Конкуренция на рынке банковских услуг
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 6
1.1. Сущность, сфера и особенности банковской конкуренции 6
1.2. Методы диагностики банковской конкуренции 19
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Тенденции развития конкуренции в банковском секторе в условиях глобализации
2.2. Анализ состояния конкуренции на рынке банковских услуг РТ 47
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Проблемы конкурентной среды 61
3.2. Совершенствование деятельности банков в условиях конкуренции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 6
1.1. Сущность, сфера и особенности банковской конкуренции 6
1.2. Методы диагностики банковской конкуренции 19
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Тенденции развития конкуренции в банковском секторе в условиях глобализации
2.2. Анализ состояния конкуренции на рынке банковских услуг РТ 47
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Проблемы конкурентной среды 61
3.2. Совершенствование деятельности банков в условиях конкуренции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Формирование конкурентной среды, развитие конкуренции в банковском секторе экономики России является важнейшим условием эффективной банковской деятельности, повышения роли банков в жизни страны. В условиях перехода к рыночной экономике российские банки накопили значительный опыт функционирования в конкурентной среде. Однако, эта актуальная проблема, имеющая и научное, и практическое значение, не получила еще достаточного освещения в отечественной литературе. Ее плодотворное изучение в значительной степени находится в зависимости от осмысления теоретико-методологических основ исследования.
Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Текущее кризисное состояние как мировой, так и отечественной экономики весьма активно сказывается на конкуренции во всех сферах деятельности, в том числе и банковской. Это определяет повышенный интерес к проведению исследования состояния конкуренции в банковской сфере Российской Федерации.
Банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
В настоящее время в российской банковской системе не получили развитие конкурентные отношения. Основной причиной большинства негативных моментов в деятельности банков является крайне высокая монополизация банковского сектора, которая самым прямым образом влияет на банковский рынок и стабильность банковской системы. Учитывая исключительно важную роль конкуренции в модернизации банковской системы, наличие множества факторов, препятствующих ее развитию, необходимо признать с научной и практической точки зрения весьма актуальным исследование процессов развития конкурентных отношений в банковском секторе.
Актуальность данной темы подтверждается усилением конкуренции на рынке банковских услуг в условиях финансовой нестабильности, значительного понижения доверия клиентов к кредитным организациям, стремлением банков избежать неоправданных расходов, максимизировать прибыль от своей деятельности.
Коммерческие банки расширяют спектр своих услуг, а именно конкуренция заставляет их менять банковскую политику, адаптироваться и применять различные методы по отношению к клиентам.
Цель работы состоит в изучении теоретических аспектов конкуренции на рынке банковских услуг, анализ и оценка банковской конкуренции и выявления основных направлений развития банковской конкуренции в условиях рыночных отношений.
В соответствии с целью были определены задачи работы:
- рассмотреть сущность и сферу банковской конкуренции, а также показать её отличительные особенности;
- определить методы диагностики банковской конкуренции;
- провести анализ отдельных сегментов на рынке банковских услуг Республике Татарстан;
- выявить основные тенденции развития банковской конкуренции в условиях всемирной глобализации;
- обозначить главные проблемы конкурентной среды;
- определить пути совершенствования деятельности банков в условиях конкуренции.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе конкуренции в банковской сфере.
Объектом исследования выступают институты банковского сектора экономики.
Теоретическую базу работы составили фундаментальные работы ведущих экономистов, научные статьи в экономических журналах и статистические данные, а также законодательные и нормативные акты.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование развивает мало разработанное в отечественной экономической науке направление, расширяет его методологический и методический аппарат. Оно направлено на решение крупной практической проблемы развития конкуренции в банковском секторе экономики и вносит определенный вклад в обеспечение стабильного функционирования банковской системы страны и национальной экономики.
Информационная база исследования включает в себя нормативно-правовые акты, статистические данные и отчеты Федеральной службы государственной статистики, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, материалы международной практики, монографии и статьи в научных журналах и сети Интернет по теме исследования, а также бухгалтерская и финансовая отчетность ведущих банков Республики Татарстан.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в выпускной квалификационной работе.
Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Текущее кризисное состояние как мировой, так и отечественной экономики весьма активно сказывается на конкуренции во всех сферах деятельности, в том числе и банковской. Это определяет повышенный интерес к проведению исследования состояния конкуренции в банковской сфере Российской Федерации.
Банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
В настоящее время в российской банковской системе не получили развитие конкурентные отношения. Основной причиной большинства негативных моментов в деятельности банков является крайне высокая монополизация банковского сектора, которая самым прямым образом влияет на банковский рынок и стабильность банковской системы. Учитывая исключительно важную роль конкуренции в модернизации банковской системы, наличие множества факторов, препятствующих ее развитию, необходимо признать с научной и практической точки зрения весьма актуальным исследование процессов развития конкурентных отношений в банковском секторе.
Актуальность данной темы подтверждается усилением конкуренции на рынке банковских услуг в условиях финансовой нестабильности, значительного понижения доверия клиентов к кредитным организациям, стремлением банков избежать неоправданных расходов, максимизировать прибыль от своей деятельности.
Коммерческие банки расширяют спектр своих услуг, а именно конкуренция заставляет их менять банковскую политику, адаптироваться и применять различные методы по отношению к клиентам.
Цель работы состоит в изучении теоретических аспектов конкуренции на рынке банковских услуг, анализ и оценка банковской конкуренции и выявления основных направлений развития банковской конкуренции в условиях рыночных отношений.
В соответствии с целью были определены задачи работы:
- рассмотреть сущность и сферу банковской конкуренции, а также показать её отличительные особенности;
- определить методы диагностики банковской конкуренции;
- провести анализ отдельных сегментов на рынке банковских услуг Республике Татарстан;
- выявить основные тенденции развития банковской конкуренции в условиях всемирной глобализации;
- обозначить главные проблемы конкурентной среды;
- определить пути совершенствования деятельности банков в условиях конкуренции.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе конкуренции в банковской сфере.
Объектом исследования выступают институты банковского сектора экономики.
Теоретическую базу работы составили фундаментальные работы ведущих экономистов, научные статьи в экономических журналах и статистические данные, а также законодательные и нормативные акты.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование развивает мало разработанное в отечественной экономической науке направление, расширяет его методологический и методический аппарат. Оно направлено на решение крупной практической проблемы развития конкуренции в банковском секторе экономики и вносит определенный вклад в обеспечение стабильного функционирования банковской системы страны и национальной экономики.
Информационная база исследования включает в себя нормативно-правовые акты, статистические данные и отчеты Федеральной службы государственной статистики, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, материалы международной практики, монографии и статьи в научных журналах и сети Интернет по теме исследования, а также бухгалтерская и финансовая отчетность ведущих банков Республики Татарстан.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в выпускной квалификационной работе.
В рамках проведенного исследования нам удалось выяснить, что банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг.
В XX веке для банков началась эпоха конкуренции. Если раньше клиент сам должен был идти в банк для открытия счета, то теперь банки предлагают клиентам (прежде всего предпринимателям) услуги по месту их нахождения, соревнуясь в том, кто предложит наиболее выгодные условия.
Сфера банковской конкуренции имеет ряд особенностей. Приближенность кредитной организации к экономическому центру создает ей более весомые конкурентные преимущества. Рынки финансовых услуг все чаще имеют дело с однотипными финансовыми инструментами, среди которых все большее место занимают совершенно новые, ранее неизвестные инструменты, но легко перенимаемые другими участниками. Кредитные организации обычно оперируют с чужими (привлеченными) средствами, основным «товаром», который обращается на финансовым рынке, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты. Банковская сфера так же отличается высокой динамичностью процессов и скоростью оборота капиталов, повышенной чувствительностью к изменениям во внешней среде и рыночной конъюнктуре, что является одной из причин повышенного риска в данной сфере бизнеса и стандартизацией банковских продуктов и услуг. Банки производят специфичный товар в виде услуг, не имеющих натурально - вещественного выражения.
Существует множество факторов, влияющих на конкуренцию на рынке банковских услуг. Факторы можно разделить на внешние (политические, экономические, финансовые, социально-психологические; государственная политика по отношению к банкам; правовое поле) и внутренние: организационные факторы (стратегия банка, уровень управления, квалификация кадров, взаимоотношения с учредителями, внутренняя политика банка); технологические факторы; финансово-экономические факторы (объем и структура собственных средств, уровень доходов, расходов и прибыли, структура, источники поступления средств).
Выделяется несколько основных видов банковской конкуренции: конкуренция продавцов и конкуренция покупателей; внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция; ценовая и неценовая конкуренция; совершенная и несовершенная конкуренция. В настоящее время на рынке банковских услуг преобладает неценовая конкуренция. Банки стараются улучшать такие качественные показатели, как скорость обслуживания, срочность осуществления операций, качество консультирования и другие. Рынок банковских услуг так же характеризуется несовершенной конкуренцией, то есть один или несколько субъектов занимают господствующее положение на рынке и оказываются вне конкуренции.
Кроме того, банковская система формирует следующие тенденции развития конкуренции в условиях экономической глобализации:
- унификацию норм и стандартов на мировом рынке банковских услуг;
- либерализацию банковского сектора;
- интернационализацию банковского капитала;
- развитие мирового виртуального рынка банковских услуг;
- напряжение банковской конкуренции;
- протекционизм;
- укрепление роли международных организаций, транснациональных банков в мировой экономике.
В российской банковской системе велика роль банков, контролируемых государством - доля в совокупных активах банковского сектора по состоянию на 01.01.2017 составляет 37,8%, доля в совокупном капитале 32,4%. Мировой опыт свидетельствует, что банковская конкуренция должна развиваться на основе ограничения роли государственных банков. Государственные банки, так или иначе, имеют эксклюзивный доступ к бюджетным ресурсам, что не способствует развитию равноправной банковской конкуренции.
За последние десятилетия было разработано множество различных методов анализа и подходов к определению меры конкуренции, основные из которых следующие:
а) показатели концентрации (структурный подход): индекс О. Герфиндаля и А. Гиршмана, показатель концентрации нескольких крупнейших;
б) неструктурные методы: подход Дж. Панзара и Дж. Росса, модель Т. Бреснахана, модель Ф. Барруш и Л. Модешту и другие методы в рамках новой эмпирической теории отраслевых рынков;
в) методы оценки рыночной власти (индекс Лернера).
Результаты исследования показали, что банки в Республике Татарстан функционируют в условиях монополистической конкуренции. Рынок банковских услуг является высококонцентрированным, это говорит о повышенном влиянии крупнейших участников рынка. Оценка конкуренции на рынке банковских услуг проводится не только по количественным показателям, но и по качественным, например, по принадлежности уставного капитала к государственной собственности, что усиливает конкурентную позицию отдельных банков. Большое количество банков не создает высокой конкуренции в отрасли, это объясняется доминирующей ролью банков с государственным участием в уставным капитале, занимающих лидирующие позиции на многих рынках. Российский банковский рынок является крайне сегментированным, в частности, состоит из крупных государственных, частных и банков с иностранным участием. Это обусловлено такими особенностями функционирования отрасли, как значительный разрыв между банками по уровню капитализации, между секторами экономики по уровню рентабельности и между локальными рынками по насыщенности банковскими услугами. Российский банковский сектор нередко рассматривают как крайне монополизированный. Такой вывод во многом основывается на явно доминирующей роли банков с государственным участием. Предполагается, что в перспективе следует ожидать усиления конкуренции на российских банковских рынках.
В данной работе было определено прогнозное значение индекса Герфиндаля-Гиршмана по активам и прогнозное значение доли активов иностранных банков в совокупных активах банковского сектора с помощью трендового анализа, реализуя алгоритм в пакете прикладных программ MS Excel. Построенные нами прогнозы показателей концентрации активов и капитала, индексы Герфиндаля -Гиршмана, в российском банковском секторе, показали, что влияние политики ЦБ РФ, направленной на изменение количественного состава институциональных участников, на уровень конкуренции в банковском секторе, не оказало сильной зависимости между сокращением количества банков по причине отзыва лицензий и уровнем конкуренции. Отсутствие связи можно обосновать тем, что основной упор политики очищения банковского сегмента направлен на категорию малых банков, не являющихся существенными участниками.
Развитие мировой экономики и экономики России последних лет в большей степени демонстрируют необходимость изменения характера отношений между экономическими субъектами. Под влиянием кризиса, оказывающего воздействие на экономическую конъектуру, произошла смена траектории движения экономики от подъема к спаду и последующей рецессии, переход от экстенсивного роста, создавшего иллюзию процветания, к резкому снижению деловой активности и масштабов банковской деятельности. Кризис заметно усложнил условия работы кредитных институтов. Вместе с сокращением прироста ВВП в посткризисной экономике заметно сократились и темпы прироста банковских активов и пассивов.
К основным проблемам конкуренции на рынке банковских услуг России можно отнести:
- монополизация Сбербанка России;
- тенденция слияния и поглощения более мелких банков. Данная тенденция превращает мелкие банки в филиалы крупных банков или происходит просто ликвидация мелких банков;
- непрозрачность структуры капитала крупных федеральных банков и напротив достаточная прозрачность этой структуры у средних и малых региональных банков. Это происходит из-за недобросовестной конкуренции;
- недоверие населения к банковскому сектору. В период кризиса население доверяет только госбанкам, что еще больше ухудшает и без того нестабильное положение частных коммерческих банков;
- большое число мелких банков, не имеющих доступа к господдержке, испытывают серьезные проблемы с ликвидностью, в то время как у госбанков с этим все в порядке;
- непрозрачность определения критериев помощи транслируется вниз по вертикали власти и приводит к многочисленным случаям недобросовестной конкуренции, в том числе в регионах;
- явление «параллельного банкинга».
Современный финансовый экономический кризис и сопутствующий ему банковский кризис, приведший к заметным экономическим и социальным потерям, сокращению темпов экономического развития, доходов предприятий и граждан, стал, на наш взгляд, главной причиной обусловливающей переход на новые модели банковской деятельности, вызвал острую необходимость перемен как в области управления производством, так и в области банковской деятельности.
Необходимость перемен в банковском секторе России усиливается и из-за наличия крупных внутренних народнохозяйственных проблем и противоречий, потребности устранения уязвимых мест в его развитии. Сохраняющаяся в нашей стране инфляция, продолжающийся отток капиталов за границу, неразвитые межбанковский рынок и конкуренция, высокие процентные ставки по ссудам, недостаточная капитализация банковского сектора в еще большей степени обостряют проблему. Без решения этих фундаментальных проблем российские банки вряд ли смогут решать задачи повышения роли монетарных факторов в экономическом развитии.
В целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка выделены следующие направления:
- дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, реальное снижение темпа инфляции;
- укрепление позиций участников финансового рынка, в первую очередь банков;
- обеспечение инвестиционной безопасности, стабильности законов, правовых гарантий для привлечения инвесторов - российских и иностранных - в банковскую сферу;
- повышение эффективности и координации деятельности многочисленных органов надзора и контроля за участниками разных сегментов банковской сферы;
- формирование в стране и за рубежом доверия к российским банкам;
- целеустремленное повышение квалификации участников финансового рынка, в том числе руководящих кадров, которые должны иметь базовое образование; это требует усиления контроля за качеством преподавания в учебных центрах послевузовского образовании.
Современная практика, к сожалению, показывает, что кредитные организации пока остаются невостребованными в поддержке экономического развития, их роль в решении социально-экономических задач по прежнему остается пониженной. Объем долгосрочных кредитов банков не только не сохранился на прежнем уровне, но и снизился за последние четыре года. Если на начало 2008 года доля кредитов в инвестициях в основные фонды составляла незначительную величину (11,1%), то к началу 2016 года она еще больше сократилась и составила лишь 5,9%. Субъекты экономики ощущают неудовлетворенную потребность в обеспечении банковскими продуктами и услугами.
Конкуренция является существенным фактором, обуславливающим обновление банковской деятельности.
Ее значимость в дальнейшем, бесспорно, будет возрастать. Конкуренция усиливает давление маржи и затрат кредитных учреждений, их борьбу за клиентов. Нельзя не учитывать и появление новых конкурентов, не являющихся банками. Практика показывает, что результаты деятельности банковских учреждений зачастую порождает сомнения в эффективности банковской деятельности. Высокая доля недоверия к банкам сохраняется. Будущее банков кажется в этой связи не таким безоблачным. Клиенты все чаще предпочитают получать денежно-кредитные услуги не через банки, а через социальные сети (интернет компании). Клиенты все чаще предпочитают использовать предоплаченные дебетовые пластиковые карты в качестве способа оплаты стоимости своих покупок в интернет- магазине.
В XX веке для банков началась эпоха конкуренции. Если раньше клиент сам должен был идти в банк для открытия счета, то теперь банки предлагают клиентам (прежде всего предпринимателям) услуги по месту их нахождения, соревнуясь в том, кто предложит наиболее выгодные условия.
Сфера банковской конкуренции имеет ряд особенностей. Приближенность кредитной организации к экономическому центру создает ей более весомые конкурентные преимущества. Рынки финансовых услуг все чаще имеют дело с однотипными финансовыми инструментами, среди которых все большее место занимают совершенно новые, ранее неизвестные инструменты, но легко перенимаемые другими участниками. Кредитные организации обычно оперируют с чужими (привлеченными) средствами, основным «товаром», который обращается на финансовым рынке, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты. Банковская сфера так же отличается высокой динамичностью процессов и скоростью оборота капиталов, повышенной чувствительностью к изменениям во внешней среде и рыночной конъюнктуре, что является одной из причин повышенного риска в данной сфере бизнеса и стандартизацией банковских продуктов и услуг. Банки производят специфичный товар в виде услуг, не имеющих натурально - вещественного выражения.
Существует множество факторов, влияющих на конкуренцию на рынке банковских услуг. Факторы можно разделить на внешние (политические, экономические, финансовые, социально-психологические; государственная политика по отношению к банкам; правовое поле) и внутренние: организационные факторы (стратегия банка, уровень управления, квалификация кадров, взаимоотношения с учредителями, внутренняя политика банка); технологические факторы; финансово-экономические факторы (объем и структура собственных средств, уровень доходов, расходов и прибыли, структура, источники поступления средств).
Выделяется несколько основных видов банковской конкуренции: конкуренция продавцов и конкуренция покупателей; внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция; ценовая и неценовая конкуренция; совершенная и несовершенная конкуренция. В настоящее время на рынке банковских услуг преобладает неценовая конкуренция. Банки стараются улучшать такие качественные показатели, как скорость обслуживания, срочность осуществления операций, качество консультирования и другие. Рынок банковских услуг так же характеризуется несовершенной конкуренцией, то есть один или несколько субъектов занимают господствующее положение на рынке и оказываются вне конкуренции.
Кроме того, банковская система формирует следующие тенденции развития конкуренции в условиях экономической глобализации:
- унификацию норм и стандартов на мировом рынке банковских услуг;
- либерализацию банковского сектора;
- интернационализацию банковского капитала;
- развитие мирового виртуального рынка банковских услуг;
- напряжение банковской конкуренции;
- протекционизм;
- укрепление роли международных организаций, транснациональных банков в мировой экономике.
В российской банковской системе велика роль банков, контролируемых государством - доля в совокупных активах банковского сектора по состоянию на 01.01.2017 составляет 37,8%, доля в совокупном капитале 32,4%. Мировой опыт свидетельствует, что банковская конкуренция должна развиваться на основе ограничения роли государственных банков. Государственные банки, так или иначе, имеют эксклюзивный доступ к бюджетным ресурсам, что не способствует развитию равноправной банковской конкуренции.
За последние десятилетия было разработано множество различных методов анализа и подходов к определению меры конкуренции, основные из которых следующие:
а) показатели концентрации (структурный подход): индекс О. Герфиндаля и А. Гиршмана, показатель концентрации нескольких крупнейших;
б) неструктурные методы: подход Дж. Панзара и Дж. Росса, модель Т. Бреснахана, модель Ф. Барруш и Л. Модешту и другие методы в рамках новой эмпирической теории отраслевых рынков;
в) методы оценки рыночной власти (индекс Лернера).
Результаты исследования показали, что банки в Республике Татарстан функционируют в условиях монополистической конкуренции. Рынок банковских услуг является высококонцентрированным, это говорит о повышенном влиянии крупнейших участников рынка. Оценка конкуренции на рынке банковских услуг проводится не только по количественным показателям, но и по качественным, например, по принадлежности уставного капитала к государственной собственности, что усиливает конкурентную позицию отдельных банков. Большое количество банков не создает высокой конкуренции в отрасли, это объясняется доминирующей ролью банков с государственным участием в уставным капитале, занимающих лидирующие позиции на многих рынках. Российский банковский рынок является крайне сегментированным, в частности, состоит из крупных государственных, частных и банков с иностранным участием. Это обусловлено такими особенностями функционирования отрасли, как значительный разрыв между банками по уровню капитализации, между секторами экономики по уровню рентабельности и между локальными рынками по насыщенности банковскими услугами. Российский банковский сектор нередко рассматривают как крайне монополизированный. Такой вывод во многом основывается на явно доминирующей роли банков с государственным участием. Предполагается, что в перспективе следует ожидать усиления конкуренции на российских банковских рынках.
В данной работе было определено прогнозное значение индекса Герфиндаля-Гиршмана по активам и прогнозное значение доли активов иностранных банков в совокупных активах банковского сектора с помощью трендового анализа, реализуя алгоритм в пакете прикладных программ MS Excel. Построенные нами прогнозы показателей концентрации активов и капитала, индексы Герфиндаля -Гиршмана, в российском банковском секторе, показали, что влияние политики ЦБ РФ, направленной на изменение количественного состава институциональных участников, на уровень конкуренции в банковском секторе, не оказало сильной зависимости между сокращением количества банков по причине отзыва лицензий и уровнем конкуренции. Отсутствие связи можно обосновать тем, что основной упор политики очищения банковского сегмента направлен на категорию малых банков, не являющихся существенными участниками.
Развитие мировой экономики и экономики России последних лет в большей степени демонстрируют необходимость изменения характера отношений между экономическими субъектами. Под влиянием кризиса, оказывающего воздействие на экономическую конъектуру, произошла смена траектории движения экономики от подъема к спаду и последующей рецессии, переход от экстенсивного роста, создавшего иллюзию процветания, к резкому снижению деловой активности и масштабов банковской деятельности. Кризис заметно усложнил условия работы кредитных институтов. Вместе с сокращением прироста ВВП в посткризисной экономике заметно сократились и темпы прироста банковских активов и пассивов.
К основным проблемам конкуренции на рынке банковских услуг России можно отнести:
- монополизация Сбербанка России;
- тенденция слияния и поглощения более мелких банков. Данная тенденция превращает мелкие банки в филиалы крупных банков или происходит просто ликвидация мелких банков;
- непрозрачность структуры капитала крупных федеральных банков и напротив достаточная прозрачность этой структуры у средних и малых региональных банков. Это происходит из-за недобросовестной конкуренции;
- недоверие населения к банковскому сектору. В период кризиса население доверяет только госбанкам, что еще больше ухудшает и без того нестабильное положение частных коммерческих банков;
- большое число мелких банков, не имеющих доступа к господдержке, испытывают серьезные проблемы с ликвидностью, в то время как у госбанков с этим все в порядке;
- непрозрачность определения критериев помощи транслируется вниз по вертикали власти и приводит к многочисленным случаям недобросовестной конкуренции, в том числе в регионах;
- явление «параллельного банкинга».
Современный финансовый экономический кризис и сопутствующий ему банковский кризис, приведший к заметным экономическим и социальным потерям, сокращению темпов экономического развития, доходов предприятий и граждан, стал, на наш взгляд, главной причиной обусловливающей переход на новые модели банковской деятельности, вызвал острую необходимость перемен как в области управления производством, так и в области банковской деятельности.
Необходимость перемен в банковском секторе России усиливается и из-за наличия крупных внутренних народнохозяйственных проблем и противоречий, потребности устранения уязвимых мест в его развитии. Сохраняющаяся в нашей стране инфляция, продолжающийся отток капиталов за границу, неразвитые межбанковский рынок и конкуренция, высокие процентные ставки по ссудам, недостаточная капитализация банковского сектора в еще большей степени обостряют проблему. Без решения этих фундаментальных проблем российские банки вряд ли смогут решать задачи повышения роли монетарных факторов в экономическом развитии.
В целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка выделены следующие направления:
- дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, реальное снижение темпа инфляции;
- укрепление позиций участников финансового рынка, в первую очередь банков;
- обеспечение инвестиционной безопасности, стабильности законов, правовых гарантий для привлечения инвесторов - российских и иностранных - в банковскую сферу;
- повышение эффективности и координации деятельности многочисленных органов надзора и контроля за участниками разных сегментов банковской сферы;
- формирование в стране и за рубежом доверия к российским банкам;
- целеустремленное повышение квалификации участников финансового рынка, в том числе руководящих кадров, которые должны иметь базовое образование; это требует усиления контроля за качеством преподавания в учебных центрах послевузовского образовании.
Современная практика, к сожалению, показывает, что кредитные организации пока остаются невостребованными в поддержке экономического развития, их роль в решении социально-экономических задач по прежнему остается пониженной. Объем долгосрочных кредитов банков не только не сохранился на прежнем уровне, но и снизился за последние четыре года. Если на начало 2008 года доля кредитов в инвестициях в основные фонды составляла незначительную величину (11,1%), то к началу 2016 года она еще больше сократилась и составила лишь 5,9%. Субъекты экономики ощущают неудовлетворенную потребность в обеспечении банковскими продуктами и услугами.
Конкуренция является существенным фактором, обуславливающим обновление банковской деятельности.
Ее значимость в дальнейшем, бесспорно, будет возрастать. Конкуренция усиливает давление маржи и затрат кредитных учреждений, их борьбу за клиентов. Нельзя не учитывать и появление новых конкурентов, не являющихся банками. Практика показывает, что результаты деятельности банковских учреждений зачастую порождает сомнения в эффективности банковской деятельности. Высокая доля недоверия к банкам сохраняется. Будущее банков кажется в этой связи не таким безоблачным. Клиенты все чаще предпочитают получать денежно-кредитные услуги не через банки, а через социальные сети (интернет компании). Клиенты все чаще предпочитают использовать предоплаченные дебетовые пластиковые карты в качестве способа оплаты стоимости своих покупок в интернет- магазине.
Подобные работы
- Конкуренция на рынке банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Конкуренция на рынке банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Экономическая безопасность банка в условиях роста конкуренции на рынке банковских услуг (на примере АО «Кредит Урал Банк»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Конкуренция на рынке банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Конкуренция в банковском секторе экономики
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



