и процессы. -
2016. - № 1. - С. 162-165.
35. Суворов А.В. Сравнительный анализ показателей и оценка
устойчивости и эффективности финансовой деятельности банка / А.В. Суворов
// Финансы и кредит. - 2014. - № 16. - С. 2-9.
36. Таджитдинов К.Р. Стратегия формирования конкурентных
преимуществ коммерческого банка / К.Р. Таджитдинов // European journal of
economics and management sciences. - 2016. - № 1. - С. 11-13.
37. Хашиева Л.Х. М. Методы управления привлеченными ресурсами
коммерческого банка: классификация, характеристика и основные тенденции
развития / Л.Х. М. Хашиева // Финансы и кредит. - 2014. - № 28. - С. 28-37.
38. Чернова С.А., Алиева М.Ю. Методические подходы к оценке
конкурентоспособности региональных коммерческих банков / С.А. Чернова,
М.Ю. Алиева // Известия УрГЭУ. - 2015. - № 1. - С. 89-99.
39. Kata R. Determinants of banks’ competitiveness in local financial markets /
R. Kata // Financial Internet Quarterly «e-Finanсe». - 2012. - № 1. Vol. 8. - Р. 1-13.
Электронные ресурсы
40. Информация о ПАО «Сбербанк России». [Электронный ресурс] -
Режим доступа: https://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=350000004
41. Колесов П.Ф. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества
российских банков на современном этапе развития // Экономика и менеджмент82
инновационных технологий. - 2012. - № 5. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2012/05
42. Методика составления рейтинга надежности банков Кромонова В.С.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.profile.ru/arkhiv/item/40017-
items_2365
43. Национальное агентство финансовых исследований НАФИ.
[Электронный ресурс] - Режим доступа http://nacfin.ru/
44. ПАО «Сбербанк России». [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.banki.ru/banks/bank/sberbank/
45. Рейтинги значимости банков. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.buzdalin.ru/text/banks/t1/znah.html
46. Устойчивость и надежность банка. Финансовый анализ банка ПАО
«Сбербанк России». [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.analizbankov.ru/bank.php?BankId=sberbank-rossii-1481&BankMenu
47. Финансовая отчетность ПАО «Сбербанк России». [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reportsand-publications/ifrs

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Современное состояние банковской системы России и прогнозы ее
развития в условиях глобализации экономики актуализируют значимость
инструментов повышения конкурентоспособности кредитных организаций.
Ужесточение надзорно-контрольных требований со стороны Банка России,
ускорение бизнес-процессов и усложнение условий функционирования
хозяйствующих субъектов вызывают необходимость пересмотра
стратегических ориентиров и формирования новых эффективных механизмов
деятельности банков с целью расширения их конкурентных позиций.
В этой связи использование в кредитных организациях современных
способов оценки конкурентоспособности, раскрытия конкурентного
потенциала и инструментов управления потенциалом банка является важной
научно-практической проблемой, решение которой позволит обосновать
направления укрепления финансового положения отечественного банковского
сектора в целом. В свою очередь, необходимо совершенствование подходов к
определению количественных и качественных параметров
конкурентоспособности банков, адаптация наиболее эффективных и
рациональных аналитических методов и приемов, применяемых в зарубежной
банковской практике, к российским условиям, выработка стратегии
формирования, поддержания и наращивания конкурентных преимуществ,
внедрение комплекса инновационных технологий повышения результативности
работы с клиентами.
Реализация изложенных выше приемов позволит банку выстроить
эффективную систему управления банковской конкурентоспособностью,
обеспечить укрепление позиций банка на финансовом рынке и более тщательно
раскрывать конкурентный потенциал.
Исходя из вышеизложенного, целью настоящей работы является
совершенствование управления конкурентным потенциалом банка, в рамках
конкурентного развития кредитной организации. Для того, чтобы достичь
поставленную цель, в рамках работе решены были следующие задачи:
- определить понятие конкурентного потенциала банка и его
составляющих;
- провести обзор современных методов и способов по оценке
конкурентоспособности коммерческого банка в рамках выявления
конкурентного потенциала;
- оценить конкурентоспособность крупнейшего банка страны – ПАО
«Сбербанк России»;
- рассчитать и проанализировать конкурентный потенциал ПАО
«Сбербанк России», предложив направления его развития в стратегическом
масштабе;
- рассмотреть целесообразность определения конкурентных преимуществ
при построении конкурентной стратегии банков для повышения его
конкурентного потенциала;
- предложить систему управления конкурентным потенциалом ПАО
«Сбербанк России», используя приемы матричного анализа.
Предметом исследования являются теоретические и методические
положения оценки конкурентоспособности банка и управления его
потенциалом. Объектом исследования выступает конкурентное положение и
деятельность ПАО «Сбербанк России».
Теоретической и методологической основой работы послужили научные
труды и прикладные работы ведущих российских и зарубежных специалистов в
области управления конкурентоспособностью банков, базовые нормативно-правовые акты в сфере регулирования деятельности банков, методические
рекомендации по оценке их конкурентоспособности.
Инструментарно-методический аппарат исследования основан на
использовании общенаучных, общеэкономических и специальных методов и
приемов: анализа (системного, структурно-динамического, многомерного
экономико-статистического), экспертных оценок, моделирования, группировок,
монографического, абстрактно-логического и других.6
Информационно-эмпирическую базу исследования составили
законодательные акты Российской Федерации, Центрального банка России,
официальные отчетные данные ПАО «Сбербанк России», материалы научно-практических конференций, информация из периодической экономической
печати и официальных Интернет-сайтов, монографические исследования
ученых и научных коллективов.
Работа в структурном плане включает введение, теоретическую,
практическую и рекомендационные части (главы), заключение, а также список
использованных источников.

В условиях постоянно возрастающего уровня конкуренции вопросам
развития конкурентного потенциала уделяется все больше внимания. В связи с
тем, что большая часть научных работ посвящены толкованию и обзору
диагностики банковской конкуренции, конкурентоспособности кредитной
организации и состояния конкурентной среды в отечественном банковском
секторе, вопросы определения и развития конкурентного потенциала
исследователями оставались в тени.
В рамках исследования, определив каждое понятие, которое относится к
категории «конкуренции» было определено, что конкурентный потенциал, как
и конкурентные преимущества наряду с конкурентной стратегией банка
является неким фундаментом и каркасом формирования
конкурентоспособности банка. Следовательно, именно от грамотного
формирования конкурентной стратегии, детального поиска конкурентных
преимуществ и оперативного раскрытия конкурентного потенциала зависит
конкурентоспособность кредитной организации.
Под конкурентным потенциалом коммерческого банка в данной работе
понимается его целеориентированные совокупные возможности коммерческого
банка создавать, сохранять, укреплять и развивать устойчивые конкурентные
преимущества для обеспечения долгосрочной эффективной деятельности на
рынке. Он включает совокупность располагаемых финансовых,
организационных, трудовых, маркетинговых, информационных и
инновационных ресурсов и возможностей кредитной организации,
позволяющих ей создавать конкурентные преимущества перед другими
участниками рынка.
При этом для определения достигнутого уровня конкурентного
потенциала коммерческого банка считаем целесообразным использовать
балльную оценку его показателей, что позволит обеспечить соизмеримость
качественных и количественных критериев. При определении совокупного
индекса конкурентного потенциала каждый показатель, входящий в его
структурные элементы, необходимо оценить по пятибалльной шкале и
разделить полученное суммарное количество баллов на максимально
возможное.
Также был проведен обзор современных моделей и методической базы
используемые при диагностировании и определении конкурентных позиций
кредитных организаций. В рамках каждого авторского подхода определения
конкурентоспособности банка были выявлены достоинства и недостатки.
В практической части работы, была оценена конкурентоспособность
крупнейшего банка Российской Федерации – ПАО «Сбербанк России» с
использованием различных подходов – оценки кредитного рейтинга,
надежности, устойчивости и охвата рынка. При этом показатели ПАО
«Сбербанк России» сравнивались с его ближайшими конкурентами, которые
наряду с данным банком формируют ТОП-5 банков Российской Федерации.
Сравнительный анализ показал, что Банк является лидером в России по
объемам предоставляемых услуг корпоративным и розничным клиентам, при
этом Банк ежегодно наращивают долю розничного рынка, что является
целеустремленной задачей Банка согласно реализуемой им стратегии развития
Банка до 2020 г. Ближайшие конкуренты Банка по бизнесу отстают
существенно, как минимум в 2-2,5 раза по охвату рынка банковских услуг
России. У Банка высокий индекс надежности по методике Кромонова,
наилучшие значения финансового положения по методике CAMEL, и
рейтинговое агентство Moody’s взвешенно повысил кредитный рейтинг Банка в
начале 2017 г. с изменением прогноза с негативного на стабильный в
долгосрочном периоде, а с 2018 г. пересмотрел и прогноз на позитивный.
Анализ и оценка конкурентного потенциала Банка позволило определить,
что среди семи компонентов конкурентного потенциала у Банка нет явных
проблем с развитием какого-либо компонента. ПАО «Сбербанк России»
активно уделяет внимание развитию инновационного и информационного
потенциала в рамках своей деятельности. Благодаря развитию маркетингового
потенциала в последние годы Банком взят курс на оптимизацию офисной сети
по стране, которое сокращается в динамике и большинство услуг
предоставляются клиентам дистанционно. Естественно, такие задачи не могут
быть решены без активной вовлеченности управленческого звена, значит
управленческий потенциал также используется Банком близким к максимуму.
В отношении рыночного потенциала, мы отмечали, что Банк по большинству
оказываемых услуг является практически монополистом в банковском секторе,
следовательно, имидживые составляющие еще долгое время будут работать во
благо Банку.
Эффективность управления конкурентным потенциалом предлагается
оценивать в динамике через матричные методы, правильное построение
подобных матриц указывают на слабые и сильные стороны развития того или
иного компонента конкурентного потенциала банка, что было доказано на
примере ПАО «Сбербанк России». Построенные матрицы показали, что по
итогам 2016 г. были плотнее, чем по итогам 2017 г., когда разброс был
сильным. Однако такие компоненты, как ресурсный и кадровый потенциал
продолжают оставаться проблемными зонами комплексного конкурентного
потенциала Банка.
Единственный компонент, который может быть относительно уязвимым
– это ресурсный потенциал, поскольку требует решения сложной, вечной, но
типично банковской задачи – как достигнуть при минимальных рисках,
максимум доходности от проведения банковских операций так, чтобы операции
не вредили ликвидности. Но и в этом направлении у Банка нет нерешаемых
проблем, Банк тонко чувствует рынок и пополняет или избавляется от
ликвидности в зависимости от конъюнктуры рынка, улучшает процесс
управления рисками, увеличивает доходность и сокращает стоимость ресурсов,
что повышает прибыльность операций. Но и здесь работа ПАО «Сбербанк
России» и высшего звена менеджмента должна проводиться кропотливо на
постоянном уровне, поскольку банковские риски всегда вытекают из
банковских операций и соответственно, при дальнейшем улучшении риск-76
менеджмента, конкурентный потенциал Банка будет укрепляться еще сильнее.
Другим компонентом конкурентного потенциала ПАО «Сбербанк
России» является кадровый потенциал, который у Банка также бывает не до
конца совершенным в разные периоды. Вариантами укрепления кадрового
потенциала может быть увеличение производительности труда; снижение
уровня конфликтности; участие персонала в процессе управления. Кроме этого
в условиях роста автоматизации бизнес-процессов кредитных организаций,
видится логичным внедрение в образовательный процесс именно дисциплину в
сфере инноваций, чтобы персонал мог постоянно улучшать свои навыки и
способности и эффективно применять их в процессе труда.
Также нами были предложены Банку система мероприятий развития и
укрепления его конкурентного потенциала, которая базируется на семи этапах,
и направлена на то, чтобы ПАО «Сбербанк России» мог комплексно подходить
к процессу управления всеми элементами с целью достижения максимального
эффекта. А это требует разработки и обновления конкурентных стратегий,
направленных на развитие внутрибанковских и рыночных возможностей Банка.
В условиях банковской конкуренции кредитным организациям важно
выстраивать конкурентные стратегии по дальнейшему развитию своей
деятельности в условиях конкурентной среды и ведения конкурентной борьбы с
другими банками. От полноты и своевременности использования конкурентных
преимуществ зависит качество управления конкурентным потенциалом.
Ориентированность банка на повышение конкурентоспособности
деятельности должна стать одним из приоритетов банковского менеджмента,
что позволит не только повысить эффективность деятельности конкретного
коммерческого банка, но и существенно поднять уровень национального
банковского сектора в целом. Изучение существующих концептуальных
подходов к оценке уровня конкурентоспособности коммерческих банков
позволило сделать вывод о необходимости разработки методики ее
интегральной оценки, позволяющей проводить сравнительный анализ банков-конкурентов, формировать их рейтинги на основе показателей эффективности
деятельности.


О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 23.05.2018 г.) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее
обновление 31.05.2018.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от
23.04.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия
Проф. – Последнее обновление 31.05.2018.
3. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
26.07.2006 г., № 135-ФЗ (ред. от 4.06.2018 г.) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 31.05.2018.
Книги, монографии
4. Ансофф И. Стратегическое управление. / И. Ансофф. - М.: Экономика,
2009. - 358 с.
5. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. / Г.Я. Гольдштейн. –
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 94 с.
6. Найденов Н.Д., Чесноков В.П. Основные понятия менеджмента:
Глоссарий / под общ. ред. Чеснокова В.П. - Сыктывар: КРАГСиУ, 2007. – 195 с.
7. Никонова И.А., Шамгунов Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого
банка. / под общ. ред. И.А. Никоновой. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 304 с.
8. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании или Маркетинговые
методы конкурентной борьбы. / Н.С. Новосва. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 254
с.
9. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. / Г.С. Панова.
- М.: ИКЦ «ДИС», 1997. - 464 с.
10. Рыбин Е.В. Пути повышения конкурентоспособности российских
банков. / Е.В. Рыбин. – М.: Финансы и статистика, 2008. - 208 с.79
11. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. / под общ. ред. И.О.
Спицына. - Тернополь: АО «Тарнекс», ЦММС «Писпайп», 1993. - 656 с.
12. Тегин В.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. / В.А.
Тегин. - Коломна: КИ МГОУ, 2010. - 134 с.
Диссертации
13. Кладова А.А. Особенности развития конкурентной среды (на примере
банковского сектора России): дисс. … канд. экон. наук. Москва. 2016. 250 с.
14. Краюшкин В.С. Управление конкурентоспособностью коммерческого
банка: дисс. … канд. экон. наук. Ставрополь. 2013. 181 с.
15. Кудашева Ю.С. Совершенствование методики оценки
конкурентоспособности коммерческого банка: дисс. … канд. экон. наук.
Ставрополь. 2007. 186 с.
Авторефераты диссертаций
16. Вавилова Е.В. Конкурентное поведение банков в условиях роста
концентрации и централизации банковского капитала: автореф. дисс. канд.
экон. наук. Самара, 2011. 28 с.
17. Иванилова О.В. Основные направления повышения
конкурентоспособности региональных банков России: автореф. дисс. канд.
экон. наук. Москва. 2013. 24 с.
18. Лёвин С.А. Стратегия повышения эффективности деятельности
регионального коммерческого банка: автореф. дисс. канд. экон. наук. Саратов,
2012. 33 с.
19. Назаров О.М. Управление кадровым потенциалом кредитных
организаций на основе компетентностного подхода: автореф. дисс. канд. экон.
наук. Самара, 2013. 23 с.
20. Разинкина И.В. Развитие методов оценки и инструментов повышения
конкурентоспособности промышленного предприятия: автореф. дисс. канд.
экон. наук. Москва, 2014. 22 с
21. Савушкина Ю.В. Управление конкурентоспособностью
коммерческого банка на основе развития сети филиалов: автореф. дисс. канд.80
экон. наук. Санкт-Петербург, 2012. 18 с.
Печатная периодика
22. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в
конкурентной среде / В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России
и за рубежом. - 2014. - № 6. - С. 3-13.
23. Букреева Л.М. Стратегия управления ресурсным потенциалом
коммерческого банка / Л.М. Букреева // Молодой ученый. - 2015. - № 24 (104). -
С. 391-393.
24. Викулов В.С. Маркетинг банковских продуктов на основе
сегментационных моделей / В.С. Викулов // Маркетинг в России и за рубежом. -
2015. - № 1. - С. 131-137.
25. Захарьян А.Г. Экспертная оценка комплексной устойчивости
коммерческого банка / А.Г. Захарьян // Финансовые исследования. - 2013. - №
9. - С. 14-19.
26. Капустин С.Н. Анализ финансовых показателей банка. Надежен ли
Ваш банк? / С.Н. Капустин // Финансы и кредит. - 2014. - № 24. - С. 18-23.
27. Климова Н.В. Повышение международной конкурентоспособности
российских банков / Н.В. Климова // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - № 6.
- С. 88-92.
28. Кондратьева М.А. Конкурентный потенциал и стратегии его развития
/ М.А. Кондратьева // Российское предпринимательство. - 2014. - № 11. - С. 59-
62.
29. Масленченков Ю.С., Команов В.А. Оценка деятельности
коммерческого банка на основе балансовых уравнений / Ю.С. Масленченков
Ю.С., Команов В.А. // Бизнес и банки. - 2015. - № 30. - С. 4-5.
30. Павлова Н.Н. Маркетинговый подход к оценке
конкурентоспособности товара / Н.Н. Павлова // Маркетинг в России и за
рубежом. - 2014. - № 1. - С. 82-89.
31. Пономарева Т.А., Супрягина М.С. Качество услуг: качественные
параметры оценки / Т.А. Пономарева, М.С. Супрягина // Маркетинг в России и81
за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 47-58.
32. Рашидов О., Таджитдинов К. Потенциал коммерческого банка, как
основа его конкурентных преимуществ / О. Рашидов, К. Таджитдинов // BiznesЭксперт. - 2016. - № 4 (100). - С. 102-108.
33. Рыкова И.Н., Чернышев А.А. Электоральные факторы, определяющие
конкурентоспособность банковских услуг / И.Н. Рыкова, А.А. Чернышев //
Финансы и кредит. - 2015. - № 20. - С. 63-69.
34. Степичева О.А., Юрина Е.А. Российские коммерческие банки: к
вопросу об инструментарии обеспечения конкурентоспособности / О.А.
Степичева, Е.А. Юрина // Социально-экономические явления и процессы. -
2016. - № 1. - С. 162-165.
35. Суворов А.В. Сравнительный анализ показателей и оценка
устойчивости и эффективности финансовой деятельности банка / А.В. Суворов
// Финансы и кредит. - 2014. - № 16. - С. 2-9.
36. Таджитдинов К.Р. Стратегия формирования конкурентных
преимуществ коммерческого банка / К.Р. Таджитдинов // European journal of
economics and management sciences. - 2016. - № 1. - С. 11-13.
37. Хашиева Л.Х. М. Методы управления привлеченными ресурсами
коммерческого банка: классификация, характеристика и основные тенденции
развития / Л.Х. М. Хашиева // Финансы и кредит. - 2014. - № 28. - С. 28-37.
38. Чернова С.А., Алиева М.Ю. Методические подходы к оценке
конкурентоспособности региональных коммерческих банков / С.А. Чернова,
М.Ю. Алиева // Известия УрГЭУ. - 2015. - № 1. - С. 89-99.
39. Kata R. Determinants of banks’ competitiveness in local financial markets /
R. Kata // Financial Internet Quarterly «e-Finanсe». - 2012. - № 1. Vol. 8. - Р. 1-13.
Электронные ресурсы
40. Информация о ПАО «Сбербанк России». [Электронный ресурс] -
Режим доступа: https://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=350000004
41. Колесов П.Ф. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества
российских банков на современном этапе развития // Экономика и менеджмент82
инновационных технологий. - 2012. - № 5. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2012/05
42. Методика составления рейтинга надежности банков Кромонова В.С.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.profile.ru/arkhiv/item/40017-
items_2365
43. Национальное агентство финансовых исследований НАФИ.
[Электронный ресурс] - Режим доступа http://nacfin.ru/
44. ПАО «Сбербанк России». [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.banki.ru/banks/bank/sberbank/
45. Рейтинги значимости банков. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.buzdalin.ru/text/banks/t1/znah.html
46. Устойчивость и надежность банка. Финансовый анализ банка ПАО
«Сбербанк России». [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.analizbankov.ru/bank.php?BankId=sberbank-rossii-1481&BankMenu
47. Финансовая отчетность ПАО «Сбербанк России». [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reportsand-publications/ifrs

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.