Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КОНТРАГЕНТОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И МЕТОДЫ ЕЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Работа №78634

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ КОНТРАГЕНТОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1 Понятие и виды просроченной задолженности 7
1.2 Характеристика основных контрагентов коммерческих банков 14
1.3 Методы и инструменты управления проблемной задолженностью
контрагентов коммерческого банка
2. АНАЛИЗ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КОНТРАГЕНТОВ ООО БАНК «АВЕРС»
2.1 Анализ современного состояния банковского кредитного рынка в РФ 30
2.2 Оценка качества кредитного портфеля ООО Банк «Аверс» 40
2.3 Анализ методов и инструментов управления проблемной задолженностью контрагентов в ООО Банк «Аверс»
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КОНТРАГЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
3.1 Анализ причин возникновения просроченной задолженности 60
3.2 Направления совершенствования методов регулирования просроченной задолженности контрагентов в коммерческих банках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 98


Банковский сектор - наиболее важная часть как экономики России, так и мировой экономики в целом. «Коммерческие банки призваны регулировать движение всех денежных потоков, способствовать обеспечению перераспределения имеющихся свободных финансовых ресурсов общества наиболее эффективно» [23]. Даже несмотря на мировой экономический кризис 2008 года, произошедший вследствие того, что в США лопнул долго созревавший «пузырь» - рынок ипотечного кредитования, и многие банки из-за недостатка ликвидности обанкротились, а также несмотря на валютный кризис в России в 2014 году, который случился в связи с наложенными санкциями и ослаблением национальной валюты, вызванным существенным снижением мировых цен на нефть, прогнозируется развитие и совершенствование банковского сектора страны. И одной из приоритетных задач ставится повышение устойчивости функционирования банковской системы, повышение требований к банкам со стороны контролирующего органа - Центрального банка и тщательный надзор за их соблюдением.
В последнее время наблюдается тенденция к сокращению количества действующих кредитных организаций. Слабые игроки уходят с рынка для того, чтобы более сильные смогли создать действительно эффективную, надежную экономическую среду, способную противостоять негативным макроэкономическим воздействиям.
Поэтому в условиях сильной конкуренции банки настроены активно наращивать объемы кредитования с целью увеличения доходности кредитного портфеля. Однако, как любой субъект экономики, коммерческие банки подвержены влиянию внешних и внутренних факторов экономической среды, что влечет за собой увеличение рисков, без которых в принципе невозможна деятельность любого банка. Одно из таких последствий - возникновение просроченной ссудной задолженности.
Выбор темы выпускной квалификационной работы обоснован именно актуальностью изучения просроченной задолженности в банке, так как проблема увеличения просроченной задолженности контрагентов в коммерческих банках растет с каждым годом и до сих пор существует необходимость принятия мер по стабилизации процесса роста, а также необходимость в разработке мероприятий по сокращению данной задолженности.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты регулирования просроченной задолженности контрагентов коммерческих банков, представлены различные формулировки понятия просроченной задолженности, ее состав, даны понятия и характеристика основных контрагентов коммерческого банка, а также выявлены причины, по которым необходимо улучшать управление просроченной задолженностью, указаны методы, использующиеся в банке и способствующие минимизации задолженности.
Во второй главе проведен общий анализ банковского сектора Российской Федерации, выявлены тенденции и перспективы его развития, осуществлена оценка качества кредитного портфеля для того, чтобы выявить факторы, увеличивающие долю просроченной задолженности в портфеле. К тому же, во второй главе приводится характеристика и методы борьбы с просроченной задолженностью банка, на основании финансовой отчетности которого построен информационно-аналитический материал работы.
В третьей главе основным моментом является изучение причин, влияющих на величину просроченной задолженности, а также разрабатываются предложения по совершенствованию методов регулирования просроченной задолженности контрагентов коммерческих банков.
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы выявлена зависимость величины просроченной задолженности фактически от любых экономических изменений в стране и в мире. В свою очередь, выявлены проблемы, появляющиеся в процессе управления кредитным портфелем коммерческого банка.
Целью выпускной квалификационной работы является осуществление анализа просроченной задолженности контрагентов коммерческого банка, изучение структуры и состава кредитного портфеля, рассмотрение методов, применяющихся в банках, для работы с просроченной задолженностью, направленной на ее сокращение. Также цель состоит в разработке совершенствования методики управления просроченной задолженности контрагентов в коммерческих банках, которая позволяла бы эффективно управлять уровнем просроченной задолженности.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих основных задач:
1. Рассмотрение понятия, сущности, видов и наличия законодательного регулирования просроченной задолженности.
2. Формирование характеристики контрагентов коммерческих банков.
3. Изучение методов регулирования просроченной задолженности в банке.
4. Оценка качества кредитного портфеля ОО Банк «Аверс».
5. Проведение анализа просроченной задолженности в кредитном портфеле ООО Банк «Аверс».
6. Проведение анализа основных причин, приводящих к появлению просроченной задолженности.
7. Исследование проблем управления просроченной задолженностью.
Российскими аналитиками и экономистами уже разработаны определенные методы и введены инструменты, позволяющие контролировать и снижать темп роста просроченной задолженности контрагентов коммерческого банка. Однако несмотря на разработанность проблемы просроченной задолженности, существует необходимость их совершенствования и разработки новых более эффективных методик по урегулированию данной проблемы.
Приведенные в работе методы и инструменты, алгоритмы, на основании которых строится возврат просроченной задолженности, широко используются Российскими банками в своей деятельности, которые, в свою очередь, к тому же разрабатывают индивидуально свою собственную методику, которая представляет собой банковскую тайну и не разглашается.
В качестве объекта экономического анализа выступает финансово-хозяйственная деятельность ООО Банк «Аверс».
Предметом исследования в данной выпускной дипломной работе является просроченная задолженность контрагентов коммерческого банка, а также факторы, влияющие на состояние кредитного портфеля, и методы, способствующие сокращению просроченной задолженности в банке.
При исследовании и анализе просроченной ссудной задолженности, а также задач, связанных с решением данной проблемы коммерческими банками, использовалась в качестве информационной базы материалы, взятые из опубликованных научных статей и периодических изданий, а также аналитические материалы и финансовая отчетность ООО Банк «Аверс», справочные материалы рейтинговых агентств и нормативно-правовые акты Центрального банка Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведения исследования в данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты регулирования просроченной задолженности контрагентов коммерческих банков, представлены различные формулировки понятия просроченной задолженности. Просроченная задолженность в банке представляет собой суммарный объем неисполненных должником в установленный срок денежных обязательств, обязанность по уплате которых возникла вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства перед кредитором, в том числе в результате их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица. В объем просроченной задолженности также включается сумма неустойки (штрафов, пеней) и процентов, начисленных за просрочку исполнения обязательств, если иное не установлено законом или договором.
Помимо рассмотрения теоретической составляющей понятия просроченной задолженности, даны определения и характеристика основных контрагентов коммерческого банка, а также выявлены причины, по которым необходимо улучшать управление просроченной задолженностью. Также в работе указаны методы, использующиеся в банке и способствующие минимизации задолженности, ведь каждый банк самостоятельно принимает решения о том какие методы и мероприятия в своей деятельности применять в целях успешного сокращения проблемной ссудной задолженности и меры по недопущению подобной задолженности.
Перед тем как подойти к анализу объекта исследования, был проведен анализ текущего состояния банковского сектора в Российской Федерации с целью выявления положительных, отрицательных сторон, а также складывающихся тенденций на рынке банковских услуг, позволяющих предположить, каким образом те или иные макроэкономические условия могут повлиять на динамику изменения просроченной задолженности контрагентов в коммерческих банках. Далее произошел непосредственный переход к объекту исследования в работе - ООО Банк «Аверс», а именно: к его кредитному портфелю и основным показателям деятельности. Таким образом, была проведена оценка качества кредитного портфеля с применением выбранной для этой цели методики. Анализ кредитного портфеля ООО Банка «Аверс» позволил выявить факторы, способные повлиять на увеличение доли просроченной задолженности в банке. К тому же была рассмотрена методика, применяющаяся в банке, для борьбы с просроченной задолженности.
В данной работе использовались методы статистики и экономико-математического моделирования (ЭММ) для целей обнаружения степени влияния самостоятельно выбранных факторов на результирующий показатель - в данном случае, это просроченная задолженность в кредитном портфеле. В свою очередь, ЭММ позволило осуществить прогнозирование изменения факторов, то есть сложилась картина возможного будущего, а именно состояния просроченной задолженности на шаг вперед (шаг - один год).
После применения методов статистики, были обозначены причины, которые могут стать катализатором просроченной задолженности.
Основными проблемами в урегулировании просроченной задолженности являются:
- правильный выбор инструмента или набора инструментов, а также способов их использования в каждой конкретной ситуации, благодаря чему становится возможным эффективная стабилизация уровня просроченной задолженности в коммерческом банке.
- проблема создания алгоритма, позволяющего с минимальными потерями для банка ресурсов и времени регулировать задолженность заемщиков-должников.
- отсутствие методологических и методических рекомендаций выбора стратегии по урегулированию проблемной задолженностью.
- банковский сектор нуждается в создании законодательными органами более совершенной, единой и четко регламентированной методики по работе с просроченной задолженностью.
На основании выявленных проблем и в результате проведенного анализа были сформулированы основные рекомендации, которые поспособствовали бы более эффективному регулированию просроченной задолженности в банке.
Таким образом, с целью совершенствования методики и работы с просроченной задолженностью в целом предложено:
- ввести в перечень мер по работе с проблемными активами инструмент - отложенной продажи залогового актива, как альтернатива переуступки права требования.
- ввести сформированный алгоритм, позволяющий выбрать из всего перечня действительно необходимые инструменты (в каждом отдельном случае) для урегулирования просроченной задолженности контрагентов коммерческого банка.
- введение дополнений (тактик) к двум имеющимся стратегиям, позволяющим коммерческим проводить работу по сокращению просроченной задолженности.
- формирование банками более грамотной и адекватной кредитной политики на основании анализа и постоянного мониторинга экономических изменений, происходящих в стране и за рубежом, и на основании методик по урегулированию просроченной задолженности, созданных авторами экономистами-аналитиками.
- возникновение законодательной базы по части регулирования возникновения и классификации просроченной задолженности, где будет указана четкая инструкция для банка по взысканию просроченной задолженности, а также критерии ее признания.
На основании проведенной исследовательской работы, можно прийти к выводу о том, что действующие механизмы работы с проблемной задолженностью носят общий характер. И в случаях снижения платежеспособности заемщиков и роста процента просроченной задолженности, а также при отсутствии действенных эффективных способов ее взыскания, это может привести к невозможности фактического погашения большой доли кредитов.
Недостаточная эффективность судебных процедур, связанных с взысканием долга, а также длительные сроки рассмотрения, отсутствие реальных рычагов влияния на заемщика в современных условиях могут отразиться на кредитно-финансовой сфере страны не лучшим образом, банки будут не способны выполнять обязательства перед юридическими и физическими лицами, вкладчиками и владельцами банковских счетов.
Регламентация процесса управления проблемной задолженностью, а также создание единой четкой обоснованной методики является важнейшей задачей современного этапа развития банковской системы в Российской Федерации. Необходимость в создании и принятии ряда законопроектов, регулирующих процесс взыскания проблемной ссудной задолженности очень важна для повышения эффективности деятельности, бесперебойности работы кредитных организаций, которые влияют на общее состояние экономики страны в целом.
А пока, на данный момент времени, отсутствие законодательной базы не дает возможности банкам качественно осуществлять борьбу с проблемными кредитами и оказывает негативное влияние на функционирование банковского сектора.
Однако несмотря на это кредитным организациям необходимо самим организовывать свою работу так, чтобы процесс кредитования, не связанный с необоснованными рисками, приносил бы доход, а процесс взыскания был максимально эффективным и не нарушал законные права и интересы заемщиков. И тогда это станет по-настоящему крепким фундаментом для создания конкурентоспособной, устойчивой банковской среды, благоприятной как для коммерческих банков, так и для их клиентов, что, в свою очередь, будет способствовать экономическому развитию России в целом. Ведь состояние банковского сектора государства - это отражение состояния всей экономики в целом. Поэтому очень важно работать над улучшением работы по урегулированию просроченной задолженности контрагентов коммерческих банков, внедрять какие-то новые более совершенные меры и на законодательном уровне осуществлять контроль над состоянием и величиной задолженности в банках, что послужило бы отличной мотивацией для коммерческих банков более качественно формировать свой кредитный портфель и своевременно проводить мониторинг финансового положения и других показателей деятельности заемщиков с целью снижения вероятности появления просроченной задолженности.



1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от
30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Понятие юридического лица», (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ), ст. 48
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от
30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Правоспособность гражданина», ст. 17
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от
30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Дееспособность гражданина», ст. 21
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (част первая)» от
30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Имущественная ответственность гражданина», ст. 24
5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от
30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Перемена лиц в обязательстве»
6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2017) // «Основные понятия настоящего Федерального закона», ст. 1
7. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2017) // «Банковские операции и другие сделки кредитной организации», ст. 5
8. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2017) // «Деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг», ст. 6
9. Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 03.07.2016 N 230-ФЗ (последняя редакция)
10. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (в ред. от 19.12.2008), С. 18
11. Проект Федерального закона «О деятельности по взысканию задолженности» (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.09.2015 // «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», ст. 2
Учебники и монографии:
12. Давыдов В.А. Методы и инструменты урегулирования проблемной задолженности кредитных организаций: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2016. С. 38-43
13. Дрогобыцкий, А. Экономико-математическое моделирование: учебник для студентов вузов/ А. Дрогобыцкий. - М.: Экзамен. 2011. С. 800
14. Исмагилов И. И., Кадочникова Е. И., Костромин А. В. Эконометрика / И. И. Исмагилов, Е. И. Кадочникова, А. В. Костромин. - Казань: Казан. ун-т, 2014. С. 235
15. Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском [Текст]: учебное пособие / С.Н. Кабушкин. - М.: Новое знание. 2007. С. 332
16. Кроливецкая, Л.П. Банковское дело: кредитная деятельность
коммерческих банков: учебное пособие для студентов вузов- М.: КноРус. 2009. С. 280
17. Лаврушин, О. И. Банковское дело: современная система
кредитования: учебное пособие для студентов вузов. / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко. - 4- е изд. стер. - М.: КноРус. 2008. С. 264
18. Экономико-математические методы и модели: учебник для
бакалавров вузов / Под ред. А. М. Попова, В. Н. Сотникова. - М.: Юрайт. 2011. С. 479
Аналитический обзор:
19. Греф, Г. Российская банковская система в условиях глобального кризиса./ Г. Греф, К. Юдаева // Вопросы экономики. 2009. №7. С. 5-13.
20. Котина О. В. Анализ кредитных операций банка и оценка качества кредитного портфеля [Электронный ресурс] / О. В. Котина // Режим доступа: http://www.bankir.ru. (Дата обращения: 19.04.2017).
21. Котина О. В. Оценка качества кредитного портфеля банка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.bankir.ru. (Дата обращения: 19.04.2017).
22. Обзор банковского сектора Российской Федерации (интернет-версия): аналитические показатели: январь 2013 - декабрь 2017 гг. - Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/(Дата обращения: 26.04.2017).
23. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Раздел 3. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 03.05.2017).
24. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020
года. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //innovation. gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf. (Дата
обращения: 03.05.2017).
Статья в периодическом издании:
25. Баймакова А.В., Тишина В.Н. Ссудная задолженность кредитной организации: проблемы и инструменты ее урегулирования // Экономика и бизнес: взгляд молодых.2013. №1. С. 178.
26. Гребеник Т.В. Методика определения качества кредитного портфеля // Методический журнал. Банковское кредитование. 2014. №5(57) С. 41-55
27. Гусева Е.Е. Классификации проблемной задолженности коммерческого банка // СНВ. 2014. №4(9) С. 45-47
28. Давыдов В.А., Халилова М.Х. Классификация инструментов урегулирования проблемной задолженности банков // Финансы и кредит. 2016. №31. C. 2-14
29. Давыдов В.А., Халилова М.Х. Инструменты урегулирования
проблемной задолженности банков // Банковское дело. 2016. №7. С. 52-56
30. Давыдова Л. В. Проблемы банковского сектора России на фоне мирового финансового кризиса. / Л. В. Давыдова, В. В. Гордина // Финансы и кредит. 2010. №31. С. 2-7
31. Ильясов, С. М. Качество кредитного портфеля и кредитные риски. / С. М. Ильясов, А. А. Гаджиев, Г. И. Магамедов // Банковское дело. 2008. №3. С. 80-85.
32. Иевлева, А. А. Портфельный подход к розничной кредитной деятельности банков. / А. А. Иевлева // Финансы и кредит. 2010. №10. С. 51-57.
33. Казаков Р.И. Управление просроченной задолженностью коммерческого банка // Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. №1 С. 36-39
34. Казакова, О. Н. Качество кредита и кредитного портфеля // Банковское дело. 2009. №7. С. 74 - 77.
35. Кирьянов М. А. Борьба с просроченной задолженностью: объединение усилий. // Банковское дело. 2009. №4. С. 16-20.
36. Мазурин В.В. Механизм работы с просроченной и проблемной задолженностью в розничном кредитном портфеле российских банков // Вестник ГУУ. 2016. №6 С. 119-125.
37. Митрохин, В. В. Оценка работы банков с проблемной задолженностью юридических лиц. / В. В. Митрохин, В. В. Стукалов // Финансы и кредит. 2011. № 14. С. 25-30
38. Платонова, Ю. Ю. Инструменты управления портфелем проблемных кредитов в современных условиях. / Ю. Ю. Платонова, С. Е. Зайченко// Финансы и кредит. 2011. № 4. С 28-36
39. Смулов, А. М. О перспективных подходах банков к работе с проблемной и просроченной ссудной задолженностью. / А. М. Смулов, О. А. Нурзат // Финансы и кредит. 2010. №33. С. 2-18
40. Смулов, А. М. Проблемная задолженность: понятие, основные признаки и меры повышения эффективности возврата проблемных кредитов. / А.М. Смулов // Финансы и кредит. 2009. №35. С. 2-11
41. Сухарева И.О. Управление проблемными долгами в банковском секторе // Банковское дело. 2011. № 7. С. 13
42. Трифонов, Д. А. Возможен ли банковский кризис в России. / Д.А. Трифонов // Финансы и кредит. 2010. № 6. С. 27
43. Шаталов, А. Н. Об оценке уровня финансового состояния отдельных категорий заемщиков. / А. Н. Шаталов, Е. П. Шаталова // Банковское дело. 2010. №3. С. 62-68.
44. Шумкова К.Г. Тенденции развития банковской системы России: угрозы и возможности // Финансы и кредит. 2014. № 14(590). С. 11-20.
45. Юшкова С.Д. Стандартизация подходов к управлению проблемной задолженностью юридических лиц // Деньги и кредит.2016. №1. С. 50-54
46. Яшин, М. В. Механизм формирования кредитного портфеля коммерческого банка с учетом риска возникновениям просроченной ссудной задолженности. / М. В. Яшин // Финансы и кредит. 2010. №33. С. 65-72.
Электронные ресурсы удаленного доступа:
47. Информационный портал Банки.ру. Режим доступа:
http://www.banki.ru(дата обращения: 25.04.2017).
48. Информационный портал Анализ банков.ру. Режим доступа:
http://analizbankov.ru/(дата обращения: 25.04.2017).
49. Информационный портал Гид по финансам. Режим доступа:
http://www.financialguide.ru/(дата обращения: 25.04.2017).
50. Куап.ру - финансовый анализ банков. Режим доступа: http://kuap.ru(дата обращения: 28.04.2017).
51. Официальный сайт коллекторского агентства Sequoia credit consolidation. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sequoia.ru/(Дата обращения: 20.04.2017).
52. Официальный сайт агентства РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rbk.ru. (Дата обращения: 20.04.2017).
53. Официальный сайт национального бюро кредитных историй https://www.nbki.ru/(Дата обращения 20.04.2017)
54. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru. (Дата обращения: 13.03.2014).
55. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 05.04.2017).
56. Официальный сайт банка «Аверс». Режим доступа: http://www.aversbank.ru(дата обращения: 10.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ