ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛЕЙ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКА 6
1.1. Сущность корпоративного управления 6
1.2. Особенности корпоративного управления в коммерческих банках
1.3. Модели корпоративного управления в коммерческих банках
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 29
2.1. Анализ показателей деятельности коммерческих банков Республики Татарстан как фактор эффективности корпоративного управления 29
2.2. Анализ системы корпоративного управления ПАО «АК БАРС» БАНК 35
2.3. Экономико-математическая модель эффективности корпоративного управления ПАО «АК БАРС» БАНК 46
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ 53
3.1. Проблемы развития корпоративного управления коммерческих банков на современном этапе 53
3.2. Роль Банка России в совершенствовании корпоративного управления 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Банковская система является неотъемлемой частью экономической системы любой страны и занимает стратегическое положение в экономике, что определяется ее целями, задачами, функциями, а также воздействием на другие системы. Любой сбой в функционировании банковской системы затрагивает интересы всех хозяйствующих субъектов и управление коммерческих банков
Для успешного развития банковской системы России, усовершенствование практики корпоративного управления является очень важным условием. Как органы надзора и регулирования, так и сами банки все больше осознают, что данная практика способствует дальнейшему развитию и повышению эффективности функционирования российского банковского сектора.
Во многих странах невысокий уровень практики корпоративного управления коренным образом оказывает негативное влияние на эффективность инвестиций, а также способствует возникновению более глобальных проблем комплексного характера на уровне страны и ее регионов. Значимость и внедрение качественных норм корпоративного управления и обеспечения большей прозрачности и открытости находят широкий отклик на развивающихся рынках.
Корпоративное управление является системой, при которой организация защищает и представляет интересы своих инвесторов и клиентов. Система корпоративного управления состоит из множества элементов: совет
директоров, системы внутреннего и внешнего аудита, механизм оплаты труда исполнительного подразделения и прочее.
Эффективная корпоративная система компании позволяет достичь высокого уровня стоимости компании, повышенной устойчивости организации к изменениям внешних условий, а также снижения стоимости привлеченного капитала и снижения финансовых и операционных рисков.
Основоположниками корпоративного управления принято считать выдающихся зарубежных экономистов как: Г. Гант, Ф. Тейлор, Г. Минза, Л. Гилберт, а также ряд классиков экономической науки также внесли огромный вклад в развитие и внедрения корпоративного управления - Дж. М Кейнс, А. Маршалл, М.Портер, Э. Чемберлин.
В последующем их научные исследования были развитыми такими зарубежными учеными, как Д. Батнер, Д. Лорш, К.Мейер, Р. Милгром и прочее.
В трудах Клепач А., Кузнецова П., Крючкова П. также рассматриваются вопросы становления корпоративного управления в России.
Актуальность темы исследования определена ролью модели корпоративного управления в коммерческих банках, так как на нее влияют очень множество факторов: стадии жизненного цикла в совершенствовании банка, проработка стратегии контроля со стороны основных собственников и поиск новых форм внешнего финансирования. Поэтому модель корпоративного управления является определяющим элементов в развитии корпоративной системы банка.
Значимость изучения проблемы корпоративного управления усиливается тем, что устойчивость банков имеет огромное значение для всей финансово-экономической системы страны. Во-первых, банки обеспечивают контроль и концентрацию над накоплениями; во-вторых, оказывают существенную роль в распределение средств субъектов с целью экономического развития. Поэтому стоит отметить, что крах банк вызывает массовые последствия и затрагивает большое количество сторон.
Цель работы - изучить теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках, проанализировать уровень развития и эффективность корпоративного управления региональных банков на примере ПАО «АК БАРС» БАНК, выявить проблемные стороны корпоративного управления, а также рассмотреть направления развития корпоративного управления в коммерческих банках.
Исходя из целей работы можно выделить следующие задачи:
1) раскрыть сущность корпоративного управления;
2) разобраться в особенностях корпоративного управления в банках.;
3) изучить модели корпоративного управления;
4) проанализировать структуру управления коммерческого банка;
5) выявить проблемы и предложить пути совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках.
Объектами исследования является банковская сфера России, а в частности, банки Российской Федерации и Республики Татарстан, а также крупный коммерческий банк ПАО «АК БАРС» БАНК
Предметом исследования и анализа являются процессы организации используемой модели корпоративного управления и системы корпоративного управления.
Теоретическую основу работы составляют современные теории системы корпоративного управления, результаты отечественных и зарубежных исследований по практическим и теоретическим проблемам внедрения современных деталей в формировании моделей корпоративного управления в коммерческих банках.
Методологическую основу составляют законодательные и нормативные документы государственных органов, а также результаты научных исследований зарубежных и отечественных экономистов.
В процессе изучения вопроса о моделях корпоративного используются следующие методы исследования: экономико - статистические методы, методы анализа и синтеза, графические методы.
Информационной базой исследования являются материалы статистических данных, нормативно - правовые документы, выдержки из экономических статей, материалы зарубежных и отечественных экономистов, информация в сети интернет.
Структура и объем дипломного проекта. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.
Проведенный анализ убедил в разносторонности темы исследования.
Под корпоративным управлением мы понимаем систему взаимодействий между акционерами и руководством компании (коммерческого банка), а также другими заинтересованными лицами (персоналом, вкладчиками, заемщиками, Банком России, налоговыми органами), основанную на согласовании интересов всех участников корпоративных отношений при приоритетности прав и интересов собственников как основного субъекта управления органы с целью увеличения прибыли и стоимости коммерческого банка.
Положительный результаты корпоративного управления прямым образом влияют на эффективное развитие рыночной экономики. Акционеры и другие заинтересованные лица должны иметь прямую возможность к просмотру информации, а также осуществлять контроль по отношению к руководству с целью рационального использования имущества банка для всех финансово - заинтересованных лиц. Такой контроль очень важен как для стран с развивающейся экономикой, так и для стран с развитой экономикой.
Коммерческие банки представляют собой особый вид организаций, отличающихся от предприятий реального сектора экономики и иных финансовых организаций. Назначением банковской системы является обеспечение процессов межрегионального и межотраслевого перелива капитала, а также структурной перестройки всего народного хозяйства посредством кредитования производства и конечных потребителей.
Главными особенностями корпоративного управления в коммерческих банках являются:
1) меньшая прозрачность банковского сектора;
2) высокая степень регулирования банковской деятельности со стороны государства;
3) другая структура финансово-заинтересованных лиц;
4) управление рисками, как один из важнейших элементов в систему внутреннего контроля.
В рыночной экономике банки используют три национальные модели корпоративного управления: американская, немецкая и японская, и две модели которые сконцентрированы на: аутсайдеров (в центре системы выступает - рынок капитала) и инсайдеров (в центре системы выступает - банк)
К основным характеристикам американской модели относятся: высокая ликвидность фондового рынка и акции корпораций выступают как инструментом сохранения финансов населения.
Немецкая модель является структурой закрытого характера. К отличительным особенностям можно отнести: высокий уровень банковского контроля и низкий уровень распределения акций со стороны частных инвесторов.
Главным элементом в японской модели выступает государство. Но доля государственного сектора в экономике страны не значительная, при этом государство является направляющим и координирующим органом в развитии экономики.
Обшей и единой модели корпоративного управления не существует, в основном она бывает смешанной или скомбинированный от разных моделей управления.
Таким образом, корпоративное управление является не только способом взаимодействия между акционерами и правлением, но и как элемент для анализа структуры управления внутри банка.
Результаты финансового анализа - это материальная основа управленческих решений, принятие которые основывается не только на аналитических данных, но и на опыте, логике, интеллекте и личных симпатиях лиц, принимающих решения. Все это подтверждает то, что финансовый анализ в современных условиях является инструментом принятия успешных управленческих решений и становится элементом управления.
При принятии управленческих решений нужно учитывать следующие финансовые показатели:
а) управленческие решения в отношении структуры баланса;
б) управление ликвидностью;
в) управление рентабельностью.
Для акционерного коммерческого банка «Ак Барс» корпоративное управление является важным звеном для достижения успешных результатов работы и для осуществления взаимопонимания между всеми заинтересованными в деятельности банка лицами, прежде всего, осознавая ответственность перед обществом за благосостояние инвесторов, акционеров, клиентов и кредиторов.
В ходе анализа стоит отметить, что банк придерживается следующим принципам в собственной модели корпоративного управления:
а) прозрачность структуры собственности банка;
б) открытость и информативность публикуемой информации.
Эффективное корпоративное управление играет значимую роль для надлежащего функционирования банковского сектора. Банки выполняют важную функцию в экономике, направляя средства от накоплений и вкладов на поддержку деятельности предприятий, способствуя, таким образом, экономическому росту. Устойчивость банков составляет основу финансовой стабильности, поэтому качество организации является критически важным фактором достижения экономического благополучия. Недостатки в управлении банками могут привести к негативным последствиям для банковского сектора в целом и впоследствии всей экономики.
На пути внедрения корпоративного менеджмента в практику работы коммерческих банков России существует достаточно большое количество препятствий и проблем:
а) недостаточная организация корпоративного управления (слабая база уставных и внутренних документов);
б) различия в информации о банке, представленной в корпоративных источниках и рыночной оценке;
в) непрозрачность структуры капитала банка;
г) нарушения прав финансово-заинтересованных лиц;
д) значительное политическое влияние в экономике;
е) неполноценное управление риском.
Стоит выделить две главные проблемы: во-первых, прозрачность структуры собственности, во-вторых — эффективность системы органов управления банком с точки зрения принципов их формирования и взаимодействия.
Существуют два пути решения проблемы корпоративного управления.
Во-первых, это юридическая составляющая. С помощью совершенствования законодательной базы, механизмов регулирования, эффективности регулирующих органов, механизмов правоприменения должны решаться глобальные проблемы в сфере корпоративного управления в масштабах всей экономики. Второе - экономическая сторона, когда банки становятся сами заинтересованы в повышении качества корпоративного управления.
Дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления в коммерческих банках должно быть направлено на достижение большей прозрачности банков, адекватную оценку рисков, обеспечение законных интересов всех сторон, связанных с деятельностью коммерческих банков.
Следовательно, на мой взгляд, что расширение практики корпоративного менеджмента в банковской сфере открывает возможности для дальнейшего привлечения дополнительных средств в уставные капиталы банков, прежде всего иностранных инвесторов, а также других учредителей за счет расширения их круга. Кроме того, посредством корпоративного управления требуется добиться повышения роли банков в обслуживании и кредитовании реальных секторов экономики, активизации их деятельности в реализации инвестиционных программ и проектов, совершенствование механизма партнерства в отношениях между банками и их клиентами.
Таким образом, главной целью процесса совершенствования корпоративного управления должно стать внедрение в отечественную практику корпоративных отношений цивилизованных принципов построения отношений между всеми субъектами корпоративного управления как сферы постоянных конфликтов интересов. Для достижения данного результата одного только совершенствования законодательства недостаточно. В мировой практике для регулирования таких отношений принято вырабатывать специальные своды правил корпоративного управления - кодексы корпоративного управления, определяющие основные принципы, которых должны придерживаться банки при построении собственных систем корпоративного управления при принятии решений внутри банка, во взаимоотношения с акционерами.
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., №395-1 (ред. от 03.07.2016г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
2. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
3. О совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях [Электронный ресурс]: Рекомендация Базельского комитета по банковскому надзору (Базель, сентябрь 1999 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
4. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управления» [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 6 февраля 2012 г. N 14-Т // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
5. О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 13.09.2005 N 119-Т // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
6. Гущин В.В., Порошкина Ю.О., Сердюк Е.Б. Корпоративное право: учебник / М.: Эксмо, — 458 с.
7. Мейер К. Корпоративное управление в условиях рыноч-ной экономики и экономики переходного периода // Корпоратив-ное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. - Пер. с англ. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1996. - С. 24.
8. Тепман, Л. Н. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / Л. Н. Тепман. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 с.
9. Корпоративное управление: Учебник / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
10. Иванова, Е.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / Е.В. Иванова. - М.: Флинта, 2016. - 336 с.
11. Масленников, В.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / В.Г. Антонов, В.К. Крылов, А.Ю. Кузьмичев [и др.]; Под ред. В.Г. Антонов. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
12. Мишурова, И.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / И.В. Мишурова, Е.А. Панфилова. - М.: Дашков и К, 2012. - 528 с.
13. Розанова, Н.М. Корпоративное управление: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 339 с.
14. Симагин, Ю.А. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) / Ю.А. Симагин. - М.: КноРус, 2013. - 448 с.
15. Спасенных, М.Ю. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР: Учебное пособие / М.Ю. Спасенных. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2012. - 146 с.
16. Спасенных, М.Ю. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР: Учебное пособие / М.Ю. Спасенных. - М.: Дело АНХ, 2012. - 148 с
17. Бандурина Н. В. Принципы корпоративного управления в правовой практике управления федеральной собственностью / Н. В. Бандурина // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2013. - № 19. - С. 66-73.
18. Батаева Б. С. Роль фондовых рынков в совершенствовании корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности / Б. С. Батаева // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2013. - № 1. - С. 28-33.
19. Задорожная А. Н. Исследование роли корпоративного управления в повышении инвестиционной привлекательности и кредитного рейтинга российских компаний / А. Н. Задорожная // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2013. - № 1. - С. 64-69.
20. Зубрилин И. Н. Корпоративное управление: определение и сущность / И. Н. Зубрилин // Научное обозрение. - 2012. - № 4. - С. 456-463.
21. Кокаева З. Т. Культура управления банковскими рисками как составная часть системы корпоративного управления банка / З. Т. Кокаева // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - № 3. - С. 89-91.
22. Саломатина Е. В. Влияние кодексов корпоративного управления на систему управления коммерческой организации / Е. В. Саломатина // Наука и экономика. - 2012. - № 5. - С. 44-49.
23. Самосудов М. В. Теория корпоративного взаимодействия как инструмент анализа в процессе корпоративного управления / С. В. Самосудов // Управленческие науки. - 2012. - № 2. - С. 24-30.
24. Семенов А. С. Корпоративные процедуры / А. С. Семенов // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. - 2013. - № 1. - С. 20-29.
25. Синяев И. В. Корпоративная культура и корпоративное управление / И. В. Синяев // Вестник Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - № 4. - С. 208-211.
26. Харчилова Х. П. Корпоративная социальная ответственность и корпоративное управление: сферы взаимодействия и взаимовлияния / Х. П. Харчилова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 2. - С. 175-181.
27. Хачатурян А. Корпоративные институты и институциональные «ловушки» / А. Хачатурян // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 9/10. - С. 80-91
28. Церцеил Ю. С. Механизм реализации стратегии корпоративного управления на производственном предприятии, входящего в состав кластера / Ю. С. Церцеил // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24. - С. 120-126.
29. Челенкова И. Ю. Институциональные барьеры: формирование корпоративного управления / И. Ю. Челенкова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2013. - № 4. - 128-131
30. Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: Учебник / И.Ю. Бочарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 с.
31. Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: Учебник. (ГРИФ) / И.Ю. Бочарова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 368 с.
32. Пласкова Н.С. Анализ результативности деятельности АО // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 3. С. 53-56.
33. Тагавердиева Д.С. Методы оценки эффективности корпоративного управления // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 2. С. 82-86.
34. Тагавердиева Д.С. Корпоративное управление - на качественный уровень развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2. С. 596-599.
35. Заварихин. Н. М. д.э.н., профессор. Совершенствование корпоративного управления в банках// Дело и сервис, №4, - С.35-38.
36. Россия и мир: практика корпоративного управления / И. Беликов [и др.] // Рынок ценных бумаг. - № 11. - С. 49-53.
37. Дементьева А.Г. Система корпоративного управления в развитых странах и России // Журнал «Менеджмент в России и зарубежом» - №3 - С. 22¬25
38. А. Чмель / Корпоративное управление: правда и мифы // Harvard Business Review - №5 - С. 32-33
39. Заварихин Н.М / Корпоративное управление в российских коммерческих банках // Журнал «Финансовый менеджмент» №3 - С. 45-47
40. Н. Арабова / Особенности корпоративного управления в банках // Журнал «Управление компанией» № 7 - С.13-14
41. А. Зонова / Как принимать управленческие решения на основе анализа финансовой отчетности // Центр доп. Образования Элитариум №3 - С.21-22
42. Гусаков В. / Новая редакция принципов корпоративного управления С20/ОЭСР: основные понятия и их значение // Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №12-2015 - С.35-36
43. Урскова Л. / Корпоративное управление - залог успешного выхода на биржу // Журнал «РЦБ» № 10 (361) - С.27-28
44. Рейтинги банков Республики Татарстан. Режим доступа: http://www.banki.ru/banks/ratings/(дата обращения 09.04.17)
45. Финансовый анализ банков. Режим доступа:
http://http:www.kuap.ru/articles/12141/(дата обращения 28.04.17)
75
46. Рейтинги банков. Режим доступа:
http:www.riarating.ru/banks/20170425/630061450.html(29.04.17)
47. Банковская система Республики Татарстан. Досье. Режим доступа: http://tass.ru/info/4068240(29.04.17)
48. Устав ПАО «Ак Барс» Банк. Режим доступа: https://www.akbars.ru/upload/iblock/(30.04.17)
49. Кодекс корпоративного управления ПАО «Ак Барс» Банк. Режим доступа: https: //www.akbars .ru/about/free-info/code/
50. Кодекс этики ПАО «АК Барс» Банк. Режим доступа: https: //www.akbars .ru/about/free-info/provisions/