ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Понятие, сущность и особенности конкурентного потенциала
коммерческого банка 9
1.2. Методы и подходы к оценке конкурентного потенциала
коммерческого банка 19
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ПРИМЕРЕ АО «АЛЬФА-БАНК» 33
2.1. Методы оценки конкурентоспособности на примере АО
«Альфа-Банк» 33
2.2. Анализ конкурентоспособности банковских услуг, как
инструмент повышения конкурентного потенциала АО «Альфа-Банк» 52
3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АО «АЛЬФА-БАНК» 61
3.1. Проблемы и пути повышения конкурентного потенциала банка 61
3.2. Перспективы совершенствования управления конкурентным
потенциалом АО «Альфа-Банк» в современных условиях при помощи моделирования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях, с учетом структурного кризиса финансового рынка и международных экономических санкций, российские банки переживают трудный период. На обладание конкурентным потенциалом влияет, с одной стороны, межбанковская конкуренция, с другой - факторы обеспечения их конкурентоспособности на рынке банковских услуг.
Обеспечение достаточно высокого уровня конкурентного потенциала кредитной организации - это одна из наиболее актуальных проблем коммерческих банков. Вопросам развития конкурентного потенциала коммерческого банка уделяется все большее внимание.
Банк является одним из основных институтов в экономической системе, опосредующих движение значительных денежных потоков. В связи с этим, все экономически активные субъекты, так или иначе связаны с банковской деятельностью. Для определения целесообразности вступления в договорные отношения с кредитной организацией субъект должен проанализировать, насколько прочно её положение в банковской системе и каковы перспективы её развития. Однако на практике выбор кредитной организации определяется лишь двумя факторами: имиджем банка и его конкурентным потенциалом.
Устойчивое развитие банковской системы неразрывно связано с конкурентоспособностью российских банков. Наличие достаточного количества самостоятельных банков создает определенную среду, в которой банки вынуждены вступать в борьбу за клиента, улучшать качество обслуживания, расширять услуги, предлагать рынку новые продукты. Постоянное увеличение конкуренции в секторе банковского обслуживания заставляет российские банки искать новые, более перспективные и экономичные пути повышения интенсивности и качества взаимодействия с клиентами, что обуславливает возрастающую роль неценовых факторов в конкурентной борьбе на рынке банковских услуг.
Банки должны бороться за сохранение своих доходов, так как рентабельность их деятельности постепенно уменьшается. Решающим для будущей конкурентоспособности банка является не реакция на уже видимую всем основным конкурентам тенденцию, а как можно более раннее выявление направлений будущего развития и их использование.
В настоящее время большинство банков предлагает примерно одинаковый набор услуг по сопоставимым ценам и качеству, поэтому конкуренция между банками переходит на качественно новый уровень. Потенциал традиционных операций в области финансирования кредитов за счет депозитов в настоящее время снижается: чтобы оказаться конкурентоспособными в современной финансовой системе, банкам следует разрабатывать особые, базирующиеся на использовании новых технологий стратегии своего развития и достижения заданных целей.
В условиях развития российского финансового рынка банковская конкурентоспособность является одной из ключевых категорий, так как отражает финансовые, экономические, организационно-управленческие, инновационные, маркетинговые и иные возможности не только конкретного банка, но и всего банковского сектора страны. Данные возможности российских банков находят свое отражение в предоставлении ими конкурентоспособных услуг различным категориям клиентов, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Глобализация финансового пространства, интенсивное развитие коммуникационных и информационных технологий, обусловившие снятие ограничений на свободное перемещение капитала в экономике, усиление конкурентной борьбы на финансовых рынках повышают значимость обоснования инструментов, способных формировать и поддерживать конкурентные преимущества коммерческих банков на высококонцентрированных и динамично растущих рынках.
При этом поиск экономических инструментов, технологий и направлений повышения конкурентоспособности становится актуален как для коммерческих банков с государственным, так и с частным участием в капитале банка. Это обусловлено наличием ряда тенденций в современной банковской сфере России, среди которых наиболее важными представляются следующие тенденции.
Во-первых, развивающийся российский рынок банковских услуг, обеспечивающий достаточно высокий уровень маржи по сравнению с рынками развитых стран, является весьма привлекательным для иностранных финансовых структур, приход которых на финансовые рынки России приводит к повышению концентрации рынка и, как следствие, к увеличению конкурентного давления. Данный факт усугубляется тем, что на сегодняшний день российские коммерческие банки в связи с рядом факторов являются менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными участниками финансовой сферы.
Во-вторых, сформировавшиеся в последние годы тенденции роста российской экономики и развития её реального сектора привели к снижению доходности спекулятивных инструментов, традиционно служивших основным источником прибыли для банков, что, в свою очередь, обусловило значительное обострение конкурентной борьбы за ресурсную и клиентскую базу, способствовало агрессивной региональной экспансии филиальных сетей коммерческих банков.
В-третьих, в период реформирования российской экономики произошло существенное изменение системы ценностей потребителей банковских услуг, смещение акцента с ценовых характеристик продукта на сервисные (комфорт, скорость и качество), что повышает значимость разработки и реализации со-временных технологий удовлетворения спроса клиентов с учетом данных императивов.
В-четвертых, в сложившихся условиях важным моментом представляется выявление перспектив сохранения российскими банками стратегических конкурентных преимуществ на национальном финансовом рынке, несмотря на усиление присутствия зарубежных компаний. Это требует изучения особенностей становления рынка банковских услуг в других странах, выявления основных тенденций развития, адаптации наиболее эффективных и рациональных подходов, применяемых в зарубежной банковской практике, к российским условиям, выработки модели формирования, удержания, наращивания и реализации наиболее востребованных конкурентных преимуществ финансовых структур, обоснования комплекса технологий повышения эффективности работы с клиентами в условиях конкуренции.
И, наконец, в-пятых, проявления и последствия существующего международного финансового кризиса явственно отражают значимость государственной финансовой системы, конкурентоспособность и устойчивость ее в целом и отдельных ее компонентов - финансовых институтов.
Указанные тенденции на российском рынке банковских услуг усиливают значимость разработки и реализации эффективных технологий повышения конкурентоспособности коммерческих банков, поиска путей формирования, удержания, наращивания и реализации конкурентных преимуществ финансовых структур.
Однако, несмотря на то, что такая характеристика банка, как конкурентоспособность, выходит на первый план, данной категории крайне мало уделяется внимания в современных научных исследованиях. В то же время проблема обеспечения конкурентоспособности не только на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, но и на уровне экономики страны, считается многими сверх актуальной и решающей в деле обеспечения России достойного места в мировой экономике.
Все вышеизложенное характеризует актуальность и практическую значимость исследования особенностей функционирования коммерческих банков в современных условиях и вопросов повышения эффективности оценки их конкурентоспособности.
Для написания дипломной работы были использованы научные труды отечественных и зарубежных авторов, статьи в периодических изданиях, работы в материалах конференций и электронные ресурсы, в которых раскрывались теоретические и практические аспекты конкурентного потенциала коммерческих банков. Например, в учебнике Андреева А.Г. раскрываются понятия и сущность конкурентного потенциала коммерческого банка. Спицын И.О. и Спицын Я.О. представили в своем учебнике собственную методику конкурентоспособности коммерческих банков. В трудах, Влезковой В.И., рассматриваются конкурентные преимущества банков в условиях глобализации. Андреев Н.В. подробно описывает критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг. Однако, при достаточно большом количестве научных работ, посвященных межбанковской конкуренции, недостаточно исследованными остаются практические аспекты оценки и повышения конкурентоспособности коммерческих банков.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты РФ, статистические ежегодники и бюллетени Центрального банка Российской Федерации.
На разных этапах работы применялись аналитический, графический, экономико-статистический, сравнительный и экономико-математические методы исследования, а также методы рейтинговых и экспертных оценок, с их много-образными способами и приемами.
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование комплексного подхода к оценке конкурентоспособности коммерческого банка, действующего на финансовом рынке, практической реализации и разработка рекомендаций по его совершенствованию управления им в современных условиях.
Объектом исследования было выбрано Акционерное Общество «Альфа-Банк», осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.
Предметом исследования является система экономических отношений между участниками рынка финансовых и банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- в теоретическом аспекте исследовать сущность и особенности конкурентного потенциала коммерческого банка, идентифицировать факторы, влияющие на конкурентные преимущества коммерческого банка;
- охарактеризовать существующие методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка и оказываемых им услуг, базирующиеся на расчете общих статистических критериев, а также специфических параметров конкурентоспособности;
- выявить преимущества и недостатки используемых подходов к оценке банковской конкурентоспособности;
- выявить основные проблемы и разработать рекомендации по повышению конкурентного потенциала АО «Альфа-Банк»;
- сделать выводы по результатам анализа перспектив совершенствования управления конкурентным потенциалом АО «Альфа-Банк» в современных условиях, при помощи моделирования.
Дипломная работа состоит из: введения, в котором раскрывается актуальность и значение выбранной темы. В первом разделе рассматриваются теоретические основы конкурентного потенциала коммерческого банка, основные методы и подходы к оценке конкурентоспособности банка. Во втором разделе анализируются основные методы оценки конкурентоспособности АО «Альфа-Банк», а также конкурентоспособность его банковских услуг. В третьем разделе выявляются основные проблемы и даются рекомендации по совершенствованию управления конкурентным потенциалом АО «Альфа-Банк» в современных условиях, при помощи моделирования.
Целью данной дипломной работы являлось теоретическое обоснование комплексного подхода к оценке конкурентоспособности коммерческого банка, действующего на финансовом рынке, практическая реализация и разработка рекомендаций по его совершенствованию управления им в современных условиях.
Для этого были решении все поставленные задачи: исследованы сущность и особенности конкурентного потенциала коммерческого банка, были идентифицированы факторы, влияющие на конкурентные преимущества коммерческого банка, охарактеризованы существующие методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка и оказываемых им услуг, базирующиеся на расчете общих статистических критериев, а также специфических параметров конкурентоспособности, были выявлены преимущества и недостатки используемых подходов к оценке банковской конкурентоспособности, выявлены основные проблемы и разработаны рекомендации по повышению конкурентного потенциала АО «Альфа-Банк», а также сделаны выводы по результатам анализа перспектив совершенствования управления конкурентным потенциалом АО «Альфа-Банк» в современных условиях, при помощи моделирования.
Основные результаты проведенных исследований позволяют сформулировать следующие выводы и практические рекомендации.
1. Конкурентный потенциал - совокупность конкурентных преимуществ и степень их реализации в текущей и перспективной деятельности кредитной организации, которые определяют возможности развития кредитной организации в долгосрочном периоде по сравнению с конкурентами». Конкурентный потенциал коммерческого банка характеризует его реальную и вероятную способность выполнять целенаправленный вид деятельности. Устойчивое развитие банковской системы неразрывно связано с конкурентоспособностью российских банков. Наличие достаточного количества самостоятельных банков создает определенную среду, в которой банки вынуждены вступать в борьбу за клиента, улучшать качество обслуживания, расширять услуги, предлагать рынку новые продукты. Постоянное увеличение конкуренции в секторе банковского обслуживания заставляет российские банки искать новые, более перспективные и экономичные пути повышения интенсивности и качества взаимодействия с клиентами, что обуславливает возрастающую роль неценовых факторов в конкурентной борьбе на рынке банковских услуг.
2. Теоретическое осмысление проблемы конкурентоспособности кредитных организаций, действующих на финансовом рынке, позволило сделать вывод, что конкурентоспособность банка - это комплексный, динамичный показатель сравнительного уровня развития критериев его деятельности, в том числе конкурентоспособности предоставляемых им услуг, отражающий, в конечном итоге, эффективность принятия управленческих решений руководством банка.
3. Были рассмотрены основные методики и подходы к оценке конкурентоспособности коммерческого банка. Основными из которых были: рейтинговая методика финансовой устойчивости - CAMEL(S), методика определения надежности банка - В.С. Кромонова, методика конкурентоспособности банковских услуг - Спицына И.О, Спицына Я.О., методика определения сильных и слабых сторон банка - SWOT-анализ, методика оценки конкурентоспособности организации - «4Р», методика Андреева Н.В.«Критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг» и методика Ламбена Ж.Ж. «Конкурентоспособность по 3 факторам».
4. Было рассмотрено состояние конкуренции в банковском секторе РФ. Было выявлено, что в 2016 году сохранилась тенденция к росту показателей, характеризующих концентрацию банковской деятельности. В 2016 году концентрация по основным группам активов и обязательств находилась на среднем уровне. Индекс концентрации активов немного уменьшился - с 0,108 до 0,107, это свидетельствует об усилении конкуренции в банковском секторе по данному показателю. Индекс концентрации кредитов нефинансовым организациям - резидентам также снизился - с 0,144 до 0,137, а индекс концентрации капитала возрос с 0,103 до 0,114. Сохраняются исторически высокие значения показателя концентрации на рынке вкладов населения: на 01.01.2017 она составила 0,223%.
Переломным моментом для этого явилось усиление геополитической напряженности, связанной с внешнеполитическими действиями России. В данных условиях экономические субъекты вынуждены были корректировать свои финансовые стратегии, обусловленные взаимодействием с банковской сферой. Иными словами, данные субъекты при принятии экономических решений в условиях возросшей неопределенности минимизировали свои риски путем отказа от заключения финансовых сделок. Это в свою очередь спровоцировало отток капитала из банковской сферы, что привело к ужесточению конкуренции за финансовые ресурсы и клиентов.
5. Были проанализированы основные три методики (CAMEL(S), В.С. Кромонова, Спицына И.О, Спицына Я.О.) по анализируемому банку АО «Альфа-Банк» и в сравнении с его основными банками-конкурентами. По результатам анализа методики финансовой устойчивости CAMEL(S) анализируемый банк АО «Альфа-Банк» получил оценку «3 (посредственный)», также эта оценка присваивается основным банкам-конкурентам АО «ЮниКредит банк» и ПАО АКБ «Авангард», что характеризует наличие финансовых, операционных или технических слабостей, варьирующих от допустимых уровней до неудовлетворительных, уязвим при неблагоприятных изменениях экономической ситуации, может легко разориться, если принимаемые меры по преодолению слабостей неэффективны. Оценку «1(сильный)» получил банк ФК «Открытие», что означает банк «полностью здоров» во всех отношениях (могут быть лишь незначительные отклонения в ряде показателей), существует надлежащая система управления, устойчив по отношению к внешним экономическим и финансовым потрясениям и нет необходимости во вмешательстве органов надзора. Оценка «2 (удовлетворительный)» была присвоена АО «Райффайзенбанк» - банк практически «полностью здоров», полученные критические данные не имеют существенного значения, в системе управления отсутствуют критические недостатки, стабилен и может
успешно преодолевать колебания в деловом мире, вмешательство органов банковского надзора ограничено и осуществляется в объеме, необходимом для исправления выявленных недостатков.
6. Проанализировав, конкурентный потенциал АО «Альфа-банк» можно сделать вывод, что для АО «Альфа-Банк» 2016 год стал еще одним успешным периодом активного развития, когда конкурентные преимущества, развиваемые в течение долгого времени, снова позволили ему добиться высоких результатов как в работе с компаниями, так и с частными лицами. Анализ показал, что банк делает упор на кредитование юридических лиц, формой обеспечения которого являются гарантии и поручительства. Общий уровень обеспеченности кредитов достаточно высок и возможный невозврат кредитов, вероятно, будет возмещен объемом обеспечения. Банк сохраняет позицию крупнейшего российского частного банка по размеру совокупных активов, совокупному капиталу, кредитному портфелю и размеру депозитов.
За анализируемый период АО «Альфа-Банк» занимает четвертое место по надежности банка. Банку необходимо наращивать свои преимущества перед основными конкурентами по коэффициентам, применяемые в методике Кромонова В.С. По некоторым видам банковских услуг, АО «Альфа-банк» занимает наибольшую долю на финансовом рынке. Так, на 01.01.2017 г. по объему кредитного портфеля физических лиц АО «Альфа-банк» значительно опережает его основных конкурентов и составил 230 163 089 тыс.руб., с долей на финансовом рынке 2,13%. По вкладам физических лиц также занимает лидирующие позиции, показатель составил 662 135 206 тыс.руб., с долей рынка в 2,74%.
7. Были выработаны основные рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности АО "Альфа-Банк". АО «Альфа-Банк» необходимо разработать линейку преференций и льгот для своих потенциальных клиентов. Для дальнейшего успешного укрепления конкурентных позиций во всех секторах банковского рынка РФ АО «Альфа-Банк» необходимо наращивать свое присутствие на таких сегментах банковского рынка, как депозиты физических и юридических лиц, так как именно данные показатели являются главными элементами в ресурсной базе любого коммерческого банка и именно они чаще всего определяют его возможности.
На 01.01.2017 финансовый результат Альфа-Банка составлял 4 985 561 тыс.руб. Одной из основных причин снижения прибыли кредитной организации в этом году стали значительные расходы, связанные с формированием резервов на возможные потери: за 2016 год Альфа-Банк сформировал резервов на общую сумму 518,4 млрд. рублей, при этом сумма доходов от восстановления резервов составила около 453 млрд. рублей. Таким образом, за 2016 год чистые расходы Альфа-Банка на формирование резервов составили порядка 65,4 млрд. рублей. С одной стороны, создание резервов для компенсации возможных потерь от кредитной деятельности в банковском деле рассматривается как один из важнейших методов повышения надежности коммерческих банков и дает возможность избежать отрицательного влияния кредитных рисков на капитал банка, защищая вкладчиков, кредиторов и акционеров. С другой стороны, высокий объем резервов свидетельствует о том, что управление кредитным риском в части мониторинга текущего состояния действующего кредитного портфеля осуществляется не достаточно эффективно.
Можно увеличить доходы банка от розничного бизнеса, путем изменения в структуре кредитного портфеля. Приоритетной клиентской базой в розничном бизнесе банка останутся сотрудники корпоративных клиентов, а также физические лица с уровнем дохода не ниже среднего. Повышение качества услуг, оказываемых розничным клиентам, расширение функций дистанционных каналов продаж, централизация обслуживающих функций — важные задачи в развитии системы розничного клиентского обслуживания. При этом банк будет стремиться к повышению доходности операций за счет расширения предложения клиентам комиссионных продуктов (зарплатных проектов и банковских карт) и залогового кредитования (ипотеки) при сохранении высоких требований к заемщикам.
В целях повышения устойчивости банка в нестабильных экономических условиях и обеспечения непрерывности функционирования в период действия санкций особое внимание необходимо уделить формированию сбалансированной и диверсифицированной ресурсной базы. Для этого банку необходимо продолжить осуществлять мероприятия, предусматривающие расширение возможностей доступа к источникам финансирования за счет развития операций на российском долговом рынке и формирования доступа к новым зарубежным рынкам капитала, а также расширения базы потенциальных инвесторов.
Предложенные рекомендации, несмотря на сложную ситуацию в связи с кризисами в банковском секторе, позволят повысить уровень его конкурентоспособности, помогут достичь и удерживать темпы развития для достижения целей банка, а также получить признание на международной арене. Решив, насущные проблемы и проведя ряд инновационных изменений, банк сможет рассчитывать на стабильные показатели конкурентоспособности.
8. Спрогнозировав, перспективы совершенствования управления конку-рентным потенциалом АО «Альфа-Банк» в современных условиях при помощи моделирования, можно сказать, что прогнозируемая величина чистой прибыли организации через три года (на 01.01.2019 г.) составит - 40155047,18 тыс.руб. убытка. Это свидетельствует о том, что банку необходимо предпринимать меры по эффективности управления банковской деятельности. Прогнозный показатель чистый прибыли будет зависеть, как от внутренних, так и от внешних факторов. Например, в прогнозе тенденция сокращения количества действующих кредитных организаций на территории РФ сохранится. Это связано с тем, что в банковском секторе происходит очищение от ненадежных и сомнительных банков, в пользу того, что это оздоровит банковскую сферу, увеличивая уверенность потребителей в надежности крупных и образующих банков. По прогнозу через три года количество действующих кредитных организаций составит 341 банк.
Уровень инфляции будет значительно падать. На такой спад может повлиять стабилизация рубля, развитие банковского сектора. Низкая инфляция приведет к тому, что стоимость нефти в стране будет постепенно расти (за счет стабилизации всех экономических процессов), а так как налоги от ее продажи поступают напрямую в казну, несложно догадаться о том, что бюджетный дефицит будет уменьшаться. На этом фоне экономика начнет потихоньку восстанавливаться, а это в свою очередь достаточно неплохо отразится на благосостоянии граждан.
Мы приходим к выводу о том, что комплексное изучение конкурентоспособности коммерческого банка создает основу для принятия правильных управленческих решений не только в области оптимизации деятельности по важнейшим направлениям обслуживания клиентов, но и при обосновании задач, решаемых в рамках реализации конкурентной стратегии.
1. Федеральный закон от 02.12.1990г. №395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности»
2. Федеральный закон от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации»
3. Указание Банка России от 03.04.2017г. №4336-У «Об оценке экономического положения банков»
4. Письмо Банка России от 07.08.2006г. №106-Т «О рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе»
5. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. 389 с.
6. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы / под ред. Г.Л. Азоева, А.П.Челенкова. М. : ОАО Типография «Новости» , 2012. 256 с.
7. Андреев А.Г. Конкурентный потенциал компании. М.: УрО РАН,
2012. 48 с.
8. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. / под ред. Л.И. Евенко. М. : Экономика, 2012. 285 с. [H. Igor Ansoff. Strategic Management. New York:1989.].
9. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: Финстатинфорум, 2014. 142 с.
10. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Мир,
2013. 525 с.
11. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело. М.: СПб-Питер, 2009. 304 с.
12. Белотелова Н.П. Деньги. Кредит. Банки. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. 400 с.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ, 2012. 528 с.
14. Градов А.П. Национальная экономика. М.: Спб.: Питер, 2013. 240 с.
15. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Паблишер, 2012. 418 с.
16. Колесникова В.И. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2012. 480 с.
17. Кудашева Ю.С. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка: автореф. дисс. на соискание уч. степени канд.экон.наук. М., 2012. 186 с.
18. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки. М.: Финансы и статистика, 2013. 448 с.
19. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: пер. с франц../ под ред. В.Б. Колчанова. М.: СПб.: Наука, 2012. 800 с.
20. Коробов Ю. И. Практика банковской конкуренции. М. : центр Саратовской гос. экон. академии, 2012.185 с.
21. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент / под ред. В.Д.Марковой, С.А. Кузнецовой. М.: Новосибирск : ИНФРА-М: Сибирское соглашение, 2012. 288 с.
22. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. / под ред. и с предисл. В Д. Щетинина. М. : Изд.тдом «Вильямс», 2012. 405 с.
23. Рубин Ю.Б. Конкуренция. Упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе, 2013. 458 с.
24. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. М.: АО «Тарнекс», ЦММС «Писпайп», 2013. 656 с.
25. Стивен Д. Конкурентный потенциал — как его выявить? // Competia Online Magazine, 2012.
26. Столяров О.Б. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности : автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук. М., 2012. 95 с.
27. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2013. 640 с.
28. Четыркина Н.Ю. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг. М.: СПб. : СПбГЭФ, 2013. 128 с.
29. Юданов А Ю Конкуренция, теория и практика. М.: АКАЛИС, 2012. 272 с.
30. Ярилин А. А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2013. 286 с.
31. Андрианов В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2013. №3. С. 3-19.
32. Андреев Н.В. Критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг // Маркетинг. - 2012. - №1. С. 32.
33. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. №5. С. 63-71.
34. Бобров Н. Конкурентная борьба // Маркетинг, 2012. - №5. С.24-28.
35. Богатова Е.Р. Монополия, олигополия, конкуренция // В курсе правового дела. 2013. № 6. С. 11-14.
36. Бондарева Ю., Шовиков С., Хаиров Р. Конкуренция на рынке банковских услуг: мнение аналитиков МАП РФ // Банковское дело. 2012. №1. С. 9-14.
37. Бурр В. Концепция устойчивого конкурентного преимущества // Проблемы теории и практики управления. 2012. №4. С.107-113.
38. Влезкова В.И. Конкурентные преимущества банков в условиях глобализации // Экономические науки. 2012. № 4 (89). С.24.
39. Волков O.P. Сегментация конкуренции и конкурентные преимущества
банков на российском рынке // Вестник РУДН серия «Экономика». 2013. №1.С.57-62.
40. Воронина Л.А., Шапошников, A.M. Повышение конкурентоспособности регионального банка // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 16. С.10-15.
41. Геращенко В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы в России // Деньги и кредит. 2012. №7. С. 5-13.
42. Ерохин Д.В. Галушко Д.В. Теоретические основы оценки конкурентного потенциала фирмы // Вестник Брянского государственного технического университета. 2013. № 4 (12). С.76-105.
43. Лазаренко А.А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. 2014. №1. С.374-377.
44. Матовников М.Ю. О пользе банковской конкуренции // Деньги и кредит. 2012. №3. С.5-15.
45. Мотохин А.М. Методика оценки конкурентных позиций коммерческого банка // Финансы и кредит. 2013. №37. С.40-47 с.
46. Остапенко О.И., Н.В. Верещак. Конкурентоспособность как критерий оценки экономического потенциала предприятия-участника ВЭД // XXXIV научно-техническая конференция по результатам работы профессорско- преподават. состава, аспирантов и студентов. М.: Северо-Кавказ. гос. техн. ун¬т., 2012.
47. Ракша А.Д. Конкуренция в банковской сфере // Банковское дело. 2013. № 11. С. 25-27.
48. Рожков М.Н. Разработка модели конкурентоспособности кредитных услуг банка // Банковское дело. 2012. №9. С.68-71.
49. Рыкова И.Н. Проблемы оценки финансовой эффективности и конкурентоспособности филиалов кредитных организаций // Финансы и кредит. 201 2. №35. С.8-15.
50. Стамболцян М.А., Уланова М.Ф., Шумилина К.А. Конкуренция на рынке банковских услуг как фактор устойчивого развития экономики региона // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. научно-практическая конференция. 2012. № 15.
51. Суворов А.В. Сравнительный анализ показателей и оценка эффективности и устойчивости деятельности банка // Финансы и кредит. 2012. №16. С.55-66.
52. Трошин В. А. Проблематика оценки финансовой устойчивости коммерческого банка // Молодой ученый. 2014. №10. С.265.
53. Шапошников A.M. Проблемы и перспективы развития конкурентоспособных банковских услуг // Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, докторантов и молодых ученых. М. : Майкоп, 2013.
54. Чернова С.А., Алиева М.Ю. К вопросу о сущности банковской конкуренции и конкурентоспособности // Финансы и кредит. 2012. № 23. С.14-21.
55. Эзрох Ю. С. Новый подход к оценке конкурентоспособности коммерческого банка // Банковское дело. - 2012. - № 1. С.68-74.
56. Акционерное общество «Альфа-Банк»: Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской финансовой отчетности за 2016 г. - Официальный сайт АО «Альфа-Банк», 2017. - Режим доступа:https://alfabank.ru/
57. Акционерное общество «ЮниКредитбанк»: Аудиторское заключение
о годовой бухгалтерской финансовой отчетности за 2016 г. - Официальный сайт АО «ЮниКредитбанк», 2017. - Режим доступа:
https: //www.unicreditbank.ru/ru/personal .html#home
58. Акционерный коммерческий банк «Авангард»: Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской финансовой отчетности за 2016 г. - Официальный сайт АКБ «Авангард», 2017. - Режим доступа:https://www.avangard.ru/rus/
59. Анализ банков: Инструмент банковского аналитика, клиента банка для анализа финансового состояния и надежности банков. - Портал банковского аналитика «Анализ банков», 2017. - Режим доступа:http://analizbankov.ru/
60. Банки.ру: Финансовые рейтинги банков по показателям за 2012 - 2015 гг. - Финансовый информационный портал «Банки.ру», 2017. - Режим доступа: http: //www.banki .ru/
61. Банковская группа «Райффайзенбанк»: Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской финансовой отчетности за 2016 г. - Официальный сайт АО «Райффайзенбанк», 2017. - Режим доступа:https://www.raiffeisen.ru/
62. Куап.ру: Агрегированный баланс банков за 2014 -2016 гг. - Финансовый анализ банков, 2017. - Режим доступа:http://www.kuap.ru/
63. Потапов Д. К., Евстафьева В. В. Методика оценки надежности кредитных организаций // Социально-экономическое положение России в новых
геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития. СПб.: Институт бизнеса и права, 2009. - Режим доступа:
http: //www.ibl .ru/konf/041208/54.html
64. РИА Рейтинг: Лучший российский банк для миллионеров 2016, среди российских банков без государственно участия. - Кредитные рейтинги и исследования «РИА Рейтинг», 2017. - Режим доступа:http://riarating.ru/
65. Центральный Банк РФ: Отчет о финансовых результатах за 2014 - 2016 гг. - Официальный сайт Центрального Банка РФ, 2017. - Режим доступа: http: //www.cbr.ru/
66. Частный банк «Открытие»: Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской финансовой отчетности за 2016 г. - Официальный сайт ПАО БАНК «ФК Открытие», 2017. - Режим доступа:https://www.open.ru/#people